ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приводится статистическая обработка и анализ результатов педагогического экспе-римента по внедрению инновационной методики на основе матричной модели познава-тельной деятельности, проведенного в Самарском государственном университете пу-тей сообщения (СамГУПС) преподавателями кафедры «Высшая математика». Для подтверждения эффективности предложенной методики исследуются четыре слу-чайные величины, характеризующие коэффициент усвоения учебного материала от-дельным студентом, полученные в результате двух контрольных тестирований в экс-периментальной и контрольной группах. Поскольку полученные в результате экспери-мента данные представляют собой набор чисел, в которых трудно уловить какую-либо закономерность их изменения (варьирования), их подвергают статистической обра-ботке. Для этого построены интервальные вариационные ряды; вычислены основные числовые характеристики: выборочная средняя (среднее арифметическое значение при-знака выборочной совокупности), выборочная дисперсия (среднее арифметическое квадратов отклонений наблюдаемых значений признака от их средних значений) и вы-борочное среднее квадратическое отклонение (корень квадратный из выборочной дис-персии). Определены наблюдаемые значения критерия согласия Пирсона, позволяющие установить, после сравнения их с критическими значениями, что все исследуемые слу-чайные величины подчинены нормальному закону распределения. Построены линии эм-пирических плотностей результатов, полученных в контрольной и экспериментальной группах после первого и после второго тестирования, позволяющие оценить динамику процесса усвоения учебного материала. Вычислены коэффициенты вариации, характе-ризующие рассеивание вариационных рядов. Таким образом показано, что в экспери-ментальной группе к концу обучения не только увеличился средний результат (на 10 % по сравнению с контрольной группой), но и уменьшилось рассеивание результатов от-носительно среднего (с 16,55 до 13,67 %), что безусловно подтверждает эффектив-ность предложенной методики.

Полный текст

Педагогические исследования, проводимые в высшей школе, показывают, что совершенствование методов и средств изучения различных сторон деятельности обучаемого тормозится отсутствием научно обоснованных и сопоставимых критериев оценки результатов наблюдений и экспериментов. Из психолого-педагогических исследований, направленных на решение задач высшей школы, следует вывод: построение теории педагогики высшей школы невозможно без перехода от субъективных качественных описаний педагогических процессов к строгим и объективным их оценкам [1]. В методике педагогических исследований существенную роль играет эксперимент, позволяющий изучать явления и процессы в строго контролируемых и управляемых условиях. Педагогический эксперимент часто является единственным способом подтверждения эффективности новой методики по сравнению с используемыми ранее. Статистические методы, применяемые к результатам педагогического эксперимента, дают возможность объективно установить степень сходства или различия исследуемых объектов на основании результатов измерений их показателей [2]. Несмотря на наличие литературы по математической статистике для гуманитариев [3 7], статистические методы в педагогике используются мало. В данной статье статистические методы применяются для обработки и анализа результатов педагогического эксперимента по внедрению модели адаптивной профессиональной подготовки, ориентированной на приспособление системы обучения к индивидуальным особенностям обучающихся [8, 9], что позволяет корректно и достоверно подтвердить эффективность применения данной методики. В 2013-2015 уч. годах в СамГУПС преподавателями кафедры «Высшая математика» был проведен педагогический эксперимент с использованием пособий [10-12]. Эксперимент строился на сравнении экспериментальной и контрольной групп студентов специальностей «Строительство железных дорог (СЖД)» и «Экономика (Э)», которых распределили на две группы (табл. 1, табл. 2). Таблица 1 Состав экспериментальной и контрольной групп по первому тесту Группа Специальность, учебная группа Количество студентов Экспериментальная Э-31, Э-32, Э-41, Э-42, СЖД-31, СЖД-32 170 Контрольная Э-33, Э-34, Э-43, Э-44, СЖД-33, СЖД-34 168 Таблица 2 Состав экспериментальной и контрольной групп по второму тесту Группа Специальность, учебная группа Количество студентов Экспериментальная Э-31, Э-32, СЖД-31, СЖД-32 120 Контрольная Э-33, Э-34, СЖД-33, СЖД-34 116 Для определения начального состояния был проведен тест, составленный по курсу школьной программы, показавший отсутствие статистических значимых различий в экспериментальной и контрольной группах. Дальнейшее обучение обеих групп проводилось по одному учебному плану, но с применением разных методик: в контрольной группе использовалась традиционная методика, в экспериментальной - инновационный подход к организации самообразовательной деятельности (СОД) на основе матричной модели познавательной деятельности. Данные по первому кон трольному тесту «Линейная алгебра» в экспериментальной и контрольной группах приведены в табл. 3, данные по второму тесту «Математический анализ» - в табл. 4. Здесь - коэффициент усвоения учебной информации отдельным студентом: , , где - количество правильно выполненных учебных элементов; - общее количество учебных элементов в тесте. Для удобства данные сгруппированы следующим образом: весь интервал изменения разбит на 10 равных частичных интервалов длиной и подсчитана частота попадания в каждый из полученных интервалов. Таблица 3 в экспериментальной и контрольной группах по результатам 1-го теста Группа Ку 0,1-0,2 0,2-0,3 0,3-0,4 0,4-0,5 0,5-0,6 0,6-0,7 0,7-0,8 0,8-0,9 0,9-1,0 Экспериментальная 0 1 1 3 10 23 61 47 24 Контрольная 1 2 2 4 17 33 57 39 13 Таблица 4 в экспериментальной и контрольной группах по результатам 2-го теста Группа Ку 0,3-0,4 0,4-0,5 0,5-0,6 0,6-0,7 0,7-0,8 0,8-0,9 0,9-1,0 Экспериментальная 0 1 3 15 31 42 28 Контрольная 2 1 5 25 41 30 12 Структура педагогического эксперимента представлена на рис. 1. Рис. 1. Структура педагогического эксперимента Алгоритм исследования следующий: 1. На основании сравнения I установлено отсутствие статистически значимого различия между контрольной и экспериментальной группами. 2. Реализовано воздействие на экспериментальную группу, при этом экспериментальная и контрольная группы находились в одинаковых условиях за исключением целенаправленно изменяемых преподавателем/ 3. На основании сравнений IV и V устанавливается различие скоростей изменения . Рассмотрим случайные величины: - СВX - учебного материала отдельным студентом экспериментальной группы по результатам первого тестирования. - СВУ - учебного материала отдельным студентом контрольной группы по результатам первого тестирования. - СВZ - учебного материала отдельным студентом экспериментальной группы по результатам второго тестирования. - СВW - учебного материала отдельным студентом контрольной группы по результатам второго тестирования. Введем следующие обозначения: - количество студентов в каждой из групп (объем выборки): , , , ; , , . - значения в соответствующих выборках (варианты); - частота варианты; - относительная частота варианты; - плотность частоты, где - шаг интервала. Полученные в результате тестирования данные подвергаются статистической обработке [13-16]. СВX полностью исследована в работе [17]: найдены ее основные числовые характеристики , , ; построены гистограмма и линии эмпирической и теоретической плотности; доказана справедливость гипотезы о нормальном законе распределения, найден доверительный интервал для оценки неизвестного математического ожидания а. Построив интервальные вариационные ряды для СВУ, СВZ и СВW (табл. 5, 6 и 7) и произведя вычисления, аналогичные подобным в работе [17], получим числовые характеристики исследуемых случайных величин Y, Z, W: - выборочные средние , , ; - выборочные дисперсии , , ; - выборочные среднеквадратичные отклонения , , (табл. 8) по формулам: , , , . Таблица 5 Интервальный ряд распределения СВУ У 0-0,1 0,1-0,2 0,2-0,3 0,3-0,4 0,4-0,5 0,5-0,6 0,6-0,7 0,7-0,8 0,8-0,9 0,9-1,0 0 1 2 2 4 17 33 57 39 13 0 0,006 0,012 0,012 0,024 0,101 0,196 0,339 0,232 0,077 0 0,060 0,119 0,119 0,238 1,012 1,964 3,393 2,321 0,774 Таблица 6 Интервальный ряд распределения СВZ Z 0-0,1 0,1-0,2 0,2-0,3 0,3-0,4 0,4-0,5 0,5-0,6 0,6-0,7 0,7-0,8 0,8-0,9 0,9-1,0 0 0 0 0 1 3 15 31 42 28 0 0 0 0 0,008 0,025 0,125 0,258 0,350 0,233 0 0 0 0 0,083 0,250 1,250 2,583 3,500 2,333 Таблица 7 Интервальный ряд распределения СВW W 0-0,1 0,1-0,2 0,2-0,3 0,3-0,4 0,4-0,5 0,5-0,6 0,6-0,7 0,7-0,8 0,8-0,9 0,9-1,0 0 0 0 2 1 5 25 41 30 12 0 0 0 0,019 0,009 0,047 0,1923 0,387 0,283 0,113 0 0 0 0,189 0,094 0,472 1,9231 3,868 2,830 1,132 Таблица 8 Основные числовые характеристики случайных величин X, Y, Z и W Случайная величина Выборочная средняя Выборочная дисперсия Выборочное среднеквадратичное отклонение X Y Z W Для подтверждения гипотезы о нормальном законе распределения СВУ, СВZ и СВW вычислим наблюдаемые значения критерия согласия Пирсона и сравним их с критическими значениями (табл. 9). Таблица 9 Наблюдаемые и критические значения критерия согласия для случайных величин X , Y, Z и W Случайная величина Наблюдаемое значение критерия Пирсона Критическое значение критерия Пирсона X Y Z W Во всех случаях , следовательно, гипотезы о нормальном распределении случайных величин Y, Z, W подтверждаются. Для иллюстрации сравнений II и III постоим линии эмпирической плотности СВХ и СВУ (рис. 2) и СВZ и СВW (рис. 3). Анализируя средние результаты первого и второго тестирования в экспериментальной и контрольной группах (сравнения II и III на рис. 1), видим, что если при первом тестировании средний результат в экспериментальной группе лучше среднего результата в контрольной группе на 6,9 %, то при втором тестировании эта разница увеличивается до 10 % ( , ), что говорит об эффективности применения предложенной методики в динамике. В результате сравнения IV и V (см. рис. 1) видим, что средний результат в экспериментальной группе увеличился с до , т. е. на 5,5 %, а в контрольной группе - с до , т. е. всего на 1,4 %. Кроме усредненных значений полезно будет сравнить рассеивание результатов тестирования относительно выборочной средней. Вычислим для этой цели коэффициент вариации V , используемый для сравнения рассеивания вариационных рядов: , ; ; . Рис. 2. Линии эмпирической плотности СВХ и СВУ (1 - эмпирическая плотность распределения , 2 - эмпирическая плотность распределения ) Рис. 3. Линии эмпирической плотности СВW(1) и СВZ (2) (1 - эмпирическая плотность распределения , 2 - эмпирическая плотность распределения ) Таким образом, в экспериментальной группе к концу обучения не только увеличился средний результат (на 10 % по сравнению с контрольной группой), но и уменьшилось рассеивание результатов относительно среднего (с 16,55 до 13,67 %), что, безусловно, подтверждает эффективность предложенной методики.
×

Об авторах

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет

Email: eryabinova@mail.ru

Юлия Валериевна Гуменникова

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: gumennikuv@yandex.ru

Рузиля Нябиулловна Черницына

Самарский государственный университет путей сообщения

Email: y-abc@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. - М.: Эдиториал УРСС, 2010. - 224 с.
  2. 2. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М.: М3 - Пресс, 2004. - 67 с.
  3. 3. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М.: Просве-щение, 1964. - 268 с.
  4. 4. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М.: Про-гресс, 1976. - 496 с.
  5. 5. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогиче-ских исследованиях: Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1997. - 136 с.
  6. 6. Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. - Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
  7. 7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.
  8. 8. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготов-ки студентов технических вузов. - М.: Машиностроение, 2009. - 258 с.
  9. 9. Черницына Р.Н. Формирование информационно-дидактической базы для организации самообразовательной деятельности студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16, вып. 2-4. - С. 852-857.
  10. 10. Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самообразовательной деятельности студен-тов при изучении кривых второго порядка. - Самара: СамГУПС, Порто-принт, 2014. - 204 с.
  11. 11. Курушина С.Е. Формирование самообразовательных компетенций студентов при изуче-нии матриц: Учеб.-метод. пособие / С.Е. Курушина, В.П. Кузнецов, Е.Н. Рябинова, Р.Н. Черницына. - 2-е изд., испр. - Самара: СамГУПС, 2015. - 159 с.
  12. 12. Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самостоятельной работы студентов на ос-нове матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений: Учеб.-метод. пособие для самост. профес. подготовки студентов техн. вузов. - Самара: СамГУПС, Порто-принт, 2014. - 124 с.
  13. 13. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшая школа, 2003. - 479 с.
  14. 14. Вентцель Е.С. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Наука, Физма-тгиз, 1969. - 579 с.
  15. 15. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - Л.: ЛГУ, 1972. - 428 с.
  16. 16. Ащепкова Л.Я. Материалы к семинару по обработке результатов тестирования / Регио-нальный центр проблем качества при ДВГУ. - Владивосток, 2001.
  17. 17. Гуменникова Ю.В. Статистическая обработка результатов тестирования студентов / Ю.В. Гуменникова, Е.Н. Рябинова, Р.Н. Черницына // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 3(27).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рябинова Е.Н., Гуменникова Ю.В., Черницына Р.Н., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах