К вопросу об академической активности студентов при самостоятельном изучении разделов курса высшей математики


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В век развитых информационных технологий и в условиях требований ФГОС разработка и внедрение электронных методических комплексов становятся особенно актуальными. C целью повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям и различным видам контроля (экзамену, зачету, промежуточным контрольным тестам и т. д.) на сайте кафедры ВМ и ПИ создан раздел «Обучающимся». В статье рассматриваются и анализируются данные статистического анализа посещаемости сайта ВМ и ПИ как результат активизации самостоятельной работы студентов.

Полный текст

На сегодняшний день оптимизация самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отводимых на изучение высшей математики в техническом вузе, становится по сути одной из важнейших задач повышения эффективности обу- чения в вузе. Особая роль СРС в образовательном процессе современного вуза определяется изменением доли аудиторных занятий в общей трудоемкости дис- циплины: более 60 % времени на овладение профессиональной образовательной программой отводится на СРС [1]. Несоответствие между объемом знаний, уме- ний и навыков, которые должен освоить студент, и отводимым на эту работу временем заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины, которые позволи- ли бы избежать снижения качества подготовки специалиста, с одной стороны, а с другой - способствовали бы повышению степени и качества восприятия учеб- ной информации, а также помогли бы увеличить познавательную активность студентов [2]. Ведь знания, умения и навыки, полученные студентами в процес- се аудиторных занятий и самостоятельно из различных источников информации, являются одной из конечных целей обучения в высшем учебном заведении. По- этому актуальной становится методически правильно организованная самостоя- тельная работа студентов начиная с первого дня занятий в вузе [3]. В настоящее время в условиях стремительного развития информаци- онных технологий, и в частности глобализации системы «Интернет», целесо- образно как можно шире ее использовать его просторы для более качествен- ной организации СРС. Интернет сегодня - это информационная среда, которую ежедневно посеща- ют миллионы пользователей, и их количество с каждым днем все растет. Свобод- ный доступ к информации в сети Интернет формирует единое информационное пространство, где всем предоставляются равные возможности доступа к инфор- мационным ресурсам [4]. Но стоит отметить, что при поиске необходимой учеб- ной информации студенты зачастую сталкиваются со следующими трудностями: При большом разбросе информации в сети или избытке информа- ции по необходимой теме студент не может выделить «главную мысль», что обусловлено зачастую недостаточными знаниями по предмету. Следствием того является сложность компоновки найденной информации. Большинство ресурсов, предоставляющих учебно-методическую и профессионально ориентированную литературу, - платные (платное скачивание нужной информации, а если бесплатное - то неполный про- смотр темы или принудительная подписка на рассылки рекламы на элек- тронную почту и т. д.). Зачастую проблемой становится банальное отсутствие навыка по- иска нужной информации. При огромном массиве знаний, которые должен усвоить студент по всем дисциплинам конкретной специальности, у него может быть просто недостаточно времени на поиск информации и т. д. В связи с перечисленными особенностями и актуальностью разработки и внедрения электронных учебно-методических комплексов, а также требо- ваниями, предъявляемыи ФГОС, кафедрой ВМиПИ с целью эффективного дидактического обеспечения и организации планомерной СРС был создан электронно-методический ресурс, который доступен на сайте кафедры. В помощь студентам на сайте создан раздел «Обучающимся», который состоит из семи вкладок: Аннотации к рабочим программам. Учебно-методические издания. Вопросы к зачетам и экзаменам. Бланки заданий. Учебный график преподавателей. График консультаций. Информационные ресурсы [5]. Данный раздел сайта направлен на повышение эффективности СРС. В этом разделе представлены учебно-методические пособия, изданные на кафедре. Они распределены по семестрам обучения и по разделам, изу- чаемым по высшей математике в данный период. Представленные материалы отражают теоретические и практические основы курса, содержат множество практических примеров, задания для самоконтроля, а также расчетно- графические работы. Все материалы соответствуют рабочим программам по предмету и по профилям факультетов [2]. Разработаны 8 контрольных работ «проверь себя» (с ответами). 5 из них разработаны в соответствии с программой курса высшей математики в первом семестре и 3 - в соответствии с программой курса во втором семестре (по интегральному исчислению, рядам и дифференциальным уравнениям). Выполнение этих работ предполагает подготовку студентов к различным ви- дам контроля: текущему, рубежному, итоговому и др. Кроме этого представ- лены примеры вопросов к экзамену по математике и информатике. Также доступны 10 тренировочных тестов для подготовки к различным видам кон- троля, разработанные в соответствии с программой каждого факультета и распределенные по семестрам. Кроме того, доступно расписание занятий преподавателей кафедры. В разделе «Информационные ресурсы» представлен список методиче- ских пособий, которые доступны для ознакомления в НТБ СамГТУ и в элек- тронном ресурсе НТБ СамГТУ. Методическое обеспечение библиотеки сайта постоянно пополняется и совершенствуется. Опираясь на данные с сайта Google Analytics, можно сказать, что элек- тронные учебно-методические материалы, представленные в разделе «Обучаю- щимся», востребованы студентами. По аналитическим данным с данного ресур- са, в данном учебном году, в период с 1 сентября 2016 г. по 7 мая 2017 г., сайт посетили 3979 пользователей, совершив при этом 5060 сеансов, была просмот- рена 10781 страница, из них 8360 - уникальные просмотры страниц (то есть страницы были просмотрены впервые). Около 60 % от общего числа просмот- ренных страниц были просмотрены в разделе «Обучающимся». 77,98 % от об- щего числа пользователей ознакомились с сайтом впервые. Возрастные категории посетителей: 18-24 года - 25,5 % от общего числа посетителей, 25-34 года - 33,5 %, 35-44 года - 15,5 %, 45-54 года - 12,5 %, 55-64 года - 5,5 %. Доступ к сети Интернет «вне аудитории» в век развитых информацион- ных технологий имеет огромное число студентов. Из 5060 сеансов за указанный период 3173 (62,71 %) были совершены со стационарных компьютеров, 1655 (32,71 %) - с различных мобильных телефонов, 232 (4,58 %) - с планшетов. Рассмотрим данные о количестве сеансов и просмотренных страниц по месяцам. В каждом месяце, начиная с сентября по январь, количество сеансов было не менее 500. Наибольшее количество сеансов наблюдалось в декабре- январе. В декабре (в предсессионный месяц) было совершенно 839 сеансов 710 пользователями, 1677 страниц было просмотрено. Пик активности поль- зователей приходится на сессионный месяц - январь, когда было совершено 1289 сеансов 1091 пользователем, 2408 страниц просмотрено. В феврале- апреле, после зимней сессии, произошел спад активности пользователей - в среднем 400 сеансов в каждом месяце. Если рассматривать по дням данного периода с сентября по май, то интересен тот факт, что не было ни одного дня с «нулевым» посещением сайта. Если рассматривать местоположение пользователей, то самое большое число сеансов было совершено из России - 4447 (87,89 %). Из Украины - 170 (3,36 %), из США - 94 (1,86 %), из Казахстана - 59 (1,17 %), из Белоруссии - 56 (1,11 %). Из остальных стран (помимо перечисленных их 32) - менее 1 % сеансов. Самое большое количество сеансов было зарегистрировано из Самары - 1686 (33,32 %) сеансов, 1197 (30,3 %) новых пользователей. Из Уфы - 553 (10,93 %) сеансов и 393 (9,95 %) новых пользователей, из Новокуйбышевска - 294 (5,81 %) и 167 (4,23 %) соответственно, из Москвы - 284 (5,61 %) и 25 (6,5 %), из Санкт-Петербурга - 228 (4,51 %) и 136 (3,44 %), из Тольятти - 88 (1,74 %) и 71 (1,8 %), из Краснодара - 71 (1,4 %) и 65 (1,65 %), из Новосибирска - 69 (1,36 %) и 52 (1,32 %), из Нижнего Новгорода - 62 (1,23 %) и 51 (1,29 %), из Екатеринбурга - 61 (1,21 %) и 56 (1,42 %), из Воронежа - 51 (1,01 %) и 44 (1,11 %), из Чапаевска - 50 (0,99 %) и 42 (1,06 %) соответственно. Из остальных городов, а их было 316, - менее 1 % сеансов и посещений. Таким образом, с одной стороны, можно сказать, что сайт кафедры ВМ и ПИ, и в частности раздел «Обучающимся», востребован у пользователей, а с другой стороны - по результатам анкетирования студентов «Востребован- ность и оценка сайта кафедры ВМ и ПИ СамГТУ», проведенного в первом семестре этого учебного года, выяснилось, что сайтом кафедры пользовались лишь 35,27 % опрошенных (часто - 1,94 %, иногда - 33,33 %). Остальные 64,73 % не пользовались данным ресурсом. Причины, по которым студенты не пользовались сайтом кафедры ВМ и ПИ, были указаны следующие: «Мне достаточно информации, полученной на лекциях и практических занятиях, в учебной литературе» - 44,91 % опро- шенных; «Не знал о его существовании» - 49,1 %. Получается, что более по- ловины респондентов недостаточно информированы о наличии данного сай- та. И так как основную информацию в вузе студенты получают от преподава- тельского состава, можно говорить о том, что преподаватели не акцентируют должным образом внимание на важности данного ресурса. Резюмируя вышеприведенные данные, можно сделать вывод о не- обходимости с первых дней обучения в вузе информировать студентов о наличии и методическом наполнении сайта кафедры ВМ и ПИ. Тем са- мым можно ожидать увеличения числа пользователей, которые воспол ь- зуются учебно-методическими материалами, представленными в разделе «Обучающимся», что, несомненно, повысит эффективность самостоя- тельной работы студентов. Помимо рекомендации преподавателям доно- сить до студентов информацию о наличии сайта необходимо разработать памятки с указанием его электронного адреса и списком учебно - методических материалов, представленных на нем в помощь студентам. А также необходимо постоянно совершенствовать и дополнять методиче- ское наполнение сайта [5]. В заключение стоит отметить, что применение информационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного проце с- са, оно позволяет его усовершенствовать и значительно повысить его эффективность. А планомерная организация работы по активизации са- мостоятельной деятельности студентов с использованим современных средств обучения является неотъемлемым условием эффективности этой деятельности.
×

Об авторах

Ирина Николаевна Павлова

Самарский государственный технический университет

Email: inp-63@mail.ru
преподаватель кафедры высшей математики и прикладной информатики. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Льноградская О.И., Клячкина Н.Л. Самостоятельная работа - одно из условий профессиональной подготовки // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 72-78.
  2. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Статистический анализ академической активности студентов при самостоятельном изучении разделов курса высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 119-122.
  3. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Повышение качества обучения путем совершенствования самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1(17). - С. 145-150.
  4. Вильданов А.Р., Жаксыбаева Г.Д. Самостоятельная работа студента посредством Интернета // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по. матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 100.
  5. Павлова И.Н., Спиридонова Н.В. Мониторинг организации самостоятельной работы студентов посредством ее дидактического обеспечения // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого- педагогические науки. - 2016. - № 4(32). - С. 55-63.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Павлова И.Н., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.