DEFINITION OF THE CRITERIA FOR DEVELOPMENT EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER IN THE CONTEXT OF HEALTH CREATING APPROACH TO EDUCATION


如何引用文章

全文:

详细

In the article clarifies the concept of "professional competence of teachers" in the context of health creating approach to education, describes performance criteria of its development; demonstrates a model of a comprehensive assessment of the impact of development of professional competence of the teacher in the context of health creating approach to education.

全文:

Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте здоровьесозидающего подхода (С.А. Алексеев, М.Г. Колесникова, Л.Г. Татарникова, А.Г. Маджуга и др.) требует определения критериев результативности. Методологической основой при разработке критериев результативности развития профессиональной компетентности педагога в условиях деятельности службы здоровья школы послужили основные положения компетентностного (О.В. Акулова, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.) и деятельностного подходов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.). Учитывая то, что профессиональная компетентность педагога в контексте здоровьесозидающего подхода представляет собой интегральную характеристику, определяющую способность педагога решать профессиональные проблемы и типич-ные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей на основе обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения культуры их здоровья, в качестве объектов изучения выбраны ключевые, базовые и специаль-ные компетенции 1. Кроме того, при оценке результативности развития профессиональной компетентности педагогов необходимо учитывать сформированность ценностно-мотивационной составляющей деятельности в виде осознания личностного смысла деятельности, когнитивной составляющей в виде представлений о способах ее реализации, а также деятельностной составляющей в виде непосредственного ее осуществления и способности к последующей рефлексии. Для оценки сформированности ключевых компетенций были определены следующие критерии. Критерий 1. Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций: ценностное отношение к самообразованию и совершенствованию в работе с информацией, в коммуникации, в социально-правовых основах поведения в гражданском обществе. Критерий 2. Уровень владения содержанием ключевых компетенций: владение информацией о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; наличие знаний об эффективных способах взаимодействия с участниками образовательного процесса и способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения. Критерий 3. Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций: владение эффективными технологиями работы с информацией; владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч. наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми); опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты. Были определены критерии для оценки сформированности базовых компетенций. Критерий 4. Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций: признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде; признание ценности здоровья и здорового образа жизни; наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе. Критерий 5. Уровень владения содержанием базовых компетенций: грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности; знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни; знание о здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности образовательных технологий. Критерий 6. Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций: построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровьесозидающая направленность; состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность образ жизни, функциональное состояние), обуславливающее готовность педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности. Для оценки сформированности специальных компетенций выбраны следующие критерии. Критерий 7. Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций: признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпредметной сфере деятельности, методике преподавания. Критерий 8. Уровень реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности: реализация здоровьесозидающего потенциала урока 2. В соответствии с обозначенными критериями результативности развития профессиональной компетентности педагога нами был разработан опросник «Профессиональная компетентность педагога» («ПКП»), позволяющий оценить уровень развития составляющих профессиональной компетентности педагога (ключевые, базовые и специальные компетенции) с точки зрения трех компонентов - ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного. Опросник содержит несколько шкал, что дает возможность для выявления не только уровня развития профессиональной компетентности педагога в целом, но и «проблемных зон» (например, недостаточный уровень развития ценностно-мотивационных оснований к какому-либо виду профессиональной деятельности или недостаточный объем знаний в какой-либо профессиональной области и пр.). Опросник содержит 75 вопросов. Из них 1-25 вопросы направлены на выявление ценностно-мотивационной составляющей профессиональной компетентности, вопросы с 26 по 50 - на выявление уровня когнитивной составляющей, а вопросы 51-75 - определение деятельностной составляющей. Вопросы структурированы таким образом, что позволяют определить уровень развития ключевых компетенций, базовых и специальных. Уровень профессиональной компетентности педагога (ПКП) определяется по формуле ПКП= , где x - количество баллов за каждое утверждение, N - количество утверждений, и характеризует относительную степень развития ПКП и ее составляющих в процентах от максимально возможного. В качестве вспомогательных методов исследования определен следующий диагностический инструментарий. Для определения у педагогов уровня коммуникации (способности к сотрудничеству во взаимодействии) с различными участниками образовательного процесса - методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас, адаптация Н.В. Гришиной), которая не требует подробного описания [4, с. 470-475]. Для оценки уровня рефлексии нами - тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарева), достаточно широко используемый и потому не требующий подробного описания [3, с. 46-50]. Для выявления ценностно-мотивационных оснований деятельности педагогов по формированию собственного здоровья - методика «Ценностные ориентации» личности М. Рокича (адаптация А. Гоштауса, А.А. Семенова, В.А. Ядова в модификации З.Р. Душабаева, М.Г. Колесниковой). В данной методике респондентам предлагается проранжировать предложенный перечень ценностей (28 наименований). На основании полученных результатов рассчитываются средние значения рангов определенных ценностей, проводится анализ соотношения ценностей «здоровье» и «здоровый образ жизни» [2, с. 7-9]. Для оценки готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности - «Социологическая анкета педагога», входящая инструментарий автоматизированной системы мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС). Уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности оценивается по следующим индикаторам: доля часто болеющих педагогов, доля педагогов с регулярной физической активностью, самооценка элементов образа жизни педагогов, осознание необходимости различных форм здоровьесозидающей деятельности в школе 5. В качестве дополнительного психологического инструментария, позволяющего оценить уровень готовности педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности с точки зрения наличия благоприятного или неблагоприятного функционального состояния - методика «САН», которая широко известна и не требует подробного описания [4, с. 17-21]. Для оценки уровня реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности - методика «Здоровьесозидающий потенциал урока» (М.Г. Колесникова). Методика представляет собой схему анализа здоровьесозидающего потенциала на основе экспертной оценки администрации учреждения (заместителем директора по учебно-методической работе) и самоанализа учителя [2, с. 84-86]. Описанные выше критерии и методики сведены в таблицу, которая может быть использована в качестве модели комплексной оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода. Критерии и методики оценки результативности развития профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода № Критерий Индикаторы Методики оценки 1 Уровень мотивации к освоению и реализации ключевых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию: в работе с информацией, в коммуникации, в социально-правовых основах поведения в гражданском обществе Основная методика: опросник «ПКП» Вспомогательные методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению, тест «Определение индивидуальной меры рефлексивности» 2 Уровень владения содержанием ключевых компетенций Владение информацией: о приоритетных направлениях развития общества и образовательной системы РФ, законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих образовательную деятельность в РФ; об эффективных способах взаимодействия с участниками образовательного процесса; о способах работы с информацией на основе использования современного технического и программного обеспечения 3 Уровень проявления в профессиональной деятельности ключевых компетенций Владение эффективными технологиями работы с информацией. Владение конструктивными способами взаимодействия (в т. ч. наличие рефлексии собственной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми). Опора в профессиональной деятельности на нормативно-правовые акты 4 Уровень мотивации к освоению и реализации базовых компетенций Признание ценности и наличие мотивации к использованию психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в социальной среде. Признание ценности здоровья и здорового образа жизни. Наличие мотивации к здоровому образу жизни и реализации различных форм здоровьесозидающей профессиональной деятельности в школе Основная методика: опросник «ПКП» Вспомогательные методики: методика «Ценностные ориентации», «Анкета педагога» из мониторинга ЗОС, методика «САН» Окончание таблицы № Критерий Индикаторы Методики оценки 5 Уровень владения содержанием базовых компетенций Грамотность в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения, применение этих знаний в профессиональной деятельности. Знание основ культуры здоровья и здорового образа жизни. Знание о здоровьесберегающей и здоровьесозидающей направленности образовательных технологий 6 Уровень проявления в профессиональной деятельности базовых компетенций Построение образовательного процесса на основе научных положений педагогики и психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, его здоровьесозидающая направленность. Состояние здоровья педагогов (заболеваемость, физическая активность образ жизни, функциональное состояние), обуславливающее готовность педагогов к здоровьесозидающей профессиональной деятельности 7 Уровень мотивации к освоению и реализации специальных компетенций Признание ценности и наличие мотивации к самообразованию и совершенствованию в предметной или надпредметной сфере деятельности, методике преподавания Основная методика: опросник «ПКП» Вспомогательные методики: методика «Здоровьесозидающий потенциал урока» 8 Уровень реализация ключевых и базовых компетенций применительно к специфике профессиональной деятельности Реализация здоровьесозидающего потенциала урока
×

作者简介

Ol’ga Vashechkina

State Educational Institution of additional professional education (training) of specialists St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Email: ovashechkina@google.com

参考

  1. Вашечкина О.В. Развитие профессиональной компетентности педагога в контексте здоровьесозидающего подхода к образованию // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 18-22.
  2. Колесникова М.Г. Практикум: Учеб.-метод. пособие к учебному курсу «Здоровый образ жизни». - 2-е изд., доп. - СПб: СПб АППО, 2006. - 106 с.
  3. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / Сост. Г.С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2012. - 125 с.
  4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2007. - 672 с.
  5. Служба здоровья образовательного учреждения: мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды: Учеб.-метод. пособие / Служба здоровья образовательного учреждения: от замысла до реализации: Учеб.-метод. комплект / Под ред. М.Г. Колесниковой. - Вып. 3. - СПб: СПб АППО, 2006. - 68 с.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Vashechkina O.V., 2015

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可