Педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности студентов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуализирована проблема поиска новых путей формирования российской гражданской идентичности студентов с использованием педагогических возможностей культуросообразной среды вуза. Представлен анализ основных нормативно-правовых документов, определяющих приоритетность формирования российской гражданской идентичности студентов в системе высшего образования. Дана авторская трактовка понятий «культуросообразная среда вуза» и «российская гражданская идентичность студентов вуза», отражены их основные содержательные характеристики. Охарактеризованы основные положения, определяющие классификацию педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности молодых людей. В предложенной классификации деонтологические педагогические возможности культуросообразной среды вуза задают ориентиры поиска и нахождения студентами личностных смыслов сохранения русской культурной доминаты с идейной опорой на укрепление общенационального единства на основе объединяющей роли традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Информационные педагогические возможности культуросообразной среды вуза обусловливают расширение представлений о формировании установок идентификации молодых людей с сообществом граждан нашей страны, а также запуск механизмов противостояния деструктивным влияниям социальных сетей, насаждающих чуждые нам мировоззренческие установки в рамках искаженных информационно-пропагандистских стратегий. Стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза обеспечивают обогащение опыта созидательного гражданского действия и нахождение студентами вариативных сфер самореализации и самоутверждения, инициирующих гражданское самовыражение в осуществлении гражданских прав и обязанностей с осмысленной вовлеченностью в общественно-политическую жизнь страны, с учетом тенденций прошлого, настоящего и перспективного развития российского общества, развития умений своевременного и эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы, сохранения, укрепления и непрерывного повышения собственного уровня российской гражданской идентичности.

Полный текст

Введение

Российская гражданская идентичность студентов вуза становится все более значимым феноменом современной действительности, регулятивом их профессионально-личного становления и последующей интеграции в современный социум, а также механизмом социокультурной консолидации нации в условиях ухудшения отношений России с западными странами, ужесточения санкционной политики, общего обострения международной обстановки.

В сложной политической и экономической ситуации в современном мире востребованы выпускники вуза, обладающие высоким уровнем российской гражданской идентичности, осознающие свою принадлежность к сообществу российских граждан, чувствующие и разделяющие ответственность за судьбу страны, ее социокультурное процветание, прогресс и технологическое влияние на мировой арене. Такие студенты будут готовы противостоять деструктивным идеологическим влияниям западной цивилизации, адекватно-нравственно реагировать на варианты идентификации «извне», критически осмысливать, оценивать и интерпретировать исторические и современные события, осознавать последствия коллективно-индивидуальных действий для себя и других людей, свободно развиваться и функционировать в пространстве гражданского общества.

В ежегодных выступлениях президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям отмечено, что для нашей страны особую значимость имеет укрепление единства и силы России, степень сплоченности и сопричастности к судьбе Отечества для решения общенациональных задач, то есть повышение и укрепление уровня общероссийской идентичности населения [1].

В современных нормативно-правовых документах, принятых в 2024 году, также зафиксирован приоритет национальной идеи гражданской солидарности, консолидации общества как единого государства, воспитания национального духовного характера субъектов образования, развития умений принимать ответственное участие в жизни демократического общества.

Так, в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.» констатируется значимость повышения числа патриотически настроенных и ответственных молодых людей, которые отожествляют себя с нашим государством, демонстрируют навыки просоциального поведения, позитивное мировоззрение, социальную ответственность, активное гражданское участие, выполнение гражданского долга и конституционных обязанностей, нравственные приоритеты действия, правосознание, воспроизводство конструктивных социокультурных норм и установок [2].

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» отмечена значимость «воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [3]. Президентом РФ В.В. Путиным в конце 2024 г. инициируется введение нового национального проекта «Молодежь и дети», в состав которого входит федеральный проект «Мы вместе», разделяющий целевые ориентиры вышеобозначенного Указа [4].

В Указе Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» определена цель данного вида просвещения – «формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [5].

Повышает важность исследуемой проблемы Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июля 2024 г. № 1 734-р, утверждающее ежегодное проведение мероприятий проекта «100 дат российской идентичности» [6].

Таким образом, в государственных нормативно-правовых документах фиксируется важность формирования российской гражданской идентичности студентов в современном мире и системе высшего образования.

Продуктивность решения вопроса формирования российской гражданской идентичности студентов определяет, на наш взгляд, значимость культуросообразной среды вуза как регулятива трансляции и продвижения российских традиционных духовно-нравственных ценностей, драйвера становления данного вида идентичности, детерминанты взращивания самобытного стиля жизни и «достойного» поведения молодых граждан и патриотов своего Отечества. Необходимо обоснование и своевременная актуализация педагогических возможностей культуросообразной среды образовательной организации высшего образования, определяющих привитие студентам любви к малой и большой Родине, укрепление гордости и исторической памяти во взаимосвязи прошлое – настоящее – будущее, вовлеченность в решение общественно значимых проблем, готовность к защите интересов многонационального государства.

В этой связи в педагогической науке и практике актуализируется проблема обоснования педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности студентов.

Обзор литературы

Значимыми при разработке изучаемой проблемы выступили научные исследования, рассматривающие:

  • специфику формирования общероссийской гражданской идентичности с позиции обновленных доктринальных основ внешней политики России, базиса противостояния гражданской и культурной отчужденности молодых людей и их активизации для участия в социальных и политических процессах в рамках приоритета русской культурной доминанты многонационального и многоконфессионального российского социума (Е.Н. Малик [7]);
  • рискогенные ситуации формирования общероссийской гражданской идентичности молодых людей (конфликты гражданской, национальной и религиозной идентичности) и пути их минимизации средствами создания благоприятной социальной среды для воспитания взрослеющих субъектов патриотизма, формирования их гражданской активности (Е.А. Авдеев, С.М. Воробьев [8]);
  • российскую национально-государственную идентичность как макрополитическое явление и социокультурный феномен с позиции политических вызовов современности, информационной глобализации, размытости коллективного образа будущего (С.Ю. Белоконев, В.В. Титов, З.Р. Усманова [9]);
  • консолидирующие факторы, концептуальную модель и психологические механизмы формирования гражданской идентичности студенческой молодежи, являющейся ментальной несущей конструкцией в становлении гражданского общества (А.С. Гальченко [10]);
  • концептуальные положения о среде образовательной организации высшего образования, создающей мировоззренческие средовые ниши активного и адекватно-нормативного освоения студентами социально-политической реальности, ее социокультурных и исторических основ в целях развития у студентов ценностных установок идентификации себя с сообществом российских граждан, формирования гражданской идентичности, социального становления обучающихся (И.И. Болотина [11]);
  • культуросообразную среду вуза в рамках содержательного основания и условия субъектно-развивающей социализации студентов с позиции овладения ими социокультурными нормативами и ценностями российского социума, воссоздания усвоенных традиционных, современных и инновационных духовно-нравственных установок, определяющих обновления контекстов социализационных траекторий молодых людей (Л.Г. Пак, Е.Г. Каменева [12]);
  • тип социкультурной среды вуза с позиции ее педагогического моделирования при активизации целенаправленных воспитательных влияний, детерминированных особенностями и ценностным укладом вуза и российского общества, в целях личностного становления студентов, трансляции и воспроизводства в средовых нишах позитивного социокультурного опыта, ориентации на гармонизацию образа жизни молодых людей (Е.А. Бурдуковская [13]);
  • социокультурную среду с позиции восприятия социальной устойчивости окружающего мира, воспроизведения общекультурных ценностей и морально-нравственных ориентиров жизнедеятельности субъектов, отражения духовной и социально-психологической атмосферы эпохи, а также противодействия разрушительным деструктивным влияниям контрагентов социализации и западной цивилизации (Е.П. Бальжинимаева [14]);
  • культуросообразную среду как значимое для студентов ценностное культурно-образовательное окружение и пространство коммуникации, познания и деятельности, определяющие культуросообразный стиль жизни обучающихся и укрепляющие их личностное достоинство (Н.Б. Крылова [15]).

Анализ литературы показал, что в науке разработан исследуемый аспект, однако целостное обоснование и классификация педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности студентов не были предметом междисциплинарного осмысления.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось посредством междисциплинарного анализа литературных источников, нормативно-правовых документов, регулирующих организацию процесса формирования изучаемого вида идентичности студентов в области образования и социальной сфере, сравнительно-сопоставительного и сравнительно-типологического методов, анализа понятийно-терминологической системы исследуемой области, обобщения положительного передового опыта, включенного наблюдения.

Результаты исследования

В рамках изучаемых теоретических аспектов проблемы в исследовании культуросообразная среда вуза рассматривается нами как совокупность материальных и духовных факторов и средств, в которых реконструируются и воссоздаются оптимальное сопряжение традиций и инноваций, культурные идеи, позитивное общественное восприятие исторического наследия и цивилизационные установки современного российского государства, формируется опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур, что является основой формирования российской гражданской идентичности студентов.

Сконструированная таким образом культуросообразная среда вуза обеспечивает консолидацию участников образовательных отношений вокруг общей системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, предоставляет ориентир становления эмоционально-ценностных отношений студентов к окружающему миру и к самим себе с позиции гармонизации личностно-средового взаимодействия, поиска смысла жизни и своего призвания, присущего российской ментальности. При этом жизнедеятельность студентов в культуросообразной среде вуза обеспечивает воспитание идейного отвержения молодыми людьми действий и поступков, не соотносящихся с общественными нормами и культурными константами российского общества, популяризацию активного противодействия насаждению чуждых для российского народа идеалов и ценностей.

В исследовании на основании научных работ Г.П. Ивановой, О.К. Логвиновой [16], Н.Н. Карпенко [17], Л.В. Кузнецовой, Г.Г. Тенюковой [18], Е.С. Крыжановской [19], Ю.С. Мануйлова [20], Н.А. Мягковой [21], Л.Г. Пак [22], Л.П. Саксоновой [23], Л.В. Станкевич [24], В.И. Юсовой [25] выделены деонтологические, познавательно-ориентирующие и стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза, обусловливающие успешность формирования российской гражданской идентичности молодых людей.

Деонтологические педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании идентичности (российской гражданской) студентов определяют:

  • поиск и нахождение студентами личностных смыслов сохранения русской культурной доминаты с опорой на укрепление общенационального единства и трансляцию объединяющих всех граждан России идейно-духовных принципов российской гражданской идентичности в рамках освоения и присвоения вечных духовно-нравственных государствообразующих ценностей («права и свободы человека и гражданина, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и т. д.» (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [26]);
  • становление положительного отношения студентов к Российскому государству и его конституциональным основам, развитого ощущения позитивного социального самочувствия молодых людей в окружающей социальной реальности, ценностного осознания тождественности личности статусу молодого полноценного гражданина России («Я – гражданин», «Я – россиянин»);
  • стремление студентов принять, сохранить и укрепить культурные традиции и обычаи своей страны, дать высокую оценку достижениям и самобытности родной культуры, языка, исторических событий, демонстрировать устойчивое понимание важности полиэтничной гармонии внутри российской нации;
  • становление адекватной личностной и коллективной оценки студентами своего гражданского состояния в контексте желания и ценностно-смысловой направленности активного участия в жизни страны и убежденности в реализации своего потенциала и интеллектуальных ресурсов в решении общественных проблем в качестве коллективных субъектов своего Отечества, созидающих и позитивно преобразующих окружающий мир;
  • выстраивание субъект-субъектного взаимодействия участников формирования российской гражданской идентичности студентов (преподаватели, обучающиеся, социальные партнеры, администрация) в рамках конструирования единого ценностно-смыслового пространства действия и коммуникации в презумпции человечности на основе определенных позиций взаимной гражданской ответственности, сотрудничества, гражданско-патриотической общности взглядов, паритетных начал, содействия, соучастия, вовлеченности.

Познавательно-ориентирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности молодых людей актуализируются в рамках:

  • углубления социокультурной осведомленности студентов о политической, экономической, культурно-образовательной, информационной сферах окружающей действительности, о социально одобряемых нормах и правилах, культурно-исторических ценностях, выработанных российским социумом;
  • расширения знаний студентов об основах развития общества, гражданских правах и обязанностях, развивающих правосознательность и осознанную законопослушность студентов, о государстве в его исторической и современной перспективе, особенностях российского патриотизма, сопряженного с отказом от этнической исключительности;
  • воссоздания средовых мировоззренческих лакун, в которых происходит становление культуросообразного миропонимания, связанного с принятием студентами самобытности духовной культуры России в ситуации единого политического и культурного пространства с другими народами страны, этнокультурного многообразия и межэтнического согласия (единое общероссийское самосознание);
  • углубления сфер критически адекватного осмысления больших информационных потоков, освещающих события социально-политической реальности, и ориентации в них; запуска механизмов противостояния деструктивным влияниям блогосферы и социальных сетей (защита исторического сознания народов России), фальсифицирующим видение героической исторической памяти и современности, насаждающим чуждые нам мировоззренческие установки в рамках искаженных информационно-пропагандистских стратегий;
  • расширения представлений о единстве россиян как целостной гражданско-политической общности для формирования установок идентификации молодых людей с сообществом граждан нашей страны («россиянин», «гражданин России»), обретения системы координат выражения своей гражданской позиции и самобытности посредством развития чувства сопричастности с жизнью страны, ее регионов и народов.

Стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности молодых людей нацелены:

  • на обогащение опыта созидательного гражданского действия и нахождение студентами вариативных сфер самореализации и самоутверждения, инициирующих гражданское самовыражение в осуществлении гражданских прав и обязанностей, решении широкого круга вопросов развития местного сообщества, конкретного региона, Российского государства;
  • на развитие осознанной гражданской позиции студентов с позиции ответственности за свои поступки, четких цивилизационных ориентиров действия, обращенных в будущее, проявления гражданской активности, не противоречащей законности и государственным требованиям (высшие образцы культуросообразного поведения), осмысленной вовлеченности в участие в общественно-политической жизни страны, учета тенденций прошлого, настоящего и перспективного развития российского общества, а также специфики функционирования многополярного мира;
  • на взращивание духовно-созидательных сил студентов, которые способствуют преодолению разобщенности и объединению взаимодействующих субъектов образования вокруг национальных интересов государства на основе соблюдения основных прав и свобод молодых граждан, сформированной политико-правовой компетентности, умений гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения в условиях диалога культур и представлений об «общем благе», ориентации на государственную мощь России;
  • на развитие у студентов готовности к трансляции преданности, к служению и защите интересов Отечества, восприимчивости к новому с учетом ценностей и опыта, унаследованных от предшествующих поколений, и установок на выстраивание диалогичности с другими культурами, на становление умения своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя, укрепляя и непрерывно повышая собственный уровень российской гражданской идентичности.

Обсуждение и заключение

В ходе исследования конкретизировано и уточнено содержание понятия российской гражданской идентичности студентов вуза как личностной характеристики, отражающей нравственно-этические ценности принадлежности молодых людей к российскому обществу и культурно-историческим традициям и обычаям нашей страны, базирующейся на идее укрепления идейно-духовных основ общероссийского единства в аспектах солидарности, коммуникативных поведенческих установок и коллективного действия, а также готовности выпускников вузов к служению своей стране в рамках трансляции поведенческих моделей активных субъектов социальных и политических процессов.

Важно подчеркнуть, что формирование данного вида идентичности студентов формируется естественным путем на протяжении всей жизни взрослеющих субъектов, но в большей степени целенаправленным влиянием образовательных организаций высшего образования, своевременно создающих культуросообразную среду, в которой изучаемый процесс в его структуированности, динамичности и процессуальности осуществляется при педагогическом сопровождении и поддержке, посредством взаимообмена ценностями, мировоззренческими установками, нормативами гражданского жизнебытия со значимыми другими и окружающими людьми (участниками образовательных отношений).

Для оптимального формирования российской гражданской идентичности студентов в статье обоснованы и классифицированы деонтологические, познавательно-ориентирующие, стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза.

Выделенная совокупность педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании данного вида идентичности студентов определяет необходимость учета детерминированости изучаемого процесса социальными и историческими условиями, общественными отношениями и трансформациями, образом жизни россиян и студенческой молодежи, социально-экономической, политической и духовной ситуацией в обществе, системой идеологических принципов, ценностей и норм общественной жизнедеятельности, обновленным функционалом социальных институтов и фундаментальным базисом культурного наследия страны.

В рамках целостной актуализации деонтологических, познавательно-ориентирующих и стабилизирующих педагогических возможностей культуросообразной среды вуза осуществляется полноценное осознание студентами своей принадлежности к сообществу граждан российского государства, освоение традиций и установок российского социума, приобщение к материальным и духовным ценностям национальной и мировой культуры, транслируемым в ценностных основаниях уклада вуза. При этом выстраивается логика перехода от ценностных ориентиров гражданского смыслопорождения и смыслообразования студентов к гражданскому целеполаганию и далее к гражданскому целеопределению и самостроительству, что позволяет воспитать жизнеспособных молодых граждан правового, демократического, социального государства с устойчивой системой духовных ценностей, индивидуальных нравственных смыслов жизнебытия, осознающих свое российское гражданство (принадлежность к российской нации), сопричастных к будущему, настоящему и прошлому страны.

×

Об авторах

Анна Александровна Карпухина

Государственный университет просвещения

Автор, ответственный за переписку.
Email: ann.karpukhina@gmail.com

заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами

Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, 10А, стр. 2

Список литературы

  1. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70086 (дата обращения: 01.11.24).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409496275/ (дата обращения: 01.11.2024).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 01.11.2024).
  4. В состав нацпроекта «Молодежь и дети» войдут девять федеральных проектов [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/press/8678/v-sostav-nacproekta-molodezh-i-deti-voydut-devyat-federalnyh-proektov/ (дата обращения: 01.11.2024).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50534 (дата обращения: 01.11.2024).
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июля 2024 г. № 1734-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2024–2026 годах Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (п. 74, Раздел VIII. Поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России) [Электронный ресурс]. – URL: https://identitas.ru/100dat/ (дата обращения: 01.11.2024).
  7. Малик Е.Н. Общероссийская гражданская идентичность как гарант государственности и суверенитета Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. – 2024. – № 1 (97). – С. 200–208.
  8. Авдеев Е.А., Воробьев С.М. Общероссийская гражданская идентичность молодежи Северного Кавказа: основные вызовы и риски конфликтности // ПОЛИТЭКС. – 2021. – № 1. – С. 69–86.
  9. Белоконев С.Ю., Титов В.В., Усманова З.Р. Российская национально-государственная идентичность перед вызовами начала ХХI века // Вестник РУДН. Серия: Политология. – 2019. – № 1. – С. 90–98.
  10. Гальченко А.С. Исследование консолидирующих факторов формирования гражданской идентичности студенческой молодежи (на примере Республики Крым) // Гуманитарные науки. – 2020. – № 2 (50). – С 38–45.
  11. Болотина И.И. Состояние государственно-гражданской идентичности в среде студенческой молодежи РФ: теоретический и прикладной аспекты // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2021. – № 1. – С. 92–105.
  12. Пак Л.Г., Каменева Е.Г. Культуросообразная среда образовательной организации как средство субъектно-развивающей социализации обучающегося // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62–2. – С. 196–199.
  13. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования // Теория и практика общественного развития. – . – № . – С. –.
  14. Бальжинимаева Е.П. Социокультурная среда как фактор стабильности российского общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 5. – С. 21–23.
  15. Крылова Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования. Вып. 4. – М.: Инноватор, 1996. – С. 132–152.
  16. Иванова Г.П., Логвинова О.К. Культуросообразное воспитание в современном вузе: к постановке проблемы // Акмеология. – 2017. – № 4 (64). – С. 72–75.
  17. Карпенко Н.Н. Педагогические условия культуросообразного построения содержания образования в современной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 22 с.
  18. Кузнецова Л.В., Тенюкова Г.Г. Культуросозидательный потенциал образовательной среды педагогического вуза // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 6 (25) [Электронный ресурс]. – URL: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 (дата обращения: 01.11.2024).
  19. Крыжановская Е.С. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2003. – 21 с.
  20. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М., Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
  21. Мягкова Н.А. Культуросообразная среда университета как основа формирования социальной креативности студента // Дискуссия. – 2013. – № 3 (33). – С. 116–120.
  22. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. – Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. – 311 с.
  23. Саксонова Л.П. Культуросообразность учебно-воспитательной среды: теория и практика // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. – С. 80–81.
  24. Станкевич Л.В. Роль культуросообразной среды в формировании коммуникативной культуры будущих юристов // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 10. – С. 70–72.
  25. Юсова В.И. Ценностное самоопределение студента в культуросообразном образовательном процессе педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Чита, 2010. – 24 с.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 01.11.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Карпухина А.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.