Проблемы сохранения эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях современного общества приобретают особую актуальность проблемы эмоционального благополучия обучающихся. Это обусловлено вызовами цифрового социума, к которым относятся постоянное обновление информации, многозадачность деятельности, непрерывное пребывание пользователей в цифровой среде и другие. Эти факторы риска способствуют эмоциональному неблагополучию личности, которое проявляется в недостаточной сформированности эмоционального интеллекта, повышенной тревожности, нарушениях поведения. Длительное эмоциональное неблагополучие в будущем может привести к дисгармоничному личностному развитию человека и трудностям его социального функционирования. Поэтому формирование эмоционального благополучия является актуальной задачей педагогики и психологии детства. Цель исследования заключается в определении уровня эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования. Диагностика проблем эмоционального благополучия осуществлялась по следующим критериям: проявление эмоционального интеллекта (методика наблюдения по М.Ю. Михайлиной и Я.К. Нелюбиной); уровень тревожности (методика тестирования Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности»); выраженность агрессивного поведения (проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой). Анализ полученных данных позволил выделить следующие проблемы сохранения эмоционального благополучия обучающихся: недостаточный уровень сформированности эмоционального интеллекта, повышенный уровень тревожности, высокая степень выраженности агрессивного поведения. На основании выявленных результатов были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по решению данных проблем. Ценность проведенного исследования состоит в определении педагогических подходов к формированию эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования, которые обеспечат оптимизацию внедрения информационных технологий в современное образовательное пространство. Это приведет к сохранению эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Полный текст

Введение

Проблемы эмоционального благополучия являются чрезвычайно актуальными в условиях современного общества, для которого характерны постоянное обновление информации, многозадачность деятельности, непрерывное пребывание пользователей в цифровой среде, выходящее за пределы границ рабочего времени. Перечисленные особенности являются факторами риска и способствуют эмоциональному неблагополучию личности в форме снижения работоспособности, повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости, нарушений поведения. Длительное эмоциональное неблагополучие в будущем приводит к эмоциональному выгоранию человека и его профессиональной неэффективности. В связи с указанным формирование эмоционального благополучия необходимо осуществлять в детском возрасте. К факторам риска эмоционального неблагополучия можно также отнести гаджет- и интернет-зависимость современных обучающихся, которая способствует усилению возбуждения нервной системы и эмоциональным перегрузкам и, как следствие, проявлению повышенной тревожности, агрессивности, конфликтности.

В современных научных исследованиях делается акцент на изучение факторов психологического здоровья детей. В работе О.В. Хухлаевой указывается, что в детском возрасте закладываются основы жизненного сценария человека, от которого зависит его эмоциональное благополучие и психологическое здоровье. Автор считает, что в данный период педагогам и родителям необходимо осуществлять целенаправленную деятельность по развитию эмоциональной культуры детей [1]. Н.В. Дубровинской, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких разработано методическое сопровождение основ детской валеологии. В работе акцент сделан на психофизиологическое состояние ребенка и его учет в педагогической деятельности [2]. В исследовании Е.Г. Ожоговой раскрываются взаимосвязи эмоционального благополучия и специфических трудностей в учебной деятельности обучающихся. Представлены основные проблемы в обучении школьников, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье [3]. В рассмотренных работах основное внимание уделяется рассмотрению данной проблемы в контексте психологического здоровья личности. В нашем исследовании решаются задачи педагогических подходов к формированию эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования.

Обзор литературы

Научные подходы к проблеме эмоционального благополучия обучающихся раскрываются в работах М.И. Лисиной, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репиной, Н.Ю. Литвиновой, Я.П. Семёнова и других. М.И. Лисина, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репина в своих исследованиях рассматривают эмоциональное благополучие как устойчивое позитивное эмоциональное самочувствие личности вследствие удовлетворения ее базовых социальных и биологических потребностей. В качестве показателей эмоционального благополучия обучающегося авторы выделяют следующие параметры:

– отсутствие повышенной тревожности;
– оптимальная физическая и умственная работоспособность;
– соответствие поведения требованиям социальных норм [4, 5].

В исследовании Н.Ю. Литвиновой, Я.П. Семёнова под эмоциональным благополучием понимается стабильное настроение ребенка, обусловленное чувством физического и психологического комфорта, успешностью в достижении поставленных целей, плодотворным сотрудничеством со сверстниками и взрослыми, адекватной оценкой и самооценкой деятельности. Несоответствие состояния личности перечисленным выше критериям оценивается как состояние эмоционального неблагополучия [6].

В работах Е.В. Чердынцевой, О.В. Якубенко, Е.Г. Ожоговой показателями эмоционального благополучия обучающихся являются:

– адекватная самооценка;
– удовлетворенность собственными образовательными результатами;
– личностная успешность;
– результативность выстраивания межличностных отношений с окружающими. Основываясь на представленных подходах, под эмоциональным благополучием мы понимаем базовое доверие к миру, владение шаблонами социальных коммуникаций, способами эффективного разрешения внешних и внутренних конфликтов в процессе сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса. Эмоциональное благополучие оказывает позитивное влияние на процессы социализации и самореализации обучающихся в условиях рисков цифровизации современного общества [7].

Проблемы и риски использования информационных технологий в образовательном процессе раскрываются в различных современных исследованиях (M. Esteban-Guitart, C. Coll, W. Penuel, М.В. Телеповой, П.И. Фроловой) [8, 9]. В работе Е.В. Молчановой показана взаимосвязь бесконтрольного обращения обучающихся к информационным ресурсам и формирующихся у них отклонений психосоматического и эмоционального здоровья [10]. В качестве профилактических и коррекционных средств в решении данной проблемы, по мнению П.И. Фроловой, большим ресурсом обладают медико-гигиенические и физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии [11–13]. В связи с этим M. Henderson, G. Finger, N. Selwyn указывают на необходимость повышения методической компетентности педагогов в решении данной проблемы [14].

В исследовании J. Cawley, S. Misra, D. Stokols выявлена корреляция между продолжительностью работы пользователя за компьютером и наличием у него избытка массы тела, нарушений сна и питания. Данные факторы оказывают неблагоприятное влияние на физическое и психологическое здоровье обучающихся [15, 16].

Mehdi, S.V. Ryazantseva, Sh. Ali, S. Smythe установлено, что в условиях широкой цифровизации образования наблюдается снижение физической активности и, как следствие, усиление физиологического дискомфорта у обучающихся, который проявляется в болевом синдроме и обострении хронических заболеваний [17, 18].

В работе С.А. Минюровой, В.С. Басюк, Е.Ю. Брель, И.В. Воробьевой, О.В. Кружковой, А.И. Матвеевой выявлено, что в условиях активного использования детьми гаджетов и Интернета у них проявляются трудности в формировании эмоционального интеллекта, связанные с распознаванием эмоционального состояния собеседников, транслированием собственных эмоций [19].

Е.В. Чердынцева, О.В. Якубенко, П.И. Фролова считают, что тотальная цифровизация образования будет способствовать осложнению межличностной коммуникации и формированию конфликтных стратегий поведения. Кроме того, широкое применение цифровых технологий в образовании приведет к общей астенизации, психологическому истощению обучающихся, снижению их работоспособности, капризности, плаксивости, протестным реакциям [20].

Материалы и методы

На основе представленных выше научных подходов нами было проведено исследование, предметом которого является эмоциональное благополучие обучающихся. Цель исследования состоит в определении уровня эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования. Рабочая гипотеза исследования состоит в утверждении о том, что основными проблемами сохранения эмоционального благополучия обучающихся являются:

– низкий уровень сформированности эмоционального интеллекта;
– повышенный уровень тревожности;
– высокая степень выраженности агрессивного поведения.

В рамках обоснованных выше педагогических подходов к исследованию нами решались следующие задачи:

– определить уровень развития эмоционального интеллекта обучающихся;
– установить уровень тревожности детей;
– выявить уровень агрессивности поведения обучающихся.

В качестве критериев эмоционального благополучия нами были избраны:

– проявление эмоционального интеллекта, которое диагностировалось по методике М.Ю. Михайлиной и Я.К. Нелюбиной;
– уровень тревожности, являющийся показателем эмоционального благополучия, который изучался по методике Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности»;
– выраженность агрессивного поведения, которая диагностировалась посредством проективной методики «Кактус» М.А. Панфиловой.

Результаты исследования

В ходе наблюдения за сформированностью эмоционального интеллекта обучающихся учитывались такие показатели, как способность к распознаванию чужих эмоций и умение демонстрировать собственные в совместной деятельности. Анализ данных наблюдения по методике М.Ю. Михайлиной и Я.К. Нелюбиной показал, что у большинства обучающихся недостаточно сформированы умения выражать собственное эмоциональное состояние вербальными и невербальными средствами. Это затрудняет интерпретацию эмоций и чувств их партнерами по общению и организацию взаимодействия. При назревании конфликтной ситуации они не способны спрогнозировать дальнейший ход общения, возможные противоречия для своевременного ее разрешения. С другой стороны, у обучающихся также выявлена проблема в дифференциации эмоционального состояния партнера. Это проявлялось в отсутствии эмпатии по отношению к сверстникам и трактовалось ими в качестве эмоциональной холодности, эгоистичности, что негативно отражалось на эмоциональной атмосфере в коллективе.

В ходе диагностики уровня тревожности обучающихся по методике Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности» за основу были взяты следующие критерии: уровень стрессоустойчивости, эмоциональные реакции на публичные выступления, уровень самоорганизации, физиологические признаки эмоционального беспокойства в виде нарушений сна, головных болей, снижения концентрации внимания, колебания эмоционального фона. В процессе анализа результатов анкетирования было установлено, что 33 % опрашиваемых имеют высокий уровень эмоциональной напряженности, у 63 % обучающихся выявлен средний уровень, 4 % имеют низкий уровень данного показателя эмоционального благополучия.

У обучающихся с высоким уровнем эмоциональной напряженности наблюдался сниженный уровень стрессоустойчивости, негативные эмоциональные реакции на публичные выступления с выраженным тревожным компонентом, низкий уровень самоорганизации, ярко выраженные физиологические признаки эмоционального беспокойства, колебания эмоционального фона, снижение концентрации внимания. По ответам данной группы респондентов было сделано заключение, что они постоянно испытывают страх публичных выступлений, особенно в ситуации устного опроса у доски, имеют постоянный дефицит времени в ходе выполнения домашней самостоятельной работы вследствие несформированности умений ее рациональной организации, предъявляют жалобы на нарушения сна, головные боли.

Обучающиеся со средним уровнем эмоциональной напряженности проявляли умеренный уровень стрессоустойчивости, индифферентные эмоциональные реакции на публичные выступления, средний уровень самоорганизации, ситуативно проявляющиеся физиологические признаки эмоционального беспокойства в виде нарушений сна, головных болей, снижения концентрации внимания, колебаний эмоционального фона. Ответы этой группы обследованных свидетельствуют о том, что они испытывают ситуативный страх публичных выступлений, имеют дефицит времени в ходе самостоятельного выполнения сложных заданий в условиях ограниченного времени, периодически предъявляют жалобы на нарушения сна, головные боли.

Обучающиеся с низким уровнем эмоциональной напряженности показали достаточный уровень стрессоустойчивости, индифферентные эмоциональные реакции на публичные выступления, средний уровень самоорганизации, ситуативно проявляющиеся физиологические признаки эмоционального беспокойства в виде нарушений сна, головных болей, снижения концентрации внимания, колебаний эмоционального фона. Ответы представителей данной группы показывают все признаки их эмоционального благополучия.

При обработке проективных рисунков детей по методике «Кактус» М.А. Панфиловой мы принимали во внимание пространственное положение и размер рисунка, характеристику линий и силу нажима на карандаш. В ходе анализа детских рисунков также учитывались используемые обучающимися цвета, которые могли обозначать оптимистичное или пессимистичное отношение респондентов к жизни. Размер рисунка указывал на наличие эгоцентризма в характере обучающегося. Таким образом, анализ результатов показал, что 28 % респондентов обладают скрытой агрессией, эгоцентричностью (на это указывало наличие иголок на кактусе), у 30 % обучающихся выявлен умеренный уровень скрытой агрессии, а 42 % испытуемых не обладают агрессией и проблемами в общении с окружающими. Причинами скрытой агрессии можно считать накопившееся эмоциональное напряжение, неумение вербального выражения отрицательных эмоций, недостаточно сформированную саморегуляцию, невладение приемами коррекции своего эмоционального состояния. На основе сравнительного анализа результатов диагностики по всем методикам у 30 % детей выявлен высокий уровень эмоционального неблагополучия, у 46 % – средний уровень. 4 % испытуемых демонстрируют эмоциональное благополучие.

Обсуждение и заключение

Полученные экспериментальные данные подтверждают рабочую гипотезу исследования. У большинства респондентов выявлены такие проблемы сохранения эмоционального благополучия, как низкий уровень развития эмоционального интеллекта, повышенный уровень тревожности, высокая степень выраженности агрессивного поведения. Это обусловлено внутренними и внешними факторами. К числу внутренних факторов относятся личностные особенности участников образовательного процесса, детско-родительские отношения. Внешними факторами являются: использование цифровых технологий без учета установленных психолого-педагогических требований к их реализации, недостаточное владение педагогами здоровьесберегающими технологиями и отсутствие их внедрения в образовательный процесс, низкая психологическая культура обучающихся, педагогов и родителей.

На основании результатов исследования были предложены следующие рекомендации:

  1. Развитие компетентности педагогов в реализации медико-гигиенических и физкультурно-оздоровительных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
  2. Психолого-педагогическая коррекция личностных особенностей обучающихся с недостаточным развитием эмоционального интеллекта, повышенным уровнем тревожности и проявлениями агрессивного поведения.
  3. Формирование у родителей ответственного отношения к поддержанию эмоционального благополучия у детей.

Перспективы данного исследования заключаются в изучении компетентности педагогов и родителей в решении данной проблемы и разработке комплексной программы медико-психолого-педагогической поддержки эмоционального благополучия обучающихся.

×

Об авторах

Евгения Валерьевна Чердынцева

Омский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: cherdyncevaev@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства

Россия, 644099, Омск, ул. наб. Тухачевского, 14

Оксана Витальевна Якубенко

Омский государственный педагогический университет

Email: jakubenko_ov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9035-5590

кандидат медицинских наук, доцент кафедры дефектологического образования

Россия, 644099, Омск, ул. наб. Тухачевского, 14

Список литературы

  1. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие. – М.: AcademiA, 2003. – 173 с.
  2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 144 с.
  3. Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 18. – С. 314.
  4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. [и др.]: Питер, 2009. – 318 с.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Репина Т.А. Социальная психология дошкольника: учеб. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 172 с.
  6. Литвинова Н.Ю., Семенов Я.П. Психологическое сопровождение эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста // Ярославский психологический вестник. – 2023. – № 2 (56). – С. 47–51.
  7. Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., Ожогова Е.Г. Современные технологии воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми: учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. – 140 с.
  8. Esteban-Guitart M., Coll C., Penuel W. Learning across settings and time in the digital age. Digital Education Review. 2018. No. 6 (1). Pp. 1–16.
  9. Телепова М.В., Фролова П.И. Применение здоровьесберегающего обучения при изучении управленческо-экономических дисциплин // Донецкие чтения – 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 85-летию Донецкого национального университета, Донецк, 27–28 октября 2022 г. / под общ. ред. С.В. Беспаловой. Т. 6. Ч. 2. – Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. – С. 209–211.
  10. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64–4. – С. 133–135.
  11. Фролова П.И. Развитие методической компетентности педагога в условиях цифровизации образования // Современные проблемы науки, общества и культуры: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Омск, 27–28 апреля 2023 г. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2023. – С. 438–441.
  12. Фролова П.И. Проблемы здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в профессиональном образовании в условиях цифровизации // Экологические чтения – 2021: ХII Национальная научно-практическая конференция с международным участием, Омск, 04–05 июня 2021 г. – Омск: Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2021. – С. 706–710.
  13. Фролова П.И. Проблемы цифровизации образования в условиях трансформации современного общества // Вопросы педагогики. – 2019. – № 11–2. – С. 260–263.
  14. Henderson M., Finger G., Selwyn N. What’s used and what’s useful? Exploring digital technology use(s) among taught postgraduate students’, Active Learning in Higher Education. 2016. No. 17 (3). Рр. 235–247.
  15. Cawley J. The Economics of Childhood Obesity. Health affairs. 2010. No. 29. Pp. 364–371.
  16. Misra S., Stokols D. Psychological and health outcomes of perceived information overload. Environment and Behavior. 2012. Vol. 44. No. 6. Pp. 737–759.
  17. Mehdi A., Ryazantsev S.V., Ali Sh. The psychological impacts of quarantine on international students' life satisfaction in Russia during coronavirus COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020. – Т. 28. – № 6. – С. 1231–1239.
  18. Smythe S. Adult Learning in the Control Society: Digital Era Governance, Literacies of Control, and the Work of Adult Educators. Adult Education Quarterly. 2018. No. 68 (3). Рр. 197–214.
  19. Минюрова С.А., Басюк В.С., Брель Е.Ю. и др. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 82. – C. 153–173.
  20. Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., Фролова П.И. Влияние дистанционного обучения на состояние психологического здоровья учащихся // Школьные технологии. – 2022. – № 3. – С. 111–115.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Чердынцева Е.В., Якубенко О.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах