Cпортивное мастерство в единоборствах: к уточнению педагогического содержания понятия


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проанализированы понятия «мастерство» и «спортивное мастерство», которые исследованы в рамках различных подходов: психологии, акмеологии, теории деятельности, аксиологии. Во время рассмотрения данных теорий, авторы выявили стадии формирования и развития мастерства. Кроме того, исходя из исследований понятия «мастерство» с точки зрения различных теорий, авторами выдвигается предположение о многоаспектности данного понятия. Также в данной работе высказывается мнение, что проблема спортивного мастерства и путей его формирования в учебно-тренировочном процессе является очень важной социальной и психолого-педагогической задачей в области любительского и профессионального спорта. Во время исследования авторами для уточнения понятия «спортивное мастерство в единоборствах» рассмотрено само понятие «единоборство», которое описывается в данной статье, а также обоснована цель спортивного единоборства. Помимо этого, авторы выделили основные структурные составляющие понятия «спортивное мастерство» с целью дальнейшего установления их взаимосвязей и построения модели формирования спортивного мастерства единоборцев: физиологическую, психологическую, нравственную, технико-тактическую, когнитивную. Первым необходимым условием при этом является концептуальное уточнение содержания понятия «спортивное мастерство в единоборствах», которое авторы статьи предлагают, основываясь на анализе вышеперечисленных теорий и эмпирическом опыте, полученном в ходе тренерской и соревновательной деятельности. Благодаря конкретизации понятия «Спортивное мастерство в единоборствах», в дальнейшем, опираясь на данное понятие, авторы планируют разработать организационно-педагогические условия формирования спортивного мастерства, применяемые исключительно к спортивным видам единоборств (вольная борьба, дзюдо, самбо, бокс и т.д.).

Полный текст

Введение Одной из важнейших задач нашего государства в сфере физической куль- туры и спорта является оздоровление и воспитание подрастающего поколе- ния. Спорт выступает в роли эффективного средства формирования здорово- го образа жизни и является залогом успешной социализации у людей всех возрастов, а различные виды спорта предстают в виде воспитательного про- странства, в котором занимающимся дают возможность проявить волю, пока- зать обществу свои спортивные достижения, характер, уровень мастерства. Одной из спортивных направленностей, где занимающиеся могут не только развить необходимые физические и психологические качества, но и достичь определенных спортивных результатов и высокого уровня спортивного ма- стерства являются единоборства. Однако проблема формирования спортив- ного мастерства уже на протяжении довольно долгого времени является зна- чимой задачей в педагогике физической культуры и спорта. 1. Обзор литературы Во-первых, необходимо произвести мониторинг определений такого по- нятия, как мастерство. Понятие мастерство разными учеными и авторами трактуется по-разному. Так, например, А.А. Реан характеризует мастерство как «свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода» [1]. С точки зрения Н.И. Конюхова, мастерством является «высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом, имеющий ярко выраженные индивидуальные признаки и определяемый по конечному продукту труда, по способам достижения целей профессиональ- ной деятельности» [2]. В.Г. Зазыкин и А.А. Деркач в своих словарях дают следующее определение понятию мастерства: «Категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, при- обретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода… Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близка к акмеологической категории «профессионализм деятельности»» [3, 4]. В свою очередь, профессионализм деятельности А.А. Дергач и В.Г. Зазыкин определяют следующим образом: «Качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение со- временными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктив- ностью» [3]. Также следует обратить внимание на то, что в любой профессии, в первую очередь мастерство предполагает именно психологическую готов- ность для того, чтобы творчески решить возникшие проблемы. Данные опре- деления раскрывают понятие «мастерство» с точки зрения психологии и в частности акмеологии. Кроме того, нужно добавить, что понятие мастерство весьма гармонично вписывается в область акмеологии, так как само понятие «акмеология» характеризуется как «раздел психологии развития, исследую- щий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достиже- ния высшей ступени (акме) индивидуального развития» [5]. Ряд авторов исследуют понятие мастерство в рамках теории деятельно- сти. Так, например, В.Н. Антонова в своих трудах дает следующее определе- ние понятию «мастерство»: «Желаемый уровень развития человека как субъ- екта деятельности; мастерство предполагает не только наличие умений, зна- ний, но и определенный склад личности» [6]. А. Ребер несколько иначе трак- тует мастерство с точки зрения деятельности. Он приводит следующее опре- деление: «Мастерство - достижение некоторого предварительно установлен- ного (и обычно высоко) уровня функционирования по выполнению некото- рой задачи» [7]. Исходя из вышеперечисленных определений, можно также предполо- жить, что мастерство в рамках деятельностного аспекта следует охарактери- зовать, как высший уровень человеческой деятельности, в которой происхо- дит передача социального опыта, знаний умений и навыков, материальной и морально-духовной культуры от одного поколения к другому, направленный на развитие и совершенствование личности. Согласно высказыванию одного из основоположников теории деятельно- сти С.Л. Рубинштейна, человек «в своих деяниях, актах творческой самодея- тельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается, по- этому тем, что он делает, можно определять то, что он есть» [8]. Достичь определенного мастерства в своем деле - это очень тяжелый труд, а еще труднее в совершенстве овладеть мастерством. Но, как уже было сказано вы- ше: «Мастерство - это желаемый уровень развития человека как субъекта де- ятельности…», то есть, прежде чем достичь необходимого уровня мастерства, человеку нужно сформироваться как субъекту деятельности. Формирование человека как субъекта деятельности - это следствие преодоления им возникающих сложностей на своем пути развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и со- вершенствования профессионального мастерства. Отсюда можно выделить несколько стадий формирования и развития ма- стерства. Возникновение намерений освоить определенной вид деятельности. На данном этапе человек должен грамотно подойти к выбору определенного вида деятельности (выбор профессии, спорт, музыка и т.д.). Происходит обучение в избранном профессиональном виде деятельности. Самостоятельное выполнение трудовой деятельности в избранной профессии. Если человек удовлетворен тем, что он делает и у него высокие производственные показатели, значит, у него происходит успешное развитие, и совершенствуется мастерство. Овладение мастерством в совершенстве. Характеризуется высоким уровнем развития профессиональных умений и навыков качеств, широкой ориентировкой в избранном виде деятельности, как правило, подтверждаю- щимися формальными показателями его профессиональной квалификации (разряд, категория, звание). Помимо психологического и деятельностного аспектов, характеризую- щих понятие мастерства, наиболее интересным все же представляется его нравственный компонент «описывающий роль морально-этических факторов при формировании у человека мировоззренческих установок, проявляющихся в его избранном виде деятельности» [9]. Под мастерством как одним из качеств личности подразумевается взаи- мосвязь между психологической и мировоззренческой готовностью человека к профессиональной реализации и уровнем требований в избранном виде де- ятельности, в том числе нравственных. По мере усложнений общественных и социальных отношений, на первый план постепенно выдвигаются гуманистические ценности, требования со сто- роны общества ко многим профессиональным видам деятельности возраста- ют, и понятие «мастерство» расширяется содержательно и по смыслу: его сущность как социального явления не ограничивается рамками взаимосвязи между сугубо техническими навыками и умениями, помимо этого актуализи- руются нравственные и гуманистические идеалы. В настоящее момент человек, обладающий мастерством в избранной сфе- ре деятельности, должен не только иметь специализированные знания и соот- ветствовать определенному уровню требований данного вида деятельности, но и нести за них личную ответственность, другими словами, у мастерства проявляется ярко выраженный морально-этический компонент. В.С. Мухаметжанова характеризует нравственный компонент мастерства как «соответствие личных качеств человека (навыков, умений, знаний, цен- ностей, идеалов) общественным ожиданиям от избранного вида деятельно- сти (они изменяются в соответствии с научно-техническим, интеллектуаль- ным и социальным развитием)» [10]. С точки зрения А.С. Капто, «ядром личности профессионала (человек, обладающий высоким уровнем мастерства в своем деле) сегодня выступает ее мировоззрение в совокупности с идейно-нравственной, философской и соци- ально-психологической сторонами личности» [11]. Поэтому совершенствова- ние мастерства стало необходимым условием самореализации человека, его планомерного, всестороннего и гармоничного развития как члена современ- ного общества с его многоуровневой структурой социальных связей и взаи- модействий. Материалы и методы Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях как педагогика спорта, психология спорта, акмеоло- гия, аксиология и т.д. Основным методом исследования являлся теоретический метод (анализ научной литературы по формированию спортивного мастерства в учебно- тренировочном процессе). Результаты исследования Проанализировав данные определения можно сделать вывод, что мастер- ство - понятие интегральное и многоаспектное. Так в процессе подготовки спортсмена происходят изменения его физических, психологических, техни- ческих возможностей и нравственных качеств. Отсюда следует сказать что понятие «спортивное мастерство» имеет весьма схожее определение с поня- тием «мастерство», но несколько отличается ввиду его специализации. Пред- варительно это понятие можно охарактеризовать следующим образом: спор- тивное мастерство - интегральное свойство личности, определяющее успеш- ность и продуктивность деятельности спортсмена, и его высокий уровень ре- зультативности и достижений в конкретном виде спорта. Во время становления спортивного мастерства происходит масштабная и всесторонняя подготовительная работа, целью которой является улучшение функциональных возможностей организма спортсмена, обучение новым тех- нико-тактическим навыкам и последующее развитие психических качеств. Первоначально необходимо уделить внимание всесторонней физической под- готовке спортсмена, а также воспитанию у него морально-волевых качеств, целеустремленности, стрессоустойчивости, высокого уровня концентрации при выполнении заданий, стремления к высоким спортивным достижениям. В дальнейшем, тренировочный процесс становится более специализированным в каждом виде спорта и включает в себя отдельные элементы, с помощью которых достигается готовность к спортивным достижениям, и которые объединяются в единое целое, благодаря чему и возникает спортивное мастерство. Обеспечение высокого уровня физической подготовленности является одним из основных требований для достижения высоких результатов в спор- те. Другими словами, физическая подготовка характеризуется как определен- ный фундамент, на котором строится мастерство спортсмена. Однако стоит сказать, что подготовка спортсменов по различным спортивным направлени- ям не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую, тренеры делают упор на физическую и технико-тактическую подготовку. Безусловно, эти направления наиболее востребованы в учебно-тренировочном процессе, но для полноценной подготовки спортсменов и формирования у них мастерства, этого будет недостаточно. Первоочередной целью спортивной тренировки является изменение функциональных систем занимающегося, направленное на высокие спортивные достижения, отражающиеся не только на физиче- ском, но и на психофизиологическом и социальном компонентах, другими словами формирование соответствующего психического образа, который ре- гулирует деятельность спортсмена [12]. Вместе с тем следует сказать, что до- стижение высоких результатов спортсменами возможно только при ком- плексном освоении определенных компонентов спортивного мастерства: все- стороннее физическое развитие, овладение спортивной техникой и тактикой, воспитание высоких морально-волевых качеств, приобретение теоретических знаний, развитие специальных физических качеств. Выделим основные составляющие понятия «спортивное мастерство»: физиологическая (общая физическая подготовка, специальная физиче- ская подготовка, функциональные возможности организма, физические дан- ные спортсмена); когнитивная (теоретические знания физической культуры и спорта - общие, теоретические знания в избранном виде спорта - специализация, зна- ния строения организма и его возможностей - анатомия, физиология, биохи- мия, теоретические знания исполнения технических элементов и приемов в избранном виде спорта); технико-тактическая (обучение техническим приемам и элементам в избранном виде спорта и их непрерывное совершенствование, обучение ак- робатическим и координационным элементам, обучение грамотному тактиче- скому построению плана для выступлений на соревнованиях как в целом, так и на определенном соревновательном этапе); психологическая (морально-волевые качества, целеустремленность, концентрация, решительность, самообладание, смелость, уверенность и т.д.); нравственная (дисциплина, ответственность, уважительное отношение как к тренерам так и к товарищам, а также к посторонним людям, формиро- вание чувства товарищества в коллективе и т.д.). Многоаспектность понятия «спортивное мастерство» необходимо учиты- вать тренерам при планировании подготовки, как новичка, так и опытного спортсмена. Если тренер-преподаватель ориентируется только на итоговый результат деятельности в учебно-тренировочном процессе и не ставит зани- мающимся цели овладеть всеми элементами спортивного мастерства, то по- следнее будет формироваться стихийно, т.е. овладение спортивным мастер- ством практически не происходит. Если спортсмен овладел спортивным ма- стерством, значит «он должен быть способным продемонстрировать его в определенный момент времени и с высокой вероятностью повторения» [13]. То есть спортивное мастерство должно гарантировать результативную устой- чивость спортсмена. Но что значит продемонстрировать спортивное мастер- ство? В каждом виде спорта оно демонстрируется по-разному. Отсюда следу- ет необходимость конкретизации содержания понятия «спортивное мастер- ство» относительно определенных видов спорта. Обсуждение и заключение Понятие «спортивное мастерство», общее для всех видов спорта, исследова- но в диссертационной работе А.В. Кокурина. Он определил спортивное мастер- ство как «системное свойство, определяющее успешность и эффективность спортивной деятельности, и высокий уровень достижений в конкретном виде спорта; результат целенаправленной подготовки учащихся спортивных учре- ждений дополнительного образования, располагающих опытом, традициями ма- териально-технической базой, квалифицированными кадрами и перспективой участия учащихся-спортсменов в соревнованиях самого высокого ранга в случае достижения соответствующего уровня подготовленности» [14]. Конкретизируем понятие «спортивное мастерство» относительно спор- тивных видов единоборств. Само понятие единоборство определяется как «один из видов спортивного соревнования между двумя участниками, кото- рые противодействуют друг другу, используя физические, технические, так- тические и психологические качества, с целью выявить победителя в схват- ке» [15]. «Цель спортивного единоборства - победить соперника, действуя в рамках установленных правил и проводя приёмы, причиняющие ему макси- мальный физический ущерб, либо поставить соперника в заведомо проиг- рышную ситуацию, а также, соответственно, защититься от аналогичных приёмов соперника» [16]. Исходя из этого, можно выдвинуть следующее определение спортивного мастерства в единоборствах. Под спортивным ма- стерством в единоборствах будем понимать непрерывно совершенствующее- ся с учетом постоянного развития общества и соответствующее современным требованиям всех сфер, затрагивающих спорт, интегративное свойство лич- ности единоборца, которое определяет устойчивый результат его целенаправленного процесса подготовки на основе развития физических, психоло- гических, технико-тактических и нравственных качеств спортсмена.
×

Об авторах

Ольга Викторовна Юсупова

Самарский государственный технический университет

Email: yusupova.ov@samgtu.ru
доктор педагогических наук, доцент, проректор СамГТУ по учебной работе 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Александр Дмитриевич Воронин

Самарский государственный технический университет

Email: sasha-voronin-1994@mail.ru
аспирант кафедры психологии и педагогики 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
  2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Москва, 1992.
  3. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. Спб.: Питер, 2003. 256 с.
  4. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s129-ru12.htm
  5. Тартаковский М. С. Акмеология. М.: ИМЖ «Панорама», 1992. 313 с.
  6. Антонова В.Н. Самоопределение и профориентация учащихся: словарь- справочник / сост. В.Н. Антонова. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. 160 с.
  7. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера: в 2-х т., Т.1./ Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. М.: Вече АСТ, 2003. 592 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.
  9. Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. М: РУДН, 2004. 289 с.
  10. Мухаметжанова В.С. Нравственно-этические аспекты профессионализма //Вестник РУДН, серия Философия. 2013. № 3. С. 135-140.
  11. Капто А.С. Профессиональная этика. М.; СКАГС, 2006. 799 c.
  12. Хало П.В., Хвалебо Г.В., Щеткин Ю.Ю. Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2015. № 2. С. 216-223.;
  13. Еганов А.В. Формирование спортивного мастерства в единоборствах на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 79-80.
  14. Кокурин А.В. Педагогические условия формирования спортивного мастерства учащихся учреждений дополнительного образования: дис..канд. пед. наук:13.00.01 Саранск, 2006. 179 c.
  15. Баракаев Б.У. Проблемы повышения соревновательной деятельности у борцов //Вестник спортивной науки. 2010. № 6. С. 14-17.
  16. Завьялов А.И., Тимошенко Ю.А. Формирование спортивного мастерства борцов в связи с эволюцией правил соревнований // «Восток - Россия - Запад» Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Иркутск: «Аспринт», 2011, Т3. 320 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юсупова О.В., Воронин А.Д., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах