Pedagogical possibilities of the university cultural environment in the development of Russian civic identity of students

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The research actualized the problem of finding new ways to develop Russian civic identity of students using the pedagogical capabilities of the university cultural environment. The analysis of the main regulatory documents determining the priority of the development of Russian civil identity of students in the higher education system is presented. The author’s interpretation of the concepts «university cultural environment» and «Russian civic identity of university students» is given, their main substantive characteristics are reflected. The main provisions defining the classification of the pedagogical capabilities of the university cultural environment in the development of Russian civic identity of young people are described. In the proposed classification, the deontological pedagogical possibilities of the university cultural environment set guidelines for searching and finding by students the personal meanings of preserving the Russian cultural dominance with an ideological support for strengthening national unity based on the unifying role of traditional Russian spiritual and moral values. The informational pedagogical capabilities of the university cultural environment determine the expansion of ideas about the development of attitudes towards the identification of young people with the community of citizens of our country, as well as the launch of mechanisms to counter the destructive influences of social networks that implant worldview attitudes alien to us within the framework of distorted information and propaganda strategies. The stabilizing pedagogical possibilities of the cultural environment of the university ensure the enrichment of the experience of creative civic action and the finding by students of the variable spheres of self-realization and self-affirmation, initiating civil expression in the exercise of civil rights and obligations, with meaningful involvement in participation in the socio-political life of the country, taking into account the trends of the past - the present and future development of Russian society, enhancing skills for timely and effective response to new challenges and threats, preserving, strengthening and continuously raising its own level of Russian civic identity.

Full Text

Введение

Российская гражданская идентичность студентов вуза становится все более значимым феноменом современной действительности, регулятивом их профессионально-личного становления и последующей интеграции в современный социум, а также механизмом социокультурной консолидации нации в условиях ухудшения отношений России с западными странами, ужесточения санкционной политики, общего обострения международной обстановки.

В сложной политической и экономической ситуации в современном мире востребованы выпускники вуза, обладающие высоким уровнем российской гражданской идентичности, осознающие свою принадлежность к сообществу российских граждан, чувствующие и разделяющие ответственность за судьбу страны, ее социокультурное процветание, прогресс и технологическое влияние на мировой арене. Такие студенты будут готовы противостоять деструктивным идеологическим влияниям западной цивилизации, адекватно-нравственно реагировать на варианты идентификации «извне», критически осмысливать, оценивать и интерпретировать исторические и современные события, осознавать последствия коллективно-индивидуальных действий для себя и других людей, свободно развиваться и функционировать в пространстве гражданского общества.

В ежегодных выступлениях президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям отмечено, что для нашей страны особую значимость имеет укрепление единства и силы России, степень сплоченности и сопричастности к судьбе Отечества для решения общенациональных задач, то есть повышение и укрепление уровня общероссийской идентичности населения [1].

В современных нормативно-правовых документах, принятых в 2024 году, также зафиксирован приоритет национальной идеи гражданской солидарности, консолидации общества как единого государства, воспитания национального духовного характера субъектов образования, развития умений принимать ответственное участие в жизни демократического общества.

Так, в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 г. № 2233-р «Об утверждении Стратегии реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 г.» констатируется значимость повышения числа патриотически настроенных и ответственных молодых людей, которые отожествляют себя с нашим государством, демонстрируют навыки просоциального поведения, позитивное мировоззрение, социальную ответственность, активное гражданское участие, выполнение гражданского долга и конституционных обязанностей, нравственные приоритеты действия, правосознание, воспроизводство конструктивных социокультурных норм и установок [2].

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» отмечена значимость «воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [3]. Президентом РФ В.В. Путиным в конце 2024 г. инициируется введение нового национального проекта «Молодежь и дети», в состав которого входит федеральный проект «Мы вместе», разделяющий целевые ориентиры вышеобозначенного Указа [4].

В Указе Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» определена цель данного вида просвещения – «формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей» [5].

Повышает важность исследуемой проблемы Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 июля 2024 г. № 1 734-р, утверждающее ежегодное проведение мероприятий проекта «100 дат российской идентичности» [6].

Таким образом, в государственных нормативно-правовых документах фиксируется важность формирования российской гражданской идентичности студентов в современном мире и системе высшего образования.

Продуктивность решения вопроса формирования российской гражданской идентичности студентов определяет, на наш взгляд, значимость культуросообразной среды вуза как регулятива трансляции и продвижения российских традиционных духовно-нравственных ценностей, драйвера становления данного вида идентичности, детерминанты взращивания самобытного стиля жизни и «достойного» поведения молодых граждан и патриотов своего Отечества. Необходимо обоснование и своевременная актуализация педагогических возможностей культуросообразной среды образовательной организации высшего образования, определяющих привитие студентам любви к малой и большой Родине, укрепление гордости и исторической памяти во взаимосвязи прошлое – настоящее – будущее, вовлеченность в решение общественно значимых проблем, готовность к защите интересов многонационального государства.

В этой связи в педагогической науке и практике актуализируется проблема обоснования педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности студентов.

Обзор литературы

Значимыми при разработке изучаемой проблемы выступили научные исследования, рассматривающие:

  • специфику формирования общероссийской гражданской идентичности с позиции обновленных доктринальных основ внешней политики России, базиса противостояния гражданской и культурной отчужденности молодых людей и их активизации для участия в социальных и политических процессах в рамках приоритета русской культурной доминанты многонационального и многоконфессионального российского социума (Е.Н. Малик [7]);
  • рискогенные ситуации формирования общероссийской гражданской идентичности молодых людей (конфликты гражданской, национальной и религиозной идентичности) и пути их минимизации средствами создания благоприятной социальной среды для воспитания взрослеющих субъектов патриотизма, формирования их гражданской активности (Е.А. Авдеев, С.М. Воробьев [8]);
  • российскую национально-государственную идентичность как макрополитическое явление и социокультурный феномен с позиции политических вызовов современности, информационной глобализации, размытости коллективного образа будущего (С.Ю. Белоконев, В.В. Титов, З.Р. Усманова [9]);
  • консолидирующие факторы, концептуальную модель и психологические механизмы формирования гражданской идентичности студенческой молодежи, являющейся ментальной несущей конструкцией в становлении гражданского общества (А.С. Гальченко [10]);
  • концептуальные положения о среде образовательной организации высшего образования, создающей мировоззренческие средовые ниши активного и адекватно-нормативного освоения студентами социально-политической реальности, ее социокультурных и исторических основ в целях развития у студентов ценностных установок идентификации себя с сообществом российских граждан, формирования гражданской идентичности, социального становления обучающихся (И.И. Болотина [11]);
  • культуросообразную среду вуза в рамках содержательного основания и условия субъектно-развивающей социализации студентов с позиции овладения ими социокультурными нормативами и ценностями российского социума, воссоздания усвоенных традиционных, современных и инновационных духовно-нравственных установок, определяющих обновления контекстов социализационных траекторий молодых людей (Л.Г. Пак, Е.Г. Каменева [12]);
  • тип социкультурной среды вуза с позиции ее педагогического моделирования при активизации целенаправленных воспитательных влияний, детерминированных особенностями и ценностным укладом вуза и российского общества, в целях личностного становления студентов, трансляции и воспроизводства в средовых нишах позитивного социокультурного опыта, ориентации на гармонизацию образа жизни молодых людей (Е.А. Бурдуковская [13]);
  • социокультурную среду с позиции восприятия социальной устойчивости окружающего мира, воспроизведения общекультурных ценностей и морально-нравственных ориентиров жизнедеятельности субъектов, отражения духовной и социально-психологической атмосферы эпохи, а также противодействия разрушительным деструктивным влияниям контрагентов социализации и западной цивилизации (Е.П. Бальжинимаева [14]);
  • культуросообразную среду как значимое для студентов ценностное культурно-образовательное окружение и пространство коммуникации, познания и деятельности, определяющие культуросообразный стиль жизни обучающихся и укрепляющие их личностное достоинство (Н.Б. Крылова [15]).

Анализ литературы показал, что в науке разработан исследуемый аспект, однако целостное обоснование и классификация педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности студентов не были предметом междисциплинарного осмысления.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось посредством междисциплинарного анализа литературных источников, нормативно-правовых документов, регулирующих организацию процесса формирования изучаемого вида идентичности студентов в области образования и социальной сфере, сравнительно-сопоставительного и сравнительно-типологического методов, анализа понятийно-терминологической системы исследуемой области, обобщения положительного передового опыта, включенного наблюдения.

Результаты исследования

В рамках изучаемых теоретических аспектов проблемы в исследовании культуросообразная среда вуза рассматривается нами как совокупность материальных и духовных факторов и средств, в которых реконструируются и воссоздаются оптимальное сопряжение традиций и инноваций, культурные идеи, позитивное общественное восприятие исторического наследия и цивилизационные установки современного российского государства, формируется опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур, что является основой формирования российской гражданской идентичности студентов.

Сконструированная таким образом культуросообразная среда вуза обеспечивает консолидацию участников образовательных отношений вокруг общей системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, предоставляет ориентир становления эмоционально-ценностных отношений студентов к окружающему миру и к самим себе с позиции гармонизации личностно-средового взаимодействия, поиска смысла жизни и своего призвания, присущего российской ментальности. При этом жизнедеятельность студентов в культуросообразной среде вуза обеспечивает воспитание идейного отвержения молодыми людьми действий и поступков, не соотносящихся с общественными нормами и культурными константами российского общества, популяризацию активного противодействия насаждению чуждых для российского народа идеалов и ценностей.

В исследовании на основании научных работ Г.П. Ивановой, О.К. Логвиновой [16], Н.Н. Карпенко [17], Л.В. Кузнецовой, Г.Г. Тенюковой [18], Е.С. Крыжановской [19], Ю.С. Мануйлова [20], Н.А. Мягковой [21], Л.Г. Пак [22], Л.П. Саксоновой [23], Л.В. Станкевич [24], В.И. Юсовой [25] выделены деонтологические, познавательно-ориентирующие и стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза, обусловливающие успешность формирования российской гражданской идентичности молодых людей.

Деонтологические педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании идентичности (российской гражданской) студентов определяют:

  • поиск и нахождение студентами личностных смыслов сохранения русской культурной доминаты с опорой на укрепление общенационального единства и трансляцию объединяющих всех граждан России идейно-духовных принципов российской гражданской идентичности в рамках освоения и присвоения вечных духовно-нравственных государствообразующих ценностей («права и свободы человека и гражданина, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и т. д.» (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [26]);
  • становление положительного отношения студентов к Российскому государству и его конституциональным основам, развитого ощущения позитивного социального самочувствия молодых людей в окружающей социальной реальности, ценностного осознания тождественности личности статусу молодого полноценного гражданина России («Я – гражданин», «Я – россиянин»);
  • стремление студентов принять, сохранить и укрепить культурные традиции и обычаи своей страны, дать высокую оценку достижениям и самобытности родной культуры, языка, исторических событий, демонстрировать устойчивое понимание важности полиэтничной гармонии внутри российской нации;
  • становление адекватной личностной и коллективной оценки студентами своего гражданского состояния в контексте желания и ценностно-смысловой направленности активного участия в жизни страны и убежденности в реализации своего потенциала и интеллектуальных ресурсов в решении общественных проблем в качестве коллективных субъектов своего Отечества, созидающих и позитивно преобразующих окружающий мир;
  • выстраивание субъект-субъектного взаимодействия участников формирования российской гражданской идентичности студентов (преподаватели, обучающиеся, социальные партнеры, администрация) в рамках конструирования единого ценностно-смыслового пространства действия и коммуникации в презумпции человечности на основе определенных позиций взаимной гражданской ответственности, сотрудничества, гражданско-патриотической общности взглядов, паритетных начал, содействия, соучастия, вовлеченности.

Познавательно-ориентирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности молодых людей актуализируются в рамках:

  • углубления социокультурной осведомленности студентов о политической, экономической, культурно-образовательной, информационной сферах окружающей действительности, о социально одобряемых нормах и правилах, культурно-исторических ценностях, выработанных российским социумом;
  • расширения знаний студентов об основах развития общества, гражданских правах и обязанностях, развивающих правосознательность и осознанную законопослушность студентов, о государстве в его исторической и современной перспективе, особенностях российского патриотизма, сопряженного с отказом от этнической исключительности;
  • воссоздания средовых мировоззренческих лакун, в которых происходит становление культуросообразного миропонимания, связанного с принятием студентами самобытности духовной культуры России в ситуации единого политического и культурного пространства с другими народами страны, этнокультурного многообразия и межэтнического согласия (единое общероссийское самосознание);
  • углубления сфер критически адекватного осмысления больших информационных потоков, освещающих события социально-политической реальности, и ориентации в них; запуска механизмов противостояния деструктивным влияниям блогосферы и социальных сетей (защита исторического сознания народов России), фальсифицирующим видение героической исторической памяти и современности, насаждающим чуждые нам мировоззренческие установки в рамках искаженных информационно-пропагандистских стратегий;
  • расширения представлений о единстве россиян как целостной гражданско-политической общности для формирования установок идентификации молодых людей с сообществом граждан нашей страны («россиянин», «гражданин России»), обретения системы координат выражения своей гражданской позиции и самобытности посредством развития чувства сопричастности с жизнью страны, ее регионов и народов.

Стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза в формировании российской гражданской идентичности молодых людей нацелены:

  • на обогащение опыта созидательного гражданского действия и нахождение студентами вариативных сфер самореализации и самоутверждения, инициирующих гражданское самовыражение в осуществлении гражданских прав и обязанностей, решении широкого круга вопросов развития местного сообщества, конкретного региона, Российского государства;
  • на развитие осознанной гражданской позиции студентов с позиции ответственности за свои поступки, четких цивилизационных ориентиров действия, обращенных в будущее, проявления гражданской активности, не противоречащей законности и государственным требованиям (высшие образцы культуросообразного поведения), осмысленной вовлеченности в участие в общественно-политической жизни страны, учета тенденций прошлого, настоящего и перспективного развития российского общества, а также специфики функционирования многополярного мира;
  • на взращивание духовно-созидательных сил студентов, которые способствуют преодолению разобщенности и объединению взаимодействующих субъектов образования вокруг национальных интересов государства на основе соблюдения основных прав и свобод молодых граждан, сформированной политико-правовой компетентности, умений гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения в условиях диалога культур и представлений об «общем благе», ориентации на государственную мощь России;
  • на развитие у студентов готовности к трансляции преданности, к служению и защите интересов Отечества, восприимчивости к новому с учетом ценностей и опыта, унаследованных от предшествующих поколений, и установок на выстраивание диалогичности с другими культурами, на становление умения своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя, укрепляя и непрерывно повышая собственный уровень российской гражданской идентичности.

Обсуждение и заключение

В ходе исследования конкретизировано и уточнено содержание понятия российской гражданской идентичности студентов вуза как личностной характеристики, отражающей нравственно-этические ценности принадлежности молодых людей к российскому обществу и культурно-историческим традициям и обычаям нашей страны, базирующейся на идее укрепления идейно-духовных основ общероссийского единства в аспектах солидарности, коммуникативных поведенческих установок и коллективного действия, а также готовности выпускников вузов к служению своей стране в рамках трансляции поведенческих моделей активных субъектов социальных и политических процессов.

Важно подчеркнуть, что формирование данного вида идентичности студентов формируется естественным путем на протяжении всей жизни взрослеющих субъектов, но в большей степени целенаправленным влиянием образовательных организаций высшего образования, своевременно создающих культуросообразную среду, в которой изучаемый процесс в его структуированности, динамичности и процессуальности осуществляется при педагогическом сопровождении и поддержке, посредством взаимообмена ценностями, мировоззренческими установками, нормативами гражданского жизнебытия со значимыми другими и окружающими людьми (участниками образовательных отношений).

Для оптимального формирования российской гражданской идентичности студентов в статье обоснованы и классифицированы деонтологические, познавательно-ориентирующие, стабилизирующие педагогические возможности культуросообразной среды вуза.

Выделенная совокупность педагогических возможностей культуросообразной среды вуза в формировании данного вида идентичности студентов определяет необходимость учета детерминированости изучаемого процесса социальными и историческими условиями, общественными отношениями и трансформациями, образом жизни россиян и студенческой молодежи, социально-экономической, политической и духовной ситуацией в обществе, системой идеологических принципов, ценностей и норм общественной жизнедеятельности, обновленным функционалом социальных институтов и фундаментальным базисом культурного наследия страны.

В рамках целостной актуализации деонтологических, познавательно-ориентирующих и стабилизирующих педагогических возможностей культуросообразной среды вуза осуществляется полноценное осознание студентами своей принадлежности к сообществу граждан российского государства, освоение традиций и установок российского социума, приобщение к материальным и духовным ценностям национальной и мировой культуры, транслируемым в ценностных основаниях уклада вуза. При этом выстраивается логика перехода от ценностных ориентиров гражданского смыслопорождения и смыслообразования студентов к гражданскому целеполаганию и далее к гражданскому целеопределению и самостроительству, что позволяет воспитать жизнеспособных молодых граждан правового, демократического, социального государства с устойчивой системой духовных ценностей, индивидуальных нравственных смыслов жизнебытия, осознающих свое российское гражданство (принадлежность к российской нации), сопричастных к будущему, настоящему и прошлому страны.

×

About the authors

Anna A. Karpukhina

State University of Education

Author for correspondence.
Email: ann.karpukhina@gmail.com

Deputy Head of the Department of Interaction with Pedagogical Universities

Russian Federation, bld. 2, 10A, Radio st., Moscow, 105005

References

  1. Zasedanie Soveta po strategicheskomu razvitiyu i nacional’nym proektam [Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects]. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70086 (accessed November 1, 2024).
  2. Rasporyazheniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 avgusta 2024 g. No. 2233-r «Ob utverzhdenii Strategii realizatsii molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g.» [Order of the Government of the Russian Federation of August 17, 2024 No. 2233-r «On approval of the Strategy for the implementation of youth policy in the Russian Federation for the period up to 2030»]. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409496275/ (accessed November 1, 2024).
  3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2024 No. 309 «O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2024 No. 309 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future until 2036»]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (accessed November 1, 2024).
  4. V sostav natsproyekta «Molodezh’ i deti» voydut devyat’ federal’nykh proyektov [The national project «Youth and Children» will include nine federal projects]. https://edu.gov.ru/press/8678/v-sostav-nacproekta-molodezh-i-deti-voydut-devyat-federalnyh-proektov/ (accessed November 1, 2024).
  5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 08.05.2024 No. 314 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti istoricheskogo prosveshcheniya» [Decree of the President of the Russian Federation of 08.05.2024 No. 314 «On approval of the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Field of Historical Education»]. http://www.kremlin.ru/acts/bank/50534 (accessed November 1, 2024).
  6. Rasporyazheniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 01 iyulya 2024 g. No. 1734-r «Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy po realizatsii v 2024–2026 godakh Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey» (p. 74, Razdel VIII. Podderzhka obshchestvennykh proyektov i institutov grazhdanskogo obshchestva v oblasti patrioticheskogo vospitaniya i sokhraneniya istoriko-kul’turnogo naslediya narodov Rossii) [Order of the Government of the Russian Federation of July 01, 2024 No. 1734-r «On approval of the Action Plan for the implementation in 2024–2026 of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values» (clause 74, Section VIII. Support for public projects and civil society institutions in the field of patriotic education and preservation of the historical and cultural heritage of the peoples of Russia)]. https://identitas.ru/100dat/ (accessed November 1, 2024).
  7. Malik E.N. Obshcherossiyskaya grazhdanskaya identichnost’ kak garant gosudarstvennosti i suvereniteta Rossiyskoy Federatsii [All-Russian civic identity as a guarantor of statehood and sovereignty of the Russian Federation]. Vestnik Prikamskogo sotsial’nogo instituta. 2024. No. 1 (97). Рр. 200–208.
  8. Avdeyev E.A., Vorob’yev S.M. Obshcherossiyskaya grazhdanskaya identichnost’ molodezhi Severnogo Kavkaza: osnovnyye vyzovy i riski konfliktnosti [All-Russian civic identity of the youth of the North Caucasus: the main challenges and risks of conflict]. POLITEKS. 2021. No. 1. Рр. 69–86.
  9. Belokonev S.Yu., Titov V.V., Usmanova Z.R. Rossiyskaya natsional’no-gosudarstvennaya identichnost’ pered vyzovami nachala ХХI veka [Russian national-state identity before the challenges of the beginning of the XXI century]. Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. 2019. No. 1. Рр. 90–98.
  10. Gal’chenko A.S. Issledovaniye konsolidiruyushchikh faktorov formirovaniya grazhdanskoy identichnosti studencheskoy molodezhi (na primere Respubliki Krym) [Study of consolidating factors in the formation of civic identity of student youth (on the example of the Republic of Crimea)]. Gumanitarnye nauki. 2020. No. 2 (50). Рр. 38–45.
  11. Bolotina I.I. Sostoyaniye gosudarstvenno-grazhdanskoy identichnosti v srede studencheskoy molodezhi RF: teoreticheskiy i prikladnoy aspekty [The state of state-civil identity among the student youth of the Russian Federation: theoretical and applied aspects]. Vestnik Baltiyskogo federal’nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki. 2021. No. 1. Рр. 92–105.
  12. Pak L.G., Kameneva E.G. Kul’turosoobraznaya sreda obrazovatel’noy organizatsii kak sredstvo sub”yektno-razvivayushchey sotsializatsii obuchayushchegosya [Culture-like environment of the educational organization as a means of subjective-developmental socialization of the student]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. No. 62–2. Рр. 196–199.
  13. Burdukovskaya E.A. Sotsiokul’turnaya sreda vuza kak ob”yekt pedagogicheskogo modelirovaniya [Sociocultural environment of the university as an object of pedagogical modeling]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. No. 8. Рр. 154–156.
  14. Bal’zhinimayeva E.P. Sotsiokul’turnaya sreda kak faktor stabil’nosti rossiyskogo obshchestva [Sociocultural environment as a factor in the stability of Russian society]. Gumanitarnyye, sotsial’no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. 2016. No. 5. Рр. 21–23.
  15. Krylova N.B. Vvedeniye v krug kul’turologicheskikh problem obrazovaniya [Introduction to the circle of cultural problems of education]. Novyye tsennosti obrazovaniya. Vol. 4. Moscow: Innovator Publ., 1996. Рр. 132–152.
  16. Ivanova G.P., Logvinova O.K. Kul’turosoobraznoye vospitaniye v sovremennom vuze: k postanovke problemy [Cultural education in a modern university: to pose a problem]. Akmeologiya. 2017. No. 4 (64). Рр. 72–75.
  17. Karpenko N.N. Pedagogicheskiye usloviya kul’turosoobraznogo postroyeniya soderzhaniya obrazovaniya v sovremennoy shkole: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of the culture-like construction of the content of education in a modern school: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2003. 22 р.
  18. Kuznetsova L.V., Tenyukova G.G. Kul’turosozidatel’nyy potentsial obrazovatel’noy sredy pedagogicheskogo vuza [Cultural and educational potential of the educational environment of a pedagogical university]. Internet-zhurnal «Naukovedeniye». 2014. No. 6 (25). http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 (accessed November 1, 2024).
  19. Kryzhanovskaya E.S. Kul’turosoobraznaya sreda obucheniya studentov pedagogicheskogo kolledzha kak faktor zhiznetvorchestva lichnosti: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Culture-like learning environment for students of the pedagogical college as a factor in the vitality of the individual: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Irkutsk, 2003. 21 р.
  20. Manuylov Yu.S. Sredovoy podkhod v vospitanii [Wednesday approach in education]. Moscow, Nizhniy Novgorod: Izd-vo Volgo-Vyatskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby, 2002. 157 р.
  21. Myagkova N.A. Kul’turosoobraznaya sreda universiteta kak osnova formirovaniya sotsial’noy kreativnosti studenta [University cultural environment as the basis for the development of student’s social creativity]. Diskussiya. 2013. No. 3 (33). Рр.116–120.
  22. Pak L.G. Sotsial’no-oriyentirovannaya deyatel’nost’ studenta vuza: ot idei k realizatsii: monografiya [Socially oriented activities of a university student: from idea to implementation: monograph]. Orenburg: Orenburgskiy institut ekonomiki i kul’tury, 2013. 311 р.
  23. Saksonova L.P. Kul’turosoobraznost’ uchebno-vospitatel’noy sredy: teoriya i praktika [Culture-like educational environment: theory and practice]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2006. No. 2. Рр. 80–81.
  24. Stankevich L.V. Rol’ kul’turosoobraznoy sredy v formirovanii kommunikativnoy kul’tury budushchikh yuristov [The role of the culture-like environment in the formation of the communicative culture of future lawyers]. Srednee professionalʹnoe obrazovanie. 2008. No. 10. Рр. 70–72.
  25. Yusova V.I. Tsennostnoye samoopredeleniye studenta v kul’turosoobraznom obrazovatel’nom protsesse pedagogicheskogo kolledzha: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Value self-determination of a student in the cultural-like educational process of a pedagogical college: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Chita, 2010. 24 р.
  26. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.11.2022 No. 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey» [Decree of the President of the Russian Federation «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values» of 09.11.2022 No. 809]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (accessed November 1, 2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Karpukhina A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.