confessionally-caused features of motivation in the buddhists Karma Kagyu School


Cite item

Full Text

Abstract

The article focuses on the features of the Russian Buddhists’ motivation in the framework of the Karma Kagyu traditions, determined by the method of Stojković I. and Mirić J. Karma Kagyu Buddhism is a traditional school of Tibetan Buddhism, which is quite popular in modern Russia. 90 Buddhists participated in our study. The results obtained indicate that Buddhists have a high internal motivation for practicing and studying doctrine, they have no desire to meet the expectations of others in terms of their religious grounds. They do not expect a reward for the "right" Buddhist life. In their minds, Buddhism is not connected with the traditions of the family and society. The practice of Buddhism for its supporters is a source of emotional well-being, ideals and morality.

Full Text

Введение Психологические исследования религиозности в настоящее время только набирают ход: волна роста интереса к проблеме в международном научном сообществе была отмечена в 90-е годы ХХ века. В России, по-прежнему, ис- следований на данную тему не так много [8], однако специалисты относят российское общество к проходящим «десекуляризацию», то есть таким, в ко- торых число религиозных граждан увеличивается [6]. В особенности слабоизученными остаются религии-экспаты, которые ис- конно не являлись широко распространенными на территории государства и были привнесены в относительно недавнее время. Среди такого рода духов- ных учений у буддизма особое положение - имея более чем двух с половиной тысячелетнюю историю, появившийся на будущих российских территориях в иVI-VII веках и признанный одной из государственных религий в 1764 году при Екатерине II [2], он приобрел основную массу своих современных после- дователей в конце ХХ века, когда буддистские учителя ламаистской тради- ции стали приезжать в Россию с запада. Так сформировались буддистские общины российских городов, открывающие буддистские центры и собираю- щие последователей среди современного городского населения, не имевшего в семейных традициях буддистских корней. Подавляющее большинство по- добного рода общин представлено конвертитами - людьми, не наследующи- ми религиозную традицию от семьи, но принявшими буддизм осознанно во взрослом возрасте. В России буддизму следуют в его Тибетской ламаистской форме, тибет- ский же буддизм относится к направлениям Махаяны и Ваджраяны. Ваджра- яна включает несколько школ, из которых на территории России представле- ны четыре: Гэлуг, Карма Кагью, Ньингма и Сакья [3]. Школа Карма Кагью возникла на территории Тибета в ХI веке, ее исто- рическим основоположником считается Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа, «царь йогинов Тибета» и первый сознательно перерождающийся лама. На за- пад, в том числе в Россию, буддизм Карма Кагью пришел во второй половине ХХ века, благодаря работе Ламы Оле Нидала, первого западного учителя этой линии, которого на данную деятельность благословил Кармапа ХVI Ран- джунг Ригпе Дордже [2]. На сегодняшний день буддисты Карма Кагью - са- мая многочисленная община, имеющая в России порядка 80 центров, община которых составляет от нескольких десятков до тысяч последователей. В шко- лах-общинах Карма Кагью исповедуется в своей традиционной форме [5]. Ключевое отличие буддизма от других религий заключается в том, что это учение нетеистическое, в нем не говорится о боге-творце, боге- законоположнике и судье. Для более точного определения буддизма часто используют термин религиозно-философское учение, таким образом отделяя его от религий как таковых. Обзор литературы Проблема религиозной мотивации поднималась в психологии начиная с книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта», а четкую опреде- ленность впервые получила в работе Г. Олпорта «Индивид и его религия» [9]. Г. Олпорт выделял внешнюю и внутреннюю религиозную мотивацию. Внут- ренняя мотивация направлена на удовлетворение внутренней потребности контакта с трансцендентным, а внешняя состоит в следовании религиозным правилам и ритуалам, но имеет целью достичь чего-либо не связанного с ду- ховностью, например получить одобрение со стороны окружающих. Мысль Г. Олпорта была продолжена рядом исследователей. Т. Мартос и коллеги ввели термины «трансцендентная религиозная мотивация» и «нормативная религиозная мотивация» [14]. Авторы не противопоставляют эти два вида мотивов и говорят о том, что, действуя, как автономные, они во многом до- полняют и поддерживают друг друга [12]. В теории самоопределения Р. Райна и Э. Дечи к внешним и внутренним мотивам были добавлены «внешние личные» - пришедшие извне, но сознательно принятые личностью как желательные и необходимые и «внешние социальные» - принятые лично- стью для получения одобрения окружающих [16]. В теории Р. Райна и Э. Дечи мотивы распределены по степени включенности в структуру лично- сти - от полностью внутренних, до навязываемых личности извне. Авторы теории самоопределения утверждают, что только выбранная самостоятельно цель может приносить удовлетворение при ее достижении [17], что неодно- кратно было подтверждено в практических исследованиях религии. Р. Валлеран и Б. О'Коннор выяснили, что самоопределенная мотивация нахо- дится в позитивной связи с такими факторами, как удовлетворенность жиз- нью и высокая самооценка [16]. Т. Мартос и коллеги показали, что у верую- щих ощущение благополучия позитивно коррелирует с внутренней регуляци- ей, и отрицательно - с внешней [14]. А. Ассор и коллеги показали, что пози- тивная религиозность, гармонично встроенная в структуру личности и прино- сящая счастье, может быть сформирована только благодаря механизмам по- зитивной идентификации и поощрения, но навязанная методами принужде- ния, влиянием условной любви, вины и стыда, приводит только к возрастаю- щим внутренним конфликтам [10]. Религиозность входит в ряд факторов, вы- явленных эмпирически, от которых зависит внутреннее благополучие [20]. Найринк и коллеги, работая в теоретическом контексте, заданном Олпор- том, Райном и Дечи, установили, что внутренняя мотивация и внутренняя ре- лигиозность соответствуют друг другу, но внешняя религиозность не всегда связана с внешним мотивированием [15]. Человек, сосредоточенный на внешней, ритуальной стороне религии может иметь к этому внутреннюю мо- тивацию. Кроме глубины интеграции, исследователи создавали системы, в которых религиозная мотивация рассматривалась качественно - в соответствии с це- лью и функциями в жизни человека. Д. Бэтсон ввел понятие поисковой рели- гиозной ориентации. Согласно его концепции, религия является попыткой ответить на экзистенциальные вопросы бытия [11]. Это положение хорошо объясняет тот факт, что люди чаще обращаются к религии в периоды лич- ностных кризисов, и современное явление перетекания людей из одной си- стемы в другу. Созвучным является подход Р. Худа, который писал, что одной из основных потребностей, привлекающих человека к религиозности, яв- ляется потребность в смысле. В дополнение к ней он называет и второй моти- ватор - потребность в контроле над ситуацией [13]. Более детально подошли к вопросу о религиозной мотивации И. Стойкович и Дж. Мирича [19]: они опирались на материалы многочислен- ных интервью с верующими и при помощи контент-анализа и факторизации выделили пять блоков религиозных мотивов. Во-первых, это блок «религия как высшая ценность», измеряющий направленность человека на поиск ду- ховных смыслов, внутреннюю мотивацию к религиозной жизни. Во-вторых, шкала «стремление соответствовать социальным ожиданиям относительно религии». В этом случае религиозность формируется под влиянием социаль- ного окружения и ожиданий человеком оценки его действий, то есть, суще- ствует внешняя мотивация к религии. Далее в их конструкте религиозной мо- тивации появляется измерение «религиозность как средство исполнения же- ланий»: интервью показали, что многие люди при помощи религии пытаются достичь целей, которые другими средствами считают невыполнимыми, или считают, что правильная, с точки зрения доктрины, жизнь поможет испол- нить их желания. Далее авторы указывают, что многие люди рассматривают религию как часть традиции - национальной или семейной, для них оказыва- ется важным «держаться корней», и в этом им помогает религиозность. Пятой составляющей мотивации И. Стойкович и Дж. Мирич называют «поиск эмо- ционального благополучия», основы идеалов и морали. Люди с этим преоб- ладающим мотивационным типом видят религию, прежде всего, как основу душевного благополучия, а также как источник нормативных правил в обще- стве и рецептов «правильного» образа жизни. В современном социокультурном пространстве сосуществует целый ряд религий и отдельных направлений, которые по отдельным своим установкам и ценностям могут быть ближе или дальше от секулярного общества, нахо- дить с ним общие точки или дистанцироваться. То, насколько установки и ценности близки общим ценностям и правилам данного социума, определяет социокультурное положение религиозной конфессии. Материалы и методы В нашем исследовании мы поставили целью выявить наличие связей пре- обладающих мотивационных типов с буддистской доктриной и ключевыми особенностями социокультурного положения современных российских буд- дистов. Мотивация формируется в том числе под влиянием значимых других, и влияние религиозной конфессии - частный случай этого правила. В данной работе мы сосредоточились на изучении мотивации российский буддистов школы Карма Кагью, связанной с конфессиональной жизнью. Для исследования мотивационного профиля буддистов мы применили опросник И. Стойкович и Дж. Мирича [19]. Он был разработан для теистических религий, и при этом он конфессионально-нейтрален. Инструментарий был мо- дифицирован нами для исследования буддистов - ряд религиозных терминов из опросника нами был заменен на релевантные понятия из буддистского учения. Также мы дополнили опросник пятибалльной шкалой Лайкерта, а затем пере- считали результаты в стенах для удобства восприятия данных. В исследовании приняли участие буддисты школы Карма Кагью в коли- честве 90 человек в возрасте от 23 до 60 лет (средний возраст 40 лет, медиана - 39), среди которых женщин 45 и мужчин 45. Все участники исследования принадлежат к сообществу буддистов, посещают буддистский центр и вы- полняют практики от полугода до 25 лет (среднее по выборке 9,8 лет, медиа- на 7 лет). Участники исследования имеют высокую степень погружения в буддизм: регулярно выполняют буддистские практики (медитируют не реже 1 раза в неделю), посещают буддистский центр не реже 1 раза в месяц. Результаты исследования По шкале «Религия как высшая ценность» (РВЦ) респонденты набрали средневысокие баллы (среднее 7,28 стен, медиана 7,14 стен) при относитель- но низкой дисперсии (1,89). Минимальный балл по шкале составил 5 стен. Результат показывает, что при относительно большой гомогенности группы, все буддисты имеют высокую внутреннюю мотивацию в духовной жизни. Основные статистические показатели по результатам теста И. Стойкович и Дж. Мирич (в стенах) РВЦ СО ИЖ Т ЭИМ Среднее 7,28 1,40 3,86 2,35 6,87 Медиана 7,14 1,25 3,75 2,50 6,79 Дисперсия 1,89 1,40 5,90 3,44 2,99 По шкале «Стремление соответствовать социальным ожиданиям относи- тельно религии» (СО) баллы оказались низкими (среднее 1,40 стен, медиана 1,25 стен), что в сырых баллах соответствует резким отрицательным ответам на вопрос по шкале Лайкера. При этом дисперсия оказалась также низкой (1,4), что говорит о склонности группы давать сходные ответы на данный во- прос. Низкие баллы по шкале говорят об отсутствии стремления соответство- вать в плане своей религиозной принадлежности ожиданиям окружающих, а также некотором противостоянии доминирующей культуре, что дополни- тельно подтверждает результат, полученный по шкале «Традиции». В измерении «Религии как средства исполнения желаний» (ИЖ) мы по- лучили относительно низкие баллы (среднее 3,86 стен, медиана 3,75 стен) при средней дисперсии (5,9). Буддисты не склонны рассматривать буддизм как средство достижения каких-либо благ, у них нет ожиданий того, что при «правильной» буддистской жизни за нею последует какая-либо кармическая награда. Само слово «желание» имеет в буддизме отрицательную коннота- цию, так как желания, согласно доктрине, есть источник страданий. По шкале «Религия как часть традиции» (Т) буддисты набрали низкие баллы (среднее 2,35 стен, медиана 2,50 стен) при низко-средней дисперсии (3,44). Результат говорит о том, что при некотором разбросе индивидуальных отличий последователи в целом не склонны связывать буддизм с националь- ной или семейной традицией. В исследовании И. Стойкович и Дж. Мирича христианских и мусульманских конфессий этот фактор оказался позитивно связанным с внутренней мотивацией, то есть данные религии воспринимают- ся последователями как традиционные [19]. В нашем исследовании предста- вителей Общества сознания Кришны респонденты набрали очень низкий балл, соответствующий отрицательным значениям шкалы, то есть адепты ча- сто чувствуют, что находятся в культурно чуждом пространстве [7]. Мы ви- дим, что результаты по этой шкале отличаются у последователей религий- экспатов. Данная шкала показывает относительное положение конфессии в социокультурном пространстве, отражаемое в самосознании последователей, большую или меньшую связанность ее с культурно-историческим наследием. Понимание религии в качестве «источника эмоционального благополу- чия, идеалов и морали» (ЭИМ) получило у буддистов средне-высокие баллы (среднее 6,87 стен, медиана 6,79 стен) при низкой дисперсии (2,99). Буддизм рассматривается респондентами как источник спокойствия, что соответствует буддийским поучениям. Обретение душевного спокойствия здесь и сейчас является одной из главных целей буддистских практик. Эксперты отмечают, что буддизм набирает популярность в совереном мире благодаря своей «пси- хотехничности»: он предлагает практические средства достижения душевного равновесия [4]. Исследователи находят гендерные отличия в проявлениях религиозности. Так, женщинам свойственна более выраженная потребность в духовном и глубина переживаний, мужчинам - стремление к философскому осмыслению и ориентация на социальное [1]. Подобные различия явно проявляются в ис- следовании при помощи данной методики. В нашем предыдущем исследова- нии мы наблюдали значимые гендерные различия у испытуемых из Общества сознания Кришны по ряду шкал: у мужчин представления о религии как средстве исполнения желаний явно выше, чем у женщин, а женщины чаще отмечают, что религия является источником морали и нравственности [7]. Однако у буддистов по всем шкалам методики не было обнаружено ста- тистически значимых отличий между ответами мужчин и женщин (сравнение производилось по методу T-критерия Cтьюдента для двух независимых вы- борок). Результат позитивно соотносится с декларируемым буддистами тези- сом о том, что в буддизме мужчины и женщины равны, и их духовный путь во многом похож. Это утверждение довольно оригинально, если сопоставлять буддистские установки относительно религиозной жизни с таковыми у ряда конфессий (например, православных христиан, мусульман и вайшнавов), где роли мужчины и женщины довольно сильно различаются. Обсуждение и заключение Исследование мотивации буддистов выявило ряд конфессионально- обусловленных отличительных черт: высокую степень внутренней мотивации последователей, отсутствие ожидания социального одобрения, отсутствие ожи- дания награды за исполнение буддистских практик, отсутствие в восприятии буддизма связи с семейной или национальной традицией, высокую степень свя- занности в сознании респондентов буддизма с душевным спокойствием. Данные подтвердили, что у буддистов преобладающие типы мотивации связаны с буддистской доктриной: восприятие буддизма респондентами свя- зано с душевным спокойствием, к которому призывают стремиться учителя буддизма. Буддисты имеют сильную внутреннюю мотивацию к учению, что соответствует установке на принятие прибежища в сокровищах буддизма, то есть буддизм предлагает ставить буддистское учение выше других ценностей. В целом в исследованиях религии высокая внутренняя мотивация соответ- ствует сильной вовлеченности в духовно-религиозную жизнь. Отсутствие в восприятии буддизма связи с семейной или национальной традицией проис- текает из особенностей социокультурного контекста: буддизм на территории европейской части России является религией-экспатом, буддисты - новооб- ращенные последователи в первом поколении, и преемственности они не ощущают, что также показали данные исследования. В целом, наше исследование может служить цели создания комплексного социально-психологического портрета современного российского буддиста, дополнить данные о специфике религиозной мотивации и представлять цен- ность для дальнейших сравнительных исследований религии.
×

About the authors

Miroslav I. Yasin

Plekhanov Russian University of Economics

Email: nadsaw@yandex.ru
Cand. Soc. Sci., Associate Professor of Psychology Department 36, Stremyanny lane, Moscow, Russia, 117997

References

  1. Гусева Е.С. Гендерные аспекты индивидуальной религиозности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16. № 2-2. С. 329-332.
  2. Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: мировоззрение, история, современность, Россия, символы: иллюстрированная энциклопедия. Москва: Эксмо, 2012. 253 с.
  3. Монгуш М.В. Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа // Новые исследования Тувы. 2016. № 1 (29). С. 5-19.
  4. Уланов М.С. О причинах распространения буддизма на западе в эпоху глобализации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. № 2. С. 68-72.
  5. Шатравский С.И. К проблеме классификации общин буддистов-конвертитов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 2 (144). С. 141-164.
  6. Эпштейн А.Д. Секуляризация и ее пределы: самосознание и свобода совести в эпоху конфликта цивилизаций // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2015. № 2. С. 88-109.
  7. Ясин М.И. Внутренняя религиозная мотивация у вайшнавов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 1. С. 100-103.
  8. Ясин М.И. Современные направления исследований в психологии религии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 2. С. 76-79.
  9. Allport G.W. The Individual and His Religion. New York: McMillan, 1950. 147 p.
  10. Assor A., Roth G., Deci, E.L. The emotional costs of perceived parental conditional regard: A self-determined theory analysis // Journal of Personality. 2004. Vol. 72. Pp. 48-89.
  11. Batson C.D., Raynor-Prince L. Religious Orientation and Complexity of Thought About Existential Concern // Journal for the Scientific Study of Religion. 1983. Vol. 22. Pp. 38-50.
  12. Deci E.L., Ryan R.M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. Pp. 227-268.
  13. Hood R.W., Jr, Spilka B., Hunsberger B., Gorsuch R. The Psychology of Religion: An empirical approach. New York: Guilford Press. 1996. 636 p.
  14. Martos T., Kezdy A., Horvath-Szabo K. Religious Motivations for Everyday Goals: Their Religious Context and Potential Consequences // Motivation and Emotion. 2011. Vol. 35. Pp. 75-88.
  15. Neyrinck B., Vansteenkiste M., Lens W., Soenens B. Updating Allport’s and Batson’s Framework of Religious Orientations: A Reevaluation from the Perspective of Self- Determination Theory and Wulff’s Social Cognitive Model // Journal for the Scientific Study of Religion. 2010. Vol. 49(3). Pp. 425-438.
  16. O’Connor B.P., Vallerand R.J. Religious motivation in the elderly: A French- Canadian replication and an extension // Journal of Social Psychology. 1990. Vol. 130. Рp. 53-59.
  17. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual Review Psychology. 2001. Vol. 52. P. 141-166.
  18. Ryan R.M., Rigby S., King K. Two types of religious internalization and their relations to religious orientations and mental health // Journal of sonality and Social Psychology. 1993. Vol. 65. Pp. 586-596.
  19. Stojković I., Mirić J. Construction of a Religious Motivation Questionnaire. Psihologija. 2012. Vol. 45. No. 2. Pp. 155-170.
  20. Vieten С., Pilato R., Pargament K., Scammell S., Ammondson I., Lukoff D. Spiritual and Religious Competencies for Psychologists // Psychology of Religion and Spirituality 2013, Vol. 5. No. 3. Pp. 129-144.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Yasin M.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies