ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ПИЩЕВАЯ ИНЖЕНЕРИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается актуальная проблема, связанная с неразработанностью методик формирования базовых профессиональных компетенций, которые обеспечивают эффективную работу бакалавров. Решение такой проблемы связано с разработкой и внедрением в учебный процесс интегрированных курсов, позволяющих усилить профессиональную направленность предметов, формирующих целостное представление учащихся о будущей деятельности, способствующих развитию системного мышления, повышающих качество знаний и общей подготовки. В работе проведен анализ теоретических и методологических основ формирования базовых профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий». Введено новое понятие «органолептическая компетенция» и расширены понятия «компетентностно-деятельностный подход», «технологическая компетенция», «техническая компетенция» бакалавра, разработана модель системы формирования базовых профессиональных компетенций в рамках курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов» на основе компетентностно-деятельностного подхода. На основании предложенной модели разработан и введен в процесс обучения бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» курс, способствующий формированию базовых профессиональных компетенций. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности предложенной системы формирования базовых профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий», в которой критериями оценки уровня сформированности органолептической, технической, технологической компетенций выступают мотивационный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный компоненты. Актуальным также является и преодоление разрыва между внедряемым компетентностно-деятельностным подходом в образовании и традиционными методами подготовки бакалавров в российском высшем образовании.

Об авторах

Мария Ивановна Гаврилова

Тольяттинский государственный университет

Email: masi.ru@mail.ru
аспирант Тольяттинского государственного университета. 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология: учеб. пособие для вузов. - М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1007 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Избранные педагогические труды. - М.: Наука, 1995. -
  5. 368 с.
  6. Андреев А.А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
  7. Андрюхина Т.Н. Формирование базовых профессиональных компетенций будущих инженеров автомобильного транспорта: дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Андрюхина. - Самара, 2008. - 198 с.
  8. Атлягузова Е.И. Формирование базовых компетенций студентов пищевого профиля (на примере изучения курса «Основы систем автоматизированного проектирования»): дисс. … канд. пед. наук / Е.И. Атлягузова. - Тольятти, 2011. - 135 с.
  9. Афанасьев А.К. Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск : дисс. … канд. пед. наук / А.К. Афанасьев. - Самара, 2010. - 180 с.
  10. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.
  11. Ландшеер В. Компетенция «минимальной компетенции» // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1. - С. 6-8.
  12. Шишов С.Е. Понятие «компетенция» в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 30-34.
  13. Ярыгин О.Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности исследователя: Монография. - Тольятти: Кассандра, 2013. - 462 с.
  14. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М.: Московский психологический социальный институт, 2002. - 147 с.
  15. Глазунова Л.А. Технология формирования ключевых навыков в британской профшколе // Специальное профессиональное образование. - 2002. - № 12. - С. 39-40.
  16. Рабина Е.И. Формирование самоорганизованной во времени личности студента в образовательном процессе: дисс.. канд. пед. наук / Е.И. Рабина. - Тольятти: ТГУ, 2014. - 188 с.
  17. Паринова Л.В., Беляева И.А. Профессионально-личностный подход в подготовке специалистов по связям с общественностью как условие повышения качества образования // Образование и общество. - Воронеж, 2009. - № 1. - С. 21-28.
  18. Магомед-Эминов М.Ш. Практикум по психодиагностике // Психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1988.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гаврилова М.И., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.