Патриотическое воспитание языковой личности студента (на примере учебной дисциплины «Культура речи юриста»)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается возможность комплексного учебно-воспитательного воздействия на патриотическое становление языковой личности студента при освоении речеведческой дисциплины. В современных условиях патриотическое сознание молодежи становится основой национальной безопасности и приобретает стратегическое значение в государственной политике. В высшей школе, в том числе в юридическом вузе, вопросам патриотизма придается большое значение. Формирование будущего профессионала соотносится с представлением о феномене языковой личности, отражающем коммуникативные и мировоззренческие особенности. В настоящее время активно изучается лингводидактический потенциал патриотического воспитания студентов в ходе изучения иностранных языков. Представляется актуальным совмещать учебный и воспитательный процесс на родном языке в рамках изучения дисциплины по культуре речи. Целью исследования является разработка методических рекомендаций по составлению текстовых заданий, обеспечивающих становление языковой личности студента юридического вуза в аспекте патриотического воспитания, на материале учебной дисциплины «Культура речи юриста». В процессе исследования используются методы обу-чения, предусматривающие познавательную деятельность студентов. Воспитательный компонент обеспечивается наполнением текстовых заданий, которые актуализируют на практике теоретическую базу речеведческой дисциплины. В результате исследования выявляется, что содержание текстов патриотической тематики в составе дидактических заданий, а также темы, связанные с вопросами патриотизма, предлагаемые для обсуждения на дебатах, вызывают большой эмоциональный отклик у студентов. Выполняя задания, обучающиеся высказывают верные оценочные суждения, что свидетельствует об эффективности воспитательного воздействия. Проведенное исследование на практике подтверждает действенность учебно-воспитательного подхода, способствующего развитию патриотического сознания языковой личности студента.

Полный текст

Введение

В настоящее время воспитание в духе патриотизма становится стратегическим направлением государственной политики. Президент РФ В.В. Путин отмечает: «Любовь к Родине, ее культуре и самобытности, деятельное участие в судьбе страны, сохранение исторической правды – это все, что необходимо взращивать в умах и сердцах молодежи, чтобы потом они строили великое будущее России» [1]. В правовом поле создается прочная законодательная база, обеспечивающая планомерное становление патриотического сознания молодежи [2–5].

Аксиологическое осмысление патриотизма закрепляется в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 года «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Патриотизм, служение Отечеству, историческая память и преемственность поколений признаются традиционными российскими ценностями, сохранение и укрепление которых становится залогом национальной безопасности [5].

Особенную актуальность вопросы укрепления патриотизма получают в высшей школе, и прежде всего в юридическом вузе, подготавливающем профессионалов для работы в социально значимой правовой сфере. Профессия юриста соотносится не столько с представлением о службе как «занятии – источнике заработка» [6], сколько с осмыслением правовой деятельности в качестве служения, при котором выполнение профессиональных функций происходит «не по обязанности, а из внутренней гражданской позиции» [7].

На сегодняшний день формирование патриотической гражданской зрелости сопрягается с «переориентацией» на духовно-нравственное воспитание в соответствии с русскими национальными традициями [8]. В высшей правовой школе Российской империи патриотическое воспитание включалось в образовательный процесс на лекциях видных ученых своего времени – создателя концепции общественного права В.Н. Лешкова, профессора юридического факультета Московского университета П.Г. Редкина, чьи идеи оказали значительное влияние на становление его талантливого ученика К.Д. Ушинского [9]. Основоположник отечественной научной педагогики, К.Д. Ушинский называл патриотизм «верным ключом к сердцу человека» и придавал большое значение воспитательным возможностям родного языка – «величайшего народного наставника» [10].

Язык имеет двойственную природу – с одной стороны, является предметом изучения, а с другой, представляет собой средство обучения. Осмысление сущности национального языка в процессе его изучения увязывается с основополагающим понятием «языковая личность». Г.И. Богин характеризует лингводидактическую модель языковой личности как «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков» [11]. Ю.Н. Караулов «обогащает» значение термина «национальным колоритом», соотнесенностью с культурными и духовно-нравственными ценностями, в том числе патриотизмом [12].

Формирование и развитие языковой личности студента происходит в течение всего обучения в университете. На этот сложный процесс влияют различные факторы – особенности учебной и реальной профессиональной коммуникации, «своеобразие принадлежащего личности персонального дискурса, подчиненного целям и задачам профессиональной деятельности» [13]. Приобретаемые в сфере юриспруденции знания, личный пример коммуникативного взаимодействия педагога имплицитно формируют языковую личность студента-юриста. Вместе с тем в учебный план вуза включаются речеведческие дисциплины, эксплицитной целью которых является «качественное изменение языковых и речевых умений, развитие коммуникативных способностей, освоение общей речевой культуры в наиболее полном ее виде» [14]. Целесообразным становится использовать дидактические возможности учебной дисциплины «Культура речи юриста» в аспекте патриотического воспитания языковой личности.

Теоретическая значимость предлагаемого исследования заключается в описании учебно-воспитательного подхода к формированию и развитию патриотического сознания студента посредством расширения его языковых способностей и умений, определяемых национально-культурными традициями. Практическая ценность работы состоит в актуализации воспитательного потенциала специально подобранных текстов и заданий правовой тематики в процессе освоения учебной дисциплины «Культура речи юриста».

Цель исследования – разработать методические рекомендации, способствующие развитию языковой личности студентов-юристов в контексте патриотического воспитания, на материале конкретных текстовых заданий. Для достижения цели решаются следующие задачи: 1) описание феномена языковой личности; 2) описание целесообразности учебно-воспитательного подхода к усилению патриотического начала в языковой личности и способов реализации указанного подхода; 3) разработка и апробация комплекса учебно-воспитательных заданий на занятиях по «Культуре речи юриста».

Современные педагогические исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания студентов, опираются на труды выдающихся отечественных педагогов, чей наставнический и научно-педагогический опыт по-прежнему не теряет актуальности [10, 15, 16]. Авторы публикаций изучают взаимодействие педагогической науки и права [20], осмысляют реформирование юридической педагогики и воспитания с учетом интересов обновляемой России [17]. Отмечаются «ментальные» трудности, возникающие на пути воспитания патриотов-юристов в связи с использованием в образовательном процессе «образцов западноевропейской правовой культуры» [9]. В целом современные исследования акцентируют внимание на том, что подготовка юристов к будущей профессиональной деятельности должна вписываться «в широкую систему патриотического воспитания» [18].

Несмотря на фундаментальную дидактическую базу, созданную классиками отечественной педагогики, теоретические и практические возможности воспитания языковой личности студента в процессе изучения культуры речи на родном языке изучены недостаточно. Необходимость системной лингводидактической работы по воспитанию патриотизма отмечается педагогами иностранных языков. Так, О.Л. Соколова и Л.В. Скопова, справедливо отмечая, что «недооценка патриотического воспитания приводит к расшатыванию социально-экономических, культурных и духовных основ развития государства», предлагают комплексную модульную методику, способствующую воспитанию патриотизма средствами профессионально ориентированного иностранного языка [19]. Иноязычные тексты патриотического содержания рекомендуют использовать на занятиях Т.И. Шакирова [20], М.В. Мельничук, П.П. Ростовцева [21]. Исследователь А.П. Белкина, соотнося проявление языковой личности студента-юриста со сферой межкультурной коммуникации, фокусирует внимание на «средствах иноязычного профессионального образования» [22].

Таким образом, для отечественной высшей школы актуальной остается необходимость исследования репрезентативных дидактических материалов речеведческих дисциплин, развивающих патриотическую основу языковой личности студента с использованием возможностей русского литературного языка.

В нашей статье мы продемонстрируем механизм реализации воспитательного воздействия, направленного на укрепление патриотического сознания языковой личности студента, с помощью текстовых заданий учебной дисциплины «Культура речи юриста». При разработке заданий мы руководствуемся темами учебного плана и дополняем текстовые материалы, взятые из юридической практики, заданиями, которые носят одновременно обучающий и воспитательный характер. В нашем исследовании показывается, каким образом «поэтапная работа над формированием и развитием профессионально значимых компетенций» [14] насыщается воспитательным воздействием, обеспечивающим укрепление патриотического начала в языковой личности студента.

Обзор литературы

В статье мы опираемся на современные исследования в области патриотического воспитания в связи с формированием и развитием языковой личности студентов. В большинстве публикаций на данную тему актуализируются идеи К.Д. Ушинского, увязывавшего патриотическое воспитание с формированием сознания учащегося [10]; А.С. Макаренко, призывавшего в вопросах воспитания учить молодое поколение жить интересами страны [15]; В.А. Сухомлинского, уделявшего большое внимание становлению в душе воспитанника «патриотической сердцевины» [16]. Отталкиваясь от описания языковой личности, представленного в работе Ю.Н. Караулова [12], мы используем положения, изложенные в публикации К.М. Левитана и М.А. Юговой, которые постулируют принципы ценностной педагогики в процессе развития языковой личности студентов юридического вуза [23]. Патриотизм как ценностная доминанта воспитательного процесса рассматривается в трудах зарубежных авторов [24–26]. В ходе работы над раскрытием воспитательного потенциала учебной дисциплины «Культура речи юриста» мы используем ресурс родного языка и обращаемся к публикациям современных исследователей в области лингводидактики, культуры речи и риторики для юристов (Д.В. Алейникова, Н.Н. Ивакина, С.Д. Пивкин и др.) [27–29].

Материалы и методы

Методология исследования определяется коммуникативно-компетентностным подходом и характеризуется интегративной, социокультурной и личностно-ориентированной направленностью. Объектом исследования является процесс воспитательного воздействия на языковую личность студента в контексте становления и развития патриотического сознания. Рассматривая современную ситуацию в области патриотического воспитания, мы используем аналитические и сравнительные методы, а также методы обобщения и систематизации при изучении педагогической, психологической, методической и лингвистической литературы. При разработке заданий учитывается общий принцип лингводидактики, в соответствии с которым обучение языку осуществляется в контексте обучающих и воспитательных возможностей самого языка. В ходе патриотической воспитательной работы в рамках освоения учебной дисциплины «Культура речи юриста» применяются методы, предложенные И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным в связи с обращенностью к познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый исследовательский, а также метод проблемного изложения [30]. Кроме того, принимается во внимание работа С.А. Соколова «Формирование духовно-нравственных и патриотических начал в правосознании студентов-юристов на занятиях по учебной дисциплине „История отечественного государства и права”», в которой отмечается необходимость использования интерактивных методик для достижения воспитательного эффекта во время обучения [18].

Результаты исследования

Предлагаемые нами учебно-воспитательные задания соотносятся со структурой и содержанием дисциплины «Культура речи юриста», обусловливающей развитие языковой личности студента юридического вуза. В первом блоке обучающиеся изучают русский литературный язык в качестве нормированной подсистемы национального языка, соотносят понятие «норма», известное из правовых дисциплин, с языковыми требованиями, предъявляемыми к грамотной профессиональной речи. На занятиях подробно изучается специфика орфоэпических, грамматических, лексических норм в приложении к сфере правовой коммуникации. Следующим шагом является освоение функционально-стилевой специфики литературного языка, реализуемого в процессе правового взаимодействия. Для юридической речи актуальна экспликация языковых средств научного, официально-делового и публицистического стилей. Большое значение приобретает формирование навыка работы с документами. В заключительном блоке происходит погружение в атмосферу публичной коммуникации – студенты осваивают теоретические основы ораторского мастерства, учатся составлять собственные тезисно-аргументативные тексты в соответствии с положениями риторического канона. Приобретенные коммуникативные компетенции, необходимые для профессионально состоявшейся языковой личности, демонстрируются в ходе итоговых публичных выступлений – деловых игр (дебатов, имитации судебного процесса и др.).

Теоретическая база дисциплины «Культура речи юриста» находит практическое применение на семинарских занятиях. Работа над выполнением аналитических, ситуационных, творческих заданий, имеющих воспитательную направленность, характеризуется обращенностью к исторической памяти народа, чувству гордости его свершениями и подвигами. Студенты, вчитываясь в тексты исторических документов, статей, анализируя фактическое содержание информационных материалов, не только развивают общую культуру профессиональной речи, но и ощущают сопричастность к судьбе Родины, проникаются идеей преемственности поколений, осмысливают духовно-нравственные идеалы, ценности и традиции своего народа, учатся публично аргументировать собственную гражданскую позицию.

Покажем на конкретных примерах, каким образом в процессе освоения каждого блока учебной дисциплины «Культура речи юриста» осуществляется комплексное – профессионально-речевое и патриотическое – развитие языковой личности студента-юриста.

Блок «Литературные нормы языка». На начальном этапе, знакомясь с иерархическим уровневым строением языка, студенты формируют представление о необходимости комплексного знания и применения литературных норм. Орфоэпические нормы, корреспондирующие с фонетическим языковым уровнем, увязываются с редукцией гласных звуков, смягчением согласных в отдельных заимствованных словах, произношением некоторых буквосочетаний, а также с особенностями постановки ударения.

Освоение орфоэпических и акцентологических норм проверяется при чтении вслух текстов, в которые включаются слова, представляющие трудность при произношении. С воспитательной целью представляется предпочтительным использовать патриотический контекст. Например, для многих студентов составляет сложность усвоение акцентологической нормы в слове обеспечение. Для запоминания нормы уместно продемонстрировать на практическом занятии фрагмент видеовыступления В.В. Путина на заседании Совета безопасности России [31], где глава государства в свободной речи употребляет слово обеспечение. Усвоив акцентологическую норму из уст руководителя страны, студент успешно справляется с заданием:

Прочитайте текст, соблюдая правила произношения русского литературного языка.

«Поговорим сегодня о внедрении современных технологий для обеспечения обороны и безопасности государства». В.В. Путин.

В данном задании учебно-воспитательный результат подкрепляется особым эмоциональным состоянием студента – чувством уважения к национальному лидеру и пониманием ответственности в связи с необходимостью повторить слова президента России.

Принцип воспитательного воздействия сохраняется при изучении грамматических норм. Объем статьи не позволяет показать весь спектр заданий, способствующих усвоению норм морфологического и синтаксического языковых уровней. Приведем выборочные примеры.

Как показывает педагогический опыт, для большинства студентов определенную трудность представляет употребление форм имени числительного. Для усвоения данной морфологической нормы предлагается следующее задание:

Правильно запишите словами числительные, употребив их в нужной форме.

Против фронта неприятель сосредоточил 250 000 человек, около 740 танков, 1200 самолетов, 7500 орудий и минометов.

Г.К. Жуков.

Как видим, студентам необходимо правильно использовать падежную форму имен числительных, которые приводит в своих мемуарах маршал Победы Георгий Константинович Жуков в связи с описанием Сталинградского фронта [32]. Вчитываясь в строки легендарного полководца, студенты представляют размах военных действий, масштаб угрозы, нависшей над Отечеством. При этом преподавателем подчеркивается важность года издания книги – мемуары были изданы в 1970 году, при жизни Г.К. Жукова. Достоверность информации – фактор, имеющий принципиальное значение для будущих юристов, – подтверждается свидетельством жившего на тот момент главного участника событий. Книга, из которой берется цитата, приносится на занятие. Студенты могут подержать в руках прижизненное издание воспоминаний, полистать страницы, углубиться в изучение истории родной страны. Так от освоения морфологической нормы употребления формы имени числительного когнитивные процессы языковой личности студента переключаются на патриотическое осмысление предлагаемой информации.

Обратимся к заданиям, закрепляющим употребление синтаксических норм. Наиболее сложным в практическом освоении языкового синтаксического уровня является построение конструкции с деепричастным оборотом. Для того чтобы студенты научились не только правильно употреблять деепричастный оборот, но и исправлять нарушение синтаксической нормы, связанной с использованием деепричастного оборота, дается такое задание:

Трансформируйте предложение, заменив деепричастный оборот:

1) сочетанием отглагольного существительного с предлогом;

2) придаточным предложением.

Готовясь к захвату Москвы, Гитлер дал директиву: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель ‒ будь то мужчина, женщина или ребенок ‒ не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Произвести необходимые приготовления, чтобы Москва и ее окрестности были заполнены водой. Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

Материал текста представляет собой юридический документ, составленный в ходе Нюрнбергского процесса [33]. В настоящее время судебный процесс над нацистскими преступниками XX века приобретает более актуальное звучание. Тексты обвинительных заключений Международного военного трибунала вызывают у студентов-юристов и профессиональный, и гражданский интерес. При рассмотрении деепричастного оборота «готовясь к захвату Москвы» фокус внимания студента-юриста смещается от речеведческого аспекта к правовому и далее – к духовно-нравственному. Задание на трансформацию деепричастного оборота, с одной стороны, закрепляет навык работы с синтаксической конструкцией, а с другой стороны, вызывает высокий эмоциональный подъем, обусловленный преступными планами фашистов. Сам текст директивы Гитлера, в котором нет деепричастных оборотов, включается в задание с воспитательной целью.

Воздействие на патриотическое начало языковой личности студента происходит при работе с лексическими нормами русского языка. На материале юридических документов выполняется задание:

Изучите текст Приказа № 135 «По Свердловскому юридическому институту г. Свердловска» от 12.06.1942. Найдите клише и клишированные конструкции, соотнесите структуру клише с используемыми языковыми средствами.

Задание дополняется фотоизображением архивного документа – приказа, составленного руководством вуза в годы Великой Отечественной войны. В соответствии с документом Свердловский юридический институт становится боевой оборонной единицей, при институте создается учебная рота. В процессе работы над лексическими нормами литературного языка студенты испытывают эмоциональное воздействие, представляя, как их ровесники в далеком 1942-м году так же изучали специфику той или иной учебной дисциплины и при этом были готовы в любой момент оставить учебу и встать на защиту института, города, страны.

Блок «Функциональные стили речи». Развитие языковой личности студента направлено на освоение навыков профессиональной коммуникации с учетом функционально-стилевого своеобразия юридической речи.

Специфику научного функционального стиля и языковые особенности стилевой экспликации студенты изучают с помощью текстов научных статей правовой тематики. В качестве задания с воспитательной целью может быть предложено следующее:

Используя приемы компрессии текста, трансформируйте в тезисы текст статьи доктора юридических наук В.Н. Корнева «Традиционные конституционные ценности как духовно-нравственная основа единения российского общества и государства» [34].

В ходе выполнения задания студенты решают целый комплекс учебных задач:

1) развивают цифровую грамотность и информационно-поисковые навыки, обращаясь к ресурсу электронной библиотеки;

2) в процессе чтения научной статьи усваивают языковую специфику научного стиля речи;

3) при трансформации жанра статьи в жанр тезисов учатся приемам компрессии текста. Одновременно с речевым обучением происходит воздействие на духовно-нравственное состояние языковой личности – студент осмысляет проблему единства общества и государства, задумывается над значимостью традиционных конституционных ценностей.

Патриотическое воспитание языковой личности осуществляется при изучении официально-делового стиля юридической речи. На практических занятиях студенты исследуют специфику документов различных подстилей и жанров. Для усиления воспитательного эффекта рекомендуется включать в работу документы, имеющие отношение к истории страны, города или вуза, в котором проходит обучение. В качестве примера покажем задание, в котором используется текст делового письма, взятого из университетского архива (в документе речь идет о передаче зданий «во временное ведение министерства Народного просвещения» под нужды университета):

Составьте деловое письмо с учетом требований к оформлению деловой электронной переписки, используя информацию исторического документа.

С точки зрения патриотического воспитания целесообразно использовать в заданиях тексты исторических документов, составленных в годы Великой Отечественной войны:

Определите по стилевым чертам и языковым особенностям текста жанр документа.

В ночь с 23 на 25 августа 1944 г. на самолете Ли-2 направиться в тыл противника и выброситься с парашютом в районе г. Млавы. Местом сбора назначаю поляну у деревни Мостова, 18 км юго-западнее Млавы. Приземлившись, зарыть парашюты, выяснить обстановку и немедленно приступить к выполнению задачи. Радиограммы передавать только изученным вами способом, адресуя их «Центру» за подписью «Невский» или «Олег». В случае неустановления радиосвязи выслать к нам связника, направив его через линию фронта. Срок работы ‒ с 25 августа 1944 г. до выхода частей на рубеже Алленштайн ‒ Млава. [35].

Наиболее продуктивным в контексте воспитания патриотической гражданской позиции является изучение возможностей публицистического стиля. Являясь основой для реализации судебной речи, публицистический стиль осваивается студентами на материале патетических текстов общественно-правовой, исторической тематики. Функциональные возможности публицистического стиля позволяют максимально раскрыться воздействующему потенциалу текстов, созданных в жанре очерка, эссе, статьи и др.

Покажем воспитательный ресурс задания, связанного с закреплением теоретического материала по теме «Публицистический стиль»:

Проанализируйте текст и выпишите в отдельные группы эмоционально-оценочные средства языка и речевые стандарты.

После революции бывшая Российская империя изображалась на некоторых зарубежных глобусах в виде белого пустого пятна – будто полтораста миллионов людей, населяющих Россию, вычеркивалось из списка существующих народов.

Кого угодно могла обескуражить такая пренебрежительная блокада, но только не русский народ. <…>

Тысячелетняя история наша – это тысяча лет тяжелой борьбы за отеческую землю. Ни один другой народ не вынес бы того, что вынес наш народ, – бывали такие тугие времена, что, казалось, окончательно быть пусту русской земле, гладишь – опять звенит топор и пахарь понукает сивку, выворачивая сошником обгорелые корневища.

Не преувеличивая и не бахвалясь, можно сказать: в русском народе от столетия в столетие крепнет дивная сила исторического сопротивления.

1942 г. [36].

Сборник публицистических статей А.Н. Толстого, написанных в годы Великой Отечественной войны, представляет собой богатейший материал для патриотического воспитания современного человека. Кроме того, статьи А.Н. Толстого обнаруживают широкие возможности реализации публицистического стиля, которые могут применяться студентами при составлении собственных текстов публичных выступлений на завершающем этапе обучения культуре речи юриста.

Блок «Риторика». Освоение теоретических основ риторики закрепляется на семинарских занятиях в практико-ориентированных заданиях. При подготовке к итоговым публичным выступлениям студенты учатся создавать тезисно-аргументативные тексты в соответствии с риторическим каноном.

Большое внимание уделяется приемам захвата внимания аудитории. В связи с этим дается следующее задание:

Придумайте варианты вступления с использованием разных приемов захвата внимания по одной из выбранных вами тем: В чем ценность семьи; В чем ценность преемственности поколений; В чем ценность исторической памяти; В чем ценность родного края, Отечества; В чем ценность родного языка; В чем ценность справедливости; В чем ценность жизни.

В процессе выполнения задания, выбирая наиболее эффективные приемы захвата внимания аудитории, студент изначально задумывается над аксиологическими вопросами, имеющими воспитательный контекст.

Принцип воспитательного воздействия сохраняется при работе над выделением языковых средств диалогизации, без которой невозможно составить убедительную публичную речь. В качестве текстового материала для задания могут быть использованы публичные речи отечественных политиков, обращающихся к гражданам страны в наиболее сложные исторические периоды:

Проанализируйте языковые средства диалогизации, которые использованы в отрывке из речи И.В. Сталина, произнесенной по радио 3 июля 1941 года. Соотнесите исторический контекст, в котором прозвучала речь, личность ее автора и эффект, полученный в результате диалогизации [14].

Воспитательная основа закладывается в задания, связанные с умением аргументировать то или иное утверждение:

Разработайте в микрогруппах комплекс аргументов к теме «Один в поле не воин» с учетом необходимости быть более убедительными, чем оппоненты, которые готовят аргументацию к контртезису.

При составлении задания важно использовать такие темы, в которых формулировка утвердительного тезиса (в данном случае один в поле не воин) и антитезиса (и один воин, если по-русски скроен) имеют равнозначное воспитательное значение.

На занятиях по риторике в рамках дисциплины «Культура речи юриста» используется большое количество заданий и упражнений, имеющих учебно-воспитательный характер. Будучи ограниченными объемом статьи, мы не имеем возможности показать весь арсенал воспитательных возможностей третьего этапа обучения. Отметим, что наиболее значимым и показательным с точки зрения сформированности патриотического сознания языковой личности студента становится участие в командной деловой игре «Дебаты». В ходе подготовки и проведения дебатов максимально проявляются и ораторские, и личностные особенности будущих правоведов.

Обсуждение и заключение

Предлагаемый автором комплекс заданий, направленных на развитие патриотического сознания языковой личности, был опробован на занятиях со студентами бакалавриата и специалитета первого курса. Тексты, используемые в заданиях, а также темы, предлагаемые для обсуждения на дебатах, вызвали эмоциональную вовлеченность студентов. Со стороны обучающихся выполнение каждого задания сопровождалось верными оценочными суждениями, отражающими результативность воспитательного воздействия. Таким образом, применение учебно-воспитательного подхода при составлении заданий по культуре речи юриста доказывает эффективность на практике и способствует дальнейшему нравственному совершенствованию студента-патриота. Наиболее полно успешность патриотического воспитания проявилась на итоговой деловой игре «Дебаты». Убедительно отстаивая позицию команды «Героями становятся», участники дебатов почтили память студента юридического вуза А.В. Авдюкова – героя СВО, получившего посмертно орден Мужества. Особенная торжественность, серьезность, взвешенность в словах и невербальном поведении свидетельствовали о глубоком внутреннем переживании студентов, об ответственном отношении к тому, о чем они говорили, о твердости гражданской позиции. Работая над патриотическим воспитанием языковой личности, мы использовали потенциал аудиторного обучения. Вместе с тем речеведческая дисциплина «Культура речи юриста» предполагает возможность дополнительного обучения в формате факультатива, электива, кружка или проектной деятельности, что позволяет выводить воспитательный процесс на уровень профессиональной коммуникации в условиях общественной среды. Развитие патриотического сознания языковой личности во внеаудиторной коммуникации может стать дальнейшим направлением нашего исследования.

Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что комплексный учебно-воспитательный подход, при котором родной язык является не только предметом изучения, но и средством воспитательного воздействия, обладает высокой степенью эффективности в процессе развития языковой личности студента, в том числе в аспекте воспитания патриотического сознания молодежи.

×

Об авторах

Наталья Александровна Рядовых

Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: 2013071@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8186-4449
SPIN-код: 3674-9827

доцент кафедры русского, иностранных языков и культуры речи

Россия, 620066, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Список литературы

  1. Путин В.В. Из выступления перед участниками Всероссийского патриотического форума и лауреатами Национальной премии «Патриот-2022» // Сайт Министерства просвещения России [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/press/6316/v-moskve-i-sankt-peterburge-vruchili-nacionalnuyu-premiyu-patriot-2022/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12) – П4 от 21 мая 2003 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/6148105/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 10.10. 2023).
  4. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  5. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» (2021–2025) [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 10.10. 2023).
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. – 27-е изд., испр. – М.: Мир и Образование, 2018. – 736 с.
  7. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.
  8. Грудцына Л.Ю. Модернизация юридической педагогики в целях воспитания нового поколения юристов: исторический аспект // Вопросы права. – 2023. – № 2. – С. 161–167.
  9. Овчинников А.В. Традиции общественного права образования как фактор формирования патриотизма молодежи (историко-педагогический аспект) // Историко-педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 42–51.
  10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: научная литература. – М.: Педагогика, 1974. – 439 с.
  11. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. – Л.: АДД, 1984. – 354 с.
  12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: URSS, 2022. – 264 с.
  13. Развитие языковой личности в профессиональном дискурсе: колл. монография / отв. ред. К.М. Левитан, Н.А. Юшкова. – Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, 2022. – 344 с.
  14. Культура речи и риторика для юристов: учебник и практикум / под общ. ред. Н.А. Юшковой. – М.: Юрайт, 2019. – 321 с.
  15. Макаренко А.С. Педагогические работы 1936–1939 // Педагогические сочинения: в 8 т. – Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – 809 с.
  16. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) / пер. с укр. Н. Дангуловой. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 239 с.
  17. Мелентьев А.В. Этапы патриотического воспитания // Образование и право. – 2020. – № 7. – С. 237–241.
  18. Соколов С.А. Формирование духовно-нравственных и патриотических начал в правосознании студентов-юристов на занятиях по учебной дисциплине «История отечественного государства и права» // Вестник ВГ АВТ. – 2014. – Вып. 39. – С. 31–36.
  19. Соколова О.Л., Скопова Л.В. Воспитание патриотизма у студентов неязыкового вуза в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Нижегородское образование. – 2022. – № 3. – С. 32–41.
  20. Шакирова Т.И. Текст как одно из основных средств патриотического воспитания в процессе обучения иностранному языку // Lingua mobilius. – 2009. – № 3 (17). – С. 197–205.
  21. Мельничук М.В., Ростовцева П.П. Патриотическое воспитание студентов на занятиях по иностранному языку в вузе // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 4 (95). – С. 172–175.
  22. Белкина А.П. Формирование языковой личности будущего юриста посредством профессионального иноязычного образования // Ученые записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2023. – № 2 (66). – С. 1–7.
  23. Левитан К.М., Югова М.А. Ценностные отношения как мотивационная основа развития языковой личности студентов в научно-образовательном пространстве юридического дискурса // Язык и культура. – 2021. – № 56. – С. 164–178.
  24. Abdullaev Y.Z. Education of youth in the spirit of patriotism. International Scientific Yournal. 2023. No. 6. Pр. 238–241.
  25. Malkoç S., Özturk F. A Comparative Review of Articles on Education of Patriotism: A Thematic Analysis. International Journal of Progressive Education. 2021. No. 6 (17). Pр. 144–157.
  26. Usmonov A. The role of social pedagogy in the development of feelings of love for the motherland and patriotism in students and schoolchildren. International Scientific Yournal. 2023. No. 6. Pр. 171–174.
  27. Алейникова Д.В. Правовая культура в «зеркале» лингводидактики // Вестник МГЛУ. – 2018. – Вып. 6 (814). – С. 21–32.
  28. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2023. – 448 с.
  29. Пивкин С.Д. Лингводидактика о тезаурусе языковой личности // Научные исследования в образовании. – 2010. – Вып. 9. – С. 32–36.
  30. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.
  31. Путин В.В. Обращение к членам Совета безопасности России от 20 октября 2023 г. // Интерфакс [Электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax.ru/russia/926850 (дата обращения: 23.10.2023).
  32. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: Изд-во АПН, 1970. – 702 с.
  33. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. – Т. 1. – М.: Гос. изд-во юридической литературы, 1954. – 931 с.
  34. Корнев В.Н. Традиционные конституционные ценности как духовно-нравственная основа единения российского общества и государства // Правосудие / Justice. – 2023. – Т. 5. – № 1. – С. 8–15.
  35. У разведчиков есть имена: Сб. воспоминаний о подвигах советских разведчиков / Сост. И.И. Шмелев. – М.: Московский рабочий, 1973. – 335 с.
  36. Толстой А.Н. Публицистика. – М.: Советская Россия, 1975. – 367 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рядовых Н.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах