Educational potential of subject training of the future teacher in the conditions of modern educational policy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the problem of the educational potential of the subject training of the future teacher is due to the growing interest in the problem of educating the younger generation. Geopolitical transformations have updated the search for value-semantic regulations of educational work in educational organizations. The aim of the study is to substantiate the educational potential of the subject training of the future teacher in the conditions of modern educational policy. The research methodology is represented by an axiological and activity approach. The main methods used were: comparative analysis of pedagogical and methodological literature, normative legal acts and methodological documents regulating the educational process in educational organizations; generalization and synthesis of the results obtained; questioning and observation. Based on monitoring research data, a portrait of the modern younger generation is presented, as well as characteristics of the “Alpha” generation, that is, children born after 2010 (in accordance with the concept of Mark McCrind). The scientific novelty of the study includes the identified components of the educational potential of the subject training of the future teacher. The value of the study lies in substantiating the educational potential of the subject training of the future teacher in the conditions of modern educational policy. The practical significance of the study is expressed in the presentation of pedagogical developments in the implementation of the educational potential of the subject training of the future teacher using the example of the academic discipline “History of Russia”.

Full Text

Введение

Актуальность реализации воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя обусловлена возрастающим интересом со стороны государства и общества к проблеме воспитания детей и молодежи. Действительно, за последние восемь лет мы наблюдаем качественный сдвиг в этом направлении [1].

В 2015 году утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой была сформулирована приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания. В 2020 году внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», уточняющие и расширяющее понятие «воспитание». Прорывным нормативным правовым документом, на наш взгляд, явился Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Именно этот указ выступает подлинным ценностно-смысловым ориентиром для построения современной образовательной политики в сфере воспитания детей и молодежи.

Стоит особо отметить, что фактически до 2015 года в российской системе образования преобладала модель «школы учебы». Главная задача, которая стояла перед школой, – передача некой совокупности знаний, умений, навыков. Мы понимаем, что это было обусловлено преобладанием технократического подхода в образовательной политике. Повсеместно бытовало мнение, что школа дает знания, а семья воспитывает. В результате сложилось определенное непонимание (а порой и противостояние) между школой и родительским сообществом в вопросах воспитания подрастающего поколения. И это непонимание продолжает существовать. Опрос, проведенный оренбургским отделением Национальной родительской ассоциации весной 2023 года, лишний раз это доказывает. То есть продолжает сохраняться это стойкое убеждение как у родителей, так и у педагогов.

Подготовка будущего учителя также претерпевала кардинальные трансформации – из учебных планов оказались «выхолощены» педагогические дисциплины. Дошло до того, что выпускные квалификационные работы ориентировались только на предмет и не включали в себя даже методическую составляющую, что уж там говорить о блоке психолого-педагогических дисциплин. Такой «перекос» в подготовке будущего учителя привел к значительному снижению воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя.

На основании вышеизложенного нами сформулирована следующая цель статьи: обоснование воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя в условиях современной образовательной политики.

Обзор литературы

В последнее десятилетие проблема воспитания стала предметом изучения в исследованиях психологов и педагогов (В.Г. Александрова [2], В.А. Беляева [3], Т.И. Власова [4], Н.Д. Никандров [5], В.И. Слободчиков [6]).

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях современной образовательной политики на основе осмысления воспитательной деятельности с опорой на традиционные представления о человеке получили развитие в работах протоиерея Александра (Салтыкова), Е.П. Белозерцева [7], С.Г. Макеевой [8], В.М. Меньшикова [9], И.В. Метлика [10] и других ученых.

Воспитание подрастающего поколения в условиях ломки традиционных форм социализации и межпоколенческой преемственности, социальной мобильности, пути и способы профессионального самоопределения и роста рассматриваются в работах Ю.Р. Вишневского [11], В.Т. Шапко [12].

Особую значимость в изучении кризисов отечественного школьного воспитания имеют исследования Р.В. Ковшова, А.Н. Шевелева [13].

В зарубежной науке проблема воспитания духовно-нравственных качеств обучающихся также получила свое развитие.

Проблемы нравственного воспитания личности нашли свое отражение в трудах Дж. Дьюи [14], Дж. Джентиле [15], П. Наторпа [16]. Интересно исследование Д. Арчарда [17], посвященное проблеме патриотического воспитания.

Проблема ценностных ориентаций учащейся молодежи представлена в работах Е.Л. Чернышовой, Д.В. Иванова, Е.И. Рощупкиной [18]. Исследователь Е.Ф. Теплова [19] дает достаточно интересный анализ поколения «Альфа» и предлагает основные направления повышения эффективности его воспитания и обучения.

Таким образом, в отечественных и зарубежных исследованиях, в которых отражается проблема воспитания детей и молодежи, в том числе в рамках изучения отдельных учебных дисциплин, не в полной мере находит свое отражение проблема воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя.

Материалы и методы

Методология исследования представлена аксиологическим и деятельностным подходами.

Реализация аксиологического подхода заключалась в выявлении ценностно-смысловых ориентиров, методологических основ воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя. Деятельностный подход предполагает рассмотрение будущего учителя как активного творческого начала.

В качестве основных методов применялись: сравнительный анализ педагогической и методической литературы, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих воспитательный процесс в образовательных организациях; обобщение и синтез полученных результатов; анкетирование и наблюдение.

Результаты исследования

Обозначенные нами во введении негативные процессы привели к кризису школьного воспитания, проявляющемуся в том числе в трансформации ценностных ориентаций детей и молодежи. Чтобы контурно обозначить существующую проблему, представим портрет представителя современной молодежи и школьника (результат предметной подготовки учителя).

В целях определения ценностных ориентаций современных студентов воспользуемся данными мониторинга ценностных ориентаций современной молодежи, которые опубликовал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Целевой аудиторией выступили молодежь (возраст 19–35 лет); объем выборочной совокупности – 11 223 человека [20].

Согласно результатам проведенного исследования установлено, что современная молодежь говорит о необходимости сохранять и развивать традиционные духовно-нравственные ценности, но эти слова носят декларативный характер. Более того, понятие «духовно-нравственная ценность» у них размыта и ассоциируется в первую очередь с качеством личности. Такой феномен, как дружба, стал приобретать потребительский характер (по принципу «ты мне – я тебе»). Гражданская позиция сформирована достаточно слабо, и при этом очень явственно прослеживается позиция безразличного потребителя. Большинство респондентов демонстрировали преобладание индивидуалистического типа мышления. Успех в жизни, по их оценкам, основывается на трех составляющих: финансовая обеспеченность, самореализация и карьера. Но что самое пугающее – это то, что материальные и профессиональные достижения ценятся выше морально-нравственных качеств.

Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО на основе опроса 600 подростков в возрасте от 10 до 17 лет опубликовал портрет современного школьника [21]. Что же он собой представляет?

На наш взгляд, очень значимо, что современный подросток ориентирован на семью. Почти две трети подростков делятся своими переживаниями с родителями. Свободное время предпочитают проводить за развлечениями (более 70 % опрошенных). Основной способ общения – социальные сети, именно там они также узнают основные новости. В данной связи не можем высказать свои суждения о необходимости «нахождения» в социальных сетях учителей. Мы твердо уверены, что в этом есть потребность. Если учитель не будет использовать все имеющиеся средства коммуникации с подрастающим поколением, то значительно снизится потенциал диалога как важнейшего метода воспитания.

Среди главных источников счастья подростки выделяют следующие: работа по душе, здоровье и друзья, наличие самостоятельности и независимости. Главные качества, которые они хотят у себя развивать, – это целеустремленность, решительность, стойкость, усердие и трудолюбие.

Портрет современного школьника может быть дополнен через анализ поколения «Альфа», то есть детей, родившихся после 2010 года (в соответствии с концепцией Марка Мак-Кринда). Выделим их особенности, которые необходимо учитывать при организации работы с ними [19]: они не знают мир без интернета и познают его с помощью цифровых технологий; они обрабатывают очень большой объем информации; живя в реальном мире, эмоционально они находятся в виртуальном; личная информация о себе у них переходит в публичное пространство; знания для них ценны в том случае, если их можно немедленно применить. Это приводит к тому, что для них не важны первопричины, смыслы; они очень зависят от похвалы, своего места в рейтинге и очень стремятся быть как можно лучше.

Анализ представленных результатов исследования по определению портрета представителя современной молодежи и школьника позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра существующей модели предметной подготовки будущего учителя в контексте актуализации его воспитательного потенциала.

В ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» имеются определенные педагогические наработки в этом направлении. Попробуем представить их на обсуждение научно-педагогического сообщества на примере воспитательного потенциала учебной дисциплины «История России».

Воспитательный потенциал учебной дисциплины «История России» в подготовке будущего учителя по всем направлениям, а не только гуманитарным, нельзя недооценить. Мы должны готовить не только учителя-предметника, профессионала своего дела (учителя физики, математики, химии, биологии, географии и т. д.), но и будущего гражданина страны, патриота своей Родины, который может привить эти чувства и ценности ученикам на своих уроках. Учитель, не любящий свою страну, свой народ, не обладающий этими качествами, по нашему мнению, не имеет морального права работать в школе, как и преподаватель вуза, так как выполняет важнейшую государственную задачу – воспитание детей и молодежи.

Отрадно, что в начале 2000-х годов на государственном уровне поняли, что нельзя пустить на самотек воспитание молодежи. В Российской Федерации на протяжении последних 20 лет значительное внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи. С 2001 года реализованы четыре государственные программы патриотического воспитания граждан России. Однако доля патриотически настроенных среди молодежи не возросла. Важно понимать, что, приняв программу, мы еще полностью не решаем проблему патриотического воспитания подрастающего поколения.

По нашему глубокому убеждению, должна быть выстроена целостная система воспитания, как было в советское время: семья, детский сад, детские учреждения, школа и вуз. В этом направлении должны работать СМИ, учреждения культуры, писатели, поэты, художники, композиторы и т. д. Выпадение одного из этих звеньев негативно отражается на воспитании подрастающего поколения. Свидетельством этого являются 1990-е годы, когда все было пущено на самотек, последствия чего ярко проявляются сегодня.

История – это наука мировоззренческая, которая формирует мировоззрение детей и молодежи. Она обладает огромным воспитательным потенциалом. Только зная историю собственной страны, человек может гордиться ею.

Долго и настойчиво о достойном преподавании «Истории России» в технических вузах России говорил доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории МАИ Виктор Сидорович Порохня, который создал Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации и добивался долгие годы, чтобы увеличили количество часов на историю России в технических вузах. Именно благодаря этому центру были созданы Общероссийская общественная организация «Объединение преподавателей истории в вузах России» и ее региональные отделения во всех субъектах Российской Федерации. Под его руководством Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации при поддержке Министерства образования и науки РФ провел на базе Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Первый Всероссийский съезд преподавателей истории в вузах России (16–17 ноября 2017 г., г. Москва). В центр внимания съезда были вынесены проблемы состояния исторического образования в различных вузах и регионах страны и пути их решения.

От того, что и как преподносится школьникам, студентам в учебной книге, что и как им преподается на занятиях, зависит их будущая гражданская позиция. Поэтому, как отмечал историк А.С. Сенявский в своем выступлении по вопросу о том, каким быть современному учебнику по отечественной истории, еще в далеком 2001 году, историческое образование не может быть пущено на самотек; ни общество, ни государство не могут быть безразличны к тому, каким будет мировоззрение его граждан, их гражданская позиция [22].

В том же ключе высказался академик А.О. Чубарьян в одном из интервью, отметив, что в современных условиях преобразований разного рода одна из важных задач заключается в том, чтобы сохранить гуманитарное образование в высшей школе [23].

Очень приятно, что труд этих ученых и многих других, неравнодушных к проблемам исторического образования, дает сегодня свои плоды.

С 1 сентября 2023 года согласно приказу Минобрнауки Российской Федерации от 19.07.2022 № 662 увеличился объем часов на изучение истории России в организациях высшего образования для студентов неисторических специальностей. Во всех российских вузах началось изучение обновленного курса российской истории, расширенного в своих географических и хронологических рамках и освещающего события, происходящие в стране и мире и касающиеся каждого гражданина России. Для преподавателей изменения, внесенные в федеральные государственные образовательные стандарты, детализируются в новой концепции преподавания курса «История России», утвержденной 2 февраля 2023 г. Концепция, представляя собой социальный заказ, адресованный образованию, содержит в себе важный идейный посыл развития у студентов патриотизма и гражданственности, но при этом не раскрывает конкретных инструментов достижения поставленных целей.

Важным представляется то, что Концепция является серьезным шагом к переориентации высшего образования на сферу воспитания, прежде всего патриотического. Выделим, что на самом высоком уровне осознали, что не может быть, чтобы вузы оказывали студентам только образовательные услуги, не может существовать отдельно образование и воспитание – это единый процесс. Очевидно, что на данный момент Концепция еще является неапробированной и будет совершенствоваться так же, как это было со школьными концепциями преподавания истории, принятыми в 2014–2015 гг.

Можно констатировать, что принятие Концепции преподавания курса истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки встретит много подводных камней, вызовет трудности в ходе своей реализации у преподавателей высшей школы.

На основе этой работы важно поэтапно внедрять в общественное сознание, что не только вузы, но и все общественные институты (начиная с семьи) ответственны за воплощение идей гражданственности, патриотизма и общероссийского единства [24, с. 147]. Это медленный, но единственно приемлемый путь, чтобы нравственное воспитание через знание и уважение к истории своей страны прочно вошло в систему образования и осталось там навсегда [24, с. 148].

Новый взгляд на задачи преподавания «Истории России» для студентов негуманитарных специальностей стал формироваться в последние годы. Исследователи этой проблемы отмечают, что преподавание истории важно для формирования национальной и общероссийской идентичности. Этот аспект, в частности, отмечается преподавателями в национальных республиках [25].

Изменение взгляда исследователей на задачи преподавания истории для студентов негуманитарных специальностей связано с изменением функций самой истории в современном российском обществе. Ее основной задачей стало формирование исторической памяти и воспитание патриотизма [26].

Особо обратим внимание на тот факт, что современное поколение выросло в условиях изменившихся социально-экономических и политических отношений и ценностная ориентация у них иная, чем та, что была у советской молодежи. Отсюда вытекает разрыв поколений. Как считает Е.В. Ильин, «изучение истории призвано сохранить преемственность поколений» [27]. Вторым значимым фактором является склонность молодежи к радикализму, который в наше время зачастую проявляется в разного рода экстремистских идеях и течениях. Третьим фактором надо выделить минимизацию в образовании воспитательной работы.

Касаясь первого фактора, следует отметить: необходимо формировать у молодежи уважение не только к дореволюционной истории, но и к советской, которая устойчиво стала ассоциироваться с конца 1980-х – начала 1990-х годов с «репрессиями» и прочими негативными явлениями. Точно так же недооценивалась история Российской империи в советское время. Более взвешенный подход к советской истории, в которой было место и героизму, и труду, и энтузиазму, и подвигу, и радости жизни, необходим для преодоления разрыва поколений. Для этого в учебниках и научно-популярной исторической литературе надо полностью отказаться от «навешивания ярлыков», и в то же время можно и нужно давать объективные оценки событиям и историческим персонажам. Если мы будем повторять постоянно, что сталинский режим является тоталитарным, то получим только отрицательный эффект. Если же мы скажем, что сталинский режим был искажением того идеала социализма, за который боролась и гибла целая когорта революционеров, то мы получим определенное воспитательное воздействие на подрастающее поколение, показав ему, что у людей бывают идеалы и они готовы иногда погибнуть за них.

Воспитательный потенциал истории, безусловно, огромен. Нужно только, чтобы он оказался востребован молодежью. Если постоянно внушать молодежи, что в истории у нас было только хорошее, то такая история не будет восприниматься всерьез. Если же внушать, что было только плохое, то сначала в сознании, а затем и в реальности может произойти разложение национально-государственной воли к поиску места в мировой истории и наша страна станет материалом для чужой, скорее всего враждебной нам, экономики, безопасности, истории и т. д. Поэтому история должна быть объективной, не подстроенной под конъюнктуру сегодняшнего дня, сегодняшней политики, и ориентироваться на главное – формирование критического мышления у детей и молодежи.

Следует отметить еще одну специфическую черту воспитания патриотизма в России. В отличие от моноэтнических стран Российская Федерация является страной полиэтничной, и патриотизм у нас включает в себя толерантность к другим национальностям. И «История России» должна преподаваться таким образом, чтобы подрастающее поколение видело и осознавало, что не один русский народ создавал Российское государство, не один русский народ защищал независимость своей страны, что в этом процессе участвовали и представители других наций и народностей. Например, в преподавании истории Великой Отечественной войны должно быть показано, что пришла одна общая беда на всех жителей необъятной советской страны, в которой проживало около 200 наций и народностей, и они восприняли эту агрессию как общее горе, и была одержана одна общая Великая Победа.

Патриотизм невозможно навязать человеку, его можно только пробудить, поэтому очевидно, что одного для всех пути к патриотизму нет. На занятиях по истории необходимо не просто понять, но и прочувствовать географическое пространство нашей страны, осознать, как оно формировалось, воспринимать его как национально-государственное достояние. Это пространство было не просто завоевано или заселено, но и освоено духовно. Другим важным моментом является экономический фактор: Русь, Княжество всея Руси, Российское царство, Россия, Российская империя, СССР, Российская Федерация рождались в героическом труде простых людей, зачастую незаметном, но не менее важном, чем деятельность князей, царей, императоров, генеральных секретарей или президентов. Таким же важным моментом является восприятие нашей армии как организации, стоящей на страже Родины, ее внешних границ и внутреннего порядка. Необходимо понять, что если Родина остается без обороны, то государство распадается, а народ умирает.

Обсуждение и заключение

Таким образом, изучение истории своей страны со всеми положительными и отрицательными моментами формирования и изменения культуры и образа жизни населяющих ее народов – это важнейшая составляющая патриотического воспитания подрастающего поколения.

Нравственные чувства, в том числе и любовь к Родине, не насаждаются насильно на основе словесного воздействия. Они исходят из тех сложностей жизни, в которых приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Главная задача в предметной подготовке будущего учителя – раскрыть перед обучающимися широкое поле выборов, которые часто не открываются самими молодыми людьми из-за ограниченности жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры. При этом преподаватель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует избегать только слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за обучающимися право на самостоятельное принятие решения [28].

Преподаватель, понимающий, что патриотизм – это нравственное чувство, стремится образно и ярко подавать материал. Подбирая в качестве примеров поступки людей, вызывающие уважение, любовь, благодарность, он активизирует эмоциональную память студентов, то есть подключает один из психолого-педагогических механизмов – стимулирование эмоционального переживания и насыщения, т. е. механизм, направленный на формирование положительных эмоций, а затем и на способность к переживанию того или иного явления. Донося то, что ценность личности и ее масштаб определяются вкладом в свою страну и ее людей, преподаватель обращает внимание обучающихся именно на такие исторические личности, которые оставили глубокий след в истории России. Каждый исторический факт, каждая историческая личность, получившие эмоциональный отклик у студентов, закладываются в сознание, шаг за шагом составляя представление о гражданах-патриотах, и ставят задачу на смысл: «А с кем я?», «Что лично я могу сделать для своей страны прямо сейчас?».

Эффективная реализация воспитательного потенциала предметной подготовки будущего учителя требует от преподавателя:

  • наличия его собственной ценностной позиции и создания нравственно-мотивирующей образовательной среды;
  • структурирования содержания дисциплины с ориентацией на воспитательный результат;
  • проектирования форм взаимодействия;
  • выбора методических средств;
  • творческого управления учебным процессом.

Обучение в вузе совпадает с возрастом становления человека, с тем временем, в течение которого его мировоззрение может измениться. Поэтому столь важно воспитательное мастерство преподавателя, многоаспектное умение воздействовать на ум, чувства и волю студентов. Такое мастерство предполагает знание психолого-педагогических закономерностей вузовского воспитательного процесса; знание особенностей юношеского возраста; знание процесса изменения и развития качеств личности студента в зависимости от тех или иных условий, используемых методов и приемов воспитательного воздействия и взаимодействия. Нужны педагогические умения, такие как:

  • анализировать и оценивать педагогические ситуации;
  • изучать студента в отдельности и коллектив в целом;
  • планировать воспитательную работу;
  • организовывать студентов;
  • воздействовать на студентов словом, убеждать;
  • точно выражать свои чувства и отношение к излагаемой мысли голосом, мимикой, жестом.

По мере овладения этими умениями в работе преподавателя появляется естественность, являющаяся важнейшим признаком педагогического мастерства.

Содержательные компоненты воспитывающих ситуаций могут реализовываться на семинарских (практических) занятиях с использованием интерактивных форм обучения, презентаций, подготовленных студентами, с показом отрывков документальных и художественных фильмов. Например, при изучении темы зарождения фашизма и немецко-фашистского оккупационного режима можно использовать отрывки документального фильма режиссера М. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.), режиссера Алексея Панкова «Освенцим – фабрика смерти» (2005 г.); при изучении темы «Начало Великой Отечественной войны» – отрывки художественного фильма режиссера А. Столпера «Живые и мертвые» (1962 г.) и т. д. Наиболее предпочтительной формой организации семинарских (практических) занятий выступает дискуссия, которая требует от студентов серьезной подготовки, дает им возможность высказать свою точку зрения, требует умения отстаивать собственную позицию, слышать аргументы других и т. д. От преподавателя требуется умение обеспечить культуру дискуссии.

Исследователи проводят огромную работу по сбору, обработке и введению в научный оборот материалов устной истории, личных и семейных архивов. Этому вопросу до недавнего времени не уделялось должного внимания, между тем объем и потенциал важной исторической информации, аккумулированной в этих источниках, огромен. Собрать и обработать этот материал профессиональным историкам самостоятельно не под силу, поэтому к этой работе надо привлекать студентов. Например, на кафедре всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета в начале 2000-х годов сложилась хорошая педагогическая традиция, которая продолжается по сегодняшний день, привлечения студентов к проведению интервью у своих родственников, переживших Великую Отечественную войну на фронте, в тылу взрослыми, подростками и детьми, к сбору и обработке информации семейных архивов, касающихся того времени.

Студенты-историки активно привлекаются к сбору устной истории, к работе с семейными архивами в рамках исторического клуба «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне» и клуба «Сохранение исторической памяти о Холокосте». Ежегодно для студентов проводится межвузовский конкурс на лучшее «Интервью о солдате войны» (под солдатами войны понимаются все, кто пережил эту страшную войну во взрослом или в детском возрасте), а с 2022 г. – всероссийский конкурс. В этом конкурсе принимают участие все студенты 4-го курса исторического факультета Оренбургского государственного педагогического университета, которые проходят тему войны, и студенты других курсов; а в 2022 году, когда он стал всероссийским, в нем принимали участие студенты 1-х курсов учебных заведений Москвы, Воронежа, Костромы и других городов, Смоленской военной академии.

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ студентов исторического факультета формулируются так, чтобы научить их работать не только с опубликованными источниками и документами архивов, но и с материалами, собранными методом устной истории [29], и личными архивами.

Большая работа сегодня проводится студентами и преподавателями по сбору информации о повседневной жизни фронтовиков, тружеников тыла, подростков и детей войны, но, к сожалению, с каждым годом их становится все меньше и меньше, поэтому в последние годы берем воспоминания лишь у детей войны. Весь этот собранный богатейший материал по договоренности с Объединенным государственным архивом Оренбургской области (ОГАОО) передается на хранение, чтобы будущие поколения узнавали о Великой Отечественной войне из первых уст, что очень важно. Информация из семейных архивов и рассказы респондентов о личном и семейном опыте позволяют использовать в научных исследованиях те сведения, которые не отложились в архивных документах. Без этой информации невозможно считать полным представление о Великой Отечественной войне, о людях, ее переживших. Привлечение студентов-историков к работе методом устной истории и изучению семейных архивов помимо своего научного и познавательного значения имеет еще и практический смысл. Работа с семейными архивами позволяет сформировать у студентов целый ряд важных профессиональных компетенций, таких как способность к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, толерантное восприятие социальных и культурных различий, умение определять и осознавать место человека в историческом процессе, и содержит в себе мощный воспитательный потенциал.

Отметим, что традиции передачи нравственного опыта поколений фактически утрачены. В этих условиях интервью, сбор и обработка данных семейных архивов становятся важной задачей не только для более глубокого проникновения в суть исторического прошлого России, но и для сохранения истончающихся связей между поколениями, для более полного понимания гражданами истории своей страны. Работа с семейными архивами открывает конкретную историческую эпоху с точки зрения духовного и нравственного развития ее современников. Она учит понимать и уважать историю страны и народа, принимать ее такой, какая она была, не наклеивая ярлыков и не стыдясь признавать ошибки.

Интервью и сбор информации по истории семьи не только помогают студентам приобретать и совершенствовать навыки исследователей, но и являются крайне полезными для нравственного развития их личности. Личный опыт работы в этом направлении показал безусловный нравственный рост студентов, бравших интервью у своих родственников и участвовавших в работе с семейными архивами, повышение их учебной мотивации и усовершенствование профессиональных навыков как будущих историков.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что воспитательный потенциал предметной подготовки будущего учителя включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный компонент (знания о нравственности, ценностях и пр.);
  • мотивационно-ценностный компонент (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России);
  • коммуникативный компонент (диалог преподаватель – студент);
  • поведенческий компонент (профессионально-нравственные качества будущего учителя – милосердие, эмпатийность, способность к диалоговому мышлению, верность, профессиональный долг, гуманность, ответственность, справедливость, сострадание, вера, отзывчивость, альтруизм, совестливость, честность, любовь к детям, доброта, искренность, свобода, доверие, патриотизм, обязательность, профессиональная честь и достоинство, педагогическая ответственность, требовательность к себе, добросовестное отношение к делу).
×

About the authors

Arthur M. Allagulov

Orenburg State Pedagogical University

Email: art_hist@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-5490-6818
ResearcherId: AAB-8432-2020

Doc. Ped. Sci., Professor, Head of Pedagogy and Sociology Department

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

Ravilya R. Khisamutdinova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: hisamutdinova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-3546-0683
ResearcherId: ABF-5586-2021

Doc. Hist. Sci., Professor, Head of the Department of General History and Methods of Teaching History and Social Studies

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

References

  1. Allagulov A.M. Razvitiye vospitatel’nogo ideala v otechestvennoy pedagogike v kontekste sovremennykh problem vospitaniya detey i molodezhi [Development of the educational ideal in domestic pedagogy in the context of modern problems of raising children and youth]. Prostranstvo i vremya v dialoge pedagogicheskikh kul’tur: intersub”yektivnost’ istoriko-pedagogicheskogo ponimaniya: Sbornik nauchnykh trudov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii – XXKhIV sessii Nauchnogo soveta po problemam istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki pri otdelenii filosofii obrazovaniya i teoreticheskoy pedagogiki Rossiyskoy akademii obrazovaniya / Pod red. chlena-korr. RAO, d.p.n., prof. M.V. Boguslavskogo; d.p.n., prof., prof. RAO S.V. Kulikovoy; d.p.n., prof. T.I. Shukshinoy. Volgograd: Red.-izd. tsentr VGAPO, 2021. Pр. 231–235.
  2. Alexandrova V.G. Dialog kul’tur i dukhovnaya traditsiya gumannoy pedagogiki [Dialogue of cultures and spiritual tradition of humane pedagogy]. Voprosy gumanitarnykh nauk. 2019. No. 3 (102). Рр. 109–111.
  3. Belyaeva V.A., Paneva I.V. Patrioticheskoye vospitaniye studentov v obrazovatel’nom protsesse po fizicheskoy kul’ture v gumanitarnom vuze [Patriotic education of students in the educational process of physical culture at a humanitarian university]. Professionalizm pedagoga: sushchnost’, soderzhaniye, perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 130-letiyu so dnya rozhdeniya A.S. Makarenko: v 2 ch., Moskva, 15–16 marta 2018 g. / Pod red. E.I. Artamonovoy. Ch. 1. Moscow: Nekommercheskoye partnerstvo «Mezhdunarodnaya akademiya nauk pedagogicheskogo obrazovaniya» Publ., 2018. Pр. 287–291.
  4. Abraukhova V.V., Vlasova T.I. Vospitatel’noye mediaprostranstvo vuzov: dukhovnyye riski i vyzovy [Educational media space of universities: spiritual risks and challenges]. Bogosluzhebnyye praktiki i kul’tovyye iskusstva v sovremennom mire: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Krasnodar, 09–12 noyabrya 2020 g. T. 2, vyp. 4. Krasnodar: Publishing House «Magarin Oleg Grigorievich», 2020. Pр. 219–234.
  5. Nikandrov N.D. Vospitaniye v sovremennoy Rossii: vliyaniye informatsionnoy sredy, sotsializatsii i kul’tury [Education in modern Russia: the influence of the information environment, socialization and culture]. Pedagogika. 2022. Vol. 86. No. 12. Pр. 5–24.
  6. Variativnaya model’ i sotsial’no-pedagogicheskiye tekhnologii formirovaniya tsennostnykh oriyentatsiy detey posredstvom programmirovaniya vospitaniya v obrazovatel’nykh organizatsiyakh. Yu.B. Berlyand, E.N. Bolotnikova, T.S. Borisova [i dr.] [Variable model and socio-pedagogical technologies for the formation of value orientations of children through programming education in educational organizations. Yu.B. Berlyand, E.N. Bolotnikova, T.S. Borisova [etc.]]. Moscow: Institut izucheniya detstva, sem’i i vospitaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya Publ., 2022. 356 p.
  7. Vostrikov A.O., Belozertsev E.P. Vospitatel’nyy aspekt prepodavaniya fiziki v vysshey shkole [Educational aspect of teaching physics in higher education]. Teoriya i praktika sovremennogo vospitaniya i obucheniya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Voronezh, 06 aprelya 2023 g. Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet Publ., 2023. Pр. 392–396.
  8. Makeeva S.G. Sozdaniye edinogo dukhovno-nravstvennogo prostranstva sovremennogo obrazovaniya [Creation of a single spiritual and moral space of modern education]. Muzykal’naya kul’tura i obrazovaniye: Innovatsionnyye puti razvitiya: materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Yaroslavl’, 06 aprelya 2023 g. / Pod nauch. red. S.A. Tomchuk. Yaroslavl: Yaroslavskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. K.D. Ushinskogo, 2023. Pp. 15–19.
  9. Menshikov V.M. Znacheniye dukhovno-nravstvennogo vospitaniya v preodolenii krizisa sovremennogo obrazovaniya: teologo-istoricheskiy analiz [The importance of spiritual and moral education in overcoming the crisis of modern education: theological and historical analysis]. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye. 2023. No. 4. Pр. 7–25.
  10. Metlik I.V., Klemyashova E.M. Rossiyskiye bazovyye tsennosti v vospitanii shkol’nikov: k razrabotke primernoy rabochey programmy vospitaniya v shkole [Russian basic values in the education of schoolchildren: towards the development of an exemplary working program of education at school]. Aktual’nyye problemy psikhologii i pedagogiki v sovremennom obrazovanii: sbornik nauchnykh statey VI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Yaroslavl’, 16 maya 2022 g. / Pod nauch. red. E.V. Karpovoy. Yaroslavl – Minsk: Yaroslavskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. K.D. Ushinskogo, 2022. Рр. 112–117.
  11. Vospitatel’naya deyatel’nost’ v vuze: sovremennyye podkhody. V.T. Anan’ina, E.A. Aleshina, A.A. Belov [i dr.] [Educational activities at the university: modern approaches. V.T. Ananina, E.A. Aleshina, A.A. Belov [etc.]]. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii, Ural’skiy federal’nyy universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El’tsina. Ekaterinburg: Izd-vo Ural’skogo universiteta, 2022. 344 p.
  12. Vishnevsky Yu.R., Shapko V.T. Sotsiologiya molodezhi – o molodezhi, dlya molodezhi [Sociology of youth – about youth, for youth]. Aktual’nyye problemy sotsiologii molodezhi, kul’tury, obrazovaniya i upravleniya: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii pamyati professora V.T. Shapko, Ekaterinburg, 28 fevralya 2014 g. / Pod obshch. red. Yu.R. Vishnevskogo; Red. kollegiya: L.N. Bannikova, Yu.R. Vishnevskiy, O.I. Rebrin, L.N. Boronina, I.I. Sholina. T. I. Yekaterinburg: Ural’skiy federal’nyy universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El’tsina, 2014. Рр. 5–9.
  13. Kovshov R.V., Shevelev A.N. Krizisy otechestvennogo shkol’nogo vospitaniya: istoriya i sovremennost’: monografiya [Crises of domestic school education: history and modernity: monograph]. St. Petersburg: Lyubavich Publ., 2016. 356 p.
  14. Dewey J. Experience and Education. New York, copyright 1938 by Kappa Delta, Macmillan Publishing Company, 1963. P. 20.
  15. Parlato G. Giovanni Gentile: From the Risorgimento to Fascism. Trans. Stefano Maranzana. TELOS 133 (Winter 2005). Pp. 75–94.
  16. Dmitrieva N.A. Russkoye neokantianstvo: «Marburg» v Rossii. Istoriko-filosofskiye ocherki [Russian neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Historical and philosophical essays]. Moscow: ROSSPEN Publ., 2007. Pр. 78–106.
  17. Archard D. Should We Teach Patriotism? Studies in Philosophy and Education. 1999. No. 18 (3). Pр. 157–173.
  18. Chernyshova E.L., Ivanov D.V., Roshchupkina E.I. Sotsial’no-psikhologicheskoye issledovaniye tsennostnykh oriyentatsiy uchashcheysya molodezhi [Socio-psychological study of value orientations of students]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki. 2022. Vol. 19. No. 1. Pp. 125–140.
  19. Teplova E.F. Pokoleniye al’fa i kak ego uchit’ [Generation alpha and how to teach it]. Nachal’naya shkola. 2023. No. 3. Pp. 33–38.
  20. Analiticheskiy otchet «Itogi monitoringa tsennostnykh oriyentatsiy sovremennoy molodezhi 2022». Kachestvennyy etap. Institut vospitaniya RAO [Analytical report “Results of monitoring the value orientations of modern youth 2022.” Qualitative stage. Institute of Education RAO]. https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/upload/iblock/db4/umllv3pw3v9qcdxcizgjdmaac7r7as14/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82% D1%83%D1%82%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F% 20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D1% 80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% B4%D0%B5%D0%B6%D0%B8%202022%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0% B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20.pdf (accessed September 29, 2023).
  21. Portret sovremennogo shkol’nika: chto pokazal opros instituta vospitaniya [Portrait of a modern schoolchild: what a survey of the Institute of Education showed]. https://institute of education.rf/press-center/stati-i-pamyatki/portret-sovremennogo-shkolnika/ (accessed September 29, 2023).
  22. Istoricheskaya pamyat’ naseleniya Rossii (materialy «kruglogo stola» v Rossiyskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii 20 noyabrya 2001 g.) [Historical memory of the population of Russia (materials of the “round table” at the Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation on November 20, 2001)]. Otechestvennaya istoriya. 2002. No. 3. Pp. 194–202.
  23. Materialy VII s”yezda Rossiyskogo Soyuza rektorov [Materials of the VII Congress of the Russian Union of Rectors]. Moscow, 2002. 134 p.
  24. Rosina N.L., Rosina M.A. Kontseptsiya prepodavaniya istorii Rossii v vuze: ot proyekta k realizatsii [The concept of teaching Russian history at university: from project to implementation]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2023. Vol. 332. No. 5. P. 147.
  25. Khalyavin N.V. Neskol’ko slov o problemakh prepodavaniya istorii v vysshey shkole (iz opyta prepodavatelya otechestvennoy istorii) [A few words about the problems of teaching history in higher education (from the experience of a teacher of national history)]. Istoriko-kul’turnoye naslediye slavyanskikh narodov Kamsko-Vyatskogo regiona. 2015. No. 1. Pр. 154–158.
  26. Kokoulin V.G., Mikhalin V.A. Otechestvennaya istoriya i vospitaniye patriotizma [Domestic history and education of patriotism]. Gumanitarnyye problemy voyennogo dela. 2014. No. 1. Pр. 175–177.
  27. Ilyin E.V. Voyennaya tematika v uchebnom kurse «Otechestvennaya istoriya» (opyt prepodavaniya istorii na khimicheskom fakul’tete SPbGU) [Military topics in the training course “National History” (experience of teaching history at the Faculty of Chemistry of St. Petersburg State University)]. 2012 god – god istorii v Rossii. Aktual’nyye problemy izucheniya i prepodavaniya istorii v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh. St. Petersburg: Skifia-print Publ., 2014. Рp. 84–88.
  28. Rosina N.A. Gumanizatsiya vuzovskogo obrazovaniya: integratsiya lichnostnykh i predmetnykh izmeneniy [Humanization of university education: integration of personal and subject changes]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2007. No. 6. Pр. 46–48.
  29. Shcheglova T.K. Ustnaya istoriya: ucheb. posobiye [Methods of oral history Oral history: a textbook]. Barnaul: AltGPA Publ., 2011. Рр. 43–47.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Allagulov A.M., Khisamutdinova R.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies