Sports skills in martial arts


Cite item

Abstract

The article analyzes the concepts of "skill" and "sport skills", which are studied in the framework of various theories: psychology, acmeology, theory of activity, axiology. During the consideration of these theories, the authors identified stages of formation and development of skills. In addition, based on studies of the concept of "skill" from the point of view of various theories, the authors put forward the assumption that this concept is multifaceted. Furthermore, this paper suggests that the problem of sports skills and ways of their formation in the training process is a very important social and psycho-pedagogical task in the field of amateur and professional sports. During the study the authors examined the concept of "martial arts" and justified the purpose of martial arts in order to clarify the concept of "sport skills in the martial arts”. The authors identified the main structural components of the concept of "sport skills" in order to further establish their relationships and build a model of the formation of sports skills martial fighters: physiological, psychological, moral, technical and tactical, cognitive. At first the necessary condition here is the conceptual refinement of the concept of "sport skills in martial arts", which the authors of the article suggest, based on an analysis of the above theories and empirical experience obtained during coaching and competitive activities. Due to the specification of the concept of "sport skills in martial arts" in the future, the authors are planning to develop organizational and pedagogical conditions of formation of sports skills which used exclusively for martial arts (wrestling, judo, sambo, boxing, etc.), based on this concept.

Full Text

Введение Одной из важнейших задач нашего государства в сфере физической куль- туры и спорта является оздоровление и воспитание подрастающего поколе- ния. Спорт выступает в роли эффективного средства формирования здорово- го образа жизни и является залогом успешной социализации у людей всех возрастов, а различные виды спорта предстают в виде воспитательного про- странства, в котором занимающимся дают возможность проявить волю, пока- зать обществу свои спортивные достижения, характер, уровень мастерства. Одной из спортивных направленностей, где занимающиеся могут не только развить необходимые физические и психологические качества, но и достичь определенных спортивных результатов и высокого уровня спортивного ма- стерства являются единоборства. Однако проблема формирования спортив- ного мастерства уже на протяжении довольно долгого времени является зна- чимой задачей в педагогике физической культуры и спорта. 1. Обзор литературы Во-первых, необходимо произвести мониторинг определений такого по- нятия, как мастерство. Понятие мастерство разными учеными и авторами трактуется по-разному. Так, например, А.А. Реан характеризует мастерство как «свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода» [1]. С точки зрения Н.И. Конюхова, мастерством является «высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом, имеющий ярко выраженные индивидуальные признаки и определяемый по конечному продукту труда, по способам достижения целей профессиональ- ной деятельности» [2]. В.Г. Зазыкин и А.А. Деркач в своих словарях дают следующее определение понятию мастерства: «Категория, принадлежащая психологии труда и акмеологии, характеризующее свойство личности, при- обретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода… Психологическая категория «мастерство» по своему содержанию близка к акмеологической категории «профессионализм деятельности»» [3, 4]. В свою очередь, профессионализм деятельности А.А. Дергач и В.Г. Зазыкин определяют следующим образом: «Качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе базирующихся на творческих решениях, владение со- временными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой стабильной продуктив- ностью» [3]. Также следует обратить внимание на то, что в любой профессии, в первую очередь мастерство предполагает именно психологическую готов- ность для того, чтобы творчески решить возникшие проблемы. Данные опре- деления раскрывают понятие «мастерство» с точки зрения психологии и в частности акмеологии. Кроме того, нужно добавить, что понятие мастерство весьма гармонично вписывается в область акмеологии, так как само понятие «акмеология» характеризуется как «раздел психологии развития, исследую- щий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достиже- ния высшей ступени (акме) индивидуального развития» [5]. Ряд авторов исследуют понятие мастерство в рамках теории деятельно- сти. Так, например, В.Н. Антонова в своих трудах дает следующее определе- ние понятию «мастерство»: «Желаемый уровень развития человека как субъ- екта деятельности; мастерство предполагает не только наличие умений, зна- ний, но и определенный склад личности» [6]. А. Ребер несколько иначе трак- тует мастерство с точки зрения деятельности. Он приводит следующее опре- деление: «Мастерство - достижение некоторого предварительно установлен- ного (и обычно высоко) уровня функционирования по выполнению некото- рой задачи» [7]. Исходя из вышеперечисленных определений, можно также предполо- жить, что мастерство в рамках деятельностного аспекта следует охарактери- зовать, как высший уровень человеческой деятельности, в которой происхо- дит передача социального опыта, знаний умений и навыков, материальной и морально-духовной культуры от одного поколения к другому, направленный на развитие и совершенствование личности. Согласно высказыванию одного из основоположников теории деятельно- сти С.Л. Рубинштейна, человек «в своих деяниях, актах творческой самодея- тельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается, по- этому тем, что он делает, можно определять то, что он есть» [8]. Достичь определенного мастерства в своем деле - это очень тяжелый труд, а еще труднее в совершенстве овладеть мастерством. Но, как уже было сказано вы- ше: «Мастерство - это желаемый уровень развития человека как субъекта де- ятельности…», то есть, прежде чем достичь необходимого уровня мастерства, человеку нужно сформироваться как субъекту деятельности. Формирование человека как субъекта деятельности - это следствие преодоления им возникающих сложностей на своем пути развития, подготовки к вхождению в мир профессий, освоения профессиональной деятельности, адаптации к ней и со- вершенствования профессионального мастерства. Отсюда можно выделить несколько стадий формирования и развития ма- стерства. Возникновение намерений освоить определенной вид деятельности. На данном этапе человек должен грамотно подойти к выбору определенного вида деятельности (выбор профессии, спорт, музыка и т.д.). Происходит обучение в избранном профессиональном виде деятельности. Самостоятельное выполнение трудовой деятельности в избранной профессии. Если человек удовлетворен тем, что он делает и у него высокие производственные показатели, значит, у него происходит успешное развитие, и совершенствуется мастерство. Овладение мастерством в совершенстве. Характеризуется высоким уровнем развития профессиональных умений и навыков качеств, широкой ориентировкой в избранном виде деятельности, как правило, подтверждаю- щимися формальными показателями его профессиональной квалификации (разряд, категория, звание). Помимо психологического и деятельностного аспектов, характеризую- щих понятие мастерства, наиболее интересным все же представляется его нравственный компонент «описывающий роль морально-этических факторов при формировании у человека мировоззренческих установок, проявляющихся в его избранном виде деятельности» [9]. Под мастерством как одним из качеств личности подразумевается взаи- мосвязь между психологической и мировоззренческой готовностью человека к профессиональной реализации и уровнем требований в избранном виде де- ятельности, в том числе нравственных. По мере усложнений общественных и социальных отношений, на первый план постепенно выдвигаются гуманистические ценности, требования со сто- роны общества ко многим профессиональным видам деятельности возраста- ют, и понятие «мастерство» расширяется содержательно и по смыслу: его сущность как социального явления не ограничивается рамками взаимосвязи между сугубо техническими навыками и умениями, помимо этого актуализи- руются нравственные и гуманистические идеалы. В настоящее момент человек, обладающий мастерством в избранной сфе- ре деятельности, должен не только иметь специализированные знания и соот- ветствовать определенному уровню требований данного вида деятельности, но и нести за них личную ответственность, другими словами, у мастерства проявляется ярко выраженный морально-этический компонент. В.С. Мухаметжанова характеризует нравственный компонент мастерства как «соответствие личных качеств человека (навыков, умений, знаний, цен- ностей, идеалов) общественным ожиданиям от избранного вида деятельно- сти (они изменяются в соответствии с научно-техническим, интеллектуаль- ным и социальным развитием)» [10]. С точки зрения А.С. Капто, «ядром личности профессионала (человек, обладающий высоким уровнем мастерства в своем деле) сегодня выступает ее мировоззрение в совокупности с идейно-нравственной, философской и соци- ально-психологической сторонами личности» [11]. Поэтому совершенствова- ние мастерства стало необходимым условием самореализации человека, его планомерного, всестороннего и гармоничного развития как члена современ- ного общества с его многоуровневой структурой социальных связей и взаи- модействий. Материалы и методы Материалом исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях как педагогика спорта, психология спорта, акмеоло- гия, аксиология и т.д. Основным методом исследования являлся теоретический метод (анализ научной литературы по формированию спортивного мастерства в учебно- тренировочном процессе). Результаты исследования Проанализировав данные определения можно сделать вывод, что мастер- ство - понятие интегральное и многоаспектное. Так в процессе подготовки спортсмена происходят изменения его физических, психологических, техни- ческих возможностей и нравственных качеств. Отсюда следует сказать что понятие «спортивное мастерство» имеет весьма схожее определение с поня- тием «мастерство», но несколько отличается ввиду его специализации. Пред- варительно это понятие можно охарактеризовать следующим образом: спор- тивное мастерство - интегральное свойство личности, определяющее успеш- ность и продуктивность деятельности спортсмена, и его высокий уровень ре- зультативности и достижений в конкретном виде спорта. Во время становления спортивного мастерства происходит масштабная и всесторонняя подготовительная работа, целью которой является улучшение функциональных возможностей организма спортсмена, обучение новым тех- нико-тактическим навыкам и последующее развитие психических качеств. Первоначально необходимо уделить внимание всесторонней физической под- готовке спортсмена, а также воспитанию у него морально-волевых качеств, целеустремленности, стрессоустойчивости, высокого уровня концентрации при выполнении заданий, стремления к высоким спортивным достижениям. В дальнейшем, тренировочный процесс становится более специализированным в каждом виде спорта и включает в себя отдельные элементы, с помощью которых достигается готовность к спортивным достижениям, и которые объединяются в единое целое, благодаря чему и возникает спортивное мастерство. Обеспечение высокого уровня физической подготовленности является одним из основных требований для достижения высоких результатов в спор- те. Другими словами, физическая подготовка характеризуется как определен- ный фундамент, на котором строится мастерство спортсмена. Однако стоит сказать, что подготовка спортсменов по различным спортивным направлени- ям не всегда отвечает современным требованиям. Зачастую, тренеры делают упор на физическую и технико-тактическую подготовку. Безусловно, эти направления наиболее востребованы в учебно-тренировочном процессе, но для полноценной подготовки спортсменов и формирования у них мастерства, этого будет недостаточно. Первоочередной целью спортивной тренировки является изменение функциональных систем занимающегося, направленное на высокие спортивные достижения, отражающиеся не только на физиче- ском, но и на психофизиологическом и социальном компонентах, другими словами формирование соответствующего психического образа, который ре- гулирует деятельность спортсмена [12]. Вместе с тем следует сказать, что до- стижение высоких результатов спортсменами возможно только при ком- плексном освоении определенных компонентов спортивного мастерства: все- стороннее физическое развитие, овладение спортивной техникой и тактикой, воспитание высоких морально-волевых качеств, приобретение теоретических знаний, развитие специальных физических качеств. Выделим основные составляющие понятия «спортивное мастерство»: физиологическая (общая физическая подготовка, специальная физиче- ская подготовка, функциональные возможности организма, физические дан- ные спортсмена); когнитивная (теоретические знания физической культуры и спорта - общие, теоретические знания в избранном виде спорта - специализация, зна- ния строения организма и его возможностей - анатомия, физиология, биохи- мия, теоретические знания исполнения технических элементов и приемов в избранном виде спорта); технико-тактическая (обучение техническим приемам и элементам в избранном виде спорта и их непрерывное совершенствование, обучение ак- робатическим и координационным элементам, обучение грамотному тактиче- скому построению плана для выступлений на соревнованиях как в целом, так и на определенном соревновательном этапе); психологическая (морально-волевые качества, целеустремленность, концентрация, решительность, самообладание, смелость, уверенность и т.д.); нравственная (дисциплина, ответственность, уважительное отношение как к тренерам так и к товарищам, а также к посторонним людям, формиро- вание чувства товарищества в коллективе и т.д.). Многоаспектность понятия «спортивное мастерство» необходимо учиты- вать тренерам при планировании подготовки, как новичка, так и опытного спортсмена. Если тренер-преподаватель ориентируется только на итоговый результат деятельности в учебно-тренировочном процессе и не ставит зани- мающимся цели овладеть всеми элементами спортивного мастерства, то по- следнее будет формироваться стихийно, т.е. овладение спортивным мастер- ством практически не происходит. Если спортсмен овладел спортивным ма- стерством, значит «он должен быть способным продемонстрировать его в определенный момент времени и с высокой вероятностью повторения» [13]. То есть спортивное мастерство должно гарантировать результативную устой- чивость спортсмена. Но что значит продемонстрировать спортивное мастер- ство? В каждом виде спорта оно демонстрируется по-разному. Отсюда следу- ет необходимость конкретизации содержания понятия «спортивное мастер- ство» относительно определенных видов спорта. Обсуждение и заключение Понятие «спортивное мастерство», общее для всех видов спорта, исследова- но в диссертационной работе А.В. Кокурина. Он определил спортивное мастер- ство как «системное свойство, определяющее успешность и эффективность спортивной деятельности, и высокий уровень достижений в конкретном виде спорта; результат целенаправленной подготовки учащихся спортивных учре- ждений дополнительного образования, располагающих опытом, традициями ма- териально-технической базой, квалифицированными кадрами и перспективой участия учащихся-спортсменов в соревнованиях самого высокого ранга в случае достижения соответствующего уровня подготовленности» [14]. Конкретизируем понятие «спортивное мастерство» относительно спор- тивных видов единоборств. Само понятие единоборство определяется как «один из видов спортивного соревнования между двумя участниками, кото- рые противодействуют друг другу, используя физические, технические, так- тические и психологические качества, с целью выявить победителя в схват- ке» [15]. «Цель спортивного единоборства - победить соперника, действуя в рамках установленных правил и проводя приёмы, причиняющие ему макси- мальный физический ущерб, либо поставить соперника в заведомо проиг- рышную ситуацию, а также, соответственно, защититься от аналогичных приёмов соперника» [16]. Исходя из этого, можно выдвинуть следующее определение спортивного мастерства в единоборствах. Под спортивным ма- стерством в единоборствах будем понимать непрерывно совершенствующее- ся с учетом постоянного развития общества и соответствующее современным требованиям всех сфер, затрагивающих спорт, интегративное свойство лич- ности единоборца, которое определяет устойчивый результат его целенаправленного процесса подготовки на основе развития физических, психоло- гических, технико-тактических и нравственных качеств спортсмена.
×

About the authors

Olga V. Yusupova

Samara State Technical University

Email: yusupova.ov@samgtu.ru
Doc. Ped. Sci., Associate Professor, Vice-Rector for Education 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, 443100

Alexander D. Voronin

Samara State Technical University

Email: sasha-voronin-1994@mail.ru
postgraduate student of Psychology and Pedagogy Departmen 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.
  2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Москва, 1992.
  3. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. Спб.: Питер, 2003. 256 с.
  4. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s129-ru12.htm
  5. Тартаковский М. С. Акмеология. М.: ИМЖ «Панорама», 1992. 313 с.
  6. Антонова В.Н. Самоопределение и профориентация учащихся: словарь- справочник / сост. В.Н. Антонова. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. 160 с.
  7. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера: в 2-х т., Т.1./ Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. М.: Вече АСТ, 2003. 592 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. 712 с.
  9. Цвык В.А. Профессионализм: опыт социально-философского анализа. М: РУДН, 2004. 289 с.
  10. Мухаметжанова В.С. Нравственно-этические аспекты профессионализма //Вестник РУДН, серия Философия. 2013. № 3. С. 135-140.
  11. Капто А.С. Профессиональная этика. М.; СКАГС, 2006. 799 c.
  12. Хало П.В., Хвалебо Г.В., Щеткин Ю.Ю. Спортивное мастерство как функциональное состояние мозга // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2015. № 2. С. 216-223.;
  13. Еганов А.В. Формирование спортивного мастерства в единоборствах на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 7. С. 79-80.
  14. Кокурин А.В. Педагогические условия формирования спортивного мастерства учащихся учреждений дополнительного образования: дис..канд. пед. наук:13.00.01 Саранск, 2006. 179 c.
  15. Баракаев Б.У. Проблемы повышения соревновательной деятельности у борцов //Вестник спортивной науки. 2010. № 6. С. 14-17.
  16. Завьялов А.И., Тимошенко Ю.А. Формирование спортивного мастерства борцов в связи с эволюцией правил соревнований // «Восток - Россия - Запад» Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Иркутск: «Аспринт», 2011, Т3. 320 с.

Copyright (c) 2018 Yusupova O.V., Voronin A.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies