Scientific mentoring in the educational practice of a student of a pedagogical university

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Based on the analysis of scientific research, the paper shows the essence of mentoring as a pedagogical phenomenon, examines the meaning and content of scientific mentoring, its role in the educational practice of a student of a pedagogical university.

Modern approaches to mentoring in Russian pedagogical science allowed the author to review the content of scientific publications, to propose the following working definitions of the terms «mentoring», «scientific mentoring», «mentor in education», «mentoring of bachelors of teacher education».

Relying on domestic and foreign sources, the author reveals the features of scientific mentoring in comparison with mentoring in other professional fields, focusing on the extremely wide coverage of the sphere of mentoring in the implementation of modern educational practices of a student of a pedagogical university.

The actualization of scientific mentoring reflects the conceptual aspects of studying the historical and pedagogical heritage of teachers of the past in modern conditions by organizing an international competition for research and creative works of students «In the world of wise thoughts of domestic and foreign scientists and teachers».

In the paper, the author pays special attention to the popularization and continuity of humanistic ideas, the pedagogical heritage of the outstanding Russian doctor and pedagogical humanist thinker N.I. Pirogov in the system of modern higher education in the direction of scientific mentoring — the management of scientific research activities of students in the educational practice of a pedagogical university (in the form of writing scientific competitive works of different levels).

The author’s vision of the practical significance of the study in rethinking the historical and pedagogical heritage from the standpoint of modern approaches of scientific mentoring as an effective mechanism for transferring experience and knowledge from leading scholars and mentors and student research work is substantiated.

Full Text

Введение

В условиях цифровизации происходит трансформация обучения. Современный преподаватель не должен просто ретранслировать знания, он должен передавать навыки, выступать наставником. У сегодняшних студентов необходимо сформировать новые ценности, мотивацию к обучению, иными словами, необходимо «научить учиться», быть готовым к работе с передовыми проектами.

Потребность в расширении практик наставничества в образовании на протяжении нескольких последних лет осознается на различных уровнях управления. 23 декабря 2013 г. на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики.

В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 г. был сформирован перечень поручений Президента Российской Федерации.

В майских указах 2018 г. Президента Российской Федерации В.В. Путина применительно к системе образования поставлены задачи в течение ближайших 6 лет (к 2024 г.) обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, внедрить новые образовательные технологии, методы обучения и воспитания, которые повысят интерес подрастающего поколения к учебе, создать более благоприятные условия для раннего развития детей и систему выявления и поддержки молодых талантов, создать условия для развития наставничества и современную цифровую образовательную среду, внедрить национальную систему профессионального роста педагогических работников, увеличить число иностранных граждан, обучающихся в вузах и НИИ и содействовать трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. Причем на национальный проект «Образование», который должен обеспечить выполнение вышеуказанных задач, предусмотрено выделение 674 млрд рублей.

Научное наставничество — достаточно новое видовое понятие современной системы науки и образования. В 2019 г. стартовал проект «Научное наставничество», был объявлен конкурс Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) на лучшие проекты фундаментальных научных исследований коллективами молодых ученых и будущих ученых — студентов, аспирантов под руководством научного наставника.

В пространстве современной образовательной практики актуализируется тема наставничества, являясь одной из центральных в национальном проекте «Образование». Наставничество как траектория развития образования проходит комплексно в совокупности нескольких федеральных проектов (включая проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). В каждом из них необходимы наставники, менторы, управленческие кадры, которые готовы передавать свой опыт при реализации этих проектов. Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 г. не менее 70 % обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества [1].

  1. Обзор литературы

Исследовательский поиск показал, что педагогическое наследие Н.И. Пирогова подвергалось теоретическому анализу и практико-ориентированному осмыслению. Развивая мысль о необходимости соединения двух элементов — научного и образовательного, Н.И. Пирогов обосновал важное положение, не утратившее своего значения и в настоящее время, о том, что университетский преподаватель — это прежде всего научный деятель, который, возбуждая интерес к научной деятельности у своих воспитанников, постоянно сам продвигается вперед в научном отношении.

Особое место в решении проблемы совершенствования обучения Н.И. Пирогов отводил личным, моральным качеством преподавателя. Пример живой личности воспитателя может осуществить, как полагал Н.И. Пирогов, основную задачу, стоящую перед учебным заведением, воспитать человека в человеке. Успехи обучения Н.И. Пирогов также ставил в зависимость от взаимоотношений между наставником и студентами. Анализ опыта собственной длительной профессорской деятельности неоднократно убеждал Пирогова, что роль преподавателя в духовном и научном развитии студентов велика. Н.И. Пирогов считал, что кроме научной подготовки будущий наставник должен получить солидную специальную педагогическую подготовку, поскольку умение учить — это не только искусство, но и наука, которой нужно научиться. Он неоднократно подчеркивал, что, не подготовив серьезно людей к исполнению учительских обязанностей, невозможно достичь желанной цели в деле образования [2].

Значительный вклад в формирование педагогического конструкта наставничества внес великий русский педагог К.Д. Ушинский. Безусловно, идеи наставничества К.Д. Ушинского по объективным причинам не могли быть полностью и широко внедрены во времена жизни ученого. Они были слишком идеалистичны для того времени [3].

Реализации идей К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова имплицитно отражены в положениях о наставничестве как форме воспитания и профессиональной подготовки молодых специалистов. Свидетельством тому может служить большой корпус научных исследований, посвященных развитию наставничества в различных сферах жизнедеятельности, что отражено в определениях данного термина. Рассмотрим некоторые определения понятий «наставничество», «наставник», «научное наставничество», «наставничество бакалавров педагогического образования».

В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого. В этом отношении деятельность наставника близка педагогической поддержке, теоретико-методологические и научно-практические основы которой разработаны в трудах отечественных авторов 1990–2000-х гг., таких как О.С. Газман, С.С. Гиль, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.

Анализ современных диссертационных исследований свидетельствует о росте интереса к наставничеству как научной проблеме, однако у авторов нет единого понимания этого социального явления. Очевидно одно: наставничество представляет собой «социально-педагогический, экономический и производственный феномен в условиях современных предприятий» [3].

В научной литературе наставничество обычно рассматривается как особый вид педагогической деятельности. И это вполне справедливо, только наставником может быть не каждый преподаватель, даже с большим стажем работы. Е.А. Дудина, анализируя опыт наставничества, отмечает, что «…условиями успешного взаимодействия субъектов наставнической деятельности являются соблюдение принципов добровольности и наличие объединяющих факторов (общность интересов, взаимная заинтересованность в результатах деятельности, симпатия, взаимное уважение и доверие и др.)» [5, с. 28].

В работе Е.В. Бевз, посвященной развитию системы наставничества при подготовке бакалавров педагогического образования, концептуализация исследуемого понятия рассматривается в его определении: «Наставничество бакалавров педагогического образования представляет собой комплекс мер, способствующих профессиональному становлению студентов. Наставник содействует усвоению теоретических знаний, помогает правильно применять их на практике, разрабатывает индивидуальный маршрут развития в профессии, учитывающий особенности личности, организовывает консультационную работу, разрабатывает программу дополнительных занятий с применением различных форм работы, таких как тренинги, семинары, мастер-классы, деловые игры по самым актуальным и проблемным вопросам бакалавров педагогического образования, что позволит сделать процесс подготовки более эффективным» [6, c. 10].

Материалы, посвященные наставничеству в сфере науки, в основном связывают труд преподавателя и научно-исследовательскую работу студента.

Большую роль в процессе научного воспроизводства играет система научного наставничества. Кроме того, научный наставник при работе со студентами выполняет множество функций: осуществляет отбор студентов с личной мотивацией к научно-исследовательской деятельности, тем самым помогая закрепить убеждение обучающихся в правильности их профессионального выбора; осуществляет руководство и помощь в выполнении учебных, научно-исследовательских работ; помогает в подготовке докладов, написании статей, научных проектов, научных конкурсных работ и др. [7].

Анализ научных трудов по теме наставничества дает основание к выводу, что данной проблеме посвящено достаточно большое количество публикаций, но чаще всего в них идет речь о профессиональном наставничестве. При этом автор статьи разделяет позицию Н.В. Ронжиной, заключающуюся в том, что научное наставничество имеет более широкое содержание и включает в себя научное сопровождение отдельных студентов на протяжении всех уровней высшего образования в их научном поиске, реализации научных планов, научной карьеры, вплоть до момента, когда они сами уже могут стать научными наставниками подрастающего поколения [8]. Процесс это длительный, трудоемкий, но социально важный и необходимый. Метафора «передача факела жизни» принадлежит американскому профессору университета Колорадо (Денвер, США) K. Yamamoto, который рассматривает наставничество в контексте реализации ряда потребностей: «быть увиденным», т. е. признанным другими людьми; «видеть», т. е. наблюдать и воспринимать деятельность другого человека и мир вокруг себя; «заботиться о ком-либо и оставить о себе память» [9]. Тем самым наставник живет в своих учениках, которые несут его факел дальше.

Вышеизложенные факты позволили заключить, что вопрос внедрения научного наставничества в системе современного высшего образования в образовательную практику педагогического университета становится актуальным в связи с рядом обстоятельств объективного и субъективного характера.

  1. Материалы и методы

Данное исследование выполнено на основе анализа эффективного механизма передачи опыта и знаний от ведущих ученых-наставников в процессе научно-исследовательской работы студентов в системе современного высшего образования.

Методология исследования включала в себя анализ и обобщение результатов 45 конкурсных работ обучающихся образовательных организаций высшего образования (уровень подготовки — бакалавриат).

Основными методами исследования являлись историко-генетический анализ трудов отечественных педагогов с целью прочтения по-новому педагогического наследия Н.И. Пирогова, теоретический анализ научно-педагогических работ российских авторов, анализ федеральных документов, обзор диссертационных исследований, методических источников и педагогической литературы (избранных педагогических сочинений, периодических изданий, монографий, интернет-источников по исследуемой проблеме), изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Эмпирическую основу исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов».

  1. Результаты исследования

Продемонстрировать пример научного наставничества в пространстве современных образовательных практик на основании многолетнего опыта проведения международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов» возможно благодаря функционированию научно-исследовательской лаборатории на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» «Методология и технология модернизации социально-педагогической деятельности в условиях трансформирующегося общества» (рис. 1). Следует особо подчеркнуть, что в условиях направления деятельности научной лаборатории «Педагогические возможности организации научно-исследовательской деятельности» (на занятиях в лабораториях) педагогического университета, а также в ходе выполнения научно-исследовательской работы в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) научно-педагогические работники объясняют студентам основы научно-исследовательской деятельности.

Наше исследование является по существу попыткой создания реальных условий для научного становления студентов в педагогическом наследии Н.И. Пирогова, направленных на формирование дополнительных компетенций в различных областях знания. 2020 год приурочен к юбилею — 210-летию этого великого ученого, гения медицинской науки, выдающегося педагога, философа, государственного деятеля. Гуманистические идеи и педагогическое наследие Н.И. Пирогова — гордость и слава отечественной педагогической науки и народного образования. Организация и проведение международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Н.И. Пирогова» — яркий пример развития научного наставничества в педагогическом университете.

Российская академия наук подготовила предложения по проведению 2021 года Годом науки и технологий в России. Среди предложенных академией (РАН) мероприятий — конкурсы научных работ, более активное освещение в СМИ проблем науки, технологий, успехов российской науки и ученых в различных областях. Организация научного наставничества в образовательных организациях в процессе научно-исследовательской деятельности получает возможность преодолевать собственные дефициты и трудности при индивидуальной поддержке обучающихся, а вуз на основе отзывов выпускников и наблюдения за ними может корректировать педагогический процесс.

Представляется важным указать, что на момент объявления о начале Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Н.И. Пирогова» тема наставничества активно обсуждалась на заседании научно-исследовательской лаборатории ФГБОУ ВО «ОГПУ» «Методология и технология модернизации социально-педагогической деятельности в условиях трансформирующегося общества», в результате чего были предложены следующие приоритетные направления конкурса: «Секреты Н.И. Пирогова в педагогической практике; «Образ педагога-гуманиста в наследии Н.И. Пирогова: прошлое, настоящее и будущее»; «Н.И. Пирогов — праведный целитель тел и душ человеческих»; «Педагогический вклад Н.И. Пирогова в развитие отечественной педагогики»; «Н.И. Пирогов о правилах наказания проступков учеников: современный взгляд на проблему»; «Современные тенденции развития педагогических идей Н.И. Пирогова»; «Идеи Н.И. Пирогова о развитии чувственной внимательности в преподавании изобразительного искусства»; «Мировоззренческий переворот Н.И. Пирогова».

Рис. 1. Статистика по образовательным организациям, научным руководителям, конкурсантам, представившим материалы на Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»

Определенный интерес в контексте рассматриваемой проблематики представляет направление конкурса «Секреты Н.И. Пирогова в педагогической практике».

В чем же секрет педагогической системы Н.И. Пирогова? Обучающийся получает знания постепенно, переходя с более низкого на более высокий уровень, с одной ступени на следующую. С другой стороны, каждая ступень является завершенной и дает возможность закончить обучение на любом этапе в зависимости от того, желает ли ученик продолжать, есть ли у него возможность платить за обучение. Важным свойством этой системы является ее практическая направленность. Так, выпускники каждой ступени готовы начать практическую деятельность либо продолжать обучение.

Исследовательский поиск показал, что Н.И. Пирогов решительно опровергает ставшие традицией педагогические понятия и выступает за разностороннее, лишенное всяких давлений извне общечеловеческое образование. Помимо этого, Н.И. Пирогов учитывал и другие воспитательные воздействия на обучающихся. Он считал, что главное в воспитании — цели, которые ставят себе воспитатели, единство семьи, школы и государства в обучении. Также педагог считал, что залог успешного обучения — объединение учителей в педагогические советы с целью повышения доверия к учителям, которых, в свою очередь, он называет наставниками. Главное, по его мнению, — разобраться в обстоятельствах, которые заставили ребенка поступить тем или иным образом, а не судить лишь по одному поступку. Пирогов показывал другим педагогам пример и сам общался со студентами и гимназистами. Он принимал их у себя дома, выслушивал правдивые рассказы о реальном положении дел в образовательных учреждениях и предпринимал по полученной информации соответствующие управленческие меры [10].

Обратимся к педагогическому опыту научного наставничества в направлении конкурса «Образ педагога-гуманиста в наследии Н.И. Пирогова: прошлое, настоящее, будущее». Воззрения Н.И. Пирогова во второй половине XIX века стали вершиной гуманистических поисков российской педагогики. Формирование гуманистического идеала в растущем человеке, по мнению Н.И. Пирогова, становится прямой обязанностью не только педагогов, но и родителей, на которых прежде всего «лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками». В своих работах он окончательно определяет основу всего воспитательного дела в тот период: «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание». Существенным пробелом в исследовании педагогического наследия Н.И. Пирогова следует считать отсутствие работ, посвященных его научно-педагогической деятельности, его взглядам на назначение университетов в жизни общества, на содержание, сущность и методы университетского образования, работ, раскрывающих особенности его преподавательской деятельности.

Из чего же состоит образ педагога-гуманиста, созданный Н.И. Пироговым? И в дворянском салоне XIX века, и в просторной купеческой гостиной, и на педагогической кафедре наших дней можно услышать звучание идей гуманизма, которые так ярко и четко сформулировал великий врач и педагог Николай Иванович Пирогов. Идеи равенства, обращения к личности ребенка помогли сформировать школу отечественной педагогики, важным элементом которой является образ педагога-гуманиста. Эти идеи остаются актуальными сквозь стремительную смену эпох и идеологий [10].

Наверное, самая очевидная гуманистическая линия, рисующая нам образ-педагога гуманиста, — линия отмены сословного образования. Дело в том, что это, разумеется, не просто политически-социальная позиция, это не подход только с той меритократической стороны, где большее количество образованных людей с разных социальных сословий гарантирует государству базу полезных служащих. Это еще и фундаментальная идея гуманизма о том, что все достойны одинакового уровня образования, что оно должно быть общедоступным исходя из этических и аксиологических норм. Истина должна быть общей для всех. В этом смысле Н.И. Пирогов развивает идеи естественных прав и этику немецкой классической философии, смывающие любые социальные ограничения. Конечно, здесь виден след Просвещения — мысль о всеобщем праве на образование, развитие подходов Руссо и Дидро. Со времен французского Просвещения начинают громко звучать идеи: что такое всеобщее образование, каким должен быть педагог, каким образом, в какой системе нужно обучать детей. Важное место в этом вопросе занял этический облик учителя, который лежит в основе любой системы. Поэтому образ педагога-гуманиста начинается в первую очередь с подхода к самой системе образования. Можно сказать, что в своих статьях Н.И. Пирогов излагает мысли в русле гуманистической педагогики [11, с. 25]. Такие идеи нашли широкий отклик среди современников. Были очевидны проблемы в образовательной системе. Интересно, что похожие идеи об образовании были и у либералов, и у социалистов, отчасти у правительственной бюрократии, то есть у совершенно противоположных политических лагерей. Это позволяет говорить о том, что образ педагога-гуманиста, созданный Пироговым, мог быть некоторым мостом между людьми, которые спорили о том, какой должна быть Россия.

Так удивительно переплетается славная история и героическая современность в научных конкурсных работах по направлению «Н.И. Пирогов — праведный целитель тел и душ человеческих».

Николай Иванович Пирогов, один из наиболее прогрессивных людей своего времени, внес значительный вклад в развитие российской системы здравоохранения и проявлял интерес ко всевозможным направлениям медицинской деятельности. Подтверждению этому является «Ледяная анатомия» П.И. Пирогова как прототип современной компьютерной томографии. Началом изучения метода исследования «компьютерная томография» можно определить 1850 год. Российский ученый в области хирургии и анатомии Н.И. Пирогов представил новый метод исследования, предназначенный для изучения анатомии и патологии внутренних органов.

Современные научные исследования показывают, что одним из методов первичной оценки состояния больных тяжелыми прогрессирующими формами заболевания COVID-19, когда происходит большая вирусная нагрузка на организм, в том числе для отделения вирусных поражений от пневмоний или сосудистых изменений другого происхождения, выступает диагностический метод рентгенологической диагностики — компьютерная томография.

По глубине замысла и небывалому объему выполненных исследований «Ледяная анатомия» Н.И. Пирогова является вершиной творчества его анатомических работ. По полноте исследований и оригинальности она не имела аналогов. Атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов замороженного человеческого тела... (1851–1859) Н.И. Пирогова» явился знаменательным событием в мировой медицинской науке.

В 2020 г. в период тяжелых испытаний отечественного здравоохранения новой вирусной инфекцией Указом Президента Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 404 «Об учреждении ордена Пирогова и медали Луки Крымского» учрежден орден, носящий имя выдающегося русского хирурга, ученого и педагога Николая Ивановича Пирогова (рис. 2). Девиз ордена Пирогова — «Милосердие, долг, самоотверженность». Награждаются орденом граждане России за самоотверженность при оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, военных действий и при других обстоятельствах, сопряженных с риском для жизни. Учреждение ордена Пирогова произошло в условиях пандемии COVID-19, поэтому первыми кавалерами награды стали медицинские работники и волонтеры, отличившиеся в борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Отмечая несомненную значимость рассмотренных выше направлений конкурса, следует признать, что в педагогической науке идеи, высказанные Пироговым, находят отражение в нормативно-правовых документах, связанных с развитием воспитания, что в очередной раз свидетельствует о высокой значимости достижений великого классика русской педагогической мысли. В качестве доказательства рассмотрим некоторые положения нормативно-правового документа «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». С первых строк читаем: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности» — об этом как раз и говорил Николай Иванович. Он пронес эту идею через всю свою жизнь, именно в этом видел основную задачу педагога [3]. Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания выступает «обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка», создание оптимальных условий для его нормального и всеобщего развития. «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». Такая направленность также имела место в педагогической мысли Пирогова, где центром внимания был человек и все с ним связанное [10, 12]. «Быть человеком» — вот что завещал нам Николай Иванович Пирогов, великий русский хирург и ученый, известный педагог и профессор. В классической статье «Вопросы жизни», которая стала своеобразным педагогическим манифестом, Н.И. Пирогов рассматривает фундаментальные проблемы воспитания и образования (направление конкурса «Педагогический вклад Николая Ивановича Пирогова в развитие отечественной педагогики») [10].

Рис. 2. Медаль Международной Пироговской премии

Проблема научного наставничества в современной России актуализируется направлением конкурса «Н.И. Пирогов о правилах наказания проступков учеников: современный взгляд на проблему».

Юлия Трунова, студентка 1-го курса Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета, предприняла попытку провести интервью с ученым:

— Николай Иванович, действительно, ведь применение розг антипедагогично, телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены. Они вредят духовному и нравственному развитию ребенка. Ведь юность требует к себе уважительного, бережного и чуткого отношения, каждый ученик индивидуален, и задача учителя — понять его индивидуальность. Нужно понять, что главная мысль воспитания — научить ребенка с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. По вашему мнению, что представляет собой детская душа?

«Детская душа — храм, надо ее изучать со вниманием. Поэтому ступайте за кулисы детской жизни! Наблюдайте за их первым лепетом и первыми движениями души; наблюдайте их здесь и тогда, когда они возвратятся к вам утомленные играми и всегда готовые снова их начать» [10, 14, с. 67].

В своем произведении, написанном в 1858 г., «Нужно ли сечь детей и нужно ли сечь в присутствии других детей» Н.И. Пирогов рассуждает над вопросом телесного наказания. Он представляет ситуацию так: сначала ребенка пугают розгами, и он действительно боится их, но как только его наказывают, он может понять, что розги не так страшны, как ему описывали, и еще больше себе позволяет. Телесные наказания не воспитывают, а лишь вселяют страх и ненависть к тому, кто наказывает. Раз так, то почему розги вообще используют? «Итак, розга — слишком грубый и насильственный инструмент для возбуждения стыда. А чувство стыда — это такой нежный, оранжерейный цветок, который разом завянет, когда побывает в грубых руках. Розга вселяет страх, — это правда, — но не исправительный, не надежный, a прикрывающий только внутреннюю порчу. Она исправляет только слабодушного, которого бы исправили и другие средства, менее опасные» [15, 12, с. 95].

В современной школе не предусмотрены телесные наказания, вместо них существуют три меры наказания: замечание, выговор, отчисление. На практике учащиеся чувствуют большую вину за свои проступки, когда их нарушения осуждаются в детском коллективе сверстниками. Взгляды Н.И. Пирогова очень актуальны сейчас. Нельзя не согласиться с тем, что одноклассники могут лучше повлиять на то, чтобы задуматься над проступком и не повторить его, чем наказание со стороны учителей. Также в современной школе учителя не всегда разбираются в причинах проступка, а наказывают за факт его совершения, что иногда способствует тому, что учащиеся замыкаются в себе и не идут на контакт.

Педагогическое осмысление ведущих идей Н.И. Пирогова находит свое признание и в педагогических кругах современности. Е.Н. Астафьева рассматривает статьи ученого с целью анализа и оценки места телесных наказаний в школе. Подробно разобрав полемику между Н.И. Пироговым и Н.А. Добролюбовым, осуждавшим первого за отступление от своих убеждений, Е.Н. Астафьева заключает, что возможно теоретическое осмысление физических наказаний и целесообразности их применения в воспитании детей [10, 16, с. 93]. Подобная точка зрения является авторской и не носит практического характера в стенах учебных заведений современности. Сложно и почти невозможно представить, что в «эпоху» расцвета гуманности, индивидуализма и свободы личности вновь станет актуальным физическое наказание детей в учебных заведениях.

В фокусе исследуемой проблемы студентка Назиля Фатыйхова («Казанский (Приволжский) федеральный университет», Елабужский институт (филиал)) утверждает, что педагогические идеи Н.И. Пирогова о защите подрастающего поколения от насилия и жестокости вполне уместны в настоящее время в семейном воспитании. Здесь стоит обратиться к исследованиям в области психологии и педагогики. Психологи провели более десятка различных исследований, и их результаты убедительно свидетельствуют о том, что телесные наказания — даже не столько плохой метод воспитания, сколько неприемлемый. Повышенная агрессия и склонность к насилию, ухудшение отношений между родителями и детьми, тревога и депрессия, повышенный риск ожирения, снижение интеллекта — это неполный список негативных последствий от физических наказаний. В 2002 г. психолог Элизабет Гершофф (Elizabeth Gershoff) обобщила результаты 27 работ, анализ которых представлен в таблице.

Результаты анализа исследований психологов в отношении телесных наказаний в воспитании (по материалам Элизабет Гершофф (Elizabeth Gershoff))

Эффект

Число исследований

Подтверждено, %

Плохое усвоение моральных норм

15

87

Повышенная агрессия

27

100

Асоциальное поведение

13

92

Ухудшение отношений между детьми и родителями

13

100

Ухудшение психического здоровья

12

100

Воспитание «комплекса жертвы»

10

100

Непослушание

6

66

Оценка 100 % означает, что эффект был обнаружен всеми исследователями без исключения. Следует отметить, что телесные наказания оказались совершенно непригодными для воспитания нравственных качеств. Единственным положительным эффектом в практике применения телесных наказаний считается немедленное повиновение. Однако и здесь шлепки и пощечины не давали никаких преимуществ перед другими методами — например, помещением в угол. И со временем показатель послушания значительно снижался [10, 17].

Так как же тогда действовать в случае, если ребенок совершил проступок? Отвечая на этот вопрос, нужно задуматься над цитатой великого педагога Н.И. Пирогова: «Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного — и вы дойдете до идеала нравственного воспитания» [19].

Как показало исследование, не менее важной проблемой, разрабатываемой выдающимся педагогом, является направление конкурса «Идеи Н.И. Пирогова о развитии чувственной внимательности в преподавании изобразительного искусства». Удивительный мир изобразительного искусства и яркий мир чувств личности взаимосвязаны, что позволяет педагогу развивать у обучающихся эмоциональное восприятие искусства и жизни, формировать ценностное отношение к художественной культуре и к окружающему миру.

Безусловно, идеи Н.И. Пирогова представляются ценными для решения педагогической задачи организации чувственного восприятия обучающихся в преподавании изобразительного искусства в общеобразовательной школе и в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей. Интересен акцент на гармоничности и адекватности развития чувственной внимательности детей: «Непомерное развитие чувственной внимательности при хорошем природном устройстве чувств сделает их легко грубыми сенсуалистами и поклонниками чувственной красоты. Чем ранее начнет развиваться внимательность, тем лучше для культурного человека» [10, 20, с. 19].

Погружение в мир искусства предполагает постижение мира красоты с опорой на анализ действительности, знакомство с эталонными произведениями великих мастеров, с поиском в себе отклика на воспринимаемое художественное произведение на основе взаимопрочтения, анализа и самоанализа. Обучающийся, знакомясь с шедеврами изобразительного искусства, дизайна, архитектуры, кино, театра, получает возможность «оживлять» и одухотворять художественные образы, интериоризировать культурные ценности, интегрировать впечатления, строить собственную эстетику и духовность. Все вышеназванные виды искусства — составные элементы содержания программ по изобразительному искусству, поэтому организация синтетического восприятия и понимание взаимовлияния художественных образов разных видов искусства способствуют целенаправленному формированию чувственного прочтения шедевров искусства и изменению эстетических воззрений взрослеющей личности.

Опыт реализации института наставничества в образовательной практике студента педагогического вуза как формы социальной и профессиональной адаптации, передачи профессионального опыта молодым специалистам в вузе показывает, что при поддержке компетентных преподавателей-наставников студенты со старта организации и проведения данного конкурса (с 2018 года) проявляют поисковую инициативу в выполнении научно-исследовательской работы. Подтверждает это и студентка факультета иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета Ирина Дюгаева в направлении конкурса «Мировоззренческий переворот Н.И. Пирогова». «Дневник старого врача» являет собой квинтэссенцию мысли Пирогова; написанный им в последние годы жизни, он представляет собой не просто мемуары или автобиографию, а мыслетворческую попытку осмыслить себя. «Дневник старого врача» — это форма духовного самопознания, история духа, плавно перетекающая в осознание окружающей действительности, отчего эта работа имеет статус чуть ли не философского трактата и заслужила право стоять на одной полке с «Былым и думами» А.И. Герцена, «Самопознанием» Н.А. Бердяева и «Поэзией и правдой моей жизни» Гете. Вот почему эта книга привлекает наибольшее внимание гуманитарной научной мысли и вызывает споры по сей день. Казалось бы, в таком личном высказывании, как дневник, Пирогов должен был обозначить свою позицию к миру наиболее полно, но, пожалуй, эта-то полнота и вызывает массу разноречивых прочтений [10].

Обсуждение и заключение

На основании теоретического анализа наставничества как актуального явления в системе отечественного образования важно выявить, обосновать роль научного наставника, обобщить существующий опыт и продемонстрировать эффективные модели наставничества в педагогической деятельности.

В статье уточнены основные понятия, что позволило сформулировать необходимые выводы по проведенному исследованию. В качестве сущностных характеристик наставничества определены целенаправленность, субъектность, ориентация на индивидуальные потребности и самореализацию, взаимонаправленность, развивающий и взаимообогащающий потенциал и др.

Установлено, что наставничество во взаимодействии научной теории и практической деятельности в сопровождении студента на протяжении всего срока его обучения наставником-преподавателем обеспечивает преемственность, выстраивание партнерских, дружеских, доверительных отношений и др. Важнейшим направлением научного наставничества является руководство научно-исследовательской деятельностью студентов в форме написания научных конкурсных работ разного уровня.

Все это позволит определить условия, предпосылки, перспективы развития и совершенствования научного наставничества в изучении историко-педагогического наследия педагогов прошлого в современных условиях путем организации Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов».

Благодарности: Автор статьи выражает глубокую признательность и благодарность заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой педагогики и социологии, председателю экспертного совета конкурса Валентине Григорьевне Рындак, по инициативе которой организован и проведен международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей Н.И. Пирогова»; члену экспертного совета международного конкурса, доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО, заведующему лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», председателю Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (г. Москва, Россия) Михаилу Викторовичу Богуславскому.

Автор выражает признательность редакционной коллегии и издателям журнала «Вестник СамГТУ. Серия «Психолого-педагогические науки», а также рецензентам за представление положительной рецензии и рекомендацию к публикации.

×

About the authors

Lyubov A. Kochemasova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: lkochem@mail.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy and Sociology Department. Orenburg State Pedagogical University

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Blinov V.I., Yesenina E.Yu., Sergeyev I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen khorosho zatochennyy instrument [Mentoring in education: a well-sharpened tool is needed]. Professional’noye obrazovaniye i rynok truda. 2019. No. 3. Рр. 4–18.
  2. Pirogov N.I. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogika Publ., 1985. 496 p.
  3. Ushinskiy K.D. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical compositions]. Moscow: Gos. ucheb.-ped. izd-vo, 1939. Vol. 1. 416 p.
  4. Masalimova A.R. Korporativnaya podgotovka spetsialistov tekhnicheskogo profilya k osushchestvleniyu nastavnicheskoy deyatel›nosti v usloviyakh sovremennogo proizvodstva: dis. ... d-ra ped. nauk [Corporate training of technical specialists for the implementation of mentoring in the conditions of modern production: thesis d-ra ped. nauk]. Ufa, 2014. 428 p.
  5. Dudina E.A. Nastavnichestvo kak osobyy vid pedagogicheskoy deyatel’nosti: sushchnostnyye kharakteristiki i struktura [Mentoring as a special type of pedagogical activity: essential characteristics and structure]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. Vol. 7. No. 5. Pp. 25–36.
  6. Bevz E.V. Nastavnichestvo kak usloviye professional’noy podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Mentoring as a condition for professional training of bachelors of pedagogical education]. Sredneye professional’noye obrazovaniye. 2011. No. 9. Pp. 8–10.
  7. Sopegina V.T. O formirovanii kommunikativnoy sostavlyayushchey pedagogicheskoy kompetentsii v protsesse nastavnichestva [On the formation of the communicative component of pedagogical competence in the process of mentoring]. Obrazovaniye i nauka. 2016. No. (2). Pp. 55–67.
  8. Ronzhina N.V. Nauchnoye nastavnichestvo v protsesse formirovaniya universal’noy kompetentsii «sistemnoye i kriticheskoye myshleniye» [Scientific mentoring in the process of forming the universal competence «system and critical thinking»]. Prognozirovaniye professional’nogo budushchego molodezhi v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Yekaterinburg-Pervoural’sk, 12 marta 2020 g. FGAOU VO «RGPPU». Yekaterinburg, 2020. Pp. 126–130.
  9. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship. Theory into Practice. 1988. Vol. 27 (3). Pp. 183–189. http: //www.jstor.org/stable/1477189 (accessed October 15, 2020).
  10. V mire mudrykh mysley N.I. Pirogova: materialy mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatel’skikh i tvorcheskikh rabot studentov [In the world of wise thoughts of N.I. Pirogova: materials of the international competition of research and creative works of students]. Orenburg: Publishing house OGPU, 2021. https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/sb_ped_k_2020.pdf (accessed November 15, 2020).
  11. Boguslavskiy M.V. N.I. Pirogov: pedagogicheskiye idealy i zhiznennyye realii [Pirogov: pedagogical ideals and realities of life]. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010. No. 6. Pp. 21–33.
  12. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025]. http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9 qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed November 15, 2020).
  13. Pirogov N.I. Sobraniye sochineniy [Collected Works]. SPb., 1900. Vol. 2.
  14. Pirogov N.I. Nuzhno li sech’ detey i nuzhno li sech’ v prisutstvii drugikh detey [Is it necessary to flog children and whether it is necessary to flog in the presence of other children]. Sochineniya N.I. Pirogova: V pamyat’ stoletiya rozhdeniya Nikolaya Ivanovicha Pirogova. 1910. Vol. 1. P. 95.
  15. Pirogov N.I. Nuzhno li sech’ detey i sech’ v prisutstvii drugikh detey ? [Should children be flogged and flogged in the presence of other children?] Odesskiy vestnik. 1858.
  16. Astaf’yeva E.N. N.I. Pirogov i N.A. Dobrolyubov: nuzhno li sech’? [N.I. Pirogov and N.A. Dobrolyubov: is it necessary to flog?] Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal. Nizhniy Tagil: Nizhnetagil’skiy GAOU VO, 2018. No. 1. Pp. 83–95.
  17. Psikhologiya. Vse tonkosti razuma. Telesnyye nakazaniya [Psychology. All the subtleties of the mind. Physical punishment]. https://obu4ayka.ru/psihologiya/telesnye-nakazaniya-psihologiya.html (accessed January 12, 2021).
  18. Kochemasova L.A. Istoriko-pedagogicheskoye naslediye kak konstrukt realizatsii sovremennykh obrazovatel’nykh praktik [Historical and pedagogical heritage as a construct for the implementation of modern educational practices]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta: Elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2019. No. 5 (223). Pp. 69–75.
  19. Pirogov N.I. Pravila o prostupkakh i nakazaniyakh uchenikov gimnaziy Kiyevskogo uchebnogo okruga [Rules on misconduct and punishment of pupils of gymnasiums of the Kiev educational district]. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000052/st037.shtml (accessed November 15, 2020).
  20. Abramov P.D. Filosofskiye vzglyady N.I. Pirogova [Philosophical views of N.I. Pirogov]. Vestnik MITKHT. Seriya: sotsial’no-gumanitarnyye nauki i ekologiya. 2015. No. 4. Pp. 82–88.
  21. Boguslavskiy M.V. Istoriya pedagogiki: metodologiya, teoriya, personalia: monografiya [History of pedagogy: methodology, theory, personalities]. Moscow: FGNU ITIP RAO, Izdatel’skiy tsentr IET. 2012. Pp. 244–285.
  22. Nastavnichestvo kak aktual’noye yavleniye v sisteme otechestvennogo obrazovaniya: sb. st. [Mentoring as an actual phenomenon in the system of national education]. Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2019. 107 p.
  23. Pirogov N.I. Voprosy zhizni. Dnevnik starogo vracha (yubileynoye izdaniye, posvyashchennoye 200-letiyu so dnya rozhdeniya N.I. Pirogova) [Life questions. Diary of an old doctor (anniversary edition dedicated to the 200th anniversary of the birth of N.I. Pirogov)]. Moscow: NMKHTS im. N.I. Pirogova, 2010. 440 p.
  24. Stromov V.Yu., Sysoyev P.V., Zav’yalov V.V. Razvitiye studencheskogo nastavnichestva v nauchno-obrazovatel’noy sfere v klassicheskom vuze [The development of student mentoring in the scientific and educational sphere in a classical university]. Vestnik Tambovkogo universiteta. Seriya Gumanitarnyye nauki. 2015. Vol. 23. Pp. 7–14.
  25. Frolova S.V., Bazarnova N.D. Nastavnichestvo i mentoring: analiz ponyatiy [Mentoring and mentoring: analysis of concepts]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No. 61–2. Pp. 213–216.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Statistics on educational organizations, scientific leaders, contestants who submitted materials to the International Competition of Research and Creative Works of Students "In the World of Wise Thoughts of Domestic and Foreign Scientists and Educators"

Download (261KB)
3. Fig. 2. Medal of the International Pirogov Prize

Download (189KB)

Copyright (c) 2021 Kochemasova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies