Professional communication skills training for students of faculty of Physical Education and Sports



Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of the academic communication skills development and describes the importance of studying a foreign language for students of non-linguistic universities. Today, academic communication, and in particular professional communication skills, as part of it, is becoming the subject of study of theorists and practitioners. Proficiency in a foreign language is a professionally significant property of any person who is preparing to work in a global society. Academic interaction at the international level is already considered as a mandatory component of the life of a modern student.Thus, communication in English in the student international environment and the participation in academic exchange programs are the main types of studying and are considered in the content of the “professional portrait” of a specialist in physical education and sports as system forming. The authors experimentally show the characteristics which can be developed on the basis of a significant program for teaching a foreign language at the faculty of physical education. The definition of the concept of “professional portrait” of a specialist in physical education and sports is given, in which professional communication skills in a foreign language plays a special role.

Full Text

Введение В современном обществе владение иностранным языком является престижным и необходимым для представителей любой сферы деятельности, и сферы физиче- ской культуры и спорта в частности. В результате мировых глобализационных процессов отмечается бурный рост межкультурных контактов: складываются ситуации межкультурного общения, такие как учеба в школе и вузе по обмену, стажировки ученых, международные конферен- ции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки, международные соревнования и т. д. Владение иностранным языком является одним из условий ус- пешной адаптации в социальном пространстве. Большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей, в той или иной мере владеющих иностранным языком. Информационные технологии распространились на все сферы жизни - учебную, производственную, досуг, а знание иностранных языков помогает выстраивать полноценную и грамотную работу в информационном пространстве. Владение иностранным языком - неотъемлемая составляющая образования успеш- ных людей. В настоящее время иностранный язык (преимущественно английский) как учеб- ная дисциплина учебного плана университета приобретает иной статус и становится средством профессиональной коммуникации, основой академического взаимодейст- вия студентов и преподавателей. Доказано, что изучение иностранного языка спо- собствует формированию общекультурных и универсальных компетенций, развитию личности обучаемых, расширению их кругозора, развивает культуру умственного труда, мышления и речи, формирует умения и навыки, необходимые для успешного овладения учебным материалом по другим дисциплинам. Стандарты современного образования направлены на подготовку образованного, думающего и творчески раз- витого человека, способного адаптироваться в современном социально- экономическом пространстве. Очевидно, что необходимо целенаправленно исполь- зовать средства и возможности иностранного языка в профессиональной подготовке специалиста с целью формирования у него коммуникативной компетентности как необходимой составляющей глобальной стратегии личностного и профессионально- го становления и развития. Студенты, владеющие иностранным языком на высоком уровне, при построении карьеры с большей вероятностью смогут внедрять новейшие стандарты качества в сфере своей профессиональной деятельности. 1. Обзор литературы Концепции профессионально-педагогической компетентности и мастерства специалистов в области физической культуры и спорта рассматривались в трудах М.В. Прохорова, С.Д. Неверковича, Г.И. Хозяинова, В.И. Зайченко, А.И. Михеева, В.М. Минбулатова, Кенаревой Л.Ф. и др. Анализ результатов ряда научных исследований (О.А. Миронова, М.И. Солнышкина, Т.Е. Калинкина, И.Р. Зиганшина, В.В. Левченко, Н.Х. Фролова, Э.В. Масалкова, В.Ю. Старокожева и др.) показывает, что профессиональная комму- никация на иностранном языке чрезвычайно важна для будущих специалистов сфе- ры физической культуры и спорта. Однако студенты-спортсмены испытывают опре- деленные затруднения в иноязычном общении в профессиональной сфере. Необхо- дима разработка специальных методик и подходов к преподаванию иностранного языка на спортивном факультете с учетом специфики подготовки. Проблемами разработки теоретических основ академической коммуникации на иностранном языке отечественные исследователи (Е.М. Базанова, И.Б. Короткина, Н.Г. Попова, Н.В. Смирнова и др.) занимаются в связи с возникшими новыми требованиями в части международной деятельности университетов. Так, основные аспек- ты, связанные с академической мобильностью и публикационной активностью (А.И. Богданов, Т.Д. Венедиктова), становятся аккредитационными показателями образовательных учреждений. А владение иностранным языком, в частности анг- лийским, сегодня является обязательным требованием к преподавателям и обучаю- щимся высшей школы. Аспекты академической коммуникации, в частности профессионально ориенти- рованное общение на иностранном языке, стали объектом исследования в педагогической науке с начала ХХ века. Исследователи уделяли внимание теоре- тическим и методологическим вопросам проблемы академической коммуникации, формированию понимания того, что основа международной деятельности - профес- сионально ориентированная коммуникация на иностранном языке. 2. Материалы и методы исследования Настоящее исследование проводилось на базе факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический уни- верситет». Был применен комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ литературы, анализ учебно- методической документации - учебных планов, рабочих программ дисциплин, педа- гогическое наблюдение, опрос студентов и преподавателей. Выборка исследования - 81 человек, из них 75 студентов и 6 преподавателей. 3. Результаты исследования Студенты факультета физической культуры и спорта Самарского государствен- ного социально-педагогического университета активно участвуют в спортивных со- ревнованиях, международных школах, программах академической мобильности и двойного дипломирования. Следовательно, им необходимы прочные знания ино- странного языка, чтобы поддерживать устные и письменные речевые контакты. Специфика практической деятельности выпускников факультета физической культуры и спорта открывает огромные возможности для использования иностран- ного языка в профессиональном общении. Постоянные международные контакты в этой области, участие в международных соревнованиях различного уровня, в меж- дународных семинарах для тренеров и судей по различным видам спорта, осуществ- ление письменных контактов с целью участия в соревнованиях, а также необходи- мость изучения постоянных изменений в правилах проведения соревнований по от- дельным видам спорта, возможность участия в международных конгрессах, симпо- зиумах, конференциях и семинарах по актуальным проблемам развития физкульту- ры и спорта в мире являются теми факторами, которые способствуют стремлению студентов практически владеть иностранным языком для его использования в про- фессиональной деятельности. Педагог по физической культуре должен постоянно совершенствовать свои зна- ния и опыт. Без знания передовых и прогрессивных идей, которые рождаются не только в нашей стране, но и за рубежом, идти в ногу со временем невозможно. Од- нако в огромном потоке научных и практических сведений порой очень трудно най- ти новое, необходимое, прогрессивное, особенно если человек не владеет иностран- ными языками. Поэтому так важно, чтобы специалист знал хотя бы один иностран- ный язык, тогда он смог бы непосредственно и более оперативно знакомиться с новыми международными достижениями в области теории и практики физической культуры и спорта. Таким образом, современный высококвалифицированный специалист в сфере физической культуры и спорта должен обладать навыками иноязычной коммуника- ции, которые являются одной из важнейших составляющих профессионального портрета специалистов данного профиля. Анализ данных опроса студентов факультета физической культуры и спорта Самарского государственного социально-педагогического университета, в котором приняло участие 75 студентов 1-го курса, свидетельствует о том, что большинство студентов-первокурсников испытывают определенные трудности при изучении ино- странного языка. Так, например, 41 % опрошенных отмечают у себя низкий уровень развития коммуникативных способностей вообще и умения общаться на иностран- ном языке в частности. Причиной этого, на наш взгляд, является низкий уровень преподавания иностранного языка в школах, особенно в сельских. Опрос преподава- телей иностранного языка показал, что наибольшие трудности студенты факультета физической культуры и спорта испытывают при восприятии иностранной речи на слух. Среди причин возникновения данной трудности наиболее существенной пре- подаватели считают недостаточность речевого контакта с носителями языка. К манере преподавателей говорить на английском языке, их скорости речи, темати- ческой заданности общения студенты очень быстро привыкают, и восприятие друго- го источника иноязычной речи становится проблематичным. На факультете физической культуры и спорта ФБГОУ ВО СГСПУ сложилась определенная система преподавания иностранного языка. В учебные планы по на- правлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» включены следую- щие дисциплины: «Иностранный язык» (8 з.е.); «Основы иноязычной письменной коммуникации в деятельности педагога» (2 з.е.); «Деловая коммуникация на ино- странном языке» (1 з.е.). По направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культу- ра»: «Иностранный язык» (8 з.е.); «Основы межкультурной коммуникации в дея- тельности тренера»; «Основы письменного перевода в деятельности тренера» (3 з.е.); «Деловая коммуникация на иностранном языке» (1 з.е.). Значительное место отводится подготовке к профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке и на магистерских программах. Так, например, по программе академической магистратуры 44.04.01 «Образование в области физи- ческой культуры» предусмотрено изучение следующих дисциплин: «Иностранный язык для профессиональных целей» (5 з.е.) - в базовой части учебного плана; дисци- плины по выбору: «Основы иноязычной научной письменной речи в области физи- ческой культуры», «Теория и практика профессионально ориентированного перево- да в области физической культуры» (3 з.е.). Магистранты, обучающиеся по направлению подготовки 49.04.01 «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», изучают «Ино- странный язык для профессиональных целей» (5 з.е.), «Основы иноязычной научной письменной речи в области спортивной подготовки» (4 з.е.). Кроме того, для проверки сформированности компетенций бакалавров и маги- стров в ходе государственной итоговой аттестации проводится защита выпускной квалификационной работы на иностранном языке. 4.Обсуждение и заключение Важным условием успешного изучения иностранного языка на спортивном фа- культете является профессиональная направленность содержания учебного материа- ла. Например, прослушивание фрагментов репортажей спортивного характера, ком- ментариев матчей, инструкций тренеров и т. д. Живая разговорная речь спортсменов значительно отличается от литературного варианта, который предусмотрен для преподавания федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и высшего образования. Спортивная речь (обозрения, комментарии, репортажи) изобилует специальной терминологией, спортивным сленгом, характеризуется быстрым темпом, эмоциональностью. Но именно эти виды деятельности вызывают интерес у студентов и повышают моти- вацию к изучению иностранного языка, основанную на желании общаться с зару- бежными сверстниками как во время международных соревнований, так и в тури- стических поездках, при личных контактах. Анализ психофизиологических особенностей студентов факультета физической культуры и спорта позволил выявить следующие отличительные черты: студенты психологически более расположены к восприятию коротких, интересных текстов спортивного и бытового содержания, удовлетворяющих их познавательным запро- сам, а также ввиду подвижного образа жизни они расположены к игровым формам учебной деятельности. Эти и другие особенности становятся основой при организации учебного про- цесса по иностранным языкам на факультете физической культуры и спорта.
×

About the authors

Alexander V. Levchenko

Samara State Socio-Pedagogical University

Email: a.levchenko@pgsga.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Physical Education Department. 65/67, Maxim Gorky st., Samara, 443099, Russia

Natalia V. Mayorova

Samara State Socio-Pedagogical University

Email: majorova@pgsga.ru
Cand. Ped. Sci., Head of Theoretical Bases of Physical Education Department. 65/67, Maxim Gorky st., Samara, 443099, Russia

References

  1. Базанова Е.М. Лаборатория научной коммуникации: российский опыт // Высшее образование в России. - 2015. - № 8/9. - С. 135-143.
  2. Богданов А.И. Эволюция идеи университета: прошлое, настоящее, будущее // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 152-156.
  3. Кенарева Л.Ф. Вопросы формирования спортивного педагога с позиции компетентностного подхода // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Матер. VI регион. науч.-метод. конф. (22-23 ноября 2012 г.). - Петрозаводск, 2012.
  4. Короткина И.Б. Модели обучения академическому письму. Зарубежный опыт и отечественная практика: Монография. - М.: Юрайт, 2018. - 219 с.
  5. Левченко В.В., Фролова Н.Х. Изучение эффективности обучения английскому языку в академических целях (EAP) в российских университетах // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2018. - Т. 24. - № 4. С. 95-100.
  6. Масалкова Э.В. Обучение общению на английском языке студентов факультета физической культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Э.В. Масалкова. - Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2006. - 20 с.
  7. Миронова О.А. Развитие информационно-коммуникационной компетенции учителя и учащихся иностранного языка через применение электронных образовательных ресурсов // Метапредметное содержание языкового образования: школа - вуз: сб. статей Межвуз. науч.-практ. конф. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - С. 200-205.
  8. Солнышкина М.И., Калинкина Т.Е., Зиганшина Ч.Р. Конвенции профессиональной коммуникации // Филология и культура. Казанский федеральный университет. - 2015. - № 4 (42). - С. 150-156. ISSN: 2074-0239.
  9. Старокожева В.Ю. Роль профессионально ориентированного иностранного языка в программе подготовки современного спортсмена в вузе // Сообщество учителей английского языка: Интерактив. науч.-метод. журнал. - Режим доступа: http://tea4er.ru/home/volume7/3719-2015-04-06-15-15-17.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Levchenko A.V., Mayorova N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies