Методическое сопровождение процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России при изучении спецкурса «коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС»
- Авторы: Никитина Т.В.1
-
Учреждения:
- Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 108-122
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52308
- ID: 52308
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов вузов ФСИН России. Основываясь на опыте Пермского института ФСИН России, автор предлагает программу спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС». Содержание курса рассматривается в трех аспектах: инвариантном, вариативном и специфическом. Содержание теоретической части курса в основном инвариантно, так как закладывает коммуникативные знания, умения и способы действий, которыми должен владеть любой человек вне зависимости от сферы общения. Вариативный компонент содержания отражается в использовании на занятиях различных профессионально ориентированных текстов. Специфический компонент представлен интерактивными технологиями обучения, отражающими специфику будущей профессии. В статье рассмотрены основные образовательные технологии, методы и средства обучения, приведены примеры заданий и упражнений.
Полный текст
К уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уго- ловно-исполнительной системы (далее - УИС) в частности предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения им должностных обязанностей и его профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти. Для сотрудников УИС важной составляющей профессиональной подготовки яв- ляется коммуникативная компетенция. Но, как показывает практика, уровень их коммуникативной подготовки не отвечает современным требованиям, предъявляе- мым к деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения нака- заний (далее - ФСИН) России. Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является существу- ющее противоречие между возрастающей потребностью в специалистах, имеющих высокий уровень владения профессиональной коммуникацией, и отсутствием при- емлемой методической системы формирования и развития профессиональной ком- муникативной компетенции будущих офицеров УИС. Рассмотрим реализацию заявленной нами цели по формированию профессио- нальной коммуникативной компетенции курсантов на примере программы создан- ного нами спецкурса, который был включен в учебный план (как дисциплина по вы- бору) курсантов четвертого курса, обучающихся по направлениям подготовки - Юриспруденция (профиль подготовки «Организация охраны и конвоиро- вания в УИС», «Организация режима в УИС») и 36.03.02 - Зоотехния (профиль под- готовки «Кинология») Пермского института ФСИН России. При изучении дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла (в том числе дисциплины «Русский язык и культура речи») у курсантов сформированы базовые коммуникативные компетенции. В ходе изучения курсантами профессио- нальных дисциплин с включением блоков коммуникативной направленности фор- мируются профессионально-направленные коммуникативные компетенции. В про- цессе прохождения практик и изучения специальных дисциплин у курсантов сфор- мировано представление об их будущей профессиональной деятельности и идет процесс формирования профессионально-специализированных коммуникативных компетенций. Опрос курсантов показал, что в процессе прохождения практики у них возника- ли трудности при оформлении ряда документов, установлении контакта с персона- лом учреждения и принятии самостоятельных решений. Это же подтвердило вход- ное тестирование. В связи с этим возникла необходимость углубления и систематизации знаний кур- сантов о теории и практике речевой коммуникации, ее этике и психологии, совершен- ствования умений и навыков устной и письменной коммуникации в процессе служеб- ной деятельности. Поэтому нами разработана программа спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС», направленного на формирование у курсантов вузов ФСИН России профессиональной коммуникативной компетенции. Спецкурс рассчитан на 72 часа (42 часа - аудиторных, 30 - на самостоятельное изуче- ние). Ведущими видами занятий в рамках данной учебной дисциплины являются прак- тические занятия и самостоятельная работа курсантов. Занятия лекционного типа со- ставляют 24 % аудиторных занятий. Содержательное наполнение теоретической части тем курса в основном инвари- антно, так как при его изучении закладываются коммуникативные знания, умения и способы действий, которыми должен владеть любой человек вне зависимости от сферы общения. Вариативный компонент содержания находит свое отражение в основном в ис- пользовании на занятиях различных профессионально ориентированных текстов (юридических и кинологических). Специфическая часть содержания - это коммуникативные знания, умения и спо- собы действия, профессионально значимые для определенного профиля подготовки (специализации). Она представлена ситуационными задачами и блиц-играми, отра- жающими специфику будущей профессии, привлечением практических работников по профилю обучения курсантов, оформлением служебной документации по профи- лю деятельности. Образовательный процесс был представлен применением интерактивных методов обучения как на лекциях (проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция- конференция, «Научи меня!»), так на практических занятиях (ролевая блиц-игра, решение ситуационных профессиональных коммуникативных задач, тренинг, круглый стол, партнерская беседа и др.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 100 % аудиторных занятий. Данный курс включает серию занятий «Научи меня!», где курсант самостоя- тельно изучает определенный теоретический вопрос, а затем доступным языком должен изложить материал одногруппникам. Таким образом, образовательный про- цесс стоится на основе принципа «равный - равному», в процессе которого, курсанты учатся думать, объяснять материал друг другу, следуя девизу «научился сам - научи другого». Основу деятельности курсантов при данной форме организации за- нятий составляют образовательные формулы «Я учусь сам» и «Я учу сам». Данная форма работы особенно важна для будущих сотрудников УИС, так как в их обязан- ности будет входить организация и проведение инструктивных занятий и занятий в системе служебно-боевой и специальной подготовки с личным составом отдела. Кроме того, на протяжении всего курса предусмотрено проведение ролевых блиц-игр с последующим их обсуждением. Достоинством блиц-игры как кратковре- менного игрового взаимодействия в процессе обучения, направленного на проверку или закрепление знаний, является то, что она способствуют развитию коммуника- бельности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся за корот- кий промежуток времени. А ролевая игра помогает курсантам приблизиться к буду- щей профессиональной деятельности, «примерить» на себя те или иные профессио- нальные роли. Поэтому данная форма работы является достаточно эффективной. Планирование и организация работы в малых группах способствует овладению знаниями и умениями коммуникативно-управленческого характера, учит работать в команде, вырабатывает навыки сотрудничества, межличностного общения, активи- зирует всех членов группы. Партнерская беседа также ориентирована на приобретение и развитие обще- культурных навыков и умений служебного взаимодействия, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, проведения служебных совещаний, теле- фонной коммуникации [1, с. 31]. Все представленные формы и методы направлены на формирование и совер- шенствование профессиональной коммуникативной компетенции вообще и профес- сионально-специализированной коммуникативной компетенции в частности. Необ- ходимо отметить, что любой специалист, получивший высшее ведомственное обра- зование, в итоге становится управленцем в той или иной профессиональной сфере и будет большую часть своего рабочего времени находиться в процессе служебного общения, при котором его профессиональная коммуникативная компетенция будет постоянно подвергаться анализу как со стороны подчиненного личного состава под- разделения, так и со стороны руководящего состава учреждения [2]. Формирование и развитие коммуникативной компетенции курсантов осуществ- лялось на основе последовательного усложнения применяемых интерактивных ме- тодов обучения. Усложнение осуществлялось путем создания коммуникативных си- туаций на основе применения интерактивных методов обучения на проблемных лек- циях при решении учебной проблемной задачи, занимающей небольшой отрезок времени на занятии, до решения крупной учебной задачи, занимающей целое заня- тие, при формировании профессиональной коммуникативной компетенции. Кроме того, усложнение осуществлялось на основе применения интерактивных методов обучения как для формирования одного способа действия (умения), входящего в профессиональную коммуникативную компетенцию, так и нескольких с учетом по- ставленных целей. Способами формирования профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов являлось решение коммуникативных ситуаций; демон- страция курсантами решения таких ситуаций; проигрывание курсантами различных профессиональных ролей; демонстрация курсантам образа человека, у которого сформирована профессиональная коммуникативная компетенция (метод положи- тельного примера - опытного практического работника). Представим программу спецкурса «Коммуникация в профессиональной дея- тельности сотрудника УИС». Программа спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС» Целью спецкурса является повышение профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России путем их знакомства с основами совре- менной речевой коммуникации, ценностями коммуникации, сущностью коммуника- тивной компетенции сотрудника УИС, основными критериями хорошей речи, осо- бенностями, видами и стилями общения, диалогической природой общения, причи- нами конфликтов и приемами поведения в конфликтных ситуациях и разрешения конфликта, основами мастерства публичного выступления, аргументации, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, деловым общением. Курс направлен на разрушение стереотипов пассивного поведения в обучении и ориентацию курсан- тов на сотрудничество, взаимодействие, содержание и способы языковой деятельно- сти, организации на занятиях событийности [3. c.25]. Задачи программы: совершенствование умений и навыков устного публичного выступления [4]; совершенствование умений и навыков письменных коммуникаций; расширение знаний по этике и психологии речевой коммуникации. К основным требованиям к результатам обучения курсантов по программе спец- курса относятся следующие: курсанты должны знать: основные понятия речевой коммуникации; психологию речевой коммуникации; основы служебной коммуникации; нормы этики и служебного поведения сотрудника УИС. курсанты должны уметь: квалифицированно вести коммуникацию в различных профессиональных сферах; эффективно взаимодействовать с партнером по общению; вести диалог с учетом целей профессиональной деятельности; устно и письменно общаться в процессе служебной деятельности; предотвращать и разрешать конфликтные ситуации; моделировать и регулировать свое поведение и поведение собеседника в раз- личных служебных ситуациях; выстраивать конструктивные взаимоотношения с руководящим и подчинен- ным личным составом. курсанты должны владеть: всеми видами речевой деятельности; основами ораторского искусства; навыками тестирования собственных коммуникативных умений; навыками саморазвития коммуникативной компетенции; навыками эффективного взаимодействия в повседневных (неформальных) формах служебной коммуникации; навыками эффективного взаимодействия в специфических (формальных) фор- мах служебной коммуникации (в служебном коллективе: субординационное и меж- ду коллегами; с использованием телетайпа и радиосвязи); навыками эффективного взаимодействия в экстремальных формах служебной коммуникации (в условиях конфликтной ситуации между сотрудниками; при разре- шении чрезвычайных обстоятельств; со спец. контингентом; с задержанными, со- вершившими правонарушение); навыками эффективного взаимодействия в неспецифических формах служеб- ной коммуникации (публичные контакты со СМИ; деловая переписка со сторонними организациями; использование телефонной и факсимильной связи). К основным принципам реализации программы спецкурса можно отнести: сознательность при совершенствовании профессиональной коммуникативной компетенции при углублении и систематизации знаний о теории и практике речевой коммуникации, этике и психологии речевой коммуникации, основах публичного вы- ступления и организации письменных коммуникаций; системность в построении теоретической и практической частей программы [5, с. 412] по совершенствованию профессиональной коммуникативной компетенции; коммуникативность, практико- и профилеориентированность предлагаемых заданий и упражнений; последовательное усложнение применяемых интерактивных методов обучения. План проведения спецкурса содержит перечень изучаемых тем с указанием часов, отводимых на каждую тему и формы проведения занятий (см. таблицу). План проведения спецкурса № п/п Тема Форма проведения занятий Кол- во часов 1 Входное тестирование Тестирование 1 2 Тема 1. Понятие и предмет комму- никации в профессиональной дея- тельности Лекция с элементами беседы 1 Ролевые блиц-игры 2 3 Тема 2. Коммуникация как процесс Проблемная лекция 2 Решение ситуационных задач 2 4 Тема 3. Речевое воздействие Лекция-конференция 2 Партнерская беседа и ролевые блиц-игры 2 Манипулятивные игры 2 5 Тема 4. Законы и принципы общения Научи меня 2 Ролевая игра 2 6 Тема 5. Устные коммуникации Научи меня 2 Коммуникативный тренинг 2 Ролевые блиц-игры 2 7 Тема 6. Визуальные коммуникации Научи меня 2 Коммуникативный тренинг 2 8 Тема 7. Письменные коммуникации Лекция-конференция 2 Тренинг 2 9 Тема 8. Коммуникация в профессио- нальной деятельности кинолога / сотрудника отдела охраны (конвои- рования) / безопасности (режима) Лекция вдвоем (встреча с практиче- скими работниками) 2 Ролевые блиц-игры 2 10 Тема 9. Проблемы профессиональ- ной деформации сотрудников УИС Круглый стол (по профилю) 2 Ролевые игры 2 11 Рефлексивно-итоговое занятие Тестирование 1 Собеседование. Проектная деятельность 1 Остановимся подробнее на содержании и методической организации занятий спецкурса. Входное тестирование. Курсанты выполняют компетентностно ориенти- рованный тест для определения уровня сформированности профессиональной ком- муникативной компетенции и диагностики «слабых мест». Тема 1. Понятие и предмет коммуникации в профессиональной деятельно- сти. В ходе лекционного занятия освещаются основные моменты темы: типология коммуникации; коммуникация и корпоративная культура сотрудника УИС; понятие профессиональной коммуникативной компетенции; стили коммуникаций и комму- никационные роли. При этом в ходе лекции организуется беседа с курсантами по основным вопросам. С целью формирования навыков эффективного взаимодействия в специфиче- ских (формальных) формах служебной коммуникации (в служебном коллективе (субординационное и между коллегами) в ходе практического занятия организуются ролевые блиц-игры «Коммуникация между…» по профилю подготовки с проигры- ванием следующих ролей: сотрудник - осужденный; руководитель - подчиненный; руководитель - коллектив; руководители различного уровня; сотрудники внутри подразделения; сотрудники … между подразделениями. Для этого курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 3-4 челове- ка). Между участниками распределяются роли, придумывается коммуникативная ситуация. Фабулу каждая подгруппа придумывает самостоятельно (исходя из про- филя своей профессиональной деятельности). При возникновении затруднения пре- подаватель может сам предложить ситуации (например, сотрудник делает замечание осужденному о нарушении формы одежды (или правил внутреннего распорядка), руководитель отчитывает подчиненного за несвоевременное выполнение поставлен- ной задачи, руководитель подводит итоги работы за 2017 год с личным составом своего подразделения и т.п.). После проигрывания каждой блиц-игры организуется обсуждение. Тема 2. Коммуникация как процесс. В ходе проблемной лекции обсуждаются следующие вопросы: структура коммуникативного процесса и трудности в передаче информации; средства и каналы коммуникации; электронные средства коммуникации. С целью формирования навыков эффективного взаимодействия в неспецифиче- ских формах служебной коммуникации в ходе практического занятия организуется решение ситуационных задач. В качестве примера может быть рассмотрено следу- ющее задание: 13.10.2017 Давлетханов Р.В. осужденный по ст. 228 ч.1 к 7 г. 6 мес. лишения свободы совершил побег из ФКУ ИК-67 УФСИН России по N-ской области путем преодоления внутренней и внешней запретной зоны через верх ограждений, не вызвав при этом срабатывание рубежей обнаружения. Курсантам необходимо объединиться в малые группы и подготовить спец. донесение о побеге и пресс-релиз в местные СМИ. Тема 3. Речевое воздействие. В ходе рассмотрения теоретического материала организуется лекция-конференция, на которой курсантами освещаются следующие вопросы с последующим их обсуждением: способы речевого воздействия на лич- ность; понятие эффективного общения, его слагаемые; речевое воздействие и мани- пуляция; общение и ролевое поведение; аспекты речевого воздействия; понятие коммуникативной позиции говорящего. В ходе практического занятия организуется партнерская беседа, которая учит курсантов вести диалог с учетом целей профессиональной деятельности; эффектив- но взаимодействовать с партнером по общению. В качестве тем для проведения партнерской беседы могут быть рассмотрены следующие: заключение договора между начальником учреждения и подрядчиком на про- изводство пластиковых окон на территории промышленной зоны исправительного учреждения; заключение договора между начальником учреждения и подрядчиком о привлече- нии осужденных колонии-поселения к труду на лесозаготовительных участках и др. В конце организуется обсуждение следующих вопросов: Какие сложности возникли при проведении беседы? Что помогло вам договориться? Блиц-игра «У каждого своя роль» Участники получают карточку, с указанием одной из ролей: Привлечь внимание любой ценой. Быть тихим и незаметным. Понравиться окружающим любой ценой. Всех раздражать. Кому какая роль досталась, не сообщается, как и количество ролей. В конце иг- ры организуется обсуждение для поиска ответов на следующие вопросы: Кто какую роль играл? Сколько всего было ролей, и какие? Всегда ли в повседневном общении люди могут справиться с той ролью, кото- рую сами себе определили? Почему? Что им мешает? Что помогает? Можно ли догадаться, какой роли придерживается человек? Какие можно найти параллели этого упражнения с вашей профессиональной деятельностью? Манипулятивная игра «Демократия» Группе курсантов предлагается сыграть в 100%-ную демократию. Вся группа должна управлять поведением одного из курсантов, который, в свою очередь, все свои действия должен согласовывать с группой. Все предложения ставятся на голосование: «Кто «за»? Кто «против»? Предло- жение принято (отклоняется)...» Курсант выполняет решение большинства. При этом он тоже принимает участие в голосовании, как полноценный гражданин. В тот момент, когда он отказывается выполнять решение большинства, его сажают в «тюрьму». «Тюрьма» - это заранее определенное место в аудитории. После 5 минут игры, курсант садится на место. Если желающих больше нет, то «желающий» выби- рается методом голосования. После игры проводится обсуждение следующих вопросов: Понравилось ли вам исполнять чужую волю? Что было приятнее: исполнять чужую волю или диктовать свою другим? Какие приемы манипуляции использовались? Какие чувства вы испытывали в момент принуждения? Как противостоять давлению большинства? Какие стратегии, тактики, приемы можно использовать? Какие можно найти параллели этого упражнения с вашей профессиональной деятельностью? Тема 4. Законы и принципы общения. В ходе рассмотрения теоретического мате- риала организуется лекция-конференция, на которой курсантами освещаются следую- щие вопросы с последующим их обсуждением: законы, правила, приемы и принципы общения; основные законы общения; принципы бесконфликтного общения. Ролевая игра «Конфликт с коллегой» Цель игры - формирование у курсантов умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В игре принимает участие вся группа курсантов. Выбирается пара: юноша и де- вушка - они будут играть главные роли. Все остальные - наблюдатели. Фабула: Главные герои - Иван и Мария - работают исправительной колонии в должности инспектора отдела охраны (безопасности) / начальника кинологического отделения, звание - старший лейтенант, пришли в колонию сразу после окончания института в одно время. Оба ездят на работу на машине, паркуются рядом: Мария - около забора, а Иван - рядом с деревом. Но сегодня Иван приехал чуть раньше обычного и занял место около забора. Марии ничего не оставалось, как поставить машину рядом с деревом. К полудню поднялся ветер, началась гроза и повалила де- рево прямо на машину Марии. Она в расстроенных чувствах во всем обвинила Ива- на и предложила ему выплатить материальный ущерб. Иван - против. Наблюдатели должны внимательно следить не только за ходом спора, но и за вербальным и невербальным поведением героев. При этом, когда потребуется, все наблюдатели должны занять позицию Марии. После ролевой игры организуется обсуждение: Каково чувствовать себя одним против всех? Были ли у кого-то подобные ситуации в жизни? Как нужно поступить в данной ситуации? Что интересного вы заметили, наблюдая за вербальным и невербальным пове- дением Ивана и Марии? Можно ли было предотвратить этот конфликт? Если да, то каким образом? Как можно разрешить данную конфликтную ситуацию? Тема 5. Устные коммуникации. Теоретический материал рассматривается в формате «Научи меня!», где ряд курсантов выступает в роли преподавателя и осве- щает следующие вопросы: публичная речь; методы убеждения; приемы активного слушания; аспекты общения и барьеры непонимания; практические рекомендации по осуществлению устных коммуникаций; подготовка интервью; коммуникации по телефону; использование режимов устной речи. Решение ситуационных задач С целью формирования навыков эффективного взаимодействия в повседневных (неформальных) формах служебной коммуникации курсантам предлагается решить не- сколько ситуационных задач. Для этого курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 4-5 человек). Каждая подгруппа представляет собой отдел охраны безопас- ности / кинологическое отделение исправительного учреждения. Ситуационную задачу каждая подгруппа может придумать самостоятельно (исходя из профиля своей профес- сиональной деятельности), а может выбрать из уже готовых. Например: Где и как отмечать Новый год? Что дарить на 8 марта или 23 февраля? Как проводить учебно-методические сборы? Выполняя данное упражнение, курсанты учатся взаимодействовать с коллегами как в процессе служебной деятельности, так и в неформальной обстановке, учатся убеждать, договариваться, находить компромисс. В конце упражнения организуется обсуждение. Затем организуется коммуникативный тренинг «Умение слушать и воспри- нимать» Тест «Проверьте свою способность слушать и анализировать» [6, с. 59] Упражнение показывает, как по-разному люди воспринимают одну и ту же ин- формацию. Курсанты слушают внимательно короткий текст. Затем они должны быстро оце- нить ряд утверждений как истинные или ложные. Курсантам сообщаются правиль- ные ответы. Организуется обсуждение результатов для поиска ответа на следующие вопросы: Почему получились такие результаты? Что на них повлияло? Какие выводы можно сделать из этого упражнения? Упражнение «Слепое слушание» Данное упражнение нацелено на формирование умения у курсантов как буду- щих руководителей четко ставить служебные задачи и формулировать приказы; как будущих подчиненных - четко понимать команды и адекватно на них реагировать. Группа курсантов делится на пары. В каждой паре один - руководитель, второй - подчиненный. Они садятся спиной друг к другу. У каждого - по семь спичек. Руководи- тели составляют фигуру, а затем дают указания своим подчиненным таким образом, чтобы у них получилась такая же фигура. Затем участники меняются ролями. В конце упражнения организуется обсуждение для поиска ответа на следующие вопросы: Какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? Получилось ли сложить точно такую же фигуру, как у руководителя? Что помогало / мешало? Ролевая блиц-игра «Интервью» Из группы курсантов выбирается пара: один будет играть роль журналиста, вто- рой - гостя. 30 июня подразделения охраны УИС будут отмечать свой праздник (30 октября День работников СИЗО и тюрем, 12 марта - День работников УИС Министерства юстиции России, 21 июня - День кинологической службы ФСИН России, 15 декабря День сотрудников отдела безопасности УИС России). Журналист берет интервью у руководителя подразделения охраны (безопасности / кинологии) учреждения УИС о том, каким образом Ваше подразделение будет отмечать свой профессиональный праздник, и не только. Для подготовки интервью журналист может организовать небольшую группу помощников, которые в течение 10-15 минут сформулируют разные темы для разговора и подберут «острые» вопросы. Все остальные - наблюдатели. При этом курсанты должны обращать внимание в том числе на невербальное поведение участников интервью, тактические хитрости и уловки, коммуникативную грамотность участников диалога, проявление негатив- ных реакций у участников, актерские способности и т.д. В конце игры организуется обсуждение. Ролевая блиц-игра «Коммуникации по телефону между…» по профилю под- готовки с проигрыванием следующих ролей: руководитель - подчиненный; руково- дитель - коллектив; руководители различного уровня; сотрудники внутри подразде- ления; сотрудники между подразделениями. Курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 3-4 человека). Между участниками распределяются роли, придумывается коммуникативная ситуация. Фа- булу каждая подгруппа придумывает самостоятельно (исходя из профиля своей профессиональной деятельности). При возникновении затруднения преподаватель может сам предложить ситуации (например, подчиненный осуществляет доклад ру- ководителю о запланированном мероприятии, руководитель по громкой связи объ- являет подчиненным о предстоящем совещании, сотрудник позвонил в бухгалтерию для получения консультации по выплате материальной помощи и т.п.). После проиг- рывания каждой блиц-игры организуется обсуждение. Тема 6. Визуальные коммуникации. Теоретический материал рассматривается в формате «Научи меня!», где ряд курсантов выступает в роли преподавателя и освещает следующие вопросы: влияние на восприятие жестов и пространства обще- ния; визуальная поддержка устного выступления. Затем организуется коммуникативный тренинг. Упражнение «Слушатель» Участники делятся на пары. Один человек из пары выступает в роли оратора, второй - слушателя. Слушатель выполняет две задачи: визуально поддерживать уст- ное выступление оратора / постоянно отвлекаться и делать вид, что не слушает. В конце выполнения упражнения анализируется следующее: Как показать, что вы слушаете? Как визуально поддерживать устное выступление? Легко ли слушать внимательно? Как оратору удержать внимание аудитории? Какие можно найти параллели этого упражнения с вашей профессиональной деятельностью? Тема 7. Письменные коммуникации. В ходе рассмотрения теоретического ма- териала организуется лекция-конференция, на которой курсантами освещаются следующие вопросы с последующим их обсуждением: общие вопросы организации письменных коммуникаций; значение документационного обеспечения; коммуника- тивная и управленческая деятельность посредством документов; этические аспекты письменных коммуникаций; направления классификации, стандартизации и унифи- кации документов; этические нормы при составлении текста делового письма; про- блема определения формы вежливого обращения; слова делового языка, вызываю- щие трудности в употреблении; модели и варианты синтаксических конструкций, применяемых в деловой переписке. Решение ситуационных задач Ситуационная задача «Приказ» Курсантам ставится задача: «Вам необходимо подготовить о назначении слу- жебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей». Курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 3-4 человека) и подгото- вить приказ. Фабулу, состав комиссии и сроки проведения проверки каждая под- группа придумывает самостоятельно (исходя из профиля своей профессиональной деятельности). Затем организуется проверка с последующим обсуждением подго- товленных приказов. Ситуационная задача «Доклад» Курсантам ставится задача: «Вам необходимо подготовить доклад о результатах де- ятельности подразделения охраны (безопасности / кинологии) за 6 месяцев 2017 года. Ваши действия». Курсанты объединяются в малые группы (по 3-4 человека), распреде- ляют между собой роли и готовят доклад. При этом каждый подбирает материал по сво- ему направлению деятельности (пропуск транспорта, пропуск людей / изъятие запре- щенных предметов, проведение обыска и досмотра спецконтингента / дрессировка и тренировка служебных собак, уход и содержание служебных собак) Затем организуется проверка с последующим обсуждением подготовленных докладов. Тема 8. Коммуникация в профессиональной деятельности кинолога / со- трудника отдела охраны (конвоирования) / безопасности (режима) Лекция вдвоем - встреча с практическими работниками (сотрудниками отдела охраны и конвоирования / режима и надзора / кинологического отделения), - в ходе которой обсуждаются особенности профессиональной коммуникации, трудности, с которыми сталкиваются сотрудники на рабочих местах, проблемы профессиональ- ной деформации сотрудников УИС (в том числе коммуникативной) и пути ее пре- одоления или способы ее избежать. Ролевая блиц-игра «Постановка задачи» Ролевая игра направлена на развитие умения точно передавать информацию. Из группы курсантов выбирается 5-6 участников (в зависимости от количества ролей). Все остальные - наблюдатели. После распределения ролей все участники выходят из аудитории, кроме начальника учреждения. Начальник (в зависимости от профиля подготовки) получает текст с проблемой. Для ее решения он вызывает сво- его зама. Тот, в свою очередь, - своего, и т.д. по нисходящей. В конце игры проводится обсуждение следующих вопросов: Как работает человеческая память? Почему мы запоминаем одно, но забываем другое? Важно ли уметь слушать собеседника внимательно? Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усво- ить информацию? Игра записывается на видео, которое просматривается уже после обсуждения. Наблюдатели анализируют, а непосредственные участники - комментируют. Примерные задания, исходя из профиля подготовки курсантов: Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС» 23.10.2017 г. начальник ФКУ ИК-29 осуществлял проверку службы караула по охране объекта. В ходе обхода периметра охраняемого объекта начальник учрежде- ния заметил, что на 5 участке периметра нарушена целостность ограждения внешней запретной зоны, часовые на постах несли службу в грязной форме, а также часовой поста № 7 при опросе обязанностей не смог ответить в полном объеме. Для устране- ния выявленных недостатков начальник учреждения вызвал своего заместителя, чтобы тот разобрался и принял меры по их устранению. Роли: начальник учреждения; заместитель начальника учреждения - начальник отдела охраны; заместитель начальника отдела охраны; инспектор отдела охраны; старший инженер группы инженерно-технического обеспечения отдела охраны; техник группы инженерно-технического обеспечения отдела охраны. Профиль подготовки «Кинология» В адрес учреждения поступило сообщение от не представившегося гражданина о том, что 24.09.2017 г. он видел, как пятеро специалистов-кинологов выгуливают своих собак вблизи парка культуры и отдыха, при этом собаки были без намордни- ков, а две вообще не были пристегнуты к поводку. Вблизи выгула собак находилась детская площадка, на которой в этот момент гуляли маленькие дети и были испуга- ны собаками. Для выяснения обстоятельств начальник учреждения вызвал своего заместителя, чтобы тот разобрался и принял необходимые меры. Роли: начальник учреждения; заместитель начальника учреждения - начальник отдела охраны; заместитель начальника отдела охраны; начальник кинологического отделения отдела охраны; инструктор-кинолог кинологического отделения отдела охраны. Профиль подготовки «Организация режима в УИС» В адрес учреждения поступило заявление от матери одного из осужденных. В своем заявлении мать осужденного сообщила, что из письма она узнала, что ее сын спит на постельном белье, которое не менялось в течение месяца, что ему не в пол- ном объемы была выдана сезонная одежа и ему приходится прятать теплый свитер, так как администрация учреждения забирает данные вещи. Для выяснения обстоя- тельств начальник учреждения вызвал своего заместителя, чтобы тот разобрался и принял необходимые меры. Роли: начальник учреждения; заместитель начальника учреждения по безопасности и оперативной работе; начальник отдела безопасности; заместитель начальника отдела безопасности; дежурный помощник начальника колонии; младший инспектор отдела безопасности. Ролевая блиц-игра «Беседа с вымогателем» Из группы курсантов выбирается пара. Один будет играть роль вымогателя, вто- рой - жертвы. Ситуация может быть любой. Например, вымогатель просит жертву: «Отработай за меня смену, а я не скажу руководству о том, что ты занимаешься не- законной предпринимательской деятельностью». Разыгрывается несколько ситуаций. После каждой организуется обсуждение следующих вопросов: Какие чувства испытывали играющие? Какие чувства испытывали наблюдатели? Как проявляется волнение собеседника? Какие интересные нюансы заметили наблюдатели? Как можно «вытянуть» из собеседника дополнительную информацию? Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать вымо- гателю? Почему? Тема 9. Проблемы профессиональной деформации сотрудников УИС. Изу- чение данной темы проходит в режиме круглого стола, в ходе которого организует- ся обсуждение следующих вопросов: факторы, усиливающие влияние профессии, среды на личность сотрудника УИС; синдром эмоционального выгорания; профес- сиональные стереотипы и их преодоление; влияние профессиональной роли на лич- ность; профессиональная коммуникативная деформация (причины, пути преодоле- ния, способы выработки языкового иммунитета); проблемы личностного развития сотрудников УИС. Ролевая игра «Бестолковый подчиненный» Группа курсантов разбивается на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа должна придумать и разыграть ролевую игру по профилю деятельности, в которой руководитель вызывает своего подчиненного и дает ему важное поручение. Напри- мер, подготовить отчет о пропуске побегоопасного транспорта в УФСИН России по N-ской области. Подчиненный должен всячески отказаться от выполнения данного поручения. Например, не работает компьютер; закончилась бумага и краска в прин- тере; нужно делать другой отчет, не менее важный; не знаю, как делать, так как раньше этим занимался другой сотрудник. После того, как все подгруппы показали свои сценки, организуется обсуждение следующих вопросов: Какие моменты показались наблюдателям наиболее яркими? Какие коммуникативные умения и навыки были продемонстрированы? Насколько важно в реальной жизни иметь актерские способности? Ролевая игра «Беседа с начальником» Из группы курсантов выбираются шесть игроков, между которыми распределя- ются роли. Все остальные - наблюдатели. Роль «Начальник». Вы выходите и садитесь на стул с надписью «Начальник». Ваша задача - вызвать инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кино- логического отделения и отчитать его за: 1) частые опоздания на службу; 2) хамское поведение с сотрудниками отдела кадров; 3) игры на служебном компьютере; ошибки при заполнении табелей учета рабочего времени. Роль «Инспектор отдела безопасности (охраны) / начальник кинологического отделения». Ваша задача - отвертеться от всех предъявляемых к вам претензий. По- ка вас не вызовет начальник, сидите на своем месте. Роль «Сотрудник отдела кадров». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологического отделения. Якобы он несвоевременно приносит фотографии в личное дело, без которых личное дело не принимается в архив. При этом грубит сотрудникам отдела кадров, ссылаясь на свою загруженность. Роль «Часовой КПП». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологического отделения, так как он регулярно опаздывает на службу и приходит на КПП в то время, когда необходимо пропускать граждан, прибывших на длительные свидания. Из-за этого приходится отвлекаться от проверки документов при пропуске данного инспектора. Роль «Инженер по компьютерному оборудованию». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологиче- ского отделения, так как он тратит интернет-трафик на компьютерные игры на слу- жебном компьютере и посещение социальных сетей. Данный трафик необходим бухгалтерии для проведения электронных торгов. Роль «Главный бухгалтер». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспек- тора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологического отделения, так как он допускает ошибки при заполнении табелей учета рабочего времени, в результате чего сотрудникам отдела безопасности (охраны) / кинологического отделения начисляется неправильная заработная плата. В конце игры организуется обсуждение следующих вопросов: Как себя чувствовал инспектор отдела безопасности (охраны / кинологическо- го отделения)? Смог ли он справиться с чередой обвинений? Что можно сказать об особенностях аргументации участников ролевой игры? Какие моменты показались наблюдателям наиболее забавными и познаватель- ными? Почему? Как проявлялось невербальное поведение участников? Что можно было бы усовершенствовать в поведении инспектора? А начальника? Рефлексивно-итоговое занятие состоит из двух частей: 1. Итоговое тестирова- ние, в ходе которого курсанты выполняют компетентностно ориентированный тест; Собеседование по результатам итогового теста с последующим проектированием программы развития профессиональной коммуникативной компетенции. Курсанты создают программу совершенствования своей профессиональной коммуникативной компетенции по следующему алгоритму: Что я не знаю (не умею) / не достаточно хорошо знаю (умею)? Зачем мне это? Что я могу сделать для того, чтобы узнать / научиться? Каким образом? Каким будет результат? В результате изучения спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятель- ности сотрудника УИС» у курсантов повысился уровень их профессиональной ком- муникативной компетенции, о чем свидетельствуют показатели итогового компе- тентностно ориентированного тестирования и собеседования по его результатам.×
Об авторах
Татьяна Васильевна Никитина
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Email: tanya.perm@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин 614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125
Список литературы
- Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации. / авт.-сост. М.Г. Савельева и др. - Ижевск: Удмуртский университет, 2013.
- Смирнова, Е.А. Роль формирования коммуникативных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов / Е.А. Смирнова. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/smirnova_8_30_89_96.pdf (дата обращения: 05.09.2017).
- Никитина, Т.В. Повышение коммуникативной подготовки профессорско- преподавательского и командного состава вузов ФСИН России как фактор формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов / Т.В. Никитина // Право и образование. - 2017. - № 7. - С. 22-37.
- Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Коммуникативные компетенции преподавателей высшей школы». URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-559309.html (дата обращения: 14.05.2017).
- Рябухина, Е.А. Моделирование методической системы компетентностно ориентированного обучения теории и практике речи: монография / Е.А. Рябухина. - Пермь, 2012.
- Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2007.
Дополнительные файлы
