Life-long learning skills as a basis for individual learning style of university students

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In a current situation of society development, each person should have life-long learning skills, which allow him to be flexible, autonomous, able to adapt to different scenarios of today’s unstable reality. These skills can be referred to the category of soft skills, the development of which give the students the opportunity to organize their learning process effectively, and it will also help in forming students’ individual learning style. Life-long learning skills formed at the university can also be considered as skills oriented to the prospect of further personal and professional development “perspective life-long learning skills”. Thus, the purpose of this study is to find mechanisms of the development of students’ life-long learning skills that also help in forming their individual learning style. Using the methods of theoretical, structural-content and comparative analysis, as well as the synthesis of ideas, it was possible to find out that life-long learning skills belong to the category of soft methodological skills, the development mechanism of which is the strategies of independent learning. Moreover, studying the relationship between such concepts as “life-long learning skills”, “universal competencies”, “individual learning style” showed that the development of soft methodological skills of life-long education is the basis for the formation of students’ individual learning style. As part of the study, it was developed a methodology for teaching students cognitive and metacognitive strategies for independent learning in a foreign language class while working on listening. As the expected results of the application of this methodology, it is assumed that having mastered the strategies and techniques of independent learning, students will be able to deal with the learning material better, which in turn will help to master the competences more successfully, to increase learning motivation and to form students’ subjective position. As a prospect for further research, we see the development and testing of technology for teaching students the skills of life-long education, with a detailed description of the stages and guidelines for students and teachers.

Full Text

Введение

В современной ситуации развития общества у каждого человека должны быть сформированы умения учиться в течение всей жизни, так называемые life-long learning skills, позволяющие ему быть гибким, автономным, умеющим адаптироваться к различным сценариям сегодняшней нестабильной действительности. Эти навыки можно отнести к категории мягких навыков — soft skills, которые развивают личностные качества, эффективность мышления, а также способствуют оформлению индивидуального стиля учения и последующей профессиональной деятельности.

То есть сегодня перед системой высшего образования ставится задача подготовить не просто высококвалифицированных специалистов в какой-то определенной сфере, владеющих узкопрофессиональными навыками, а специалистов, умеющих работать с разного рода информацией, способных решать нестандартные задачи, то есть обладающих мягкими навыками.

Стоит отметить, что модернизация отечественного высшего образования уже запустила механизмы, коренным образом изменившие учебный процесс в вузе, основными принципами которого стали индивидуализация, персонификация и студентоцентрированность. Эти принципы подразумевают создание таких условий, при которых будут развиваться индивидуальные качества личности обучающихся и они станут активными субъектами образовательного процесса, умеющими эффективно планировать и регулировать процесс своего учения, то есть будут владеть навыками самоорганизации и непрерывного образования.

Кроме того, основной идеей компетентностной модели образования является незавершенность полученного образования, постоянное самосовершенствование, развитие уже имеющихся компетенций и освоение новых. Поэтому так важно сформировать у студентов навыки самообразования, которые сегодня часто называют мягкими навыками, или навыками XXI века. Сформированность этих навыков позволит студентам эффективно выстраивать процесс своего учения в вузе, будет способствовать развитию индивидуального стиля учения и последующей профессиональной деятельности. Более того, сформированные в вузе навыки непрерывного образования можно рассматривать как навыки, направленные на перспективу последующего личностного и профессионального развития, — perspective life-long learning skills.

Сегодня и профессиональным сообществом вузов, и общественностью осознается необходимость формирования мягких навыков, в том числе и навыков непрерывного образования. Об этом свидетельствуют многочисленные отечественные и зарубежные публикации, посвященные данной проблематике. Вопросы, связанные с формированием мягких навыков, обсуждаются в ходе различных форумов, вебинаров, конференций. В частности, многие зарубежные исследователи связывают академическую успешность студентов с их владением навыками самообразования, с умением учиться (Р. Лави, М. Тал, Е.Дж. Дори, П.Б. Бэдкок, П.И. Паттисон, К.Л. Харрис) [1, 2]. Отечественные ученые пытаются соотнести мягкие навыки с универсальными компетенциями, обозначенными в федеральных образовательных стандартах высшего образования 3++ (М.М. Малова, Ю.А. Карпушина, О.Ю. Иванова) [3, 4]. Вместе с тем большинство исследователей подчеркивают отсутствие конкретных методик и технологий, направленных на формирование мягких навыков.

Поэтому целью нашего исследования мы обозначили поиск механизмов развития у студентов вуза навыков непрерывного образования, способствующих оформлению индивидуального стиля учения. Мы ставим перед собой следующие задачи: 1) на теоретическом уровне — выявить взаимосвязь между овладением навыками непрерывного образования и формированием индивидуального стиля учения; 2) на практическом уровне — предложить методику развития навыков непрерывного образования, способствующих оформлению индивидуального стиля учения.

1. Обзор литературы

Индивидуализированный и компетентностно-ориентированный образовательный процесс современного вуза подразумевает необходимость раскрытия личностного потенциала каждого студента для того, чтобы происходило качественное освоение и присвоение компетенций, чтобы у студентов развивались такие качества личности, как самостоятельность, рефлексивность, гибкость, креативность. Развитие этих качеств будет способствовать оформлению индивидуального стиля учения, необходимость формирования которого подчеркивается как в зарубежной, так и в отечественной психолого-педагогической литературе.

Проблемой стиля учения с середины 60-х годов прошлого века активно занимаются представители пермской психологической научной школы. Они определяют стиль учения как «целостное системное образование, многоуровневое и многокомпонентное, направленное на достижение успеха в учебной деятельности и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности» [5, с. 156]. Эмпирические исследования пермских ученых направлены в основном на изучение процессуальной и результативной стороны стиля учения студентов, системы его внутренних условий, а также отражение субъектом особенностей и требований деятельности. В частности, в ходе изучения процессуальной стороны стиля учения исследовались особенности ориентировочных, исполнительных действий, их детальность; создание субъектом удобных условий своей деятельности, предпочтения деятельности и др. В качестве характеристик результативной стороны стиля использовались показатели успеваемости студентов и их академической успешности.

С.Ю. Жданова в своем исследовании подчеркивает, что «развитие индивидуального стиля учения происходит при активизации внутренних механизмов саморегуляции студентов и их активности по отношению к использованию своих возможностей» [6].

В качестве перспективных направлений ученые-психологи пермской школы видят исследование структуры индивидуального стиля и механизмов его формирования.

Изучением стилевой проблематики на протяжении многих лет занимается М.А. Холодная, профессор института психологии РАН и зав. лабораторией психологии способностей им. В.Н. Дружинина. Она определяет индивидуальный стиль учения как «учебные стратегии, которые характеризуют ответные действия индивидуума на требования конкретной учебной ситуации» [7]. Автор подчеркивает, что индивидуальный стиль учения формируется под влиянием присущих обучаемому персональных познавательных стилей (стилей кодирования и переработки информации, постановки и решения проблем, познавательного отношения к миру). При этом большое влияние на формирование данного личностного образования, по мнению ученого, оказывают также и образовательные технологии, характер учебных ситуаций, учебная мотивация обучающегося, методы обучения, позиция преподавателя.

В.В. Тертычная, изучая сущность понятия индивидуального стиля учения, выделяет его внешнюю и внутреннюю структуру. Внешняя структура охватывает приемы, способы, средства деятельности (стратегии учения), а внутренняя представляет собой комплекс когнитивно-личностных характеристик: индивидуальные, психофизиологические, мотивационные, поведенческие составляющие личности, а также особенности мыслительной деятельности [8, c. 103].

Таким образом, можно сделать вывод, что основное внимание представителей психологических научных школ при изучении индивидуального стиля учения направлено на исследование его внутренней, когнитивной структуры, на взаимосвязь психических свойств личности с различными сторонами стиля деятельности. Эти взаимосвязи проецируются на результативность, академическую успешность обучающихся, гибкость интеллектуального поведения. Несмотря на это, многие психологи подчеркивают значимость создания в образовательном процессе внешних, резонансных, стимулирующих воздействий, оказывающих влияние на внутренние психологические, интеллектуальные, поведенческие, когнитивные и метакогнитивные резервы личности, которые способствуют изменению и обогащению спонтанных, неорганизованных структур персональных познавательных стилей учения студентов.

Интерес к формированию и развитию индивидуального стиля учения прослеживается и в педагогической литературе последних лет. Большинство исследователей связывают необходимость его формирования с «глубокой индивидуализацией образовательного процесса, суть которого состоит в становлении самостоятельной активной позиции студента в обучении и развитии» [9, с. 69], с созданием «условий для проявления способностей, склонностей и интересов обучающихся» [10, с. 2].

К.Д. Дятлова, И.А. Колпаков рассматривают формирование ИСУ как одно из необходимых условий комплексного сопровождения индивидуальной самостоятельной работы студентов младших курсов вуза [11, c. 14].

Е.Г. Якушева связывает формирование индивидуального стиля учения с обучением студентов стратегиям автономности. По ее мнению, такой подход в обучении способствует приобретению навыков и умений для осуществления самообразования и самосовершенствования в течение всей жизни [12, с. 70].

Зарубежные исследователи рассматривают формирование индивидуального стиля учения как неотъемлемую составляющую концепции непрерывного образования [13]. По мнению Л.А. Дантас и А. Кунха, необходимость обучения на протяжении всей жизни повлияла на возросший интерес к механизмам, лежащим в основе процесса учения, со стороны ученых из различных областей знаний: психологии, педагогики, нейробиологии [14]. Как следствие, в некоторых американских вузах, а также на образовательной платформе Coursera слушателям предлагаются курсы, направленные на обучение навыкам непрерывного образования, например Thinking skills, Learning how to learn и др.

С. Джалиль и А.М. Томас связывают развитие у обучающихся таких мягких навыков, как критическое и творческое мышление, с осознанием и обогащением собственного индивидуального стиля учения [15].

Е. Батачаря, А.Б. Сарип также подчеркивают, что современное общество ожидает от сегодняшних студентов, которых авторы называют драгоценным человеческим капиталом будущего, владения такими мягкими навыками, как критическое, творческое и конструктивное мышление. Поэтому уже с самого начала обучения в вузе студентов нужно снабдить инструментами, помогающими раскрыть их личностный потенциал и оформить уникальный, индивидуальный стиль учения [16, c. 485].

Р. Байя и В. Шарма указывают на тот факт, что современному образовательному процессу не хватает конкретных методик формирования индивидуального стиля учения студентов, внедрение которых позволит адаптировать учебный процесс для студентов с разными способностями и возможностями [17, c. 842].

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что большинство исследователей актуализируют необходимость формирования индивидуального стиля учения студентов, связывая ее с индивидуализированной и компетентностно-ориентированной направленностью современного образования.

Некоторые ученые убеждены, что навыки непрерывного образования, входящие в систему мягких навыков, способствуют оформлению индивидуального стиля учения студентов в вузе и служат своего рода предикторами дальнейшего самообразования и самосовершенствования, являются «подушкой безопасности» в последующей профессиональной деятельности.

Большинство авторов указывают на то, что несмотря на возросший интерес к развитию мягких навыков у студентов вузов имеется ряд проблем, требующих решения, — в частности, поиск механизмов развития мягких навыков, в том числе навыков непрерывного образования, а также разработка и внедрение конкретных методик и технологий по обучению студентов этим навыкам.

2. Материалы и методы

Для решения обозначенных во введении задач нами были использованы следующие теоретические методы:

  • метод теоретического анализа, направленный на изучение различных подходов к сущности понятий «индивидуальный стиль учения», «мягкие навыки», «навыки непрерывного образования»;
  • метод структурно-содержательного и сравнительного анализа для определения взаимосвязи данных понятий;
  • метод синтеза идей, позволяющий разработать методику развития навыков непрерывного образования, которые способствуют формированию индивидуального стиля учения студентов.

3. Результаты исследования

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили нам прийти к выводу, что навыки непрерывного образования life-long learning skills относятся к категории мягких навыков soft skills. Предложенная итальянским исследователем К. Суччи [18] классификация мягких навыков показывает, что навыки непрерывного образования (навыки управления информацией, аналитические навыки, исследовательские навыки, навыки эффективного мышления, навыки саморазвития) входят в группу методологических мягких навыков (табл. 1).

 

Таблица 1

Таксономия мягких навыков

Личностные

Социальные

Методологические

• Навыки ответственности

• Следование профессиональной этике

• Стрессоустойчивость

• Самопонимание

• Стабильность в жизни

• Адаптивность к культуре

• Коммуникативные (переговоры, умение договориться)

• Ориентационные

• Групповые, командные

• Лидерские

• Навыки разрешения и управления конфликтами

• Сетевое администрирование

• Навыки саморазвития

• Навыки управления информацией

• Исследовательские навыки

• Навыки эффективного мышления

• Аналитические навыки

• Адаптивность к изменениям

 

Методологические мягкие навыки являются наиболее трудно «прокачиваемыми», но одновременно и самыми востребованными, так как именно они обеспечивают успешность, высокую эффективность деятельности (учебной, профессиональной), в том числе в незнакомой, изменчивой среде. Они позволяют ориентироваться в мире информации, мыслить критически, учиться и переучиваться и достигать прорывного уровня профессионализма в любой деятельности.

Для нахождения механизма формирования методологических мягких навыков (навыков непрерывного образования) имеет смысл сопоставить их с универсальными компетенциями, которые формируются в российских вузах согласно ФГОС 3 ++. Некоторые исследователи отождествляют понятия soft skills и универсальные компетенции. Безусловно, у этих понятий много общего: им присущ универсализм, их применение не зависит от сферы и предмета деятельности, профессии, рабочего места. Эти личностные образования динамичны, они могут развиваться на протяжении всей жизни, а также в зависимости от ситуации и контекста. Хотя они и являются в какой-то степени универсальными, формирование мягких навыков и универсальных компетенций не может быть полностью алгоритмизированным, инструктивным. Они, скорее, выступают своего рода рамками, фреймами, наполняющимися личностными смыслами и требующими непрерывного поиска этих смыслов.

На наш взгляд, мягкие навыки входят в структуру универсальных компетенций, являясь ее методической составляющей. Другими словами, сформированность универсальных компетенций обеспечивается «мягкими навыками», которые способствуют целостному развитию личности в учебной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому при формировании универсальных компетенций в образовательном процессе современного вуза необходимо развивать и методологические мягкие навыки. Овладение компетенциями происходит при взаимодействии студентов с учебной задачей, в ходе решения которой проявляется персональный познавательный стиль учения. Студенты, используя привычные для них способы и средства учения, пытаются решить предложенную задачу. Так как большинство заданий, направленных на формирование компетенций, носит проблемный, творческий характер, у некоторых обучающихся возникают трудности при их выполнении.

Выходом из этой ситуации видится целенаправленное, эксплицитное обучение студентов когнитивным и метакогнитивным стратегиям самостоятельного учения, которые и будут являться механизмом развития навыков непрерывного образования (методологических мягких навыков), а также будут способствовать формированию индивидуального стиля учения студентов. Процесс освоения компетенций и одновременного развития методологических мягких навыков показан на рисунке 1.

 

Рис. 1. Механизм развития у студентов вуза навыков непрерывного образования, способствующих оформлению индивидуального стиля учения

 

Согласно схеме, представленной на рисунке, стратегии учения выступают «мостиком» между учебной задачей и овладением компетенцией, а значит, могут служить механизмом развития навыков непрерывного образования и обогащать внешний слой индивидуального стиля учения студентов, способствуя упорядочиванию его спонтанных, неорганизованных структур.

Решение второй задачи нашего исследования заключается в поиске способов развития навыков непрерывного образования (методологических мягких навыков). Так как механизмом развития этих навыков являются стратегии самостоятельного учения, необходимо снабдить студентов этими инструментами.

Процесс обучения студентов когнитивным и метакогнитивным стратегиям может носить специально организованный характер, например в рамках нулевого модуля, предваряющего изучение дисциплины, а также формироваться непосредственно при изучении дисциплины, когда содержание учебного материала дополняется заданиями, направленными на обучение и применение студентами различных стратегий и входящих в них техник учения [19, с. 108].

Нами была разработана методика обучения студентов когнитивным и метакогнитивным стратегиям самостоятельного учения на занятиях по иностранному языку при работе над аудированием. Суть данной методики отображена в табл. 2.

 

Таблица 2

Суть методики обучения студентов когнитивным и метакогнитивным стратегиям самостоятельного учения на занятиях по иностранному языку при работе над аудированием

Этап

аудирования

Этап обучения

стратегиям

Примеры

заданий

Применяемые стратегии и техники

1. Pre-listening

1. Знакомство со стратегиями и техниками

2. Применение и освоение стратегий и техник

1. Look at the picture and at the title of the interview (story) you will listen to. Guess the content of the interview (story).

Когнитивная стратегия элаборации (уточнение, разработка, совершенствование, переработка учебного содержания)

2. Listening

1. Знакомство со стратегиями и техниками

2. Применение и освоение стратегий и техник

1. Looking through the task, think what information you should pay attention to while listening the interview (story).

2. Try to imagine what is being said.

Когнитивная стратегия элаборации:

детализация (продумать, какого рода информация потребуется, например цифры, время, имена собственные);

мнемотехника (мысленно представить то, о чем говорится)

3. Post-listening

1. Знакомство со стратегиями и техниками

2. Применение и освоение стратегий и техник

3. Рефлексия и накопление стратегий и техник

1. Ask yourself questions concerning the content of the interview (story). Answer these questions.

2. Make a plan of the interview (story) and give a short summary of it.

3. Organize the information you’ve heard in the form of the table, mind map or cluster.

4. Ask yourself questions like these:

Did I try to understand every single word?

5. Discuss these questions with your group mates:

How did you prepare for listening?

6. Fill in the reflection form.

Когнитивная стратегия элаборации:

– уточняющие вопросы самому себе по содержанию услышанного;

– составление плана и краткий пересказ услышанного;

– сравнение услышанного с собственным опытом.

Когнитивная стратегия организации учебного материала:

– фиксация услышанной информации в виде таблиц, схем, диаграмм, карт.

Метакогнитивная стратегия наблюдения:

– вопросы самому себе, связанные эффективностью использования стратегий и техник при аудировании;

– метадискуссия.

Метакогнитивная стратегия оценивания и регуляции:

– бланки оценки и рефлексии

 

В качестве ожидаемых результатов применения данной методики предполагается, что овладение стратегиями и техниками самостоятельного учения поможет студентам:

  • снять трудности, возникающие при освоении учебного материала, что приведет к более качественной его обработке;
  • овладеть методической составляющей учебной деятельности, в том числе умением самостоятельной ее организации, что, в свою очередь, позволит студентам успешно формировать индивидуальный набор компетенций;
  • развить рефлексивные и метакогнитивные способности, которые будут способствовать повышению академической успешности;
  • укрепить уверенность в собственных способностях и возможностях, что будет стимулировать повышение мотивации к учению и осознание значимости индивидуальных, личностных качеств;
  • стать ответственными за процесс и результат своего учения, что приведет к становлению субъектной позиции в образовательном процессе.

Обсуждение и заключение

Методы теоретического анализа и синтеза психолого-педагогической литературы позволили нам определить механизм развития навыков непрерывного образования, которые можно отнести к группе методологических мягких навыков. Этим механизмом являются стратегии самостоятельного учения, обучение которым возможно при освоении любой дисциплины, когда содержание учебного материала дополняется заданиями, направленными на овладение студентами когнитивными и метакогнитивными стратегиями самостоятельного учения и их применение.

Кроме того, рассмотрение взаимосвязи таких понятий, как «навыки непрерывного образования», «универсальные компетенции», «индивидуальный стиль учения», показывают, что развитие мягких методологических навыков непрерывного образования является основой формирования индивидуального стиля учения студентов, так как применение этих навыков в процессе решения учебных задач не только способствует более качественному освоению компетенций, но и обогащает внешний, деятельностный слой индивидуального стиля учения студентов.

Неорганизованные, спонтанные структуры этой стороны индивидуального стиля учения под влиянием внутренних личностных ресурсов, а также внешних воздействий образовательной среды по мере овладения студентами мягкими методологическими навыками непрерывного образования становятся упорядоченными. То есть у студентов появляется инструментарий, который позволяет им эффективно выстраивать свою индивидуальную траекторию успешного учения в вузе, а также работает на перспективу их дальнейшего личностного и профессионального развития — perspective life learning skills.

В рамках данного исследования мы предприняли попытку показать, какой может быть методика по обучению студентов когнитивным и метакогнитивным стратегиям самостоятельного учения на занятиях по иностранному языку при работе над таким аспектом языка, как аудирование.

В дальнейшем нами планируется разработка технологии обучения студентов навыкам непрерывного образования с подробным описанием этапов, с методическими рекомендациями для студентов и преподавателей.

 

×

About the authors

Irina L. Smagina

Omsk State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: Smagina-IL@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4427-6514

Postgraduate Student of Pedagogy Department, Senior Lecturer of Foreign Languages Department

Russian Federation, Omsk

References

  1. Lavi R., Tal M., Dori Y.J. Perceptions of STEM alumni and students on developing 21st century skills. Studies in Educational Evaluation. September 2021. Vol. 70. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0191491X21000286 (accessed June 02, 2021).
  2. Badcock P.B.T., Pattison P.E., Harris K.L. Developing generic skills through university study: a study of arts, science and engineering in Australia. Higher Education. 2010. Vol. 60. Pp. 441–458. https://doi.org/10.1007/s10734-010-9308-8 (accessed June 02, 2021).
  3. Malova M.M. Rol’ «myagkih» navykov v sovremennoj professional’noj deyatel’nosti [The meaning of soft skills in the modern professional career]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2019. Vol. 44. No 4. 150–165 pp.
  4. Karpushina Yu.A., Ivanova O.Yu. O probleme formulirovaniya universal’nyh kompetencii FGOS VO (3++) (uroven’ bakalavriata) [About the problem of formulating universal competence of the Federal State Educational Standard of Higher Education (3 ++) (bachelor’s level)]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. Vol. 83. No. 2. 239–242 pp.
  5. Psihologiya integral’noj individual’nosti: рermskaya shkola / sost. B.A. Vyatkin, L.Ya. Dorfman, M.R. Shchukin [Integral personality psychology: Perm school]. Moscow: Smysl Publ., 2011. 636 р.
  6. Zhdanova S.Yu. Dinamika individual’nogo stilya uchebnoj deyatel’nosti studentov v processe professional’nogo obucheniya [Dynamics of the students’ individual learning style in the process of vocational training]. Integral’naya individual’nost’ cheloveka i ee razvitie v professional’nom obrazovanii: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Ekaterinburg: Ural. gos. prof.-ped. un-t, 2000. Рр. 82–95.
  7. Holodnaya M.A. Kognitivnaya psihologiya. Kognitivnye stili: ucheb. posobie [Cognitive Psychology. Cognitive Styles: a study guide]. Moscow: Yurayt, 2019. 309 p.
  8. Tertychnaya V.V. Aktualizaciya intellektual’no-lichnostnyh harakteristik studentov-psihologov kak sub»ektov samorazvitiya v processe vuzovskoj podgotovki: dis. … kand. psihol. nauk [Actualization of the intellectual and personal characteristics of psychology students as subjects of self-development in the process of university training: thesis cand. of ps. sci.]. Kazan’, 2012. 206 p.
  9. Strizhakova N.E., Pet’kov V.A. Stilevoj podhod v obuchenii studentov inostrannomu yazyku [Stylish approach to teaching students a foreign language]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2017. No. 1 (193). Рр. 68–73. https://cyberleninka.ru/article/n/stilevoy-podhod-v-obuchenii-studentov-inostrannomu-yazyku (accessed June 2, 2021).
  10. Ionina O.S. Proyavleniya individual’nogo stilya uchebno-professional’noj deyatel’nosti studenta [Externalizations of the individual style of the student’s educational and professional activities]. Koncept. 2015. Spec. vypusk. No. 12. Рр. 1–7. http://e-koncept.ru/2015/75186.htm (accessed June 2, 2021).
  11. Dyatlova K.D., Kolpakov I.A. Kompleksnoe soprovozhdenie individual’noj samostoyatel’noj raboty studentov mladshih kursov biologicheskogo fakul’teta klassicheskogo universiteta [Complex support of individual independent work of junior students at the Faculty of Biology in a classical university]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. No. 1. Рр. 1–18.
  12. Yakusheva E.G. Tekhnologiya formirovaniya strategij avtonomnoj uchebnoj deyatel’nosti po osvoeniyu leksiki nemeckogo yazyka u studentov neyazykovyh special’nostej [Technology of forming strategies for autonomous learning activities in the development of German vocabulary among students of non-linguistic specialities]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. No. 2 (135). Рр. 69–74.
  13. Rasheed F.M., Jurdi N.A. Bridging the Soft-skills Deficit Gap among Secondary Students in the UAE. Journal of Law, Policy and Globalization. 2019. Vol. 89. Pp. 38–43.
  14. Dantas L.A., Cunha A. An integrative debate on learning styles and the learning process. Social Sciences and Humanities. 2020. Vol. 2. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2590291120300061 (accessed June 02, 2021).
  15. Jaleel S., Thomas A.M. Learning Styles – Theories and Implications for Teaching Learning. Horizon Research Publishing. 2019. 76 p. https://www.hrpub.org/download/book16-978-1-943484-20-1.pdf (accessed June 02, 2021).
  16. Bhattacharyya E., Sarip A.B.M. Learning Style and Its Impact in Higher Education and Human Capital Needs. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 123. Pp. 485–494.
  17. Bajaja R., Sharmab V. Smart Education with artificial intelligence based determination of learning styles. Procedia – Computer Science. 2018. Vol. 132. Pp. 834–842.
  18. Succi Ch. Soft Skills for the Next Generation: toward a comparison between Employers and Graduate Students’ Perceptions. Sociologia Del Lavoro. 2015. Vol. 137. Pp. 244–256.
  19. Smagina I.L. Formirovanie individual’nogo stilya ucheniya studentov sovremennogo vuza [Formation of students’ individual learning style in a modern unuversity]. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2019. No. 4. Рр. 101–110.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1. The mechanism for the development of lifelong learning skills among university students, contributing to the design of an individual learning style

Download (172KB)

Copyright (c) 2021 Smagina I.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies