ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
- Авторы: Ермилов А.В.1
-
Учреждения:
- FSBEI HE Ivanovo Fire and Rescue Academy SFS MES of Russia
- Выпуск: Том 12, № 3 (2015)
- Страницы: 88-94
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52083
- ID: 52083
Цитировать
Полный текст
Аннотация
У каждой специальной дисциплины преподаваемой будущим специалистам в области пожаротушения в вузе МЧС России есть свои незаменимые особенности, изучение которых составляет непременное условие для формирования личности курсанта. Преподавая их в виде практических занятий на базе учебных и спасательных центров, увеличивается вероятность того, что большее число курсантов приобретут необходимый набор знаний, навыков и индивидуально-личностных качеств необходимых для их служебной деятельности. Чтобы повысить эффективность обучения курсантов вузов МЧС России нами была сделана попытка применения личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий с курсантами четвертого года обучения на базе учебного центра ФГБОУ ВО «Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России». В статье раскрыты основные аспекты личностно-деятельного обучения, а также его педагогические принципы при практической подготовке курсантов. Для рассмотрения эффективности применения данного метода обучения нами было проведено два эксперимента. В конце учебного года мы опрашивали курсантов по двум направлениям. В одном из экспериментов мы оценивали развитие интереса обучаемых к изучению практической составляющей специальных дисциплин, в частности их желание быть должностными лицами на пожаре. В ходе второго эксперимента мы исследовали как изменяется представление курсантов об индивидуально-личностных качествах руководителя тушения пожара. По итогам исследования был сделан вывод, что применение личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий на базе учебных и спасательных центров не только стимулирует интеллектуальную активность и формирует индивидуально-личностные качества, но и развивает у курсантов мотивацию к овладению выбранной профессии.
Полный текст
На сегодняшний день можно проследить ярко выраженную зависимость уровня развития личности курсанта ГПС МЧС России от характера обучения. Ее развитие осуществляется в процессе взаимодействия видов и способов деятельности, интеллектуальных способностей, эмоционально волевых и физиологических особенностей человека и напрямую зависит от характера обучения, опыт которого индивидуален и уникален [1, с. 405]. Курсант после окончания вуза МЧС России должен обладать высокоразвитыми знаниями, навыками и индивидуально-личностными качествами, а так же быть «активной, творческой личностью, реализующей свой личностный потенциал и настроенной на достижение высших профессиональных и социальных вершин» [2, с. 72]. Профессиональная подготовка курсантов вузов МЧС России - это сложный педагогический процесс, в котором специальные дисциплины направлены на формирование у курсантов навыков и знаний в области пожаротушения, а также их индивидуально-личностных качеств, особенно при проведении занятий на базе учеб- ных и спасательных центров. На их базе организовываются дневные практические занятия на примере смоделированных, искусственно созданных пожаров и чрезвычайных ситуаций, таких как «Авиакатастрофа», «Авария на железнодорожном транспорте», «Аварийная ситуация на предприятии по хранению легковоспламеняющихся жидкостей и горючих газов», «Аварийная ситуация на предприятии по переработке легковоспламеняющихся жидкостей и горючих газов», «Тушение пожаров в различных частях гражданских зданий» и др. Перед дисциплиной «Пожарная техника» стоит задача в любых погодных условиях обеспечить подачу огнетушащих веществ, и восстановить работоспособность мобильных средств пожаротушения. «Подготовка газодымозащитника» учит спасать людей и работать в непригодной для дыхания среде, при сильных нагрузках и воздействии различных стресс-факторов. «Пожарно-строевая подготовка» развивает быстроту развертывания сил и средств и работу с пожарно-техническим инструментом. В свою очередь, дисциплина «Пожарная тактика» - это аналитическое мышление, управление подразделениями, умелое применение знаний и навыков вышеперечисленных дисциплин в комплексе на практике. Педагогические подходы к обучению курсантов нельзя оставлять без внимания, потому что при изучении специальных дисциплин формируется личность специалиста в области пожаротушения. Для решения данной проблемы в процессе профессиональной подготовки курсантов на базе учебных и спасательных центров нами была выбрана педагогическая технология личностно-деятельностного обучения, упор которой делается на развитие индивидуально-личностных качеств необходимых для деятельности специалиста МЧС России, а также практических навыков, подкрепленных теоретическими знаниями. Составляющие данной технология широко рассматриваются в научно-педагогической литературе, и показывают направления формирования личности курсанта, которые включают в себя: развитие творческого мышления, творческих и умственных способностей (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) [3-7], умственного развития (Е.Н. Кабанова-Меллер) [8], индивидуально-неповторимого мышления каждого (С.Ю. Курганов, В.С. Библер) [9, 10], всестороннего развития личности, способности к активной деятельности, к труду во всех его формах, в том числе к профессиональному (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [11, 12]. Особенности применения личностно-деятельного подхода при профессиональном обучении курсантов раскрыты в трудах М.А. Балабанова, М.Т. Лобжа, И.Ю. Лепешинского и т. д. Проведенный анализ М.Т. Лобжа личностного ориентированного и деятельностного подходов при подготовке курсантов показал, что они наиболее эффективны при их комплексном применении [13, с. 165]. Он подчеркивал, что в основе личностно-деятельного обучения лежат четыре аспекта. Во-первых, в центре обучения находятся неповторимый психический склад курсанта вуза ГПС МЧС России, и он воспринимается как личность. С учетом интересов обучаемого, уровня его знаний и умений преподаватель определяет учебную цель занятия, формирует и направляет процесс обучения на развитие его личности. Во-вторых, цель занятия определяется с позиции каждого конкретного обучаемого - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. В-третьих, учебные задания должны стимулировать интеллектуальную активность. В-четвертых, в ходе обучения происходит формирование индивидуально-личностных качеств. Основные педагогические принципы данного вида обучения курсантов при проведении практических занятий в своих трудах раскрыл И.Ю. Лепешинский [14, с. 15]. 1. Обучение курсантов действиям, необходимым на пожаре. Данный аспект определяет содержание обучения и условия практической подготовки, придает учебному процессу профессиональную направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным развитием пожарного дела, выражает связь теории с практикой. Подготовка курсантов в соответствии с этим принципом требует детального изучения обстановки на пожаре, опыта тушения пожаров, максимального приближения обстановки на занятиях к возможным условиям тушения пожара. В нем применяются такие действия как развертывание сил и средств, вскрытие конструкций гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, работа в непригодной для дыхания среде с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания, выбор способов и приемов спасения людей. 2. Обучение в трудных условиях. Данный принцип отражает зависимость интеллектуального и физического развития обучаемых от характера их деятельности. Необходимо воспитывать у курсантов сознательное отношение к преодолению реальных трудностей практической подготовки. Поэтому занятия проводятся при различных погодных условиях (атмосферные осадки, отрицательная и плюсовая температура окружающей среды, сильный ветер и т.д.), а так же преподаватели оценивают реакцию и предпринятые действия курсантов в случае получения новой вводной в ходе проведения занятия. Например: произошла поломка пожарного автомобиля, закончилась вода в автоцистерне, пострадавшие заблокированы и т.д. 3. Наглядность в обучении. Для реализации этого принципа обучения применяются реалистичные средства имитации (учебные объекты в реальную величину, огонь, дым, пострадавшие, применение пожарных автомобилей различных модификаций и предназначения). Этот принцип требует такой организации практической подготовки, когда курсанты усваивают знания и формируют умения и навыки на основе чувственного восприятия реальных пожаров и образцов пожарной техники и пожарно-технического оборудования и инструмента, различных явлений и предметов или их изображения в процессе практической деятельности. 4. Прочность овладения знаниями, умениями и навыками, достигается при любых условиях изменения обстановки при несении службы на месте вызова. Курсант должен хорошо помнить все то, чему его обучали преподаватели, быстро и умело применять свои знания и навыки при выполнении поставленных задач. На прочность закрепления знаний, умений и навыков оказывает влияние разбор тушения пожара после занятия со всем учебным курсом и заслушиванием отчета о выполненных действиях должностными лицами (управление и расстановка сил и средств, определение решающего направления, проведение разведки по внешним признакам и в ходе тушения пожара и т. д.). 5. Сознательность, активность и самостоятельность обучения. Преподаватель должен так поставить ход проведения занятия, при котором курсанты ясно понимают свои задачи, осмысленно приобретают знания, сознательно применяют их и проявляют при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность. Занятия целесообразно проводить в динамичной обстановке, рассматривая все этапы действий по тушению пожара, прием и обработку сообщения о пожаре, выезд и следование на место вызова, прибытие на место вызова, тушение пожара, ликвидация пожара, сбор пожарно-технического оборудования и снаряжения, возвращение в подразделение. Сочетание сознательности в овладении знаниями, умениями и навыками с активностью способствует развитию у обучаемых самостоятельности суждений, умения отстаивать свои убеждения, проявлять инициативу и творчество в решении пожарно-тактических задач, правильно оценивать обстановку и применять полученные знания на практике. 6. Коллективизм формируется при распределении курсантов по пожарным автомобилям согласно табелю расчета, выполнении единой поставленной задачи силами учебной группы или курса, а также при решении заданий для деловой игры. 7. Систематичность, последовательность и комплексность в обучении требуют последовательно изучать учебный материал, систематически руководить обучаемыми, добиваться усвоения ими системы знаний, умений, навыков. Учебная практика на базе учебных и спасательных центров организуется с курсантами, прошедшими первоначальную подготовку и стажировку в пожарных частях субъектов РФ в должности пожарного и командира отделения, изучающих специальные дисциплины (3, 4 года обучения). Педагогические принципы личностно-деятельного подхода в обучении отражают закономерности практико-педагогического процесса и определяют деятельность преподавателя по формированию у обучаемых знаний, умений и навыков. Каждый из принципов выражает одну какую-либо определенную закономерность процесса обучения. Поэтому успешное решение задачи по формированию индивидуально-личностных качеств возможно лишь на основе реализации всей системы принципов в их тесной связи между собой. Применение личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий не только стимулирует интеллектуальную активность и формирует индивидуально-личностные качества, но и развивает у курсантов мотивацию к овладению выбранной профессии. Огромную роль на это оказывает исход проведения пожарно-тактического занятия или учения, когда учебный курс и отделения, возглавляемые курсантами, полностью выполняют поставленные перед ними задачи по тушению пожара и замечания профессорско-преподавательского состава сведены к минимуму. В.Д. Шадриков подчеркивал, что необходимо «обеспечить успех ученика в достижении целей учебной деятельности. Успех порождает положительную мотивацию учения» [15, с. 54]. Чтобы доказать эффективность применения личностно-деятельностного подхода нами было проведено два эксперимента. Мы разделили курсантов четвертого года обучения на две группы. В экспериментальной группе обучение курсантов применялся личностно-деятельностный подход, а курсанты контрольной группы обучались в обычной среде проведения практического занятия. Далее мы опрашивали курсантов в конце учебного года в процессе, которого они проходили учебную практику на базе ФГКУ «Ногинский спасательный центр» и учебном центре ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России. В одном из экспериментов мы оценивали мотивацию курсантов на практическом занятии. Проведенный опрос на тему: «Каким должностным лицом вы хотите быть на практическом занятии?» показал следующие результаты (см. рисунок). Из результатов видно, что курсанты экспериментальной группы более расположены к прохождению обучения в наиболее сложных и активных должностях участников тушения пожара, такими являются руководитель тушения пожара (РТП) и командир отделения (КО). Курсанты контрольной группы стремятся быть на занятии начальником тыла (НТ) и начальником оперативного штаба пожаротушения (НШ), т.е. на тех должностях, которые менее активны на занятии, но незаменимы на крупном пожаре. Со временем атмосфера на занятии, приближенная к реальному пожару и чрезвычайной ситуации, формирует у обучающихся индивидуально-личностные качества; закрепленные в форматах поведения эмоции и чувства переходят в черты характера, в качества личности [15, с. 64]. Мотивация курсантов на практическом занятии В ходе второго эксперимента было решено произвести опрос сотрудников службы пожаротушения на тему: «Каким, на ваш взгляд, должен быть РТП?», в результате которого были выделены четыре наиболее важных качества, необходимых на месте пожара (вызова). Таким образом, руководитель тушения пожара должен быстро оценивать обстановку, принимать решения, не бояться ответственности за их последствия, а также уметь руководить личным составом. Далее мы проводили опрос курсантов четвертого года, в процессе обучения которых применялся личностно-деятельностный подход. Результаты сравнения полученных данных представлены в таблице. Личностные качества РТП Качества РТП КГ ЭГ Служба пожаротушения Умный, быстро оценивающий обстановку 7 26 + Быстро и правильно принимающий решения 17 23 + Не боящийся взять на себя ответственность за принятые решения 3 15 + Умеющий руководить личным составом 23 12 + Ответственный 5 11 - Смелый 10 14 - Мужественный 13 4 - Пример для личного состава 11 3 - Физически развитый 15 3 - Справедливый 5 2 - Добросовестный 9 2 - Властный - 1 - Полученные данные показали, что курсанты экспериментальной группы более приближены к способностям работать в экстремальных ситуациях, возникающих при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности применения личностно-деятельностного подхода для формирования личностных качеств у курсантов МЧС России в период их обучения на базе учебных и спасательных центров.×
Об авторах
Алексей Васильевич Ермилов
FSBEI HE Ivanovo Fire and Rescue Academy SFS MES of Russia
Email: skash_666@mail.ru
Список литературы
- 1. Башанаева Г.Г. Подход, ведущий к оптимальному развитию личности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. Науч. ред. В.И. Казаренков. - М., 2012. - С. 404-408.
- 2. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом ву-зе (основы теории): Монография. - Н. Новгород: Гуманит. центр, 2000. - 136 с.
- 3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в усло-виях модернизации: Доклад на августовской конференции работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону. - Ростов н/Д, 2003. - 40 с.
- 4. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 220 с.
- 5. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М. - Ростов-нД: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
- 6. Лернер И.Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
- 7. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1971. - 208 с.
- 8. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 183 с.
- 9. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.
- 10. Библер В.С. Мышление как творчество: введение в логику мыслительного диалога. - М., 1975. - 400 с.
- 11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
- 12. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Фундаментальная психология. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: Сб. под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - 420 с.
- 13. Лобжа М.Т., Балабанов М.А. Применение личностно-деятельного и деятельностно-ориентированного подходов при первоначальной профессиональной подготовке курсантов вуза ГПС МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2011. - № 3. - 163-166 с.
- 14. Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И.Ю. Лепешинский, В.В. Глебов, В.Б. Листков, В.Ф. Терехов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.- 180 с.
- 15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 156 с.
Дополнительные файлы
