КРЕАТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Отмечаются особенности организации познавательной деятельности на основе креативного подхода в вузе культуры. Особое значение в креативном обучении и воспитании приобретают современные педагогические технологии, методики, формы, методы и средства. Отмечается, что современному обществу необходима творчески активная личность, способная предлагать креативные идеи, неординарные проекты и программы. В работе представлен анализ основных понятий обозначенной темы: «креативность» и «творчество». Проведен обзор опубликованных работ по креативности, которые используются в процессе обучения. Показано, что творческий потенциал личности проявляется в способности самостоятельно видеть проблему или противоречие, находить для них адекватное решение; позволяет включить критическое и аналитическое мышление; внедрить способы учебной деятельности в новую ситуацию; дает возможность комбинировать и синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые. Охарактеризованы интерактивные технологии и методы обучения (интерактивная лекция, работа в парах, работа в микрогруппах, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, тренинговые занятия, творческие задания, метод проектов, кейс-метод, технология Open Space), которые применяются как форма занятий, способствующих реализации креативности в учебно- воспитательном процессе. Определены показателями креативности: беглость, гибкость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность, удовлетворенность. Подчеркивается, что эффективность применяемых в процессе обучения и воспитания технологий в формировании креативности обучаемых зависит от инновационного характера деятельности преподавателей и студентов; активного включения студентов в творчество; возможности использования социально-педагогических условий в формировании творческого потенциала личности; организации взаимодействия преподавателей и студентов в творческой деятельности через интерактивные технологии обучения.

Полный текст

Вопрос формирования креативности обучающихся особенно актуален для системы высшей школы при рассмотрении проблем образования таких как организация и управление процессом творческого обучения и воспитания и особенно получение результата - подготовка выпускника, обладающего новым типом мышления - креативным, в ходе которого развивается творческий потенциал личности и в целом креативность. Вот почему сегодня так необходимо исследовать возможность развития креативности как личностной категории обучающегося в процессе обучения и воспитания. Формирование человека, обладающего креативным потенциалом, предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью современных педагогических технологий обуче-ния. В подобных технологиях акцент делается на порождение знаний, а не на их организацию и переработку. Образовательная деятельность в вузе культуры специфична, так как при подготовке студентов особое внимание уделяется формированию творчески способностей, находчивости, оригинальности в решении проблем, т. е. реализуется креативный подход к обучению, к организации познавательной деятельности. Актуальность применения креативной деятельности в обучении определяется и тем, что в настоящее время на нее обращают внимание работодатели при устройстве на работу наших выпускников, она важна для карьерного продвижения, без нее не возможна творческая самореализация личности. В связи с этим современная высшая школа решает важную задачу - подготовить своих выпускников к жизни и профессиональной деятельности, для которой характерны конкурентоспособность, профессионализм, высокие требования к качеству труда. Творческая активность и креативность являются высокоорганизованными видами деятельности по созданию ценностей, которые позволяют создать культуру в целом. Современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения [1]. Именно такой специалист - разработчик инновационных технологий - необходим для социокультурной сферы. Повышенные требования к развитию творческой активности и креативности выпускника вуза культуры - социально и экономически значимая потребность общества, которая может быть удовлетворена только с помощью соответствующих методов и технологий обучения, реализуемых в рамках современных моделей обучения, учитывающих требования ФГОС ВО последнего поколения. В научных исследованиях сформировалась тенденция к дифференциации понятий «творчество» и «креативность», где креативность занимает место одной из основных составляющих как самой категории «творчество» (данное понятие шире, поскольку не сводится только к способностям), так и ее производных. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым он следует. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится понимание - зачем, для кого и как нужно что-то создавать. Творчество всегда первично и фундаментально. Креативный продукт - это создание чего-то нового, того, что будет помещено в заранее выбранную подготовленную среду, того, что будет вызывать восторг у выбранных заранее посетителей. Креативность вне творчества невозможна. Креативность - это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. Сопоставительный анализ зарубежных и отечественных публикаций показывает многоаспектность исследования феномена креативности, его изучение с философской (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенков, И. Кант и др.), психологической (Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, М. Воллах, Дж. Гилфорд, В.Д. Дружинин, Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Р. Стернберг, Е.П. Торренс и др.) и педагогической точек зрения (Л.Д. Лебедева, А.В. Морозов, С.Д. Поляков и др.). Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, способное удовлетворить всех исследователей. Сложность понятия «креативность», его трактовка как потенциала, способности к творчеству, процесса, продукта, среды, типов творческой личности предполагает анализ данной категории в аспектах творческого мышления (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, М.А. Холодная, Н.Ю. Хрящева и др.); общей творческой способности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс); способности к творчеству (В.Н. Дружинин, Л.Д. Лебедева, А.В. Морозов и др.); характеристики, свойства личности (И.М. Кыштымова, Е.Л. Яковлева); системного психического образования (Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов); творческого воображения (Л.С. Выготский, Л.Б. Ермолаева-Томилина и др.); творческой одаренности (М. Воллах, Т.В. Галкина, В.Н. Дружинин, А.И. Савенков и др.); компонента одаренности (Д.Б. Богоявленская, Э. Ландау, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Дж. Рензулли и др.) и пр. Анализ работ по означенной проблематике показывает, что определения креативности носят весьма разнообразный и явно противоречивый характер. Так, в философском словаре приводится следующее определение креативности: «способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры» [2]. Креативность в широком значении фактически отождествляется с творчеством, но отличается от обыденного понимания процесса творчества чисто в художественном смысле, т. е. литературного, изобразительного, кинематографического и другого творчества. В некоторых работах, посвященных изучению феномена креативности, авторы используют для обозначения процесса творчества термин «креативизм», дифференцируя его, таким образом, от «креативности», под которой понимается, как отмечалось, способность к творчеству. Все большее распространение получает и термин «креативная компетенция», значение которого в проанализированных публикациях полностью совпадает со значением креативности. Как латинский термин креативность - это «творчество», или «сотворение из ничего». Креативность рассматривается как способность к творчеству, способность порождать, придумывать неординарные, оригинальные вещи, видеть свой творческий продукт по-особенному. На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. Креативность (от английского слова «creativity») - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В образовательном пространстве креативность рассматривается как способность генерации нового знания путем технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т. е. креативность - это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления. В этом смысле креативность отличается от творчества, как генерации нового знания путем использования уже существующих («слабых» и актуальных свойств, Л. Секей) [3] свойств, связей, отношений, хотя и скрытых. Креативность предполагает (to create - создавать) «создание» (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений). Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью, креативность - управляемым продуктивным воображением (И. Кант) [4]. Творческое отношение к жизни, поведенческую креативность раскрывали в своих работах А.Г. Маслоу [5], К.Р. Роджерс [6]. А.Г. Маслоу определял креативность как естественное свойство самоактуализирующейся личности, где под самоактуализацией понимал полное использование талантов, способностей, возможности личности как процесс самореализации человеческих потенций. Креативность потенциально присутствует в каждом человеке, но большинство людей теряют это качество в результате «окультуривания» в авторитарной среде. Автор делит креативность на первичную (изначально присуща каждому человеку) - этап вдохновенного творчества и вторичную (процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной формы). В теории креативности А.Г. Маслоу центральным понятием является «мотивация». Она определяется исходя из потребностей личности: чем выше человек может подняться по иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, творческие возможности он продемонстрирует [5]. В работах Р. Стернберга креативность определяется как общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности и рассматривается как относительно независимый фактор одаренности. Для того чтобы креативность переросла в творчество, она должна быть соединена с высокими показателями интеллекта, или, как называет его автор, успешным интеллектом [7]. К.Р. Роджерс в отличие от А.Г. Маслоу полагал, что личность и поведение являются в основном функцией уникального восприятия человеком окружающего мира («жизнь, восприятие мира - есть творческий акт»); тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью (человек, который использует свои способности и таланты, реализует весь свой потенциал) [6]. Дж.П. Гилфорд под креативностью понимает способность порождать множество оригинальных идей в нестандартных условиях действия, как способность творческого мышления порождать нечто новое в опыте, порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем, преодолевать инертность собственного мышления [8]. По утверждению психологов непосредственное отношение к креативности имеют операции дивергентного (творческого) мышления, а к интеллекту - конвергентного мышления. Было установлено, что креативные способности не предполагают высокого уровня «общего интеллекта», а гораздо более тесно коррелируют с «врожденными талантами», со специфическими видами интеллекта - лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телеснокинестетическим, внутриличностным и межличностным (по Г. Гарднеру) [9]. По мнению Е. Торренса, креативность - это общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Креативность проявляется при дефиците знаний, в процессе включения информации в новые структуры и связи, идентификации недостающей информации, поиска новых решений и их проверки, сообщения результатов [10]. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире. Словарь по образованию и педагогике определяет креативность как относительно независимый фактор одаренности, творческих возможностей человека, которые могут проявляться в отдельных видах деятельности (мышлении, общении) и характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны. Высокие показатели креативности у людей разных возрастных категорий повышают возможность творческих достижений при достаточно высокой мотивации и овладении необходимыми знаниями, умениями и навы-ками в соответствующих видах деятельности [11]. По мнению М.А. Холодной, креативность - это способность идти на разумный риск, это умения преодолевать препятствия, это внутренняя мотивация, толерантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих [12]. Выявляя сходство и различие понятий «творческие способности» и «креативность» (способность к творчеству), следует сказать, что: - они могут рассматриваться «как синонимы, если речь идет только об общей творческой способности»; - «творческие способности» шире, так как включают в себя и общие, и специальные способности; - при рассмотрении различных видов способностей креативность определяется как характеристика любой способности к деятельности. Креативность видится в них как содержательный компонент. Таким образом, можно сказать, что креативность рассматривается психологами как способность к творчеству, но не как само творчество. Аналитический обзор литературы показал, что творческий потенциал личности может проявляться в таких умениях как самостоятельное видение проблемы, противоречий, критическое мышление; умение формулировать и анализировать любые проблемы, аналитическое мышление; умение находить для них решение; умение переносить знания, умения и навыки, способы учебной деятельности в новую ситуацию; умение видеть новую сторону в знакомом объекте; умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые и пр. Перечисленные способности не всегда являются врожденными, их можно и нужно целенаправленно формировать на основе креативной педагогики с помощью специальных образовательных технологий, которые способствуют активизации и интенсификации деятельности студентов, позволяющих развивать творческий потенциал личности в учебной и профессиональной деятельности. Креативная педагогика как педагогика, стремящаяся к воспитанию созидателя (творческого человека), способного справиться с постоянно растущей сложностью жизни и ускоренным развитием общества. Наиболее эффективными для развития креативности студентов в процессе обучения являются интерактивные технологии, которые позволяют обучающимся взаимодействовать между собой. Внедрение интерактивных технологий и методов обучения - одно из обязательных требований ФГОС ВПО. Интерактивные технологии и методы проведения учебных занятий предполагают обучение, при котором все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, в диалоге обмениваются информацией, совместно решают проблемы и задачи, моделируют ситуации и т. п. К интерактивным технологиям и методам обучения относятся: интерактивная лекция, работа в парах, работа в микрогруппах, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, тренинговые занятия, творческие задания, метод проектов, кейс-метод, технология Open Space (открытое пространство) и т. д. Охарактеризуем некоторые из перечисленных технологий (методов). Интерактивная лекция - это особое состояние погружения в лекционный процесс. Она представляет собой обучающее мероприятие с применением следующих активных форм обучения (фасилитация, ведомая (управляемая) дискуссия или беседа, модерация, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм, мотивационная речь). Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Если ресурс времени и других информационных источников ограничен то имеет смысл использовать именно такой формат лекции. При этом носителем уникальной информации может быть и преподаватель и обучающиеся. Выделяют следующие виды интерактивных лекций: проблемная лекция, лекция-консультация, лекции «пресс-конференция», лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекция-исследование, лекция-визуализация. Суть мозгового штурма - в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап). Метод контрольных вопросов - это упорядоченный перебор различных трансформаций объекта в поиске наиболее сильного решения творческой задачи. Работа в микрогруппах - групповая работа по проектированию внедрения чего-либо в процесс обучения с точки зрения различных субъектов. Так, групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала. Разновидностью групповой работы является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями. «Круглый стол» - один из способов организации обсуждения вопроса, представляет собой разновидность групповой дискуссии. Цель метода проектного обучения - создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно получают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Метод проектов не ограничивается только аудиторными занятиями (могут быть использованы несколько занятий в течение семестра) и предполагает достаточно большой объем внеаудиторной совместной самостоятельной работы студентов. Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения. Технология «Открытое пространство» (Open Space) - это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет отдельным студентам или группам эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. Она проста, но и одновременно мудра, так как основывается на естественных законах взаимодействия между людьми. Эта технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно обнаружить в менее открытых процессах. Изобретателем технологии является Харрисон Оуэн [13]. Организация и проведение занятий с применением интерактивных форм обучения может сочетать как непосредственное общение студентов с преподавателем и между собой, так и использование сетевых ресурсов (вебинары, онлайн-трансляции и др.). Необходимо отметить, что рассмотренные интерактивные технологии и методы обучения позволяют эффективно формировать креативный потенциал студентов вуза культуры. Показателями креативности будут: беглость, гибкость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность, удовлетворенность. Все это необходимо выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности. Как критерий креативности беглость проявляется в генерировании большого количества идей при решении проблемной ситуации. Гибкость рассматривается как фактор, определяемый путем измерения продуктивности дивергентного мышления (креативности). Гибкость проявляется в способности или склонности к переключению с одного типа реакций или решений в проблемной ситуации на другой. Оригинальность - это измерение креативности, проявляющееся в генерировании отличающихся новизной (неожиданных или статистически редких) реакций и решений в проблемной ситуации. Восприимчивость означает чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности. Метафоричность обнаруживается в готовности студента работать в совершенно необычном контексте, склонности к символическому, ассоциативному мышлению, умении увидеть в простом сложное, а в сложном - простое. Итоговой характеристикой проявления креативности является удовлетворенность. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства удовлетворенности. В настоящее время в зарубежной и отечественной педагогике и психологии отмечается активизация исследований в области психологии творчества. В современной психологической науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности - психология творчества. Этот раздел психологии достаточно разносторонне рассматривает креативные способности личности. Дисциплина «Психология творчества» изучается в вузах культуры по ряду направлений подготовки, связанных непосредственно с творческой деятельностью. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. Практическая деятельность вузовских преподавателей подтверждает результаты научных исследований, свидетельствующие о том, что творческие достижения имеют социально-личностный характер. Вполне очевидно, что она обусловливает необходимость учета личностных и социальных факторов в учебном процессе в соответствии с дидактическими принципами дифференциации и индивидуализации, предполагающими, таким образом, не только учет уровня обученности студента, но и его творческих способностей (например, степени одаренности), т.е. уровня развития творческого мышления, доминантного когнитивного стиля (стиля переработки информации), когнитивных стилей креативности (Кумар, Кеммлер и Холман, 1997) и т. д. [14]. Под когнитивным стилем креативности авторы понимают такие переменные характеристики личности, как степень ценности идей для индивидуума, настойчивость, отношение к стереотипам, количество разнообразных техник и стратегий в творческом процессе, степень дивергентности мышления и др. [14]. Существуют различные классификации креативных стилей. Общеизвестной классификацией является четырехмерная классификация креативных стилей, в которой выделяются: новаторский (любознательный), образный (проницательный), интуитивный (находчивый) и вдохновляющий (мечтательный) стили. Итак, для того чтобы применяемые в процессе обучения и воспитания технологии способствовали формированию креативности обучаемых, имели положительную направленность в творческом развитии личности, необходимы: инновационный характер деятельности преподавателей и студентов; активное включение студентов в творческую деятельность; использование в полном объеме социально-педагогических возможностей творческой деятельности; организация взаимодействия в творческой деятельности через интерактивные технологии обучения; совместное творчество преподавателей и студентов.
×

Об авторах

Вера Алексеевна Курина

Самарская государственная академия культуры и искусств

Email: kurina06@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
  2. 2. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/philosophy/Kreativnost-1154.html
  3. 3. Секей Л. Знание и мышление // Психология мышления. - М., 1965. - С. 343-365.
  4. 4. Кант И. Сочинения. В 6 т. // Философское наследие. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. I. - 544 с.
  5. 5. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.
  6. 6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 233 c.
  7. 7. Стернберг Р. Практический интеллект = Practical Intelligence in Everyday Life. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
  8. 8. Guilford Y.P. The one-may relation between creative potential and IQ / Y.P. Guilford, P.R. Christensen // Journal of creative behavior. - Buffalo, 1973. - Р. 312-335.
  9. 9. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта = Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence. - М.: Вильямс, 2007. - 512 с.
  10. 10. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs / E.P. Torrance. - NY: Prentice-Hall, 1964. - 512 р.
  11. 11. Полонский В. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
  12. 12. Холодная М.А. О природе творческих способностей // Психологический журнал / Ред. А.В. Брушлинский. - 2002. - Т. 23. - № 5, сент.-окт. 2002. - С. 126-128.
  13. 13. Оуэн Х. Технология «Открытое пространство»: Руководство для пользователя. - Новоси-бирск: Арт-Авеню, 2008. - 222 c.
  14. 14. Kumar V.K., Kemmler D., Holman E.R. The creativity styles questionnaire - Revised. Creativity Research Journal, 10 (1). - P. 51-58.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Курина В.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.