Analytical skills of computer security students in the structure of analytical thinking readiness


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with structure of computer security students analytical thinking readiness based on analytical skills. The aim of professional education - analytical thinking readiness - could be achieved if analytical skills based on analytical operations (analysis, synthesis, classification, etc.) are gradually and purposefully developed in course of educational process. The structure of analytical thinking readiness includes interrelated components (cognitive, information-analytical, technological, reflective), which have been selected according to methodological principle of identification. Research results confirm that developed analytical skills of computer security students represent their analytical thinking readiness.

Full Text

В современных условиях развития информационных технологий, увели- чения объема информационных ресурсов повышается значимость професси- ональной подготовки специалистов по защите информации, в связи с воз- растающей ролью информации в экономическом, политическом и социаль- ном аспектах общественной жизни. Анализ тенденций профессиональной подготовки специалистов по информационной и компьютерной безопасности и условий их профессиональной деятельности позволили определить, что се- годня необходимы специалисты, способные обрабатывать большие объемы информации и данных в постоянно обновляющейся информационной среде.Обработка больших объемов информации в условиях информационной среды (специфика профессиональной деятельности специалистов по компью- терной безопасности) может быть выполнена эффективно, если данный спе- циалист готов к осуществлению аналитической деятельности, которую рас- сматриваем как вид профессиональной деятельности специалистов по ком- пьютерной безопасности, характеризующейся применением аналитических умений. Так, аналитические умения являются показателем готовности к ана- литической деятельности специалистов по компьютерной безопасности.Анализ результатов пилотажного исследования выявил низкий уровень сформированности показателей готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности. Таким образом, возникает необходимость разработки концепции формирования го- товности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности.По нашему мнению, готовность к аналитической деятельности есть инте- гративное свойство личности обучаемого, которое системообразует нацелен- ность на успешное выполнение функций профессиональной деятельности и аналитические умения, способствующие качественному выполнению этих функций. Следовательно, основу профессиональной деятельности специали- стов по компьютерной безопасности, которую отождествляем с аналитиче- ской, поскольку она опирается на ведущий вид деятельности, формируют аналитические умения, которые являются непосредственным показателем го- товности к деятельности.Аналитические умения - действия, направленные на осознанное осу- ществление аналитических операций анализа, синтеза, сравнения, обобще- ния, сопоставления, классификации, в соответствии с усвоенным алгоритмомих выполнения [1]. Аналитические умения необходимы для качественного выполнения функций профессиональной деятельности, поскольку они входят в каждый вид профессиональной деятельности специалистов по компьютер- ной безопасности: исследовательскую, проектную, контрольно- аналитическую, организационно-управленческую, эксплуатационную [2], что пока- зало изучение требований ФГОС и опрос работодателей.Разработанная в ходе исследования структура готовности специалиста по компьютерной безопасности к аналитической деятельности состоит из сле- дующих взаимосвязанных компонентов: когнитивного, информационно- аналитического, технологического и рефлексивного. Компоненты были ото- браны на основе методологического принципа идентификации. Были выявле- ны тождественные педагогические категории и произведено сопоставление их признаков. Так, обнаружили, что компоненты структуры взаимодетерми- нирует с функциями (поиск, обработка информации), спецификой (обработка информации в информационной среде), особенностью (семиотический харак- тер профессиональной деятельности, проявляющийся в переводе информации из одной знаковой системы в другую в процессе декодирования), ведущим видом(аналитическая деятельность) и инструментом (аналитические уме- ния)профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопас- ности (см. рисунок).Когнитивный компонентФункции профессиональной деятельностиИнформационно- аналитический компонентСпецифика и особенность про- фессиональной деятельностиТехнологический компонентИнструмент профессиональной дея- тельности - аналитические уменияРефлексивный компонентВедущий вид профессиональ- ной деятельности-Идентичность компонентов структуры готовностик аналитической деятельности специалиста по компьютерной безопасностиКогнитивный компонент в структуре готовности определяет знание тео- рии основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, класси- фикации, обобщения, абстрагирования) и умение применять их на практике, знание о функциях профессиональной деятельности. Когнитивный компонент обеспечивает актуализацию, расширение, приращение накопленных знаний.В состав информационного-аналитического компонента входит умение пользоваться различными информационными источниками и работать с инфор- мацией в информационной среде. Развитию информационной компетентности способствуют основные виды чтения, отобранные в ходе данного исследования, которые позволяют ориентироваться в информационном пространстве с целью получения данных и осуществлять эффективную обработку полученной инфор- мации. Информационно-аналитический компонент отражает умение разбивать и комбинировать элементы целого для установления взаимосвязи между ними с последующим применением в практической деятельности.Технологический компонент подразумеваем умение пользоваться аналити- ческими операциями в профессиональной деятельности: анализировать, класси- фицировать, обобщать факты, делать выводы на основе имеющихся данных, прогнозировать развитие ситуации, строить суждения о полученных фактах. Технологический компонент в структуре готовности к аналитической деятель- ности определяется на основе инструмента профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности - аналитических умений.Рефлексивный компонент предполагает, что специалист по компьютер- ной безопасности должен уметь рефлексировать ситуацию на основе анализа действия, оценки результатов деятельности, анализа полученного опыта. Ре- флексивный компонент, таким образом, способствует оцениванию результа- тов действий и самосовершенствованию при помощи анализа своей профес- сиональной деятельности.Практическое применение аналитических умений, представленных частны- ми аналитическими операциями, и показатели каждого компонента в структуре готовности к аналитической деятельности приводятся в таблице. Показатели компонентов готовности к аналитической деятельности определялись на основе анализа квалификационных характеристик Федерального государственного об- разовательного стандарта по специальности «компьютерная безопасность», в соответствии с которыми специалисты по компьютерной безопасности должны владеть знаниями теоретических основ мыслительных операций, функций про- фессиональной деятельности, принципов решения исследовательских задач (ко- гнитивный компонент), что служит основой для формирования умений, необхо- димых для профессиональной деятельности [5].Структура готовности к аналитической деятельности Специалиста по компьютерной безопасностиКомпонентФункциипрофессиональной деятельностиПоказатели компонентовБазовыеаналитические операцииКогнитивныйизучение и анализизучение и обобще- ние опыта;проведение наблю- денийинформации;знание функций про-знание сути аналити-знание о видах чтенияфессиональной деятель- ности;ческих умений;анализобобщение классификация сравнение систематизацияОкончание таблицыКомпонентФункциипрофессиональной деятельностиПоказателикомпонентовБазовыеаналитические операцииИнформа-ционно- аналитическийпоиск информации;сбор и анализ дан- ных;поиск рациональныхоценка уязвимостей систем;анализ научно- технической информациирешений при разра- ботке средств защиты информации;умение находить тре-умение отделитьумение выделить основную мысль текстабующуюся / запрашива- емую информацию попрофилю деятельностив различных источниках информации;главную информацию от второстепенной;анализсравнение абстрагирова-ниесистематизация обобщениеТехнологичес-кийсбор, обработка,анализ рисков;проведение кон- трольного анализа;выбор рациональногосистематизация информации;обобщение чужогопоиск методик решения проблемы;применение методик оцениваниясистематизация информациирешения;опыта;умение классифици-умение группировать факты;умение обобщить информацию;умение оценитьровать информацию;замысел текстаанализсинтез классификациясравнениеобобщениеРефлексивныйсоставление анали-анализ результатов;выполнение экспериментально-тических отчетов, обзоров, публикаций;исследовательскихработумение анализироватьумение критически оценивать результатыумение рефлексиро- вать ситуациюсвои действия;своей деятельности;анализсинтез классификациясравнение систематизацияобобщениеПоказатели информационно-аналитического и технологического компо- нентов выделены на основе обработки информации при выполнении функций профессиональной деятельности и определяются спецификой и особенно- стью профессиональной деятельности специалистов по компьютерной без- опасности. Важным условием успешного выполнения функций профессио- нальной деятельности специалистами по компьютерной безопасности являет- ся самооценка своей деятельности (рефлексивный компонент).Иерархия компонентов соответствует таксономии педагогических целей Б. Блума, поскольку отражает [3, 4].Сформированность аналитических умений определяет готовность специ- алиста по компьютерной безопасности к профессиональной деятельности иобеспечивает возможность эффективно решать профессиональные задачи. Так, показателем сформированности готовности к аналитической деятельно- сти является сформированность каждого из рассмотренных компонентов.Предположение о том, что целенаправленное развитию аналитическихумений, характеризующих готовность к аналитической деятельности специа- листов по компьютерной безопасности, подтверждается ростом показателей компонентов в структуре готовности к аналитической деятельности (на осно- ве сравнения результатов констатирующего и формирующего эксперимен-тов). Так, показатели рефлексивного компонента, обеспечивающего профес- сиональный рост, успешное самосовершенствование на основе рефлексии своей деятельности, возросли на 30 %. Показатели когнитивного компонента, свидетельствующего о повышении уровня знаний о функциях профессио-нальной деятельности, повысились в среднем на 31%. Прирост показателей информационного - аналитического компонента, способствующего получе- нию и обработке информации, составил более 25%. Показатели технологиче- ского компонента, характеризующего эффективное использование аналити- ческих умений в профессиональной деятельности на основе приобретенныхзнаний, выросли на 32 %.Итак, полученные результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к аналитической деятельности свидетельствуют об эффективности отобранных средств и технологий развития аналитическихумений студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности в ходе образовательного процесса в вузе.
×

About the authors

Svetlana G. Menshenina

Samara State University

Email: kafedra_ino@mail.ru
senior lecturer of Department of Foreign Languages 1, Ac. Pavlova str., Samara, 443000

References

  1. Меньшенина, С.Г. Предпосылки разработки системы формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности [Текст] / С.Г. Меньшенина // Сибирский педагогический журнал, «Новосибирский государственный педагогический университет». - 2014. - № 4. - С. 120.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 090301 Компьютерная безопасность[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071201
  3. Lorin W. Anderson Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment [Электронныйресурс] / L. Anderson. - Режим доступа:http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED435630.pdf
  4. Westbrook C. Using Bloom’s Taxonomy to teach critical thinking in Unlock / Cambridge Conversations [Electronic resource]. - URL: http://www.cambridge. org/elt/blog/2014/04/teaching-critical-thinking-using-blooms-taxonomy/.
  5. Исследования в области профессиональной педагогики / сост. Т.И. Руднева, Л.В.Куриленко, М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. - 436 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Menshenina S.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies