Process model of socialization of primary schoolchildren in a culture-like environment of a general educational organization

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The study presents theoretical and methodological grounds that actualize the development of a process model of socialization of younger students in a culture-like environment of a general educational organization. The risks of the implementation of modern socialization of primary school children in the framework of the socio-cultural transformation of society have been identified. A process model of socialization of younger students in the culture-like environment of a general education organization has been developed in order to minimize the risks of the life of the younger generation, their productive development of the cultural heritage of Russian society, and the acquisition of positive social experience. The target block of the model is described within the framework of the ideal, deliberately planned result of the systematic organization of research in relation to the socialization of younger students using the pedagogical capabilities of the cultural environment of the school within the framework of the state order formulated in the GEF LEO and the social needs of Russian society. The methodological block of the model meaningfully reveals the leading methodological approaches (environmental, activity) and principles (axiology, cultural, cooperation, sociality, success and social significance), which represent the indicative basis for the purposefulness of the subjects’ pedagogical activities to improve various aspects of the phenomenon studied. The content block of the model is designed to affect all aspects of the studied process (content, methodology, control and management, assessment parameters), taking into account the implementation of the stages (indicative, informative, activating) of socialization of primary schoolchildren, each of which selects directions and forms of an expedient combination of software, methodological and resource support, organizational and pedagogical conditions that determine the effectiveness of achieving and quality of socialization of primary school children. The resulting block of the model describes the axiological, cognitive, behavioral components of socialization of younger students; presents cognitive, motivational, activity criteria that make it possible to track the expected positive level dynamics of socialization of primary school children from low to middle and high levels.

Full Text

Введение

Изучение состояния и развития проблемы социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации актуализируется значимостью взращивания в школе «взрослеющего субъекта Культуры», причастного к историческим и культурным традициям человечества, духовно и нравственно развитого, устремленного к красоте, трансляции высших начал культуры познания, культуры общения и культуры деятельности. Социализация младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представляет значимый целенаправленный процесс организации и установления продуктивного личностно-средового взаимодействия (умения обучающихся строить свои отношения с окружающим миром) с позиции учета самоценности детства, прав и свобод взрослеющих субъектов, освоения и присвоения ими традиционных российских духовно-нравственных ценностей, привития социально значимых и социально требуемых норм и установок.

Между тем в образовательной практике школы недооценивается значение культуросообразной среды общеобразовательной организации как средства социализации младших школьников. Причиной выступает превалирующий «сверхинформационный» подход (изменение характера получения, хранения, интерпретации и трансляции многообразной информации с учетом той идейной позиции, что не субъект владеет информацией, а информация владеет им; сверхзагруженность детей в рамках дополнительных видов учебных занятий – репетиторы, факультативы, кружки, домашние задания), ориентированный на достижение предметных знаний и качество образовательных результатов, отрывающий школьников от необходимости понимания особого своеобразия связи с культурой человечества, недостаточно определяющий меру их гуманности, духовности, свободы и жизнетворчества [1], обращенного к высшим ценностям бытия.

Современные дети в связи с модификацией социализационных траекторий демонстрируют недостаточный социальный опыт в контексте накопления умений жизни в коллективе, выстраивания коммуникации между друг другом (переход от преимущественно коллективистических форм социальной жизни к индивидуальным), неготовность продуктивно решать многообразные задачи социокультурного характера в связи с увлеченностью компьютером, гаджетами и виртуальным миром (и, как следствие, социальное отчуждение от сверстников и общества в целом, отрыв от мира реального и нежелание осмысливать окружающую действительность). Младшие школьники лишь фрагментарно знают, как организовывать конструктивную совместную деятельность в неформальных сообществах (коллективах сверстников, разновозрастных группах) на основе трансляции нравственного содержания поступков и реального следования моральным нормам. Присутствует преклонение перед материальными благами и усиление потребительских тенденций жизнедеятельности, игнорирование этической сущности своих и чужих поступков, ослабление значения принятия ценности преемственности поколений и устоев народа.

Порождение рискогенности личностно-средового взаимодействия, вызванного сложными явлениями, происходящими в современном постиндустриальном социуме, видоизменяет механизмы развития социально-личностных качеств и социализации детей младшего школьного возраста, значительно затрудняет освоение ими общечеловеческих норм и правил, принятых в обществе, усложняет процесс воспитания нравственных чувств и этического сознания, размывает становление устойчивых регуляторов духовно-ориентированного поведения, подрывает основы планомерного становления ответственного отношения к людям, обществу, Родине, самому себе и труду, обусловливает появление угрозы духовной безопасности личности.

В целях минимизации вышеобозначенных рисков жизнедеятельности подрастающего поколения востребована организация процесса социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации, которая содержит значительные резервы для расширения ценностного кругозора жизни обучающихся и освоения ими культурного наследия российского социума, определяет ориентиры естественного включения взрослеющих субъектов в социализирующие ситуации познания, коммуникации (нравственность сотрудничества), соблюдения норм и правил поведения на основе духовных и культурных традиций народа, представляет основу приобретения социального опыта и освоения новых социальных ролей в социуме, отражает вектор развития устойчивости к негативным влияниям рискогенности современного общества.

В этом контексте разработка процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации приобретает особое значение.

Обзор литературы

Теоретико-методологические и прикладные основания разработки авторской модели базируются на изучении широкого междисциплинарного круга научных исследований, очерчивающих:

  • проблемы социализации обучающихся образовательных организаций, связанные с трансформацией социокультурных сфер общества, изменением функционала новых агентов, передающих основные духовно-нравственные нормативы жизнедеятельности подрастающему поколению, кризисом семейного воспитания, деструктивными влияниями средств массовой информации [2];
  • теоретические аспекты социализации младших школьников в интернет-среде в рамках актуализации механизма контролируемого и направляемого характера социального становления обучающихся, определения значимости формирования информационной культуры взрослеющих субъектов как условия их социализации в сложных условиях транзитивного социума [3];
  • основные направления социализации детей младшего школьного возраста с позиции изменяющихся требований и социальных вызовов современной социокультурной ситуации, приобретения взрослеющими субъектами социального опыта и социально значимых качеств, определяющих продуктивность достижения целевых ориентиров процесса социализации – высокого уровня социализированности детей [4];
  • пути локализации рискогенности социального развития младших школьников посредством обогащения культуросообразной среды школы, транслирующей позитивные культурные нормативы и установки жизнебытия, обеспечивающей процесс развития базовой личностной культуры обучающихся, формирование культурной идентичности субъектов образования [5];
  • эффективные пути развития взрослеющей личности младших школьников как «субъектов Культуры»; способы формирования в системе начального образования механизмов развития нравственных чувств, освоения социокультурных норм, установок и социально одобряемых поведенческих моделей обучающихся, воспитания у них культуры поведения, коммуникации и действия [6];
  • содержание процесса социализации младших школьников в начальной школе с актуализацией потенциала общеобразовательной организации при привлечении институциональных социальных партнеров, совместно определяющих оптимизацию изучаемого процесса, механизмы изменений, синхронизацию усилий по достижению сформированности компонентов социализации детей [7];
  • реализацию игровой деятельности совместно с учебной как основного регулятива успешной социализации младших школьников, освоения ими основных социальных навыков оптимальной жизнедеятельности в коллективе, познания законов и нормативов российской действительности (школа как прообраз гражданского общества), расширения области социального самоутверждения и самореализации [8];
  • создание условий для освоения младшими школьниками вариативных социальных ролей, определяющих продуктивность их социализированности, выстраивания конструктивной композиции нравственных отношений с окружающим миром с позиции усиления консолидации субъектов социализации: родительского сообщества, педагогического коллектива, педагогов-психологов и т. д. [9];
  • необходимость учета уклада жизнедеятельности общеобразовательной организации, опирающейся на традиционные российские духовно-нравственные ценности, традиции региона, города, села с практикой их воплощения для становления ценностно-смысловых ориентаций взрослеющих субъектов в школе, взращивания их жизнеспособности в современном мире [10].

Краткий представленный анализ научной литературы показал, что при всем многообразии исследований в близкой к изучаемой проблеме области теоретико-методологический аспект разработки процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации разработан недостаточно.

Материалы и методы

В исследовании применялись следующие методы исследования: теоретический междисциплинарный анализ литературы, синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному, описание, конкретизация, обобщение положительного передового опыта, гипотетико-дедуктивный метод, моделирование, наблюдение.

Результаты исследования

Актуальность изучаемой проблемы потребовала разработки процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации, достижение результативности которой (высокий уровень социализированности детей) выступит феноменальным ресурсом их эффективности и благополучия в будущем.

Применение моделирования как универсального исследовательского метода в науке позволяет описать способ разработки модели, представляющий блок-схему, аналог изучаемого феномена, который содержательно и методически в более простой структурированной форме отражает изучаемый объект-оригинал, его содержательные свойства, взаимосвязи и отношения между составляющими заместителя, что обусловливает получение новых достоверных сведений о нем (информативность, полнота и достоверность информации) и определяет пути оптимального управления функционированием изучаемого объекта.

С опорой на свой замысел процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представлена в структурировании блоков (целевого, методологического, содержательного, результативного) в их пространственном расположении, базовые основания которых определяются координатами проектируемых этапов (ориентировочного, информативного, активизирующего) для достижения промежуточных и конечных результатов исследования. Данное структурирование модели позволяет рассматривать взаимодействие и взаимосвязь каждого блока в коллективном содержательном поле других блоков.

Кратко охарактеризуем блоки авторской модели, отражающие логику проведения исследования на каждом этапе реализации изучаемого процесса.

Целевой блок отражает совокупность итоговых требований к конструируемой модели, представляет организационный регулятив выбора содержания каждого из представленных структурных блоков в будущем воплощении, задает параметры отслеживания учета организационно-педагогических влияний на изучаемый феномен и фиксации результатов (определенная комбинация входных и выходных параметров социализированности младших школьников) в рамках государственного заказа, сформулированного ФГОС НОО и социальными потребностями российского социума.

Целевой блок модели актуализирует значимость идеи о том, что транслируемые в социуме общекультурные нормы и установки, а также законодательно закрепленные традиционные российские духовно-нравственные ценности должны найти свое воплощение в содержании оптимально организованного процесса социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации для осознанного постижения взрослеющими субъектами различного продуктивного социального опыта (востребованного государством), становления активной жизненной позиции уже с ранних лет.

Целевые ориентиры авторской модели сопряжены с особым вниманием руководства Российской Федерации к воспитанию у молодого поколения духовно-нравственных ценностей, которые помогают в будущем сформировать зрелую и ответственную личность [11]. Президент В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (2020 г.), определяющий необходимость создания «условий для успешной социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, бережного отношения к историческому и культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [12]. На заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (2022 г.) президент отметил, что именно «школа формирует будущее России, и нужно уже с ранних лет прививать школьникам готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде и навыкам жизни» [13].

Методологический блок процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представлен совокупностью научных подходов: средового и деятельностного.

Средовой подход [14–16] определяет значимость уклада культуросообразной среды общеобразовательной организации и созданных в ней социализирующих средовых ниш, наполненных общечеловеческими ценностями, установками, отношениями, транслируемых смыслы и традиции российского социума (многообразного цивилизационного наследия России), для оптимального освоения младшими школьниками преобразованного социального опыта в преемственности поколений (в различных формах прошлого – настоящего – будущего), развития высоконравственных личностных черт, с помощью которых достигается социально значимый результат интеграции в современный социум.

Деятельностный подход [17–19] в исследовании определяет активное вовлечение младших школьников в социально значимую деятельность, обладающую эмоциональной насыщенностью, обеспечивающую максимальное раскрытие личностного и творческого потенциала взрослеющих субъектов (направленность самосовершенствования и социального самовыражения в аспекте позитивных преобразований действительности), ценностно-смысловую навигацию в реальности окружающего мира (офлайн- и онлайн-форматы) с учетом удовлетворения собственных потребностей детей и интересов российского общества, достижения высокого уровня социализированности субъектов образования.

В исследовании в соответствии с выделенными методологическими подходами были определены принципы, позволяющие эффективно решать поставленные задачи исследования в рамках стратегического и тактического планирования реализации опытно-экспериментальной работы.

Принцип аксиологичности задает направления освоения, усвоения и присвоения младшими школьниками в социализационной практике традиционных российских духовно-нравственных ценностей как базовых ориентиров, формирующих мировоззрение взрослеющих субъектов России («жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России») [20].

Принцип культуросообразности в ходе реализации процесса социализации младших школьников определяет направления овладениями социокультурным опытом предыдущих поколений в нишах культуросообразной среды школы для взращивания гармоничных, всесторонне развитых взрослеющих субъектов образования, имеющих свой самобытный культурный образ (уникальное, своеобразное проявление в духовном, социальном и культурном развитии); ориентирует на восприятие детей как носителей и творцов культуры, выбирающих и осуществляющих культуросообразный образ жизни (культура познания, культура общения, культура чувств и культура деятельности) и находящих гуманные способы самоосуществления в аспекте «погружения» в многомерность мировой и отечественной культуры, транслирующих в поведении основы общероссийской светской этики.

Принцип сотрудничества ориентирует на выстраивание конструктивного взаимодействия всех участников процесса социализации (педагогов, школьников, родителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных партнеров) в культуросообразной среде общеобразовательной организации для плодотворной совместной деятельности и партнерства с четким распределением функционала, прав, коллективной ответственности в решении конкретных практических задач достижения высокого уровня социализированности детей младшего школьного возраста на основе принципиального равенства позиций, взаимоуважения, со-творчества, со-действия, многоуровневого конструктивного диалога, достижения духовного и эмоционального единения.

Принцип социальности обусловливает направленность многоаспектного использования педагогических возможностей культуросообразной среды школы в социализации младших школьников на подготовку к дальнейшей продуктивной жизни в обществе, развитие социально-личностных качеств, востребованных окружением (дружелюбие, эмоциональная отзывчивость, уважение к старшим, справедливость, служение людям и т. д.), обеспечивающих оптимальную интеграцию взрослеющих субъектов в социум, формирование умений взаимодействовать с социальным окружением (с проецированием собственно индивидуальной активности в социальных отношениях), адаптацию к существующей системе ценностей российского общества и освоение многообразия «закодированных» (в преемственном формате позитивного наследия Отечества) социальных ролей.

Принцип успешности и социальной значимости предполагает насыщение культуросообразной среды школы средовыми нишами «безусловное принятие и самоценность личности младших школьников», «психологическая комфортность и создание ситуаций успеха», «работа в пространстве потенциальных ресурсов каждого», «обусловливающих оптимальность протекания социализации детей младшего школьного возраста, раскрытие и развитие их способностей, осуществление конструктивных способов самореализации с позиции удовлетворения ведущих возрастных потребностей и запросов детей в социально значимой деятельности» [21], открытие им путей самосовершенствования, самосозидания и самовозвышения для достижении планируемых целей (социально востребованных личностно-значимых и коллективных результатов) жизнедеятельности в современном социуме.

Содержательный блок процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации определяет значимость актуализации педагогических возможностей изучаемой среды в рамках этапности осуществления педагогических действий (ориентировочный, информативный, активизирующий этапы) для достижения проектируемого результата:

  • смысловые возможности отражают конструирование ценностно-мировоззренческих средовых ниш культуросообразной среды школы для актуализации механизмов присвоения традиционных российских духовно-нравственных ценностей: осознание – осмысление – понимание – принятие [22]; для личностного определения младших школьников в мире нравственных ценностей; для эмоционально-ценностного восприятия поддержания норм и традиций социума; для адаптации и гибкого реагирования на вызовы непрерывно изменяющегося мира (ориентировочный этап социализации детей);
  • интеграционные возможности задают направленность обогащения информирующих средовых ниш в контексте расширения знаний младших школьников о современном социуме, изменения современных социализационных траекторий детей как субъектов социальных отношений, деструктивного влияния виртуальной реальности на их социализацию и т.д. (информативный этап социализации детей);
  • преобразующие возможности представляют вектор направленности создания развивающих средовых ниш на активное включение младших школьников в участие в общественной жизни и социально значимой деятельности для активизации субъектной позиции детей, обогащения социального опыта действования с учетом возможных последствий и принятия ответственности за свои поступки (активизирующий этап социализации детей).

Эффективной реализации процесса социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации способствуют соответствующие методы и формы социально значимой деятельности: социокультурные практики, воршопы, социальные пробы, библиокафе, тимуровские отряды, социально ориентированный аукцион, экскурсии в виртуальной реальности, социальные проекты и акции, кейс-стади, квест-игры, ценностно-ориентированные диспуты, волонтерство, исследовательские экспедиции, историко-краеведческий коворкинг, эдьютейнмент, коучинг, со-бытие, конкурс социальных репортажей, мастерская радости, минута славы и т. д.

Оптимальное функционирование авторской модели осуществляется на базе определенной совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих позитивные изменения в социализированности детей младшего школьного возраста на уровне общеобразовательной организации.

Результативный блок авторской модели представлен компонентами социализированности младших школьников (аксиологическим, познавательным, поведенческим) в аспекте определения уровневых характеристик их сформированности (высокий, средний, низкий) как результата реализации модели. В данном блоке представлены критерии отслеживания высокого, среднего и низкого уровня социализированности детей по определенным критериям (когнитивному, мотивационному, деятельностному) и соответствующим им показателям.

Обсуждение и заключение

Таким образом, в исследовании представлены теоретико-методологические основания разработки процессной модели социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации.

Установлено, что разработка авторской модели детерминирована социокультурными факторами функционирования современного социума. Значимым также выступает обновление нормативно-правовой базы системы образования и требований социального заказа государства на социализированного выпускника начальной школы, обладающего расширенным социальным опытом действования в постоянно изменяющейся действительности на основе присвоенных российских духовно-нравственных ценностей, умениями выстраивания конструктивной коммуникации с окружающими людьми (с позиции диалога культур), навыками противостояния манипулированию информационного воздействия виртуальной реальности постиндустриального социума.

Определено, что процессная модель социализации младших школьников в культуросообразной среде общеобразовательной организации представлена совокупностью взаимообусловленных структурных блоков, содержательное наполнение которых выглядит следующим образом:

  • целевой блок описывается в рамках идеального, сознательно планируемого результата системной организации исследования по отношению к социализации младших школьников с использованием педагогических возможностей культуросообразной среды общеобразовательной организации в рамках государственного заказа, сформулированного ФГОС НОО и социальными потребностями российского социума;
  • методологический блок содержательно раскрывает ведущие методологические подходы (средовой, деятельностный) и принципы (аксиологичности, культуросообразности, сотрудничества, социальности, успешности и социальной значимости), представляющие ориентировочную основу целенаправленности осуществления педагогической деятельности субъектов образования на совершенствование различных сторон изучаемого феномена;
  • содержательный блок призван затронуть все стороны изучаемого процесса (содержание, методику, контроль и управление, параметры оценки) с учетом реализации этапов (ориентировочного, информативного, активизирующего) социализации младших школьников, на каждом из которых осуществляется выбор направлений и форм целесообразного сочетания программно-методического и ресурсного обеспечения, организационно-педагогических условий, определяющих эффективность достижения и качество социализированности детей младшего школьного возраста;
  • результативный блок описывает аксиологический, познавательный, поведенческий компоненты социализированности младших школьников; представляет когнитивный, мотивационный, деятельностный критерии, позволяющие отслеживать ожидаемую позитивную динамику социализированности детей младшего школьного возраста от низкого к среднему и высокому уровню.
×

About the authors

Zarina I. Cherginskaya

Regional Social Psychological Center "Resource"

Author for correspondence.
Email: Cherginskaia@yandex.ru

Lecturer

Russian Federation, apt. 27, 3/2, Diagnostiki st., Orenburg, 460053

Ljubov G. Pak

Orenburg State Pedagogical University

Email: lyubov-pak@mail.ru

Doc. Ped. Sci., Professor of Pedagogy and Management Department

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

References

  1. Bondarevskaya E.V., Kul’nevich S.V. Pedagogika: lichnost’ v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya: ucheb. posobie [Pedagogy: personality in humanistic theories and education systems: a textbook]. Moscow, Rostov-na-Donu: TC «Uchitel’», 1999. 558 p.
  2. Perevalova S.G. Problemy socializacii sovremennyh shkol’nikov [Problems of socialization of modern schoolchildren]. Vestnik MFYuA. 2014. No. 2. Pp. 216–223.
  3. Ivanova I.P. Social’no-pedagogicheskie usloviya socializacii mladshih shkol’nikov v internet-srede [Socio-pedagogical conditions for socialization of younger students in the Internet environmen]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No. 3. https://science-education.ru/ru/article/view?id=29809 (accessed October 24, 2024).
  4. Matveeva O.N. O socializacii mladshih shkol’nikov v sovremennyh usloviyah [On the socialization of younger students in modern conditions]. Izvestiya PGU im. V.G. Belinskogo. 2010. No. 20. Pp. 151–157.
  5. Yakovleva E.V. Kul’turnaya sreda obshcheobrazovatel’nogo uchrezhdeniya kak uslovie minimizacii ugroz social’nogo razvitiya mladshih shkol’nikov [Cultural environment of a general education institution as a condition for minimizing threats to the social development of primary schoolchildren]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. No. 4 (43). Pp. 133–137.
  6. Agafonova V.A., Satarova L.A. Formirovanie kachestv lichnosti cheloveka kul’tury u mladshih shkol’nikov v inklyuzivnom prostranstve obshcheobrazovatel’nogo uchrezhdeniya [Formation of personality qualities of a person of culture among younger students in the inclusive space of a general educational institution]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2019. No. 1. Pp. 19–25.
  7. Vlasova G.I. Socializaciya mladshih shkol’nikov v sovremennoj institucional’noj srede: na primere gorodskih obrazovatel’nyh soobshchestv: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socialization of younger students in a modern institutional environment: on the example of urban educational communities. Abstract of thesis сand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2014. 30 p.
  8. Pak L.G. Socializaciya mladshih shkol’nikov v igrovoj deyatel’nosti: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Socialization of younger students in gaming. Abstract of thesis сand. of ped. sci.]. Orenburg, 2004. 24 p.
  9. Akimova A.N., Afanas’eva L.I. K voprosu o socializacii mladshih shkol’nikov v sovremennyh usloviyah [On the issue of socialization of younger students in modern conditions]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023. No. 79–3. Pp. 7–10.
  10. Ryabcev V.K., Slobodchikov V.I. Pedagogicheskie usloviya i mekhanizmy formirovaniya cennostno-smyslovyh orientacij detej v obrazovatel’noj organizacii [Pedagogical conditions and mechanisms for the formation of value–semantic orientations of children in the educational organization]. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2022. Vol. 14. No. 3. Pp. 113–130.
  11. Uchastnikam, organizatoram i gostyam Vtorogo mezhdunarodnogo foruma ministrov obrazovaniya [Participants, organizers and guests of the second International Forum of Ministers of Education]. http://www.kremlin.ru/events/president/letters/74239 (accessed October 24, 2024).
  12. Federal’nyj zakon ot 31.07.2020 No. 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayushchihsya» [Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» on education of students of 31.07.2020 No. 304-FZ]. Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii: sajt. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (accessed October 24, 2024).
  13. Zasedanie Soveta po strategicheskomu razvitiyu i nacional’nym proektam [Meeting of the Council for Strategic Development and National Projects]. http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/70086 (accessed October 24, 2024).
  14. Manujlov Yu.S. Sredovoj podhod v vospitanii [Wednesday approach in education]. Moscow, Nizhniy Novgorod: Izd-vo Volgo-Vyatskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby, 2002. 157 p.
  15. Meng T.V. Issledovanie obrazovatel’noj sredy: problemy, podhody, modeli [Study of the educational environment: problems, approaches, models]. Moscow, 2011. 98 p.
  16. Yasvin V.A. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl Publ., 2001. 365 p.
  17. Abul’hanova–Slavskaya K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti [Psychology and consciousness of personality]. Moscow, 2005. 224 p.
  18. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: AST: Astrel' Publ., 2008. 672 p.
  19. Leont’ev A.N. Psihologicheskie osnovy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological foundations of child development and learning]. Moscow: Smysl Publ., 2019. 432 p.
  20. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 No. 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 11/19/2022 «On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values»]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (accessed October 24, 2024).
  21. Cherginskaya Z.I. Socializaciya mladshih shkol’nikov: obnovlennye prioritety i soderzhatel’nye harakteristiki [Socialization of younger students: updated priorities and meaningful characteristics]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2023. Vol. 20. No. 3. Pp. 63–76.
  22. Razbegaeva L.P., Samohodkina T.V. Formirovanie cennostno-kommunikativnoj kul’tury lichnosti v kontekste cennostnogo podhoda v obrazovanii [Formation of a value-communicative culture of the individual in the context of a value approach in education]. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2016. No. 3 (38). Pp. 135–138.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Cherginskaya Z.I., Pak L.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.