The study of the creative potential of teenagers in the educational process


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the creative development of teenagers in the educational process of the school: the relevance, regulatory framework, analyzed the methodological basis of the research problem. Psychological and pedagogic risks, insufficiency of the available pedagogical and psycho-diagnostic tools in modern science, aimed at the study of creative potential of personality of a teenager presents and analyzes the results of the ascertaining stage of the study, the ways of solution of the task.

Full Text

Смена парадигмы общественного развития и предстоящее вхождение в инфор- мационно-техническое пространство грядущего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Эффективность деятельности личности опре- деляется её творческим потенциалом как интегративным качеством, которое: отражает потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; определяет отношение (позицию, установку, направленность) человека к творчеству; указывает на способность к творению нового как в окружающем мире, так и в самом себе; обеспечивает эффективное взаимодействие и продуктивность деятельности. В Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (2012) приоритет отдается созданию условий, способствующих максимальному использованию творческого потенциала обучающихся. Федеральная целевая программа в контексте развития образования на 2016-2020 годы предусматривает использование новых форм организации работы по развитию творческого потенциала обучающихся, которые будут внедрены в образовательную практику каждой области РФ. В государственной программе «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы выявлены риски «потери человеческого капитала», из-за того, что обучающиеся не полностью используют свой творческий потенциал, что влечет за собой «замедление социально-экономического развития области». Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития творческо- го потенциала (в качестве способностей), оказывающим влияние на становление личности в целом (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн). Возрастает необходимость предоставления содержания образования в соответствии с возраст- ными особенностями подросткового периода, когда обучающиеся стремятся к разви- тию интеллектуального потенциала, познанию мира, к реальной практической дея- тельности, когда они ориентированы на деятельностный компонент образования, а не на знаниевый. Данное стремление будет способствовать реализации способно- стей, возможностей, потребностей и интересов подростка, а также повышению мо- тивации к обучению. В связи с этим необходимым является моделирование процесса творческого развития подростка в образовательной организации. В педагогической теории и практике сложились определенные теоретические предпосылки исследова- ния данной проблемы и накоплен междисциплинарный объем знаний, необходимых для ее постановки и решения: общие аспекты осмысления проблемы творческого развития личности, ее структуры рассмотрены в трудах зарубежных ученых (Дж. Гилфорд, Э. Ландау, Дж. Рензулли), концепции интеллектуально-творческого развития личности отраже- ны в работах Г. Айзенка, А. Бине, В. Штерна; концептуальные положения отечественной педагогики и психологии по про- блеме творчества и творческого развития обучающихся раскрываются в работах оте- чественных исследователей (А.И. Савенков, В.Д. Шадриков, В.М. Экземплярский, В.С. Юркевич); теории о взаимосвязи интеллектуальных и творческих способностей личности представлены в исследованиях Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, А.В. Москвиной, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Рындак, Б.М. Теплова, М.А. Холодной; проблема определения психолого-педагогических особенностей и личностных свойств подростков в аспекте их творческого развития поднималась в исследовани- ях теоретического и прикладного характера (Д.Б. Богоявленская, Е.А. Крюкова, И.А. Левочкина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Однако настораживает тот факт, что учитель и сегодня в большей степени заин- тересован в обогащении знаний по предмету, сориентирован на способы получения знаний в «готовом виде». Основные механизмы процесса развития творческого по- тенциала подростков остаются незадействованными в полной мере, входят в проти- воречие с такими способами организации деятельности, где отсутствует необходи- мость самостоятельного поиска, прогнозирование результата, которые не требуют самопознания, самооценки уровня творческого развития. Стандартный подход учителя к учащимся, фактическое игнорирование индивиду- альных природных особенностей, отсутствие целенаправленного изучения творческих способностей обучающихся, стремление к «усреднению» количественной оценки ре- зультатов деятельности школьников неизбежно приводит к потере многих талантов. Методика исследования творческого развития личности подростка структури- рована нами в соответствии с идеей о необходимости целостного изучения личности в процессе развития его творческого потенциала, о многоуровневой структуре твор- ческих способностей, о необходимости комплексного подхода к разработке и при- менению диагностических и развивающих программ. В современной отечественной и зарубежной диагностике операциональный и предметно-содержательный аспекты изучения творческого потенциала все чаще начинают дополняться личностным. Серьезным тормозом в изучении особенностей творческой личности являлось несовершенство применяемых методов изучения личности на основе биографий и автобиографий, мемуаров, а также методов, осно- ванных на выявлении абстрактных личностных «черт». Как полагает Я.А. Пономарев, «для продуктивного, научного анализа качеств творческой лично- сти психологией не разработано еще достаточно надежных средств» [4, с. 146]. Тем не менее, на наш взгляд, продуктивность личностного подхода к исследо- ванию творческого развития обучающихся уже выявилась, в частности, в работах Тихомирова (мотивационно-целевой аспект [9]), И.Н. Семенова (рефлексивный аспект решения творческих задач, включая личностную рефлексию [6]), К.А. Абульхановой-Славской (личностно-стилевой аспект [1]), и др. Мы предпола- гаем, что основные трудности на данном этапе изучения творческой личности отно- сятся к реализации психодиагностического аспекта проблемы. Недостаточность имеющихся педагогических и психодиагностических средств в современной науке, нацеленных на исследование творческого потенциала личности, обобщенно выражается в следующем: Чаще всего рассматривается наличный, актуальный творческий потенциал, а не творческие способности, связанные с реализацией творческих возможностей че- ловека в будущем. Между тем решение многих практических задач (например, при- ем на учебу и подготовка творческих специалистов) требует достаточно раннего прогноза творческих способностей и разработки валидных методов психопрогности- ки. Соответствующий принцип создания методики состоит в нацеленности на диа- гностику творческих способностей. Используемые интеллектуальные тесты, тесты творческого (креативного) раз- вития, несмотря на их большое количество и громадное разнообразие, не захваты- вают глубинных свойств личности подростка в целом, и поэтому обычно не могут претендовать на дальний прогноз развития творческих способностей. Поэтому ком- плексная диагностическая методика должна включать информацию о личности, о творческом потенциале и творческих способностях личности. Имеющиеся в мировой литературе попытки исследования творческого потен- циала личности подростка ограничены малопродуктивным пониманием личности как совокупности абстрактных личностных качеств (свойств), оторванных от кон- кретных условий их проявления в жизни. Соответствующее требование к методике: она должна основываться на реализации системно-стилевого принципа в психодиа- гностике. Согласно этому принципу, характеристика личности включает не только устойчивые личностные качества, но и более вариативные условия их проявления в жизнедеятельности. Не делалось серьезных попыток совместить достоинства «субъективных» (например бланковых) и «объективных» (инструментальных и прочих, связанных с реальными достижениями) методов диагностики при условии, что те и другие долж- ны затрагивать фундаментальные основы личностного потенциала подростка. Со- здаваемая методика должна сочетать достоинства субъективных и объективных ме- тодов, что позволит повысить не только валидность и надежность, но и прогностич- ность новых диагностических средств. Таким образом, задача выявления общепсихологических механизмов творческо- го развития подростка на личностном уровне пересекается с задачей разработки и использования комплексных психодиагностических и педагогических средств. В ходе проведенного исследования на констатирующем этапе эксперимента нами были выбраны в качестве основных критериев оценки творческой одаренности подростка следующие: когнитивный, мотивационный и деятельностный, что позво- лило оценить первоначальный уровень исследуемого явления (табл. 1). Механизм оценки уровня творческого развития подростков Таблица 1 Показатели / критерии Уровни и баллы по каждому Репродуктивный(0 баллов) Стимульно- продуктивный (1 балл) Продуктивный(2 балла) Когнитивный 1. Знание о сущности творческой деятельности; 0 1 2 2. Знание о себе как о потенциально творческом субъекте 0 1 2 3. Творческие способности 0 1 2 Мотивационный 4. Потребность в познании 0 1 2 5. Стремление к творческому саморазвитию 0 1 2 6. Мотивация достижений 0 1 2 Деятельностный 7. Аналитические, исследовательские, рефлексивные умения 0 1 2 8. Продуктивность творческой деятель- ности 0 1 2 Исходя из данной методики, уровни творческого развития подростков опреде- лялись интервалами, представленными в табл. 2. Техника определения уровней творческого развития подростков Таблица 2 Уровень Репродуктивный Стимульно- продуктивный Продуктивный Баллы 0 - 4 5-10 11 - 16 Баллы оценки уровня творческого развития каждого подростка мы заносили в сводную таблицу (табл. 3). Таблица 3 Сводная таблица оценки уровня творческого развития подростков № п/п ФИОподростка Баллы по показателям Сумма баллов Уровень интеллектуальной одаренности 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Дмитрий А. 1 0 2 1 1 1 1 1 8 стимульно- продуктивный 2. Алена О. 0 1 1 0 0 1 0 0 3 репродуктивный … … … … … … … … … … …. … Примечание: в таблице цифрами обозначены показатели критериев интеллектуальной одаренности подростков. Предложенная диагностическая программа оценки уровня творческого развития подростков апробировалась нами в ходе экспериментальной работы в образователь- ном учреждении и использовалась в эксперименте при диагностике проявленности исследуемого качества. С целью выявления знаний подростков о сущности творческой деятельности, о себе как потенциально творческом субъекте (исследование творческого развития подростков в образовательной организации по когнитивному критерию) была апробирована мето- дика выявления уровня творческого саморазвития обучающихся (В.И. Андреев) [2] . Подросткам предлагались вопросы, при ответе на которые (отметить выбранный балл кружком) использовалась девятибалльная шкала (высший - 9-й уровень развития соот- ветствующего качества; низкий - 1-й уровень соответственно) и определялся уровень творческого саморазвития обучающихся: креативный, продуктивный, репродуктивный и непродуктивный. Опрос содержал 18 предложений и вопросов, например, таких: «Вам необходимо произвести степень авторской оценки глубины и прочности своих знаний, стимулирующих Вашу творческую деятельность. Как часто Вы можете творческую дея- тельность довести до результативности? Насколько часто вы импровизируете и насколько положительно реагируют на это сверстники? Насколько активно Вы можете включиться в интеллектуально-творческую деятельность? Как часто Вы демонстрируете творческое воображение, посещает ли Вас вдохновение? Насколько Ваш творческий продукт отличается от начального замысла? В какой степени Вы генератор идей? Как часто Вы критикуете других?» и т.д. В ходе исследования проявления уровня творческого развития подростков по когнитивному критерию применялась разработанная карта педагогической оценки интеллектуально-творческих способностей обучающихся (модифицированный вари- ант В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой) [7]. Педагогам-экспертам, работающим в данном классе, предлагалось оценить творческие способности подростков по пяти- балльной шкале по каждому показателю: мотивационно-творческая направленность личности (любознательность, творческий интерес; стремление к творческим достижениям; стремление к лидер- ству; стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны педагогов, родителей, сверстников, администрации; личная значимость творческой деятельности; стремление к самосовершенствованию); креативность (продуцирование большего числа решений, вариативность ин- теллектуально-творческой деятельности; независимость суждений; фантазия, вооб- ражение, интеллектуальная легкость в обращении с идеями; способность отказаться от стереотипов в интеллектуально-творческой деятельности, преодолеть инерцию мышления; стремление к риску; умение видеть проблемы в интеллектуально- творческой деятельности; критичность мышления, способность к оценочным сужде- ниям; способность к самоанализу, рефлексии); оценка способностей обучающегося к осуществлению интеллектуально- творческой деятельности (способность личности к овладению методологией творче- ской деятельности; владение методами исследовательского поиска; способность к созданию авторского интеллектуального продукта, инновационной идеи; способ- ность к планированию интеллектуально-творческой деятельности; способность к организации эксперимента; способность к рефлексии, коррекции и перестройке дея- тельности; способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельно- сти других; способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельно- сти; способность творчески разрешать конфликты); индивидуальные особенности личности обучающегося (темп творческой деятель- ности; работоспособность личности в творческой деятельности; решительность, уверен- ность в себе; ответственность; убежденность в социальной значимости интеллектуально- творческой деятельности; честность, правдивость; способность к самоорганизации). С целью выявления сформированности дивергентного (нестандартного) мыш- ления подростков применялся тест на определение творческих способностей обуча- ющихся, основанный на разработке Х. Зиверта [5, с. 5-7]. Обучающимся предлагалось установить нестандартные рациональные связи между предметами. Например, придумать, что можно сделать с перечисленными предметами (спичечный коробок, жестянка, автомобильная шина) найти как можно больше вариантов их применения, предложить нестандарные возможности. После выполнения теста производится оценка по суммированным баллам (за каждый правильный ответ - 2 балла) и у под- ростков выявляются при получении 0 - 20 баллов - задатки нестандартного мышле- ния; 20 - 40 баллов - выраженная склонность к нестандартному мышлению; 40 - 60 баллов - способность к нестандартному мышлению выше общего уровня. Для исследования творческой одаренности подростков по мотивационному критерию использовался опросник «Потребность в достижении» (В.А. Орлова) [3] . Подросткам предлагалось 23 высказывания, с которыми они должны были согла- ситься (рядом с номером написать «Да» или поставить знак «+»), либо не согласить- ся (рядом с номером написать «Нет» или поставить знак «-»). При интерпретации результатов опросника подсчитывались баллы, совпадающие с ключом (1 балл): от- веты «Да» («+»); ответы «Нет» («-»). Ответы суммировались, и выявлялось следую- щее: 0 - 6 баллов - низкая потребность в достижениях; 7 - 9 баллов - пониженная потребность в достижениях; 10 - 15 баллов - средняя потребность в достижениях; 16 - 18 баллов - повышенная потребность в достижениях; 19 - 23 балла - высокая по- требность в достижениях. Примеры предложенных вопросов: «Если я лишусь люби- мого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл; Для меня в любом деле важ- нее не его исполнение, а конечный результат; В жизни у меня было больше успехов, чем неудач; Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы; Думаю, что я уверенный в себе человек; Ради успеха я могу рискнуть, да- же если шансы невелики; Я усердный человек; Когда все идет гладко, моя энергия возрастает; Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобрете- ниях людей, чем о происшествиях; Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей; Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел» и т.д. Для осуществления исследования творческого развития подростков в образова- тельной организации по деятельностному критерию использовалась методика «Ин- теллектуальный портрет» для педагогов, направленная на систематизацию представ- ления об умственных способностях подростков. Параметры, по которым проводится оценка («метод полярных баллов»), описывают значимые мыслительные операции и характеристики мышления, проявляемые в ходе взаимодействия с обучающимся. Каждый показатель обучающегося в рамках исследования познавательной сферы (отслеживаемой в контексте проявленности оригинальности мышления, гибкости мышления, продуктивности, классификации и категоризации, высокой концентра- ции внимания, памяти) и сферы личностного развития (отслеживаемой в контексте проявленности увлеченности содержанием задачи, перфекционизма, социальной ав- тономности, лидерства, соревновательности, широты интересов, юмора) оценивается по пятибалльной шкале: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противопо- ложное ему проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому; 1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею). Получаемый в контексте поставленных отметок (либо среднеарифметических показателей) «интеллектуальный портрет» подростка представляется графиче- ски («идеальный результат» - два правильных семиугольника) и дает представление о дальнейшем направлении работы с одаренными обучающимися. Для исследования проявленности аналитических, исследовательских, рефлек- сивных умений подростков в образовательной организации (по деятельностному критерию) использовалась методика «Диагностика креативных склонностей» (Н.В. Вишнякова, модифицированная в контексте исследования) [8]. Подросткам предлагалось самостоятельно оценить свои личностные качества по предлагаемым вопросам, отвечая «да» (+) или «нет» (-) по шкалам: творческое мышление, любо- знательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность, эмпатия, чувство юмора, творческое отношение к интеллектуально-творческой деятельности. Индексы показателей креативности определялись суммированием полученных бал- лов при ответе на следующие вопросы: «Доставляет ли вам удовольствие достиже- ние оригинального результата в практической деятельности? Изобретали ли вы ко- гда-нибудь что-то новое в интересующей вас сфере деятельности? Будете ли вы за- ниматься созданием чего-то с какими-то трудностями?» Сравнительные данные результатов проведенного исследования отражены в табл. 4. Таблица 4 Сравнительные данные результатов диагностики уровня творческого развития подростков на констатирующем этапе (в экспериментальной и контрольной группах %) Критерий Показатели Констатирующий этап, % Экспериментальная группа Контрольная группа П СП Р П СП Р Когнитивный Знание о сущности интеллек- туально-творческой деятель- ности 22 33,8 46,1 20,7 42,1 37,2 Знание о себе как интеллек- туально одаренном субъекте 18,3 36,9 45,9 15,1 34,7 50,2 Интеллектуально-творческие способности 15,4 35,3 46,4 16,8 35,3 47,9 Средний показатель уровня 19,5 35,3 46,1 17,5 37,4 45,1 Мотивационный Потребность в познании 12,5 27,4 58 11,7 33,5 54,8 Стремление к интеллектуаль- ному саморазвитию 10,9 31,9 55,9 12,5 29,7 57,8 Мотивация достижений 10,7 29,7 59,7 11,2 30,5 58,3 Средний показатель уровня 11,3 29,6 57,8 11,8 31,2 57,0 Деятельностный Аналитические, исследова- тельские, рефлексивные уме- ния 17,8 26,9 54,7 16,2 26,4 57,4 Продуктивность интеллекту- ально-творческой деятельно- сти 14,2 22,9 60,9 14,8 28,1 57,1 Средний показатель уровня 16 24,9 57,8 15,5 27,3 57,2 В экспериментальной и контрольной группах были сделаны замеры по уровню каждого критерия и составлено общее распределение по уровням творческого разви- тия подростков образовательной организации (рис. 2). 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 продуктивный стимульно- продуктивный ЭГ КГ репродуктивный Рис. 2. Уровни творческого развития подростков в образовательной организации в экспериментальной и контрольной группах % (констатирующий этап эксперимента) Таким образом, результаты исследования творческого потенциала подростков в образовательной организации на констатирующем этапе (по когнитивному, мотиваци- онному, деятельностному критериям) свидетельствуют о том, что количество подрост- ков с продуктивным уровнем интеллектуальной одаренности значительно меньше числа лиц со стимульно-продуктивным и репродуктивным уровнями. У 53,9 % (53,1 % кон- трольной группы) подростков экспериментальной группы выражен репродуктивный уровень творческого развития. Не более 15,6 % (14,9 % в контрольной группе) в экспе- риментальной группе имеют продуктивный уровень творческого развития, не более 29,9 % (32 % в контрольной) - стимульно-продуктивный. Полученные результаты доказывают необходимость повышения уровня разви- тия творческого потенциала подростка посредством реализации специальных педа- гогических условий, либо создания и реализации специальной программы. Анализ результатов в экспериментальной и контрольной группах до проведения формирующего и итогового этапов эксперимента показывает отсутствие достовер- ных различий в репродуктивном (p ≥ 0,05, χ2 = 0,39), стимульно-продуктивном (p ≥ 0,05, χ2 = 0,21), продуктивном (p ≥ 0,05, χ2 = 0,09) (χ2) уровнях и по показателям «знание о сущности интеллектуально-творческой деятельности» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,19), «знание о себе как интеллектуально одаренном субъекте» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,33), «интеллектуаль- но-творческие способности» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,12), «потребность в познании» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,62), «стремление к интеллектуальному саморазвитию» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,014), «мотивация достижений» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,41) «аналитические, исследовательские, ре- флексивные умения» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,017) «продуктивность интеллектуально- творческой деятельности» (p ≥ 0,05, χ2 = 0,23) в выделенных группах. Это определяет оптимальность выборки контрольной группы соответственно тождественной выборке экспериментальной группы в ходе экспериментальной рабо- ты с большей степенью достоверности для использования критерия χ2 - критерия К. Пирсона в целях определения существенных различий в уровнях творческого раз- вития подростка в выделенных выборках. Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили утверждать, что основными причинами низкого уровня развития творческого потенциала подростков в образовательной организации явились выявленные в ходе исследования риски: об- разовательно-технологические - авторитарные установки в организации образова- тельного процесса; жесткая ориентация на продуктивность интеллектуально- творческих достижений обучающегося; недопонимание педагогом своеобразия по- знавательных потребностей, личностных особенностей и стадии социального разви- тия подростка; личностные - неконструктивное общение, коммуникативная напря- женность и отчуждение обучающегося в коллективе сверстников; адаптационная проблематика подростка в образовательной среде; ограничения эмоционального контакта с родителями и возможностей личной автономии; эгоистическая направ- ленность, моральный и познавательный эгоцентризм, повышенная эмоциональная тревожность. Решение этих проблем мы видим в создании специальных педагогиче- ских условий для развития творческого потенциала подростка в контексте разработ- ки и реализации авторской программы в условиях общеобразовательной школы.
×

About the authors

Marina I. Cheremisina

Orenburg State Pedagogical University

Email: mar.ivan21@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Informatics Department 19, Sovetskaya Str., Orenburg

Viktoria. V Pulina

Orenburg State Pedagogical University

Email: pulina_vika@list.ru
19, Sovetskaya Str., Orenburg

References

  1. Абульханова-Славская, К.А. Личностные типы мышления / К.А. Абульханова-Славская // Когнитивная психология. - М., 1986.
  2. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития: учебное пособие / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 606 с.
  3. Орлов, В.А. Социально-психологические особенности проектирования учебного курса совершенствования коммуникативной компетентности школьного учителя / В.А. Орлов // Личность и группа в образовательном пространстве: сб. науч. трудов. / под ред. О.Б. Крушельницкой. - М.: МГППУ, 2008. - 169 с.
  4. Пономарев, Я.А. Развитие проблем научного творчества в советской психологии / Я.А. Пономарев // Проблемы научного творчества в современной психологии / Под редакцией М.Г. Ярошевского. - М., 1971.
  5. Психология творческой деятельности. Тестирование креативности: методические указания / Сост. Н.С. Вершинина. - Томск, 2014. - С. 32
  6. Семенов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И.Н. Семенов. - М., 1990.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Academia, 2011. - 608 с.
  8. Сборник психологических тестов. Часть 2. Пособие / Сост. Е.Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с.
  9. Тихомиров, О.К. Актуальные проблемы развития психологической теории мышления / О.К. Тихомиров // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. - М., 1975.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Cheremisina M.I., Pulina V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies