Аналитические умения в структуре готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается структура готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности, основу которой составляют аналитические умения. Цель профессиональной подготовки - готовность к аналитической деятельности - может быть достигнута, если в ходе образовательного процесса в вузе ведется целенаправленная работа по развитию аналитических умений, базирующихся на аналитических операциях (анализ, синтез, классификация и др.). Структура готовности к аналитической деятельности включает взаимосвязанные компоненты (когнитивный, информационно-аналитический, технологический, рефлексивный), отобранные в соответствии с методологическим принципом идентификации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сформированные аналитические умения являются показателем готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности.

Полный текст

В современных условиях развития информационных технологий, увели- чения объема информационных ресурсов повышается значимость професси- ональной подготовки специалистов по защите информации, в связи с воз- растающей ролью информации в экономическом, политическом и социаль- ном аспектах общественной жизни. Анализ тенденций профессиональной подготовки специалистов по информационной и компьютерной безопасности и условий их профессиональной деятельности позволили определить, что се- годня необходимы специалисты, способные обрабатывать большие объемы информации и данных в постоянно обновляющейся информационной среде.Обработка больших объемов информации в условиях информационной среды (специфика профессиональной деятельности специалистов по компью- терной безопасности) может быть выполнена эффективно, если данный спе- циалист готов к осуществлению аналитической деятельности, которую рас- сматриваем как вид профессиональной деятельности специалистов по ком- пьютерной безопасности, характеризующейся применением аналитических умений. Так, аналитические умения являются показателем готовности к ана- литической деятельности специалистов по компьютерной безопасности.Анализ результатов пилотажного исследования выявил низкий уровень сформированности показателей готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности. Таким образом, возникает необходимость разработки концепции формирования го- товности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности.По нашему мнению, готовность к аналитической деятельности есть инте- гративное свойство личности обучаемого, которое системообразует нацелен- ность на успешное выполнение функций профессиональной деятельности и аналитические умения, способствующие качественному выполнению этих функций. Следовательно, основу профессиональной деятельности специали- стов по компьютерной безопасности, которую отождествляем с аналитиче- ской, поскольку она опирается на ведущий вид деятельности, формируют аналитические умения, которые являются непосредственным показателем го- товности к деятельности.Аналитические умения - действия, направленные на осознанное осу- ществление аналитических операций анализа, синтеза, сравнения, обобще- ния, сопоставления, классификации, в соответствии с усвоенным алгоритмомих выполнения [1]. Аналитические умения необходимы для качественного выполнения функций профессиональной деятельности, поскольку они входят в каждый вид профессиональной деятельности специалистов по компьютер- ной безопасности: исследовательскую, проектную, контрольно- аналитическую, организационно-управленческую, эксплуатационную [2], что пока- зало изучение требований ФГОС и опрос работодателей.Разработанная в ходе исследования структура готовности специалиста по компьютерной безопасности к аналитической деятельности состоит из сле- дующих взаимосвязанных компонентов: когнитивного, информационно- аналитического, технологического и рефлексивного. Компоненты были ото- браны на основе методологического принципа идентификации. Были выявле- ны тождественные педагогические категории и произведено сопоставление их признаков. Так, обнаружили, что компоненты структуры взаимодетерми- нирует с функциями (поиск, обработка информации), спецификой (обработка информации в информационной среде), особенностью (семиотический харак- тер профессиональной деятельности, проявляющийся в переводе информации из одной знаковой системы в другую в процессе декодирования), ведущим видом(аналитическая деятельность) и инструментом (аналитические уме- ния)профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопас- ности (см. рисунок).Когнитивный компонентФункции профессиональной деятельностиИнформационно- аналитический компонентСпецифика и особенность про- фессиональной деятельностиТехнологический компонентИнструмент профессиональной дея- тельности - аналитические уменияРефлексивный компонентВедущий вид профессиональ- ной деятельности-Идентичность компонентов структуры готовностик аналитической деятельности специалиста по компьютерной безопасностиКогнитивный компонент в структуре готовности определяет знание тео- рии основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, класси- фикации, обобщения, абстрагирования) и умение применять их на практике, знание о функциях профессиональной деятельности. Когнитивный компонент обеспечивает актуализацию, расширение, приращение накопленных знаний.В состав информационного-аналитического компонента входит умение пользоваться различными информационными источниками и работать с инфор- мацией в информационной среде. Развитию информационной компетентности способствуют основные виды чтения, отобранные в ходе данного исследования, которые позволяют ориентироваться в информационном пространстве с целью получения данных и осуществлять эффективную обработку полученной инфор- мации. Информационно-аналитический компонент отражает умение разбивать и комбинировать элементы целого для установления взаимосвязи между ними с последующим применением в практической деятельности.Технологический компонент подразумеваем умение пользоваться аналити- ческими операциями в профессиональной деятельности: анализировать, класси- фицировать, обобщать факты, делать выводы на основе имеющихся данных, прогнозировать развитие ситуации, строить суждения о полученных фактах. Технологический компонент в структуре готовности к аналитической деятель- ности определяется на основе инструмента профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности - аналитических умений.Рефлексивный компонент предполагает, что специалист по компьютер- ной безопасности должен уметь рефлексировать ситуацию на основе анализа действия, оценки результатов деятельности, анализа полученного опыта. Ре- флексивный компонент, таким образом, способствует оцениванию результа- тов действий и самосовершенствованию при помощи анализа своей профес- сиональной деятельности.Практическое применение аналитических умений, представленных частны- ми аналитическими операциями, и показатели каждого компонента в структуре готовности к аналитической деятельности приводятся в таблице. Показатели компонентов готовности к аналитической деятельности определялись на основе анализа квалификационных характеристик Федерального государственного об- разовательного стандарта по специальности «компьютерная безопасность», в соответствии с которыми специалисты по компьютерной безопасности должны владеть знаниями теоретических основ мыслительных операций, функций про- фессиональной деятельности, принципов решения исследовательских задач (ко- гнитивный компонент), что служит основой для формирования умений, необхо- димых для профессиональной деятельности [5].Структура готовности к аналитической деятельности Специалиста по компьютерной безопасностиКомпонентФункциипрофессиональной деятельностиПоказатели компонентовБазовыеаналитические операцииКогнитивныйизучение и анализизучение и обобще- ние опыта;проведение наблю- денийинформации;знание функций про-знание сути аналити-знание о видах чтенияфессиональной деятель- ности;ческих умений;анализобобщение классификация сравнение систематизацияОкончание таблицыКомпонентФункциипрофессиональной деятельностиПоказателикомпонентовБазовыеаналитические операцииИнформа-ционно- аналитическийпоиск информации;сбор и анализ дан- ных;поиск рациональныхоценка уязвимостей систем;анализ научно- технической информациирешений при разра- ботке средств защиты информации;умение находить тре-умение отделитьумение выделить основную мысль текстабующуюся / запрашива- емую информацию попрофилю деятельностив различных источниках информации;главную информацию от второстепенной;анализсравнение абстрагирова-ниесистематизация обобщениеТехнологичес-кийсбор, обработка,анализ рисков;проведение кон- трольного анализа;выбор рациональногосистематизация информации;обобщение чужогопоиск методик решения проблемы;применение методик оцениваниясистематизация информациирешения;опыта;умение классифици-умение группировать факты;умение обобщить информацию;умение оценитьровать информацию;замысел текстаанализсинтез классификациясравнениеобобщениеРефлексивныйсоставление анали-анализ результатов;выполнение экспериментально-тических отчетов, обзоров, публикаций;исследовательскихработумение анализироватьумение критически оценивать результатыумение рефлексиро- вать ситуациюсвои действия;своей деятельности;анализсинтез классификациясравнение систематизацияобобщениеПоказатели информационно-аналитического и технологического компо- нентов выделены на основе обработки информации при выполнении функций профессиональной деятельности и определяются спецификой и особенно- стью профессиональной деятельности специалистов по компьютерной без- опасности. Важным условием успешного выполнения функций профессио- нальной деятельности специалистами по компьютерной безопасности являет- ся самооценка своей деятельности (рефлексивный компонент).Иерархия компонентов соответствует таксономии педагогических целей Б. Блума, поскольку отражает [3, 4].Сформированность аналитических умений определяет готовность специ- алиста по компьютерной безопасности к профессиональной деятельности иобеспечивает возможность эффективно решать профессиональные задачи. Так, показателем сформированности готовности к аналитической деятельно- сти является сформированность каждого из рассмотренных компонентов.Предположение о том, что целенаправленное развитию аналитическихумений, характеризующих готовность к аналитической деятельности специа- листов по компьютерной безопасности, подтверждается ростом показателей компонентов в структуре готовности к аналитической деятельности (на осно- ве сравнения результатов констатирующего и формирующего эксперимен-тов). Так, показатели рефлексивного компонента, обеспечивающего профес- сиональный рост, успешное самосовершенствование на основе рефлексии своей деятельности, возросли на 30 %. Показатели когнитивного компонента, свидетельствующего о повышении уровня знаний о функциях профессио-нальной деятельности, повысились в среднем на 31%. Прирост показателей информационного - аналитического компонента, способствующего получе- нию и обработке информации, составил более 25%. Показатели технологиче- ского компонента, характеризующего эффективное использование аналити- ческих умений в профессиональной деятельности на основе приобретенныхзнаний, выросли на 32 %.Итак, полученные результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к аналитической деятельности свидетельствуют об эффективности отобранных средств и технологий развития аналитическихумений студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности в ходе образовательного процесса в вузе.
×

Об авторах

Светлана Григорьевна Меньшенина

Самарский государственный университет

Email: kafedra_ino@mail.ru
старший преподаватель кафедры иностранных языков 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Список литературы

  1. Меньшенина, С.Г. Предпосылки разработки системы формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности [Текст] / С.Г. Меньшенина // Сибирский педагогический журнал, «Новосибирский государственный педагогический университет». - 2014. - № 4. - С. 120.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 090301 Компьютерная безопасность[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071201
  3. Lorin W. Anderson Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment [Электронныйресурс] / L. Anderson. - Режим доступа:http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED435630.pdf
  4. Westbrook C. Using Bloom’s Taxonomy to teach critical thinking in Unlock / Cambridge Conversations [Electronic resource]. - URL: http://www.cambridge. org/elt/blog/2014/04/teaching-critical-thinking-using-blooms-taxonomy/.
  5. Исследования в области профессиональной педагогики / сост. Т.И. Руднева, Л.В.Куриленко, М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. - 436 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Меньшенина С.Г., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.