Сущность и содержание учебно-профессиональной мотивации студентов-химиков

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрыто понятие учебно-профессиональной мотивации студентов-химиков как психолого-педагогического явления. Проведен обзор актуальных отечественных и зарубежных исследований, выявлены компоненты мотивационной структуры, проанализированы этапы и педагогические условия формирования мотивации. Обоснована необходимость комплексного подхода к развитию мотивации через практико-ориентированное обучение, рефлексию и цифровые образовательные ресурсы. Представлены ключевые факторы, влияющие на мотивацию, а также стратегии ее диагностики и развития. Обосновывается необходимость комплексного подхода к мотивационному обеспечению подготовки будущих специалистов-химиков. Авторы обосновывают, что успешное онлайн-обучение химии требует интегрального подхода, ориентированного на поддержание высокой академической мотивации студентов, а использование интерактивных элементов, эффективных методов оценки, обратной связи и персонализированного подхода к обучению – залог достижения высоких результатов в дистанционном освоении этого важного предмета. Представленные выводы могут быть использованы при проектировании образовательных программ и мотивационно-развивающих методик.

Полный текст

Введение

Учебно-профессиональная мотивация студентов-химиков – это комплексное психолого-педагогическое явление, отражающее систему внутренних побуждений, целей, установок и ценностей, стимулирующих активное и осознанное освоение профессии химика в процессе обучения в вузе.

Актуальность данной темы обусловлена требованиями времени, необходимостью подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях быстро меняющегося социума и экономики. В условиях стремительного развития дистанционного образования и ужесточения требований к качеству подготовки специалистов особую актуальность приобретает исследование мотивационной сферы студентов. Учебная и профессиональная мотивация играют ключевую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса и успешного профессионального становления личности. Современные исследования демонстрируют значительный прогресс в понимании механизмов формирования мотивации, ее структуры, динамики и педагогических условий, способствующих ее развитию.

В последние годы растет интерес к изучению факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов в онлайн-среде, особенно в естественно-научных дисциплинах, таких как химия. Исследование акцентирует внимание на взаимосвязи между академической мотивацией, активностью при выполнении домашних заданий и итоговой успеваемостью. Установлено, что студенты с высокой мотивацией демонстрируют не только более активное участие в учебной деятельности, но и лучшие результаты. Это подчеркивает необходимость внедрения стратегий мотивационного усиления, в частности через осмысленные и вовлекающие формы домашнего задания, направленные на развитие критического мышления и самостоятельности.

Сегодня системы высшего образования России и Казахстана переживают период значительных преобразований, вызванных социальными, экономическими и технологическими изменениями. В этих условиях ключевая роль отводится вузам как основным центрам формирования профессиональных кадров. Возрастающие требования к качеству подготовки специалистов обусловливают необходимость пересмотра образовательных стратегий и акцент на мотивационную составляющую обучения.

Стремительное развитие цифровых технологий революционизирует образование, и химия не является исключением. Онлайн-курсы по химии становятся все более популярными, предлагая гибкость и доступность. Однако переход в виртуальную аудиторию ставит перед преподавателями и студентами новые вызовы, главным из которых является поддержание академической мотивации. Исследование L.М. Walker, J.S. Smith, A.Е. Chen подтверждает значительные различия в мотивации студентов, обучающихся в онлайн- и очных форматах. Успех в дистанционном обучении напрямую зависит от самоэффективности студента и его способности к самостоятельной работе. Отсутствие постоянного взаимодействия с преподавателем и одногруппниками создает риск снижения мотивации и, как следствие, успеваемости.

Проблема поддержания мотивации в онлайн-обучении химии особенно актуальна, поскольку этот предмет требует глубокого понимания абстрактных концепций и решения сложных задач. Традиционные методы обучения, эффективные в очном формате, могут оказаться недостаточными в онлайн-среде. Необходимо искать новые подходы, которые стимулируют активное участие студентов и поддерживают их вовлеченность в учебный процесс.

Успешное онлайн-обучение химии требует интегрального подхода, ориентированного на поддержание высокой академической мотивации студентов. Использование интерактивных элементов, эффективных методов оценки и обратной связи, а также персонализированного подхода к обучению – залог достижения высоких результатов в дистанционном освоении этого важного предмета.

Обзор литературы

Согласно К.С. Козлякову, учебно-профессиональная мотивация представляет собой динамичный процесс, формирующийся под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Внутренние факторы включают стремление к самореализации, профессиональному успеху, самооценку, целеустремленность и социальную значимость профессии. Внешние – влияние семьи, общества, педагогической среды, условий обучения.

Автор проводит анализ основных теорий мотивации, среди которых – иерархия потребностей Маслоу, теория самоопределения (Деси и Райан), концепции мотива достижения и избегания неудач. К.С. Козляков выделяет ключевые этапы формирования мотивации: от осознания значимости профессии до применения профессиональных знаний и навыков на практике [1].

Е.П. Турбин рассматривает мотивацию как взаимодействие внутренних и внешних факторов, формирующих активность личности в учебной и профессиональной сферах. Важной особенностью анализа Е.П. Турбина является внимание к процессу формирования профессиональной идентичности как фундаменту устойчивой мотивации.

Е.П. Турбин акцентирует внимание на переходе от внешней мотивации к внутренней по мере профессионального развития обучающегося. Он также предлагает использовать такие методы, как проектное обучение, наставничество, интеграция теории и практики, что способствует укреплению интереса к профессии и самореализации [2].

Исследование Т.Б. Тарабрина подчеркивает значимость мотивации как многокомпонентного явления, объединяющего личностные и социальные факторы. Автор детально изучает этапы и механизмы формирования мотивации, уделяя внимание становлению профессиональной идентичности, применению проблемного и проектного обучения, развитию лидерских качеств.

Т.Б. Тарабрина выделяет ключевые стратегии повышения мотивации: внедрение технологий проблемного обучения, усиление связи теории и практики, наставничество, развитие профессионального самосознания. Автор считает, что мотивация усиливается, когда студент видит личностную и социальную значимость своей профессиональной деятельности [3].

Во всех рассмотренных работах подчеркивается необходимость комплексного подхода к формированию мотивации, сочетающему индивидуальные, педагогические и социокультурные факторы. Мотивация студентов-химиков может формироваться через следующие факторы:

  • включение в научно-исследовательскую деятельность;
  • участие в производственной практике;
  • проектные задания с практическим выходом;
  • использование элементов коучинга и наставничества;
  • постоянное обновление содержания образования, актуализированного с учетом потребностей рынка труда.

Особенности химической специальности требуют не только высокого уровня теоретической подготовки, но и развитых практических навыков, аналитического мышления, лабораторной дисциплины. Студент, мотивированный на овладение профессией, быстрее усваивает учебный материал, активнее участвует в научной и исследовательской деятельности.

Среди факторов, способствующих формированию мотивации, отметим следующие:

  • позитивная учебная среда;
  • поддержка со стороны преподавателей;
  • наличие профессиональных ориентиров и примеров;
  • социальное признание и перспективы трудоустройства;
  • возможности академической и научной мобильности.

Важным аспектом работы с мотивацией является ее диагностика. А.А. Токарев предлагает инструменты для оценки уровня мотивации и профессиональной идентичности студентов. Он подчеркивает необходимость раннего формирования устойчивого интереса к профессии, что особенно актуально на начальных этапах обучения.

Низкий уровень мотивации, выявленный у студентов первого курса, требует корректирующих педагогических вмешательств. Среди возможных стратегий – организация встреч с представителями профессии, введение дисциплин по выбору, стимулирующих личный интерес, развитие менторских программ [4].

Работа А.Д. Ступниковой представляет собой значимый вклад в изучение процессов становления профессиональной мотивации у студентов педагогических вузов. Автор выделяет четыре компонента профессиональной мотивации: ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, когнитивный и поведенческий. Исследование описывает три этапа формирования мотивации – от первичного ознакомления с профессией до включения в профессионально-ориентированную деятельность. Предложенные педагогические условия (создание профориентированной среды, ранняя практика, самостоятельная деятельность и поддержка) формируют эффективные ориентиры для образовательной политики [8].

Статья И.В. Засыпкина подчеркивает динамическое взаимодействие между учебной и профессиональной мотивацией. Авторы указывают, что высокий уровень профессиональной мотивации усиливает смысловую насыщенность учебной деятельности, а успехи в учебе, в свою очередь, укрепляют профессиональные установки. Такой подход позволяет рассматривать мотивацию как целостную систему, требующую комплексной поддержки со стороны всех участников образовательного процесса [7].

Исследование Е.В. Романовой акцентирует внимание на ключевой роли старших курсов в формировании устойчивой профессиональной мотивации. Автор рассматривает мотивацию как многокомпонентную систему, тесно связанную с личностными ценностями и профессиональным самоопределением. Практика и рефлексия профессионального опыта становятся решающими факторами в развитии мотивационной устойчивости. Научная новизна исследования проявляется в уточнении понятий, классификации уровней мотивации и выделении типичных траекторий ее формирования [9].

В работе М.В. Лях представлена целостная модель мотивации как много-уровневого образования, сочетающего когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Особое внимание уделено эволюции мотивации от первого до последнего курса, что позволяет зафиксировать изменения, связанные с профессиональным самоопределением. М.В. Лях также отмечает двойственную природу мотивов – их учебную и профессиональную направленность, а также обращается к классификациям, позволяющим дифференцировать типы мотивации в образовательном процессе [10].

В статье Соколовской И. Е., Поляковой А. В., Романовой Н. В., Беляковой К. С. исследуется влияние различных религиозных ориентаций студентов на их образовательную и профессиональную мотивацию. Авторы анализируют, как религиозные убеждения и практики могут оказывать влияние на учебную деятельность, профессиональные устремления и карьерные ориентиры студентов. Особое внимание уделяется различиям в мотивации среди студентов с разными религиозными ориентациями, что позволяет выявить специфические особенности и потребности в образовательном процессе.

Для проведения исследования использовались различные методы, включая анкетирование и статистический анализ, что позволило получить объективные данные о взаимосвязи между религиозной идентичностью и мотивацией студентов. Результаты исследования могут быть полезны для разработки более эффективных образовательных стратегий, учитывающих религиозные особенности студентов [11].

Материалы и методы

Наше исследование учебно-профессиональной мотивации опирается на богатый теоретический фундамент ведущих отечественных и зарубежных психологов и педагогов, таких как К.С. Козляков, Е.П. Турбин, Т.Б. Тарабрина, А.А. Токарев и др. Анализ литературных источников позволил выделить несколько ключевых компонентов учебно-профессиональной мотивации: когнитивный (понимание цели обучения), эмоциональный (интерес, удовлетворенность), поведенческий (активность, настойчивость). Формирование мотивации – это поэтапный процесс, включающий постановку целей, выбор стратегий достижения, оценку результатов и корректировку действий [1-5].

Особое внимание заслуживает переход от внешней к внутренней мотивации. Внешние стимулы (оценки, поощрения) могут быть эффективными на начальных этапах, но для долгосрочной мотивации необходимо развитие внутреннего интереса к предмету и профессии.

Ключевую роль в развитии устойчивой мотивации играют проектное и проблемное обучение, наставничество и интеграция теории с практикой. Проектная деятельность позволяет студентам применить теоретические знания на практике, увидеть результаты своей работы и почувствовать удовлетворение от достижения цели. Наставничество предоставляет студентам индивидуальную поддержку и возможность получить ценные советы от опытных специалистов. Интеграция теории с практикой делает обучение более значимым и понятным для студентов.

Методики, разработанные А.А. Реаном, направлены на диагностику и развитие мотивационной сферы личности, в частности учебной и профессиональной мотивации. Он является одним из ведущих российских специалистов в области психологии образования и мотивации [5].

Для эмпирического исследования планируется использование диагностических инструментов, разработанных А.А. Токаревым и М.В. Лях для оценки уровня учебно-профессиональной мотивации и профессиональной идентичности. Это позволит получить количественные данные о мотивации студентов и выявить факторы, влияющие на ее уровень. Кроме того, планируется апробация различных стратегий педагогического воздействия, включающих профориентированные мероприятия, вовлечение студентов в научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность, внедрение менторских программ и обновление содержания учебных программ [4, 10].

Результаты исследования

С целью повышения уровня учебно-профессиональной мотивации студентов авторами был разработан и реализован онлайн-курс «Органическая химия», ориентированный на обучающихся химических специальностей. Данный курс представляет собой целостный дидактический блок, включающий в себя обучающие материалы, интерактивные задания, элементы визуализации и оценочные средства, направленные на активизацию познавательной активности студентов, развитие интереса к изучаемому предмету, а также осознание значимости химических знаний для будущей профессиональной деятельности.

Тематика ориентирована на ключевые разделы органической химии. Целевая аудитория – студенты 3-го курса химических направлений подготовки. Структура курса включает видеоуроки, текстовые пояснения, мультимедийные презентации, тестовые задания, кейсы и практико-ориентированные задачи. Методическая основа построена с учетом принципов деятельностного подхода, интерактивного и проблемного обучения, а также опирается на теорию мотивации обучения (в частности, на модель мотивационной структуры личности А.А. Реана).

Курс внедрен в рамках самостоятельной работы студентов, а также используется как поддержка аудиторных занятий.

Обсуждение и заключение

Анализ представленных исследований показывает, что учебно-профессиональная мотивация студентов трактуется как сложное, динамичное и многоуровневое образование, формирующееся на стыке личностных, педагогических и социокультурных факторов. В большинстве рассмотренных работ подчеркивается необходимость перехода от внешней к внутренней мотивации в процессе профессионального становления обучающихся, что является центральным условием устойчивого интереса к будущей профессии.

К.С. Козляков описывает формирование мотивации как этапный процесс, подчеркивая влияние как внутренних факторов (стремление к самореализации, достижению профессионального успеха), так и внешних (влияние семьи, качество учебной среды). Его концепция представляет мотивацию как эволюцию, начиная с осознания значимости выбранной профессии и заканчивая ее практической реализацией. Это понимание отражает реальность: начальный энтузиазм часто обусловлен внешними факторами (престиж профессии, ожидания родителей), но для устойчивого профессионального развития необходим переход к внутренней мотивации, основанной на личностном смысле и ценностях.

Е.П. Турбин и Т.Б. Тарабрина развивают эту идею, интегрируя в анализ концепцию профессиональной идентичности как устойчивой мотивационной основы. Е.П. Турбин особо выделяет роль образовательных практик, способствующих развитию внутренней мотивации: проектного обучения, наставничества, тесной интеграции теории и практики. Он утверждает, что создание атмосферы доверительного взаимодействия между преподавателем и студентом является ключевым фактором в этом процессе. Т.Б. Тарабрина же акцентирует внимание на влиянии личностных и социальных факторов, подчеркивая эффективность проблемного обучения и развития лидерских качеств как стимулов для укрепления профессионального самосознания. Важно отметить, что развитие лидерских качеств не только повышает мотивацию, но и формирует навыки, необходимые для успешной будущей карьеры.

А.Д. Ступникова и М.В. Лях углубляют понимание внутренней структуры мотивации, выделяя ее ключевые компоненты: когнитивный (понимание целей и задач), эмоционально-волевой (настойчивость, преодоление трудностей), поведенческий (активность, инициатива) и ценностно-смысловой (связь профессии с личными ценностями и смыслами жизни). Этот подход позволяет рассматривать мотивацию как целостную, личностно обусловленную систему, динамично изменяющуюся под воздействием различных факторов [10].

В последние годы к традиционным факторам добавились новые, связанные с цифровизацией образования и изменениями на рынке труда. Например, доступ к онлайн-ресурсам и возможность дистанционного обучения могут как положительно влиять на мотивацию (гибкость, доступность информации), так и отрицательно (отсутствие непосредственного контакта с преподавателем, риск прокрастинации). Также важную роль играют профессиональная ориентация и карьерное консультирование, помогающие студентам осознать свои способности и сопоставить их с требованиями рынка труда.

Формирование учебно-профессиональной мотивации – сложный, многофакторный и непрерывный процесс, требующий комплексного подхода. Эффективные образовательные стратегии должны учитывать как внешние стимулы, так и внутренние потребности студентов, способствуя постепенному переходу от внешней мотивации к внутренней, основанной на личностном смысле и профессиональной идентичности. Интеграция современных технологий и акцент на развитии ключевых компетенций студентов являются необходимыми условиями для достижения этой цели [11].

Реализация разработанного нами курса «Органическая химия», ориентированного на студентов химических специальностей, показала его значительное влияние на формирование и развитие учебно-профессиональной мотивации обучающихся. Курс был спроектирован с учетом ключевых потребностей современной образовательной среды и включал разнообразные формы подачи материала: видеоуроки, интерактивные задания, мультимедийные презентации, а также тестовые и практико-ориентированные задания, что обеспечило многоканальное воздействие на познавательную сферу студентов.

Методологическая основа курса, опирающаяся на деятельностный, интерактивный и проблемный подходы, а также на теоретические положения мотивационной структуры личности по А.А. Реану, позволила создать условия для личностной вовлеченности студентов в учебный процесс. Особенно важно отметить, что курс был интегрирован не только в аудиторную, но и в самостоятельную работу студентов, что способствовало формированию навыков саморегуляции, самоорганизации и целеустремленности – ключевых компонентов учебной и профессиональной мотивации.

Таким образом, учебно-профессиональная мотивация студентов-химиков – это фундаментальный компонент качественного профессионального образования. Ее формирование требует системного подхода, включающего теоретическую подготовку, практическую ориентированность, педагогическую поддержку и развитие профессиональной идентичности [12].

Разработанный курс нацелен на создание комплексного подхода к мотивации студентов, который включает в себя три ключевых компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (см. табл.1, рис.1).

 

Таблица 1

Назначение курса

Аспект

Описание

Академическая цель

Передача системных знаний по органической химии

Воспитательная функция

Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов

Целевая направленность

Подготовка к успешной учебной и будущей профессиональной деятельности

Мотивационные компоненты

Когнитивный (осознание цели), эмоциональный (интерес), поведенческий (активность)

 

Рис. 1. Назначение курса

 

Когнитивный компонент мотивации играет важную роль в процессе обучения, так как формирует осознанное понимание студентами целей обучения и значимости изучаемого материала. В рамках курса акцентировалось внимание на практической значимости органической химии для будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся в области химии, фармацевтики, биотехнологий и смежных наук [13–15].

Каждый учебный модуль был спроектирован таким образом, чтобы продемонстрировать взаимосвязь теоретических знаний с реальными задачами, которые студенты могут встретить в своей профессиональной жизни. Например, обсуждение механизмов реакций органических соединений сопровождалось практическими примерами из лабораторной практики и производственной среды. Это позволяло студентам не только усваивать фактический материал, но и развивать умение применять его для решения исследовательских и прикладных задач. Таким образом, формировалось профессиональное мышление и углубленная мотивация к изучению предмета [16].

Эмоциональный компонент мотивации является неотъемлемой частью успешного обучения. В рассматриваемом курсе используются разнообразные интерактивные методы, такие как виртуальные лабораторные эксперименты, моделирование реакционных механизмов, а также игровые и проблемные задания. Эти методы не только делают процесс обучения более увлекательным, но и способствуют пробуждению устойчивого интереса к предмету.

Создание положительного отношения к учебному процессу и ощущения удовлетворенности от достигнутых результатов стало важным элементом эмоционального вовлечения студентов. Например, участие в виртуальных лабораториях позволяло студентам экспериментировать с реакциями в безопасной среде, что, в свою очередь, способствовало формированию уверенности в своих знаниях и навыках.

Поведенческий компонент мотивации включает в себя активное участие студентов в учебном процессе. В рамках курса были созданы условия для проявления индивидуальности и свободы выбора тем для мини-проектов. Это дало возможность студентам работать над теми аспектами органической химии, которые их действительно интересуют, что значительно повышало их вовлеченность в учебный процесс.

Кроме того, возможность участвовать в онлайн-дискуссиях и получать обратную связь от преподавателей и однокурсников способствовала созданию активной учебной среды. Студенты могли делиться своими мыслями, задавать вопросы и обсуждать сложные темы, что способствовало не только обмену знаниями, но и формированию сообщества, где каждый мог чувствовать себя частью команды [17, 18].

Рекомендации:

  1. Разрабатывать образовательные программы с высоким мотивационным потенциалом, обеспечивая включение содержательно значимых, личностно и профессионально ориентированных компонентов.
  2. Интегрировать практико-ориентированные подходы к обучению, включая решение профессиональных задач, кейс-методы, проектную деятельность и стажировки.
  3. Организовывать систематическую диагностику учебно-профессиональной мотивации и формирование профессиональной идентичности с целью индивидуализации образовательных траекторий и своевременной коррекции педагогических воздействий.
  4. Стимулировать вовлечение студентов в профессиональное сообщество и научно-исследовательскую деятельность, формируя у них чувство профессиональной принадлежности и личностной значимости участия в избранной сфере.
  5. Применять коучинговые и менторские технологии для сопровождения студентов на протяжении всего периода обучения, обеспечивая поддержку их профессионального самоопределения и развития мотивационной устойчивости.

Итак, формирование и развитие учебно-профессиональной мотивации студентов-химиков – это стратегическая задача высшего образования. От ее успешного решения зависит не только академическая успеваемость студентов, но и их профессиональная состоятельность в будущем. Создание благоприятных условий для мотивационного роста – ключ к подготовке конкурентоспособных и социально активных специалистов.

Обобщение современных исследований позволяет сделать вывод о том, что учебная и профессиональная мотивации студентов являются взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами, критически важными для достижения как учебных, так и профессиональных целей. Формирование устойчивой мотивации требует комплексного педагогического подхода, включающего практико-ориентированное обучение, осмысленное включение в профессиональную деятельность и психологическую поддержку. Результаты рассмотренных исследований могут служить основой для проектирования эффективных образовательных программ, способствующих развитию мотивационной сферы студентов и повышению качества профессиональной подготовки.

По результатам внедрения модуля была зафиксирована положительная динамика по следующим направлениям:

  • повышение уровня вовлеченности студентов в учебный процесс, что выразилось в их более активном участии в занятиях, обсуждениях и выполнении дополнительных заданий;
  • повышение качества освоения учебного материала, что отразилось на росте показателей текущего и итогового контроля;
  • рост познавательной и профессиональной активности, что проявилось в увеличении количества студентов, проявляющих интерес к исследовательским проектам и участию в научных мероприятиях;
  • формирование устойчивой мотивации к профессиональному развитию, особенно среди студентов старших курсов, которые стали осознавать связь между учебными дисциплинами и будущей профессиональной деятельностью.

Таким образом, внедрение курса подтвердило эффективность использования модульного подхода в организации учебного процесса, а также показало, что целенаправленная работа по активизации мотивационной сферы студентов способствует повышению качества профессионального образования. Полученные результаты могут быть использованы при разработке аналогичных цифровых учебных модулей в других предметных областях.

Разработанный курс по органической химии стал успешным примером интеграции когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов мотивации. Такой комплексный подход не только способствует углубленному изучению предмета, но и формирует у студентов необходимые навыки и установки, которые будут полезны в их будущей профессиональной деятельности. Важно понимать, что мотивация – это динамический процесс, который требует постоянного внимания и адаптации к потребностям студентов, и именно поэтому создание интересной, вовлекающей учебной среды является ключом к успешному обучению в области органической химии.

×

Об авторах

Айгуль Еламановна Мендыгалиева

Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова

Автор, ответственный за переписку.
Email: aigulek_26_88@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-8078-6886

преподаватель кафедры «Химия», аспирант кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»

Казахстан, 090000, г. Уральск, пр. Н. Назарбаева, 162

Юлия Викторовна Лопухова

Самарский государственный технический университет

Email: j.v.lopukova@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»

Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Козляков К.С. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов высшего учебного заведения : дис. канд. пед. наук. – Калининград, 2013. – 198 с.
  2. Турбина Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2017. — № 3. – С. 72–78.
  3. Тарабрина Т.Б. Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2011. – Т. 8, № 2. – С. 142–148.
  4. Токарев А.А. Формирование учебно-профессиональной мотивации у студентов вуза младших курсов педагогического бакалавриата посредством деловых игр // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 2 (59). – С. 35–40.
  5. Ryan, R.M., & Deci, E.L. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55, No. 1. – Pp. 68-78
  6. Maslow А.Н. Theory of Human Motivation. Psychological Review.1943. № 4 Vol. 50. Pp 370-396
  7. Засыпкин И.В. Мотивация учебной деятельности как фактор профессиональной адаптации курсантов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. — Т. 5, № 1 (14). – С. 48–50
  8. Ступникова А.Д. Формирование профессиональной мотивации будущего преподавателя на начальном этапе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. — Волгоград, 2005. – 24 с.
  9. Романова Е.В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.07. – Москва, 2010. – 18 с.
  10. Лях М.В. Учебно-профессиональная мотивация студентов вуза: структура, динамика, педагогические условия формирования: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. – М., 2007. – 220 с.
  11. Sokolovskaya I.E. Educational and professional motivation of students with various religious orientations // European Journal of Science and Theology. – 2020. – Vol. 16, No. 4. – P. 169–180.
  12. Yermentaeyeva A., Aubakirova Z., Uaidullakyzy E., Ayapbergenova A., Muldabekova K. Educational and research motivation of undergraduate master students as the factor of self-improvement of professional competence // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 89. – P. 911–915.
  13. Mikhailova A.G. Self-determination impact on motivation in the conditions of professional education // Historical and Social-Educational Idea. – 2021. – Vol. 13. – №. 1. – Pp. 123-133.
  14. Стерлигова О.П., Сокольская М.В. Инновационные подходы к формированию учебно-профессиональной мотивации у студентов / О. П. Стерлигова, М. В. Сокольская // Педагогическое регионоведение. – 2018. – № 4 (16). – С. 71–78.
  15. Воробьёва М.В., Питюков В.Ю. Профессиональная мотивация студентов туристского вуза / М. В. Воробьёва, В. Ю. Питюков. – Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2013. – 180 с. – ISBN 978-5-98880-112-2.
  16. Mayer R.E. Multimedia Learning / R. E. Mayer. – 3rd ed. – Cambridge: Cambridge University Press, 2021. – 438 p.
  17. Steinmayr R., Weidinger A.F., Schwinger M., Spinath B. The Importance of Students’ Motivation for Their Academic Achievement – Replicating and Extending Previous Findings // Frontiers in Psychology. – 2019. – Vol. 10. – Article 1730. – doi: 10.3389/fpsyg.2019.01730.
  18. Owens D.C., Sadler T.D., Barlow A.T., Smith-Walters C. Student Motivation from and Resistance to Active Learning Rooted in Essential Science Practices // Research in Science Education. – 2020. – Vol. 50. – P. 253–277. – doi: 10.1007/s11165-017-9688-1.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Назначение курса

Скачать (199KB)

© Мендыгалиева А.Е., Лопухова Ю.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.