Процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации. Определены риски осуществления современной социализации детей младшего школьного возраста в рамках социокультурной трансформации социума. Разработана процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации в целях минимизации рисков жизнедеятельности подрастающего поколения, продуктивного освоения ими культурного наследия российского социума, приобретения позитивного социального опыта. Целевой блок модели описывается в рамках идеального, сознательно планируемого результата системной организации исследования по отношению к социализации младших школьников с использованием педагогических возможностей культуросообразной среды школы в рамках государственного заказа, сформулированного ФГОС НОО и социальными потребностями российского социума. Методологический блок модели содержательно раскрывает ведущие методологические подходы (средовой, деятельностный) и принципы (аксиологичности, культуросообразности, сотрудничества, социальности, успешности и социальной значимости), представляющие ориентировочную основу целенаправленности осуществления педагогической деятельности субъектов на совершенствование различных сторон изучаемого феномена. Содержательный блок модели призван затронуть все стороны изучаемого процесса (содержание, методику, контроль и управление, параметры оценки) с учетом реализации этапов (ориентировочного, информативного, активизирующего) социализации младших школьников, на каждом из которых осуществляется выбор направлений и форм целесообразного сочетания программно-методического и ресурсного обеспечения, организационно-педагогических условий, определяющих эффективность достижения и качество социализированности детей младшего школьного возраста. Результативный блок модели описывает аксиологический, познавательный, поведенческий компоненты социализированности младших школьников; представляет когнитивный, мотивационный, деятельностный критерии, позволяющие отслеживать ожидаемую позитивную уровневую динамику социализированности детей младшего школьного возраста от низкого к среднему и высокому уровню.

Полный текст

Введение

Изучение состояния и развития проблемы социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации актуализируется значимостью взращивания в школе «взрослеющего субъекта Культуры», причастного к историческим и культурным традициям человечества, духовно и нравственно развитого, устремленного к красоте, трансляции высших начал культуры познания, культуры общения и культуры деятельности. Социализация младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представляет значимый целенаправленный процесс организации и установления продуктивного личностно-средового взаимодействия (умения обучающихся строить свои отношения с окружающим миром) с позиции учета самоценности детства, прав и свобод взрослеющих субъектов, освоения и присвоения ими традиционных российских духовно-нравственных ценностей, привития социально значимых и социально требуемых норм и установок.

Между тем в образовательной практике школы недооценивается значение культуросообразной среды общеобразовательной организации как средства социализации младших школьников. Причиной выступает превалирующий «сверхинформационный» подход (изменение характера получения, хранения, интерпретации и трансляции многообразной информации с учетом той идейной позиции, что не субъект владеет информацией, а информация владеет им; сверхзагруженность детей в рамках дополнительных видов учебных занятий – репетиторы, факультативы, кружки, домашние задания), ориентированный на достижение предметных знаний и качество образовательных результатов, отрывающий школьников от необходимости понимания особого своеобразия связи с культурой человечества, недостаточно определяющий меру их гуманности, духовности, свободы и жизнетворчества [1], обращенного к высшим ценностям бытия.

Современные дети в связи с модификацией социализационных траекторий демонстрируют недостаточный социальный опыт в контексте накопления умений жизни в коллективе, выстраивания коммуникации между друг другом (переход от преимущественно коллективистических форм социальной жизни к индивидуальным), неготовность продуктивно решать многообразные задачи социокультурного характера в связи с увлеченностью компьютером, гаджетами и виртуальным миром (и, как следствие, социальное отчуждение от сверстников и общества в целом, отрыв от мира реального и нежелание осмысливать окружающую действительность). Младшие школьники лишь фрагментарно знают, как организовывать конструктивную совместную деятельность в неформальных сообществах (коллективах сверстников, разновозрастных группах) на основе трансляции нравственного содержания поступков и реального следования моральным нормам. Присутствует преклонение перед материальными благами и усиление потребительских тенденций жизнедеятельности, игнорирование этической сущности своих и чужих поступков, ослабление значения принятия ценности преемственности поколений и устоев народа.

Порождение рискогенности личностно-средового взаимодействия, вызванного сложными явлениями, происходящими в современном постиндустриальном социуме, видоизменяет механизмы развития социально-личностных качеств и социализации детей младшего школьного возраста, значительно затрудняет освоение ими общечеловеческих норм и правил, принятых в обществе, усложняет процесс воспитания нравственных чувств и этического сознания, размывает становление устойчивых регуляторов духовно-ориентированного поведения, подрывает основы планомерного становления ответственного отношения к людям, обществу, Родине, самому себе и труду, обусловливает появление угрозы духовной безопасности личности.

В целях минимизации вышеобозначенных рисков жизнедеятельности подрастающего поколения востребована организация процесса социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации, которая содержит значительные резервы для расширения ценностного кругозора жизни обучающихся и освоения ими культурного наследия российского социума, определяет ориентиры естественного включения взрослеющих субъектов в социализирующие ситуации познания, коммуникации (нравственность сотрудничества), соблюдения норм и правил поведения на основе духовных и культурных традиций народа, представляет основу приобретения социального опыта и освоения новых социальных ролей в социуме, отражает вектор развития устойчивости к негативным влияниям рискогенности современного общества.

В этом контексте разработка процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации приобретает особое значение.

Обзор литературы

Теоретико-методологические и прикладные основания разработки авторской модели базируются на изучении широкого междисциплинарного круга научных исследований, очерчивающих:

  • проблемы социализации обучающихся образовательных организаций, связанные с трансформацией социокультурных сфер общества, изменением функционала новых агентов, передающих основные духовно-нравственные нормативы жизнедеятельности подрастающему поколению, кризисом семейного воспитания, деструктивными влияниями средств массовой информации [2];
  • теоретические аспекты социализации младших школьников в интернет-среде в рамках актуализации механизма контролируемого и направляемого характера социального становления обучающихся, определения значимости формирования информационной культуры взрослеющих субъектов как условия их социализации в сложных условиях транзитивного социума [3];
  • основные направления социализации детей младшего школьного возраста с позиции изменяющихся требований и социальных вызовов современной социокультурной ситуации, приобретения взрослеющими субъектами социального опыта и социально значимых качеств, определяющих продуктивность достижения целевых ориентиров процесса социализации – высокого уровня социализированности детей [4];
  • пути локализации рискогенности социального развития младших школьников посредством обогащения культуросообразной среды школы, транслирующей позитивные культурные нормативы и установки жизнебытия, обеспечивающей процесс развития базовой личностной культуры обучающихся, формирование культурной идентичности субъектов образования [5];
  • эффективные пути развития взрослеющей личности младших школьников как «субъектов Культуры»; способы формирования в системе начального образования механизмов развития нравственных чувств, освоения социокультурных норм, установок и социально одобряемых поведенческих моделей обучающихся, воспитания у них культуры поведения, коммуникации и действия [6];
  • содержание процесса социализации младших школьников в начальной школе с актуализацией потенциала общеобразовательной организации при привлечении институциональных социальных партнеров, совместно определяющих оптимизацию изучаемого процесса, механизмы изменений, синхронизацию усилий по достижению сформированности компонентов социализации детей [7];
  • реализацию игровой деятельности совместно с учебной как основного регулятива успешной социализации младших школьников, освоения ими основных социальных навыков оптимальной жизнедеятельности в коллективе, познания законов и нормативов российской действительности (школа как прообраз гражданского общества), расширения области социального самоутверждения и самореализации [8];
  • создание условий для освоения младшими школьниками вариативных социальных ролей, определяющих продуктивность их социализированности, выстраивания конструктивной композиции нравственных отношений с окружающим миром с позиции усиления консолидации субъектов социализации: родительского сообщества, педагогического коллектива, педагогов-психологов и т. д. [9];
  • необходимость учета уклада жизнедеятельности общеобразовательной организации, опирающейся на традиционные российские духовно-нравственные ценности, традиции региона, города, села с практикой их воплощения для становления ценностно-смысловых ориентаций взрослеющих субъектов в школе, взращивания их жизнеспособности в современном мире [10].

Краткий представленный анализ научной литературы показал, что при всем многообразии исследований в близкой к изучаемой проблеме области теоретико-методологический аспект разработки процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации разработан недостаточно.

Материалы и методы

В исследовании применялись следующие методы исследования: теоретический междисциплинарный анализ литературы, синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному, описание, конкретизация, обобщение положительного передового опыта, гипотетико-дедуктивный метод, моделирование, наблюдение.

Результаты исследования

Актуальность изучаемой проблемы потребовала разработки процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации, достижение результативности которой (высокий уровень социализированности детей) выступит феноменальным ресурсом их эффективности и благополучия в будущем.

Применение моделирования как универсального исследовательского метода в науке позволяет описать способ разработки модели, представляющий блок-схему, аналог изучаемого феномена, который содержательно и методически в более простой структурированной форме отражает изучаемый объект-оригинал, его содержательные свойства, взаимосвязи и отношения между составляющими заместителя, что обусловливает получение новых достоверных сведений о нем (информативность, полнота и достоверность информации) и определяет пути оптимального управления функционированием изучаемого объекта.

С опорой на свой замысел процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представлена в структурировании блоков (целевого, методологического, содержательного, результативного) в их пространственном расположении, базовые основания которых определяются координатами проектируемых этапов (ориентировочного, информативного, активизирующего) для достижения промежуточных и конечных результатов исследования. Данное структурирование модели позволяет рассматривать взаимодействие и взаимосвязь каждого блока в коллективном содержательном поле других блоков.

Кратко охарактеризуем блоки авторской модели, отражающие логику проведения исследования на каждом этапе реализации изучаемого процесса.

Целевой блок отражает совокупность итоговых требований к конструируемой модели, представляет организационный регулятив выбора содержания каждого из представленных структурных блоков в будущем воплощении, задает параметры отслеживания учета организационно-педагогических влияний на изучаемый феномен и фиксации результатов (определенная комбинация входных и выходных параметров социализированности младших школьников) в рамках государственного заказа, сформулированного ФГОС НОО и социальными потребностями российского социума.

Целевой блок модели актуализирует значимость идеи о том, что транслируемые в социуме общекультурные нормы и установки, а также законодательно закрепленные традиционные российские духовно-нравственные ценности должны найти свое воплощение в содержании оптимально организованного процесса социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации для осознанного постижения взрослеющими субъектами различного продуктивного социального опыта (востребованного государством), становления активной жизненной позиции уже с ранних лет.

Целевые ориентиры авторской модели сопряжены с особым вниманием руководства Российской Федерации к воспитанию у молодого поколения духовно-нравственных ценностей, которые помогают в будущем сформировать зрелую и ответственную личность [11]. Президент В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (2020 г.), определяющий необходимость создания «условий для успешной социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, бережного отношения к историческому и культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [12]. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (2022 г.) президент отметил, что именно «школа формирует будущее России, и нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни» [13].

Методологический блок процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представлен совокупностью научных подходов: средового и деятельностного.

Средовой подход [14–16] определяет значимость уклада культуросообразной среды общеобразовательной организации и созданных в ней социализирующих средовых ниш, наполненных общечеловеческими ценностями, установками, отношениями, транслируемых смыслы и традиции российского социума (многообразного цивилизационного наследия России), для оптимального освоения младшими школьниками преобразованного социального опыта в преемственности поколений (в различных формах прошлого – настоящего – будущего), развития высоконравственных личностных черт, с помощью которых достигается социально значимый результат интеграции в современный социум.

Деятельностный подход [17–19] в исследовании определяет активное вовлечение младших школьников в социально значимую деятельность, обладающую эмоциональной насыщенностью, обеспечивающую максимальное раскрытие личностного и творческого потенциала взрослеющих субъектов (направленность самосовершенствования и социального самовыражения в аспекте позитивных преобразований действительности), ценностно-смысловую навигацию в реальности окружающего мира (офлайн- и онлайн-форматы) с учетом удовлетворения собственных потребностей детей и интересов российского общества, достижения высокого уровня социализированности субъектов образования.

В исследовании в соответствии с выделенными методологическими подходами были определены принципы, позволяющие эффективно решать поставленные задачи исследования в рамках стратегического и тактического планирования реализации опытно-экспериментальной работы.

Принцип аксиологичности задает направления освоения, усвоения и присвоения младшими школьниками в социализационной практике традиционных российских духовно-нравственных ценностей как базовых ориентиров, формирующих мировоззрение взрослеющих субъектов России («жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России») [20].

Принцип культуросообразности в ходе реализации процесса социализации младших школьников определяет направления овладениями социокультурным опытом предыдущих поколений в нишах культуросообразной среды школы для взращивания гармоничных, всесторонне развитых взрослеющих субъектов образования, имеющих свой самобытный культурный образ (уникальное, своеобразное проявление в духовном, социальном и культурном развитии); ориентирует на восприятие детей как носителей и творцов культуры, выбирающих и осуществляющих культуросообразный образ жизни (культура познания, культура общения, культура чувств и культура деятельности) и находящих гуманные способы самоосуществления в аспекте «погружения» в многомерность мировой и отечественной культуры, транслирующих в поведении основы общероссийской светской этики.

Принцип сотрудничества ориентирует на выстраивание конструктивного взаимодействия всех участников процесса социализации (педагогов, школьников, родителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных партнеров) в культуросообразной среде общеобразовательной организации для плодотворной совместной деятельности и партнерства с четким распределением функционала, прав, коллективной ответственности в решении конкретных практических задач достижения высокого уровня социализированности детей младшего школьного возраста на основе принципиального равенства позиций, взаимоуважения, со-творчества, со-действия, многоуровневого конструктивного диалога, достижения духовного и эмоционального единения.

Принцип социальности обусловливает направленность многоаспектного использования педагогических возможностей культуросообразной среды школы в социализации младших школьников на подготовку к дальнейшей продуктивной жизни в обществе, развитие социально-личностных качеств, востребованных окружением (дружелюбие, эмоциональная отзывчивость, уважение к старшим, справедливость, служение людям и т. д.), обеспечивающих оптимальную интеграцию взрослеющих субъектов в социум, формирование умений взаимодействовать с социальным окружением (с проецированием собственно индивидуальной активности в социальных отношениях), адаптацию к существующей системе ценностей российского общества и освоение многообразия «закодированных» (в преемственном формате позитивного наследия Отечества) социальных ролей.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает насыщение культуросообразной среды школы средовыми нишами «безусловное принятие и самоценность личности младших школьников», «психологическая комфортность и создание ситуаций успеха», «работа в пространстве потенциальных ресурсов каждого», «обусловливающих оптимальность протекания социализации детей младшего школьного возраста, раскрытие и развитие их способностей, осуществление конструктивных способов самореализации с позиции удовлетворения ведущих возрастных потребностей и запросов детей в социально значимой деятельности» [21], открытие им путей самосовершенствования, самосозидания и самовозвышения для достижении планируемых целей (социально востребованных личностно-значимых и коллективных результатов) жизнедеятельности в современном социуме.

Содержательный блок процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации определяет значимость актуализации педагогических возможностей изучаемой среды в рамках этапности осуществления педагогических действий (ориентировочный, информативный, активизирующий этапы) для достижения проектируемого результата:

  • смысловые возможности отражают конструирование ценностно-мировоззренческих средовых ниш культуросообразной среды школы для актуализации механизмов присвоения традиционных российских духовно-нравственных ценностей: осознание – осмысление – понимание – принятие [22]; для личностного определения младших школьников в мире нравственных ценностей; для эмоционально-ценностного восприятия поддержания норм и традиций социума; для адаптации и гибкого реагирования на вызовы непрерывно изменяющегося мира (ориентировочный этап социализации детей);
  • интеграционные возможности задают направленность обогащения информирующих средовых ниш в контексте расширения знаний младших школьников о современном социуме, изменения современных социализационных траекторий детей как субъектов социальных отношений, деструктивного влияния виртуальной реальности на их социализацию и т.д. (информативный этап социализации детей);
  • преобразующие возможности представляют вектор направленности создания развивающих средовых ниш на активное включение младших школьников в участие в общественной жизни и социально значимой деятельности для активизации субъектной позиции детей, обогащения социального опыта действования с учетом возможных последствий и принятия ответственности за свои поступки (активизирующий этап социализации детей).

Эффективной реализации процесса социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации способствуют соответствующие методы и формы социально значимой деятельности: социокультурные практики, воршопы, социальные пробы, библиокафе, тимуровские отряды, социально ориентированный аукцион, экскурсии в виртуальной реальности, социальные проекты и акции, кейс-стади, квест-игры, ценностно-ориентированные диспуты, волонтерство, исследовательские экспедиции, историко-краеведческий коворкинг, эдьютейнмент, коучинг, со-бытие, конкурс социальных репортажей, мастерская радости, минута славы и т. д.

Оптимальное функционирование авторской модели осуществляется на базе определенной совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих позитивные изменения в социализированности детей младшего школьного возраста на уровне общеобразовательной организации.

Результативный блок авторской модели представлен компонентами социализированности младших школьников (аксиологическим, познавательным, поведенческим) в аспекте определения уровневых характеристик их сформированности (высокий, средний, низкий) как результата реализации модели. В данном блоке представлены критерии отслеживания высокого, среднего и низкого уровня социализированности детей по определенным критериям (когнитивному, мотивационному, деятельностному) и соответствующим им показателям.

Обсуждение и заключение

Таким образом, в исследовании представлены теоретико-методологические основания разработки процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации.

Установлено, что разработка авторской модели детерминирована социокультурными факторами функционирования современного социума. Значимым также выступает обновление нормативно-правовой базы системы образования и требований социального заказа государства на социализированного выпускника начальной школы, обладающего расширенным социальным опытом действования в постоянно изменяющейся действительности на основе присвоенных российских духовно-нравственных ценностей, умениями выстраивания конструктивной коммуникации с окружающими людьми (с позиции диалога культур), навыками противостояния манипулированию информационного воздействия виртуальной реальности постиндустриального социума.

Определено, что процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представлена совокупностью взаимообусловленных структурных блоков, содержательное наполнение которых выглядит следующим образом:

  • целевой блок описывается в рамках идеального, сознательно планируемого результата системной организации исследования по отношению к социализации младших школьников с использованием педагогических возможностей культуросообразной среды общеобразовательной организации в рамках государственного заказа, сформулированного ФГОС НОО и социальными потребностями российского социума;
  • методологический блок содержательно раскрывает ведущие методологические подходы (средовой, деятельностный) и принципы (аксиологичности, культуросообразности, сотрудничества, социальности, успешности и социальной значимости), представляющие ориентировочную основу целенаправленности осуществления педагогической деятельности субъектов образования на совершенствование различных сторон изучаемого феномена;
  • содержательный блок призван затронуть все стороны изучаемого процесса (содержание, методику, контроль и управление, параметры оценки) с учетом реализации этапов (ориентировочного, информативного, активизирующего) социализации младших школьников, на каждом из которых осуществляется выбор направлений и форм целесообразного сочетания программно-методического и ресурсного обеспечения, организационно-педагогических условий, определяющих эффективность достижения и качество социализированности детей младшего школьного возраста;
  • результативный блок описывает аксиологический, познавательный, поведенческий компоненты социализированности младших школьников; представляет когнитивный, мотивационный, деятельностный критерии, позволяющие отслеживать ожидаемую позитивную динамику социализированности детей младшего школьного возраста от низкого к среднему и высокому уровню.
×

Об авторах

Зарина Ильдаровна Чергинская

Региональный социально-психологический центр «Ресурс»

Автор, ответственный за переписку.
Email: Cherginskaia@yandex.ru

преподаватель

Россия, 460053, г. Оренбург, ул. Диагностики, 3/2, кв. 27

Любовь Геннадьевна Пак

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: lyubov-pak@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и менеджмент»

Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. – М., Ростов-нД: ТЦ «Учитель», 1999. – 558 с.
  2. Перевалова С.Г. Проблемы социализации современных школьников // Вестник МФЮА. – 2014. – № 2. – С. 216–223.
  3. Иванова И.П. Социально-педагогические условия социализации младших школьников в интернет-среде // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29809 (дата обращения: 24.10.2024).
  4. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2010. – № 20. – С. 151–157.
  5. Яковлева Е.В. Культурная среда общеобразовательного учреждения как условие минимизации угроз социального развития младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 4 (43). – С. 133–137.
  6. Агафонова В.А., Сатарова Л.А. Формирование качеств личности человека культуры у младших школьников в инклюзивном пространстве общеобразовательного учреждения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2019. – № 1. – С. 19–25.
  7. Власова Г.И. Социализация младших школьников в современной институциональной среде: на примере городских образовательных сообществ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2014. – 30 с.
  8. Пак Л.Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2004. – 24 с.
  9. Акимова А.Н., Афанасьева Л.И. К вопросу о социализации младших школьников в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79–3. – С. 7–10.
  10. Рябцев В.К., Слободчиков В.И. Педагогические условия и механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций детей в образовательной организации // Психолого-педагогические исследования. – 2022. – Т.14. – № 3. – С. 113–130.
  11. Участникам, организаторам и гостям Второго международного форума министров образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/74239 (дата обращения: 24.10.2024)
  12. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 24.10.2024).
  13. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/70086 (дата обращения: 24.10.2024)
  14. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М., Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
  15. Менг Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. – М., 2011. – 98 с.
  16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
  17. Абульханова–Славская К.А. Психология и сознание личности. – М., 2005. – 224 с.
  18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672 с.
  19. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2019. – 432 с.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 24.10.2024).
  21. Чергинская З.И. Социализация младших школьников: обновленные приоритеты и содержательные характеристики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2023. – Т. 20. – № 3. – С. 63–76.
  22. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В. Формирование ценностно-коммуникативной культуры личности в контексте ценностного подхода в образовании // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2016. – № 3 (38). – С. 135–138.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чергинская З.И., Пак Л.Г., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.