Портрет современного учителя в новой цифровой реальности

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье актуализируется значимость модификации портрета учителя ХХI века, который трансформируется в эпоху неопределенности. На основе теоретического анализа авторы зафиксировали современные требования, которые предъявляются к учителю, работающему в цифровой эпохе: профессиональная, креативная, информационно-коммуникационная, социальная компетентности; многозадачность; эмоциональный интеллект; культурная, профессиональная и педагогическая мобильности. Были выявлены отличия между учителем сегодняшнего дня и педагогом, который работал в школе 10 лет назад; определены профессиональные риски. В ходе эмпирического исследования были использованы количественные (анкетирование, контент-анализ) и качественные (опрос, интервью, включенное и невключенное наблюдение, анализ творческих работ педагогов) методы. В исследовании приняли участие 300 педагогов из Псковской и Московской областей, а также из города Санкт-Петербурга. Проведенное эмпирическое исследование позволило дополнить профессиограмму учителя практико-ориентированными навыками. По результатам исследования авторы предлагают программу профессионального развития учителей под названием «Современный учитель и вызовы ХХI века». Программа повышения квалификации для учителей основана на положениях системно-деятельностного, антропологического и синергетического подходов и реализуется посредством интерактивных форм работы. Предложена тематика занятий, формы проведения, а также описаны особенности взаимодействия с педагогами в рамках курсов. Практическая значимость исследования заключается в возможности содержательного обновления и внедрения программ повышения квалификации педагогов, работающих в цифровую эпоху. Профессиограмма современного педагога претерпела трансформацию: многозадачный учитель-менеджер, владеющий техническими средствами и умеющий находить контакт с детьми, живущими в цифровой реальности, становится педагогом новой формации.

Полный текст

Введение

По результатам социологических опросов родителей школьников современный прогрессивный учитель представляется энергичным, образованным, легко адаптирующимся к изменениям профессионалом, отлично знающим свой предмет и методику преподавания.

Соответствует ли среднестатистический учитель средней школы таким параметрам? Ведь и современные дети, и окружающая нас реальность в значительной степени изменились. На Западе эти изменения начались раньше, следовательно, раньше началось изучение новых социально-психологических характеристик учителя [1, 2]. Как отмечает М.В. Никитин, «новый» учитель с помощью гаджетов должен выстраивать коммуникацию как с ребятами в классе, так и с различными сетевыми разновозрастными группами. Ученый пишет, что «цифровая педагогика» становится новой российской педагогической традицией, когда персонификация в образовательном процессе происходит во взаимодействии и с учеником, и «с другими сетевыми субъектами» [3, с. 62–63].

Успевают ли педагоги адаптироваться к изменениям? Какие навыки им приходится осваивать и всем ли это удается? Период пандемии внес свои коррективы во все сферы жизни людей, в том числе и в образовательное пространство. В последнее время школьное образование вышло на совершенно новый уровень, открыв для себя как плюсы, так и минусы дистанционного обучения. Как с такими стремительными переменами справились учителя?

Данное исследование призвано ответить на вопрос: какими социально-психологическими характеристиками, компетенциями должен обладать современный педагог?

Цель исследования — модифицировать портрет учителя ХХI века, дополнив его актуальными качествами и компетенциями. Задачи исследования: выявление отличий между учителем сегодняшнего дня и педагогом, который работал в школе 10 лет назад; определение современных требований и профессиональных рисков.

Методологическими основаниями исследования являются:

–положения системно-деятельностного подхода, определяющего профессиональное совершенствование как исключительно активное включение учителя в деятельность по самоизменению и самосовершенствованию [4–6];

–принципы антропологического подхода, рассматривающие учителя как человека понимающего, создающего пространство доверия, находящегося в событии с ребенком, пробуждающего и организующего поиск смыслов. Для того чтобы пробудить смысловые единицы жизни, необходимо определить значимые единицы человеческого сознания «для меня» [7–9];

–синергетический подход, который представляет происходящие инновационные процессы в образовании как хаотичные изменения, расшатывающие стабильную «знаниевую» модель и способствующие формированию компетентностной модели учителя, отвечающего современным реалиям и вызовам [10–12].

1. Обзор литературы

Проблема учительского профессионализма является междисциплинарной. О роли учителя и его профессионально значимых качествах, необходимых компетенциях размышляют философы, психологи, специалисты по управлению образованием, экономисты, юристы и т. д. Однако в первую очередь она интересует педагогику.

Учитель — это ключевая фигура современной школы, от профессиональных качеств и мастерства которой напрямую зависит качество образования. Сегодня «учителя — транслятора знаний» должен заменить педагог нового типа.

Какова современная профессиограмма учителя? Под профессиограммой будем понимать идеальную модель специалиста, отражающую требования, которые предъявляются к человеку характером его профессиональной деятельности, условиями, сопровождающими эту деятельность. Подобная модель описывает способности и потенциальные возможности специалиста, желающего достичь положительных результатов в профессиональной деятельности без ущерба для здоровья. Анализ научно-исследовательской литературы по педагогике и психологии, как зарубежной [13–14], так и российской [15–17], а также проведение собственного эмпирического исследования позволили нам создать профессиографическую модель педагога в сравнении с таковой в исторической ретроспективе.

Безусловно, учитель должен обладать профессиональной компетентностью, которая заключается в совокупности профессиональных знаний, умений, навыков, а также личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Исследователи А. П. Тряпицына [16], Т.С. Гаврилова [17] подразумевают в структуре профессиональной компетентности такие составляющие, как профессиональные знания и педагогическое мышление; единство конструктивных, коммуникативных и организаторских умений учителя как субъекта педагогической деятельности, его способность практически использовать эти умения; методологическая, методическая и технологическая грамотность учителя, а также его ценностные установки, жизненный опыт.

Учителю-профессионалу преподавание видится как постоянно меняющаяся сфера деятельности, которая всегда открыта для трансформации и совершенствования. Педагогический профессионализм предполагает необходимость постоянного обновления и совершенствования мастерства учителей [18]. Эта «изменчивая» величина требует от современного учителя непрерывного образования и самообразования [2] в условиях стремительно меняющихся условий окружающей действительности. Профессор А.Г. Асмолов [19] утверждает, что современная жизнь — это история «отклоненных альтернатив». Общество больше не гарантирует стабильности. Перед учителем, работающим с детьми, встает вопрос: как управлять рисками? Целесообразно говорить о развитии как у педагога, так и у детей soft skills, которые представляют собой важные навыки сотрудничества, командообразования, критического мышления, креативности. Социокультурные практики, в которые включается современный учитель, помимо новых ролей требуют от педагога еще и владения «надпрофессиональными» знаниями и умениями в области смежных дисциплин: культурологии, социологии, арт-педагогики, психологии личностного роста [20, с. 220].

Современный педагог должен обладать креативной компетентностью [21]. Креативная компетентность — это самостоятельное новообразование, которое проявляется не только в обладании разными способностями к творчеству, но и в разной готовности к развитию данных способностей у учеников.

В эпоху компьютерных технологий особую актуальность приобретает информационно-коммуникационная компетентность [22–25], ибо учитель в ежедневном режиме работает с разными источниками информации и программно-методическими комплексами, ведет школьную документацию в электронном виде, а также периодически осуществляет дистанционную образовательную деятельность. Все эти умения и навыки находят отражение в «цифровой культуре» педагога [26–27].

Важной социально-психологической характеристикой образовательной деятельности как педагогов, так и учеников в цифровую эпоху является многозадачность [28–29]. Современных педагогов-профессионалов можно назвать «многозадачниками», так как они научились одновременно проверять тетради, слушать директора на педагогическом совещании, переписываться с кем-то в мессенджерах и отвечать на вопросы сидящего рядом. Так устроен современный мир. Сегодня многозадачность становится фундаментальной способностью, такой же как способность читать или писать, и воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Современного педагога-профессионала невозможно представить без культурной, профессиональной и педагогической мобильности [30–31]. Под культурной мобильностью понимается способность свободно мыслить и оценивать события, творчески воспринимать учебные программы и адаптировать их, способность к критическому мышлению, умение находить нестандартные решения в меняющихся условиях, умение предвидеть характер и ход изменений как в изучаемой области, так и в общественном развитии. В профессиональной мобильности выделяют вертикальную и горизонтальную лестницы при построении карьеры. Вертикальная педагогическая мобильность предполагает гибкость, дивергентность (повышение разнообразия в процессе психического развития), конвергентность (усиление избирательности), способность рефлексировать и занимать активную гражданскую позицию.

Умение педагога организовать совместную деятельность с другими субъектами образовательного процесса — учениками, их родителями, коллегами, администрацией — и при этом учитывать цели и задачи современного образования, мировую и национальную парадигму ценностных ориентаций, называется педагогической мобильностью.

Так как современный учитель не может жить и развиваться вне общества, в состав его социальной компетентности [32] можно включить и овладение «социальной зоркостью». Умение ориентироваться в современной политико-экономико-социальной обстановке, способность отобрать эффективные способы общения, поведения и обучения невозможны без социальной зоркости, разглядывания, понимания сути, поиска смыслов. Важно учиться мотивировать и понимать детей, создавая для них ситуация успеха и выбора.

Между учителем-профессионалом и учениками должны складываться доверительные взаимоотношения, предполагающие наделенность совместной деятельности смыслами-переживаниями, смыслами-отношениями [33–34]. Педагоги и дети должны быть способными при безусловном наличии собственных ценностей, целей и интересов иметь и общую платформу как меру соотношения чуждости и общности, которая достигается с расширением круга интересов, способностей, сфер деятельности и обуславливает взаимопонимание. Таким образом, доверительные отношения находятся в связке с взаимопониманием.

Именно такой учитель способен стать авторитетом для школьников, заняв позицию «духовного наставника». Учителя можно представить в роли фильтра, который, с одной стороны, способен отличить добро от зла, а с другой — стремится пропустить через себя лучшие ценности нового поколения, чтобы воспитать «ученика, у которого было бы чему учиться» [35]. Добиться таких результатов может только духовный учитель, который постоянно совершает выбор, решая педагогическую проблему. Умение читать в сердцах других людей помогает направлять каждого маленького человека и добиваться его самореализации и саморефлексии через познание себя и проживание «ситуации успеха». И в этом случае важно самому обладать умением рефлексии, необходимо рефлексировать по пути самосовершенствования.

К списку качеств учителей, важных во все времена, относятся другодоминантность, то есть эмпатия (сопереживание), желание понять другого человека, готовность и способность к оптимальному педагогическому общению на уровне со-бытия и обмена личностными смыслами, умение выстраивать помогающие отношения с учащимся, любовь и оптимизм и многие другие. Данные свойства-характеристики современные исследователи объединяют понятием «эмоциональный интеллект».

2. Материалы и методы

Для подтверждения актуальности выявленных нами характеристик профессиограммы современного учителя было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого были использованы количественные (анкетирование, контент-анализ) и качественные методы исследования (опрос, интервью, включенное и невключенное наблюдение, анализ творческих работ педагогов).

3. Результаты исследования

В анкетировании приняли участие 300 педагогов с различным педагогическим стажем (от 1 года до 35 лет работы), что особенно важно для объективности исследования. 90 % опрошенных считают, что сейчас к педагогу предъявляют больше требований, чем 5–10 лет назад. 282 педагога отметили, что регулярно испытывают информационную перегрузку, остальные затруднились ответить. При этом 64 % учителей подтвердили, что с информационной перегрузкой им помогают справиться искусство тайм-менеджмента и многозадачность. Лишь 15 % научились фильтровать источники информации, а 10 % овладели важными социальными умениями (социальная зоркость, мобильность, гибкость).

Ответ на вопрос «Какие роли вы играете в отношении своих учеников?» представлен на диаграмме (см. рисунок).

 

Роль педагога в отношении учеников

 

В процессе соотнесения результатов, полученных в ходе интерпретации продуктов деятельности, с анкетными данными участников исследования были выявлены важные корреляции, помогающие определить профессиональные характеристики современного учителя.

В интервьюировании приняли участие 28 учителей из различных регионов нашей страны, интервью проводилось в дистанционном режиме на платформе Zoom. Большинство педагогов отмечают важность мобильности учителя, но часть педагогов считают, что это вынужденное качество, востребованное новыми нестабильными условиями, которые должны быть преодолены в будущем. Гибкость, по мнению большинства учителей, — это «готовность работать в любых условиях, способность быстро перестраиваться под новые требования образовательного стандарта, осваивать новые учебники, применять новые технические средства, работать на различных онлайн-платформах, четко реагировать на уровень обученности аудитории». По мнению 75 % педагогов, достижения в образовании во многом были обусловлены отсутствием стабильности в обществе и неудачами в поисках оптимальной модели образования. Иначе говоря, учителя рассматривают период неопределенности в образовании не столько как режим функционирования, открывающий новые возможности, сколько как свидетельство нарастания кризисных явлений.

Учителя осознают, что в современных условиях компетентный учитель должен быть универсальным. Без этого сложно обрести уверенность в себе и стрессоустойчивость, но высокая степень профессионализма учителями воспринимается неодинаково. 15 % педагогов, раскрывая смысл профессионализма, делают акцент на знаниях и на владении методикой. 22 % педагогов, концентрируя внимание на современных условиях работы, побуждающих учителя следовать рецептам клиентоориентированного подхода (обучение все больше отождествляется с оказанием образовательных услуг), раскрывают понятие профессионализма через коммуникабельность и артистичность. При клиентоориентированном подходе учитель выступает в роли партнера ученика, но при этом не должен ради создания благоприятного имиджа приносить в жертву идеалы, принципы и цели образовательного процесса.

Учителя жалуются на подавление креативности бюрократическими обязанностями. Опыт наших исследований показал, что расхожий стереотип невысокого уровня креативности учителей не соответствует действительности. Креативность присуща учителям, но она проявляется неравномерно.

45 % учителей опасаются, что владение техническими средствами выйдет на первый план, отодвинув на второй план владение методикой преподавания. Технические средства превращаются в посредника, медиатора между субъектами образовательного процесса, и без них порой оказывается невозможным продемонстрировать весь набор методических приемов и современных образовательных технологий. Между тем 55 % учителей сомневаются в том, что эти образовательные приемы можно механически переносить в новую технологизированную среду без специальной адаптации.

Технические средства способны как снижать креативность, так и выступать дополнительным средством ее стимуляции. Здесь многое зависит от развития воображения учителя. Нами была установлена корреляция между возрастом учителя и умениями креативно использовать технические средства.

Хотя в описании портрета учителя были выявлены определенные различия, которые чаще всего предопределялись возрастными, психологическими, социальными особенностями, личным опытом преподавания, за всем этим просматривается обеспокоенность за будущее профессии. Больше половины состава учителей озабочены уровнем уважения к представителям своей профессии и тенденцией его дальнейшего снижения, что подтверждается и другими исследованиями [33].

Однако в представлениях педагогов о своей профессиограмме смешивается набор сущностных черт идеального и реального учителя, что было нами учтено при интерпретации полученных результатов. Портрет содержал избыточное количество выделенных качеств, что связано и с присущим учителям перфекционизмом, который ведет к осознанию ими нереализуемости требований к современному педагогу. Поэтому у учителя часто «опускаются руки» и начинают доминировать пессимистические установки, а учителя с большим стажем работы чаще тяготеют к идеальному образу учителя прошлого.

Обсуждение и заключение

Предлагаемые по итогам исследования рекомендации сделаны с учетом проблемного видения профессиограммы учителя самими педагогами. Занимаясь целенаправленным развитием компетенций учителей, важно не утонуть в обширном перечне компетенций, отобрав в качестве первоочередных те, что наиболее адекватны современным требованиям и при этом реально реализуемы. Конечно, это сложнее сделать молодым учителям, не имеющим достаточного опыта работы.

Экспериментальная работа, общение с педагогами и наблюдение за ними и их деятельностью позволили осознать потребность современных учителей в программе повышения квалификации. Программа под названием «Современный учитель и вызовы ХХI века» позволит актуализировать знания педагогов о системно-деятельностном и антропологическом, синергетическом подходах с учетом особенностей современной эпохи неопределенности. Для учителей важно создать ситуацию успеха, где у них будет возможность попробовать и реализовать на практике современные приемы, методы, технологии образования. В рамках предлагаемой программы каждое занятие должно стать интерактивным.

Возможна следующая тематика занятий: «Креативная компетенция и как ее развивать», «Учитель в обществе риска и неопределенности», тренинг «Преодоление страха использования новых технологий», дискуссия «Лайфхаки современного учителя», «Педагогический челлендж», «Мультфильм/фильм как средство пробуждения смыслов переживаний, смыслов мотивов, смыслов целей» и др. Необходимо направить усилия учителя на отработку приемов, средств, методов подачи визуальных рядов с тем, чтобы помочь ученикам, социализирующимся во все более визуализированной среде, сохранить субъектность восприятия информации. Формы проведения занятий: мастер-классы, мастерские, открытые уроки с последующим анализом, case-study, фото-кросс, квест, создание артбука и т. д.

Согласно опросу учителей, принявших участие в экспериментальной части нашего исследования, максимально приоритетны такие темы занятий в рамках курса повышения квалификации, как «Поколение Альфа, или Психологические особенности детей, родившихся после 2010 года», «Виртуальная и физическая реальность: как умело совмещать», «Общение с учениками и родителями в чатах», «Новые возможности интерактивной доски». Педагоги заинтересованы в получении информации как о современных детях и ключевых принципах их взросления, общения с ними, так и о технологической составляющей образовательного процесса.

Актуальные приемы, методы, технологии, развивающие критическое мышление педагогов эффективно отрабатывать в мастерских, представляющих собой площадку обмена опытом реальных педагогических ситуаций с коллегами. Отработки в педагогических мастерских требуют такие модусы человеческого бытия, как доверие, понимание, встреча, послушание и др. Уместно создание музея творчества учителей для повышения престижа профессии учителя и опровержения негативных стереотипов, подрывающих доверие к учителю.

Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге «новой формации», обладающем креативностью, умеющем рефлексировать, знающем современные технологии обучения и способы конструктивного взаимодействия с учащимися. Учитель должен стать носителем новой нравственности, новой системы ценностей, стать авторитетом. При этом трансформация образа учителя налицо: он уже не просто учитель-предметник и классный руководитель, он — наставник, тьютор и консультант.

Сегодня очевидно, что роль учителя как духовного наставника, в которой должен присутствовать авторитет учителя, уходит на второй план, а роль учителя-менеджера-технолога выходит на первый план. Авторитет учащихся с легкостью завоюет тот педагог, который отлично владеет техническими средствами и может представить «свой продукт» в электронном виде.

Таким образом, профессиограмма современного педагога претерпела трансформацию: успех ждет тех учителей, кто овладел техническими средствами, научился оценивать достоверность информации, фильтровать ее, а также работать в режиме многозадачности, быть гибким к вызовам новой реальности. Однако основные качества гуманного педагога по-прежнему актуальны и лишь дополняются новыми формациями.

×

Об авторах

Елена Александровна Петраш

Псковский государственный университет

Email: vea2005@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Среднее общее образование и социальное проектирование»

Россия, Псков

Татьяна Владимировна Сидорова

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

Автор, ответственный за переписку.
Email: botkina@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая педагогика»

Россия, Республика Бурятия, Улан-Удэ

Список литературы

  1. Devos A. New teachers, mentoring and the discursive formation of professional identity. Teaching and Teacher Education. 2010. No. 26. Рр. 1219–1223.
  2. Hammana D., Gosselin K., Romano J., at all. Using possible-selves’ theory to understand the identity development of new teachers. Teaching and Teacher Education. 2010. Vol. 26. Рр. 1349–1361.
  3. Никитин М.В. Управление сетевыми образовательными сообществами СПО: понятийный аппарат, гипотеза исследования // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 62–64.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2004. – 62 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
  6. Осипов А. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований // Социологические исследования. – 2018. – T. 407. – № 3. – C. 45–52.
  7. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 223 с.
  8. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии: курс лекций по философии педагогики / 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 288 с.
  9. Гапонова В.М. Антропологическая направленность учителя // KANT. – 2013. – № 2 (8). – C. 94–97.
  10. Князева Е.Н. Основания синергетики: режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. – СПб: Либроком, 2010. – 256 с.
  11. Мухина А.И. Синергетический подход в развитии исследовательской компетентности педагога // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – № 3 (17). – С. 51–56.
  12. Грушко Г.И. Синергетика в системе образования: целостный подход // Известия ВГПУ. – 2017. – № 3 (276). – С. 6–8.
  13. Dhingra Pawan. Achieving more than grades: morality, race, and enrichment education. American journal of cultural sociology. 2019. Vol. 7 (3). Рр. 275–298.
  14. Walter C., Briggs J. What professional development makes the most difference to teachers? Oxford University, 2012. 23 р.
  15. Корнилова М.В. Социальный портрет учителя: идеальная модель и реальность // Наука через призму времени. – 2017. – № 5. – С. 135–144.
  16. Тряпицына А.П. Современный учитель: информация к размышлению // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 1 (75). – С. 3–11.
  17. Гаврилова Т.С. Современный учитель: вызовы времени // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2. – С. 105–108.
  18. Bezmaternyh T.A., Tereshchenko O.Yu. Professional growth of the teacherin modern educational space: designing a model for constructing an individual trajectory of professional and creative realization of the teacher in the conditions of continuous education. World of Science. Pedagogy and psychology. 2018. No. 5 (6). https://mir-nauki.com/PDF/23PDMN518.pdf (accessed June 21, 2021).
  19. Mobilis in mobili. Личность в эпоху перемен: междисциплинарный проект Александра Асмолова. – М.: ЯСК, 2018. – 537 с.
  20. Учитель будущего: инновационный опыт и успешные педагогические практики: монография. – Пенза: Наука и просвещение, 2020. – 260 с.
  21. Брякова И.Е. Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования // Педагогический имидж. – 2019. – Т. 13. – № 3 (44). – С. 309–320.
  22. Цифровое образование: новая реальность // Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Чебоксары, 16 ноября 2020 г. / редкол.: Н.А. Чернова, Е.Н. Елизарова, Н.И. Степанова. – Чебоксары: Среда, 2020. – 216 с.
  23. Шумская О.А., Придворева И.Г., Татарникова Е.Г. Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества // Молодой ученый. – 2021. – № 7 (349). – С. 76–77.
  24. Guremina N.V., Lavrinenko T.D. The teacher’s portrait of digital educational environment in the context of transition to a distance learning format. Modern high technologies. 2020. No. 9. Pр. 126–131.
  25. Пучковская Т.О. Повышение квалификации педагогических работников в условиях цифровой трансформации образования // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами». Москва, 25 января 2019 г. В 2 ч. / Моск. пед. гос. ун-т; отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. – Ч. 2. – С. 204–209.
  26. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога: монография. – Челябинск: Научный центр РАО, 2019. – 234 с.
  27. Носова Л.С., Леонова Е.А., Рузакова А.А. Модель цифровой культуры будущих педагогов в условиях цифровизации образования // Вестник ЧГПУ. Педагогические науки. – 2019. – № 4. – С. 134–154.
  28. Сидорова Т.В. Многозадачность современного учителя как важная социально-психологическая характеристика // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – 2020. – № 3. – С. 60–64.
  29. Сильченкова С.В., Ермолаева Е.Б. Управление профессиональными ролями учителей в условиях многозадачности их деятельности // Актуальные проблемы теории и практики управления. Сборник научных статей IX Международной научной конференции. – Смоленск, 2019. – С. 304–307.
  30. Мирошниченко Е.В. Педагогическая интуиция и педагогическая мобильность как составляющие профессиональной успешности педагога // Труды БрГУ. Сер. Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – С. 71–73.
  31. Гафорзаде Г.М. Особенности профессиональной мобильности учителей в педагогических исследованиях // Вестник Института развития образования. Хунджанский государственный университет имени ак. Б. Гафурова, Республика Таджикистан. – 2020. – № 4 (32). – С. 129–133.
  32. Галеева Н.Л., Губанова Е.В., Козилова Л.В., Исайкина И.Ю. Социальная компетентность педагога: ресурсы формирования и реализации: Монография. – М.: Люкс, 2019. – 167 с.
  33. Петраш Е.А., Мануйлова Е.А. Механизмы формирования доверия между субъектами образовательного процесса в обществе риска и неопределенности // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2020. – № 3 (19). – C. 277–281.
  34. Тутова Е.А. Доверие в системе «учитель–ученик» как основа управленческого воздействия // Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2010. – № 11–1. – С. 168–171.
  35. Сысоева Е.Ю. Духовность как ориентир культурного развития педагога // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – № 35. – С. 190–195.
  36. Brushkova L.M., Gavrov S.N., Zaia I.Y., Gevorkyan A.R., Manuilova E.A. The Problem of Confidence in Schoolteachers in The Context of New Normality. International Scientific and Practical Conference “Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks”. 2020. Vol. 79.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Роль педагога в отношении учеников

Скачать (71KB)

© Петраш Е.А., Сидорова Т.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах