Использование платформы Moodle в образовательном процессе при освоении русского языка как иностранного
- Авторы: Немич Н.Н.1, Хохлова А.А.2
-
Учреждения:
- Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 53-66
- Раздел: Теория и методология образования
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/632971
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.3.4
- ID: 632971
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования – анализ использования платформы Moodle в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык (Русский язык)» студентами технических направлений в рамках реализации ФГОС 3++ с точки зрения применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Для реализации цели решаются следующие задачи: описание потенциала платформы Moodle и спектра возможностей для организации и проведения работы с обучающимися; анализ возможностей платформы Moodle при освоении русского как иностранного языка для создания онлайн-уроков, домашних заданий, тестов для проверки знаний студентов; обоснование возможностей индивидуального подхода при обучении на платформе Moodle с учетом уровня знаний; описание методов автоматизации и оценивания знаний и умений студентов (тестирование). Новизна исследования заключается в обосновании эффективности и современности использования платформы Moodle в техническом вузе на разных этапах и формах обучения. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования авторских наработок и изысканий для создания новых курсов или обновления созданных курсов Moodle.
Полный текст
Введение
В современном мире технологий преподавание переходит в онлайн-пространство, предоставляя студентам возможность обучаться в любом месте и в удобное для них время. Новые пути развития образовательной парадигмы в современной России рассматриваются в работе [1].
С переходом на ФГОС 3++ увеличилось количество часов на самостоятельную работу студентов. Для обеспечения данного вида работы преподаватели вузов все чаще используют электронные программы, учебники, а также системы дистанционного обучения.
Очень важен тот факт, что студенты имеют возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, формирующим в образовательном процессе целостный образ изучаемого предмета [2, с. 155].
Одной из популярных на сегодняшний день платформ для дистанционного обучения является Moodle, позволяющая создавать интерактивные и адаптивные онлайн-курсы, совмещая многие ресурсы.
Moodle – это модульная объектно-ориентированная учебная среда, которая является в настоящее время самой популярной виртуальной учебной средой и служит для обеспечения самостоятельной работы студентов в рамках реализации ФГОС 3++.
В настоящей статье мы рассмотрим использование платформы Moodle в системе высшего образования.
Платформа Moodle – это открытая система управления обучением, которая предлагает широкий спектр возможностей для создания, организации и проведения обучающих курсов онлайн. Преподаватели могут использовать различные инструменты, такие как форумы, чаты, тесты и задания, чтобы стимулировать учебный процесс и обеспечить активное участие студентов.
Один из ключевых аспектов обучения – это обратная связь и оценивание успеваемости студентов. С помощью Moodle преподаватели могут легко создавать и оценивать задания, проводить тестирование и вести журнал успеваемости. Кроме того, платформа предоставляет инструменты для обратной связи, что позволяет студентам получать рекомендации и советы по улучшению своей работы.
Одним из главных преимуществ платформы Moodle является ее гибкость и доступность. Платформа поддерживает различные форматы контента и интегрируется с другими образовательными инструментами, что позволяет преподавателям создавать уникальные индивидуализированные курсы. Кроме того, Moodle доступна на различных устройствах и операционных системах, что обеспечивает удобство ее использования для студентов.
Платформа Moodle является очень удобным инструментом для обучения и может быть использована при освоении русского как иностранного языка (РКИ) для создания онлайн-уроков и домашних заданий, для проверки знаний студентов; для создании форумов, где студенты могут практиковать русский язык и обсуждать различные темы; для создания индивидуальных планов обучения для каждого студента с учетом уровня знаний; для оценивания знаний и умений студентов при возможности обратной связи.
Обзор литературы
В последнее время преподавателями вузов активно рассматривается возможность использования Moodle в учебном процессе высшей школы, описываются преимущества и недостатки работы с ней [3–7].
Многие преподаватели, работающие в системе Moodle, отмечают ее многофункциональность: электронное средство обучения Moodle в основном дает возможность выполнять задания, оценивать уроки студентов, проводить краткие экзамены, дискуссии, форумы и другие действия.
Так, авторы статьи «Мониторинг образовательных результатов в виртуальной среде Moodle» определяют образовательную среду Moodle как свободную систему управления обучением, ориентированную на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, которая подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, и для поддержки очного обучения [8].
По мнению С. Эрдолатова, электронное средство обучения Moodle может использоваться даже в школах, так как школьники интересуются особенностями вики-чат (онлайн-общения), а также могут выполнять задания, предложенные им учителем для индивидуальной работы [9, с. 279].
Работа в Moodle способствует активному общению и сотрудничеству между преподавателем и студентами. Адлер-Кламмер считает, что платформа Moodle реализует конструктивистскую стратегию, заключающуюся в том, что она «берет на себя роль фасилитатора, а не инструктора, вовлечение и активное участие обучающегося в индивидуальном построении знаний легко становится реальным» [10, с. 4].
М.В. Досымова указывает на преимущества электронных учебных курсов, разработанных в электронной системе Moodle: система «позволяет более эффективно организовать учебный процесс в целом и самостоятельную работу студентов в частности; предоставляет возможность заинтересовать студентов с помощью внедрения новых технологий и форм организации обучения; преподаватели и студенты более свободны в распределении своего рабочего времени, так как могут работать с курсом в любое удобное для них время, имея только компьютер с доступом в Интернет; у студентов появляется возможность изучать весь курс в полном объеме, независимо от количества аудиторных часов, отведенных на дисциплину в учебном плане» [11, с. 245].
Г.И. Ахрименя анализирует цифровой спектр форм и ресурсов электронной образовательной платформы Moodle при обучении иностранному языку [12]. Исследователь считает, что онлайн-программы «помогают сделать обучение дифференцированным, более индивидуализированным, в то же время расширяют возможности для коллективной работы. Ресурсы и элементы дистанционных образовательных платформ способствуют снижению трудоемкости образовательного процесса» [12, с. 205].
Н.А. Позднякова выполнила анализ ресурсов и элементов Moodle с точки зрения их дидактических возможностей, рассмотрела разные способы подачи учебного материала с точки зрения методической обоснованности и удобства для учащихся, а также предложила методические рекомендации по созданию заданий и упражнений с учетом дидактических свойств элементов и ресурсов Moodle [13].
Н.Ф. Косарев и Е.Р. Кадырова представили комплексный подход к организации самостоятельной работы обучающихся на базе обучающей среды Moodle: авторами предложены задания, которые позволяет разрабатывать данная среда; представлена методика проведения самостоятельной работы на базе данной среды [14].
О.О. Кандрашкиной и Е.В. Ревиной проанализирована эффективность онлайн-курса в системе Moodle для обучения иностранному языку при дистанционном обучении. Авторы статьи считают, что «применяемые инструменты Moodle оказались достаточно эффективными при наполнении содержания курса для учащихся с низким уровнем владения языком» [15, с. 56].
На наш взгляд, использование платформы Moodle позволяет создать удобную и эффективную образовательную среду для обучения и развития обучающихся. Гибкость, функциональность и доступность делают ее прекрасным выбором для организации и проведения онлайн-обучения РКИ.
Материалы и методы
В настоящее время в СамГТУ активно разрабатываются курсы на базе Moodle для программ бакалавриата и магистратуры для разных форм обучения, включая очную, очно-заочную и заочную. Курсы Moodle динамично внедряются в учебный процесс, глобально трансформируя процесс обучения как для преподавателя, так и для студента.
Материалом исследования стал курс по дисциплине «Иностранный язык (Русский язык)» для студентов очной формы обучения. Методы исследования включают теоретический анализ литературы, а также прикладные методы исследования эффективности, метод моделирования учебного процесса и метод эксперимента.
Данный курс составлен для дисциплины, которая осваивается на протяжение четырех семестров. Объем дисциплины, включая практические занятия, составляет 324 часа. Курс состоит из четырех разделов согласно количеству семестров. Каждый раздел включает 16 тем и содержит задания, тесты и справочные материалы: текстовые документы, презентации, видео, ссылки на внешние ресурсы и т. д., которые организованы по четырем видам учебной деятельности, а именно: говорение, слушание, чтение, письмо.
Курс содержит такие элементы, как глоссарий, тест, задания и включает следующие ресурсы: страница, файл, гиперссылка, пояснение. Авторы курса находятся в процессе совершенствования таких элементов курса Moodle, как анкета, форум, чат, обратная связь и база данных.
Грамматика вынесена в виде отдельного элемента с пояснениями и грамматическими упражнениями. Курс содержит справочные материалы в виде таблиц, а также фразеологический словарь с иллюстрациями. Преимущества электронных словарей при обучении иностранным языкам рассмотрены в работе [16].
Работа над лексикой занимает значимую часть времени при изучении русского языка иностранными обучающимися. Одним их этапов данной работы является работа с фразеологизмами. Хорошим подспорьем является наличие фразеологического словаря, в котором дается объяснение фразеологизму, подкрепленное картинкой (рис. 1). Фразеологические единицы расположены в алфавитном порядке.
Рис. 1. Страница фразеологического словаря
Особенности изучения отдельных разрядов лексического материала рассматриваются в работе А.А. Хохловой [17].
Одним из важных ресурсов является тест, который служит для проверки понимания студентами учебного материала и оценки их успеваемости. Электронное тестирование позволяет использовать различные типы вопросов (одиночный выбор, множественный выбор, соответствие и др.), что обогащает процесс оценки знаний (рис. 2).
Рис. 2. Страница итогового теста
Вопросы теста появляются из банка вопросов в свободном порядке, чтобы усложнить возможность списывания среди студентов. Управление тестом включает такие опции, как редактирование настроек, переопределение групп, переопределение пользователей, редактирование теста, просмотр теста, просмотр результатов, локальное назначение ролей, проверка права, фильтры, журнал событий, резервное копирование, восстановление и банк вопросов.
Настройки теста включают такие элементы, как сроки, оценка, расположение, свойства вопроса, настройки просмотра, внешний вид, дополнительные ограничения на попытки, итоговый отзыв, общие настройки модуля, ограничение доступа, выполнение элемента курса.
Элемент курса Грамматический справочник является полезным инструментом для освоения грамматических правил (рис. 3).
Рис. 3. Страница грамматического справочника
Что касается такого элемента курса, как Чтение, то отметим следующее. Тексты представлены с расстановкой словесного ударения. В этом элементе представлены разноплановые задания на проверку понимания общего содержания в виде ответов на вопросы, заданий для запоминания слов и выражений, заданий на составление плана по тексту или пересказ.
Так, например, студентам предлагается работа с отрывком из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.
Зада́ние 1. Прочита́йте пе́рвую стро́чку стихотворе́ния. Как вы ду́маете, о чем говори́тся в э́том стихотворе́нии?
Ита́к, она́ звала́сь Татья́ной.
Ни красото́й сестры́ свое́й,
Ни све́жестью её румя́ной
Не привлекла́ б она́ оче́й.
Ди́ка, печа́льна, молчали́ва,
Как лань лесна́я боязли́ва,
Она́ в семье́ свое́й родно́й
Каза́лась де́вочкой чужо́й.
Она́ ласка́ться не уме́ла
К отцу́, ни к ма́тери свое́й;
Дитя́ сама́, в толпе́ дете́й
Игра́ть и пры́гать не хоте́ла
И ча́сто це́лый день одна
Сиде́ла мо́лча у окна́.
Зада́ние 2. Прочита́йте текст, отме́тьте но́вые слова́. При чте́нии будьте внима́тельны к ка́ждому сло́ву. Вы́ясните значе́ние всех непоня́тных слов по словарю́.
Зада́ние 3. Перечита́йте текст. Вы́берите тон, темп чте́ния, отме́тьте па́узы, логи́ческие ударе́ния (интонацио́нные сре́дства). Определи́те мы́сли, чу́вства, настрое́ние, пережива́ния герои́ни. Каки́е слова́ и выраже́ния примени́л а́втор, что́бы мы лу́чше предста́вили герои́ню стихотворе́ния? Что вам понра́вилось в стихотворе́нии? Подгото́вьтесь к вырази́тельному чте́нию стихотворе́ния.
Зада́ние 4. Соста́вьте расска́з о геро́е, начни́те: «Мне о́чень понра́вился», «Мне показа́лся интере́сным», «Бо́льше всего́ мне запо́мнился» и т.д. Опиши́те вне́шность герои́ни: лицо́, фигу́ру, оде́жду, мане́ру поведе́ния. Перечи́слите основны́е черты́ хара́ктера герои́ни. Вспо́мните геро́ев други́х произведе́ний, кото́рые в чем-то схо́жи с э́тим персона́жем. Хоте́лось (не хоте́лось) бы вам быть похо́жим на э́ту герои́ню? Почему́?
Элемент курса Письмо содержит задания: заполните анкету, напишите текст по плану, напишите текст с опорой на данные слова и выражения, составьте список по теме, выпишите названия, представленные на вывесках города Самары, и др. Такие задания содержат лингвокультурные аспекты и помогают студентам-иностранцам устанавливать взаимосвязи языка и культуры, менталитета и истории изучаемого языка, лучше понять, как он функционирует.
Например, по теме «Самара сегодня» студентам предлагается следующее задание:
Прогуля́йтесь по у́лицам Сама́ры. Запиши́те назва́ния на вы́весках домо́в, не забу́дьте указа́ть, по каки́м у́лицам вы гуля́ли, в како́й ча́сти го́рода вы побыва́ли. Соста́вьте расска́з на осно́ве свои́х впечатле́ний. Удели́те внима́ние ва́шим впечатле́ниям, эмо́циям и о́бщему настрое́нию. Опиши́те, что вам осо́бенно запо́мнилось в э́тот день и почему́. Испо́льзуйте разнообра́зные лекси́ческие сре́дства и вырази́тельные сре́дства языка́ для описа́ния ва́шей прогу́лки. Обрати́те внима́ние на логи́ческую после́довательность изложе́ния: следи́те за тем, что́бы ваш расска́з был легко́ чита́ем и поня́тен. Обрати́те внима́ние на орфогра́фию и пунктуа́цию, что́бы ваш текст был гра́мотным и безоши́бочным.
Элемент курса Слушание представлен гиперссылкой и содержит аудио или видео, дополненные заданиями, которые направлены на формирование речевых компетенций и совершенствование навыков аудирования. В некоторых случаях данный элемент курса сочетается с письменными заданиями по составлению письменного или устного текста на основе услышанного и дополняет такие элементы курса, как Говорение и Письмо. Кроме того, элемент Говорение содержит такие задания, как составление устного монологического или диалогического выказывания по предложенной теме или на основе предложенного плана.
Курс Moodle по дисциплине «Иностранный язык (Русский язык)» содержит элемент Онлайн-ресурсы в виде гиперактивной ссылки на дополнительные задания интерактивного типа. Этот элемент курса позволит занять студентов полезными видами игрового обучения, чтобы разгрузить рутинную учебную деятельность, или дать дополнительное задание студентам, которые выполняют задания раньше других. Преимущества интерактивных заданий, их многообразие и эффективность использования отмечаются в работах [18; 19].
Особенно следует отметить, что содержание курса содержит лингвокультурологические, страноведческие и социокультурные компоненты. Что касается страноведческого компонента, то авторы курса уделяют большое внимание региональным аспектам, так как студентам-иностранцам необходимо интегрироваться в существующие реалии. В курсе есть темы Самара сегодня / космическая / театральная / промышленная, СамГТУ, Инфраструктура / Библиотека / Кампус СамГТУ.
Результаты исследования
В рамках исследования нами проведено онлайн-анкетирование среди пользователей платформы Moodle для анализа эффективности ее применения в учебном процессе. Было опрошено 157 участников, 89,5 % отпрошенных являлись студентами. Результаты опроса следующие, %:
- Как долго вы используете Moodle?
– от 6 месяцев до 1 года – 8,8;
– от 1 до 2 лет – 56,1;
– более 2 лет – 35,1.
- Как часто вы пользуетесь Moodle?
– ежедневно – 3,5;
– несколько раз в неделю – 64,9;
– несколько раз в месяц – 31,6.
- Оцените удобство использования Moodle по шкале от 1 до 5 (где 1 – очень неудобно; 5 – очень удобно):
– 1– 7;
– 2 – 14;
– 3 – 35,1;
– 4 – 24,6;
– 5 – 19,3.
- Насколько легко вам находить нужную информацию и материалы на Moodle?
– очень легко – 17,5;
– легко – 15,8;
– средне – 35,1;
– трудно – 17,5;
– очень трудно – 14.
- Какие функции Moodle вы используете чаще всего? (выберите все подходящие варианты):
– просмотр курсов и материалов – 75,4;
– выполнение заданий – 43,9;
– участие в форумах и обсуждениях – 0;
– прохождение тестов и викторин – 49,1;
– оценка студентов (для преподавателей) – 1,8;
– обратная связь и комментарии – 1,8.
- Оцените общую удовлетворенность платформой Moodle по шкале от 1 до 5 (где 1 – совсем не удовлетворен; 5 – полностью удовлетворен):
– 1 – 0,5;
– 2 – 10,5;
– 3 – 31,6;
– 4 – 29,8;
– 5 – 27,5.
- Какие проблемы или трудности вы чаще всего испытываете при использовании Moodle? (выберите все подходящие варианты):
– проблемы с навигацией – 20,4;
– сложности с загрузкой или просмотром материалов – 22,2;
– технические ошибки и сбои – 11,1;
– недостаток обратной связи – 3,7;
– низкая скорость работы – 42,6.
В результате проведенного анкетирования выявлено, что 100 % респондентов используют платформу Moodle при изучении русского языка как иностранного; в целом респонденты отмечают удобство использования Moodle; как правило, иностранные студенты используют платформу Moodle для просмотра курсов и материалов, прохождения тестов, выполнения заданий; преимущественно иностранцы испытывают трудности в нахождении нужной информации на Moodle; основной сложностью при работе в Moodle респонденты назвали низкую скорость работы программы.
Действительно, в работе с платформой могут возникать технические проблемы: сбои в работе системы, проблемы с интернет-соединением и т. д., что и создает неудобства для пользователей.
Отметим, что работа с платформой возможна с мобильного устройства, планшета или стационарного ПК по выбору пользователя, что обеспечивает высокую мобильность и доступность платформы. В СамГТУ студенты могут воспользоваться возможностями, которые предоставляет университет, включая бесплатный студенческий wi-fi на территории всего кампуса, а также читальные залы научно-технической библиотеки СамГТУ, оборудованные ПК с выходом в интернет. Доступ к платформе осуществляется из личного кабинета электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) университета.
Обсуждение и заключение
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:
- Потенциал Moodle для организации и проведения работы является достаточно высоким и связан с широким спектром возможностей, поскольку Moodle позволяет проводить учебные занятия и курсы онлайн, как в режиме реального времени, так и в режиме самостоятельного обучения. Кроме того, платформа Moodle позволяет организовать взаимодействие со студентами – они могут участвовать в дискуссиях, общаться с преподавателем, выполнять задания и проходить тесты; преподаватели могут выставлять оценки за задания, тесты и другие виды работы, а также давать обратную связь по ее результатам.
- Moodle позволяет применять индивидуальный подход при обучении РКИ. Таким образом, мы считаем, что потенциал платформы Moodle в изучении русского языка как иностранного велик, видим целесообразность ее использования в образовательном процессе для решения профессионально-ориентированных задач.
- Moodle обеспечивает высокую степень и качество автоматизации информации. Moodle позволяет централизованно хранить, обновлять учебные материалы и управлять ими, что облегчает доступ к информации и снижает издержки на печать и распространение бумажных материалов, позволяет преподавателям структурировать учебный материал, обновлять или добавлять задания и тесты.
- Платформа Moodle использует методы оценивания знаний и умений студентов в автоматическом режиме (тест).
- Внедрение Moodle подтверждает ее эффективность и современность использования в техническом вузе на разных этапах и формах обучения. Использование Moodle в образовательной деятельности вуза, на наш взгляд, может значительно облегчить учебный процесс и сделать его более интересным и эффективным для студентов, способствовать повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.
Об авторах
Наталья Николаевна Немич
Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина
Email: nemich.natalya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9515-1084
преподаватель 11 кафедры русского языка
Россия, 446007, Самарская обл., г. Сызрань-7, ул. Маршала Жукова, 1Анна Алексеевна Хохлова
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: khokhlova.anna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4017-6997
преподаватель кафедры «Иностранные языки»
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Фесенко О.П. Смена образовательной парадигмы в современной России: новые пути развития или «миссия невыполнима»? // Профессиональный труд педагога высшей школы. – Мюнхен: GRIN Verlag, 2022. – С. 2–13.
- Немич Н.Н. Создание электронного учебного пособия по дисциплине «Русский язык и культура речи» в военном вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2016. – Т. 10. – № S3. – С. 153–156.
- Абдураманов З.Ш., Сейдаметова З.С. Инструменты и сценарии управления подготовкой обучающихся в системе MOODLE // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2022. – Т. 8 (74). – № 1. – С. 24–34.
- Колдина М.И., Фролова Н.В., Перяшкина А.А. Современные формы и методы обучения профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–1. – С. 118–120.
- Жуковская И.Е. Цифровые платформы – важный аспект цифровизации высшего образования // Открытое образование. – 2022. – Т. 26. – № 4. – С. 30–40. doi: 10.21686/1818-4243-2022-4-31-40.
- Ворохобов А.В., Плисов Е.В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – № 3 (44).
- Скачкова Н.В. Использование цифровой дидактики в профессиональном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2022. – № 5 (223). – С. 28–37.
- Бурмистрова Н.А., Ильина Н.И., Кормильцева Е.А., Шамис В.А., Шмакова А.П. Мониторинг образовательных результатов в виртуальной среде Moodle // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2022. – № 4. – С. 8–12.
- Эрдолатов С. Повышение качества образования с использованием информационных технологий студентов c техническим направлением и результаты эксперимента // ALATOO ACADEMIC STUDIES. – 2016. – № 3. – С. 275–281.
- Адлер-Кламмер Б. Использование интернет-платформы «Moodle» (Мудл) в образовательном процессе в высшей школе в рамках программы Европейской комиссии Эрасмус+ // Инновационные технологии в современном образовании: сборник трудов по материалам II Международной научно-практической интернет-конференции, Королев, 19 декабря 2014 г. – Королёв: Финансово-технологическая академия, 2015. – С. 1–4.
- Досымова М.В. Использование среды «МУДЛ» для обеспечения самостоятельной работы студентов вуза и создания фондов оценочных средств по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» в рамках реализации ФГОС // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 2 (13). – С. 237–245.
- Ахрименя Г.И. О некоторых методах и средствах обучения в условиях цифровизации образовательного процесса // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: Материалы ХVІІ Международной научной конференции, посвященной 102-й годовщине образования Белорусского государственного университета, Минск, 26 октября 2023 г. – Минск: Белорусский государственный университет, 2023. – С. 202–205.
- Позднякова Н.А. Дидактические возможности отдельных элементов платформы Moodle в обучении иностранным языкам // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 1. – С. 228–237.
- Косарев Н.Ф., Кадырова Е.Р. Электронная обучающая среда Moodlе как средство организации самостоятельной работы обучающихся // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 1 (62). – С. 443–448.
- Кандрашкина О.О., Ревина Е.В. Инструменты системы Moodle для обучения иностранному языку на очно-заочном отделении // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2023. – Т. 20. – № 1. – С. 47–58. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.1.4.
- Vyshkin E.G., Nemich N.N., Khokhlova A.A. Electronic dictionaries in educational process in higher education. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2021. Vol. 18. No. 3. Pр. 115–126.
- Хохлова А.А. Самарские эргонимы краеведческого характера // Лекантовские чтения – 2021: Материалы Международной научной конференции, Москва, 22 ноября 2021 г. / Отв. редактор Е.Н. Орехова. М.: Московский государственный областной университет, 2021. – С. 206–209.
- Хохлова А.А. Интерактивные методы обучения в преподавании иностранного языка неязыковом вузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – № 34. – С. 65–69.
- Немич Н.Н. Использование интерактивных методов обучения на практических занятиях по русскому языку и культуре речи в военном вузе // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: Материалы V Международной научной конференции, Тольятти, 15–17 апреля 2015 г. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2015. – С. 370–375.
Дополнительные файлы
