Проектирование образовательной среды для подготовки менеджеров производственной сферы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда» являются важными характеристиками образовательного процесса. Необходимым условием подготовки конкурентоспособных специалистов в настоящее время становится интеграция профессиональной и образовательной сред. В данной работе профессионально ориентированная образовательная среда рассматривается как совокупность педагогических условий и средств обучения, способствующих формированию готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности. Предлагается система формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы в условиях профессионально ориентированной образовательной среды.

Полный текст

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта тре- тьего поколения конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда определяется степенью сформированности у него совокупности профессио- нальных компетенций. Профессиональная компетентность менеджера произ- водственной сферы представляет собой интеграцию трех видов компетенций: производственной, управленческой и экономической. Производственная компетентность менеджера производственной сферы - это сформированная в процессе обучения способность к ведению производственной деятельности. Управленческая компетентность менеджера производственной сферы рас- сматривается нами как сформированная в процессе обучения способность к ведению организационно-управленческой деятельности. Экономическая компетентность менеджера производственной сферы - это сформированная в процессе обучения способность к ведению информационно-аналитической деятельности [1]. Однако, как показывает практика, существующая система подготовки менеджеров производственной сферы не отвечает требованиями рынка труда и работодателей. Формирование всей необходимой совокупно- сти профессиональных компетенций возможно только в специально органи- зованном образовательном пространстве. Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда» яв- ляются важными характеристиками образовательного процесса. Единого определения понятия «образовательное пространство» в педагогическом со- обществе пока еще не сложилось (табл. 1). Трактовка понятия «образовательное пространство» Таблица 1 Автор/авторы Определение понятия «образовательное пространство» Сурина И.А. Упорядоченность социальных взаимодействий в образователь-ном измерении и их результат, ожидаемый в процессе имплика- ции общественного и личностного, объективного и субъективно- го начал социальной реальности [2]. Михайлова Ю.Н. Это проектируемая и создаваемая субъектами образования (пе-дагогами, студентами, их родителями и т. д.) область их сов- местной деятельности, где между ними и образовательными си- стемами (их элементами) начинают выстраиваться определен- ные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования [3]. Гусаковский М.А.и др. Особый вид пространства, место, охватывающее личностьи среду в процессе их взаимодействия, результатом которого становится приращение индивидуальной культуры студента [4]. Окончание таблицы Автор/авторы Определение понятия «образовательное пространство» Редько Л.Л.,Чумичева Р.М. Это целостное единое образование, состоящее из взаимообу-словленных и взаимодействующих линий-пространств, ступе- ней, пластов, «сред» социально-образовательных ситуаций, обеспечивающих проявление активности, инициативности, творчества, потенциальных возможностей в процессе субъект- субъектных и субъект-объектных отношений, где среда в про- странстве является входящим элементом [5]. Жданко Т.А. Специально организованная совокупность взаимосвязанных об-разовательных и профессиональных структур на основе мно- гофункциональности, многопрофильности, адаптивности и из- менчивости [6]. Различные аспекты образовательного пространства рассматриваются в работах Беккер И.Л., Воронцова В.К., Жеребятниковой Г.В., Журав- чик В.Н., Касторновой В.А., Погребова Н.Б., Самерхановой Э.К., Тряпицы- ной А.П., Шалаева И.К., Ясвина В.А. и др. В контексте данного исследования под образовательным пространством будем понимать специально организо- ванную совокупность условий (образовательных и профессиональных), обес- печивающих формирование готовности менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности. Образовательная среда является неотъемлемой частью образовательного пространства и создается в процессе его функционирования. Ясвин В.А. определяет образовательную среду как «систему влияний и условий форми- рования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее разви- тия, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7]. В рамках данной статьи под образовательной средой вуза будем понимать профессионально-ориентированную среду как совокупность условий и средств, обеспечивающих освоение студентами образа жизни, мышления и профессионального поведения менеджера производственной сферы. В со- временных педагогических исследованиях (В.И. Андреева, Н.В. Ипполитова, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, А. Я. Найн, Н.С. Стерхо- ва), посвященных повышению эффективности педагогического процесса, вы- деляются педагогические условия, обеспечивающие успешность осуществля- емого процесса обучения. Найн А.Я. под педагогическими условиями пони- мает совокупность элементов, состоящих из реальных возможностей, форм и методов, материально-пространственной среды и педагогических приемов, направленных на решение поставленных задач в процессе обучения [8]. В нашем случае педагогические условия рассматриваются как источник возникновения самого процесса формирования готовности к профессиональной деятельности, как «потенциальная атмосфера» обучения менеджеров произ- водственной сферы. В первую очередь педагогические условия должны спо- собствовать удовлетворению заказа потенциальных работодателей к качеству подготовки менеджеров производственной сферы. Это вызывает необходи- мость интеграции образовательной и профессиональной сред (рис. 1). Комплекс Среда применения Педагогическое условие -обеспечение формирования мотива учебной деятельности («хочу делать») Средства формированияготовности(«могу делать») Образовательная среда Взаимодействие между участниками педагогического процесса (преподаватель - студент) ОПОП по профилюподготовки «Производ- ственный менеджмент», рабочие программыи учебные пособия Профессиональная среда Использование инновационныхтехнологий, посещение пред- приятия будущей профессио- нальной деятельности, взаимо- действие с работодателями Программные средства, практикана предприятии Рис. 1. Комплекс условий и средств формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы Следовательно, подготовка конкурентоспособного менеджера производ- ственной сферы становится возможной, если будет обеспечена включенность профессиональной среды в образовательную среду. Для этих целей был разрабо- тан авторский интегрированный курс «Основы управления производственными системами». Задачи курса - сформировать ответственное отношение к профес- сии и представление о профессиональных ценностях и возможностях, а также сформировать дополнительные (к указанным во ФГОС) профессиональные компетенции, выявленные в результате опроса работодателей. Данный курс учи- тывает специфику и особенности деятельности менеджера производственной сферы и позволяет реализовать запросы работодателей к качеству подготовки данных специалистов. Тем самым система подготовки менеджеров производ- ственной сферы принимает вид, представленный на рис. 2. Требования рынка труда и работодателей Требования ФГОС Целевой блок Цель: формирование готовности к профессиональной деятельности как интеграционного свойства личности Задачи: 1. Создание образовательной среды, способствующей формиро- ванию готовности менеджеров производственной сферы к профессио- нальной деятельности Развитие показателей в структуре готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности Содержательный блок Принципы: последовательности системности идентификации интеграции контекстности Подходы: интегрированный командный личностно-ориентированный компетентностный деятельностный Методы и формы обучения: Средства обучения: кейс-стади деловые игры тренинги лекционные и практические занятия лабораторный практикум управленческая и производ- ственная практики учебное пособие «Основы управ- ления производственными система- ми» сборники ситуационных задач программные продукты CATIA, Matlab, КОМПАС 3D, SMARTEAM мультимедийные средства обучения Результативный блок Технологический блок Педагогические условия: - образовательная среда, способствующая формиро- ванию готовности к профес- сиональной деятельности Компоненты готовности: рефлексивный; субъектный; технологический Результат: 1. Профессионально-ориентированная образовательная среда. 2. Менеджер производственной сферы с сформированными компетенци- ями к производственной, управленческой и экономической деятельности Рис. 2. Система формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы Еще одним элементом профессиональной образовательной среды вуза яв- ляется организация управленческой и производственной практик на конкрет- ном рабочем месте на ведущих предприятиях г. Сызрани с последующим трудоустройством выпускников. Таким образом, профессиональная среда оказывается интегрированной в образовательную среду. Выбор педагогической технологии обучения в системе профессиональной подготовки менеджеров производственной сферы зависит от ее практической направленности. На наш взгляд, такую практическую направленность могут создать имитационные методы обучения, которые подразделяются на игро- вые имитационные и неигровые имитационные методы. Одной из разновидностей игровых имитационных методов является дело- вая игра, которая представляет собой имитационное моделирование реальных систем, процессов и предприятий. Деловая игра дает возможность участни- кам вести предполагаемую профессиональную деятельность в течение неко- торого периода в предлагаемой производственной ситуации и приобрести опыт профессиональной деятельности в новых или изменяющихся условиях. Комплекс деловых игр, используемых нами в процессе формирования ре- флексивного, субъектного и технологического компонентов готовности, направляется на совершенствование деятельности внутри производственного предприятия. Деловые игры разработаны А.К. Казанцевым и Л.С. Серовой для имитации управления организацией [9], а нами адаптированы для обуче- ния менеджеров производственной сферы (табл. 2). Деловые игры, используемые при подготовке менеджеров производственной сферы Таблица 2 Деловаяигра Компонентыготовности Формируемые способности «СТРАПЛАН» Рефлексивный Способность анализировать финансовую отчетность и при- Способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управлен- ческих решений нимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финан- совые решения «СИПРОМ» Субъектный Способность к управлению производственными системами Способность координировать работу технического и произ- водственного персонала «ОРГПРО» Технологи-ческий Способность осваивать и применять современные методы Способность проводить организационно-плановые расчеты по созданию и реорганизации производственных участков производств Способность участвовать в постановке целей проекта Способность участвовать в разработке проектов, модерни- зации действующих и создании новых производств организации и управления производствами Кроме игровых методов в интегрированной учебной дисциплине «Осно- вы управления производственными системами» применялись наиболее рас- пространенные неигровые методы: кейс-стади (для формирования способно- стей рефлексивного компонента) и тренинг (для формирования способностей субъектного компонента). Кейс-стади для формирования готовности к профессиональной деятель- ности содержит описание реальных экономических, производственных и со- циальных ситуаций. Студентам предлагались «полевые» и «кресельные» кейс-стади. Например, «полевым» видом являлись ситуации, происходившие на предприятиях ОАО «Тяжмаш», ОАО «Пластик», ОАО «СНПЗ», а «кре- сельным» - ситуации, предлагаемые ведущими менеджерами производствен- ной сферы России в качестве обучающих (табл. 3). Кейс-стади, применяемые для подготовки менеджеров производственной сферы Таблица 3 Характеристика Виды кейс-стади Формируемые способности Обучаемых просят проанали-зировать ситуацию, разобрать- ся в сути проблем, предложить возможные варианты управ- ленческого решения и выбрать лучший из них. «Полевые», основан- «Кресельные» - ные на реальном фактическом материалевымышленные Способность к анализу Способность к прогнози- рованию Способность к оценке профессиональных ситуацийрезультата деятельности Тренинг может рассматриваться с нескольких точек зрения: как трени- ровка; как форма активного обучения; как метод создания оптимальных условий для самораскрытия обучаемых и их самостоятельного поиска аль- тернативных вариантов решения проблем и ситуаций. Так как тренинг в нашем случае направляется на формирование субъектного компонента, то необходимо применять такие тренинги, которые бы имели взаимосвязь с дру- гими компонентами (табл. 4). Обязательная взаимосвязь обусловлена инте- грированностью дисциплины. Виды тренингов, используемых при подготовке менеджеров производственной сферы Таблица 4 Характеристика Виды тренингов Формируемые способности 1.Установка на работув команде, на создание, изменение хода событий Командный - Способность создавать команду 2. Познание себя Индивидуальный Способность управлять собой Способность проявлять реши- тельность и нести ответственность за принятие решений Комплекс программных продуктов (CATIA, Matlab, КОМПАС 3D, SMARTEAM), используемых в разработанной нами системе, обеспечивает развитие у будущих менеджеров производственной сферы способности к проектно-конструкторской деятельности. Таким образом, формирование готовности к профессиональной деятель- ности менеджеров производственной сферы осуществляется путем создания профессионально ориентированной образовательной среды, включающей в себя совокупность педагогических условий и средств обучения. В качестве основных средств обучения выступают интегрированный курс «Основы управления производственными системами» и имитационные методы обуче- ния. Активное вовлечение студентов в процесс обучения способствует фор- мированию компонентов готовности к профессиональной деятельности ме- неджеров производственной сферы, что подтверждается результатами экспе- римента, проведенного в филиале Самарского государственного техническо- го университета в г. Сызрани. Так, значение показателей рефлексивного ком- понента готовности возросло на 5,5 %, по субъектному компоненту готовно- сти показатели выросли на 38,9 %, показатели технологического компонента дали прирост на 39,7 %. По результатам формирующего эксперимента выяв- лена также прямая взаимосвязь между всеми показателями компонентов. Наиболее существенная связь установлена между показателями рефлексивно- го и технологического компонентов и показателями субъектного и техноло- гического компонентов.
×

Об авторах

Маргарита Владимировна Горшенина

Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Сызрань

Email: kaf.piuss@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеэкономических дисциплин 446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 45

Елена Юрьевна Фирсова

Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Сызрань

Email: kaf.piuss@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеэкономических дисциплин. 446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 45

Список литературы

  1. Фирсова Е.Ю. Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2(20). - С. 265-269.
  2. Сурина И.А. Образовательное пространство: определение, структура и характеристики // Психолого-педагогические проблемы сельской школы. - 2010. - Вып. 35. - С. 250-260.
  3. Михайлова Ю.Н. Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 19-25.
  4. Университет как центрокультуропорождающее образование. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / Под ред. М.А. Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с.
  5. Чумичёва Р.М., Редько Л.Л. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 24 с.
  6. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] // Magister Dixit - науч.-пед. журнал Восточной Сибири. - Июнь 2012. - № 2 (06). - Режим доступа: http://md.islu.ru/ (дата обращения: 29.09.2015).
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
  8. Найн А.Я. Инновации в образовании. - Челябинск: УралГАФК, 1995. - 288 с.
  9. Казанцев А.К., Серова Л.С. Имитационное моделирование управления организацией: опыт разработки деловых компьютерных игр // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2006. - № 4. - С. 186-206.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.