ETHICAL ASPECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: PAST AND PRESENT


Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the historical experience and current approaches of ethics education. The term "ethics" was first used by Aristotle. Philosopher put ethics between the doctrine of the soul and the state: based on the first, it had to give reasons for the second. Problems of Education devoted a significant part of a larger work of Plato's "Republic". His educational project conscious purpose -the smooth functioning of the ideal state. Today, teachers of high school must first of all take care of them oral education, moral culture of students. The lecture must meet the following main principles: short, consistency, focus, gain efficiency. Activation of the listener's attention is achieved through a number of etiquette practices.

Full Text

Проблема этики образования весьма многообразна, важна и актуальна в современных условиях повышенного интереса к гуманитарным профессиям, нацеленным на воспитание гражданской зрелости и высокой общественной активности, формирование нравственной и психологической культуры, глубокого уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высокого патриотического сознания, гуманности, твердости моральных убеждений, чувства долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело. Этику образования необходимо рассматривать в контексте проблем теоретической психологии, педагогики, психотерапии, прагматической лингвистики (теории речевой коммуникации), неориторики, прикладной этики, философии и социо-логии. В данной статье речь пойдет о нравственно-педагогических аспектах данной темы. Термин «этика» (от греческого «этос» - обычай, нрав, характер, привычка, обыкновение) впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особой области исследования - практической философии, которая должна была ответить на вопросы, как мы обычно ведем себя и как должны; что в мире отношений людей друг с другом является объективно существующим, а что - должным. Во времена Аристотеля - то есть в IV в. до н. э. - уже было хорошо известно, что природа не диктует всем одни и те же способы жизни, поскольку разные народы имеют различные установления и обычаи. Аристотель поместил этику между учениями о душе и о государстве: базируясь на первом, она должна была давать основания для второго. Этика была призвана научить человека правильной жизни исходя из его собственной природы, какова бы она ни была. Много столетий спустя И. Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии, выдвинул тезис, согласно которому этика должна искать свои основания в чистых постулатах разума, а не в том или ином природном источнике. Опираясь на основания, которые он считал строго разумными, Кант полагал, что человека можно рассматривать лишь как цель, никоим образом не как средство (на современный взгляд, это положение никак нельзя вывести чисто логически). Категорический императив нравственности И. Канта гласит: «Поступай только согласно той максиме, которую ты готов был бы сделать всеобщим законом». Огромную роль в европейской философии вообще и в философии образования в частности сыграл человек, не написавший ни одной книги - Сократ. Он был внешне неказистым, лысым и курносым человеком, сыном простого каменотеса, ходившим в одной и той же скверной одежде летом и зимой. Но он прославился тем, что постоянно втягивал людей в беседу, задавал массу вопросов, одновременно наивных и каверзных. Вопросы касались природы души, добродетели, прекрасного и безобразного, назначения человека - т. е. основных философских категорий. После разговора с ним собеседники чувствовали себя одновременно и осчастливленными, и совершенно сбитыми с толку: все, что прежде казалось понятным, безнадежно запутывалось, но при этом горизонт обсуждения проблем мощно раздвигался. Сократ был занят тем, что обучал, провоцировал и продвигал тех, кто был готов с ним беседовать. Он считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим стремление к истине. Мать Сократа была повитухой, и он часто говорил, что продолжает дело своей матери в нравственной области - помогает рождаться истине. Он старался тщательно обсуждать все рациональные доводы в пользу того или иного мнения и давать по ходу рассмотрения ясные определения. В отличие от предшествующих и многих последующих философов, Сократ не изрекал истину, не проповедовал ее, а стремился обсудить все возможные точки зрения, не присоединяясь заранее ни к одной из них. Сократ вовлекал собеседников в диалог, задавая якобы простой вопрос: например, «что такое истина?» или «что значит быть справедливым?». Процесс сопоставления, сравнения, определения, уточнения продолжался до тех пор, пока все участники разговора не чувствовали, что дошли в своем анализе до самого высокого, доступного им в данный момент уровня. Сократ часто повторял, что достоверно он знает только одно - «он ничего не знает». Это помогало ему выявить чужое неведение и преодолеть извечную противоположность позиций ученика и учителя. У Платона значительная часть его большого произведения «Республика» посвящена проблемам образования. Учеников, по мнению Платона, следует обучать в соответствии с их способностями, а не давать всем одно и то же образование (план Платона предусматривал различное образование для двух основных социальных групп - рабочих и ремесленников, воинов и правителей). В платоновском образовательном проекте осознанная цель - бесперебойное функционирование идеального государства. Концепция образования Аристотеля, как и Платона, предполагает несколько основополагающих моментов. Во-первых, Аристотель считал, что люди должны быть хорошо подготовленными для своего места в жизни (то есть необходимо развивать индивидуальные способности каждого отдельного человека). Вторым важным тезисом можно назвать мысль Аристотеля о том, что потребности и благополучие государства могут и должны превалировать над правами личности. Аристотель считал, что хороший гражданин не только требует от государства защиты своих личных прав, но и желает внести свой вклад в общественное благополучие [1]. Аристотель предложил модель нравственного воспитания, широко популярную до сих пор - тренировать детей в подходящих типах поведения. На современном языке это можно назвать «упражнением в хороших поступках». Аристотель полагал, что общество должно прививать детям ценности, взращивая их в деятельности, предназначенной для развития соответствующих добродетелей. Придерживаясь реальных взглядов на жизнь, Аристотель не верил, что люди могут гарантировать собственное последовательно нравственное поведение. Обстоятельства сильно действуют на нас. Люди великой добродетели могут противодействовать великим соблазнам, но даже героев могут одолеть внешние обстоятельства, вышедшие из-под их власти. Таким образом, сегодня, обучая студентов, воспитывая новые поколения граждан, прививая им высокие служебные, профессиональные качества, педагоги высшей школы должны прежде всего заботиться о моральном воспитании, нравственной культуре студентов как залоге добросовестной службы на благо общества и государства. В чем же, с точки зрения современной науки, заключаются этические основы педагогической деятельности? Попробуем кратко ответить на этот вопрос. Пространство этических отношений предельно широко. Этические отношения располагаются во всех сферах жизни человека, пронизывают все социальные структуры, присутствуют во всех без исключения явлениях, событиях, ситуациях, эпизодах человеческого бытия на Земле. Это понятно: ведь там, где рядом с человеком появляется другой человек, возникает проблема соотнесения их интересов и сопряжения различных внутренних миров, непохожих и противоречивых. «Другой» - этическая категория, играющая роль этического ключа. Там, где нет «другого», нет этической проблемы. Она появляется с появлением другого человека: приходится учитывать его присутствие, интересы, состояние, особенности. Если мы этого не делаем, то невольно наносим урон, ущерб другому человеку. Это центральная проблема служебной деятельности людей, объектом профессии которых является человек, в том числе педагогов в сфере высшего образования [4, 6]. Специфика любой гуманитарной профессии требует и пригодности к педагогической деятельности. Ведь к личности будущих учителей, врачей, журналистов, юристов, психологов предъявляется ряд самых серьезных требований. Например, к педагогу: склонность к работе с людьми, коммуникабельность, организаторские способности, высокая требовательность к себе как основа такой требовательности к другим. В обобщенном виде можно сказать, что мера этического определяется мерой внимания к другому человеку, мерой сопряжения интересов личностного «Я» и интересов «Другого», мерой уважения себя как личности, мерой свободы выбора человека, проявляющего свое субъективное, не предначертанное извне и свыше отношение к другому. Назвав эти этические принципы, рассмотрим главные правила нравственно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Лекция как одна из основных форм обучения студентов с нравственной, психологической и дидактической точки зрения должна соответствовать следующим главным принципам: 1. Принцип краткости: основные идеи темы должны быть лаконично сформулированы, однако их объем должен быть достаточным для раскрытия основной темы выступления. 2. Принцип последовательности: все пункты выступления должны быть подчинены основной теме. Все части лекции должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. 3. Принцип целенаправленности: речь должна быть подчинена ясной логике. Лектор и аудитория должны осознавать направленность речи, соответствие ее логической структуры следующей цепочке: проблема - тема - тезис - аргументы. Тезисы - это основные положения темы, аргументы - доказательства, приводимые в поддержку тезиса. 4. Принцип усиления. Речевое воздействие должно усиливаться от начала к концу выступления (это достигается расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения при помощи словесных и интонационных средств). 5. Принцип результативности: тема должна содержать некоторые выводы и практические рекомендации [5]. Активизация внимания слушателей достигается посредством некоторых этикетных приемов: 1. Использование основных этикетных формул, например: «Позвольте начать с главного аспекта», «В отношении этого вопроса», «Несколько слов об этой проблеме», «В заключение позвольте выразить уверенность» или «…сделать ряд выводов». 2. Диалогизация монолога (открытая, предполагающая развернутые ответы, высказывание собственного мнения, либо закрытая, предполагающая однозначные ответы, выражение согласия или несогласия). 3. Авансирование, то есть затягивание сообщения важной и интересной мысли, конкретных примеров, интересующих студентов. Вначале можно упомянуть об этом факте, а затем сказать: «но об этом несколько позже…», «подробнее поговорим об этом в следующем вопросе», «остановимся на этом чуть позже». 4. Акцентировка существенно важной информации. Акцентировать тот или иной материал можно изменением темпа, ритма речи, паузами, интонацией. При монотонном беспристрастном изложении показатели внимания снижаются. К этикетной модуляции речи относится прием «вокальная спираль» - постепенное увеличение громкости изложения к концу тезиса. 5. Использование принципа наглядности. 6. Включение юмора в речевые обороты [3, 7]. Наиболее важный материал должен располагаться в середине лекции, в конце - самый легко запоминающийся и легкий для восприятия. Обязательным условием высокого качества лекционного занятия являются выводы, сформулированные по пунктам. Итак, мы имеем возможность использовать лучшие достижения богатейшего философско-этического наследия. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования сегодня весьма актуальны и на лекционных, и на семинарских, и на практических занятиях. Двусторонняя коммуникация «преподаватель - студент» позволяет учащимся не просто находиться в роли пассивных слушателей, но и самим мыслить, выдвигать гипотезы, конструировать новое знание и излагать его [2]. Практические навыки приобретаются учащимися в процессе приближения к предмету через собственный опыт, когда на учебных занятиях теоретический материал содержит практические рекомендации, открывает возможность самостоятельного действия. Форм интерактивного обучения - множество, они варьируются в зависимости от личного педагогического опыта преподавателя, уровня подготовленности аудитории. Некоторые из них - это работа в малых группах, творческие задания, обучающие (ролевые, деловые) игры, тренинги, тестирование, дискуссионные обсуждения («мозговой штурм»), сократический диалог. Такие занятия проводятся в аудитории с использованием принципа наглядности (интерактивной доски, мультимедийного оборудования). Иные формы занятий - внеаудиторные; это экскурсии, приглашение специалиста, соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки. Эффективность образовательного процесса с использованием интерактивных методов, очевидно, высока, так как возрастает понимание материала, студенты наилучшим образом овладевают новым знанием, а также получают необходимые умения и навыки. Следует подчеркнуть, что главной задачей преподавателя высшего учебного заведения является формирование нравственной культуры будущего специалиста, учитывая, что пространство нравственных отношений в современном обществе предельно широко, включая сферу экологии, отношение человека к природе. Цель каждого педагога высшей школы - это прежде всего воспитание в студентах любви и уважения к своей будущей профессии, высоких нравственных качеств, в более широком ракурсе - духовное развитие личности. Именно поэтому в сфере образования сегодня так необходимо учитывать философско-этический опыт выдающихся мыслителей прошлого, а также достижения современной педагогической науки. Представленные в статье материалы исследования апробированы и успешно используются в учебном процессе при обучении студентов СамГТУ дисциплинам «История Отечества» и «Основы деловой этики».
×

About the authors

Alexey V. Bogachev

Samara State Technical University

Email: figaro9@rambler.ru

Liudmila B. Zakharova

Samara State Technical University

Email: zakharova_luda@mail.ru

References

  1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Логос, 2000. - 223 с.
  2. Иванов В.Г. Этика. - СПб.: СПбГУП, 2004. - Ч. 1. - 280 с.
  3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. - М.: Экономическая литература, 2002. - 288 с.
  4. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 208 с.
  5. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. - Самара: СамГПУ, 1997. - 160 с.
  6. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.: Соборъ, 1997. - 506 с.
  7. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М., 1992. - 264 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Bogachev A.V., Zakharova L.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies