Formation of ecological and geographical world outlook in learning geography


Cite item

Full Text

Abstract

The article focuses on the role of school geography course in the implementation of the main goals of education, the formation of well-rounded personality with modern worldviews. It is shown that the purpose of the study of geography in learning the system of geographical knowledge as a component of the scientific world.Disclosed issues of formation of ecological and geographical world as part of the scientific worldview, its structural components: knowledge, ideas, attitudes, beliefs, values. The stages of the formation of the geographical picture of the world: in V-VI classes - an understanding of the world picture, in the VII class - the integrity of the picture of the world, in the VIII class - a picture of Russia as a part of the world, in the IX class - a picture of the socio-economic structure of Russia, in X-XI classes - the picture of social and economic structure of the world. Marked by the principles of continuity and system, the principle of local lore, which needed for the formation of a scientific outlook. Highlight and presents a system of ecological and geographical concepts, like the concepts of environmental and socio-ecological concepts from V to X-XI classes. We consider the research activity of schoolchildren and the formation of philosophical views and beliefs at the time of its execution. Gave an examples of scientific search of student's work submitted for research readings interregional youth readings behalf Kayum Nasyyri and in scientific-practical conferences devoted to geography and local history of activity research.

Full Text

Динамичные процессы, происходящие в образовании, глубоко затронули учебно-воспитательный процесс в каждом образовательном учреждении России. Актуальной становится задача подготовки подрастающего поколения к самостоятельному осмыслению большого объема информации и ее анализу, развития интеллектуальных, творческих способностей на основе усвоенных зна- ний и универсальных учебных действий - познавательных и коммуникативных. В современных программах по географии, составленных на основе феде- рального государственного образовательного стандарта общего образования, уделяется внимание целям обучения географии, ее вкладу в решение основ- ных педагогических задач, результатам обучения. Изучение школьного курса географии играет важную роль в формировании всесторонне образованной личности, «обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, культурных и этических норм поведения» [6]. Формирование научного мировоззрения - процесс сложный, целенаправ- ленный, охватывающий все звенья учебно-воспитательной работы, начиная с младшего подросткового возраста и заканчивая ранне-юношеским. Обуче- ние школьников географии способствует столь важному процессу последова- тельно и постепенно, поднимая учащихся на более высокую интеллектуаль- ную ступень овладения знаниями, умениями, опытом творческой деятельно- сти, эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности. В соответствии с целью изучения географии в процессе обучения у школьников формируется система географических знаний как компонента научной картины мира, последовательно и системно формируется географиче- ская картина мира на основе понимания многообразия современного географи- ческого пространства, комплексное представление о географической среде: в V-VI классах при изучении начального курса физической географии формируются начальные представления и понимание картины мира; в VII классе при изучении курса «География материков и океанов» - целостность картины мира; в курсе VIII класса «География: Природа России» - картина России как части мира; в курсе IX класса «География: население и хозяйство России» - карти- на социально-экономического устройства России; в курсе X-XI классов «Экономическая и социальная география ми- ра» - картина социально-экономического устройства мира [1]. Целью изучения географии в основной школе также является «понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в мас- штабах России и мира» [6]. Экологизация географической науки позволяет говорить об эколого- географическом мировоззрении как составной части научного мировоззре- ния, направленного на понимание смысла происходящего, на развитие спо- собностей к самостоятельному суждению, принятию своей точки зрения в оценке и решении жизненно важных проблем окружающей среды. В структуре рассматриваемого мировоззрения выделяются следующие компоненты: эколого-географические знания, идеи, взгляды, убеждения, оце- ночные умения. Сформированные в учебно-воспитательном процессе, они осмысливаются, перерабатываются и превращаются в ценности, которые определяют позицию обучающегося в отношении к окружающей действи- тельности [1]. При формировании эколого-географического мировоззрения необходимо опираться на принципы преемственности и системности, а также краеведче- ский принцип. С точки зрения В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, Е.М. Шиянова, «преемственность обусловлена объективно существующими этапами позна- ния, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррацио- нального». И.Т. Гайсин отмечает, что преемственность, выступающая в фор- ме повторяемости, является опосредованной, косвенной связью старого и но- вого. Преемственность представляет собой всеобщую особенность, атрибути- рующую черту диалектического развития [3]. «Преемственность в обучении - это не только следование логике учебного процесса, а главным образом такое использование знаний и навыков учащихся, при котором создавались бы новые связи, раскрывались основные теоретические понятия предмета, проходило осмысление материала на новом, более высоком уровне. Преемственность обеспечивает систематичность знаний, углубляет со- держание, опережающее использование нового материала» [1, 2]. Систему эколого-географических знаний формирует система обучения, выстроенная в определенной логической последовательности. Учащиеся по- степенно, системно получают знания, формируются и развиваются умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к ней. «Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно» [3]. Соблюдение принципов преемственности и системности обеспечивает прежде всего до- ступность усвоения нового материала, его глубину и прочность. Проследим, как последовательно, системно, с учетом принципа преемственности форми- руются и развиваются эколого-географические понятия, которые в нашем ис- следовании представлены как понятия об окружающей среде и социально- экологические понятия (см. таблицу). 19 19 Эколого-географические понятия Курсы Понятия об окружающей среде Социально-экологические понятия V кл. Элементарные представления об оболочкахЗемли (состав, свойства, явления) Воздействие человека на природу. Охрана природы своей местности VI кл. Представления и понятия более глубокие обоболочках Земли. Географическая оболочка и ее границы. Взаимопроникновение и взаимо- действие оболочек. Природные компоненты. Природные комплексы Положительные и отрицательные изменения в природных компонентах подвоздействием человека. Меры по охране природы своей местности. Прави- ла отношения к природе VII кл. Факторы формирования ПК: зональные, азо-нальные, антропогенные. ПК суши и океана. Природные зоны и пояса. Строение и свой- ства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Опасные природные явле- ния (в атмосфере, литосфере, гидросфере) и их предупреждение. Природные ресурсы ма- териков и океанов Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Пути сохранения качества воздушной среды. Проблемы, связанные с ограниченными запаса- ми пресной воды на Земле, и пути их решения. Влияние человека на био- сферу. Охрана природы. Адаптация человека к климатическим условиям. Заповедники, национальные парки, резерваты. Международное сотрудни- чество в решении проблем окружающей среды. Памятники природного и культурного наследия VIII кл. Природная среда. Природные условия и ре-сурсы России. Виды природных ресурсов: ис- черпаемые, неисчепаемые, возобновляемые, невозобновляемые. Природно-хозяйственные зоны России Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Оценка климати-ческих условий для жизни и хозяйственной деятельности. Пути сохранения качества водных ресурсов. Меры по сохранению плодородия почв. Рацио- нальное и нерациональное природопользование. Мониторинг изменения состояния природной среды. Мониторинг воздействия на окружающую среду. Географический прогноз. Эколого-географическая экспертиза. Эко- логические проблемы природно-хозяйственных зон. Устойчивое развитие. 20 20 Окончание таблицы Курсы Понятия об окружающей среде Социально-экологические понятия IX кл. Типы и виды природных ресурсов. Типы поназначению: многоцелевое, промышленное, энергетическое, металлургическое, химиче- ское, сельскохозяйственное. Виды природных ресурсов Антропогенное воздействие на окружающую среду предпрятий отраслейпромышленности, сельского хозяйства, транспорта. Охрана природы X-XIкл. Географическая среда. Экология и экологиче-ские проблемы. Природные условия и ресур- сы мира. Природно-ресурсный потенциал «Обмен веществ» между обществом и природой. Этапы взаимоотношениймежду обществом и природой. Антропогенный ландшафт. Ноосфера. При- родопользование. Географическое ресурсоведение. Ресурсный цикл. Ресур- сообеспеченность. Количественные и качественные загрязнения окружаю- щей среды: причины, последствия. Экологическая политика. Пути решения природоохранных проблем. Геоэкология. Концепция мониторинга окружа- ющей среды. Экологические проблемы. Экологический кризис. Глобальные экологические проблемы. Экологические ситуации в регионах и странах мира. Влияние населения, промышленности, сельского хозяйства, транс- порта на окружающую среду в мировом масштабе [4, 5, 6, 8] Эколого-географические знания начинают формироваться в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир» по программе А.А. Вах- рушева, А.С. Раутеан «Мир и человек», включающего разделы «Ознакомле- ние с окружающим миром», «Природоведение». Разработанные с экологиче- ских позиций курсы рассматривают вопросы взаимосвязи человека с окру- жающим миром, его местом на планете Земля. Ученики усваивают правила поведения в природе. «Начальный курс географии» в V классе - первый си- стематический курс дисциплины, формирующий представление о Земле как природном комплексе, об особенностях оболочек Земли и их взаимосвязях. Уделяется внимание вопросам влияния человека на природные процессы [6]. В VI классе при изучении оболочек Земли рассматриваются вопросы воз- действия хозяйственной деятельности человека на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, педосферу; роль человека в сохранении и улучшении природной среды. В теме «Географическая оболочка Земли» уделяется внимание особенно- стям взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. В VII классе при изучении курса «География материков и океанов» рас- крываются вопросы изменения природы материков и океанов под влиянием антропогенных факторов, а также подчеркивается необходимость междуна- родного сотрудничества в использовании природы и ее охране. В VIII классе при изучении курса «География: природа России» уделено внимание влиянию природных условий на жизнь и здоровье человека, изме- нению природы человеком и ее сохранению; роли географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы. В IX классе при изучении курса «География России. Население и хозяй- ство» изучаются важнейшие межотраслевые комплексы, территориальная ор- ганизация хозяйства России, поднимаются вопросы загрязнения и охраны окружающей среды. В курсах X-XI классов «Экономическая и социальная география мира» рассматривается тема «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды», а также раздел «Глобальные проблемы чело- вечества», включающий рассмотрение глобальных проблем, глобальных ги- потез, стратегии устойчивого развития. На каждом этапе формирования эколого-географических знаний понятия углубляются, расширяются, переходят на новую ступень, более сложную. Одновременно и последовательно формируются умения оценивать влияние человека на окружающую среду, прогнозировать последствия антропогенно- го воздействия. Одним из важных условий формирования эколого-географического миро- воззрения является краеведческий принцип, позволяющий правильно сформи- ровать представления, понятия об объектах природы и хозяйства, явлениях и процессах, происходящих в них. Рассматривая взаимосвязь природных компо- нентов и влияние на них деятельности человека, школьники выявляют причин- но-следственные связи и делают выводы мировоззренческого характера. В процессе самостоятельного изучения природы родного края школьники приобретают умения исследовательского характера. Исследовательская дея- тельность учащихся - это научно-поисковая работа, связанная с решением творческой задачи, которая имеет свой алгоритм: постановка проблемы, оценка ее актуальности, новизны, изучение научной литературы, подбор ме- тодики исследования и овладение ею, сбор материалов, их анализ, конкрети- зация, обобщение, выводы [5]. В результате выполнения исследовательской работы под руководством учителя у школьников активизируются мыслительные процессы, ярко прояв- ляются творческие способности. Психологи выделяют триаду: потребность - мотив - познавательный интерес. Вся учебно-познавательная деятельность определяется мотивами, которые основаны на потребностях; в свою очередь, мотивы выражаются через познавательный интерес в активизации мысли- тельных процессов. Работая при выполнении исследования с источниками информации - научной и научно-методической литературой, интернет- ресурсами и непосредственно на местности, изучая географические объекты и процессы, учащиеся приобретают знания, которые являются материалом для формирования мировоззрения. Обобщенные и систематизированные зна- ния выражаются в мировоззренческих идеях, играющих эвристическую роль в изучении исследуемой проблемы, а совокупность идей отражается в опре- деленной точке зрения на решение поставленного вопроса или в мировоз- зренческом взгляде. Необходимо отметить, что знания осмысливаются и осо- знаются, попадая в систему интеллектуально-эмоциональной деятельности и воли, а также эмоционально окрашиваются. Только тогда, когда учащиеся могут применить на практике знания и умения, опыт творческой деятельно- сти формирует убеждение. «Убеждение - это определенное состояние знания; школьник в понятии видит обобщенную действительность, а за системой по- нятий - мир во всем его многообразии» [1]. Сложный процесс формирования взглядов и убеждений сопровождается активными мыслительными процессами, развивающими творческие, интел- лектуальные способности школьников. Таким образом, исследовательская работа способствует становлению научного мировоззрения школьников и яв- ляется условием его формирования. Лучшие работы школьников Татарстана представляются на ежегодно проводимых межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтени- ях имени Каюма Насыйри. Эти чтения стали школой методического опыта проведения научно-поисковой работы учителей, а также ступенькой интел- лектуального роста для тысяч ребят, отправной точкой в их профессиональ- ном самоопределении [4]. Отметим лишь некоторые представленные работы: «Причины загрязнения старого русла Казанки», «Экологический мониторинг реки Казанчинка», «Составление карт засоренности полей», «Исследования атмосферного воздуха и влияния атмосферных выхлопов на состояние и здо- ровье человека», «Путеводитель по эколого-краеведческой тропе в окрестно- стях поселка Дербышки», «Изучение почв пришкольного участка села Псяк». На проводимых конференциях, таких как региональная научно- практическая конференция «Организация географо-краеведческой исследова- тельской деятельности в школе и вузе», учителя делятся опытом проведения научно-исследовательской работы со школьниками. На региональной научно-методической конференции «Формирование эколого-географической культуры при изучении естественнонаучных дисци- плин в школе и вузе» была представлена совместная исследовательская рабо- та ученика и учителя географии «Проблема качества воды участка реки Той- ма Елабужского района» [7]. Пример исследовательской работы ученика дает возможность утверждать, что у него есть потребность, мотив, познаватель- ный интерес к изучению актуальной проблемы, он работает с научной лите- ратурой, с методикой изучения состояния воды, проводит самостоятельные наблюдения, анализирует данные, делает выводы и предложения. В процессе научно-поисковой работы активизируются мыслительные операции, форми- руется собственная точка зрения на решение проблемы. Школьник делает предложения по устранению причин создавшейся сложной ситуации на реке Тойма; изучая географический объект, он прогнозирует последствия антропо- генного воздействия, формирует убеждение в правильности своего решения. Данный пример подтверждает, что исследовательская работа учащихся - это одно из условий формирования научного мировоззрения Безусловно, становление эколого-географического мировоззрения - очень сложный процесс, который охватывает период младшего, подросткового и ранне-юношеского возраста. Практически весь курс географии основной и общеобразовательной школы направлен на формирование научного миро- воззрения, составной частью которого является эколого-географическое ми- ровоззрение. На каждом этапе в процессе обучения географическим дисци- плинам последовательно формируется географическая картина мира. Эколого-географические понятия в школьных курсах географии пред- ставлены как понятия об окружающей среде и понятия социально- экологические, они развиваются на протяжении изучения всего школьного курса географии и служат основным материалом для становления научного мировоззрения. Эколого-географическое мировоззрение формируется на основе принци- пов преемственности, системности, последовательности, краеведческого принципа. Поисковая деятельность учащихся способствует развитию творческих спо- собностей, активизирует интеллектуальные процессы, формирует конкретные и обобщенные знания, выраженные в мировоззренческих идеях, на основе кото- рых вырабатывается собственная точка зрения - взгляд на решение проблемы. Применение знаний и умений на практике формирует убеждения учеников- исследователей в учебной и научно-исследовательской деятельности. Эколого-географическое мировоззрение формирует эколого- географическую культуру, которая несет гармонию в отношения человека и природы.
×

About the authors

Svetlana I. Beketova

Kazan (Volga) Federal University

Email: usadsky@rambler.ru
Cand. Ped. Sci., Assistant Professor of Theory and Methodology of Geography and Environmental Education Department. 18, Kremlin St., Kazan’, 420008

Ilgizar T. Gaisin

Kazan (Volga) Federal University

Dr. Ped. Sci., Professor, Head of Theory and Methodology of Geographical and Environmental Education Department 18, Kremlin St., Kazan’, 420008

Elena I. Vlasova

Kazan (Volga) Federal University

References

  1. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. - Казань: Отечество, 2012. - 242 с.
  2. Бекетова С.И. Условия формирования научного мировоззрения школьников при изучении дисциплин географического цикла: Учеб.-метод. пособие. - Казань: К(П)ФУ, 2012. - 108 с.
  3. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования: Монография. - Казань: Тан-Заря, 2002. - 198 с.
  4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. - М.: Русское слово - РС, 2008. - 232с.
  5. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9-й классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
  6. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9-й кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 18-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 288 с.
  7. Материалы XI Межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтений имени Каюма Насыйри / Сост. И.В. Тарасова, Д.А. Моргацкая. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - 240 с.
  8. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-го кл. общеобразовательных учреждений. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 400 с.
  9. Организация географо-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе / Материалы региональной научно-методической конференции (г. Буинск, 17-18 апреля 2015 г.) / Под ред. И.Т. Гайсина. - Казань: К(П)ФУ, 2015. - 241 с.
  10. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9-й классы. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 75 с. (Стандарты второго поколения).
  11. Формирование эколого-географической культуры в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в школе и вузе / Материалы региональной научно- методической конференции (со всероссийским участием), 18 декабря 2013 г. / Отв. ред. С.И. Бекетова. - Казань: КПФУ, 2014. - 157 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Beketova S.I., Gaisin I.T., Vlasova E.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies