Роль автономного обучения в изучении грамматики студентами направления «Иностранный язык и экономика» (педагогический профиль с двумя направлениями подготовки)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время неотъемлемой частью процесса обучения является развитие и оттачивание умений грамотного употребления иностранного языка, что является важнейшим критерием в любой области. Сфера экономики и педагогики не является исключением, ведь специалистам в представленном направлении следует четко формулировать мысли как в письменной, так и в устной форме. В педагогической науке происходит поиск эффективных средств для совершенствования грамматических навыков и умений.

В данной статье авторы представляют автономное обучение как эффективное средство изучения грамматики, которое подразумевает, что студенты должны обладать возможностью самостоятельно усваивать правила и закреплять их на практике. Автономное обучение предусматривает совершенствование саморегуляции и критического мышления, что, в свою очередь, крайне важно в вероятных нестандартных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Безграничные возможности автономного обучения представляют собой различные ресурсы в онлайн-формате, интерактивные задания, аудио- и видеоматериалы, электронную литературу, грамматические упражнения. Именно благодаря подобным аспектам студенты обогащают словарный запас, а также значительно улучшают навыки произношения и построения текстов.

Целью работы выступает раскрытие специфики формата автономного обучения для студентов направления «Иностранный язык и экономика» в изучении грамматики. Объектом исследования является область формирования навыков автономного обучения в изучении грамматики. Предметом исследования является внедрение автономной модели М. Шмитта «Интегрированное обучение» в процесс изучения грамматики учащихся направления «Иностранный язык и экономика». Научная новизна данного исследования выражается в создании собственной автономной модели обучения и ее компонентов. Практическая значимость работы заключается в возможном применении предложенных упражнений в автономном обучении студентами исследуемой специализации. Результаты данного исследования смогут внести важный вклад в область лингводидактики, а также привлечь внимание педагогов, студентов и всех заинтересованных лиц к инновационным подходам в обучении грамматике. Кроме того, полученные выводы позволяют выделить эффективные стратегии автономного обучения, которые могут быть использованы на практике преподавания в любой области.

Полный текст

Введение

В настоящий момент грамматика определяется одним из основных компонентов языкового образования и играет ключевую роль в развитии навыков письма, чтения и общения в целом. Важно подчеркнуть, что, несмотря на возрастающую популярность технологий и новых средств общения, актуальность изучения грамматики остается неизменной. Данная дисциплина помогает студентам выстроить четкую и логичную коммуникацию. Например, в сфере делового общения лаконичное применение грамматических конструкций способствует пониманию профессиональных факторов. С каждым днем уровень конкуренции на рынке растет, а работодатели ожидают, что выпускники будут обладать не только креативностью и профессиональными компетенциями, но и навыками грамотного письма и разговорной речи [1, с. 66].

Наряду с этим грамматика помогает учащимся лучше понимать и анализировать тексты как в академической сфере, так и в повседневной жизни. Некорректное использование грамматических структур может привести к недопониманию или неправильному толкованию информации. Изучение грамматики позволяет более точно интерпретировать и анализировать различные типы текстов. Кроме того, грамматика выступает основой для изучения иностранных языков. В международной среде одним из актуальных конкурентоспособных аспектов является знание нескольких языков. Грамматический анализ и понимание синтаксической структуры иностранных языков позволит студентам легче освоить новый язык и улучшить персональные коммуникативные навыки [2].

В свою очередь, в современном информационном обществе, бесспорно, одним из ключевых инструментов развития личности выступает автономное обучение. Особое внимание данному подходу уделяется в образовательной среде, где представленный аспект способен существенно повысить эффективность усвоения знаний и навыков. В процессах изучения грамматики студентами направления «Иностранный язык и экономика» автономная форма крайне значима и актуальна, так как именно автономный аспект, как правило, модернизирует традиционные подходы к преподаванию языка и предоставляет новые возможности для продуктивной учебы и саморазвития [3].

При этом множественные положительные характеристики автономной формы обучения не гарантируют проработанности методической базы, ее реализации и внедрения [4, с. 5]. В связи с этим в рамках представленной темы необходимо найти оптимальные методы для поддержки студентов в их грамматическом развитии и достижении языковых компетенций.

Обзор литературы

Проведем обзор литературы по теме данного исследования для демонстрации зарубежного и отечественного опыта анализа и внедрения автономной формы обучения в процесс изучения грамматики.

Ж.С. Аникина рассматривает автономию в контексте учебного процесса в трех аспектах: как свободу от контроля преподавателя и отсутствие ограничения деятельности обучающихся некоторыми положениями учебной программы; как способность обучающихся взять на себя непосредственно управление персональной учебной деятельностью в рамках изучения иностранного языка; как свободу выбирать, что конкретно учить, а что – нет. При этом представленное понятие всегда трактуется в положительном ключе [5, с. 58].

Е.Н. Воронова утверждает, что самостоятельная учебная деятельность предстает наиболее эффективным средством профессионального саморазвития студентов в том случае, если употребляется научно-обоснованная технология ее организации, которая включает в себя несколько взаимосвязанных блоков, обеспечивающих процессы профессионального самоопределения личности, ее самореализации, саморегуляции и самореабилитации. Данный подход в полной мере обеспечит высокий уровень самостоятельной работы в рамках профессионального развития будущих специалистов [6, с. 125].

П. Бенсон определяет автономию как процесс, в котором люди обретают большую степень контроля над своей жизнью как индивидуально, так и коллективно. Учебную автономию автор изображает следующим образом: учащиеся берут на себя ответственность за персональное обучение в классе и за его пределами; студенты самостоятельно контролируют и отслеживают последовательность достижения целей, которые способствуют более продуктивному изучению языка [7, с. 97].

Ч.Х. Викерс с помощью специально разработанной методики помогает испытуемым выполнять задания в автономном режиме обучения, что впоследствии приводит к крайне эффективным результатам в области исправления грамматических ошибок. Результаты исследования отображают продуктивность представленной техники [8, с. 66].

О.А. Гаврилюк подчеркивает, что профессиональная автономия в учебном процессе выступает важнейшим пунктом профессиональной деятельности и личностно-профессионального саморазвития преподавателя. Автор рассматривает автономное обучение в образе свободного выбора форм, средств и содержания обучения, а также регулярной рефлексии личного опыта и профессионального поведения [9, с. 41].

Проанализировав представленные выше тезисы, раскроем понятие «автономное обучение»: это самостоятельный процесс изучения студентами какой-либо информации и получения навыков в области определенной профессиональной деятельности. Для педагогов является важной непосредственно подготовка необходимого материала для наиболее эффективного усвоения данных учащимися [10]. Автономное обучение, в свою очередь, позволяет студентам самостоятельно определять персональные учебные потребности, активно участвовать в учебной деятельности и развивать навыки самоорганизации.

Ниже представлены основные преимущества внедрения данной методики в процесс обучения:

– совершенствование профессиональных компетенций у студентов;
– улучшение навыка самостоятельности у студентов;
– активное участие студентов в обсуждении содержания изучаемых дисциплин, например «Практическая грамматика английского языка», «Практика устной и письменной речи английского языка»;
– возможность появления новых разработок и стратегий в рамках специальности;
– повышение осведомленности учащихся об их деятельности;
– обучение критическому мышлению;
– воспитание ответственности у студентов и т.д. [11, с. 108].

Если организовывать не привычный процесс обучения, а автономную форму, то данный фактор позволит учащимся самостоятельно осваивать материал [12, с. 21]. Множественные традиционные подходы к обучению молодое поколение считает чем-то обыденным, поэтому важно дополнять привычные упражнения и трансформировать их в новые формы. Таким образом, исследуя материал самостоятельно, студенты с наибольшим интересом подойдут к процессу изучения и, возможно, наиболее точно запомнят данные.

Материалы и методы

Данный эксперимент апробировался со студентами по направлению «Иностранный язык и экономика».

Целью эксперимента является самостоятельное исследование не только иностранного языка, но также и иных учебных дисциплин студентами-бакалаврами с минимальной поддержкой со стороны преподавателя. В основе предложенной автономной формы лежит модель М. Шмитта «Интегрированное обучение», которая сочетает в себе следующие виды обучения: наблюдение, чтение, а также эксперимент, в ходе которого обучающийся способен проверить эффективность персональных гипотез на практике [13, с. 53].

Констатирующий эксперимент. Прежде чем студенты приступили к работе по новой методике, преподаватель провел лекцию, где были продемонстрированы преимущества самостоятельного обучения и предоставлены все необходимые инструкции в рамках данной формы учебного процесса. Также было проведено анкетирование на тему «Хотели бы вы изучать материал самостоятельно, без контроля преподавателя?». После обработки заполненных бланков большинство преподавателей пришли к выводу о том, что практически все учащиеся относятся к рассматриваемой методике положительно.

Формирующий эксперимент. Реализация разработанной модели включала в себя следующие этапы:

  1. Определение качества знаний студентов по теме Articles.
  2. Постановка целей и задач индивидуально для каждого студента.
  3. Разработка индивидуального учебного плана.
  4. Реализация индивидуального учебного плана.

В рамках подготовительного этапа преподаватель взаимодействовал со студентами в форме свободной дискуссии – каждый из студентов высказывал собственное мнение, а преподаватель лишь задавал общее направление и побуждал участников к открытому диалогу; затем с помощью грамматического теста преподаватель определял, насколько хорошо студенты понимают тему Articles. Исходя из выявленных ошибок студентов преподаватель поставил перед каждым индивидуальные цели и задачи, которые затем нашли отражение в индивидуальном учебном плане.

Для работы над данным грамматическим явлением каждый студент должен был выбрать один из следующих методов:

– грамматический метод – фокусируется на изучении основных правил грамматики иностранного языка и предполагает обучение через изучение структуры и правил языка;
– коммуникативный метод – основан на развитии коммуникативных навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
– метод чтения – базируется на чтении текстов на иностранном языке.

Далее студенты и преподаватель совместно составили календарный учебный план, в котором были отражены: объем изучаемой литературы, номера упражнений, их количество, ресурсы (учебники, ссылки на адреса сайтов), из которых они взяты. Подготовительный этап продлился 30 минут.

На следующем – поисковом – этапе с помощью таких ресурсов, как www.cyberleninka.ru и www.elibrary.com, студенты должны были заняться самостоятельным поиском статьей в рамках темы Articles с последующим их конспектированием [14]. Длительность поискового этапа составила 90 минут.

На следующем этапе – грамматическом – студенты изучили тему Articles в одном из учебников (на выбор):

  1. Murphy R. English grammar in use (учебник по грамматике английского языка, который является одним из наиболее известных изданий на современном рынке литературы).
  2. Fuchs M., Bonner M. Focus on grammar (издание, содержащее теорию и практику, необходимые для практического закрепления навыков использования артиклей в английском языке).
  3. Thrush E., Baldwin R. Interactions access (учебник, предназначенный для студентов, которые недавно начали изучать иностранный язык).
  4. Biber D., Johansson S., Leech G., Conrad S., Finegan E. Longman grammar of spoken and written English (издание, содержащее подробное описание грамматики английского языка, в котором студенты также могут обнаружить раздел, посвященный использованию артиклей в английском языке).
  5. Azar B. Understanding and using English grammar (издание, включающее в себя главы, посвященные использованию артиклей в английском языке).
  6. Аракин В.Д. Практический курс английского языка (издание, предназначенное для дальнейшего совершенствования английской грамматики).

Грамматический этап также предусматривал выполнение письменных упражнений. Пример одного из упражнений представлен ниже.

  1. Look at _ map of _ British Isles. Do you know what _ two largest islands are called?
  2. _ right-hand side of _ map is _ East. What sea is east of _ Great Britain?
  3. In what direction is _ Irish Sea from _ Great Britain?
  4. What seas wash _ coastal line of Great Britain?
  5. Towards _ bottom of _ map is _ South. What is towards _ top of _ map?
  6. In what direction is _ Great Britain from _ English Channel?
  7. What country is west of _ England?
  8. _ rivers always flow towards _ sea. In what direction does _ Thames flow?
  9. _ Severn flows into _ Bristol Channel, doesn’t it?
  10. Where does _ Severn turn?
  11. What do we call _ highest part of _ Scotland?
  12. Find _ Edinburgh and _ Glasgow. In what part of _ Scotland are they situated?
  13. Where are _ Cheviot Hills?
  14. In what direction are _ British Isles from _ mainland?
  15. What water body separates _ British Isles from _ Continent?

Грамматический этап длился 150 минут.

На следующем – коммуникационно-информативном – этапе студенты практиковали живое общение посредством использования следующих электронных приложений:

– HelloTalk;
– Tandem;
– Hello Pal;
– Speak.

Данные приложения позволяют на практике проверить уровень языковой подготовки студента, повторить и закрепить пройденный материал. В ходе исследования студентам также были предоставлены ссылки на викторины: с помощью персональных гаджетов они приняли участие в играх на знание артиклей, которые представлены в электронном виде на сайте [15]. После прохождения интерактивов учащиеся приступили к просмотру учебного фильма, доступ к которому им предоставили предварительно [16].

Продолжительность данного этапа составила 150 минут.

На контролирующем этапе было проведено итоговое тестирование, которое позволило преподавателю и студентам оценить как уровень языковой подготовки, так и эффективность предложенной автором модели. Студентам-лингвистам необходимо было предоставить исчерпывающую информацию о правилах использования артиклей в английском языке. В частности:

– дифференцировать в теории неопределенный, определенный и нулевой артикли;
– понимать правила употребления каждого артикля;
– уметь корректно использовать артикли при описании людей, мест, вещей;
– уметь грамотно использовать артикли в сложном контексте.

Обобщающий эксперимент. После проведения всех этапов тестирования было проведено исследование, описывающее результаты внедрения модели автономной учебной деятельности у студентов, обучающихся по направлению «Иностранный язык и экономика», на материале грамматики английского языка. В ходе данного исследования студенты были разделены на две группы – экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошло 12 человек, которые изучали грамматику английского языка по предложенной автономной модели обучения, что предполагало возможность самостоятельного выбора ими собственной стратегии обучения. В контрольную группу вошло 9 человек, которые изучали грамматический материал в соответствии с классической (педагогической) моделью, что подразумевало активное участие преподавателя в образовательном процессе. Проведению эксперимента предшествовало наблюдение за учебным процессом студентов во время занятий по теоретической и практической грамматике английского языка.

На первом этапе исследования было проведено предварительное тестирование студентов экспериментальной и контрольной групп для определения текущего уровня владения материалом по теме Articles. Результаты тестирования представлены на рис. 1 и 2.

 

Рис. 1. Результаты предварительного тестирования студентов экспериментальной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

 

Рис. 2. Результаты предварительного тестирования студентов контрольной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

 

На втором этапе студенты изучали тему Articles в течение одной недели. В контрольной группе процесс обучения контролировал непосредственно преподаватель, который объяснил материал, предоставил студентам методические пособия, провел промежуточный контроль, а также оказал психологическую поддержку. В свою очередь, студенты экспериментальной группы изучали тему за пределами аудитории, используя предложенную в исследовании автономную модель обучения, что способствовало самостоятельному поиску индивидуальных познавательных стратегий. В конце второго этапа было проведено контрольное тестирование знаний. Полученные результаты представлены на рис. 3 и 4.

 

Рис. 3. Результаты итогового тестирования студентов экспериментальной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

 

Рис. 4. Результаты итогового тестирования студентов контрольной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

 

Сравнение средних значений результатов итогового тестирования представлено на рис. 5.

 

Рис. 5. Средние значения результатов итогового тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведенного обучения по представленной автономной модели обучения.

Результаты исследования

Таким образом, можно отметить, что предложенная в исследовании модель доказала свою эффективность. Использование автономной формы обучения в учебном процессе, в частности при изучении иностранного языка, является эффективным средством наиболее продуктивного запоминания данных, структурирования информации и дальнейшего внедрения полученных навыков в учебный и рабочий процессы.

Полученные на первом этапе тестирования результаты свидетельствуют о том, что уровень знаний студентов по теме Articles являлся неудовлетворительным в обеих группах. При сравнении результатов основной и контрольной групп t-критерий Стьюдента равен 0,2 (p<0,05), что свидетельствует о том, что с вероятностью 95 % студенты экспериментальной и контрольной групп достоверно в равной степени не владели грамматикой английского языка по теме Articles. При сравнении результатов итогового тестирования у экспериментальной и контрольной групп t-критерий Стьюдента равен 7,4 (p<0,05). Данный фактор подразумевает, что с вероятностью 95 % студенты экспериментальной группы достоверно лучше усвоили грамматику английского языка по теме Articles.

На основании вышеизложенных фактов следует отметить, что в результате опытного обучения уровень владения грамматическим материалом по теме Articles в контрольной группе составил 55,67 %, что на 32 % больше, чем перед проведением опытного обучения, а в экспериментальной группе 88,58 %, что на 64 % больше, чем перед проведением опытного обучения. Полученные данные свидетельствуют о том, что автономная модель обучения является более действенной, чем классическая педагогическая модель.

Полученные результаты были тщательно проанализированы, что позволило оценить эффективность предложенной автономной формы изучения грамматики. Поставленная цель экспериментального обучения была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Обсуждение и заключение

Выдвинутая гипотеза о том, что автономное обучение всецело помогает учащимся выстраивать индивидуальную траекторию обучения, принимая во внимание персональные потребности и степень владения предметом, а также способствует достижению быстрых и качественных результатов в рамках учебного процесса, подтвердилась. Безусловно, молодому поколению нравится брать на себя ответственность и полностью руководить организационными процессами, именно поэтому самостоятельная форма обучения – превосходный способ побудить студентов к плодотворному изучению грамматики. Необходимо подчеркнуть, что внедрение автономной формы обучения студентов по направлению «Иностранный и экономика» выступает крайне эффективным, поскольку некоторые учащиеся воздерживаются от публичных разговорных выступлений по разным причинам: стеснение, недостаток знаний или жизненного опыта, отсутствие интереса к предмету и т. д. Предоставление учащимся права выбора упражнений, учебной литературы и способа исследования информации способно в полной мере помочь преподавателям вызвать заинтересованность к обсуждению определенных тем.

Таким образом, интегрированное автономное обучение может быть представлено в виде циклического процесса, в ходе которого учащийся самостоятельно последовательно проходит этапы наблюдения, чтения, эксперимента и повторного анализа. Данная модель позволяет глубже и эффективнее погрузиться в учебный материал, что в конечном итоге способствует развитию навыков критического мышления и самоорганизации у студентов.

×

Об авторах

Нина Сергеевна Швайкина

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nsshvaikina@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Александр Александрович Попель

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: alexander.popel.1977@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы

Россия, 603000, Нижний Новгород, Университетский пер., 7

Виктория Михайловна Волова

Самарский государственный технический университет

Email: vmvolova@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Игнатенко И.И. Формирование автономии студентов магистратуры в изучении иностранного языка // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 2–1. – 131 с.
  2. Ульянова Н.В. Развитие автономии при подготовке учителей английского языка посредством интернет-технологий // Образовательные технологии и общество. – 2016. – № 2. – С. 662–685.
  3. Шершнева В.А. Учебная автономия студента в современной образовательной парадигме // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – № 3 (37). – С. 106–110.
  4. Лебедева К.С. Становление образовательной самостоятельности обучающихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Лебедева Ксения Сергеевна. – Барнаул, 2020. – 24 с.
  5. Аникина Ж.С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в. // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 344, март. – С. 149–152.
  6. Воронова Е.Н. Самостоятельная учебная деятельность как средство профессионального саморазвития студентов педагогических вузов (на материале занятий по иностранному языку): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Воронова Елена Николаевна. – Саратов, 2005. – 222 с.
  7. Бенсон П. Автономия ученика на уроке // Практическое преподавание английского языка: учеб. пособие. – Нью-Йорк: Mcgraw Hill, 2013. – С. 289–308.
  8. Викерс Ч.Х. Грамматическая точность и самостоятельность обучающегося при продвинутом письме. – Оксфордский университет, 2010. – 209 с.
  9. Гаврилюк О.А. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Гаврилюк Оксана Александровна. – Иркутск, 2006. – 226 с.
  10. Герасимова В.А., Замятина А.Д. Формирование навыков самостоятельной работы у студентов вуза // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник». – Саратов, 2022. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://stolypin-vestnik.ru/stolypinskij-vestnik-6-2022/ (дата обращения: 12.11.2023).
  11. Гордиянова Г.В. Развитие образовательной самостоятельности студентов в нелинейном образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Гордиянова Галина Владимировна. – Омск, 2016. – 171 с.
  12. Даниленко А.С. Учебная автономия в контексте современного образования // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. – 2017. – Т. 8, № 7. – С. 142–149 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=zrdyvt (дата обращения: 11.11.2023).
  13. Евстропова Н.С., Шайхутдинова Х.А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. – 2018. – № 2. – 113 с.
  14. Соколова М.Л. Автономность образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 1. – С. 173–178.
  15. Игры с артиклями // worldwall [Электронный ресурс]. – URL: https://wordwall.net/ru-ru/community/articles-game (дата обращения: 07.10.2023).
  16. Видеоуроки английского: артикли // YouTube [Электронный ресурс]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=aPIRLbJEz9o&t=1067s (дата обращения: 07.10.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Результаты предварительного тестирования студентов экспериментальной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (97KB)
3. Рис. 2. Результаты предварительного тестирования студентов контрольной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (82KB)
4. Рис. 3. Результаты итогового тестирования студентов экспериментальной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (118KB)
5. Рис. 4. Результаты итогового тестирования студентов контрольной группы по теме Articles, % (указан процент правильных ответов)

Скачать (113KB)
6. Рис. 5. Средние значения результатов итогового тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведенного обучения по представленной автономной модели обучения.

Скачать (58KB)

© Швайкина Н.С., Попель А.А., Волова В.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах