MODELS OF MULTICULTURAL PREPARATION BACHELORS (EXPERTS) IN THE CONDITIONS OF HOLISTICHNY INFORMATION AND EDUCATION SPACEINFORMATION AND EDUCATION SPACE


Cite item

Full Text

Abstract

The relationships of cause and effect of multicultural crisis in system of higher education caused by imperfection of the main educational programs of higher education institutions which don't promote training of students in the field of multicultural relationship are consid-ered. For increase of efficiency of multicultural training of bachelors (experts) the innovative model which basis are the holistichny information and education environment and holistichny information and education space is offered. On the basis of development of known idea of the holistichny environment of educational institution author's definitions and characteristics of the holistichny information and education environment and holistichny information and educa-tion space are given. Degree of interrelation of the holistichny information and education en-vironment and holistichny information and education space in which there is a training of bachelors integrators (specialists integrators) to new type of multicultural thinking and the self-organization capable quickly is analyzed and correctly to adapt for the changing condi-tions, to be able to predict the closest and perspective consequences of the changes happening in the sphere of their professional activity. The assumption of that locates, bachelors integra-tors (specialists integrators) prepared in the conditions of holistichny information and educa-tion space possess the organizing qualities of the teacher, psychologist, culturologist, political scientist, a desmoekolog allowing to solve problems of the multicultural contents and to pro-mote overcoming of consequences of multicultural crisis. The general structural model of sys-tem and integrative holistichny information and education space, the most effective for multi-cultural training of bachelors (experts) is given. Models of the diverse dismembered, monoto-nous and uniform and diverse and uniform multicultural training of the bachelor (expert) in the conditions of holistichny information and education space are projected.

Full Text

В современном мировом информационно-образовательном пространстве опре-делились две основные тенденции: неуклонного возрастания роли образования в жизни народов, с одной стороны, и мультикультурного кризиса образования и его структур, c другой. Истоком мультикультурного кризиса образования, в том числе и высшего профессионального образования, вполне правомерно считать возникно-вение существенных несоответствий в системах ценностей, отношений, культур, конфессий и степени толерантности разных народов. Очевидно, что мультикультур-ный кризис может быть рассмотрен как пограничное состояние взаимоположения различных социокультурных систем, характеризуемое появлением и активным про-явлением аномий и детерминированное возникновением и ростом уровня несоответ-ствий в экономической, политической, культурной, социальной сферах представите-лей различных социумов. Следствием мультикультурного кризиса является несовершенство системы выс-шего профессионального образования, которое заключается в том, что многие госу-дарственные и негосударственные вузы, независимо от реализуемых ими направле-ний и профилей подготовки (специальностей) бакалавров (специалистов), не могут в полной степени обеспечить мультикультурную подготовку своих выпускников, а основные образовательные программы вузов не способствуют подготовке студентов в области мультикультурных взаимоотношений. Основной причиной этого является несовершенство системы мультикультурного образования. На сегодняшний день в ряде стран идет процесс перехода к новому типу образо-вания, моделируемому с учетом проходящих в социуме мультикультурных процес-сов. Система высшего профессионального образования, как известно, может реали-зовываться в рамках двух основных моделей: - адаптивной модели (или модели оперативного реагирования), при которой строго фиксированным инструментарием можно справиться с повторяющимися си-туациями. Основная цель этой модели заключается в формировании умений челове-ка адаптироваться к окружающей действительности; - инновационной модели, при которой происходит развитие информационно-образовательной среды вуза (в нашем случае - холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС) и холистичного информационно-образовательного пространства (ХИОП)), в которой подготавливается бакалавр (специалист) с новым типом сознания, мышления, самоорганизации, способный быстро и правильно адап-тироваться к изменяющимся условиям, уметь прогнозировать ближайшие и перспек-тивные последствия изменений, происходящих в сфере его профессиональной дея-тельности. Основной акцент в инновационной модели переносится на становление умения субъекта системы высшего профессионального образования «выйти» за пределы не-прерывного потока информации и повседневной практики; видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со сво-ими ценностными ориентациями, рассматривать любую возникающую проблему в деятельности как стимул к дальнейшему развитию. Кроме того, в этой модели, на наш взгляд, заключена приоритетная идея, связанная с формированием нового типа бакалавров (специалистов), подготовкой профессиональных кадров в условиях со-временного ХИОП (см. рисунок). 8 Х И О П Х И О П Блок научно-метолической работы и повышения квалификации - Учебно-производственный и лабораторный блок - Х И О С Модуль информационных образовательных ресурсов Модуль средств и методов обучения Модуль форм и технологий обучения Модуль технического обеспечения Музейно-выставочный блок Библиотечно-архивный блок Рис. 1. Структурная модель ХИОП Феномен ХИОП был сформирован нами в результате развития представления о холистичной среде образовательного учреждения (ХСОУ), предложенного А.Л. Бусыгиной и А.В. Федотовым и определенного как синтез системной организа- ции содержательного компонента образования, оптимизации приемов управления мыслительной деятельностью студента, организации междисциплинарных научных конференций и создания общественных социально-экологических движений, по- средством которых осуществляется формирование интегративного мышления уча- щихся. В основу структурно-функциональной модели ХСОУ легли программы инте- гральных курсов, одновременно формирующих специальные, технологические, пси- хологические, социально-экономические, социально-экологические и биосферно- этические компетенции будущих бакалавров (специалистов) [1]. Термин «холистичная среда» в широком смысле трактуется как философская позиция по проблеме соотношения части и целого и исходит из качественного свое- образия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холи- стичностью понимают «философию целостности», разработанную Я. Смэтсом, кото- рый ввел в философский тезаурус термин «холизм» на основе известного утвержде- ния Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей» [2]. Учитывая это, вполне логично рассуждать о холизме, связывая его с интеграцией или интегративностью. Отмеченная связь подтверждается предположением А. Маслоу о том, что интегра- тивный (холистичный) способ мышления должен стать мировоззрением личности [3]. Далее это предположение трансформируется профессором А.Г. Бусыгиным в утверждение о том, что в эпоху глобализирующегося мира обществу особенно нуж- ны специалисты-интеграторы (бакалавры-интеграторы), способные видеть явление целиком, т. е. видеть мир холистично (интегративно) [4]. Блок научно-методической работы 9 Мы убеждены в том, что такие бакалавры-интеграторы (специалисты-интеграторы), подготовленные в условиях современного ХИОП, обладают не только профессиональными и специальными компетенциями, но и теми организаторскими качествами педагога, психолога, культуролога, политолога, десмоэколога, которые позволяют им вполне успешно решать задачи мультикультурного содержания и спо-собствовать преодолению последствий мультикультурного кризиса. Анализируя степень взаимосвязи ХИОП и ХИОС с позиции проблемы, выне-сенной в заголовок нашей статьи, можно отметить следующее. Современная ХИОС характеризуется тем, что в ее структуру заложен принцип интеграции форм, мето-дов, средств и технологий обучения, в том числе аппаратных и программных анало-говых и цифровых средств образовательных информационно-коммуникационных технологий (ОИКТ), приборов и устройств специального назначения, а также науч-ный и культурно-просветительский потенциал инфраструктуры вуза и его партнеров (района, города, региона, страны и других государств) [5]. В этом случае можно вполне обоснованно говорить о системно-интегративном ХИОП, которое наиболее эффективно для мультикультурной подготовки бакалавров (специалистов) в рамках одной из трех моделей: многообразно-расчлененной (рис. 2), однообразно-единой (рис. 3) или многообразно-единой (рис. 4). Модель многообразно-расчлененной мультикультурной подготовки бака-лавра (специалиста) в условиях ХИОП. Данную модель, несмотря на ее простоту, достаточно трудно использовать в условиях глобализационных процессов в социуме, так как она основана на функционировании отдельных этнических образований и их культур, обособленных и мало контактирующих друг с другом без учета современ-ной мультикультурной динамики, аспекты которой весьма интенсивно изучались ис-следователями на протяжении нескольких столетий. Целью этих исследований стало выявление разнообразия линейных (неповторя-ющихся) тенденций развития всех социумов, разворачивающихся во времени и в пространстве. Возникший как неизбежный антипод клан исследователей, критико-вавших логику линейных теорий, показал, что, во-первых, линейный тип динамики - лишь один из многих возможных; во-вторых, для того чтобы линейная динамика была возможна, либо изменяющийся объект должен находиться в абсолютном ин-формационном вакууме и не испытывать воздействия внешних сил, либо действие этих сил на протяжении всего процесса изменения должно быть скомпенсировано. В силу этих причин теория линейных тенденций динамики все чаще отвергалась и заменялась другой, которую можно было бы назвать принципом предела (или, другими словами, нарушения энтропии). Согласно данному принципу, линейно раз-виваются лишь некоторые мультикультурные явления на протяжении тех ограни-ченных отрезков времени, которые различны для разных составляющих систем. Из-за постоянных изменений и непрекращающегося воздействия огромного числа внешних по отношению к ним сил временно линейный характер их движения нару-шается и сменяется поворотами и отклонениями, в результате чего глобальный про-цесс мультикультурного изменения приобретает нелинейный характер, сопровож-дающийся значительным проявлением различного рода аномий. Указанные обстоятельства обусловливают неизбежность поиска путей выхода из создавшейся ситуации, одним из которых является выявление интегративных мультикультурных основ в системе высшего профессионального образования (в ХИОП) вообще и в определении идейных ценностей компонентов ХИОС в частно-сти. Это послужило предпосылкой создания однообразно-единой модели мульти-культурной подготовки бакалавров (специалистов). 10 Х И О П Х И О П Система ценностей социума ИНТЕГРАТИВНЫЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХИОС Студент вуза (субъект мультикультурной подготовки) Система отношений социума Система культур социума Система этносов социума Рис. 2. Модель многообразно-расчлененной мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП Модель однообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП. Эта модель ориентирована на создание «моно- литного общества», в котором реализуется теория «плавильного котла» для нацио- нальных культур. Возникновение ее связано с именем американского ученого Дж. Бэнкса. По его мнению, мультикультурное образование - это идея, процесс и инно- вационное движение в образовании. Как некая идея, мультикультурное образование стремится дать равные возможности получения образования для всех субъектов, включая обучающихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пыта- ется создать равные для всех индивидов образовательные условия путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала различные культуры и этнические группы, существующие в социуме. Дж. Бэнкс выделил пять уровней измерений, или сфер действия, в мультикуль- турной подготовке обучающихся: интеграция содержания образования; процесс кон- струирования мультикультурного знания; преодоление предубеждений; справедли- вая педагогика; стимулирование развития культурно-просветительской и социальной структуры образовательного учреждения. Вместе с этим он выдвинул идею о после- довательных ступенях реализации мультикультурного образования, таких как: - переформатирование учебных программ через «культурные добавки» (первая ступень); - включение в учебные планы дополнительных занятий, описывающих культур- ное разнообразие (вторая ступень); - коренное изменение программ всех учебных дисциплин для того, чтобы они опирались на наличие и ценности культурного многообразия (третья ступень); - вовлечение обучающихся в социально-полезную деятельность, одновременно учитывающую сложность и утверждающую ценность культурного многообразия со- временного мира, а также расширяющую культурную среду (четвертая ступень). Лейтмотивом концепции Дж. Бэнкса является утверждение о том, что возмож- ности развития культурной среды (в нашем случае - ХИОС и ХИОП) и социальной 11 организации обучающихся создаются тогда, когда и культура, и организация форми-руются таким образом, чтобы обеспечивать равный опыт и равный статус всем обу-чающимся, вне зависимости от расы, национальности или пола. Обеспечение этой направленности образования требует, чтобы целостная (интегративная, холистичная) среда, пространство (ХИОС, ХИОП) были адаптированы для этих целей, включая установки, убеждения и поведение преподавателей и администрации образователь-ных организаций, а также учебные программы, содержание обучения, процедуры ат-тестации, оценки знаний и стратегию педагогической деятельности [6]. В нашем понимании особо важным пунктом этой концепции является тот факт, что исследователь впервые определил значимость реорганизации образовательного процесса, необходимость пересмотра существующих моделей мультикультурной подготовки и введения в педагогическую практику трансформационной модели. Вместе с тем стоит отметить, что формирование и развитие ХИОС без учета особен-ностей построения иных интегрируемых систем ХИОП невозможно в деле успешно-го развития системы мультикультурного образования. Это может быть связано с несоответствиями в процессе обучения и воспитания в различных странах, что вле-чет за собой негативное отношение ко всему новому. Более того, из-за отмеченного несоответствия наблюдается процесс утрачивания культурной идентификации. В связи с этим можно сделать предположение о том, что существует вполне реальная угроза нормальному и эффективному функционированию национальных образова-тельных систем без учета образовательных политик различных стран в рамках про-цесса развития системы мультикультурного образования. Поэтому стратегическими направлениями мультикультурной подготовки обу-чающихся становятся: определение роли современного образования в развитии но-вой системы мультикультурной подготовки студентов; оптимальное соотношение и объединение в единое целое различных систем образования для полноценной реали-зации идей мультикультурного образования; обеспечение самоидентификации лич-ности в мультикультурном мире. Модель многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП. Модель многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавров и специалистов в условиях ХИОП подразумевает объедине-ние социокультур для прогрессивного продвижения общества к высшим формам то-лерантного сосуществования, интеграцию опыта различных образовательных си-стем, нахождение способов взаимодействия для оптимизации процесса развития си-стемы мультикультурного образования через трехуровневую трансформацию соб-ственных систем образования: - первый (начальный) уровень отражает традиционные, базовые перспективы развития системы мультикультурного образования. На этом уровне выявляются раз-личного рода проявляемые несоответствия, определяется новый психолого-педагогический инструментарий для оптимизации процесса мультикультурной под-готовки студентов в ХИОС и ХИОП; - второй (средний) уровень включает в себя нормативно обусловленные и инно-вационные перспективы развития системы мультикультурного образования и может допускать критический анализ доминирующей нормы с выигрышной позиции новых перспектив, а также выявление условий их дальнейшей реализации; - третий уровень определяет структуру трансформации системы мультикуль-турного образования (образовательные программы, сеть образовательных учрежде-ний, структуры органов управления системой образования). 12 Х И О П Х И О П Преодоление предубеждений ИНТЕГРАТИВНЫЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХИОС Студент вуза (субъект мультикультурной подготовки) Конструирование мультикультурных знаний Социально-культурная структура вуза Содержание образования Справедливая педагогика Рис. 3. Модель однообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП Х И О П Х И О П Уровень базовых перспектив развития мультикультурного образования ИНТЕГРАТИВНЫЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХИОС Студент вуза (субъект мультикультурной подготовки) Интеграция опыта различных образова- тельных систем Объединение социо- культур для толерант- ного сосуществования Уровень трансформации мультикультурного образования Уровень нормативного и инновационного развития мультикультурного образования Развитие системы мультикультурного образования Рис. 4. Модель многообразно-единой мультикультурной подготовки бакалавра (специалиста) в условиях ХИОП Очевидно, что одной из задач адаптации опыта подготовки бакалавров (специа- листов) других стран к условиям национальной системы высшего профессионально- го образования является выявление образовательных стратегий, реализуемых или 13 проектируемых в настоящее время в этих странах. Это необходимо для того, чтобы определить меру использования опыта определенной конкретной страны в совер-шенствовании мультикультурной подготовки обучающихся. Наметившаяся в некоторых странах тенденция копировать иные образователь-ные системы без должной апробации и корректировки для привязки к отечествен-ным реалиям, скорее всего, будет обречена на провал. Необходим полноценный диа-лог со всеми участниками образовательного процесса для выработки комплекса мер модернизации системы образования с учетом всех ее аспектов и нюансов. Отсут-ствие комплексного подхода к реформированию системы образования не может чи-сто механически изменить ее к лучшему. Национальные системы образования в большей или меньшей степени отличаются друг от друга, однако испытывают на се-бе влияние общемировых преобразований. На этапе активного поиска путей разви-тия системы образования и ее мультикультурной составляющей возникает стремле-ние к тщательному изучению и разумному заимствованию накопленного передового опыта, доказавшего свою эффективность в конкретной стране [7]. Это, несомненно, служит определенным импульсом для создания единой инва-риантной модели (модели мультикультурной подготовки бакалавров и специалистов в условиях современного ХИОП), общезначимой и приемлемой сопоставимыми странами с учетом разработанных на сегодняшний день методологических характе-ристик сравнительных исследований, отражающих логику их проведения по указан-ным параметрам, а также результатов проведенного анализа перспектив развития систем мультикультурного образования [8]. Такая модель должна быть сконструирована для создания условий «смягченного варианта адаптации в новом для личности пространстве», выражающейся в форме «сдержанной интеграции», которая подразумевает сохранение культуры националь-ного большинства и принятие новых групп меньшинств, интегрирующихся в рамках иной культуры, не препятствующей ментальному, ценностному размыванию границ национальной культуры государства.
×

About the authors

Vladimir N. Aniskin

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: vnaniskin@gmail.com

Vladimir I. Bogoslovsky

Herzen State Pedagogical University

Email: nich@herzen.spb.ru

Tatyana A. Zhukova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Email: tatianazhu@mail.ru

References

  1. Бусыгина А.Л., Федотов А.В. Формирование холистичной среды образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Известия СНЦ РАН. - 2006. - № 1. - С. 102-106.
  2. Аристотель. Метафизика. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с.
  3. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
  4. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. I. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003. - 224 с.
  5. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Иванов Д.В. Холистичная информационно-образовательная среда и ее синергетический потенциал в профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися на основе метода биологической обратной связи // Научное мнение. - СПб., 2014. - № 8. - С. 220-227.
  6. Бэнкс Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности. - М., 1983. - Т. 2. - 367 с.
  7. Богословский В.И. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: Научно-методические материалы / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. - CПб.: Книжный дом, 2007. - 272 c.
  8. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания / Научные основы развития образования в XXI веке. - CПб.: СПбГУП, 2011. - C. 618-619.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Aniskin V.N., Bogoslovsky V.I., Zhukova T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies