Формирование адаптационных качеств студентов вуза в процессе физического воспитания средствами бокса
- Авторы: Шейдер А.Д.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 77-86
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/627502
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.7
- ID: 627502
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается вопрос формирования адаптационных качеств студента средствами занятий боксом с элементами проблемно-ситуативного обучения как качеств, положительно влияющих на адаптацию к новому социальному пространству. Цель настоящего исследования состоит в экспериментальной проверке влияния физического воспитания средствами бокса с элементами проблемно-ситуативного обучения на формирование адаптационных качеств студентов в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Проведена оценка возникающей тревожной обстановки с помощью специально адаптированных для этих целей анкет «Госпитальная шкала тревоги и депрессии.» и «Шкала психологического стресса» (PSM-25) Лемура – Тесье – Филлиона. Анкетирование проводилось среди студентов Самарского государственного технического университета (СамГТУ), из которых 1-я группа – студенты, посещавшие элективные занятия боксом, 2-я группа – студенты, посещавшие стандартные занятия физической культурой. В ходе исследования было уточнено понятие адаптационных качеств студента, а также установлено влияние физического воспитания средствами бокса на формирование адаптационных качеств студентов в образовательном пространстве вуза. А именно, эмпирическое исследование, проведенное среди студентов СамГТУ, показало, что студенты, посещающие элективные занятия боксом с элементами проблемно-ситуативного обучения, более адаптированы к стрессовым ситуациям, что играет большую роль в становлении будущего инженера.
Полный текст
Введение
Вопрос адаптации студентов к условиям образовательного пространства вуза, а также в дальнейшем к профессиональной деятельности был актуален всегда. Для студенческой молодежи адаптация в новом социальном пространстве – это прежде всего успешная реализация своих возможностей в учебной и творческой жизни, расширение круга общения, развитие коммуникативных способностей. Различные аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе исследовали Л.Н. Боронина [1], Т.П. Браун [2], А.А. Виноградова [3], Е.И. Муратова [4], Е.А. Осадчая [5] и др. За рубежом над этой проблемой работали R. Dyson [6], D. Harrison [7], S. Hoare [8] и др. Под адаптационными качествами студента будем понимать отличительные признаки, положительно влияющие на адаптацию к социальному пространству. Они включают в себя личностные свойства человека, помогающие успешно взаимодействовать с окружающей действительностью. Формирование таких качеств обеспечит студентам лучшую и более успешную реализацию своих знаний, умений и навыков в разных социальных пространствах, а также в дальнейшем поможет в профессиональной деятельности становления инженера. Формирование адаптационных качеств студента происходит с помощью педагогических технологий в рамках образовательного пространства вуза с включенными в него цифровыми технологиями, интернет-ресурсами и социальными отношениями.
Цель настоящего исследования состоит в экспериментальной проверке влияния физического воспитания средствами бокса с элементами проблемно-ситуативного обучения на формирование адаптационных качеств студентов в образовательном пространстве вуза. Данная цель реализуется через поставленные задачи:
Предмет исследования – процесс физического воспитания студентов в образовательном пространстве вуза средствами бокса.
Объект исследования – процесс формирования адаптационных качеств студентов средствами бокса в образовательном пространстве вуза.
Обзор литературы
Как известно, адаптацию человека можно разделить на три основных вида: физиологическая, социальная, психологическая.
Физиологическая адаптация показывает реакцию организма на изменение внешних условий окружающей среды. К этим условиям можно отнести изменение погодных условий, климата, различные физические нагрузки, занятия различной деятельностью. В работе А.Д. Шейдера, Л.А. Денисовой, Д.В. Белощенко, Д.С. Горбунова, Ю.Ю. Королёва [9] с помощью термографа в рамках проверки теории хаоса самоорганизации измерялись в целом показатели организма человека, находящегося, например, до и после физических и статистических нагрузок или под влиянием холода, на предмет состояния нервно-мышечной системы.
Социальная адаптация представляет собой процесс взаимодействия человека с некоторой социальной средой. Для студентов это прежде всего формирование личностных качеств, которые положительно влияют на приспособление к социальному пространству, а именно к образовательному процессу, социальным отношениям в студенческой среде, культурной сфере жизни студенческого общества. От этих взаимодействий зависит их социальное здоровье, исследованию которого посвящены работы И.В. Журавлевой [10], Я.В. Ушаковой [11], и вопрос реализации жизненных целей. Существуют различные проблемы социальной адаптации, которые происходят при непосредственном контакте студента с социумом и приводят, например, к конфликтным ситуациям, напряженным отношениям с коллективом; те, в свою очередь, могут привести к нежеланию учиться или работать в определенной среде. Изучая образовательный процесс, видим, что на начальном этапе подготовки студентов к учебной и профессиональной деятельности актуальным и значимым для исследования становится именно вопрос социальной адаптации, направленный на формирование адаптационных качеств средствами педагогических технологий в образовательном пространстве вуза. Анализируя множество исследований по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что вопрос социальной адаптации студента подлежит дальнейшему изучению ввиду отсутствия единого подхода в имеющихся концепциях, на что обращается внимание в работе Н.Д. Голубевой, Е.С. Климовой [12].
Для реализации своих профессиональных качеств в постоянно меняющемся современном обществе будущему специалисту необходимы не только профессиональная и физическая подготовленность, но и психологическая и эмоциональная устойчивость, которая во многом обеспечит успешность решения профессиональных задач в условиях, характеризующихся высокой экстремальностью, как отмечено в работе Т.И. Рудневой [13]. В работе А.Д. Шейдера, А.Н. Игошкина, Ю.Ю. Бережника [14] обращается внимание на актуальность проблемы формирования социально значимых качеств студентов как важных адаптационных качеств в образовательном пространстве вуза, которые в дальнейшем помогут им проще и быстрее адаптироваться к новому социальному пространству. Также в этой работе показано влияние на формирование таких качеств средств бокса с элементами проблемно-ситуативного обучения, педагогическим аспектом которых являются учебно-тренировочные занятия, на которых моделируются нестандартные экстремальные спортивные ситуации, требующие высокой концентрации внимания, быстрого реагирования и принятия решения в короткий промежуток времени. Подробное описание проблемно-ситуативного обучения в секции бокса изложено в работе А.Д. Шейдера, А.Н. Игошкина, Ю.Ю. Бережника [14]. Для оценки объема, устойчивости, распределения, переключения внимания в данной работе были использованы тесты «Корректурная проба» и «Красно-черная таблица Шульте – Платонова».
Психологическая адаптация – это процесс приспособления психики человека к условиям внешней среды. Психологическая адаптация студента осуществляет соответствие между его психической деятельностью и требованиями образовательного пространства. Она тесно связана с социальной адаптацией. Процессом педагогического воспитания, в том числе занятиями физической культурой и спортом, можно повлиять на становление одного из важнейших факторов психологической адаптации – стрессоустойчивости, который играет важную роль при подготовке будущих специалистов. Стрессоустойчивость формирует умение сдерживать свои эмоции, действовать обдуманно, быть выдержанным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям, реализовываться как личность в современном обществе, несмотря на большое количество стрессов. В работе А.А. Пономарева, А.В. Циниса [15] отмечено влияние занятий боксом на становление стрессоустойчивости, а также показано, что единоборства формируют устойчивость к болевым ощущениям и повышают способность к психофизиологической концентрации. Таким образом, одним из важных адаптационных качеств, которые положительно влияют на адаптацию к новому социальному пространству студента, является умение приспосабливаться к условиям окружающей среды, контактировать с социумом, быть стрессоустойчивым. Наличие таких качеств у студентов в дальнейшем поможет их вхождению в профессиональную деятельность.
Под адаптационными качествами студента будем понимать отличительные признаки, положительно влияющие на адаптацию к социальному пространству и позволяющие успешно взаимодействовать с окружающей действительностью в образовательном пространстве вуза с включенными социальными отношениями.
В настоящее время очное обучение стало сочетаться с заочным или заменяться им с использованием дистанционных форм и цифровых технологий. Кроме того, цифровизация современного производства приводит к тому, что дистанционные формы работы стали внедряться в профессиональную деятельность инженера. Такие форматы обучения, как отмечено в работах Н.В. Никуличевой [16] и Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной [17], меняют весь учебный процесс. Наряду с положительными изменениями, такими как внедрение новых форм и средств в традиционную систему обучения, что позволяет преподавателю излагать материал с помощью мультимедиа и тем самым делать его более наглядным, интересным и доступным для понимания, имеются и негативные моменты. Одним из них является отсутствие прямого общения. В социальном пространстве вуза – это отсутствие вербального общения студента и преподавателя, а также студентов между собой. При дистанционном обучении могут возникнуть и технические проблемы, например неустойчивое интернет-соединение, неисправности оборудования, что оказывает прямое влияние на образовательный процесс, приводит к развитию состояний тревожности и стресса и, как следствие, влияет на качество усвоения учебного материала. При обучении в дистанционной форме тревожность и качество усвоения учебного материала взаимосвязаны, как показано в работе Е.П. Измайлова, Н.Д. Голубевой, Е.С. Климовой [18].
Таким образом, стрессовые состояния у студентов вуза могут быть вызваны сложностями при изучении дисциплин, эмоциональным общением с новыми людьми, на что обращается внимание в работе М.Н. Вражновой [19], а также и некоторыми проблемными ситуациями, возникающими при дистанционном обучении. Все это приводит к длительным состояниям напряжения, которые, в свою очередь, могут являться причиной нарушения процесса адаптации. При различных формах обучения, в том числе и дистанционной, одним из важных адаптационных качеств является стрессоустойчивость. До сих пор не исследован вопрос о влиянии на ее формирование различий в физической подготовке студентов.
Материалы и методы
Для экспериментального подтверждения эффективности элективных занятий боксом с элементами проблемно-ситуативного обучения было проведено эмпирическое исследование на базе Самарского государственного технического университета на кафедре физической культуры и спорта. Для реализации поставленной цели были применены: адаптированная под педагогический процесс «Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS)» [20], опубликованная в работе Е.П. Измайлова, Н.Д. Голубевой, Е.С. Климовой [18], и «Шкала психологического стресса» (РSМ-25) Лемура – Тесье – Филлиона. Исследование проводилось среди студентов СамГТУ, посещающих элективные занятия боксом (1-я группа), и студентов, посещающих стандартные занятия физической культурой (2-я группа). Основным методом сбора эмпирических данных был анкетный опрос 152 студентов вуза. Среди респондентов было 77 студентов (50,66 %), посещающих элективные занятия боксом, и 75 студентов (49,34 %), посещающих стандартные занятия физической культурой.
Среди методов исследования следует отметить: теоретический анализ источников информации, анкетный опрос, обработку данных математическими методами.
Результаты исследования
Исследование было проведено с 20 мая по 20 июня 2023 г. Анализ данных анкет показал, что тревогу не испытывали 75,32 % студентов 1-й группы и 60 % студентов 2-й группы; у 20,79 % студентов 1-й группы и 33,33 % студентов 2-й группы возникала небольшая тревога, у 3,89 % студентов 1-й группы и 6,67 % студентов 2-й группы была выявлена выраженная тревога.
Рис. 1. Результаты, полученные при проведении опроса по «Госпитальной шкале тревоги и депрессии. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS)»
На рис. 1 графически воспроизведены результаты, полученные при проведении опроса по «Госпитальной шкале тревоги и депрессии. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS)». Расшифровка каждого из столбцов гистограммы балльной оценки по шкале HADS представлена в работе Е.П. Измайлова, Н.Д. Голубевой, Е.С. Климовой [18].
По данным анкетирования и результатам контрольного тестирования методами математической статистики и корреляционного анализа получены следующие результаты для студентов, посещавших элективные занятия боксом (1-я группа), и студентов, посещавших стандартные занятия физической культурой (2-я группа): коэффициент корреляции в обеих группах отрицательный r < 0. Это говорит о том, что тревожность и успеваемость обратно коррелированы как для студентов 1-й группы, так и для студентов 2-й группы. В случае студентов 1-й группы имеем умеренную обратную связь, а в случае студентов 2-й группы – сильную обратную связь. Следовательно, с увеличением уровня тревожности ниже успеваемость, хуже усвоение учебного материала как у студентов 1-й группы, так и у студентов 2-й группы, причем сильнее влияние тревоги на успеваемость – у студентов 2-й группы. Подобные исследования с применением корреляционного анализа проводились в работах Е.П. Измайлова, Н.Д. Голубевой, Е.С. Климовой [18], М.А. Харченко [21].
В ходе исследования по методике «Шкала психологического стресса (РSМ-25)» Лемура – Тесье – Филлиона получены следующие результаты: 6,49 % студентов 1-й группы и 10,67 % студентов 2-й группы имели высокий уровень стресса; 19,48 % студентов 1-й группы и 36 % студентов 2-й группы имели средний уровень стресса; 74,03 % студентов 1-й группы и 53,33 % студентов 2-й группы имели низкий уровень стресса.
Рис. 2. Результаты, полученные при проведении опроса по «Шкале психологического стресса (РSМ-25)» Лемура – Тесье – Филлиона
На рис. 2 графически воспроизведены результаты, полученные при проведении опроса по «Шкале психологического стресса (РSМ-25)» Лемура – Тесье – Филлиона.
Основными результатами, полученными в результате анализа опроса по «Госпитальной шкале тревоги и депрессии. Hospital Anxiety and Depression Scale (HADS)», можно считать следующие:
Основными результатами, полученными в результате анализа опроса по «Шкале психологического стресса (РSМ-25)» Лемура – Тесье – Филлиона, можно считать следующие:
Обсуждение и заключение
В ходе исследования было уточнено понятие адаптационных качеств студента, а также установлено влияние физического воспитания средствами бокса на формирование адаптационных качеств студентов в образовательном пространстве вуза. А именно, эмпирическое исследование, проведенное среди студентов СамГТУ, показало, что студенты, посещающие элективные занятия боксом с элементами проблемно-ситуативного обучения, более адаптированы к стрессовым ситуациям. Это говорит о достижении цели эксперимента.
Данное исследование может быть полезно в образовательном процессе вуза. Можно продолжить исследование по разработке и внедрению педагогических технологий, которые также будут способствовать успешной адаптации студентов как к обучению в техническом вузе, так и в дальнейшем к условиям работы на производстве, к профессиональной деятельности.
Об авторах
Алексей Дмитриевич Шейдер
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sheider89@mail.ru
доцент кафедры физической культуры и спорта
Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. и др. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Уральский гос. тех. университет, 2001 [Электронный ресурс]. – URL: portal@ecsocman.edu.ru (дата обращения: 15.10.2023).
- Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Браун Татьяна Петровна. – СПб., 2007. – 179 с.
- Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе в процессе изучения математических и естественно-научных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Виноградова Анастасия Алексеевна. – Тюмень, 2008. – 182 с.
- Муратова Е.И., Федоров И.В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 91–97.
- Осадчая Е.А. Адаптация студентов различных психофизиологических групп к учебному процессу // Образование и общество. – 2003. – № 2. – С. 76–79.
- Harrison D. Universities told to adapt or die. www.theage.com.au/national/education/universities-told-to-adapt-or-die20111025-1mi05.html (accessed October 15, 2023).
- Dyson R., Renk K. Freshmen adaptation to university. University of Central Floride, Orlando, USA. www.ncbi.nlm.nih.gov (accessed October 21, 2023).
- Hoare S. Universities adapt to a shrinking world. The Guardian, Tuesday 7 March 2006. www.guardian.co.uk/education/2006/mar/07/elearning.technology14 (accessed October 22, 2023).
- Шейдер А.Д., Денисова Л.А., Белощенко Д.В. и др. Эффект Еськова – Зинченко в анализе нервно-мышечной системы человека // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2017. – № 4. Публ. 1–3 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2017-4/1-3.pdf (дата обращения: 15.10.2023).
- Журавлева И.В. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И.В. Журавлева. – М.: Институт социологии РАН, 2012. – 252 с.
- Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – № 4. – С. 197–202.
- Голубева Н.Д., Климова Е.С. Некоторые аспекты исследования социального пространства студента // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2020. – № 1. – С. 113–121.
- Руднева Т.И. Коммуникативная компетентность: фактор готовности к профессиональным рискам // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2016. – № 3. – С. 76–84.
- Шейдер А.Д., Игошкин А.Н., Бережник Ю.Ю. Формирование социально значимых качеств студентов технических вузов средствами бокса с элементами проблемно-ситуативного обу- чения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 4 (218). – С. 445–478.
- Пономарев А.А., Цинис А.В. Влияние элективных занятий единоборствами на стрессоустойчивость студентов СГМУ // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. – 2023. – Т. 3. – № 1. – С. 41–49.
- Никуличева Н.В. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – М.: ФИРО, 2016. – Вып. 4. – 72 с.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: 3-е изд. – М.: Академия, 2010. – 364 с.
- Измайлов Е.П., Голубева Н.Д., Климова Е.С. Применение адаптированной анкеты HADS для оценки степени усвоения учебного материала при дистанционном обучении // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2022. – № 1. – С. 116–124.
- Вражнова М.Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз – предприятие». – М.: Техполиграфцентр, 2004. – 179 с.
- Нейропсихологические тесты и шкалы. Сборник: 2-изд., испр. и доп. – М.: Перо, 2017. – 78 с.
- Харченко М.А. Корреляционный анализ: учеб. пособие. – Воронеж: ВГУ, 2008. – 29 с.