Повышение познавательной активности обучающихся вуза (на примере дисциплины «Русский язык в деловой документации»)
- Авторы: Шарко М.И.1
- 
							Учреждения: 
							- Кузбасский институт ФСИН России
 
- Выпуск: Том 22, № 3 (2025)
- Страницы: 107-122
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/667602
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.3.8
- ID: 667602
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена ролью познавательной активности в достижении эффективности учебной деятельности, личностном становлении и самореализации обучающихся в современном мире. В статье на основе анализа научной литературы охарактеризовано понятие «познавательная активность», представлены сведения о структуре познавательной активности (мотивационном, операциональном, волевом компонентах) и условиях (организационных, психологических, социальных, методических), способствующих ее повышению. Результаты теоретического исследования составили базу для подготовки и реализации системы работы по стимулированию познавательной активности в аспекте мотивационного обеспечения учебной деятельности, что обусловливает практическую значимость исследования. Педагогический принцип целостности образовательного процесса, коммуникативный подход в обучении определили содержание, формы и приемы работы, направленной на повышение познавательной активности. В статье рассматриваются педагогические условия: организационные (этап занятия, продолжительность, формы оценивания), психологические (характер общения), социальные (формы организации взаимодействия), методические (коммуникативно-речевые, аналитические, аналитико-конструктивные задания, характер дидактического материала, требование разнообразия приемов обучения). Также представлен обширный иллюстративный материал к 18 занятиям. Результаты проведенного исследования обладают практической значимостью для преподавателей, заинтересованных в стимулировании познавательной активности обучающихся, в аспекте проектирования собственной системы работы, возможности использования отдельных приемов организации деятельности обучающихся.
Полный текст
Введение
Современный мир требует от человека активной жизненной позиции. Нарастающий объем информации, требующей освоения, в том числе и верификации; стремительные экономические изменения; развитие науки и технологий; расширение сферы социального взаимодействия и коммуникации – все это обусловливает необходимость изменений в образовательном процессе, определяет актуальность педагогической работы по формированию и развитию познавательной активности обучающихся, которым предстоит не только жить в меняющемся мире, но преобразовывать его.
Цель исследования – разработать систему работы в рамках учебной дисциплины по повышению познавательной активности обучающихся вуза.
Обзор литературы
Анализ научной литературы позволил уточнить содержание понятия «познавательная активность», роль познавательной активности в эффективности учебной деятельности, факторы, обусловливающие стимулирование познавательной активности обучающихся.
Современный студент в силу объективных условий цифровизации различных сфер жизни относится к «цифровому поколению» [1] «эпохи развития искусственного интеллекта» [2], обладающему «клиповым сознанием» (т. е. сознанием, основанном «на априорном образном восприятии, ассоциативных связях, свободных интерпретациях, визуализации и эмоциональности, иррациональном вычленении «актуальных» единиц информации и объединении их в ситуативную картину мира» [1, с. 26]), что приводит к ограниченности рамками алгоритмического мышления, снижению познавательной активности, эгоцентризму [1], «крайнему прагматизму» [3, с. 69]. Эти характеристики определяют необходимость специальной работы по формированию учебной мотивации [3], развитию творческих способностей [2], а также реализации коммуникативного и аксиологического подходов в образовательной деятельности [1], а следовательно, и стимулирования познавательной активности обучающихся для обеспечения инноваций, установления социальных связей, решения профессиональных и личных проблем [1; 2; 4].
Познавательная активность – это качественная характеристика субъекта, вовлеченного в деятельность учения, заинтересованного в ней и проявляющего самостоятельность (автономию [5]) как в постановке учебных задач, так и в поиске способов их решения; управляющего своим развитием, в том числе профессиональным. Познавательная активность обусловливает интенсивность и качество познавательной деятельности [6; 7].
Обучающийся, который занимает активную позицию в образовательном процессе, принимает на себя ответственность за сам процесс и за результат (по мнению исследователей [5], ответственность распространяется на три уровня: во-первых, постановку целей и задач; во-вторых, поиск «индивидуальной образовательной тактики»; в-третьих, рефлексию), соответственно, он прилагает усилия, ищет различные пути достижения цели и в конечном итоге (независимо от количества попыток) приобретает опыт самореализации в деятельности, самоутверждения в социуме. Это, в свою очередь, благоприятно влияет на его самооценку, уверенность в себе.
В структуре познавательной активности выделяются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, операциональный, волевой.
Мотивационный компонент определяет направленность и интенсивность познавательной деятельности и включает следующие элементы: потребности, интересы, мотивы, ценности и эмоции [8].
Операциональный компонент представляет собой инструментарий познавательной активности: знания, умения, навыки, когнитивные стратегии и методы познания [9].
Волевой компонент обеспечивает саморегуляцию познавательной деятельности: целеполагание, самоконтроль, рефлексию, самодисциплину, настойчивость.
Следовательно, потенциал повышения познавательной активности связан с развитием у обучающихся мотивационного (на основе формирования интереса, позитивных эмоций по отношению к предмету изучения, учебным занятиям), операционального (за счет обучения способам действия, различным стратегиям, формирования умения учиться) и волевого (путем обучения приемам саморегуляции и самоконтроля, стимулирования) компонентов. Поэтому вполне оправданно, что поиск способов стимулирования познавательной активности ведется в различных направлениях.
Психологическими основами познавательной активности в научной литературе [5; 11; 12] называют теории мотивации: «пирамиду потребностей» А. Маслоу, теорию мотивации достижения Дж. Аткинсона, теорию приобретенных потребностей Д. Макклелланда. Для педагогической практики эти теории определяют следующие положения: множественность мотивов (удовлетворение различных потребностей); индивидуальные различия, связанные с ведущими мотивами – избегания или достижения; важная роль социальной среды.
Когнитивные теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского [13–15] обогатили педагогику положениями о необходимости учитывать стадии развития обучающегося, обеспечивать его активность во взаимодействии с социальным окружением (педагогом, сверстниками), организовывать освоение обучающимся культурных инструментов и др.
Таким образом, в масштабе образовательной организации одним из факторов развития познавательной активности выступает образовательная среда [10; 16; 17] как совокупность условий процесса обучения:
- социальных (связанных с взаимодействием и сотрудничеством);
- психологических (доброжелательная, поддерживающая атмосфера, стимулирующая поиск, дающая состояние психологической безопасности);
- методических (разнообразие методов и форм обучения);
- организационных.
В аспекте профессиональной деятельности преподавателя (в рамках обучения отдельной дисциплине) представляется целесообразным рассмотреть именно методический фактор, который позволяет обеспечить и социальные, и психологические, и организационные условия, стимулирующие познавательную активность обучающихся в аспекте ее мотивационного компонента.
В научной литературе [3; 16; 19–23] для повышения познавательной активности обучающихся рекомендуется использовать проблемное обучение, игровые технологии, интерактивные формы обучения, активные методы обучения (дискуссии, дебаты, мозговой штурм, проектную деятельность, кейс-стади и т. п.), ИКТ-технологии (мультимедийные презентации, видеоролики, образовательные платформы, онлайн-инструменты, виртуальные лаборатории, симуляции).
Следует отметить, что согласно научным исследованиям [2; 4; 20; 24; 25] важную роль в развитии познавательной активности обучающихся играют реализуемые преподавателем подходы к обучению, его отношение к задаче развития познавательной активности обучающихся. Подтверждением приведенного утверждения служат результаты исследования, проведенного О.Ю. Корневой, И.В. Плотниковой, Е.В. Силифоновой: «несмотря на интенсификацию электронной образовательной среды, 92 % респондентов склонны считать, что харизматичный преподаватель может развить мотивацию к обучению» [20, с. 219].
Преподаватель, заинтересованный в развитии познавательной активности обучающихся:
- формирует интерес к дисциплине [6], который «фиксируется в деятельности» [26, с. 86];
- учитывая значимость эмоций в эффективности обучения [27], создает благоприятный психоэмоциональный климат на занятии (ощущение психологической безопасности, атмосферу сотворчества, взаимного уважения, принятия, признания права каждого на ошибку);
- организует разнообразную деятельность обучающихся [2; 21], т. е. реализует широкий методический репертуар приемов и форм обучения;
- обеспечивает качественную обратную связь [21].
Отметим, что, как и любая другая деятельность, развитие познавательной активности обучающихся предполагает целенаправленность и систематичность. Для достижения устойчивого результата работа по повышению познавательной активности обучающихся может осуществляться рассредоточенно – на протяжении всего обучения, на разных этапах отдельных занятий – и предусматривать:
- включение новой, значимой и интересной информации;
- использование разнообразных приемов и форм работы;
- создание благоприятного психологического климата на всех учебных занятиях, уважительного характера общения и т. п.
Таким образом, для реализации педагогического принципа целостности образовательного процесса, осуществления системы работы по повышению познавательной активности обучающихся необходимо обеспечить специальные условия – организационные, психологические, социальные, методические.
Материалы и методы
Теоретические методы исследования (анализ научной литературы, моделирование) составили основу экспериментальной работы, которая была направлена на разработку и апробацию в рамках учебной дисциплины системы, направленной на стимулирование познавательной активности обучающихся.
Экспериментальная работа реализована в рамках дисциплины «Русский язык в деловой документации», адресованной курсантам 1-го курса ведомственного вуза ФСИН России, обучающимся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность». Специфика учебной дисциплины определила коммуникативный подход в обучении: коммуникативно-речевые задания (т. е. моделирующие реальные ситуации общения, требующие речевой активности) направлены не только на формирование компетенций, заданных учебно-планирующей документацией, но и на формирование интереса к дисциплине через обеспечение организационных, психологических, социальных и методических условий стимулирования познавательной активности обучающихся. Аналитические и аналитико-конструктивные задания для мотивационного обеспечения учебной деятельности обучающихся основывались на привлечении нестандартного дидактического материала проблемного характера.
Результаты исследования
Опыт разработки и создания целостной системы работы, направленной на повышение познавательной активности обучающихся, основан на обеспечении специальных педагогических условий.
Организационные условия. Система работы по повышению познавательной активности обучающихся предполагает регулярное (на каждом учебном занятии) в рамках организационного этапа занятия включение специальных заданий. Организация подобной деятельности именно в начале занятия позволяет настроить обучающихся на работу – вызвать интерес, создать позитивный эмоциональный настрой и ощущение успешности, отвлечь от переживания предыдущего занятия. Цель использования подобных заданий обусловливает необходимость ограничения по времени (5–7 минут), чтобы выполнение заданий, направленных на повышение познавательной активности, не становилось самоцелью и не наносило ущерб решению задач учебного занятия.
Отметим, что связь с содержанием работы по предмету может быть как прямой (предлагаются коммуникативно-речевые задания творческого характера по теме занятия), так и косвенной (используются аналитические и аналитико-конструктивные задания для освоения способов действия – анализа, сопоставления, классификации, обобщения и т. п.). С учетом роли подобных заданий (мотивационного обеспечения учебной деятельности) целесообразно создавать новизну и занимательность содержания (например, приводить материал, способствующий расширению кругозора и углублению знаний обучающихся) и формы (например, использовать игровую технологию) заданий, и ограничивать время на их выполнение 5–7 минутами.
Выставление оценки за учебное занятие на данном этапе представляется нецелесообразным, т. к. цель работы – стимулировать познавательную активность, а содержание может быть лишь косвенно связано с темой занятия. Поэтому мы предлагаем использовать различные формы оценивания: оценочное высказывание, «право ...» (на основном этапе занятия: сдать тетрадь, предъявить ответ, даже если преподаватель не спросил; заменить вопрос на другой; получить иммунитет на один вопрос; выбрать задание для выполнения на занятии или на самоподготовке; войти в экспертный совет и т. п.).
Психологические условия определяют выработку общих для всех занятий правил взаимодействия, которые касаются как характера общения (предоставлять слово каждому, не повторять чужие ответы, уважительно относиться к каждому и т. п.), так и работы в группах, взаимооценки и т. п. Обучающиеся вуза уже имеют опыт учебного взаимодействия, и основные правила им знакомы, поэтому преподавателю важно актуализировать эти знания (например, слушайте говорящего; не перебивайте; критикуете – предлагайте свой вариант; критикуйте работу, но не личность; при оценке чужой работы начинайте с позитивного, найдите достоинства; контролируйте звучание голоса и т. п.) и контролировать их неукоснительное соблюдение, пресекая даже малейшую попытку высмеивания одногруппников, проявления грубости (например, преподавателем или специально назначенным (авторитетным среди обучающихся) студентом делается замечание о невежливости, неуместности высказывания; предлагается вместо саркастической шутки оказать помощь, сформулировать свой вариант и т. п.).
Социальные условия повышения познавательной активности создаются за счет использования различных форм организации взаимодействия обучающихся:
- индивидуальной (так называемые «ответы по цепочке», когда запрещено повторять ранее прозвучавший вариант и надо предложить свою версию ответа – тем самым помимо развития творческого мышления происходит приобретение умения слушать друг друга, сопоставлять ответы);
- в парах: за счет диалога обучающиеся быстрее приходят к решению предлагаемой задачи, поддерживают межличностные взаимоотношения, испытывают большую уверенность. Отметим, что если в начале включения в занятия приемов, направленных на повышение познавательной активности, у некоторых обучающихся возникали сложности с оперативным реагированием в предлагаемых условиях, то затем (в том числе благодаря работе в парах и группах) обучающиеся стали увереннее в себе, освоили возможные способы действия при выполнении нестандартных коммуникативно-речевых заданий и практически перестали пропускать свою очередь отвечать;
- в группах: подобная форма позитивно влияет как на хорошо успевающих обучающихся (создается ситуация самореализации, самопроявления), так и на тех, кто испытывает затруднения в обучении (возникает возможность творческой самореализации, создания «ситуации успеха»; чувство принадлежности к группе). Также групповая форма позволяет сэкономить время при проверке работ.
Отметим, что социальные условия повышения познавательной активности обучающихся включают и использование различных форм организации оценивания:
- оценка преподавателем (качественная, характеризующая сильные стороны личности обучающегося, его продвижение);
- взаимооценка как отдельными обучающимися, назначенными преподавателем либо выбранными аудиторией («самый справедливый», «лучший знаток» и т. п.), так и группами (целесообразно, когда есть возможности количественной оценки – подсчета слов, сравнения с эталоном и т. п.).
Методические условия в части специфики реализации системы работы, направленной на повышение познавательной активности обучающихся, связаны с разнообразием используемых приемов работы, характером дидактического материала. Приведем реализованную систему заданий, описав ее по примерному плану:
- тема занятия (для соотнесения тематики занятий и содержания работы, направленной на повышение познавательной активности обучающихся);
- задание, направленное на повышение познавательной активности обучающихся, его характеристика;
- примечания, связанные с организацией и / или оценкой работы обучающихся, и / или примеры выполнения, и т. п.
По теме «Система функциональных стилей современного русского языка» предлагается коммуникативно-речевое задание «Пожелание»: поздравляя группу с началом изучения дисциплины, необходимо высказать пожелания, при этом повторять чужие ответы нельзя. Пример поздравления, как и пожелания, приводит преподаватель, обучающиеся выражают пожелания «по цепочке».
Тема «Система книжных функциональных стилей» включает аналитическое задание «Живая схема»: пять обучающихся получают листочки с указанием роли (элемент речевой ситуации). Нужно выстроиться всем вместе так, чтобы группа поняла, какова роль каждого и почему участников именно пять. Когда они выстраиваются, иллюстрируя схему, аудитория выполняет задание. На случай затруднений у аудитории участникам группы дано задание рассказать о своей роли, не называя ее. Таким образом организуется актуализация знаний и запоминание ранее изученного.
Тема «Сфера функционирования и общие особенности официально-делового стиля» допускает применение коммуникативно-речевого задания «Стихотворный турнир»: работая в группе, обучающиеся сочиняют стихотворение, включая следующие пары слов: «речевая ситуация – телепортация»; «адресат – реферат»; «стили речи – с Марго Робби встречи»; «коммуникация – вакцинация». Затем декламируют получившийся текст. Отметим, что с этой работой справляются все группы (при этом иногда удивляясь собственному результату), отличия касаются лишь количества использованных и подобранных самостоятельно рифм, смысловой ценности и объема текста.
Изучение темы «Жанры официально-делового стиля» органично подготавливается коммуникативно-речевым заданием «Ситуация изменилась»: обучающимся, работающим в группе, надо переделать данный текст (фрагмент из «Устава о добропорядочном пирогов печении» М.Е. Салтыкова-Щедрина из «Истории одного города») в текст другого стиля. Необходимо самостоятельно определить стиль исходного текста и выбрать на основе уточнения ситуации общения стиль измененного текста.
В рамках темы «Понятия «документ» и «служебный документ». Нормативно-правовая регламентация делопроизводства в УИС» запланировано проведение контрольной работы, поэтому обучающимся предлагается выполнить коммуникативно-речевое задание «Аргументируй это», которое выполняется «по цепочке»: следует продолжить тезис своим аргументом «Я люблю писать контрольные работы, потому что…», повторять чужие ответы нельзя. Задание достаточно динамично, по завершении используется взаимооценка: определяются аргументы «самый убедительный», «самый оригинальный», «самый короткий» и т. п.
В занятие по теме «Служебные документы: типология, композиционные особенности, реквизиты» включено коммуникативно-речевое задание «Реверсивный хоррор», выполняемое в группах: надо составить текст (5–6 предложений) в жанре ужасов по схеме «кульминация – завязка – развязка», ведя повествование от лица граммар-наци, тема «Печальна судьба невежды». Необходимо пояснить обучающимся непонятные слова, напомнить об этических нормах, обсудить, как реагировать на нарушения языковых и речевых норм окружающими (если это ровесник, начальник, более старший коллега, присутствующие другие лица и т. п.). При заслушивании ответов особое внимание уделяется интонационной выразительности речи.
Изучение темы «Требования к языку и стилю документов. Речевой этикет в документе» может начинаться с коммуникативно-речевого задания «Братья и сестры», которое выполняется «по цепочке»: надо поздороваться с аудиторией, включив в приветствие обращение; повторять чужие ответы нельзя. Задание позволяет повторить пунктуацию при вводных словах с этикетным значением. При оценке отмечается уместность (в какой ситуации эти приветствие и обращение были бы уместны). Анализ обращения «Братья и сестры» в речи И.В. Сталина от 03.07.1941 года позволяет расширить кругозор обучающихся, подчеркнуть значимость выбора средств речевого этикета. Интересным фактом для обучающихся является и введение в русский алфавит буквы Ё.
В рамках темы «Правила составления и редактирования документов» используется задание, связанное с моделированием образа идеального первокурсника: работая в парах, обучающимся надо ответить на вопрос «Какую сверхспособность супергероя вы подарите одногруппникам?», быть готовым обосновать свой выбор. Обоснование необходимо в том случае, если кто-то выражает недоумение или несогласие принять «подарок». Также подобное задание позволяет обсудить роль правил в жизни человека, в том числе профессиональной.
Тема «Этапы редактирования и виды правки» может включать задание по подбору и конструированию языкового материала «Игра в слова»: работая в группе, надо составить за 2 минуты как можно больше слов из слова «уголовно-исполнительная». Выбор слова определяется частотностью использования и направлен на объяснение и запоминание его написания. Взаимопроверка позволяет достаточно быстро и объективно определить победителя.
Тема «Требования к лексике деловой документации» включает на организационном этапе занятия аналитическое задание в форме игры «Найди своих»: каждому выдается по карточке с указанием одного факта, связанного с оформлением документа, и надо определить, в какую группу (по виду документа: приказ, письмо, протокол и т. п.) следует войти. Задание позволяет актуализировать знания обучающихся. Каждый участник зачитывает, что написано, и присоединяется к группе; задача аудитории – контролировать правильность. Отдельные характеристики, указанные на карточках, относятся ко всем видам документов. Надо догадаться и создать дополнительную группу «Общие правила оформления документов».
В рамках темы «Языковые формулы документов» организуется подбор и конструирование языкового материала «Бюрократ»: работая в группе, за три минуты следует составить текст документа, использовав как можно больше языковых клише. Взаимопроверка направлена не только на подсчет использованных языковых клише, но и на оценку правописания и уместности использования языковых средств, и позволяет разграничить понятия «официально-деловой стиль» и «канцелярит».
При освоении темы «Лексические нормы деловой речи» может использоваться аналитико-конструктивное задание в форме игры «Интуиция»: работая в группе, обучающимся надо определить / предположить значение слова «дефензива», подобрать как можно больше синонимов. Практически все группы справились с заданием, сопоставив звучание слова с английским словом defend («защищать»), знакомым как из профессионально ориентированного курса английского языка, так и из компьютерных игр. Также задание позволило повторить сведения о понятии «синонимы».
Тема «Виды лексических ошибок» включает аналитико-конструктивное задание «Хорошо, да худо»: работая в группе, обучающиеся интерпретируют предложенные цитаты из китайской «Книги Перемен» («И Цзин») и как позитивное предсказание, и как негативное. Задание позволяет обобщить знания о многозначности: от чего она зависит, как ее нивелировать; подчеркнуть значение учета речевой ситуации, указать на недопустимость многозначности в документах.
Изучение темы «Морфологические нормы деловой документации» предваряет анализ языкового материала «Части речи»: работая в группе, необходимо определить части речи указанных слов: стих, стекло, печь, дуло, души, дали, тепло, пила, полем, простой. Задание акцентирует внимание обучающихся на значимости контекста, необходимости учитывать языковое окружение слова. Самопроверка позволяет достаточно быстро оценить работу групп.
По теме «Виды морфологических ошибок» предусматривается выполнение аналитико-конструктивного задания «Памятка»: работая в группе, обучающиеся составляют памятку по оформлению документа по данному началу: 1) Задавай …; 2) Выбирай …; 3) Считай …; 4) Укажи …; 5) Проверь …; 6) Исправь… (по необходимости).
Задание позволяет систематизировать и обобщить изученное, обратить внимание на вариативность формулировок. Группам предлагается сравнить свою работу с эталоном, отметить совпадения и / или обосновать допустимость предложенного варианта, другие группы могут обоснованно оспорить позицию. Это позволяет уделить особое внимание совершенствованию культуры общения в ситуации спора.
По теме «Синтаксические нормы деловой речи» в систему заданий, направленных на повышение познавательной активности обучающихся, включается анализ и конструирование языкового материала: работая в группе, следует привести возможные варианты, где во фразе «Он ей говорил, что любит ее» может стоять частица «только». Задание позволяет актуализировать знания о роли порядка слов в предложении, подготовить к изучению сведений о синтаксисе деловой документации. Взаимопроверка количества вариантов, подобранных за ограниченное время, дополняется пояснением роли порядка слов в предложении.
По теме «Виды синтаксических ошибок» для повышения познавательной активности обучающиеся выполняют анализ языкового материала. Работая в группе, следует представить возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях: «У рубашки оторвалась пуговица, и пришлось надеть другую белую»; «В дачном поселке появились новые кирпичные дома»; «Убранный в подполье урожай обещал сытую зиму»; «Было жарко и душно пахло полынью»; «Остаётся только безмолвие воды, зарослей вековых ив»; «Я пойду посмотрю новый фильм на следующей неделе». Задание позволяет актуализировать знания о семантическом (смысловом) принципе русской пунктуации. В целях экономии времени допустимо дать группам по два разных предложения, а в процессе взаимопроверки рассмотреть весь объем языкового материала. При этом взаимопроверка может организовываться в форме работы экспертов, представителей каждой рабочей группы.
Тема «Создание и редактирование текста официально-делового стиля» – заключительная в изучении дисциплины, поэтому для акцентирования внимания обучающихся на ее значимости в качестве задания в рамках работы по повышению познавательной активности обучающихся может использоваться коммуникативно-речевое задание «Конкурс на самый короткий рассказ в стиле Э. Хемингуэйя». Работая в группе, продолжите высказывание, чтобы получился самый короткий рассказ в стиле Э. Хемингуэйя: «Он игнорировал Инструкцию по делопроизводству…». Выполнению задания предшествует сообщение о самом коротком рассказе Э. Хемингуэйя, о современных конкурсах подобных рассказов, анализ нескольких примеров для объяснения возможности сжатия целой истории до одного предложения за счет подтекста. Приведем примеры работ обучающихся: «…и вот самые длинные 10 шагов в его жизни»; «…и смотрел, как за зарешеченным окном поезда падал снег».
В целом задания аналитического и аналитико-конструктивного характера, коммуникативно-речевые задания, отличающиеся новизной содержания и предполагающие вариативность решения, призваны стимулировать интерес к дисциплине, формировать позитивный эмоциональный настрой, тем самым повышая мотивацию обучающихся, активизируя их познавательную деятельность.
Обсуждение и заключение
Реализация комплекса педагогических условий (организационных: включение в начало каждого занятия задания, время выполнения которого ограничено 5–7 минутами, направленного на стимулирование познавательной активности обучающихся; использование системы оценивания без отметок; психологических: обеспечение уважительного, доброжелательного общения преподавателя с обучающимися и обучающихся друг с другом в ходе учебного взаимодействия, создание «ситуации успеха» за счет работы в парах и группах, включение дидактического материала и использование методических приемов, вызывающих позитивные эмоции, интерес; социальных: использование интерактивных форм организации взаимодействия, в том числе и оценивания; методических: использование на каждом из 18 занятий нового приема) обеспечивает системность работы, направленной на повышение познавательной активности обучающихся и обеспечение целостности образовательного процесса, и представляется возможной в условиях реальной педагогической практики.
Безусловно, создание оптимальной образовательной среды, разнообразие используемых методических приемов, привлечение качественного дидактического материала независимо от этапа включения в занятие направлены на формирование интереса к дисциплине, повышение познавательной активности обучающихся. Однако систематическое использование подобных приемов, включение их в начало занятия, на наш взгляд, позволяет задать эмоциональный настрой, вовлечь в учебную деятельность, задать динамику занятию.
Практическая значимость исследования обусловлена характеристикой комплекса организационных, психологических, социальных и методических условий повышения познавательной активности обучающихся вуза и позволяет преподавателям высшей школы, заинтересованным в стимулировании познавательной активности обучающихся, проектировать и осуществлять свою систему работы (разрабатывать систему заданий, определять содержание, приемы и формы работы, этап включения в учебные занятия, способы оценивания и т. п.).
В качестве перспективных направлений исследования видятся поиск и апробация:
- механизмов оценки эффективности работы по повышению познавательной активности, измерения ее результатов;
- путей повышения познавательной активности обучающихся посредством развития операционального и волевого компонентов познавательной активности.
Таким образом, разработанная автором характеристика комплекса организационных, психологических, социальных и методических условий представляет педагогически обоснованный вариант создания образовательной среды, направленной на повышение познавательной активности обучающихся. Как показывает опыт, реализуемая целенаправленно, систематически и системно работа в рамках учебной дисциплины может органично включать и специально организованную деятельность, направленную на повышение познавательной активности обучающихся вуза.
Об авторах
Мария Игоревна Шарко
Кузбасский институт ФСИН России
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: ivanova.mi@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0001-6107-7106
				                																			                								
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные, социально-экономические дисциплины и информационные технологии управления»
Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., 49Список литературы
- Клименко А.В., Несмелова М.Л., Пономарев М.В., Рафалюк С.Ю. Когнитивная культура студентов в условиях цифрового образования // Преподаватель XXI век. – 2023. – № 1. – Ч. 1. – С. 18–29. – doi: 10.31862/2073-9613-2023-1-18-29.
- Sabrina Habib, Thomas Vogel, Evelyn Thorne. Student perspectives on creative pedagogy: Considerations for the Age of AI. Thinking Skills and Creativity. 2025. No. 56. 101767. URL: www.elsevier.com/locate/tsc (accessed March 17, 2025).
- Еремин А.С. Реалии и проблемы активизации учебной мотивации студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2009. – № 1 (11). – С. 66–71.
- Sean Casham, Lynn Sheridan, Shirley Agostinho. Artistry in teaching: A systematic literature review of the research spanning 50 years (1972–2022). Teaching and Teacher Education. Vol. 152. December 2024. 104804. doi: 10.1016/j.tate.2024.104804.
- Даниленко А.С., Шершнёва В.А. Учебная автономия: современное состояние и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64–3. – С. 79–81.
- Давтян С.С. Познавательный интерес как определяющая составляющая познавательной мобильности // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 74–5. – С. 65–72. – doi: 10.18411/lj-06-2021-169.
- Чумина Ю.А. Познавательная деятельность личности: понятие и значение // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2023. – № 2 (22). – С. 35–41.
- Немов Р.С. Системно-исторический анализ понятий, используемых в психологии мотивации // Системная психология и социология. – 2023. – № 1 (45). – С. 77–86. – doi: 10.25688/2223-6872.2023.45.1.07.
- Павлова С.В., Югова М.А. Дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2023. – Т. 20. – № 4. – С. 51–62. – DOI: https://doi. org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.5.
- Кабыткина И.Б. Познавательная активность студентов: проблемы и пути повышения // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 6–4 (108). – С. 88–91.
- Sam Carr. Interrogating Motivational Theory in the Context of Contemporary Educational Policy. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 191. Pp. 1383–1391. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.04.653.
- Stefania Zlatea, Gabriel Cucui. Motivation and performance in higher education. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 180. Pp. 468–476. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.02.146.
- Kruthi Pedapati. Piagetian and Vygotskian Concepts of Cognitive Development: A Review. Indian Journal of Mental Health. 2022. No. 9 (3). Pp. 227–239.
- Тагирова Р.А., Шимаева Л.Р. Теория когнитивного развития Выготского // Достижения науки и образования. – 2023. – № 1 (88). – С. 44–46.
- Харькова Д.Ю., Сафаргалина Э.И. Основы теории когнитивного развития Пиаже // Colloquium-Journal. – 2019. – № 26–2 (50). – С. 49–52.
- Адылбек К.Г., Конгайтиева С.А. Педагогические условия включения студентов вузов во внеучебную развивающую образовательную деятельность // II Международная научно-практическая конференция «Глобальные вызовы и научные инициативы»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (29 февраля 2024 г., г. Москва). – М.: Изд. АНО ДПО «ЦРОН», АЛЕФ, 2024. – С. 14–20. – DOI: https://doi.org/10.26118/8925.2024.36.33.003.
- Kameneva G.A., Bondarenko T.A. Educational factors in enhancing students’ learning and cognitive activities within the framework of educational informatization. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018. Vol. 8. No. 4. Pp. 172–186. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.11.
- Babaev D., Bylykova M. The Role Of Active Teaching Methods In The Formation Of Students’ Cognition And Creativity. Bulletin of Science and Practice. 2021. Vol. 7. No. 6. Pp. 460–467. DOI: https://doi.org/10.54834/.vi1.350.
- Колпашников К.М. Комплексное использование методов, форм и средств обучения как эффективности конкурентного образовательного процесса // Управление образованием: теория и практика. – 2024. – Т. 14. – Вып. 8–1. – С. 59–64. – doi: 10.25726/h1850-3949-5342-o.
- Корнева О.Ю., Плотникова И.В., Силифонова Е.В. Исследование уровня мотивации студентов к обучению: квантификационный подход и результаты // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2023. – № 4 (51). – С. 210–222. – doi: 10.18799/26584956/2023/4/1715.
- Останин О.В. Влияние мотивации на формирование компетенций обучающихся // Человеческий капитал. – 2021. – № 6 (150). – С. 125–132. – DOI: https://doi.org/10.25629/hc.2021.06.13.
- Саралинова Д.С., Себаева Х.Л. Активные методы обучения как средство обеспечения качества усвоения знаний студентов // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 4 (165). – С. 1370–1373. – doi: 10.34925/eip.2024.165.4.277.
- Филипович Л.А., Кондаурова И.Г. Повышение уровня сформированности учебной мотивации и познавательной самостоятельности при изучении естественно-научных дисциплин // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2023. – Т. 20. – № 1. – С. 87–100. – DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.7.
- Тчуамени Д.Л.О. Творческий стиль деятельности учителя как фактор формирования у учащихся интереса к учебе // Высшее образование сегодня. – 2023. – № 1. – С. 133–137. – doi: 10.18137/rnu.het.23.01.p.133.
- Щекочихина Е.В. Роль творческого подхода в обучении иностранному языку студентов в неязыковом вузе // Педагогические науки. – 2024. – № 4 (128). – С. 28–30.
- Соловьев А.А. Соотношение внутренней мотивации и внешнего интереса в осмысленной образовательной деятельности // Философия образования. – 2023. – Т. 23. – № 4. – С. 77–90. – DOI: https://doi.org/10.15372/ PHE20230405.
- Ходжаниязова У. Воздействие эмоционального компонента на процесс обучения иностранному языку // Society and Innovations. – 2023. – Т. 4. – № 9/S. – С. 15–18. – doi: 10.47689/2181-1415-vol4-iss9/s-pp15-18.
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
					 
						 
									
 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 

