Methodical support of process of formation of professional communicative competence of cadets of universities of the federal penal service in the study course "communication in professional activity of the penal officers"


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the problem of shaping professional communicative competence of cadets at the lessons of the Russian Language and Standard of Speech. On the basis of Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia the author offers the program of the course «Communication in professional activity of the penal officers». The course content is considered in three aspects: the invariant, variable and specific. The content of the theoretical part of the course was mainly invariant, because it lays in the communicative knowledge, skills and ways of action which should be taken by any person regardless of the sphere of communication. The variable component of the maintenance is reflected in the use of the wide range of professionally-oriented texts. The specific component is represented by the interactive technologies of training reflecting the specifics of their future profession. The article describes the main educational technology, methods and means of teaching, examples of tasks and exercises.

Full Text

К уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уго- ловно-исполнительной системы (далее - УИС) в частности предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения им должностных обязанностей и его профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти. Для сотрудников УИС важной составляющей профессиональной подготовки яв- ляется коммуникативная компетенция. Но, как показывает практика, уровень их коммуникативной подготовки не отвечает современным требованиям, предъявляе- мым к деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения нака- заний (далее - ФСИН) России. Основной причиной сложившейся ситуации, на наш взгляд, является существу- ющее противоречие между возрастающей потребностью в специалистах, имеющих высокий уровень владения профессиональной коммуникацией, и отсутствием при- емлемой методической системы формирования и развития профессиональной ком- муникативной компетенции будущих офицеров УИС. Рассмотрим реализацию заявленной нами цели по формированию профессио- нальной коммуникативной компетенции курсантов на примере программы создан- ного нами спецкурса, который был включен в учебный план (как дисциплина по вы- бору) курсантов четвертого курса, обучающихся по направлениям подготовки - Юриспруденция (профиль подготовки «Организация охраны и конвоиро- вания в УИС», «Организация режима в УИС») и 36.03.02 - Зоотехния (профиль под- готовки «Кинология») Пермского института ФСИН России. При изучении дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла (в том числе дисциплины «Русский язык и культура речи») у курсантов сформированы базовые коммуникативные компетенции. В ходе изучения курсантами профессио- нальных дисциплин с включением блоков коммуникативной направленности фор- мируются профессионально-направленные коммуникативные компетенции. В про- цессе прохождения практик и изучения специальных дисциплин у курсантов сфор- мировано представление об их будущей профессиональной деятельности и идет процесс формирования профессионально-специализированных коммуникативных компетенций. Опрос курсантов показал, что в процессе прохождения практики у них возника- ли трудности при оформлении ряда документов, установлении контакта с персона- лом учреждения и принятии самостоятельных решений. Это же подтвердило вход- ное тестирование. В связи с этим возникла необходимость углубления и систематизации знаний кур- сантов о теории и практике речевой коммуникации, ее этике и психологии, совершен- ствования умений и навыков устной и письменной коммуникации в процессе служеб- ной деятельности. Поэтому нами разработана программа спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС», направленного на формирование у курсантов вузов ФСИН России профессиональной коммуникативной компетенции. Спецкурс рассчитан на 72 часа (42 часа - аудиторных, 30 - на самостоятельное изуче- ние). Ведущими видами занятий в рамках данной учебной дисциплины являются прак- тические занятия и самостоятельная работа курсантов. Занятия лекционного типа со- ставляют 24 % аудиторных занятий. Содержательное наполнение теоретической части тем курса в основном инвари- антно, так как при его изучении закладываются коммуникативные знания, умения и способы действий, которыми должен владеть любой человек вне зависимости от сферы общения. Вариативный компонент содержания находит свое отражение в основном в ис- пользовании на занятиях различных профессионально ориентированных текстов (юридических и кинологических). Специфическая часть содержания - это коммуникативные знания, умения и спо- собы действия, профессионально значимые для определенного профиля подготовки (специализации). Она представлена ситуационными задачами и блиц-играми, отра- жающими специфику будущей профессии, привлечением практических работников по профилю обучения курсантов, оформлением служебной документации по профи- лю деятельности. Образовательный процесс был представлен применением интерактивных методов обучения как на лекциях (проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция- конференция, «Научи меня!»), так на практических занятиях (ролевая блиц-игра, решение ситуационных профессиональных коммуникативных задач, тренинг, круглый стол, партнерская беседа и др.). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 100 % аудиторных занятий. Данный курс включает серию занятий «Научи меня!», где курсант самостоя- тельно изучает определенный теоретический вопрос, а затем доступным языком должен изложить материал одногруппникам. Таким образом, образовательный про- цесс стоится на основе принципа «равный - равному», в процессе которого, курсанты учатся думать, объяснять материал друг другу, следуя девизу «научился сам - научи другого». Основу деятельности курсантов при данной форме организации за- нятий составляют образовательные формулы «Я учусь сам» и «Я учу сам». Данная форма работы особенно важна для будущих сотрудников УИС, так как в их обязан- ности будет входить организация и проведение инструктивных занятий и занятий в системе служебно-боевой и специальной подготовки с личным составом отдела. Кроме того, на протяжении всего курса предусмотрено проведение ролевых блиц-игр с последующим их обсуждением. Достоинством блиц-игры как кратковре- менного игрового взаимодействия в процессе обучения, направленного на проверку или закрепление знаний, является то, что она способствуют развитию коммуника- бельности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся за корот- кий промежуток времени. А ролевая игра помогает курсантам приблизиться к буду- щей профессиональной деятельности, «примерить» на себя те или иные профессио- нальные роли. Поэтому данная форма работы является достаточно эффективной. Планирование и организация работы в малых группах способствует овладению знаниями и умениями коммуникативно-управленческого характера, учит работать в команде, вырабатывает навыки сотрудничества, межличностного общения, активи- зирует всех членов группы. Партнерская беседа также ориентирована на приобретение и развитие обще- культурных навыков и умений служебного взаимодействия, формирования команды, разрешения межличностных конфликтов, проведения служебных совещаний, теле- фонной коммуникации [1, с. 31]. Все представленные формы и методы направлены на формирование и совер- шенствование профессиональной коммуникативной компетенции вообще и профес- сионально-специализированной коммуникативной компетенции в частности. Необ- ходимо отметить, что любой специалист, получивший высшее ведомственное обра- зование, в итоге становится управленцем в той или иной профессиональной сфере и будет большую часть своего рабочего времени находиться в процессе служебного общения, при котором его профессиональная коммуникативная компетенция будет постоянно подвергаться анализу как со стороны подчиненного личного состава под- разделения, так и со стороны руководящего состава учреждения [2]. Формирование и развитие коммуникативной компетенции курсантов осуществ- лялось на основе последовательного усложнения применяемых интерактивных ме- тодов обучения. Усложнение осуществлялось путем создания коммуникативных си- туаций на основе применения интерактивных методов обучения на проблемных лек- циях при решении учебной проблемной задачи, занимающей небольшой отрезок времени на занятии, до решения крупной учебной задачи, занимающей целое заня- тие, при формировании профессиональной коммуникативной компетенции. Кроме того, усложнение осуществлялось на основе применения интерактивных методов обучения как для формирования одного способа действия (умения), входящего в профессиональную коммуникативную компетенцию, так и нескольких с учетом по- ставленных целей. Способами формирования профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов являлось решение коммуникативных ситуаций; демон- страция курсантами решения таких ситуаций; проигрывание курсантами различных профессиональных ролей; демонстрация курсантам образа человека, у которого сформирована профессиональная коммуникативная компетенция (метод положи- тельного примера - опытного практического работника). Представим программу спецкурса «Коммуникация в профессиональной дея- тельности сотрудника УИС». Программа спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности сотрудника УИС» Целью спецкурса является повышение профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России путем их знакомства с основами совре- менной речевой коммуникации, ценностями коммуникации, сущностью коммуника- тивной компетенции сотрудника УИС, основными критериями хорошей речи, осо- бенностями, видами и стилями общения, диалогической природой общения, причи- нами конфликтов и приемами поведения в конфликтных ситуациях и разрешения конфликта, основами мастерства публичного выступления, аргументации, анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии, деловым общением. Курс направлен на разрушение стереотипов пассивного поведения в обучении и ориентацию курсан- тов на сотрудничество, взаимодействие, содержание и способы языковой деятельно- сти, организации на занятиях событийности [3. c.25]. Задачи программы: совершенствование умений и навыков устного публичного выступления [4]; совершенствование умений и навыков письменных коммуникаций; расширение знаний по этике и психологии речевой коммуникации. К основным требованиям к результатам обучения курсантов по программе спец- курса относятся следующие: курсанты должны знать: основные понятия речевой коммуникации; психологию речевой коммуникации; основы служебной коммуникации; нормы этики и служебного поведения сотрудника УИС. курсанты должны уметь: квалифицированно вести коммуникацию в различных профессиональных сферах; эффективно взаимодействовать с партнером по общению; вести диалог с учетом целей профессиональной деятельности; устно и письменно общаться в процессе служебной деятельности; предотвращать и разрешать конфликтные ситуации; моделировать и регулировать свое поведение и поведение собеседника в раз- личных служебных ситуациях; выстраивать конструктивные взаимоотношения с руководящим и подчинен- ным личным составом. курсанты должны владеть: всеми видами речевой деятельности; основами ораторского искусства; навыками тестирования собственных коммуникативных умений; навыками саморазвития коммуникативной компетенции; навыками эффективного взаимодействия в повседневных (неформальных) формах служебной коммуникации; навыками эффективного взаимодействия в специфических (формальных) фор- мах служебной коммуникации (в служебном коллективе: субординационное и меж- ду коллегами; с использованием телетайпа и радиосвязи); навыками эффективного взаимодействия в экстремальных формах служебной коммуникации (в условиях конфликтной ситуации между сотрудниками; при разре- шении чрезвычайных обстоятельств; со спец. контингентом; с задержанными, со- вершившими правонарушение); навыками эффективного взаимодействия в неспецифических формах служеб- ной коммуникации (публичные контакты со СМИ; деловая переписка со сторонними организациями; использование телефонной и факсимильной связи). К основным принципам реализации программы спецкурса можно отнести: сознательность при совершенствовании профессиональной коммуникативной компетенции при углублении и систематизации знаний о теории и практике речевой коммуникации, этике и психологии речевой коммуникации, основах публичного вы- ступления и организации письменных коммуникаций; системность в построении теоретической и практической частей программы [5, с. 412] по совершенствованию профессиональной коммуникативной компетенции; коммуникативность, практико- и профилеориентированность предлагаемых заданий и упражнений; последовательное усложнение применяемых интерактивных методов обучения. План проведения спецкурса содержит перечень изучаемых тем с указанием часов, отводимых на каждую тему и формы проведения занятий (см. таблицу). План проведения спецкурса № п/п Тема Форма проведения занятий Кол- во часов 1 Входное тестирование Тестирование 1 2 Тема 1. Понятие и предмет комму- никации в профессиональной дея- тельности Лекция с элементами беседы 1 Ролевые блиц-игры 2 3 Тема 2. Коммуникация как процесс Проблемная лекция 2 Решение ситуационных задач 2 4 Тема 3. Речевое воздействие Лекция-конференция 2 Партнерская беседа и ролевые блиц-игры 2 Манипулятивные игры 2 5 Тема 4. Законы и принципы общения Научи меня 2 Ролевая игра 2 6 Тема 5. Устные коммуникации Научи меня 2 Коммуникативный тренинг 2 Ролевые блиц-игры 2 7 Тема 6. Визуальные коммуникации Научи меня 2 Коммуникативный тренинг 2 8 Тема 7. Письменные коммуникации Лекция-конференция 2 Тренинг 2 9 Тема 8. Коммуникация в профессио- нальной деятельности кинолога / сотрудника отдела охраны (конвои- рования) / безопасности (режима) Лекция вдвоем (встреча с практиче- скими работниками) 2 Ролевые блиц-игры 2 10 Тема 9. Проблемы профессиональ- ной деформации сотрудников УИС Круглый стол (по профилю) 2 Ролевые игры 2 11 Рефлексивно-итоговое занятие Тестирование 1 Собеседование. Проектная деятельность 1 Остановимся подробнее на содержании и методической организации занятий спецкурса. Входное тестирование. Курсанты выполняют компетентностно ориенти- рованный тест для определения уровня сформированности профессиональной ком- муникативной компетенции и диагностики «слабых мест». Тема 1. Понятие и предмет коммуникации в профессиональной деятельно- сти. В ходе лекционного занятия освещаются основные моменты темы: типология коммуникации; коммуникация и корпоративная культура сотрудника УИС; понятие профессиональной коммуникативной компетенции; стили коммуникаций и комму- никационные роли. При этом в ходе лекции организуется беседа с курсантами по основным вопросам. С целью формирования навыков эффективного взаимодействия в специфиче- ских (формальных) формах служебной коммуникации (в служебном коллективе (субординационное и между коллегами) в ходе практического занятия организуются ролевые блиц-игры «Коммуникация между…» по профилю подготовки с проигры- ванием следующих ролей: сотрудник - осужденный; руководитель - подчиненный; руководитель - коллектив; руководители различного уровня; сотрудники внутри подразделения; сотрудники … между подразделениями. Для этого курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 3-4 челове- ка). Между участниками распределяются роли, придумывается коммуникативная ситуация. Фабулу каждая подгруппа придумывает самостоятельно (исходя из про- филя своей профессиональной деятельности). При возникновении затруднения пре- подаватель может сам предложить ситуации (например, сотрудник делает замечание осужденному о нарушении формы одежды (или правил внутреннего распорядка), руководитель отчитывает подчиненного за несвоевременное выполнение поставлен- ной задачи, руководитель подводит итоги работы за 2017 год с личным составом своего подразделения и т.п.). После проигрывания каждой блиц-игры организуется обсуждение. Тема 2. Коммуникация как процесс. В ходе проблемной лекции обсуждаются следующие вопросы: структура коммуникативного процесса и трудности в передаче информации; средства и каналы коммуникации; электронные средства коммуникации. С целью формирования навыков эффективного взаимодействия в неспецифиче- ских формах служебной коммуникации в ходе практического занятия организуется решение ситуационных задач. В качестве примера может быть рассмотрено следу- ющее задание: 13.10.2017 Давлетханов Р.В. осужденный по ст. 228 ч.1 к 7 г. 6 мес. лишения свободы совершил побег из ФКУ ИК-67 УФСИН России по N-ской области путем преодоления внутренней и внешней запретной зоны через верх ограждений, не вызвав при этом срабатывание рубежей обнаружения. Курсантам необходимо объединиться в малые группы и подготовить спец. донесение о побеге и пресс-релиз в местные СМИ. Тема 3. Речевое воздействие. В ходе рассмотрения теоретического материала организуется лекция-конференция, на которой курсантами освещаются следующие вопросы с последующим их обсуждением: способы речевого воздействия на лич- ность; понятие эффективного общения, его слагаемые; речевое воздействие и мани- пуляция; общение и ролевое поведение; аспекты речевого воздействия; понятие коммуникативной позиции говорящего. В ходе практического занятия организуется партнерская беседа, которая учит курсантов вести диалог с учетом целей профессиональной деятельности; эффектив- но взаимодействовать с партнером по общению. В качестве тем для проведения партнерской беседы могут быть рассмотрены следующие: заключение договора между начальником учреждения и подрядчиком на про- изводство пластиковых окон на территории промышленной зоны исправительного учреждения; заключение договора между начальником учреждения и подрядчиком о привлече- нии осужденных колонии-поселения к труду на лесозаготовительных участках и др. В конце организуется обсуждение следующих вопросов: Какие сложности возникли при проведении беседы? Что помогло вам договориться? Блиц-игра «У каждого своя роль» Участники получают карточку, с указанием одной из ролей: Привлечь внимание любой ценой. Быть тихим и незаметным. Понравиться окружающим любой ценой. Всех раздражать. Кому какая роль досталась, не сообщается, как и количество ролей. В конце иг- ры организуется обсуждение для поиска ответов на следующие вопросы: Кто какую роль играл? Сколько всего было ролей, и какие? Всегда ли в повседневном общении люди могут справиться с той ролью, кото- рую сами себе определили? Почему? Что им мешает? Что помогает? Можно ли догадаться, какой роли придерживается человек? Какие можно найти параллели этого упражнения с вашей профессиональной деятельностью? Манипулятивная игра «Демократия» Группе курсантов предлагается сыграть в 100%-ную демократию. Вся группа должна управлять поведением одного из курсантов, который, в свою очередь, все свои действия должен согласовывать с группой. Все предложения ставятся на голосование: «Кто «за»? Кто «против»? Предло- жение принято (отклоняется)...» Курсант выполняет решение большинства. При этом он тоже принимает участие в голосовании, как полноценный гражданин. В тот момент, когда он отказывается выполнять решение большинства, его сажают в «тюрьму». «Тюрьма» - это заранее определенное место в аудитории. После 5 минут игры, курсант садится на место. Если желающих больше нет, то «желающий» выби- рается методом голосования. После игры проводится обсуждение следующих вопросов: Понравилось ли вам исполнять чужую волю? Что было приятнее: исполнять чужую волю или диктовать свою другим? Какие приемы манипуляции использовались? Какие чувства вы испытывали в момент принуждения? Как противостоять давлению большинства? Какие стратегии, тактики, приемы можно использовать? Какие можно найти параллели этого упражнения с вашей профессиональной деятельностью? Тема 4. Законы и принципы общения. В ходе рассмотрения теоретического мате- риала организуется лекция-конференция, на которой курсантами освещаются следую- щие вопросы с последующим их обсуждением: законы, правила, приемы и принципы общения; основные законы общения; принципы бесконфликтного общения. Ролевая игра «Конфликт с коллегой» Цель игры - формирование у курсантов умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации. В игре принимает участие вся группа курсантов. Выбирается пара: юноша и де- вушка - они будут играть главные роли. Все остальные - наблюдатели. Фабула: Главные герои - Иван и Мария - работают исправительной колонии в должности инспектора отдела охраны (безопасности) / начальника кинологического отделения, звание - старший лейтенант, пришли в колонию сразу после окончания института в одно время. Оба ездят на работу на машине, паркуются рядом: Мария - около забора, а Иван - рядом с деревом. Но сегодня Иван приехал чуть раньше обычного и занял место около забора. Марии ничего не оставалось, как поставить машину рядом с деревом. К полудню поднялся ветер, началась гроза и повалила де- рево прямо на машину Марии. Она в расстроенных чувствах во всем обвинила Ива- на и предложила ему выплатить материальный ущерб. Иван - против. Наблюдатели должны внимательно следить не только за ходом спора, но и за вербальным и невербальным поведением героев. При этом, когда потребуется, все наблюдатели должны занять позицию Марии. После ролевой игры организуется обсуждение: Каково чувствовать себя одним против всех? Были ли у кого-то подобные ситуации в жизни? Как нужно поступить в данной ситуации? Что интересного вы заметили, наблюдая за вербальным и невербальным пове- дением Ивана и Марии? Можно ли было предотвратить этот конфликт? Если да, то каким образом? Как можно разрешить данную конфликтную ситуацию? Тема 5. Устные коммуникации. Теоретический материал рассматривается в формате «Научи меня!», где ряд курсантов выступает в роли преподавателя и осве- щает следующие вопросы: публичная речь; методы убеждения; приемы активного слушания; аспекты общения и барьеры непонимания; практические рекомендации по осуществлению устных коммуникаций; подготовка интервью; коммуникации по телефону; использование режимов устной речи. Решение ситуационных задач С целью формирования навыков эффективного взаимодействия в повседневных (неформальных) формах служебной коммуникации курсантам предлагается решить не- сколько ситуационных задач. Для этого курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 4-5 человек). Каждая подгруппа представляет собой отдел охраны безопас- ности / кинологическое отделение исправительного учреждения. Ситуационную задачу каждая подгруппа может придумать самостоятельно (исходя из профиля своей профес- сиональной деятельности), а может выбрать из уже готовых. Например: Где и как отмечать Новый год? Что дарить на 8 марта или 23 февраля? Как проводить учебно-методические сборы? Выполняя данное упражнение, курсанты учатся взаимодействовать с коллегами как в процессе служебной деятельности, так и в неформальной обстановке, учатся убеждать, договариваться, находить компромисс. В конце упражнения организуется обсуждение. Затем организуется коммуникативный тренинг «Умение слушать и воспри- нимать» Тест «Проверьте свою способность слушать и анализировать» [6, с. 59] Упражнение показывает, как по-разному люди воспринимают одну и ту же ин- формацию. Курсанты слушают внимательно короткий текст. Затем они должны быстро оце- нить ряд утверждений как истинные или ложные. Курсантам сообщаются правиль- ные ответы. Организуется обсуждение результатов для поиска ответа на следующие вопросы: Почему получились такие результаты? Что на них повлияло? Какие выводы можно сделать из этого упражнения? Упражнение «Слепое слушание» Данное упражнение нацелено на формирование умения у курсантов как буду- щих руководителей четко ставить служебные задачи и формулировать приказы; как будущих подчиненных - четко понимать команды и адекватно на них реагировать. Группа курсантов делится на пары. В каждой паре один - руководитель, второй - подчиненный. Они садятся спиной друг к другу. У каждого - по семь спичек. Руководи- тели составляют фигуру, а затем дают указания своим подчиненным таким образом, чтобы у них получилась такая же фигура. Затем участники меняются ролями. В конце упражнения организуется обсуждение для поиска ответа на следующие вопросы: Какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? Получилось ли сложить точно такую же фигуру, как у руководителя? Что помогало / мешало? Ролевая блиц-игра «Интервью» Из группы курсантов выбирается пара: один будет играть роль журналиста, вто- рой - гостя. 30 июня подразделения охраны УИС будут отмечать свой праздник (30 октября День работников СИЗО и тюрем, 12 марта - День работников УИС Министерства юстиции России, 21 июня - День кинологической службы ФСИН России, 15 декабря День сотрудников отдела безопасности УИС России). Журналист берет интервью у руководителя подразделения охраны (безопасности / кинологии) учреждения УИС о том, каким образом Ваше подразделение будет отмечать свой профессиональный праздник, и не только. Для подготовки интервью журналист может организовать небольшую группу помощников, которые в течение 10-15 минут сформулируют разные темы для разговора и подберут «острые» вопросы. Все остальные - наблюдатели. При этом курсанты должны обращать внимание в том числе на невербальное поведение участников интервью, тактические хитрости и уловки, коммуникативную грамотность участников диалога, проявление негатив- ных реакций у участников, актерские способности и т.д. В конце игры организуется обсуждение. Ролевая блиц-игра «Коммуникации по телефону между…» по профилю под- готовки с проигрыванием следующих ролей: руководитель - подчиненный; руково- дитель - коллектив; руководители различного уровня; сотрудники внутри подразде- ления; сотрудники между подразделениями. Курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 3-4 человека). Между участниками распределяются роли, придумывается коммуникативная ситуация. Фа- булу каждая подгруппа придумывает самостоятельно (исходя из профиля своей профессиональной деятельности). При возникновении затруднения преподаватель может сам предложить ситуации (например, подчиненный осуществляет доклад ру- ководителю о запланированном мероприятии, руководитель по громкой связи объ- являет подчиненным о предстоящем совещании, сотрудник позвонил в бухгалтерию для получения консультации по выплате материальной помощи и т.п.). После проиг- рывания каждой блиц-игры организуется обсуждение. Тема 6. Визуальные коммуникации. Теоретический материал рассматривается в формате «Научи меня!», где ряд курсантов выступает в роли преподавателя и освещает следующие вопросы: влияние на восприятие жестов и пространства обще- ния; визуальная поддержка устного выступления. Затем организуется коммуникативный тренинг. Упражнение «Слушатель» Участники делятся на пары. Один человек из пары выступает в роли оратора, второй - слушателя. Слушатель выполняет две задачи: визуально поддерживать уст- ное выступление оратора / постоянно отвлекаться и делать вид, что не слушает. В конце выполнения упражнения анализируется следующее: Как показать, что вы слушаете? Как визуально поддерживать устное выступление? Легко ли слушать внимательно? Как оратору удержать внимание аудитории? Какие можно найти параллели этого упражнения с вашей профессиональной деятельностью? Тема 7. Письменные коммуникации. В ходе рассмотрения теоретического ма- териала организуется лекция-конференция, на которой курсантами освещаются следующие вопросы с последующим их обсуждением: общие вопросы организации письменных коммуникаций; значение документационного обеспечения; коммуника- тивная и управленческая деятельность посредством документов; этические аспекты письменных коммуникаций; направления классификации, стандартизации и унифи- кации документов; этические нормы при составлении текста делового письма; про- блема определения формы вежливого обращения; слова делового языка, вызываю- щие трудности в употреблении; модели и варианты синтаксических конструкций, применяемых в деловой переписке. Решение ситуационных задач Ситуационная задача «Приказ» Курсантам ставится задача: «Вам необходимо подготовить о назначении слу- жебной проверки по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей». Курсантам предлагается объединиться в малые группы (по 3-4 человека) и подгото- вить приказ. Фабулу, состав комиссии и сроки проведения проверки каждая под- группа придумывает самостоятельно (исходя из профиля своей профессиональной деятельности). Затем организуется проверка с последующим обсуждением подго- товленных приказов. Ситуационная задача «Доклад» Курсантам ставится задача: «Вам необходимо подготовить доклад о результатах де- ятельности подразделения охраны (безопасности / кинологии) за 6 месяцев 2017 года. Ваши действия». Курсанты объединяются в малые группы (по 3-4 человека), распреде- ляют между собой роли и готовят доклад. При этом каждый подбирает материал по сво- ему направлению деятельности (пропуск транспорта, пропуск людей / изъятие запре- щенных предметов, проведение обыска и досмотра спецконтингента / дрессировка и тренировка служебных собак, уход и содержание служебных собак) Затем организуется проверка с последующим обсуждением подготовленных докладов. Тема 8. Коммуникация в профессиональной деятельности кинолога / со- трудника отдела охраны (конвоирования) / безопасности (режима) Лекция вдвоем - встреча с практическими работниками (сотрудниками отдела охраны и конвоирования / режима и надзора / кинологического отделения), - в ходе которой обсуждаются особенности профессиональной коммуникации, трудности, с которыми сталкиваются сотрудники на рабочих местах, проблемы профессиональ- ной деформации сотрудников УИС (в том числе коммуникативной) и пути ее пре- одоления или способы ее избежать. Ролевая блиц-игра «Постановка задачи» Ролевая игра направлена на развитие умения точно передавать информацию. Из группы курсантов выбирается 5-6 участников (в зависимости от количества ролей). Все остальные - наблюдатели. После распределения ролей все участники выходят из аудитории, кроме начальника учреждения. Начальник (в зависимости от профиля подготовки) получает текст с проблемой. Для ее решения он вызывает сво- его зама. Тот, в свою очередь, - своего, и т.д. по нисходящей. В конце игры проводится обсуждение следующих вопросов: Как работает человеческая память? Почему мы запоминаем одно, но забываем другое? Важно ли уметь слушать собеседника внимательно? Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усво- ить информацию? Игра записывается на видео, которое просматривается уже после обсуждения. Наблюдатели анализируют, а непосредственные участники - комментируют. Примерные задания, исходя из профиля подготовки курсантов: Профиль подготовки «Организация охраны и конвоирования в УИС» 23.10.2017 г. начальник ФКУ ИК-29 осуществлял проверку службы караула по охране объекта. В ходе обхода периметра охраняемого объекта начальник учрежде- ния заметил, что на 5 участке периметра нарушена целостность ограждения внешней запретной зоны, часовые на постах несли службу в грязной форме, а также часовой поста № 7 при опросе обязанностей не смог ответить в полном объеме. Для устране- ния выявленных недостатков начальник учреждения вызвал своего заместителя, чтобы тот разобрался и принял меры по их устранению. Роли: начальник учреждения; заместитель начальника учреждения - начальник отдела охраны; заместитель начальника отдела охраны; инспектор отдела охраны; старший инженер группы инженерно-технического обеспечения отдела охраны; техник группы инженерно-технического обеспечения отдела охраны. Профиль подготовки «Кинология» В адрес учреждения поступило сообщение от не представившегося гражданина о том, что 24.09.2017 г. он видел, как пятеро специалистов-кинологов выгуливают своих собак вблизи парка культуры и отдыха, при этом собаки были без намордни- ков, а две вообще не были пристегнуты к поводку. Вблизи выгула собак находилась детская площадка, на которой в этот момент гуляли маленькие дети и были испуга- ны собаками. Для выяснения обстоятельств начальник учреждения вызвал своего заместителя, чтобы тот разобрался и принял необходимые меры. Роли: начальник учреждения; заместитель начальника учреждения - начальник отдела охраны; заместитель начальника отдела охраны; начальник кинологического отделения отдела охраны; инструктор-кинолог кинологического отделения отдела охраны. Профиль подготовки «Организация режима в УИС» В адрес учреждения поступило заявление от матери одного из осужденных. В своем заявлении мать осужденного сообщила, что из письма она узнала, что ее сын спит на постельном белье, которое не менялось в течение месяца, что ему не в пол- ном объемы была выдана сезонная одежа и ему приходится прятать теплый свитер, так как администрация учреждения забирает данные вещи. Для выяснения обстоя- тельств начальник учреждения вызвал своего заместителя, чтобы тот разобрался и принял необходимые меры. Роли: начальник учреждения; заместитель начальника учреждения по безопасности и оперативной работе; начальник отдела безопасности; заместитель начальника отдела безопасности; дежурный помощник начальника колонии; младший инспектор отдела безопасности. Ролевая блиц-игра «Беседа с вымогателем» Из группы курсантов выбирается пара. Один будет играть роль вымогателя, вто- рой - жертвы. Ситуация может быть любой. Например, вымогатель просит жертву: «Отработай за меня смену, а я не скажу руководству о том, что ты занимаешься не- законной предпринимательской деятельностью». Разыгрывается несколько ситуаций. После каждой организуется обсуждение следующих вопросов: Какие чувства испытывали играющие? Какие чувства испытывали наблюдатели? Как проявляется волнение собеседника? Какие интересные нюансы заметили наблюдатели? Как можно «вытянуть» из собеседника дополнительную информацию? Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать вымо- гателю? Почему? Тема 9. Проблемы профессиональной деформации сотрудников УИС. Изу- чение данной темы проходит в режиме круглого стола, в ходе которого организует- ся обсуждение следующих вопросов: факторы, усиливающие влияние профессии, среды на личность сотрудника УИС; синдром эмоционального выгорания; профес- сиональные стереотипы и их преодоление; влияние профессиональной роли на лич- ность; профессиональная коммуникативная деформация (причины, пути преодоле- ния, способы выработки языкового иммунитета); проблемы личностного развития сотрудников УИС. Ролевая игра «Бестолковый подчиненный» Группа курсантов разбивается на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа должна придумать и разыграть ролевую игру по профилю деятельности, в которой руководитель вызывает своего подчиненного и дает ему важное поручение. Напри- мер, подготовить отчет о пропуске побегоопасного транспорта в УФСИН России по N-ской области. Подчиненный должен всячески отказаться от выполнения данного поручения. Например, не работает компьютер; закончилась бумага и краска в прин- тере; нужно делать другой отчет, не менее важный; не знаю, как делать, так как раньше этим занимался другой сотрудник. После того, как все подгруппы показали свои сценки, организуется обсуждение следующих вопросов: Какие моменты показались наблюдателям наиболее яркими? Какие коммуникативные умения и навыки были продемонстрированы? Насколько важно в реальной жизни иметь актерские способности? Ролевая игра «Беседа с начальником» Из группы курсантов выбираются шесть игроков, между которыми распределя- ются роли. Все остальные - наблюдатели. Роль «Начальник». Вы выходите и садитесь на стул с надписью «Начальник». Ваша задача - вызвать инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кино- логического отделения и отчитать его за: 1) частые опоздания на службу; 2) хамское поведение с сотрудниками отдела кадров; 3) игры на служебном компьютере; ошибки при заполнении табелей учета рабочего времени. Роль «Инспектор отдела безопасности (охраны) / начальник кинологического отделения». Ваша задача - отвертеться от всех предъявляемых к вам претензий. По- ка вас не вызовет начальник, сидите на своем месте. Роль «Сотрудник отдела кадров». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологического отделения. Якобы он несвоевременно приносит фотографии в личное дело, без которых личное дело не принимается в архив. При этом грубит сотрудникам отдела кадров, ссылаясь на свою загруженность. Роль «Часовой КПП». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологического отделения, так как он регулярно опаздывает на службу и приходит на КПП в то время, когда необходимо пропускать граждан, прибывших на длительные свидания. Из-за этого приходится отвлекаться от проверки документов при пропуске данного инспектора. Роль «Инженер по компьютерному оборудованию». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспектора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологиче- ского отделения, так как он тратит интернет-трафик на компьютерные игры на слу- жебном компьютере и посещение социальных сетей. Данный трафик необходим бухгалтерии для проведения электронных торгов. Роль «Главный бухгалтер». Ваша задача - нажаловаться начальнику на инспек- тора отдела безопасности (охраны) / начальника кинологического отделения, так как он допускает ошибки при заполнении табелей учета рабочего времени, в результате чего сотрудникам отдела безопасности (охраны) / кинологического отделения начисляется неправильная заработная плата. В конце игры организуется обсуждение следующих вопросов: Как себя чувствовал инспектор отдела безопасности (охраны / кинологическо- го отделения)? Смог ли он справиться с чередой обвинений? Что можно сказать об особенностях аргументации участников ролевой игры? Какие моменты показались наблюдателям наиболее забавными и познаватель- ными? Почему? Как проявлялось невербальное поведение участников? Что можно было бы усовершенствовать в поведении инспектора? А начальника? Рефлексивно-итоговое занятие состоит из двух частей: 1. Итоговое тестирова- ние, в ходе которого курсанты выполняют компетентностно ориентированный тест; Собеседование по результатам итогового теста с последующим проектированием программы развития профессиональной коммуникативной компетенции. Курсанты создают программу совершенствования своей профессиональной коммуникативной компетенции по следующему алгоритму: Что я не знаю (не умею) / не достаточно хорошо знаю (умею)? Зачем мне это? Что я могу сделать для того, чтобы узнать / научиться? Каким образом? Каким будет результат? В результате изучения спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятель- ности сотрудника УИС» у курсантов повысился уровень их профессиональной ком- муникативной компетенции, о чем свидетельствуют показатели итогового компе- тентностно ориентированного тестирования и собеседования по его результатам.
×

About the authors

Tatyana V. Nikitina

Perm institute of the Federal Penal Service

Email: tanya.perm@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Humanities, Social and Economic Disciplines Department 125, Karpinskogo str., Perm, 614012, Russia

References

  1. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации. / авт.-сост. М.Г. Савельева и др. - Ижевск: Удмуртский университет, 2013.
  2. Смирнова, Е.А. Роль формирования коммуникативных умений в профессиональной подготовке будущих специалистов / Е.А. Смирнова. URL: https://lib.herzen.spb.ru/text/smirnova_8_30_89_96.pdf (дата обращения: 05.09.2017).
  3. Никитина, Т.В. Повышение коммуникативной подготовки профессорско- преподавательского и командного состава вузов ФСИН России как фактор формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов / Т.В. Никитина // Право и образование. - 2017. - № 7. - С. 22-37.
  4. Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Коммуникативные компетенции преподавателей высшей школы». URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-559309.html (дата обращения: 14.05.2017).
  5. Рябухина, Е.А. Моделирование методической системы компетентностно ориентированного обучения теории и практике речи: монография / Е.А. Рябухина. - Пермь, 2012.
  6. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Nikitina T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies