Communicative abilities of high school students from the perspective of ecopsychological types of agent-environment interactions

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to an empirical study of the communicative abilities of high school students in the context of ecopsychological types of agent-environment interactions. The relevance of this topic is explained by the need to develop in high school students the ability for dialogic communication in joint activities. Ecopsychological typology of agent-environment interactions and types of personality orientation in communication were used as theoretical premises. The study was conducted on 85 students in the 10th and 11th grades of Vladimir (30 boys and 55 girls) using the “Personality Orientation in Communication” method. The results obtained from this sample show that in 92.6% of cases the communicative abilities of high school students represent monological types of personality orientation. While the dialogic orientation, corresponding to the agent-generating and agent-joint types of interactions, is presented in only 7.4% of cases. The majority of high school students (56.9%) showed an average level of development of such communicative ability as personality orientation in communication. High school students are most likely to have a subjective position in communication. It is expressed in the desire to use communication to manipulate others (manipulative type of orientation), which corresponds to the agent-object type of communicative interactions. At the same time, a significant portion of high school students are characterized by a desire to take an objective position in communication, submitting to the opinions of others (conformal orientation), which corresponds to the agent-subject type of communicative interactions.

Full Text

Введение

Несмотря на многочисленные исследования, проблема развития коммуникативных способностей у старшеклассников не теряет актуальности. Это вызвано как социальными, так и психологическими проблемами.

В социальном плане это объясняется тем, что от современных выпускников школы все чаще требуются не только знания, соответствующие ЕГЭ, но также умение и способность к совместной групповой работе, как теперь говорят – «к работе в команде». А это становится возможным только с таким развитием коммуникативных способностей, которое позволяло бы вести конструктивный диалог в условиях совместной учебной и профессиональной деятельности [1–3 и др.]. Как показывает А.С. Литвинова, умение вести конструктивный диалог выражается в способности «слушать и слышать другого» и даже изменять свою точку зрения в ходе диалога, а не только «выступать самому» [3 и др.].

При этом следует заметить, что понятие «диалог» имеет разные смысловые значения [4; 5]. В частности, Т.А. Топольская [6] на основе анализа более 30 публикаций, посвященных определению самого понятия «диалог», выделяет «6 основных способов его понимания как межличностного взаимодействия: «диалог как форма речевого взаимодействия; диалог как совместный мыслительный процесс; диалог как совместная деятельность собеседников по преодолению противоречий между ними; диалог как общение на уровне действительных мотивов деятельности; диалог как общение, основанное на личностном характере отношений; диалог как экзистенциальное событие, встреча» [6, с. 72]. Учитывая многозначность понятия «диалог», в данном случае мы будем понимать под диалогом совместную «деятельность собеседников по преодолению противоречий между ними» и «общение на уровне действительных мотивов деятельности» [там же]. При таком понимании диалог представляет собой процесс, в котором участники (субъекты) совместной деятельности должны подчинять свои действия и общение общим мотивам этой деятельности и, если потребуется, уметь преодолеть возникающие противоречия с другими участниками этой деятельности. Это означает, что старшеклассники должны проявлять коммуникативную активность не только воздействуя на собеседника (субъектная позиция). Они также должны уметь менять свою субъектную позицию, подчиняясь аргументам собеседника и его воздействиям (объектная позиция).

Обзор литературы

В психологическом плане проблемность изучения коммуникативных способностей вызвана тем, что для их обозначения используются разные термины и понятия: коммуникативные знания, умения и навыки [3], коммуникативная культура [7], коммуникативная компетентность [3; 8; 9 и др.], коммуникативная успешность [1], коммуникативные способности [10; 11]. В каждом из указанных исследований в качестве предмета изучения выделяются разные виды коммуникативных способностей. Приведем некоторые примеры.

Так, Г.М. Андреева [12] определяет коммуникативные умения в виде комплекса осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать знания для понимания и преобразования действительности.

На комплексный характер коммуникативного развития указывали в своих работах И.С. Кон [13], А.В. Мудрик [14] и др. исследователи, Коммуникативные навыки, как считают эти авторы, включают в себя потребность и желание общения с собеседником, способность слышать его и сопереживать ему, владение такими способами общения, которые позволяют совместно находить оптимальное решение возникающих вопросов, и т.д.

А.С. Литвинова [3, с. 8] рассматривает формирование коммуникативной компетентности у старшеклассников как процесс «развития у них познавательной направленности, готовности к межличностному взаимодействию, ориентации на самореализацию и дальнейшее личностное и профессиональное становление».

Л.Ю. Комлик и И.Г. Колосова [2, с. 45] полагают, что «сущность коммуникативной компетентности можно представить как способность и готовность вступать в различного рода контакты для решения коммуникативных задач». В качестве важнейших компонентов коммуникативной компетентности старшеклассников эти авторы выделяют самоконтроль в общении, общительность и коммуникативную толерантность.

Путем обобщения разных точек зрения ранее нами было показано [10], что в общем виде под коммуникативными способностями следует понимать такие индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают эффективные взаимодействия и взаимопонимание между людьми при выполнении совместной деятельности и в ситуациях продуктивного диалогического общения.

Общей особенностью коммуникативных способностей современных старшеклассников на сегодняшний день является уход от общения с реальными, живыми людьми, которое все более подменяется общением с виртуальными собеседниками в социальных сетях с помощью мобильных телефонов, компьютеров и тому подобных технических устройств [15–17 и др.]. При этом, как показывает в своей статье А. Жичкина [18], «невидимость собеседника в виртуальной коммуникации приводит к тому, что образ другого в виртуальной коммуникации начинает определяться не столько чертами другого, сколько особенностями субъекта восприятия – образ другого начинает строиться по аналогии с образом себя». В связи с этим на первый план выходят личностные качества старшеклассников, оказывающие влияние на их способность вести конструктивный диалог, а именно способствующие субъект-субъектному диалогу в разных ситуациях, включая умение слышать собеседника, принимать его точку зрения (объектная позиция в общении) или отстаивать свою (субъектная позиция в общении).

В то же время необходимо отметить, что реальные ситуации общения могут характеризоваться не только субъект-субъектными типами коммуникативного взаимодействия, но также и субъект-субъектными и объект-субъектным типами взаимодействия с собеседниками [10]. Поэтому изучение готовности старшеклассников к диалогическому общению следует рассматривать в контексте разных типов коммуникативных взаимодействий.

Исходя из этого в качестве теоретической предпосылки для описания коммуникативных способностей старшеклассников нами была выбрана экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий, которая может применяться к анализу разных видов коммуникативных взаимодействий в системе отношений «индивид – среда (или ее субъекты)» [17; 19–21]. Согласно этой типологии в системе взаимодействий «индивид – среда и/или представляющие ее субъекты» выделяются шесть базовых типов коммуникативных взаимодействий, которые выглядят следующим образом:

  • объект-объектный тип коммуникативного взаимодействия имеет формальный характер, когда каждый из собеседников не проявляет интереса к другому и желания с ним общаться;
  • при объект-субъектном типе коммуникативного взаимодействия один из собеседников подчиняется воздействию со стороны другого, принимая объектную позицию в общении;
  • при субъект-объектном типе коммуникативного взаимодействия, напротив, субъект общения активно воздействует на собеседника, вынуждая его занять объектную, подчиненную позицию;
  • для субъект-обособленного типа характерно взаимно активное коммуникативное воздействие собеседников друг на друга в виде бескомпромиссного конфликта, вплоть до агрессии;
  • субъект-совместный тип коммуникативных взаимодействий характерен для диалогического общения, когда его участники уже образовали группового субъекта совместного действия;
  • субъект-порождающий тип коммуникативных взаимодействий возникает на этапе развития группового субъекта совместного действия, когда его участники еще только пытаются найти «общий язык» для выполнения этого действия.

Нетрудно заметить, что необходимым условием для диалогического общения в данном случае будет выступать способность старшеклассников к субъект-порождающему и субъект-совместному типам коммуникативных взаимодействий. Для этого у них должна быть сформирована прежде всего личностная готовность и желание взаимодействовать с партнером по общению.

Для оценки данного аспекта коммуникативных взаимодействий мы воспользовались видами направленности личности в общении, разработанными С.Л. Братченко и представленными в его методике «Направленность личности в общении» [4; 22].

Исходя из этого цель данной статьи заключалась в эмпирическом исследовании направленности личности в общении у старшеклассников в контексте экопсихологических типов субъект-средовых взаимодействий.

Материалы и методы

Исследование проводилось с помощью опросной методики «Направленность личности в общении (НЛО)», разработанной С.Л. Братченко по принципу незаконченных предложений [4; 22]. Она позволяет выделить шесть основных видов направленности личности в общении: диалогическая, авторитарная, манипулятивная, альтероцентристская, конформная и индифферентная. Причем, как полагает С.Л. Братченко [22, с. 13], «наиболее монологизированной является авторитарная НЛО, но и остальные четыре также можно считать более близкими к «монологическому полюсу», т. к. все они ориентированы лишь на одного субъекта общения – или себя, или другого».

Эта методика состоит из 20 вопросов, представляющих разные ситуации общения.

Для каждой ситуации респонденту предлагается выбрать только один из пяти вариантов ответа, наиболее соответствующий его общению с друзьями и знакомыми. Если ни один из вариантов ответа респондента не устраивает, ему предлагается написать свой ответ под номером 6.

Исследование было проведено на учащихся 10-х и 11-х классов г. Владимира в количестве 85 человек (30 юношей и 55 девушек). Исследование проводилось офлайн.

При сравнении полученных результатов был использован критерий хи-квадрат.

Результаты исследования

Распределение ответов старшеклассников по видам направленности личности в общении в соотношении с типами коммуникативных (субъект-средовых) взаимодействий представлено на гистограмме (см. рисунок). На вертикальной оси суммарно по всей выборке (n=85) обозначена частотность ответов старшеклассников. На горизонтальной оси отмечены виды направленности личности в общении:

  • И – индифферентная направленность личности в общении;
  • АЛ – альтероцентристская направленность личности в общении;
  • К – конформная направленность личности в общении;
  • М – манипулятивная направленность личности в общении;
  • АВ – авторитарная направленность личности в общении;
  • Д – диалогическая направленность личности в общении.

 

Распределение ответов старшеклассников по видам направленности личности в общении в соотношении с типами коммуникативных (субъект-средовых) взаимодействий

 

Под каждым обозначением видов направленности личности в общении представлен соответствующий экопсихологический тип взаимодействия: объект-объектный – об-об; объект-субъектный – об-суб; субъект-объектный – суб-об; субъект-порождающий – суб-пор; субъект-совместный – суб-совм.

Из гистограммы видно, что наиболее часто ответы старшеклассников представляют манипулятивную направленность личности в общении – 383 выбора (22,5 %). Для этого вида общения характерно (здесь и далее согласно С.Л. Братченко [4, 22]) отношение к собеседнику как средству и объекту манипуляций и использование его в своих целях, что соответствует субъект-объектному типу взаимодействия в общении с собеседником.

Второе место по количеству ответов занимает конформная направленность личности – 344 выбора (20,2 %). В этой ситуации общения старшеклассник проявляет готовность подчиниться силе или авторитету собеседника, отказаться от своей точки зрения, принять отношение к себе как объекту, подражать другим и т. п., что явно соответствует объект-субъектному типу взаимодействия.

Третье место по количеству ответов занимает альтероцентристская направленность личности в общении – 310 ответов (18,2 %). Данный вид направленности проявляется в добровольной центрации на собеседнике, в стремлении удовлетворить его потребности, способствовать его развитию, причем независимо от того, насколько он понимает тебя. С одной стороны, это соответствует субъект-объектному типу взаимодействия, что выражается в активном «стремлении удовлетворить потребности собеседника, способствовать его развитию». С другой стороны, это соответствует объект-субъектному типу взаимодействия, так как речь идет о добровольном подчинении себя интересам другого.

На четвертом месте находится индифферентная направленность личности в общении – 297 ответов (17,5 %), которая характеризуется отсутствием направленности на личностные коммуникативные установки, вследствие чего общение игнорируется, не имеет цены, что соответствует объект-объектному типу взаимодействий с другим человеком.

Пятое место по количеству ответов занимает авторитарная направленность личности в общении – 241 ответ (14,2 %). Данный вид направленности выражается в стремлении доминировать в общении и подчинять себе других, что соответствует субъект-объектному типу взаимодействий. Вместе с тем для этого вида направленности характерна также ригидность и ориентация на штампы и стереотипы коммуникативного поведения, что соответствует объект-объектному типу взаимодействий.

Наконец, последнее место в рейтинге направленности личности старшеклассников в общении занимает диалогическая направленность – 125 ответов (7,4 %). Этот вид направленности основан на уважении и доверии друг к другу, на стремлении к взаимопониманию, сотрудничеству и взаимному развитию, что соответствует субъект-порождающему и субъект-совместному типам взаимодействия.

Обсуждение и заключение

Представленный в описании результатов анализ видов направленности личности (по С.Л. Братченко) с позиции экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий (по В.И. Панову) позволяет распределить эти виды направленности личности по уровням коммуникативного развития (низкий, средний, высокий).

На низкий уровень указывает индифферентный вид направленности личности в общении, так как вследствие объект-объектного типа коммуникативного взаимодействия он исключает возможность диалогического общения. Напомним, что он представлен в 22,5 % ответов старшеклассников.

На высокий уровень коммуникативного развития старшеклассников указывает, конечно, диалогический тип направленности их личности в общении, так как для него необходимы субъект-порождающий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий. Мы полагаем, что помимо этого на высокий уровень коммуникативного развития указывает также альтероцентристский вид направленности личности, так как это предполагает гибкое использование как субъект-объектного, так и объект-субъектного типов коммуникативных взаимодействий. Соответственно, суммарно этот уровень коммуникативного развития старшеклассников представлен 25,6 % ответов.

Остальные три вида направленности личности в общении (конформный, авторитарный, манипулятивный) следует оценивать как средний уровень коммуникативного развития старшеклассников, так как они соответствуют явно монологическим формам общения. В суммарном виде этот уровень представлен 56,9 % ответов старшеклассников. Применение статистического метода хи-квадрата показывает, что средний уровень коммуникативного развития старшеклассников отличается в данном случае от высокого и низкого уровней с достоверностью р<0,0001.

Для сравнения, такой же достоверностью характеризуются данные о коммуникативном развитии старшеклассников (n=140), полученные Л.Ю. Комлик и И.Г. Колосовой (2018). Используя методику самоконтроля в общении М. Снайдера, они установили, что низкий уровень коммуникативного развития показали 15,7 % старшеклассников, средний уровень – 61,42 % и высокий уровень – 22,85 %.

Эмпирические результаты, полученные на данной выборке, показывают, что в 92,6 % случаев коммуникативные способности старшеклассников представляют монологические виды направленности личности, в то время как диалогическая направленность представлена в коммуникативных способностях старшеклассников всего в 7,4 % случаев.

В итоге полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

  1. Для большей части старшеклассников характерен средний уровень развития такой коммуникативной способности, как направленность личности в общении (56,9 % ответов). Низкий уровень развития этой способности характеризуется 17,5 % ответов, а высокий уровень развития – 25,6 % ответов старшеклассников.
  2. В наибольшей мере у старшеклассников представлена субъектная позиция в общении. Она выражается в стремлении использовать общение для манипулирования другими (манипулятивной вид направленности), что соответствует субъект-объектному типу коммуникативных взаимодействий. В то же время для значительной части старшеклассников характерно желание занять объектную позицию в общении, подчиняясь мнению других (конформная направленность), что соответствует объект-субъектному типу коммуникативных взаимодействий.
  3. С сожалением следует отметить, что способность к диалогическим типам коммуникативных взаимодействий (субъект-порождающим и субъект-совместным) представлены у старшеклассников минимально, всего в 7,4 % случаев.

Таким образом, несмотря на активное использование современных технических средств (интернет, социальные сети и т. п.), способность к диалогическому общению у старшеклассников остается на низком уровне, что требует специального внимания к развитию этой способности.

В практическом отношении проведенное исследование еще раз показывает необходимость дополнительных усилий к развитию у старшеклассников способностей к диалогическим формам общения, когда используются субъект-порождающий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий.

В перспективе предполагается продолжить изучение коммуникативного развития старшеклассников, используя в качестве показателя другие коммуникативные способности и, соответственно, другие методики.

×

About the authors

Eleonora V. Lidskaya

Psychological Institute of Russian Academy of Education

Author for correspondence.
Email: elidskaya@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0239-1960
SPIN-code: 8716-0806
Scopus Author ID: 57221053504
ResearcherId: AAF-9399-2021

Junior Researcher, Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics

Russian Federation, 9, building 4, Mokhovaya street, Moscow, 125009

References

  1. Gaponova N.A. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka kak odno iz uslovij formirovaniya kommunikativnoj uspeshnosti starsheklassnika [Psychological and pedagogical support as one of the conditions for the formation of communicative success of a high school student]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. No. 3 (43). Pp. 100–104. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka-kak-odno-iz-usloviy-formirovaniya-kommunikativnoy-uspeshnosti-starsheklassnika (accessed August 02, 2023).
  2. Komlik L.Yu., Kolosova I.G. Osobennosti kommunikativnoj kompetentnosti starsheklassnikov [Features of communicative competence of high school students]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018. No. 3 (192). Pp. 45–49. doi: 10.23951/1609-624X-2018-3-45-49
  3. Litvinova A.S. Formirovanie osnov kommunikativnoj kompetentnosti starsheklassnikov v obrazovatel’noj srede sovremennoj shkoly: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of the basics of communicative competence of high school students in the educational environment of a modern school: Abstract of thesis cand. of ped. sci]. Moscow, 2013. 26 p.
  4. Bratchenko S.L. Diagnostika lichnostno-razvivayushchegosya potenciala: Metod. posobie dlya shkol’nyh psihologov [Diagnostics of personality-developing potential: Method. handbook for school psychologists]. Pskov, 1997. 68 p.
  5. Bratchenko S.L. Lichnost’, Obshchenie, Dialog [Personality, Communication, Dialogue]. http://hpsy.ru/public/x2895.htm (accessed June 12, 2023).
  6. Topol’skaya T.A. O ponyatii «dialog» v psihologicheskih issledovaniyah obshcheniya i konsul’tativnoj praktike [On the concept of “dialogue” in psychological studies of communication and advisory practice]. Konsul’tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2011. Vol. 19. No. 4. Pp. 69–90.
  7. Ovsejchik O.N. Formirovanie kommunikativnoj kul’tury starsheklassnikov v pedagogicheskoj sisteme obshcheobrazovatel’noj shkoly: dis. kand. ped. nauk [Formation of the communicative culture of high school students in the pedagogical system of a comprehensive school: thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2002. 146 р.
  8. Asadchih V.Yu. Upravlenie processom formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti starsheklassnikov: dis. kand. ped. nauk [Managing the process of developing communicative competence of high school students: thesis cand. of ped. sci.]. Kursk, 2009. 218 р.
  9. Kurilova S.Yu. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti starsheklassnikov v uchebnoj proektnoj deyatel’nosti: dis. kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of high school students in educational project activities: thesis cand. of ped. sci.]. Vladikavkaz, 2011. 224 р.
  10. Lidskaya E.V. Kommunikativnye sposobnosti starsheklassnikov v kontekste sub»ekt-sredovyh vzaimodejstvij [Communicative abilities of high school students in the context of subject-environment interactions]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya. 2019. No. 1 (25). Pp. 82–94.
  11. Pankratova I.A. Osobennosti vzaimosvyazi kommunikativnyh sposobnostej i motivacii dostizheniya u podrostkov [Features of the relationship between communication abilities and achievement motivation in adolescents]. Internet-zhurnal «Mir nauki». 2017. Vol. 5. No. 5. https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (accessed June 12, 2019).
  12. Andreeva G.M. Social’naya psihologiya [Social psychology]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2010. 363 p.
  13. Kon I.S. Psihologiya rannej yunosti: Kn. dlya uchitelya [Psychology of early youth: A book for a teacher]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1989. 255 p.
  14. Mudrik A.V. Obshchenie kak faktor vospitaniya shkol’nikov [Communication as a factor in the education of schoolchildren]. Moscow: Pedagogika Publ., 1984. 112 p.
  15. Vojskunskij A.E. Social’naya percepciya v social’nyh setyah [Social perception in social networks]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2014. No. 2. Pp. 90–104.
  16. Kiryuhina D.V. Obshchenie podrostkov v seti Internet: granicy normativnosti [Communication of teenagers on the Internet: boundaries of normativity]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2021. Vol. 10. No. 3. Pр. 40–47. doi: 10.17759/jmfp.2021100304
  17. Panov V.I., Patrakov E.V. Cifrovizaciya informacionnoj sredy: riski, predstavleniya, vzaimodejstviya: monografiya [Digitalization of the information environment: risks, ideas, interactions: monograph]. Moscow: Psihologicheskij institut RAO; Kursk: Universitetskaya kniga Publ., 2020. 199 p.
  18. Zhichkina A. Social’no-psihologicheskie aspekty obshcheniya v Internete [Social and psychological aspects of communication on the Internet]. http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (accessed May 15, 2023).
  19. Panov V.I., Lidskaya E.V. Tipy kommunikativnyh (sub»ekt-sredovyh) vzaimodejstvij starsheklassnikov v obrazovatel’noj, semejnoj i druzheskoj sredah [Types of communicative (agent-environment) interactions of high school students in educational, family and friendly environments]. Mir psihologii. 2023. No. 2 (113). Pp. 268–280. doi: 10.51944/20738528_2023_2_198
  20. Panov V.I. Analysis of Ecopsychological Types of Interaction in System “Learner-Teacher”. Psychology and Education – ICPE 2017 / ed. by S.B. Malykh, E.V. Nikulchev. Vol. 33. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy, 2017. Pр. 282–289. doi: 10.15405/epsbs.2017.12.28 21.
  21. Panov V.I., Plaksina I.V. Analysis of Ecopsychological Types of Interaction in System “Learner-Teacher” [Analysis of Ecopsychological Types of Interaction in the “Learner-Teacher” System]. Psychology and Education – ICPE 2017 / ed. by S.B. Malykh, E.V. Nikulchev. Vol. 33. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy, 2017. Pp. 282–289. doi: 10.15405/epsbs.2017.12.28
  22. Bratchenko S.L. Razvitie u studentov napravlennosti na dialogicheskoe obshchenie v usloviyah gruppovoj formy obucheniya: Avtoref. dis. kand. ps. nauk [The development of students’ focus on dialogic communication in the conditions of a group form of education: Abstract of thesis cand. of ps. sci.]. Leningrad, 1987. 16 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Distribution of responses of high school students by type of personality orientation in communication in relation to types of communicative (subject-environment) interactions

Download (64KB)

Copyright (c) 2023 Lidskaya E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.