Эпистемические события и состояния


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проводится анализ, выявление сходств, различий и взаимосвязей некоторых эпистемических состояний и характеризация концептуального поля «Эпистемические состояния». Применяется методика когнитивного моделирования, разработанная проф. В.М. Савицким. Выявляется признаковый состав (содержание), денотативная область (объем) и структурная соотнесенность рассматриваемых понятий.

Полный текст

На рубеже тысячелетий сформировалась гуманистическая парадигма лингвистических изысканий, в рамках которой феномены ментальности, культуры и языка стали изучаться в комплексе единой системы инструмен- тальных категорий семиотики и когнитивной науки. В эту область исследований входит концептология, применяющая обширный методологический аппарат в целях исследования механизмов отражения категорий сознания и культуры в семантике языковых знаков и моделей построения речевых еди- ниц. Одним из наиболее сложных и интересных объектов когнитивных ис- следований являются эпистемические состояния, с которыми связана интел- лектуально-познавательная деятельность человека, направленная на осмыс- ление фрагментов действительности и формирование отношения к ним. Изу- чая мир вокруг себя и себя в нем, размышляя по поводу собственного позна- ния, человек переходит на метауровень философской рефлексии, и важным шагом на этом пути является моделирование собственных ментальных про- цессов в их связи с семантикой стоящих за этим языковых знаков. В трудах по логической и лингвистической семантике используется система категорий, служащих для описания объектной области когнитивного моделиро- вания. Исходной категорией при когнитивном моделировании эпистемических состояний выступает «положение дел», которое О.Н. Селиверстова определяет как «то, что может иметь место в каком-либо мире» [1, c. 8]. Эта категория ха- рактеризуется максимально широким охватом реальности. С ее помощью опи- сывается все сущее не только в материальном, но и в духовном мире (индивиду- альной и коллективной ментальности). Положение дел «подразумевает суще- ствование предмета, наличие у него того или иного бытийного признака, какое- либо отношение между предметами, положение предметов в пространстве и времени, действие, процесс, явление, факт, событие, ситуацию и т. п.» [2, c. 21]. Элементарные положения дел условно делятся на два вида: события и факты [3]. Событие - это то, что протекает во времени, факт же рассматривается безот- носительно временного интервала. Разновидностью события является состоя- ние, под которым понимается некий модус существования объекта, характери- зующийся определенным набором параметров. События, происходящие в когнитивном мире, Р. Акофф и Ф. Эмери называ- ют когнитивными событиями [3, c. 69]. К их числу относятся перцептивные, эмотивные, интенциальные и эпистемические события (мыслительные акты, воспоминания, осознание и узнавание чего-либо, акты воображения, акты пони- мания и т. п.). Разновидностью эпистемических событий являются эпистемиче- ские состояния, то есть те события данного вида, которые нельзя назвать мен- тальными действиями (операциями), так как они суть не акты обработки инфор- мации, а ее результаты. Например, если сложение чисел в уме есть ментальная операция (арифметическое действие), то результирующее знание суммы есть эпистемическое состояние. Аналогичным образом попытка понять труднодо- ступный смысл чьего-либо высказывания - это ментальная операция, а ее ре- зультат - понимание смысла - это эпистемическое состояние. В число эпистемических состояний входят знание, осведомленность, по- лагание, убеждение, мнение, вера, уверенность, допущение, сомнение, пони- мание (в вышеупомянутом смысле), ожидание (экспектация), предвидение (прогноз), предположение, воспоминание (как результат вспоминания). От- метим, что «эпистемические состояния могут сопровождаться соответствую- щими эмоциональными состояниями. Эта связь отражена в таких устойчивых речениях, как радостное ожидание, мучительное сомнение, страстная вера, горькое понимание, счастливое воспоминание и т. п.» [4, c. 264]. Рассмотрим когнитивное содержание эпистемических состояний. Оно является ментальным отражением какого-либо фрагмента действительности, его когнитивной моделью, результатом обработки данных сенсорного вос- приятия, совмещающим в той или иной пропорции рационально- мыслительный и чувственно-образный компоненты. Необходимым условием эпистемического состояния служит располагание некоторой порцией сведе- ний, активированной в сознании и существующей в кодовой (сенсорной, вер- бальной, схематической) форме. Специфика каждого эпистемического состо- яния определяется, в числе прочего, характером когнитивного отношения субъекта к этим сведениям, то есть тем, какую логическую или эпистемиче- скую модальность он им приписывает; эти модальности выражаются в логике операторами «истинно», «ложно», «возможно», «невозможно», «вероятно», «невероятно», «достоверно», «недостоверно», «маловероятно» и др. Припи- сывание той или иной модальности, в свою очередь, определяется степенью надежности источника сведений (по оценке субъекта), а также психологиче- скими и культурологическими факторами. Оговоримся, что, рассматривая эпистемические состояния с логических позиций, мы оперируем их логическими понятиями, носящими интернацио- нальный научный характер и лишенными этнокультурной и этноязыковой специфики [5, c. 87]. В качестве исходного нами принято широкое по объему понятие «когнитивная позиция». Занимать когнитивную позицию в отноше- нии положения дел Р - значит, в общем случае, приписывать ему ту или иную логическую, эпистемическую, деонтическую, аксиологическую, временную либо онтологическую модальность. В нашей модели когнитивная позиция - единица иного порядка, нежели остальные эпистемические понятия: она относится не непосредственно к Р, а к модальности Р (вероятности, возможности достоверности Р и т. д.). Соб- ственно говоря, когнитивная позиция - это суждение, но не в форме внешне- го вербального высказывания, а в форме ментального состояния. Это - эпи- стемическая оценка сведений. Строго говоря, его следовало бы обозначить глаголом судить (о чем-либо), но по стилистическим соображениям мы вслед за Ю.Д. Апресяном [6] обозначаем его глаголом считать в значении «судить, занимать когнитивную позицию». Понятие знание освещено в весьма обширной логической и лингвистиче- ской литературе [6-11 и мн. др.]. Знание нельзя в общем случае определить как истинное полагание (в формализованной записи: (х ПОЛАГАЕТ Р) И (Р)). Подчеркнем еще раз: на наш взгляд, знать - значит полагать, что некие све- дения стопроцентно достоверны, так как они почерпнуты из источника, об- щепризнанного как совершенно надежный. Однако нет полной гарантии того, что все эти источники действительно (объективно) совершенно надежны. Знание нельзя отождествлять с осведомленностью, то есть с располаганием информацией. Это еще не суждение субъекта. Информация как таковая сама по себе не имеет эпистемической модальности. Если субъект не судит о сте- пени достоверности какой-либо информации, он обычно ссылается на ее ис- точник («Мне сказали…», « Говорят, что…», «Я читал, что…» и т. п.), пере- кладывая на него ответственность за соответствие действительности («За что купил, за то и продаю»). Убежденность отличается от знания тем, что она основывается на высо- кодостоверных, но все же косвенных подтверждениях и доказательствах, не относящихся к списку тех, на которых базируется знание. Убежденность воз- никает в результате почти полной, но все-таки не совсем полной индукции. Убежденность субъективна; ее высокая степень не всегда находится в прямой пропорции с объективной достоверностью (вероятностью истинности) сведе- ний. Так называемая популярная индукция на основе малой выборки нередко приводит к недостаточно обоснованной убежденности, обусловленной не ло- гическими, а психологическими причинами. В этом аспекте убежденность сближается с верой. Помимо индукции, убежденность может быть основана на умозаключе- нии по аналогии. Говоря в целом, выражение «х УБЕЖДЕН, ЧТО Р» означа- ет: субъект считает, что Р истинно (или, по крайней мере, наверняка истин- но), поскольку этому есть достаточно (по мнению субъекта) редуктивных подтверждений и доказательств. Вера зиждется не на доказательствах (или, по крайней мере, они в ней не главное). Она основана на высоком идейном авторитете источника в гла- зах субъекта, а также в ряде случаев на таком психологическом явлении, как принятие желаемого за действительное. Вера (в строгом смысле этого слова) в той или иной мере иррациональна, так как доказательства для нее нереле- ванты или малорелевантны. Логика здесь отступает на задний план. Вспом- ним знаменитый парадокс Credo quia absurdum - «Верую, ибо нелепо». Идейная (религиозная, социально-политическая и иная) вера обладает большим аксиологическим зарядом. Она характеризуется высокой ценностью для субъекта несмотря на ее порой шаткие онтологические основания. Формула «х ВЕРИТ, ЧТО Р» означает: субъект считает, что Р истинно, несмотря на не- хватку или даже отсутствие рационалистических подтверждений. В отличие от убеждения, основанного на популярной индукции, вера, как уже упомина- лось, базируется в первую очередь на авторитете и ценности. Впрочем, эти эпистемические состояния иногда сближаются: вспомним, например, еван- гельского Фому, который поверил в божественность Иисуса после того, как получил тому реальное подтверждение. В данном случае вера комбинирована с рациональной убежденностью на фактологической основе. Говоря в целом, эпистемические состояния часто сближаются, переплетаются и переходят друг в друга; поэтому их наименования в той или иной мере амбиваленты и в некоторых контекстах взаимозаменяемы. У убежденности весьма узок вероятностный диапазон; он составляет примерно 90-100 %. Ниже находится уверенность, примерно 70-90 %, кото- рая столь же рациональна, сколь и убежденность (на наш взгляд, убежден- ность можно считать высшей степенью уверенности). У веры этот диапазон гораздо шире. Рассмотрим далее понятие полагание. Теоретически оно подразумевает неопределенную степень вероятности Р, однако на практике эта степень обычно выше 50 % и ниже, чем у уверенности. Формула «х ПОЛАГАЕТ, ЧТО Р» означает: субъект считает, что Р имеет позитивную вероятность (на прак- тике обычно выше 50 %), например : «Я полагаю (= думаю), что на улице хо- лодно». Содержание полагания обычно бывает выводом из редуктивных рас- суждений на основе фактов (вряд ли правильно сказать: «Я полагаю, что на Земле живут люди», поскольку это очевидный, а не выводной факт). Предпо- лагание весьма близко к полаганию, отличаясь от него, пожалуй, большей рассудочностью и меньшей интуитивностью; кроме того, приставка пред- подчеркивает исходность, предварительность предположения (ср. греч. The- sis - букв. «положение» и hypothesis - букв. «положение под (чем-либо)», т. е. «основа»; лат. positio - букв. «положение» и propоsitio/praepоsitio - букв. «пред-положение»). Словам полагать (что...), думать (что…) в вышеуказанном значении синонимично выражение иметь мнение. Первоначально слово мнение (от глагола мнить) обозначало эпистемическое состояние ложного полага- ния. Отголоски этого значения сохранились в словах самомнение, мнимый и в выражении возомнить о себе. Ныне, однако, слово мнение обозначает со- держание полагания («Я полагаю, что Р» = «По моему мнению, Р»), которое вовсе не обязательно ложно. Допущение есть приписывание Р эпистемической модальности возмож- ности, понимаемой в том смысле, что вероятность Р выше нуля. Допуская возможность Р, мы лишь имеем в виду, что Р не является невозможным, и не более того. Однако на практике, употребляя слово возможно как ввод- ное, говорящий зачастую имеет в виду примерно среднюю вероятность Р («возможно Р, а возможно не Р»; здесь Р и не-Р приблизительно равновероят- ны). Тем не менее выражение «х ДОПУСКАЕТ, ЧТО Р» в строгом смысле означает: субъект считает, что Р не невозможно. В науке допущение иногда называют верой, но не в религиозном, а в ра- ционалистическом смысле. Некоторые недоказанные гипотезы принимаются учеными на веру; ими оперируют как знанием. Если впоследствии гипотеза доказывается, она переходит в разряд знания, а если опровергается, то пере- стает приниматься на веру. Ученые отдают себе отчет в условности научной веры. Если для религии утрата веры - это катастрофа, то в науке это нор- мальное явление, сопровождающее прогресс познания. Прогноз, ожидание и воспоминание имеют временной параметр. Про- гноз - это ментальная модель будущего положения дел, построенная путем переноса в будущее данных о динамике событий прошлого и настоящего. Прогноз - это временная экстраполяция тенденций. Независимо от степени субъективной уверенности автора прогноза его объективная вероятность (ко- торую можно вычислить) всегда ниже 100 %, так как невозможно учесть все факторы, релевантные для моделирования будущего положения дел. Будущее поливариантно, и вероятность того или иного его варианта меняется по мере учета все новых факторов и тенденций развития. Поэтому прогноз - это не провидение, а всего лишь вероятностное полагание о будущем положении дел, рационалистический конструкт, основанный на данных прошлого и настоящего опыта, в той или иной мере отличный от того будущего, кото- рое впоследствии наступает и становится настоящим. Ожидание (экспектация) - это сочетание прогноза с интенцией субъекта, обычно сопровождаемое эмоциональным отношением к прогнозируемому событию. Желанное событие ожидают с надеждой, а нежеланное - со стра- хом. Прогнозируемое событие ожидается в той мере, в какой оно значимо для субъекта. Если субъект к нему равнодушен, он вряд ли пребывает в состоя- нии ожидания. Например, все знают, что ясной ночью взойдет луна, но пут- ник ее ожидает (она осветит ему путь), а домосед - нет (ему все равно). По методике В.М. Савицкого [3], ожидание можно в общем случае описать формулой «х ОЖИДАЕТ Р = (х ХОЧЕТ / НЕ ХОЧЕТ Р) И (х ПРОГНОЗИРУЕТ Р)». Эмотивное событие «надежда» описывается формулой «х НАДЕЕТСЯ, ЧТО Р = х ПЕРЕЖИВАЕТ + (х ОЖИДАЕТ Р)». Страх противоположен надежде: «х БОИТСЯ, ЧТО Р = х ПЕРЕЖИВАЕТ - (х ОЖИДАЕТ Р)». В обыденной речи высказывание «Я этого не ожидал» фактически подра- зумевает не то, что говорящему безразлично Р, а то, что он не прогнозировал Р, не допускал, что Р произойдет. Однако по стилистическим причинам так обычно не говорят. «Не ожидал» здесь логически неточно, но, впрочем, вполне понятно и допустимо. Если расчетная погрешность прогноза пренебрежимо мала, его на прак- тике условно приравнивают к знанию будущего положения дел: «х ЗНАЕТ (Р Є t2)) Є t1». В этом случае, ожидая событие, субъект переживает не надежду, а предвкушение: «х ПЕРЕЖИВАЕТ + (x ХОЧЕТ Р) И (х ЗНАЕТ (PЄt2)) Єt1», и не страх, а огорчение, гнев, отчаяние и т. п.: «х ПЕРЕЖИВАЕТ - (х ХОЧЕТ НЕ Р) И (х ЗНАЕТ (Р Є t2))t1». Рассматривая условно-детерминированное ожидание с точки зрения субъекта, оператор ЗНАЕТ в этих формулах следует заменить на УБЕЖДЕН. Человек устроен так, что, с одной стороны, он вечно ожидает от жизни «подвоха» (всякое верное дело может сорваться), а с другой стороны, даже в безнадежной ситуации склонен уповать на благополучный исход. Человек в целом - не твердокаменный фаталист: живя в вероятностном мире, он ин- туитивно ощущает ненадежность любого (позитивного и негативного) про- гноза. Предвкушение у него обычно перемежается с опасением, а отчаяние - с надеждой. Такова психологическая сторона эмотивно-эпистемических со- стояний. Воспоминание есть активация в сознании субъекта фрагмента сведений, хранящихся в его памяти (или, используя психоаналитический термин, в его предсознании). В житейском смысле слово воспоминание относится в основ- ном к личному прошлому чувственному опыту (к тому, что человек сам ви- дел и в чем, возможно, участвовал), но в логическом смысле оно обозначает эпистемическое состояние, содержанием которого является любой посту- пивший из памяти в сознание информационный блок. В терминах компью- терной метафоры воспоминание можно назвать «раскрытием файла» челове- ческой памяти, а воспоминание, извлеченное с помощью мнемотехнического ключа, - «разархивированием файла». Если ввести оператор ОСОЗНАЁТ (= активирует в сознании), то воспо- минание можно формально описать так: «x ВСПОМИНАЕТ P = (x ОСОЗНА- ЁТ (x РАСПОЛАГАЕТ СВЕДЕНИЯМИ (P Є t1))) Є t2». Порядок следования временных индексов здесь обратен тому, который имеет место в формуле прогноза. Прогноз - рационалистическая модель будущего; воспоминание - мнемическая модель прошлого. Понятие сомнение, как уже отмечалось, трактуется Ю.Д. Апресяном как когнитивная позиция по отношению к положению дел P, состоящая в том, что «скорее не P» [6, c. 627]. При такой трактовке сомнение противоположно полаганию (когнитивной позиции, согласно которой «скорее P»). Тогда до- стоверность сведений, подвергаемых сомнению, ниже 50 % (в случае с пола- ганием она выше 50 %). По В.М. Савицкому, «(x СОМНЕВАЕТСЯ, ЧТО Р = x ПОЛАГАЕТ (ВОЗМОЖНО (НЕ Р))» [3, c. 35]. Если принять, что уверен- ность подразумевает вероятность Р > 50 %, а сомнение - P < 50 %, то полу- чится, что данное высказывание означает: «Он считает, что вероятность Р больше и меньше 50 %», что является нарушением логического закона непро- тиворечия, или, в формализованном виде, ~ [P L ~ P] («Неверно [P и не-P] »). Значит, это высказывание аналитически ложно. Формула «ВОЗМОЖНО (НЕ Р)», как было показано выше, есть всего лишь допущение возможности не-Р, то есть, что вероятность Р выше нуля (и не более того). Но оно характерно не только для сомнения, но и для уве- ренности, и для веры. Таким образом, эта дефиниция слишком широка для сомнения. Трактовка сомнения в Р как убежденности в не-Р противоречива: убеж- денность по определению отметает всякое сомнение. Убежденность и сомне- ние принципиально несовместимы, так как первая носит детерминированный, а второе - вероятностный характер. Убежденность в не-Р не допускает веро- ятности Р выше нуля, а сомнение в Р ее допускает. Поэтому сомнение в Р не может быть определено как убежденность в не-Р. Мы предлагаем следую- щую этимологическую версию для слова сомнение. Значение префикса с(о)-, на наш взгляд, здесь имеет общую сему со значением префикса от- (ср.: сой- ти/отойти, сдвинуть/отодвинуть, слететь/отлететь и т. п.) и префикса у- (ср.: сбежать/убежать, стащить/утащить, съехать/уехать и т. п.). Это сема движения в сторону, удаления, отклонения. «Со-мнение» буквально (по своей внутренней форме) означает отклонение от мнения, то есть от пози- тивной когнитивной позиции в отношении Р. Это ключ к содержанию данно- го понятия. В общем случае сомнение отличается от мнения не суждением о степени вероятности Р (ниже/выше 50 %), а негативным характером когни- тивной позиции, притом что как мнение, так и сомнение имеют вероятност- ную модальность, степень которой, вообще говоря, неопределенна, но в част- ных случаях, действительно, может быть соответственно выше и ниже 50 %. При полагании (содержанием которого является мнение) в фокус внимания выдвигается истинность Р (какова бы ни была ее вероятность), а при сомне- нии - неистинность Р (какова бы ни была ее вероятность). Полагание (уве- ренность, вера) и сомнение дополняют друг друга: на вероятностной шкале на долю сомнения остается та ее часть, которая не занята полаганием (уве- ренностью, верой). Полагание (уверенность, вера), в отличие от убежденно- сти, автоматически подразумевает (имплицирует) определенную долю со- мнения, но в этих эпистемических состояниях сомнение не выводится в фо- кус внимания. Аналогичным образом, сомнение имплицирует полагание (уверенность, веру), но в этом эпистемическом состоянии внимание на них не заостряется. Подчеркнем еще раз, что полагание, уверенность, вера, убеж- денность в Р - это позитивные когнитивные позиции, в то время как сомне- ние и неуверенность в Р, а также убежденность в не-Р - это негативные ко- гнитивные позиции. В этом, на наш взгляд, состоит основное различие между перечисленными эпистемическими состояниями, а преобладание вероятности Р («скорее Р, чем не-Р») или вероятности не-Р («скорее не-Р, чем Р») - это не содержание эписте- мических состояний, а их фактологическая и логическая мотивация, которая не обязательно детерминирует возникновение того или иного эпистемического со- стояния, так как существует еще и психологическая, и культурная мотивация. В частности, наличие или отсутствие веры обычно не связано с фактами и логи- кой. Человек может быть упорным в вере или неверии несмотря на достоверные и сильные логические контраргументы. Вот почему формула «х СЧИТАЕТ,ЧТО СКОРЕЕ НЕ-Р» не всегда означает, что х сомневается в Р. Итак, вероятностные эпистемические состояния взаимодополнительны и делятся на позитивные и негативные. Качественная определенность того или иного из них обусловлена в первую очередь тем, «плюс» или «минус» выводится в фокус внимания, и лишь во вторую очередь - тем, в какой про- порции находится вероятность Р и вероятность не-Р. Как уже отмечалось, мы живем в вероятностном мире. Незыблемость по- стулатов математики и дедуктивной логики искусственна. При их приложе- нии к живой жизни возникают погрешности, свидетельствующие о стохасти- ческом характере всего сущего, включая даже фундаментальные законы при- роды, не говоря уже о законах общественного развития. Человек интуитивно ощущает это; поэтому на практике (а не в логической теории) даже в твердые убеждения время от времени вкрадывается некоторая доля сомнения, вы- званного такими фактами, которые не согласуются с убеждениями. Вновь по- ступающие факты то подтверждают, то противоречат некоторой когнитивной позиции в отношении Р. В диахронии происходит чередование позитивного и негативного эпистемического суждения о Р, которое обычно называют ко- лебанием (хезитацией). Хезитацию иногда отождествляют с сомнением, но, строго говоря, хезитация - это не сомнение, а перемежение полагания (уве- ренности, веры) сомнением (неуверенностью), т. е. многократная смена ко- гнитивных знаков «плюс» и «минус», попеременное выведение «плюса» и «минуса» в фокус внимания на основе учета сменяющихся аргументов «за» и «против» истинности Р. Рассмотрим далее понятие понимание, толкуемое не как ментальное дей- ствие (процесс раскрытия сущности или смысла явления), а как эпистемическое состояние (результат упомянутого процесса). Представляется возмож- ным рассматривать понимание как наличие в когнитивном мире субъекта до- бытого аналитико-синтетическим путем смысла объекта (онтологического, прагматического, семиотического). В общем случае попытка понять явление действительности есть стремление к истине об этом явлении, то есть пости- жение его глубинного, сущностного смысла. Понимание в рамках двузначной логики может оказаться ложным, по- этому ему нельзя в общем случае приписать двузначно-логическую модаль- ность истинности. Однако, рассматриваемая с позиций теории познания, в которой используется и многозначная логика, истина всегда относительна, и всякое понимание есть частичное установление истины. С одной стороны, абсолютная истина недостижима, а с другой, абсолютная неверность сужде- ния о сущности объекта не может быть названа пониманием; наоборот, это есть непонимание сущности объекта. Таким образом, понимание располага- ется между абсолютной истиной и полным непониманием, и ему, на наш взгляд, можно приписать эпистемическую (гносеологическую, а не двузнач- но-логическую) модальность частичной истинности. В каждом отдельном случае ее степень («глубина понимания») различна. Речь идет о степени соот- ветствия ментальной модели оригиналу. Понимание подразумевает наличие позитивной когнитивной позиции и в этом аспекте противостоит сомнению. В диахронии оно может чередо- ваться с сомнением, что было определено выше как хезитация. От веры понимание отличается своим рационалистическим характером, а от убежденности, уверенности, полагания - тем, что оно в целом не подразумевает какой-либо оценки достоверности Р. Понимание может комбинироваться с эти- ми эпистемическими состояниями: субъект может быть убежден, или уверен, или, по крайней мере, полагать, что его понимание смысла Р соответствует дей- ствительности, хотя следует оговориться, что по психологическим причинам люди склонны завышать адекватность своего понимания вещей. Понимание, помимо адекватности, градуально по параметру четкости ко- гнитивной картины объекта (оно бывает смутным, более или менее отчетли- вым, совершенно ясным), а также по степени охвата сущностных закономер- ностей (оно бывает поверхностным, более или менее глубоким, очень глубо- ким). Рассмотренные выше понятия принадлежат к числу размытых, то есть таких, чей признаковый состав (содержание) и денотативная область (объем) не вполне четко определены. Кроме того, не все они рядоположены; некото- рые из них находятся «в разных плоскостях» когнитивного пропространства, так как составляющие их признаки бывают разнородными. В силу этого они частично пересекаются, а отдельные их модификации могут перетекать друг в друга. Так, отчетливое воспоминание о событии, произошедшем с субъек- том или на его глазах, приравнивается к знанию субъекта о том, что данное событие имело место: «Я это отлично знаю (=помню), потому что сам был тому участником/свидетелем». Как уже отмечалось, неверие в Р может быть приравнено к убежденности в не-Р или к недопущению возможности Р. Про- гноз есть разновидность полагания (с временнóй модальностью будущего). Понимание тоже есть вид полагания (уверенности, убежденности) касатель- но смысла Р. Вера, с ее нехваткой эмпирической аргументации, в случае по- явления такой аргументации перерастает в уверенность. В отличие от фор- мальной логики Аристотеля, в диалектической логике Гегеля «текучесть» по- нятий принята за основу теоретических построений (хотя бывают и «жест- кие», ригидные понятия). Эта «текучесть» понятий, входящих в рассматрива- емое нами поле, не позволяет разработать их строгое исчисление.
×

Об авторах

Лариса Николаевна Юровицкая

Самарский государственный технический университет

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Виктория Вадимовна Доброва

Самарский государственный технический университет

Email: victoria_dob@mail.ru
Cand. Psych. Sci., Associate Professor , Head of Foreign Languages Department. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Селиверстова О.Н. Семантические типы предикатов. - М.: Наука, 1982. - 365 с.
  2. Caвицкий В.М. Aнглийcкaя фpaзеoлoгия: пpoблемы мoделиpoвaния. - Caмapa: Caмapcкий унивеpcитет, 1993. - 172 c.
  3. Ишмуратов А.Т. Логический анализ практических рассуждений. - Киев: Наукова думка, 1987. - 137 с.
  4. Юровицкая Л.Н. Интерпретационное поле и аксиологический статус концепта «сомнение» // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке. - СПб: ЛГУ, 2008. - С. 263-267.
  5. Огнев А.Н., Юровицкая Л.Н. Некоторые теоретические аспекты проблемы сомнения и перспективы ее лингвистической экспозиции // Известия Самарского научного центра РАН. - 2004. - С. 84-87.
  6. Апресян Ю.Д. Избранные труды в 2 т. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа «Языки русской культуры», изд. фирма «Восточная литература», РАН, 1995. - 767 с.
  7. Вендлер З. Факты в языке // Философия. Логика. Язык: Сб. науч. тр. - М.: Прогресс, 1987. - С. 293-317.
  8. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. - М.: Прогресс, 1984. - С. 79-128.
  9. Searle J.R. Spreech Acts: An essay in the philosophy of language. - N.Y.; L.: Cambridge Univ. Press, 1969. - 203 p.
  10. Ziff P. Epistemic Analysis. A Coherence Theory of Knowledge. - Dordrecht: 1983. - 198 p.
  11. Wierzbicka A. Semantics, Culture and Cognition. - N.Y., Oxford: 1992. - 346 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юровицкая Л.Н., Доброва В.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах