Том 21, № 2 (2024)
Теория и методология образования
Обучение Soft Skills на занятиях по русскому языку с иностранными студентами экономических специальностей
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования и развития так называемых мягких навыков (Soft Skills) при работе с иностранными студентами в курсе русского языка как иностранного. Известно, что в настоящее время Soft Skills активно внедряется в процесс обучения на всех уровнях образования. В связи с этим представляется целесообразным включать в занятия по научному стилю речи и языку специальности для иностранных студентов задания на развитие мягких навыков. Целью данного исследования является анализ методических подходов и разработка заданий, которые отвечают коммуникативным потребностям иностранных студентов, получающих российское образование и, следовательно, приобретающих мягкие навыки (Soft Skills) на основных предметах по профилю обучения. В данной работе предлагаются варианты заданий для формирования и развития Soft Skills у иностранных студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Также в статье анализируется значение командной работы, которая содействует максимально комфортной атмосфере в студенческой группе, способствует активному участию всех студентов в учебном процессе, свободному обмену мнениями и взглядами. В работе обращается внимание на один из наиболее эффективных приемов для развития Soft Skills, а именно на игровую технологию. При помощи учебной игры на занятиях по русскому языку как иностранному можно решить ряд совокупных задач, способствующих развитию вышеуказанных навыков. В заключение автор акцентирует внимание на том, что несмотря на отсутствие компетенций Soft Skills в списке компетенций, перечисленных в федеральных государственных требованиях по русскому языку как иностранному, необходимо искать методические приемы и формы работы, разрабатывать упражнения и задания для формирования и развития мягких навыков, так как это продиктовано коммуникативными потребностями иностранных студентов, получающих образование в Российской Федерации.



Формирование педагогической культуры учителя будущего: взгляд на проблему с позиции науки и практики
Аннотация
Научное осмысление и переосмысление современных проблем теории и практики образования, а также их адекватное понимание и поиск эффективных путей их решения невозможны без обращения к педагогическому наследию американского философа-прагматиста, социолога и политолога, психолога и педагога, выдающегося ученого и общественного деятеля Джона Дьюи. В 1988 году он признан ЮНЕСКО одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Исходя из вышеуказанного целью исследования является создание привлекательной и открытой среды для актуальной философской дискуссии, ее культурных кодов и научного переосмысления педагогического наследия Дж. Дьюи. Автор статьи акцентирует внимание на педагогическом сопровождении учителя будущего в сфере популяризации науки, которое стало возможным благодаря организации и проведению Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Николая Александровича Бердяева и Джона Дьюи». Внимание автора сосредоточено на ключевой идее Джона Дьюи в формировании педагогической культуры учителя будущего, из которой проистекали все его педагогические принципы. Прикладная ценность проведенного исследования определена расширением диапазона научно-профессиональных знаний, области научного познания, осмысления, свободного выбора «личностного исследовательского действия» в рамках актуализации идей Джона Дьюи. В современной педагогической науке и практике представленные результаты научного исследования могут быть использованы как инструмент привлечения субъектов образования в сферу популяризации науки.



Функционально-понятийный подход в формировании коммуникативной компетенции студентов юридических специальностей
Аннотация
Обсуждается формирование коммуникативной компетенции студентов юридических специальностей на практических занятиях по иностранному языку с использованием функционально-понятийного подхода. Автором выявлены ведущие направления высшего юридического образования и определены основные потребности студентов юридических специальностей с целью совершенствования их профессиональной подготовки и отбора актуального содержания дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Уделяется внимание отличительным чертам функционально-понятийного подхода в обучении иностранному языку и обосновывается эффективность его использования для формирования иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере. Разработанная структурно-функциональная модель формирования коммуникативной компетенции успешно апробирована в рамках изучаемой дисциплины. Контроль пройденной темы в виде поэтапной организации и проведения ролевой игры показал высокую степень усвоения обучающимися учебного материала и способность его практического применения, что подтверждает эффективность использования функционально-понятийного подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов юридических специальностей.



Особенности развития прагматической компетенции в процессе обучения иностранному языку студентов университета
Аннотация
Основная задача проведенного исследования – разработка методики формирования прагматической компетенции у студентов Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) при обучении английскому языку. Для того чтобы свободно использовать язык, обучающимся необходимо изучать не только языковые формы и значения. Практический опыт преподавания показывает, что одной из основных задач обучения иностранному языку является развитие прагматической компетенции, при этом не во многих учебниках по английскому языку данный аспект находит свое отражение. Основной фокус исследования – формирование и развитие прагматической компетенции, которая включает как лингвистические, так и культурные знания. Представлены способы совершенствования прагматической компетенции. Результаты исследования, которое носит экспериментальный формат, показали, что целенаправленная работа над прагматическими аспектами на занятиях по английскому языку способствует развитию прагматической компетенции у студентов.



Теория педагогики
Сюжетная структура педагогической ситуации
Аннотация
В статье предложен способ формализации сюжетной структуры педагогической ситуации на основе фреймов. Фреймовый метод позволяет эффективно представлять любые культурные объекты и сценарии с применением единообразной системы методологических категорий. В зависимости от предложенного ранее понимания педагогической ситуации все ситуации были классифицированы на три группы. Для каждой группы ситуаций предложено формализованное фреймово-сценарное описание, а также интерпретация. Фреймы трех выделенных групп частично совпадают, хотя и имеют разные структурные элементы. Фреймы позволяют моделировать и систематизировать структуру и содержание педагогических ситуаций. Помимо описания классов ситуаций они представляют собой удобный инструмент формализации метаязыка описания педагогических явлений.



Цифровая трансформация строительной подготовки в вузе в условиях использования электронного образовательного ресурса по дисциплине «Техническая экспертиза и технология реконструкции зданий»
Аннотация
В контексте цифровой трансформации инженерно-строительной подготовки в статье рассмотрен электронный образовательный ресурс (ЭОР), реализованный с применением технологии BIM-проектирования (англ. Building Information Modelling, информационная модель объекта) для изучения дисциплины «Техническая экспертиза и технология реконструкции зданий» в Институте строительства и архитектуры Уральского федерального университета. Недостаточно развитая российская нормативная база и ограниченное распространение отечественных программ автоматизированного проектирования тормозят цифровую трансформацию как строительной отрасли, так и системы образования и определяют актуальность тематики статьи. Цель статьи – описание возможностей применения ЭОР с использованием систем автоматического проектирования при разработке информационных моделей реконструируемых объектов для подготовки бакалавров-строителей, а также анализ состояния нормативных актов для регулирования сферы информационного проектирования. Для достижения цели статьи были решены следующие задачи: уточнена терминология по информационной модели объекта для использования в процессе обучения; проведен анализ состояния нормативных документов по теме цифрового моделирования; приведены примеры использования BIM-технологий при реконструкции строительных объектов; проведена оценка значимости рассмотренной технологии в процессе подготовки выпускников для строительной отрасли. Объект исследования – процесс подготовки будущих бакалавров строительства, обучающихся на кафедре промышленного, гражданского строительства и экспертизы недвижимости (ПГС и ЭН) Уральского федерального университета (УрФУ), с применением электронного образовательного ресурса и методов цифрового проектирования для реконструкции объектов строительства. Предмет исследования – формирование у будущих бакалавров-строителей необходимой профессиональной компетентности в области технической экспертизы и технологии реконструкции зданий с использованием ЭОР, реализованного с применением технологии BIM-проектирования. Результат – разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Техническая экспертиза и технология реконструкции зданий», основанного на использовании цифровой технологии «Дополненная реальность», освоение которого направлено на формирование у бакалавров умений разрабатывать цифровые модели зданий, эффективно использовать полученные знания для планирования и распределения ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) при организации работ по реконструкции. Научная новизна исследования состоит: в выявлении социальной значимости применения технологии BIM-проектирования для целей реконструкции строительных объектов; в разработке структуры содержания базового блока подготовки бакалавров с целью формирования профессиональной компетентности в области реконструкции строительных объектов в условиях цифровой образовательной среды вуза; в разработке современного учебно-методического обеспечения учебного процесса, учитывающего цифровую трансформацию инженерной подготовки, применение которого позволит формировать у выпускников необходимую профессиональную компетентность для работы в условиях информационно-проектировочной среды. Практическая значимость состоит в применении разработанного ЭОР в процессе обучения, что способствует развитию интереса со стороны студентов и формирует необходимую профессиональную компетентность будущих инженеров-строителей, повышая их конкурентные качества для будущей работы в информационно-проектировочной среде.



Деловая игра как педагогическое средство развития глобальных компетенций обучающихся
Аннотация
К одной из важных задач реализации государственной образовательной политики относят качество образования, которое выражается в том числе в функциональной грамотности, включающей также глобальные компетенции обучающихся. В статье поднимется проблема, заключающаяся в разработке педагогических средств и условий, определяющих развитие у обучающихся глобальных компетенций. Цель статьи состоит в разработке структуры деловой игры, определяющей развитие у обучающихся общеобразовательной школы глобальных компетенций, в описании практического применения структуры деловой игры при проектировании конкретных деловых игр в образовательной практике общеобразовательной школы. Предлагается новая структура деловой игры, предложен пример деловой игры «Саммит стран БРИКС», спроектированной на основе этой структуры. К научной новизне исследования относим разработку деловой игры, спроектированной на основе интеграции научных подходов: синергетического, деятельностного, коучингового, взаимопроникновение которых определило разработку новых структурных компонентов деловой игры, ориентированной на формирование глобальных компетенций обучающихся. Теоретической значимостью исследования явились теоретические положения, положенные в основу структуры деловой игры, которые будут содействовать расширению и обогащению теории проектирования педагогических технологий, определяющих формирование глобальных компетенций обучающихся, и востребуют в образовательном процессе проведение деловых игр для обучающихся во внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в практическом применении структуры деловой игры в профессиональной деятельности педагога при проектировании деловых игр во внеурочной деятельности, определяющих формирование глобальных компетенций обучающихся. Анализ использования в образовательной организации во внеурочной деятельности деловых игр, определяющих формирование глобальных компетенций обучающихся, дал возможность выявить позитивную динамику сформированности опыта глобального мышления обучающихся и на ней обосновать эффективность разработанных педагогических средств.



Педагогика высшей школы
Интерактивные онлайн-сервисы в процессе изучения иностранных языков
Аннотация
Реализация современных образовательных стандартов требует разработки новых стратегий учебного процесса. Внедрение инновационных методов и технологий в образовательный процесс позволяет повысить эффективность учебной деятельности студентов и выбрать индивидуальную траекторию в открытой образовательной среде. В статье обосновывается необходимость развития лингвокультурной компетенции студентов высшей школы в процессе изучения иностранного языка. Авторы выделяют основные принципы и отличительные особенности обучения иностранному языку; анализируют систему и подходы к формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
В статье рассматриваются преимущества использования онлайн-платформ виртуальных музеев с целью развития лингвострановедческой компетенции студентов в высших учебных заведениях. Учитывается широкий образовательный потенциал виртуальных музеев как инновационного ресурса, который дополняет учебную программу и расширяет традиционную систему обучения, предлагая студентам знания о культуре в контексте различных видов деятельности. Статья представляет собой краткое описание применения виртуального музея для проведения аудиторных экскурсий в процессе обучения студентов и разработанную и апробированную модель формирования лингвострановедческой компетенции.



Использование видеоресурсов для развития навыков и умений аудирования у студентов педагогических направлений подготовки на занятиях по английскому языку
Аннотация
Рассматривается использование видеоресурсов Youtube и Ted Talks, посвященных педагогическим вопросам и развитию карьеры в этой области, при обучении студентов направления «Экономика и иностранный язык» аудированию на английском языке. Авторами описана суть понятия аудирования, рассмотрены механизмы восприятия речи и соответствующие им умения, приведены классификации аудирования, трудности при обучении аудированию, этапы аудирования, классифицированы и проанализированы упражнения для развития навыков и умений аудирования. Разработан план работы по обучению студентов данного направления навыкам и умениям аудирования, составлены упражнения для развития навыков и умений аудирования на каждом его этапе. Также был проведен эксперимент по использованию видеоматериалов, включенных в систему упражнений для развития навыков и умений аудирования, проведена оценка выполнения упражнений студентами.



Применение метода учебного проекта при подготовке магистрантов в неязыковом вузе (на примере дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации»)
Аннотация
Появление новых направлений магистерских программ в неязыковом вузе ставит перед преподавателями иностранного языка задачи по оптимизации языковой подготовки обучающихся. В статье описывается опыт применения метода учебного проекта в подготовке магистрантов по направлению «Управление музейно-выставочной деятельностью» в ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Подготовительный этап проектной деятельности включал актуализацию необходимого языкового материала на основе аутентичных текстовых, аудио- и видеоисточников. Следующим этапом было знакомство магистрантов с экспозиционно-выставочной деятельностью и новейшими технологиями в музейном деле на базе МАУ г.о. Самара «Музей Э.А. Рязанова», завершившееся проведением магистрантами экскурсии на английском языке. В ходе следующего этапа было подготовлено и выполнено анкетирование среди студентов-бакалавров, изучающих музейное дело, по теме проекта. На завершающей стадии магистрантами была подготовлена презентация проекта. Результаты учебного проекта «Музей как «третье место» также были представлены на студенческой научной конференции СГИК, подготовлены доклад и презентация для выступления на областной научной конференции студентов. В заключение авторами статьи была проведена оценка эффективности применения метода учебных проектов в виде опроса участников относительно его роли в развитии языковых навыков и формировании универсальных и профессиональных компетенций.



Анализ самооценки, уровня притязаний и уровня владения иностранным языком у студентов неязыковых специальностей
Аннотация
Самооценка – важная составляющая в жизни каждого человека, которая связана с жизненным благополучием и успешностью в профессиональной деятельности. Если самооценка неадекватна (завышена или занижена), то это негативно сказывается как на личной, так и на профессиональной сфере человека. Однако самооценка – это параметр, поддающийся корректировке, так как не является врожденным, а формируется с течением жизни, поэтому неадекватная самооценка может быть скорректирована. Как показывает анализ научной литературы за последние годы, крайне мало исследуется самооценка студентов неязыковых специальностей, тогда как этот параметр важно учитывать. Студенты должны не только получать профессиональные знания, но и развивать другие навыки и качества, необходимые для успешного специалиста, ведь только знание предмета не гарантирует высоких достижений. В связи с этим мы решили провести исследование и посмотреть, какой самооценкой обладают студенты аэрокосмических специальностей неязыкового вуза, а также сопоставить самооценку и уровень владения иностранным языком (то есть выявить связь между самооценкой и академической успеваемостью). Также в работе рассматривается уровень притязаний студентов, который, являясь довольно важной составляющей самооценки, оказывает на нее влияние. В качестве методики исследования была выбрана методика Дембо – Рубинштейн. Результаты исследования показали, что студенты, обладающие высоким знанием иностранного языка, по большей части имеют неадекватную самооценку (в большинстве случаев-заниженную) и уровень притязаний, а это значит, что, обладая высокими знаниями, они не используют максимально свой потенциал. Студенты же с более низким уровнем иностранного языка обладают по большей части адекватной самооценкой. Данное исследование подчеркивает необходимость и важность анализа самооценки студентов и при необходимости последующей работы по ее коррекции.



Использование активизирующих методов обучения художественному проектированию будущих дизайнеров интерьера
Аннотация
Управление процессом обучения студентов всегда было в поле зрения и обсуждения педагогов. Сегодня уже накоплен обширный и разнообразный опыт, изложенный в ряде публикаций разных авторов. Вместе с тем тема далеко не исчерпана хотя бы потому, что содержание самой деятельности вносит свои коррективы в любые, даже универсальные методы и рекомендации. В каждой предметной области деятельности существуют свои предпочтения в использовании активизирующих методов, их комбинаций и мест приложения. Эти особенности недостаточно изучены в профессиональной подготовке будущих дизайнеров. Цель исследования – проверка влияния активизирующих методов обучения, благодаря которым студенты интенсивно осваивают процесс художественного проектирования и демонстрируют достаточно высокие его результаты. Предварительный опыт изучения темы свидетельствует, что при введении преподавателем активизирующих методов в учебный процесс студент под их воздействием успешно развивается и качественно выполняет учебные задания. Для изучения влияния активизирующих методов осуществлялась экспериментальная работа со студентами, обучающимися дизайну. Рассмотрены стадии проектирования и соответствующие методы деятельности преподавателя, которые вызывают активизацию студентов и приводят к повышению результативности выполненных проектов, а значит, и к более высокому качеству профессиональной подготовки.


