ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
- Авторы: Чеканушкина Е.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2014)
- Страницы: 256-262
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52212
- ID: 52212
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обосновывается, что будущим техническим специалистам необходима социально-экологическая подготовка, которая обеспечит экологическую безопасность их профессиональной деятельности. Актуальным становится формирование у студентов технических специальностей социально-экологической компетентности, которая является имманентным компонентом профессиональной компетентности. Дается определение социально-экологической компетентности будущего технического специалиста, приводится совокупность социально-экологических компетенций, принципы формирования социально-экологической компетентности (концепция устойчивого развития, преемственность и непрерывность содержания экологического компонента экологизированных дисциплин, рефлексивная деятельность) в процессе изучения экологизированных дисциплин гуманитарного (философия, история, социология), социально-экономического (экономика) и естественнонаучного (химия, физика) циклов. Представлена структура социально-экологической компетентности, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, потребностно-мотивационного и деятельностного. Связь данных компонентов обуславливает формирование у студентов личностных качеств, мотивации, социально-экологической активности в будущей трудовой деятельности. Представляется диагностический инструментарий оценки сформированности социально-экологической компетентности у студентов.
Об авторах
Елена Николаевна Чеканушкина
Самарский государственный технический университет
Email: elenacheka@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Кн. 1. - 2-е изд., испр., доп. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003. - 216 с.
- Дружилов С.А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и практики: Cб. ст. / Ред. Н.В. Наливайко, Е.А. Пушкарева и др. - Новосибирск: ГЦРО: Ин-т философии и права СО РАН, 2008. - Т. XXVIII. - Серия трудов, приложение к журналу «Философия образования». - С. 94-102.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. - 222 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: РПА, 1997. - 160 с.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: принят ГД ФС РФ 20.12.2001. - Введ. 10.01.2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/okrsred, свободный. - Загл. с экрана.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие / 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
- Чеканушкина Е.Н. Формирование социально-экологической компетентности у студентов технического университета в процессе их обучения гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.Н. Чеканушкина. - Самара, 2011. - 21 с.
- Чернова Ю.К., Щепанов В.В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: методология и практика: Учеб. пособие / Под науч. ред. А.И. Субетто. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 250 с.
Дополнительные файлы
