Digital transformation in the landscape of children’s supplementary education

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The need for a special appeal to the pedagogical heritage of the Russian scientist-educator, historian of pedagogical thought E.N. Medynsky is due to the increased attention to the effectiveness of the principles of organizing supplementary education (the principle of publicity, the principle of general accessibility, free of charge, the principle of systematicity and planning, independence, as well as the principle of district organization) in the context of digital transformation. A scientific understanding of the scientist’s ideas allows us to identify the methodological and practical significance of these principles in the context of the digital transformation of supplementary education for children to open up new opportunities for personal development in mediated learning formats. The International Competition of Scientific Research and Creative Works of Students "In the World of Wise Thoughts of Evgeny N. Medynsky" serves as a practice-oriented tool for mastering historical and pedagogical experience for updating classical pedagogical values in the landscape of supplementary education for children. Involving student youth in the scientific discourse around the ideas of E.N. Medynsky stimulates their research activities in the search for answers to modern problems of transforming extracurricular educational practices in the context of a digital educational environment. The research shows that in Orenburg region, supplementary education for children is becoming a digital platform for various kinds of initiatives aimed at creative development, where digital tools allow personalizing the educational process. The paper presents the position of E.N. Medynsky, according to which supplementary education provides children with the ability to customize their own route for developing media and information literacy, taking into account individual educational needs.

Full Text

Введение

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет цифровую трансформацию как одну из национальных целей развития российского государства, значимым ориентиром которого выступает формирование глобальной конкурентоспособности российского образования [1].

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017 утверждена государственная программа «Развитие образования», включающая в себя реализацию приоритетных проектов «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», «Создание современной образовательной среды для школьников», «Доступное дополнительное образование для детей», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» [2].

В целях вовлечения детей в научную деятельность, реализации современных образовательных моделей обучения, подготовки нового поколения инженеров и ученых, поддержки профессионального самоопределения и др. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022 приняты «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» и план мероприятий по ее реализации, которые предусматривают процесс распространения целевой модели дополнительного образования во всех регионах РФ и необходимость финансирования дополнительного образования посредством выдачи сертификатов, которые позволят бесплатно посещать кружки и секции [3].

Актуализация исследовательского интереса во многом обусловлена необходимостью анализа и оценки текущего состояния дополнительного образования детей, а также выявления ключевых направлений его развития в рамках «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» в регионах Российской Федерации [3]. Успешная реализация Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года может стать основой для формирования творческой и культурной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка и обогащению общества в целом. Важно, чтобы все участники образовательного процесса – от педагогов до родителей – осознавали свою роль в этом процессе и активно способствовали созданию условий для творческого самовыражения и развития детей.

Анализ основных нормативно-правовых документов определил стратегические приоритеты и императивы государственной политики Российской Федерации в области цифровой трансформации системы образования, а также конкретизировал необходимость рассмотрения ее содержательных характеристик в ландшафте дополнительного образования детей.

Изучение сложившегося в рассматриваемой сфере исследовательского опыта показывает, что педагогическое наследие Е.Н. Медынского в дополнительном образовании детей в последнее десятилетие приобрело особую популярность во всем мире благодаря ценным идеям и подходам к его организации.

Цель исследования – научное осмысление проблемы цифровой трансформации дополнительного образования детей для актуальной педагогической дискуссии в традициях педагогического наследия Е.А. Медынского.

Задачи исследования:

  • расширение диапазона научного познания проблемы цифровой тран-сформации дополнительного образования детей в контексте применения инновационных цифровых инструментов;
  • актуализация субъектной позиции, утверждения идей и представлений Е.Н. Медынского педагогическим сообществом в условиях новой медийной реальности дополнительного образования детей.

Обзор литературы

Цифровая трансформация в российском образовании рассматривается в следующих контекстах:

  • применение цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности образовательных организаций;
  • внедрение комплекса цифровых технологий с целью построения такой модели обучения, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач. Цифровая трансформация ведет к обновлению модели образовательного процесса на основе применения современных цифровых технологий. В настоящее время зарождается смешанная образовательная модель, при которой наряду с очным обучением применяются разнообразная компьютерная техника, мобильные устройства, а также сетевые ресурсы и инструменты виртуальной среды. Традиционное очное обучение трансформируется в цифровое, в котором современные информационно-коммуникационные технологии направлены на усиление учебной визуализации, информационной насыщенности образовательного процесса и активное применение дистанционных образовательных технологий.

По мнению А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина, сущность цифровой трансформации образования отражена в достижении необходимых образовательных результатов и движении к персонализации образовательного и профессионального обучения на основе использования ресурсов цифровой трансформации (высокоскоростной Интернет, личные гаджеты, облачные вычисления, образовательные порталы, искусственный интеллект и т. п.), ускоряющих трансформационные изменения в образовании. Цифровые технологии и ресурсы помогают использовать новые педагогические практики [4, с. 30–31].

И.А. Карлов, К.Л. Савицкий выделили рамки цифровой трансформации образования:

  • изменение содержания образования (изменение образовательного запроса к образовательной организации; организация процесса профессионального образования);
  • развитие цифровой образовательной среды (обновление цифровой инфраструктуры организации; создание умного кампуса);
  • обновление образовательного процесса (использование цифровых технологий в учебном процессе; формирование цифровой компетентности участников образовательных отношений – профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий);
  • обновление функционирования образовательной организации (использование цифровых технологий решения управленческих задач; управление цифровой трансформацией организации; использование возможностей цифровой среды для внешних коммуникаций организации) [5].

В теории и практике отечественной педагогики представлены фундаментальные принципы организации и методики дополнительного образования детей, заложенные в начале ХХ века российским ученым в области педагогики, истории педагогики Е.Н. Медынским. Педагог подчеркивал значимость дополнительного образования как средства гармоничного развития человека и выделял его самостоятельную роль в системе народного образования. Е.Н. Медынский утверждал, что термин «дополнительное образование» некорректен, поскольку «образование» традиционно связывается с умственной деятельностью. В отличие от него понятие «развитие» охватывает постоянную работу над всеми аспектами личности – как психическими, так и физическими. Гармонично развитой личностью считается человек, демонстрирующий равномерное развитие умственной, нравственной, эстетической и физической сфер.

Е.Н. Медынский убежденно аргументировал, что задачи дополнительного образования существенно превосходят по своему масштабу и значимости те, что решаются в общеобразовательной организации. Рассмотрим выделенные российским ученым аспекты:

  • во-первых, дополнительное образование направлено на культурное развитие всего населения, тогда как школа готовит лишь его часть к такому развитию;
  • во-вторых, элементы дополнительного образования присущи каждому человеку в той или иной мере, в отличие от школьного обучения, которое охватывает сравнительно небольшую группу;
  • в-третьих, если понимать дополнительное образование как всестороннее развитие личности, то оно не может быть заменено. При этом школа способна частично уступать свое место другим формам (например, воскресным школам или курсам для взрослых), а иногда даже заменяться домашним обучением;
  • в-четвертых, дополнительное образование является самоцелью, не требующей постоянной внешней поддержки, в то время как отсутствие внешкольной базы почти лишает школу своего значения, снижая эффективность затрат времени, средств и усилий, вкладываемых в ее организацию [6, с. 166–167].

Особого внимания заслуживает представление способов применения педагогических трудов российского ученого Е.Н. Медынского в условиях цифровой трансформации дополнительного образования детей:

  • в своих работах ученый-педагог подчеркивает важность создания условий для развития творческих способностей детей, что возможно реализовать в условиях цифровой трансформации посредством применения различных онлайн-платформ для организации кружков, секций, мастер-классов и др.;
  • одним из принципов дополнительного образования российский ученый выделял общедоступность, и именно цифровизация образования позволяет расширить доступ к дополнительному образованию посредством прохождения онлайн-курсов и дистанционных программ; кроме того, с помощью интернета обучающиеся могут посещать виртуальные экскурсии, выставки, музеи и др.;
  • в частности, ученый акцентировал внимание на необходимости учета личных особенностей детей, и действительно, современные технологии позволяют адаптировать образовательные программы под индивидуальные потребности каждого обучающегося;
  • в своих трудах педагог описывал важность сотрудничества между образовательными учреждениями и выделял принцип общественности. Установлено: цифровая трансформация образования способствует созданию различных сетевых сообществ, в которых образовательные организации могут осуществлять профессиональное сотрудничество, делиться и обмениваться положительным передовым опытом и цифровыми ресурсами;
  • педагог считал необходимым развивать у детей навыки критического мышления и работы с информацией, что возможно реализовать в условиях цифровой трансформации образования с помощью проектной и исследовательской деятельности;
  • в своих научных исследованиях историк педагогической мысли подчеркивал важность применения в дополнительном образовании детей новых педагогических технологий, что допустимо в условиях цифровой трансформации благодаря применению интерактивных методов обучения, способных повысить мотивацию и вовлеченность детей в учебный процесс.

Материалы и методы

В ходе проведения исследования применен комплекс следующих методов: историко-генетический анализ педагогического наследия Е.Н. Медынского, изучение и обобщение положительного передового опыта, контент-анализ, логический анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов, анализ результатов педагогической деятельности.

Теоретико-методологические основания исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Евгения Николаевича Медынского».

Методологическим базисом являются результаты конкурсных работ студентов образовательных организаций высшего образования (уровень подготовки – бакалавриат).

Результаты исследования

Изучение сложившегося в рассматриваемой сфере исследовательского опыта показывает, что развитие дополнительного образования детей в современном обществе представляет собой важный аспект формирования культурной идентичности и творческого потенциала подрастающего поколения. При этом в условиях стремительных изменений социальной, экономической и культурной сферы дополнительное образование становится не только средством самовыражения, но и важным инструментом развития критического мышления, креативности и эмоционального интеллекта.

А.М. Топоркова, В.Н. Ретинская отмечают, что «дополнительное образование должно содействовать возможности ученикам пробовать свои силы в интересных для них темах и направлениях, поэтому возможности каждой конкретной территории должны быть использованы на полную мощность» [7].

Одним из наиболее актуальных направлений концепции является формирование у детей необходимых навыков путем предоставления разнообразных форм обучения, включая игровые и сетевые форматы. Такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его творческого самовыражения и личностного роста.

Результаты проведенного научного поиска базируются на актуализации идей дополнительного образования российского ученого Е.Н. Медынского в условиях цифровой трансформации.

Исследовательский поиск показал, что внеурочная образовательная деятельность традиционно рассматривалась как важнейший инструмент формирования всесторонне развитой личности, обеспечивающий дополнительное интеллектуальное, культурное и социальное развитие обучающихся. В условиях стремительного развития цифровых технологий система образования переживает серьезные трансформации, затрагивающие не только школьное и вузовское обучение, но и дополнительное образование.

Как показал анализ научных исследований по проблеме, дополнительное образование – это вид образования, который дети и взрослые получают вне рамок традиционной школьной или университетской программы. Оно направлено на развитие интересов, талантов и навыков, а также на организацию досуга и социализацию. Целями дополнительного образования являются развитие личности, выявление и поддержка талантов, профессиональная ориентация, организация досуга и социальная адаптация. Следует отметить, что формы дополнительного образования разнообразны: кружки, секции, студии, клубы, мастер-классы, лагеря, экскурсии, конкурсы, фестивали, онлайн-курсы и др.

Преимуществом дополнительного образования перед школьной программой является возможность заниматься тем, что действительно интересно, что способствует развитию творческих способностей, критического мышления, коммуникативных навыков, а также получению практических навыков и знаний.

Современные изменения в системе образования, связанные с цифровизацией, приводят к переосмыслению традиционных концепций и методик обучения. Дополнительное образование, рассматриваемое как важный элемент всестороннего развития личности, приобретает новые формы и содержание в условиях стремительного развития цифровых технологий. Вопросы доступности, индивидуализации образовательного процесса, формирования социальных связей и вовлеченности в общественную жизнь приобретают особое значение. В этом контексте педагогическое наследие российского ученого Е.Н. Медынского сохраняет свою актуальность, поскольку многие сформулированные им принципы могут быть эффективно интегрированы в цифровую образовательную среду.

Определено, что цифровизация образования предоставляет новые возможности для реализации принципов дополнительного образования, сформулированных Е.Н. Медынским. Использование онлайн-курсов, виртуальных библиотек, образовательных платформ и дистанционных форматов обучения создает условия для расширения доступности и систематизации дополнительного образования. Однако сохраняются и вызовы, связанные с необходимостью адаптации традиционных методов к цифровой среде, преодоления цифрового неравенства и обеспечения эффективности новых форматов обучения.

Прогнозируемые направления социально-экономического и технологического общественного развития определяют приоритет инновационных технологий в педагогике, «в основе которых лежит концепция объединения подходов классно-урочной системы и инструментов электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых искусственным интеллектом и современными информационными средствами» [8, с. 180].

Установлено, что Е.Н. Медынский разработал основные методы дополнительного образования, многие из которых можно адаптировать к цифровой среде [6, с. 168]:

  • метод локализации (образование на основе особенностей региона) – в цифровом формате это реализуется посредством региональных образовательных порталов, локализованных онлайн-курсов;
  • индивидуализация – искусственный интеллект и адаптивные платформы позволяют подстраивать образовательные программы под каждого обучающегося;
  • гибкость приемов работы – цифровая среда предоставляет гибкость в выборе инструментов: от видеоуроков до интерактивных симуляторов;
  • широкая самостоятельность населения – современные онлайн-сообщества, открытые образовательные платформы и цифровые творческие проекты развивают самодеятельность в образовании.

Ученый-педагог Е.Н. Медынский считал, что образование должно быть непрерывным процессом, охватывающим всю жизнь человека. В условиях цифровой трансформации этот тезис проявляется в концепции обучения на протяжении всей жизни – возможности обучаться в любом возрасте с помощью онлайн-курсов, вебинаров, образовательных платформ, профессиональных сетей и др. [9, с. 31].

Изучение сложившегося в рассматриваемой сфере исследовательского опыта показывает, что одной их важнейших задач дополнительного образования Е.Н. Медынский считал социализацию личности. В цифровую эпоху социализация осуществляется посредством цифровых коммуникационных платформ, виртуальных исследовательских проектов, сетевых образовательных сообществ и др. Е.Н. Медынский утверждал, что дополнительное образование должно быть направлено на развитие общественной активности и включение человека в культурную и профессиональную жизнь. Цифровые технологии позволяют создать новые формы общественной активности, например цифровые волонтерские проекты, социальные инициативы, посредством онлайн-платформ [10–11, с. 28].

Вызывает исследовательский интерес тот факт, что в поздних работах Е.Н. Медынский пересматривал свою концепцию, утверждая, что дополнительное образование должно ориентироваться не на абстрактное «гармоничное развитие», а на подготовку человека к конкретным задачам общества. В условиях цифровой трансформации это соответствует современным вызовам цифрового общества, где образование все больше ориентируется на формирование практических навыков, профессиональную мобильность и адаптивность к быстро меняющимся условиям рынка труда. Идеи российского ученого заключаются в сочетании индивидуального развития и практической подготовки к жизни с использованием интеграции образовательных технологий и профессионального обучения [12].

В частности, анализ идей Е.Н. Медынского в контексте цифровой тран-сформации показывает, что многие его концепции остаются актуальными и во многом предвосхищают современные тенденции в сфере дополнительного обучения. Его труды сформировали основу для развития образовательных методик, ориентированных на индивидуализацию, практическую направленность и социализацию учащихся. В настоящее время в современном обществе новые цифровые технологии открывают возможности для реализации его принципов, позволяя значительно расширить доступ к образованию, сделать его более гибким и адаптивным к потребностям личности.

Одним из ключевых вкладов в науку российского ученого в области педагогики и истории педагогики Е.Н. Медынского является идея о том, что дополнительное образование должно выходить за рамки традиционного обучения и становиться инструментом формирования активного гражданина, способного к саморазвитию и общественной деятельности. В современных условиях данная концепция проявляется благодаря онлайн-обучению, цифровым волонтерским проектам, виртуальным исследовательским сообществам, а также гибридным образовательным моделям, сочетающим традиционные формы взаимодействия с цифровыми ресурсами. При этом особую значимость представляет взгляд педагога на непрерывность образования, который перекликается с концепцией обучения на протяжении всей жизни [13]. В эпоху цифровых технологий это реализуется посредством доступности образовательных платформ, онлайн-курсов, профессиональных сетей и виртуальных стажировок, что позволяет человеку совершенствоваться в любом возрасте и в любой точке мира.

Отметим, что взгляд ученого на цифровую среду в ландшафте дополнительного образования детей переживает трансформацию, поскольку традиционные кружки и секции дополняются онлайн-платформами, интерактивными курсами, виртуальными мастер-классами и др., расширяя доступ к знаниям и навыкам для детей из разных регионов и социальных слоев [14].

В условиях цифровой трансформации дополнительного образования необходимо разрабатывать новые методики обучения, адаптированные к онлайн-формату, и обеспечивать цифровую грамотность как педагогов, так и обучающихся [15–16]. Важно также сохранять баланс между онлайн- и оффлайн-активностями, чтобы не допустить чрезмерной зависимости от цифровых технологий и заботиться о социализации детей [17].

Установлено, что в дополнительном образовании детей в настоящее время активно используются виртуальные экскурсии, так как не у всех есть возможность посещать различные места в офлайн-формате. Эффективной реализации процесса цифровизации образования способствуют виртуальные экскурсии – цифровые интерактивные туры, которые позволяют пользователям посетить виртуальные места и путешествовать по ним, не покидая дома. Данные экскурсии могут быть разработаны для любых объектов – от музеев и исторических памятников до научных лабораторий и учебных заведений. Виртуальные экскурсии могут быть созданы в формате видео-, аудиоизображений, виртуальной реальности или веб-страниц [18]. Такие экскурсии делают дополнительное образование более доступным для детей с ограниченными возможностями, для обучающихся, живущих в отдаленных районах, или тех, кто не может участвовать в традиционных экскурсиях по финансовым причинам. Виртуальные экскурсии открывают новые горизонты в дополнительном образовании, стирая географические и временные границы. В кружках по истории, географии, биологии и другим предметам виртуальные экскурсии могут быть использованы для изучения конкретных тем, мест или объектов [19].

Любопытным представляется повышенное внимание в ландшафте дополнительного образования детей к цифровым инструментам, играющим ключевую роль в развитии личности ребенка, расширении его кругозора и формировании дополнительных навыков. Подобная интеграция современных технологий позволит совершать виртуальные экскурсии, разработанные для обучающихся по различным предметным областям, при переходе по QR-коду [20]. Виртуальные экскурсии могут быть использованы в качестве основы для образовательных проектов, в рамках которых исследуются определенные темы или места, а также для самостоятельного изучения интересующих тем и расширения кругозора [21]. Оптимальное функционирование виртуальных экскурсий как мощного цифрового инструмента в дополнительном образовании детей ориентировано на обогащение их знаниями и на развитие важных навыков при условии правильной организации и использования с целью получения максимальной пользы для обучения и развития детей.

Согласно выводам З.Н. Исламовой, видеогиды представляют собой короткие информативные ролики, знакомящие с определенной темой, объектом или процессом. В контексте дополнительного образования они могут использоваться для подготовки к экскурсиям, углубленного изучения материала после занятий или самостоятельного исследования интересующих тем [22].

Преимущества видеогидов, по представлениям М.С. Кожемяко, достаточно очевидны: визуализация сложной информации, доступность в любое время и в любом месте, а также интерактивность, вовлекающая обучающихся в процесс обучения. Видеогиды особенно эффективны для детей с разными стилями обучения, так как предоставляют альтернативный способ усвоения материала [20].

Так, например, для более подробного изучения биографии А.П. Чехова на кружке по литературе можно создать видеогид о местах северного Приазовья, где бывал и творил великий русский писатель (см. рисунок). Изучение географии чеховских мест северного Приазовья является актуальным, поскольку позволяет расширить наши знания о местах, связанных с жизнью и творчеством писателя Антона Чехова. Это позволит обучающимся не только лучше понять его произведения, но и исследовать исторические и культурные аспекты этих мест, проследить влияние окружающей среды на его творчество, а также повысить уровень патриотического воспитания.

 

Видеогид «География чеховских мест северного Приазовья» [20]

 

Прикладные основания «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» базируются на представлении положительного передового опыта, накопленного в Оренбургской области. Оренбуржье обладает богатым культурным наследием и уникальными природными ресурсами, которые активно используются в решении задач по развитию региональной системы дополнительного образования детей.

Установлено, что цифровая трансформация является быстро развивающимся процессом, модернизирующим структуру образования. Согласно «Концепции развития дополнительного образования Оренбургской области до 2030 года», одним из целевых показателей является создание медиацентров в каждой школе, структурных подразделений, обеспечивающих присутствие и продвижение общеобразовательной организации в медиапространстве [23].

В Оренбургской области в условиях цифровой трансформации образования с целью выполнения функций организационной, методической, нормативно-правовой и экспертно-консультационной поддержки в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающей формирование целевой модели дополнительного образования, представлен единственный в РФ успешный опыт по созданию Регионального модельного центра дополнительного образования детей (РМЦ) на базе ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» [24].

На базе РМЦ с 2023 года создан региональный ресурсный центр медиаобразования, ориентированный на создание базы школьных медиацентров Оренбургской области, развитие схемы межведомственного взаимодействия, развитие механизмов медиаобразования посредством применения целевой модели дополнительного образования. В 2023 году в общеобразовательных организациях Оренбургской области работало 294 школьных медиацентра (38 %), в 2024 году их насчитывается 552 (70 %). К 2030 году в соответствии с целевыми показателями медиацентр будет создан в каждой школе. Согласно нашей модели, основной задачей является не только создание школьных центров медиаобразования, но и расширение формата их деятельности.

Вслед за деятельностью по повышению квалификации руководителей медиацентров и по организации мероприятий, направленных на развитие школьных центров медиаобразования, идет вовлечение обучающихся в процесс повышения медийно-информационной грамотности [25].

В целях выявления лучших практик продвижения госпаблика общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей Оренбургской области, распространения инновационного опыта продвижения цифрового контента в 2024 году проводились: региональный медиамарафон для руководителей медиацентров и сотрудников, ответственных за ведение в социальных сетях официальных страниц общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования Оренбургской области; межрегиональный дистанционный турнир по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ». В 2025 году благодаря грантовой поддержке ПАО «Ростелеком» данный турнир планируется провести на новой интерактивной платформе с возможностью создания личного кабинета и выполнения заданий в удобное для участника время [26].

Обсуждение и заключение

Историко-научная реконструкция педагогического наследия Е.Н. Медынского приобрела популярность и может служить основой для дальнейших исследований и практических разработок в области дополнительного образования. Педагогические идеи российского ученого о социализации, индивидуализации, региональной специфике образования и формировании активного гражданского общества посредством обучения сохраняют свою значимость и могут быть интегрированы в современные образовательные стратегии. Цифровая трансформация образования, с одной стороны, ставит перед системой дополнительного образования новые вызовы, а с другой – открывает перспективы для более глубокого воплощения концепций, заложенных Е.Н. Медынским, в новых цифровых форматах.

×

About the authors

Lyubov’ A. Kochemasova

Bauman Moscow State Technical University

Author for correspondence.
Email: kochemasova@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4972-1047

Cand. Ped. Sci., Associate Professor at the Department of Pedagogy and Digital Educational Technologies

Russian Federation, p.1, 5, 2nd Baumanskaya str., Moscow, 105005

References

  1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21.07.2020 No. 474 "O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030"]. https://base.garant.ru/74404210/?ysclid=ltkehh5bb3472103963 (Accessed March 28, 2025).
  2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitiye obrazovaniya" [On approval of the state program of the Russian Federation "Education Development"]: postanovleniye Pravitel’stva RF No. 1642 ot 26.12.2017 (v red. ot 20.05.2022 No. 918). Sobraniye zakonodatel’stva RF. 2018. No. 1. Ch. 2. St. 374.
  3. Rasporyazheniye Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.03.2022 No. 678-r (red. ot 21.10.2024) "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya dopolnitel’nogo obrazovaniya detey i priznanii utrativshim silu Rasporyazheniya Pravitel’stva RF ot 04.09.2014 No. 1726-r" (vmeste s "Kontseptsiyey razvitiya dopolnitel’nogo obrazovaniya detey do 2030 goda") [Order of the Government of the Russian Federation On approval of the Concept for the development of additional education for children]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413581/1b1d2b8512a1ba1441c9a3f80cc4dbd5cda16c0f/ (Accessed March 24, 2025).
  4. Uvarov A.Yu., Geybl E., Dvoretskaya I.V. Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transformatsii obrazovaniya: monografiya [Difficulties and prospects of digital transformation of education]. Moscow: ID Vysshey shkoly ekonomiki Publ., 2019. 343 p.
  5. Karlov I.A., Savitskiy K.L. Na puti k smart-obrazovaniyu: perspektivy i riski tsifrovoy transformatsii: Monografiya [On the way to smart education: prospects and risks of digital transformation]. https://stratpro.hse.ru/mirror/pubs/share/800806304.pdf (Accessed March 31, 2025).
  6. Deych B.A. Ye.N. Medynskiy: dinamika vzglyadov na teoriyu vneshkol’noy raboty [Dynamics of views on the theory of extracurricular work]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. No. 5. Pp. 165–169.
  7. Toporkova A.M., Retinskaya V.N. Realizatsiya dopolnitel’nogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii [Implementation of additional education in the context of the digital economy in the Russian Federation]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023. No. 4. Pp. 10–17.
  8. Borisova Ye.V. Sovremennyye studenty i tsifrovaya sreda obucheniya [Modern students and digital learning environment]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2020. No. 1 (50). Pp. 178–184.
  9. Medynskiy Ye.N. Vneshkol’noye obrazovaniye, yego znacheniye, organizatsiya i tekhnika [Extracurricular education, its meaning, organization and technology]. Moscow: Nauka Publ., 1918. 322 p.
  10. Medynskiy Ye.N. Entsiklopediya vneshkol’nogo obrazovaniya. V 3 t. Т. 1 [Encyclopedia of extracurricular education. In 3 vol. Vol. 1]. Moscow: Gosizdat Publ., 1923. 138 p.
  11. Shiling G.S., Katayeva A.S., Safronova S.S. Ispol’zovaniye tsifrovykh tekhnologiy v dopolnitel’nom obrazovanii shkol’nikov [Use of digital technologies in additional education of schoolchildren]. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully. 2022. Pp. 213–217.
  12. Medynskiy Ye.N. Entsiklopediya vneshkol’nogo obrazovaniya. V 3 t. Т. 3 [Encyclopedia of extracurricular education. In 3 vol. Vol. 3]. Moscow; Leningrad: Gosizdat Publ., 1925. 172 p.
  13. Ivanishcheva N.A., Pak L.G., Kochemasova L.A. i dr. Arkhitektonika andragogicheskoy kontseptsii soprovozhdeniya pedagogov v usloviyakh tsifrovoy transformatsii obrazovaniya: vyzovy sovremennosti: Monografiya [Architectonics of the andragogic concept of supporting teachers in the context of digital transformation of education: challenges of our time]. Orenburg: Express-printing Publ., 2023. 212 p.
  14. Gairbekova P.I. Aktual’nyye problemy tsifrovizatsii obrazovaniya v Rossii [Actual problems of digitalization of education in Russia]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. No. 2. https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673. (Accessed March 23, 2025).
  15. Ivanishcheva N.A, Kochemasova L.A., Pak L.G. i dr. Prognosticheskaya model’ soprovozhdeniya pedagogov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya [A prognostic model for supporting teachers in the context of digitalization of education]. Sotsial’nyye i kul’turnyye transformatsii v kontekste sovremennogo globalizma (SCTCMG 2023): materialy Mezhdunar. konf. "Sotsial’nyye i kul’turnyye transformatsii v kontekste sovremennogo globalizma" (SCTCMG 2023), Groznyy, 20–21 oktyabrya 2023 g. Groznyy: Kompleksnyy institut im. Kh. Ibragimova RAN, 2023. Pp. 563–571.
  16. Mavami O., Zerbib R. Transformation digitale et enseignement supérieur. – Caen: Edition EMS, 2022. – 252 p.
  17. Krupa T.V., Lebedev A.A., Obukhov A.S. Organizatsiya dopolnitel’nogo obrazovaniya shkol’nikov v tsifrovoy srede: obzor issledovaniy [Organization of additional education of schoolchildren in the digital environment: a research review]. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2021. No. 3 (57). https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-shkolnikov-v-tsifrovoy-srede-obzor-issledovaniy (Accessed March 23, 2025).
  18. Karpechenko A.S., Karaseva A.Yu. Virtual’nyye ekskursii kak sredstvo razvitiya poznavatel’nogo interesa [Virtual excursions as a means of developing cognitive interest]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental’nogo obrazovaniya. 2023. No. 3. Pp. 22–26.
  19. Ustyuzhanina N.V. Virtual’naya ekskursiya kak innovatsionnaya forma obucheniya [Virtual excursion as an innovative form of training]. Nauka i perspektivy. 2017. No. 2. https://cyberleninka.ru¬/article/n/virtualnaya-ekskursiya-kak-innovatsionnaya-forma-obucheniya (Accessed March 23, 2025).
  20. Kozhemyako M.S. Virtual’naya ekskursiya kak tsifrovoy obrazovatel’nyy resurs [Virtual excursion as a digital educational resource]. Upravleniye razvitiyem sotsial’no-ekonomicheskikh sistem: globalizatsiya, predprinimatel’stvo, ustoychivyy ekonomicheskiy rost: materialy XXV Mezhdunar. nauch. konf. molodykh uchonykh i studentov, Donetsk, 05 dekabrya 2024 g. Pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, dots. Yu.N. Polshkova. Donetsk: Izd-vo DonGU, 2024. Т. 1. Pp. 298–300.
  21. Kazeyeva G.G., Kolyada A.S., Berseneva S.A. i dr. Virtual’naya botanicheskaya ekskursiya kak tsifrovoy obrazovatel’nyy resurs na osnove VR-tekhnologiy [Virtual botanical excursion as a digital educational resource based on VR technologies]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2023. Vol. 11. No. 3. https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN323.pdf (Accessed March 23, 2025).
  22. Islamova Z.N. Virtual teaching and learning: advantages and disadvantages. Molodoy uchenyy. 2020. No. 26 (316). Pp. 292–293. https://moluch.ru/archive/316/72175/ (Accessed March 23, 2025).
  23. Postanovleniye Pravitel’stva Orenburgskoy oblasti ot 18 oktyabrya 2022 g. No. 1096-pp "O realizatsii v Orenburgskoy oblasti Kontseptsii razvitiya dopolnitel’nogo obrazovaniya detey do 2030 goda": rasporyazheniye Pravitel’stva RF ot 31 marta 2022 goda No. 678-r [Decree of the Government of the Orenburg Region dated October 18, 2022 No. 1096-pp "On the implementation in the Orenburg Region of the Concept for the Development of Additional Education for Children until 2030": Decree of the Government of the Russian Federation dated March 31, 2022 No. 678-r]. https://base.garant.ru/405542129/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/ (Accessed March 24, 2025).
  24. Ofitsial’nyy sayt Regional’nogo model’nogo tsentra dopolnitel’nogo obrazovaniya detey Orenburgskoy oblasti. Regional’nyye dokumenty [Official website of the Regional Model Center for Additional Education for Children of the Orenburg Region. Regional documents]. https://rmc-oren.ru/dokumenty/regional’nyye/ (Accessed March 30, 2025).
  25. Mediagramotnost’ – sredstvo ot manipulyatsiy [Media Literacy as a Remedy for Manipulation]. YUNESKO. https://ru.unesco.org/courier/iyul-sentyabr-2017-g/mediagramotnost-sredstvo-otmanipulyacii/ (Accessed March 30, 2025).
  26. Tazhmuratova A.A. Sovershenstvovaniye mekhanizmov razvitiya mediaobrazovaniya cherez tselevuyu model’ dopolnitel’nogo obrazovaniya posredstvom deyatel’nosti Regional’nogo model’nogo tsentra dopolnitel’nogo obrazovanii detey Orenburgskoy oblasti [Improving the mechanisms for the development of media education through a target model of additional education through the activities of the Regional Model Center for Additional Education for Children of the Orenburg Region]. Mediaobrazovaniye: strategii razvitiya – 2024: materialy XV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 5-6 dekabrya 2024 g. Moscow: MPGU, 2025. Pp. 262–267.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Video guide “Geography of Chekhov’s Places in the Northern Azov Region” [20]

Download (1MB)

Copyright (c) 2025 Kochemasova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.