Влияние профессиональной подготовки, переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей
- Авторы: Лапшова Е.С.1, Николаева С.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Выпуск: Том 16, № 4 (2019)
- Страницы: 137-149
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52395
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.4.9
- ID: 52395
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Согласно статистическим данным число людей в возрасте 60+ по всему миру удвоится к 2050 году. В России в связи с изменением федерального законодательства актуализируется проблема трудовой деятельности пожилых людей. В соответствии с этими данными правительства разных стран принимают все больше мер для обеспечения трудовой деятельности пожилых людей. Непрерывное образование дает возможность пожилым людям осуществлять трудовую деятельность на рабочих местах, где требования к труду и компетентности постоянно меняются. Цель данного исследования - теоретический анализ влияния профессиональной подготовки и переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей. В ходе опроса респондентов были определены три основных типа барьеров для участия в профессиональной подготовке: ситуационный, институциональный и диспозиционный. При проведении исследования использовался комплексный анализ, включающий в себя социально-демографический, социально-геронтологический, статистико-экономический, социологический, социально-психологический подходы, а также социологические методы получения, обработки и интерпретации информации, в том числе метод наблюдения и беседы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональная подготовка и переподготовка пожилых людей является важным фактором их участия в трудовой деятельности. Низкий охват пожилых людей программами дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки может быть преодолен за счет популяризации дополнительного профессионального образования как инструмента развития трудовой карьеры, предотвращения карьерного спада и адаптации пожилых людей к рынку труда.
Ключевые слова
Полный текст
Введение Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал 03.10.2018 Феде- ральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Данный закон предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста до 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). По прогнозам ООН доля граждан в возрасте 60 лет и более увеличится: - в мире - с 12,3 % в 2015 г. до 14,9 % в 2025 г. и 21,5 % в 2050 г.; - в Европе - с 23,5 % в 2015 г. до 28 % в 2025 г. и 34,2 % в 2050 г.; - в России - с 20 % в 2015 г. до 23,9 % в 2025 г. и 28,8 % в 2050 г. [7]. Согласно Всемирной организации здравоохранения, пожилой возраст - это от 60 до 74 лет. Организация Объединенных Наций относит к пожилым людям категорию старше 60 лет. В ходе исследования рассматривается заня- тость именно пожилых людей в возрасте 60+, которые сохранили трудовой потенциал и имеют мотивацию к его использованию. В соответствии с демографической ситуацией необходимо решать новые задачи и достигать целей, направленных на создание условий трудовой дея- тельности пожилых людей. В связи с этим актуализируется проблема органи- зации непрерывного образования человека в течение всей жизни. В законе «Об образовании в Российской Федерации» было закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реа- лизации права на образование в течение всей жизни [12]. При этом система непрерывного образования в России только начинает развиваться. Рассматривая профессиональное, дополнительное профессиональное обра- зование в целях продолжения трудовой деятельности пожилых людей, следует отметить, что оно должно быть в первую очередь адаптировано к их потребно- стям, а также потребностям работодателей и вакансиям, существующим на рын- ке труда. При этом необходимо определить формы труда и стратегии содействия занятости в современных социально-экономических условиях. Однако в настоящее время такой подход не всегда реализуется, требуются знания всей совокупности социальных, экономических и демографических особенностей изменения трудового потенциала общества, необходимые для рационального управления трудовыми ресурсами в современных условиях. Цель данного исследования - теоретический анализ влияния профессиональ- ной подготовки и переподготовки на трудовую деятельность пожилых людей. Для этого предстоит решить следующие задачи: выявить потребности пожилых людей в трудовой деятельности; определить степень влияния профессиональной подготовки и перепод- готовки на трудовую деятельность пожилых людей; выявить механизмы содействия продлению трудовой деятельности по- жилых людей. Достижение поставленной цели будет способствовать модернизации до- полнительного профессионального образования в вопросах продления трудо- вой деятельности пожилых людей. Обзор литературы Участие пожилых людей в трудовой деятельности рассматривается в ра- ботах как отечественных, так и зарубежных ученых в связи с демографиче- ским старением населения, дефицитом трудовых ресурсов, низким уровнем пенсионного обеспечения в некоторых странах. Продолжительность трудовой деятельности и жизни рассматривалась в различные исторические периоды в работах российских ученых С.А. Новосельского, В.В. Паевского, И.П. Куркина, В.С. Лукьянова, А.Н. Рубакина. В середине ХХ века в СССР был организован Институт ге- ронтологии, где изучали вопросы трудового участия пожилых людей. В своих работах И.В. Калинюка, В.В. Никитенко, H.H. Сачук рассматри- вали вопросы профессиональной работоспособности, возрастной эргономики пожилых работников физического и умственного труда отдельных отраслей производства. А.Г. Соловьева, В.Д. Шапиро исследовали мотивы продолжения и пре- кращения трудовой деятельности пожилого человека. В конце ХХ века в связи с изменением социально-экономической ситуа- цией в стране и резким возрастанием численности пожилых людей на рынке труда были проведены социологические исследования, касающиеся трудовой деятельности пожилых людей. Данные этих исследований позволили обосно- вать необходимость применения труда пожилых людей в производстве, вы- явить основные факторы продолжения и прекращения работы, повышения трудовой активности пожилых людей, обосновать ее социально- экономическую эффективность [10]. В настоящее время в связи с изменением федерального законодательства в России возрастает интерес к проблеме участия в трудовой деятельности пожилых людей и их обучения. Следует отметить, что не все данные проводимых социологических ис- следований получают освещение, что затрудняет сравнительный анализ по изучаемой проблеме. В «Государственном докладе о положении граждан старшего поколения в РФ» говорится, что во многих регионах страны прово- дились социологические исследования среди пожилых людей и полученные результаты использовались для определения региональной социальной поли- тики, но результаты этих исследования не были опубликованы. Таким образом, в новых социально-экономических реалиях современного российского общества проблемы участия пожилых людей в трудовой дея- тельности исследованы недостаточно. Сложность получения статистических данных не позволяет полно проанализировать ситуацию и сформулировать выводы в сфере труда и обучения пожилых людей. Отсутствуют исследова- ния, посвященные непрерывному образованию пожилых людей с целью со- хранения их трудового капитала. Все это требует изучения и исследования. Большой вклад в развитие теорий геронтосоциологии внесли и зарубеж- ные ученые. В настоящее время они изучают вопросы социально- экономического положения пожилых людей, влияния демографического ста- рения на трудовые отношения. Образование пожилых людей как инвестиции в человеческий капитал рассматривал Бекер. Согласно его работам ожидается увеличение участия пожилых людей на рынке труда. Однако это может быть компенсировано возрастной дискриминацией, т. е. нежеланием работодателей нанимать пожи- лых работников. Согласно исследованиям Ларсена и Розенстока глобализация, цифровиза- ция и технологические достижения ведут к созданию новых видов рабочих мест и изменению навыков, необходимых для существующих рабочих опера- ций. По прогнозам будущих потребностей в квалификации, спрос на лиц с профессиональным образованием, обладающих необходимыми профессио- нальными компетенциями, будет расти. Поэтому многим пожилым людям нужно развивать базовые и профессиональные навыки или перепрофилиро- ваться, чтобы улучшить свое положение на рынке труда. Исследования пока- зывают, что развитие и повышение квалификации на протяжении всей про- фессиональной карьеры (lifelong learning - обучение на протяжении всей жизни) имеет большое значение для удовлетворения потребностей пожилых людей в работе, особенно на рабочих местах, где требования к труду и ком- петенциям постоянно меняются [17]. Существует много исследований о том, какие группы участвуют в раз- личных формах развития компетентности, гораздо меньше известно о взаи- мосвязи между участием в дальнейшем образовании и занятостью. Ряд исследований содержит информацию о влиянии участия пожилых людей в образовании на степень занятости на рынке труда. Тикканен и Нихан изучили европейский опыт обучения пожилых людей и его взаимосвязь с возрастом. Оба пришли к выводу, что необходимо сделать обучение на про- тяжении всей жизни доступным для всех. Грис, Кригер, Мэйер изучили фак- тический возраст выхода на пенсию и предположили, что обучение на протя- жении всей жизни может уменьшить количество людей, выходящих на пен- сию раньше установленных сроков. Дежарден и Варнке представили обзор возрастных профилей навыков и потенциальных факторов, влияющих на приобретение навыков и их потерю как на индивидуальном, так и на популя- ционном уровне. Стенберг, де Вильена проанализировали, способствует ли образование взрослых или противодействует тенденциям кумулятивного преимущества над жизненным курсом в Швеции, Великобритании, Испании и России, и пришли к выводу, что модернизация образования в зрелом воз- расте может уменьшить социальное неравенство во всех проанализированных странах. В Великобритании и Швеции оно, как правило, расширяет возмож- ности для трудоустройства. Блоссфельда, Килпи-Яконен, де Вильена и Бух- гольц, исследовав в 2014 г. особенности обучения и образования взрослых в 14 странах, пришли к выводу, что формальное образование расширяет воз- можности трудоустройства, хотя эффект значительно различается между странами, что сказывается на заработной плате и занятости [18]. Тривенти, де Вильена выявили, что для стран Северной Европы (Швеция, Дания и Финляндия) характерны отрицательная отдача от формального обра- зования и положительная отдача от неформального обучения. Причина за- ключается в межнациональных различиях в отношении к формальному обра- зованию взрослых в разных странах, формальное образование более широко распространено в северных странах и распространенность обучения взрослых может обратно коррелировать с его экономической отдачей. Стенберг и Вестерлунд в 2016 г. проследили за большой выборкой лиц в возрасте от 42-55 лет (время зачисления) до 60-73 лет и обнаружили, что за- числение в высшие учебные заведения задерживает выход на пенсию. Другие исследования также показали, что формальное образование для взрослых увеличивает возможности заработка и трудоустройства пожилых работников. Они установили, что дополнительное образование оказывает положительное воздействие с точки зрения расширения участия на рынке труда, повышения доходов и профессионального статуса. Также было обнаружено, что даль- нейшее образование в университетах и колледжах дает более высокую отда- чу, чем непрерывное образование в старших классах средней школы. Однако эти исследования основаны на данных низкого качества и не позволяют про- верить, является ли это причинно-следственной связью между образованием взрослых и участием на рынке труда. Всегда будут возникать проблемы, связанные с анализом этого типа кросс- секционных данных. Полученные результаты не обязательно означают, что бо- лее высокая заработная плата и большая вероятность трудоустройства являются следствием получения дополнительного образования или прохождения курса. Вместе с тем имеются свидетельства того, что участие в непрерывном обучении имеет большое значение для трудоустройства. В то же время необходимо боль- ше знать о причинно-следственных связях и механизмах, лежащих в основе ста- тистической ко-вариации, и для получения такой информации необходимо про- водить больший анализ на основе продольных данных. Для изучения различий в участии на рынке труда между теми, кто повы- сил свой официальный уровень образования после 60 лет, и теми, кто этого не сделал, необходимы подробные данные на микроуровне. Как показывают исследования, приобретение навыков и сформирован- ность профессиональных компетенций могут способствовать карьерной мо- бильности за пределами нынешнего рабочего места, а также быть привлека- тельным для нынешнего работодателя, что снижает риск увольнения. Получение дополнительного профессионального образования является позитивным для пожилого человека, обеспечивая доступ к новым знаниям или новым навыкам, которые могут способствовать ориентации на работу и удовлетворенности работой. Однако полученные результаты также свиде- тельствуют о том, что увеличение объема дополнительного профессиональ- ного образования может внести существенный вклад в общее предложение рабочей силы. Таким образом, интерес к обучению на протяжении всей жизни отчасти обусловлен ожидаемым старением населения, которое приведет к необходи- мости продления трудовой жизни пожилых людей. Все уровни полученного образования оказывают позитивное воздействие на занятость. Доступность формального образования для лиц 60+, особенно университетского образова- ния, может стать важным средством увеличения продолжительности жизни на рынке труда в целом. Соответственно, продление трудовой жизни на осно- ве формального образования может уменьшить некоторые проблемы, связан- ные со старением населения. Материалы и методы При проведении исследования основывались на принципах целостности, системности и историзма. Методом исследования является комплексный анализ, включающий в се- бя социально-демографический, социально-геронтологический, статистико- экономический, социологический, социально-психологический подходы, что позволило повысить объективность результатов работы. Структурно- функциональный метод обеспечил возможность сущностного и функцио- нального изучения социальной активности пожилых людей, способствовал определению места и роли данного явления в социологическом знании. В процессе исследования также применялись социологические методы получе- ния, обработки и интерпретации информации, в том числе метод наблюдения и беседы. Результаты исследования Проблема трудовой занятости пожилых людей остается не решенной до конца. Одна из причин - негативные стереотипы в отношении занятости дан- ной категории работников со стороны работодателей. Не всем пожилым лю- дям удается реализовать свое право на труд. По данным Федеральной службы государственной статистики, в период 2014-2018 гг. более 196 тыс. граждан в возрасте 60+ хотели бы продолжать трудовую деятельность, заняты поисками работы и готовы приступить к ней. Для решения данной проблемы на законодательном уровне приняты нор- мативные документы, внесены поправки в Уголовный кодекс РФ. В 2012-2014 гг. с целью определения образовательных потребностей по- жилых людей для продолжения трудовой деятельности были проведены со- циологические опросы. Выборка составила 6300 человек предпенсионного возраста. Согласно данным опроса, процесс трудоустройства затруднен следую- щими причинами (%): отсутствие вакансий (45,2); недостаточно высокий уровень заработной платы (23); неподходящие условия труда (13,7); ограничения по возрасту, состоянию здоровья (11,4); отсутствие требуемой квалификации (6,7) [4]. Опрос респондентов выявил ограниченность выбора трудовой деятельности пожилыми людьми. Проблему отсутствия требуемой квалификации, отсутствия вакансий, а также невысокого уровня заработной платы можно решить путем включения пожилых людей в образовательный процесс, учитывающий роль лиц старшего поколения в процессе образования в качестве как обучаемых, так и обучающих. Обучение может стать инструментом повышения производительно- сти труда и трудоустройства пожилых людей, поскольку освежит человеческий капитал и уменьшит разрыв в производительности труда. В России только около 30 % пожилых людей охвачены формальным и не- формальным образованием, в то время как в странах с самыми высокими значе- ниями этого показателя доля обучающихся данной возрастной группы достигает 70-80 %. 15 % населения нашей страны заняты в непрерывном образовании, бо- лее низкие показатели зафиксированы только в Турции, Греции и Румынии. 20,8 % населения в возрасте 55-64 лет имеют высшее образование. Согласно данным Росстата, уровень образования пожилых людей соответ- ствует образовательному уровню всего населения. Пожилое население обладает в основном достаточным потенциалом для полноценного участия в трудовой деятельности. Однако на практике этот потенциал реализуется не в полной мере. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики в 2014 г. 42 % пожилых людей, имеющих специальность, подтвержденную ди- пломом или свидетельством, выполняли работу, не соответствующую получен- ной специальности. В результате 33,7 % пожилых людей оценили неудовлетво- рительно или не вполне удовлетворительно профессиональную удовлетворен- ность своей работой. При этом 2/3 пожилых людей, имевших основную работу, не соответствующую полученной специальности, в 2014 г. не имели возможно- сти получить специальную профессиональную переподготовку или обучение. Только 1,1 % пожилых людей прошли обучение на курсах или приняли участие в других видах дополнительного образования [5]. Проведенный нами опрос в Советском районе г. Самары выявил, что 17 % респондентов хотели бы и готовы пройти профессиональную перепод- готовку; 34 % затруднились ответить; 28 % повысили свою профессиональ- ную подготовку за последние 5 лет на рабочих местах; 11 % ответили, что не нуждаются в повышении квалификации в данный момент. Выборка составила 137 работающих людей в возрасте 60+. Сравнительный анализ данных выявил, что пожилые люди по-прежнему ред- ко участвуют в обучении, связанном с работой, даже после того, как были введе- ны меры контроля для рынка труда и социально-демографических факторов. Среди работающих пожилых людей значительно более низкое участие в обучении было выявлено для людей с более низким годовым доходом, низ- ким уровнем образования, временной занятостью, рабочих или служащих, а также лиц, работающих в частном секторе. В ходе опроса были определены три основных типа барьеров для участия в профессиональной подготовке: ситуационный, институциональный и дис- позиционный [3]. Ситуационные барьеры возникают из-за жизненной ситуа- ции в данное время - высокая занятость на работе, финансовые ограничения, семейные обязанности, а также медицинские проблемы. Институциональные барьеры состоят из установленных практик и процедур, которые исключают участие или препятствуют ему, например высокая плата за обучение, высокие требования к поступающим, ограниченность предложения курсов, их не- удобное время или расположение. Диспозиционные барьеры включают в себя отношение к обучению и мнения о нем, а также восприятие себя как ученика. При опросе респондентов, которые не проходили профессиональную под- готовку несмотря на их потребность или желание, наиболее часто сообщае- мыми причинами отказа от курса или программы явились ситуационные ба- рьеры (45 %). Далее следуют диспозиционные (33 %) и институциональные барьеры (17 %). В частности, сообщалось, что отсутствие доверия, заинтере- сованности или мотивации являются важными препятствиями для професси- ональной подготовки или переподготовки пожилых людей. Необходимо разработать механизмы преодоления указанных барьеров и продления трудовой деятельности пожилых людей. Как было выявлено, важными механизмами являются: теоретическая и практическая обоснованность участия пожилых людей в профессиональной подготовке и переподготовке в качестве как обучаемых, так и обучающих; разработка специальных профессиональных образовательных программ для пожилых людей; компенсация расходов на платное обучение или переобучение пожилых за счет средств бюджета или бизнеса; использование современных информационных технологий; дистанционное обучение; развитие института профессионального образования пожилых людей [11]. Таким образом, для создания условий полноценного участия пожилых людей в трудовой деятельности важно оказание им содействия в получении дополнительного профессионального образования. Оно может быть позитив- ным для человека, предоставляя доступ к новым знаниям или новым навы- кам, которые могут способствовать ориентации на работу и удовлетворенно- сти работой. Согласно прогнозам будущих потребностей в навыках, спрос на лиц с профессиональным образованием будет расти. Поэтому пожилым лю- дям необходимо развивать свои базовые и профессиональные навыки или по- лучать дополнительное профессиональное образование, проходить курсы пе- реподготовки, чтобы улучшить свое положение на рынке труда и повысить шансы на получение стабильного места на рынке труда. Обсуждение и заключение Участие пожилых людей в трудовой деятельности является актуальной проблемой современного общества. Экономическая эффективность использо- вания труда пожилых людей остается открытой для полемики. Россия, как и ведущие страны мира, на государственном уровне разрабатывают комплексы мероприятий для продления трудовой деятельности пожилых людей. Зачастую шансы на получение работы пожилыми людьми снижаются ввиду недостаточного уровня квалификации, отсутствия необходимых ком- петенций. Поэтому неотъемлемым элементом мероприятий по продлению трудовой деятельности пожилых людей должна стать их профессиональная переориентация, обучение и переобучение трудовым навыкам, формирование необходимых общепрофессиональных и профессиональных компетенций. На практике случаи организации программ повышения профессиональной ква- лификации и переквалификации для пожилых людей являются редким, еди- ничным явлением. Тем не менее современное общество постепенно приходит к пониманию того, что необходимо создавать условия для обучения пожилых людей. Низкий охват пожилых людей программами дополнительного про- фессионального образования и профессиональной переподготовки может быть преодолен за счет популяризации дополнительного профессионального образования как инструмента развития трудовой карьеры, предотвращения карьерного спада и адаптации пожилых людей к рынку труда. Современная социально-экономическая ситуация приводит к тому, что пожилые люди чаще станут пользоваться услугам образовательных учрежде- ний, участвовать в различных формах образовательной активности.×
Об авторах
Екатерина Сергеевна Лапшова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: lapshpova2002@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация». Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34
Светлана Викторовна Николаева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: nikolaeva@samsu.ru
кандидат педагогических наук, начальник учебного отдела. Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Бурлака Н.П. Занятость лиц пенсионного возраста в условиях реформирования пенсионной системы: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Бурлака Надежда Петровна. - М., 2011. - 169 с.
- Демографический ежегодник России. 2015: Стат. сб. - М.: Росстат, 2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_16/Main.htm (дата обращения: 14.05.2019).
- Лапшова Е.С. Age and Language in Russia // Иноязычное образование в поликультурной среде: материалы и доклады XXIV научно-практической конференции Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE2018). - 2018. - С. 96-98.
- Ляшок В.Ю. Пенсии, здоровье и спрос на труд как детерминанты экономической активности населения старшего возраста в России: дис. … канд. экон. наук:08.00.05 / Ляшок Виктор Юрьевич. - М., 2018. - 159 с.
- О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» в 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/62 (дата обращения: 10.05.2019).
- Обследование рабочей силы. 2016 год. Статистический бюллетень [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/bul_dr/trud/ors-2017- 1kv.rar (дата обращения: 14.06.2019).
- Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/oldprinc.shtml (дата обращения: 27.02.2019).
- Российский статистический ежегодник. 2016: Стат. сб. - М.: Росстат, 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/Main.htm (дата обращения: 27.02.2019).
- Россия в цифрах. 2017. - M.: Росстат, 2017. - 511 с.
- Челомбитко А.Н. Формирование и развитие занятости пожилых людей в современной экономике России: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Челомбитко Анна Николаевна. - Кемерово, 2018. - 203 с.
- Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/ Main.htm (дата обращения: 27.02.2019).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 27.03.2019).
- Шапиро В.Д. Человек на пенсии: социальные проблемы и образ жизни. - М.: Мысль, 1980. - 505 с.
- Becker G.S. Investment in human capital: A theoretical analysis. Journal of Political Economy, 70, 9-49 [Электронный ресурс]. - URL: https:// doi.org/10.1086/ 258724 (дата обращения: 21.09.2018).
- Department for Work and Pensions. Annual Report and Accounts. 2014-15 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/445952/dwp-annual-report-and-accounts-2014-to-2015- print.pdf (дата обращения: 21.04.2019).
- Gries T., Jungblut S., Krieger T. & Meier H. Statutory retirement age and lifelong learning. No 9, Working Papers CIE from University of Paderborn, CIE Center for International Economics, 2009.
- Follow-up to the International Year of Older Persons: Second World Assembly on ageing. Report of the Secretary-General, 19 July 2013, United Nations [Электронный ресурс]. - URL: www.un.org/development/desa/ageing/international-day-of-olderpersons-homepage
- Stenberg A. & Westerlund O. Flexibility at a cost - Should government stimulate tertiary education for adults? The Journal of the Economics of Ageing. - 2016. - № 7. - рр. 69-86.
Дополнительные файлы
