The development of a teenagers creative activity in the conditions of a pedagogical interaction


Cite item

Abstract

In article the teoretiko-practical analysis of a problem of development of creative activity of teenagers in pedagogical interaction is carried out: basic concepts of a research (creativity, creative activity, development, pedagogical interaction) are revealed, the characteristic of age psychology and pedagogical features of the teenager in aspect of creative activity is given, stages of creative activity of teenagers from positions of requirements of new educational standards are revealed, the technology of development of creative activity of teenagers at geometry lessons is proved.The main stages of creative activity of teenagers and form of activity characteristic of these stages are analyzed. Change of forms of joint activity is investigated, beginning from the pedagogical control and imitative action characteristic of the first stage, to the joint activity characteristic of the second stage and before the self-induced independent activity characteristic of the third stage.The program of creative tasks in which the general principles and features of individual development of school students and also possibilities of educational process at geometry lessons keeping this development are considered is developed.The provision that the solution of the problem of development of creative activity of teenagers in educational process at lessons of geometry is possible, through productive to the creative nature of creative activity is confirmed.

Full Text

Введение Творчество рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как способ создания нового, уникального, нестандартного, имеющего субъективную и объективную новизну. В аспекте образовательной деятельности особое значение приобретает субъективная новизна творчества, для которой характерна деятельность школьника, заново создающего образовательные продукты в ситуации творческой деятельности. В аспекте нашего исследования особенно важно рассмотрение творчества как процесса творческого преобразования объектов познавательной деятельности подростков в ходе изучения геометрии. Согласно требованиям новых образовательных стандартов творчество (креативность) является обязательным условием продуктивной образовательной деятельности обучающихся. В ходе экспериментальной работы для нас была актуальной опора на идеи И.Я. Лернера, рассматривающего возможность творчества обучающихся только при условии их включения в опыт творческой деятельности. Данная позиция согласуется с мнением исследователей, разработчиков современных образовательных стандартов, в контексте которого особое внимание обращается наряду с формированием базовых знаний, умений, навыков и компетенций на практическое включение обучающихся в собственно творческий процесс, предполагающий создание новых образовательных продуктов, новых способов деятельности, конструирование индивидуальных креативных образовательных маршрутов. Для нашего исследования значимой является позиция ученых, определяющих педагогическое взаимодействие как важнейший фактор продуктивного творческого развития подростков, возрастные, индивидуально-психологические особенности которых наиболее сензитивны для решения данной проблемы. В этом аспекте современный подросток является именно тем субъектом, который открыт для всего нового, живет и действует в постоянно меняющемся информационном пространстве, предъявляет качественно новые требования к содержанию образования, к креативным способам получения навыков и компетенций, социально значимых для его будущей профессиональной ориентации. Обзор литературы Теоретический анализ работ исследователей данной проблемы приводит к выводу, что творчество является важнейшим средством развития личности, в структуре которой реализуются и преобразуются ее основные компоненты: мотивы и потребности, базовые инструментальные ценности, направленность личности, ее способности и возможности. Изначально данная человеку природой творческая способность к конструктивному изменению себя и окружающего мира позволяет учителю создавать адекватные методы, формы, средства, педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса. Теоретический анализ и опыт экспериментальной деятельности позволили сделать вывод о том, что развитие творческой деятельности и активности подростков наиболее продуктивно происходит в процессе педагогического взаимодействия; при этом необходимо уточнить следующие дефиниции: творческая деятельность, активность, творческая активность, педагогическое взаимодействие. Выделим определение, данное Г.С. Альтшулером [2], согласно которому творчество определяется постановкой авторских задач, оценкой ситуации, выбором различных способов выполнения действий, возможностью не соблюдать заданную последовательность, способностью видоизменять форму и характер полученной информации, менять оценку и само задание. Для настоящей работы, посвященной развитию творческой активности учащихся 7-8-х классов, мы считаем актуальным мнение исследователя [11], который рассматривает активность подростка как многоаспектное явление, включающее следующие компоненты: творческий, эмоциональный, волевой, личностный, интегративно взаимодействующие в определенном контексте, так как: во-первых, собственная творческая активность личности детерминирована ее внутренним состоянием. Подросток в этом процессе выступает как творец соб- ственной деятельности, определяющий ее цель, пути и способы достижения; во-вторых, творческая активность ученика стимулируется взрослым. Подросток настолько глубоко усваивает содержание, данное взрослым, что оно, взаимодействуя с его прошлым опытом, превращается в его личное достояние, существенно изменив свою форму. Материалы и методы Период подросткового возраста наиболее сензитивен для развития творческой активности. Внеситуативная активность, творческое воображение и мышление, рефлексивные действия являются резервами ее развития. В нашем исследовании большое значение имеет трактовка сущности творческой активности как функциональное проявление личности в деятельности, предполагающее наличие совокупности свойств, которые отражают процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, а с другой стороны, как характеристика включенности в творческую деятельность [1, 3, 6]. Таким образом, творческая активность подростка рассматривается как интегральное свойство личности, которое характеризуется высоким уровнем активности, отношения к деятельности и включенности в творческий процесс. В контексте новых требований ФГОС в этом качестве она включает в себя комплекс личностных образований, таких как самостоятельность, настойчивость, мотивационные новообразования, а также наличие общеучебных умений и знаний, универсальных учебных действий (УУД), способствующих успешному достижению целей творческой деятельности. Данное определение принимается нами в качестве рабочего и указывает на создание таких механизмов, которые представляют условия для развития активности подростка. В философских и психологических концепциях закономерности развития личности обучающихся рассматриваются как поступательное количественно- качественное изменение деятельности, сознания, психических процессов, характеризующих особенности творческой активности как ведущей характеристики подростка [8]. В педагогике сущность развития личности рассматривается как качественное изменение деятельности, в которой она выступает как субъект. Эти изменения происходят за счет изменения целей, задач, предметных действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также позиции самого учащегося, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным. В ходе опытно-экспериментальной работы нами была подтверждена позиция уче- ных о том, что в процессе творческого развития школьника создаются условия для пе- рехода обучения в продуктивное творческое развитие; при этом важнейшим условием этого перехода является система взаимодействия педагога и подростка [4, 9]. Педагогическое взаимодействие в российской педагогической науке трактуется как развивающий процесс, происходящий между взрослыми и детьми в ходе учебно- воспитательной работы во времени, в конкретных институтах социума [12]. Доказано, что процессы непрерывного образования и развития творческого потенциала личности находятся во взаимодействии [10, 12]. Логично предположить, что педагогическая деятельность может способствовать развитию творческой активности учащихся только тогда, когда она обеспечивает и организует педагогический процесс в выбранном направлении, поддерживает взаимосвязь творческой деятельности с такими видами деятельности, как коммуникативная, проективная, игровая. Согласно современному ФГОС, целесообразность включения взаимодействия в творчество обусловлено самой сущностью творческого процесса и понимается как целенаправленный процесс педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит овладение подростками новыми знаниями и умениями, универсальными учебными действиями, способами самостоятельного творческого поведения. Процесс передачи и усвоения знаний, приобретения опыта творческой деятельности, универсальных учебных действий зависит от атмосферы сотрудничества и взаимопонимания участников этого процесса. На каждом этапе развития творческой активности подростков в изучении геомет- рии происходит последовательная смена форм совместной деятельности: личностная включенность педагога и учеников в диалог (обсуждение темы) с целью эмоционально- го заражения, установки на творческое восприятие темы, что обеспечивает активность, непосредственность восприятия, педагогический контроль над освоением навыков, - на первом этапе; совместная деятельность, направленная на развитие собственных форм творческой активности обучающихся, на освоение опыта работы на плоскости, в объеме и в пространстве, - на втором этапе; обогащение опыта оригинальными технологиями, приемами, обеспечивающими управление собственной творческой активностью уча- щихся, - на третьем этапе. Другими словами, смена форм совместной деятельности происходит от педагогического контроля и подражательного действия, характерных для первого этапа, к совместной деятельности, характерной для второго этапа, и к самопобуждаемой самостоятельной деятельности, характерной для третьего этапа. В отличие от многих знакомых нам форм пассивного восприятия геометрических форм подростки в совместной деятельности с учителем высокой педагогической культуры вовлекаются в среду распахнутых визуальных форм предметно-пространственного окружения, где нет очерченных границ между иллюзорной геометрической поверхностью, пластикой объема, пространственной конструкцией и динамической активностью самого ее созидателя - живого заинтересованного участника, создающего «свой» условный мир. Это первичный «пропедевтический» материал, рождающий исходные импульсы к движению формообразовательной мысли, который может стать эффективным фактором при становлении творческой активности. Результаты исследования При реализации системы педагогического взаимодействия мы определили, что эффективность становления творческой активности зависит от уровня развития ее характеристик, произвели выборку педагогических, психолого-педагогических, психологических критериев. Критериями указанного анализа являлись сформированные у школьников умения, знания и навыки, действия при реализации геометрических средств в творческой деятельности, а также особенности мыслительных процессов, качественно-количественные характеристики которых в дальнейшем подвергались сравнению. На этом этапе педагогического эксперимента применялся комплекс стандартизированных методик, который включает в себя диагностику вербального и невербального мышления, эмоциональной компетентности, методику оценки знаний, умений и навыков, действий в процессе изучения геометрии. С опорой на полученные данные нами была разработана программа творческих задач, в которой учитываются общие принципы и особенности индивидуального развития школьников, а также возможности образовательного процесса на уроках геометрии, поддерживающие это развитие. В процессе составления задач нами учитывался и сам процесс создания творческих продуктов подростков, его результат, а также общие закономерности развития. Поэтому все задачи в программе выстроены по принципу повышения уровня сложности, где общий метод обучения геометрии изначально выражается в формуле «от общего - к частному», от освоения мыслительных операций к их выражению. Формирование учебных задач при переходе к изучению стереометрии основано на трансформации плоскостных характеристик объекта в объемные и наоборот. Плоскостная композиция представляется как наиболее удобное средство поиска геометрической идеи и закономерностей структурной организации формы. Объемно- пространственная композиция продолжает логическое развитие плоскостной идеи и дает наглядное представление о восприятии образа формы в выбранных пространственных условиях. Преобразование объемных изображений в плоскостные позволило в свою очередь сформировать очень важную для развития визуального мышления способность - включать объект в различные контексты, строить развернутые композиции в соответствии с поставленной задачей. На этапе апробации программы в образовательных учреждениях были определены ее достоинства и устранены некоторые недостатки. Выделены следующие виды творческих задач: задачи, способствующие соединению теоретических знаний с технологией их применения на практике. В таких задачах условия сформулированы, но не содержат всех данных, которые нужны для решения; упражнения-тренинги для приобретения и упрочения ранее полученных умений и навыков; задания ТРИЗ, требующие нестандартного подхода к решению творческой задачи и активизации творческого мышления. В целом комплекс учебных задач является примерным, что позволяет педагогу варьировать количество занятий, последовательность тем, подбирать литературный, зрительный или музыкальный ряд, а также форму ведения занятий: индивидуальную, коллективную, комплексную, обобщающую. В постановке учебных задач рекомендуется использовать учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, новых средств, навыков, знаний, связанных с формированием активной творческой позиции, являющейся существенным условием развития; при этом учащихся поощряют к исследовательской и творческой деятельности. Мы рекомендуем следующую схему построения занятий: творческое восприятие темы, представленной вербальным, зрительным и аудиальным рядом; демонстрация и пояснение технических приемов, способов выполнения работы; практическая работа учеников с последовательным выходом к самостоятельной деятельности; подведение итога занятия во время просмотра и обсуждения работ - как в конце каждого занятия, так и в конце блока занятий. Остановимся на содержании одной из технологий, используемой в ходе занятий. На первом этапе технологии (стимульно-продуктивном) выявляется исходный уровень творческой активности обучающихся, от которого в сторону зоны ближайшего развития планировалась дальнейшая педагогическая деятельность. На данном этапе в контексте развития чувственно-эмоциональной сферы необходимо научить школьников приемам творческого восприятия. Включение учащихся в процесс творческой деятельности должен происходить при формировании у них навыков эмоционально-образного отражения собственного «Я» в творческих продуктах и при побуждении их к активной самостоятельности. На втором этапе (продуктивном) задачей учителя является такая организация творческой работы подростков, при которой происходит установка норм и правил взаимодействия внутри социальной группы. На этом этапе происходит включение подростков в управляемую педагогом атмосферу творческой свободы, актуализация их творческой активности посредством определяющего мотива, что предполагает включение учителя в демонстрацию приемов изображения. Это обеспечит равные возможности творческого развития учеников и позволит в дальнейшем каждому выйти на свой собственный практический опыт деятельности. На третьем этапе (креативном) формируются собственные мотивационные позиции школьников и индивидуальные способы целесообразного, творческого преобразования окружающей действительности. На этом этапе решается задача закрепления навыков графического изображения условия и процесса решения геометрических задач. Третий этап является важным показателем развития творческой активности учащихся. Повышается уровень владения операциями образного и абстрактно- логического мышления, навыками конструирования и моделирования, которые позволяют учащимся изображать объекты такими, какими они их себе представляют, а в дальнейшем с легкостью решать задачи по стереометрии, правильно изображая объемные тела и тела вращения, лишь прочитав условие задачи и не имея наглядного изображения. Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы опытно подтвердили положение о том, что решение проблемы развития творческой активности подростков в образовательном процессе на уроках геометрии возможно через переход от стимульно-продуктивного через продуктивный к креативному характеру творческой активности. Возможности образовательного процесса в развитии творческой активности подростка определяются в поэтапном приобретении, применении, преобразовании и сохранении умений и знаний, универсальных учебных действий, в обогащении индивидуального опыта учащихся (когнитивный, эмоциональный, социальный опыт); в становлении субъектности подростка в результате смены форм взаимодействия учителя и учащихся (от подражания к самоорганизуемому действию) при творческом использовании геометрических средств (объем, форма и т. д.)
×

About the authors

Marina I. Cheremisina

Orenburg State Pedagogical University

Email: mar.ivan21@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Mathematics and Methodology of Mathematics Teaching Department. 19, Sovetskaya St., Orenburg, Russian Federation, 460014

Victorija V. Pulina

Orenburg State Pedagogical University

Email: pulina_vika@list.ru
Master Student of Mathematics and Methodology of Mathematics Teaching Department 19, Sovetskaya St., Orenburg, Russian Federation, 460014

References

  1. Alexander Schmoelz. Enabling co-creativity through digital storytelling in education [Электронный ресурс] // Thinking Skills and Creativity, Volume 28, June 2018, Pages 1-13. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.02.002
  2. Arlene Egan, Rebecca Maguire, Lauren Christophers, Brendan Rooney. Developing creativity in higher education for 21st century learners [Электронный ресурс] // A protocol for a scoping review International Journal of Educational Research, Volume 82, 2017, Pages 21-27. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2016.12.004
  3. Amanda Sanders. Creative schools: A look at one alternative for the American public school system [Электронный ресурс] // Thinking Skills and Creativity, Volume 19, March 2016, Page 290. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2016.01.003
  4. Bazerman Ch. Writing, Cognition and Affect from the Perspectives Sociocultural and Historical Studies of Writing // V.W. Berninger (ed.) Past, Present and Future Contributions of Cognitive Writing Research to Cognitive Psychology. New York: Psychology Press. P. 63-78.
  5. Erdem Ucar. Local creative culture and corporate innovation Journal of Business Research, Volume 91, October 2018, Pages 60-70 [Электронный ресурс]. - - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2018.05.040
  6. Ingrid Kajzer Mitchell, Jennifer Walinga. The creative imperative: The role of creativity, creative problem solving and insight as key drivers for sustainability [Электронный ресурс] // Journal of Cleaner Production, Volume 140, Part 3, 1 January 2017, Pages 1872-1884. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.09.162
  7. Lars Geer Hammershøj. Creativity in education as a question of cultivating sensuous forces [Электронный ресурс] // Thinking Skills and Creativity, Volume 13, September 2014, Pages 168-182. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2014.05.003
  8. Mark A. Runco, Selcuk Acar, Nur Cayirdag. A closer look at the creativity gap and why students are less creative at school than outside of school [Электронный ресурс] // Thinking Skills and Creativity, Volume 24, June 2017, Pages 242-249. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2017.04.003
  9. Maciej Karwowski, James C. Kaufman, Izabela Lebuda, Grzegorz Szumski, Anna Firkowska- Mankiewicz. Intelligence in childhood and creative achievements in middle-age: The necessary condition approach [Электронный ресурс] // Intelligence, Volume 64, September 2017, Pages 36-44. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.intell.2017.07.001
  10. McComb S.A., Kirkpatrick J.M. Impact of Pedagogical Approaches on Cognitive Complexity and Motivation to Learn: Comparing Nursing and Engineering Undergraduate Students [Электронный ресурс] // Nurs Outlook. Vol. 64. No 1. P. 37-48. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.outlook.2015.10.006
  11. Zivitere M., Riashchenko V., Markina I. Teacher - Pedagogical Creativity and Developer Promoter Procedia [Электронный ресурс] // Social and Behavioral Sciences, Volume 174, 12 February 2015, Pages 4068-4073. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.1156
  12. Patrick Dillon. Creativity, integrativism and a pedagogy of connection [Электронный ресурс] // Thinking Skills and Creativity, Volume 1, Issue 2, November 2006, Pages 69-83. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2006.08.002
  13. Paul Gardiner. Rethinking feedback: Playwriting pedagogy as teaching and learning for creativity Author links open overlay panel Teaching and Teacher Education Volume 65, July 2017, Pages 117-126 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.009
  14. Agnoli S., Runco M.A., Kirsch C., Corazza G.E. The role of motivation in the prediction of creative achievement inside and outside of school environment // Thinking Skills and Creativity, Volume 28, June 2018, Pages 167-176.
  15. Xiaojuan Jia, Weiping Hu, Fengchun Cai, Haihong Wang, Yinghe Chen. The influence of teaching methods on creative problem finding [Электронный ресурс] // Thinking Skills and Creativity, Volume 24, June 2017, Pages 86-94. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2017.02.006
  16. Болдырева И.Н. Творчество и социальная рефлексия как основа раскрытия креативного потенциала личности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. - 2016. - № 7. - С. 80-83.
  17. Витвицкая Л.А., Мирошникова Д.В. Развитие креативности бакалавра в период педагогической практики // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 10 (210). - С. 34-37.
  18. Еремина Л.И., Бибикова Н.В. Педагогические условия формирования креативности обучающихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. - 2017. - № 4 (31). - С. 23-28.
  19. Кунаковская Н.Ю. Триз-задачи: творческое мышление на практике // Артемовские чтения: Мат-лы X Международной научной конференции. Редколл.: Л.В. Лысогорова, С.П. Зубова, Н.И. Вьюнова, Н.Г. Кочетова [и др.]. - 2018. - С. 256-264.
  20. Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю., Стебеняева Т.В., Лазарева Л.Ю. Современные педагогические технологии как инновационный инструментарий повышения эффективности образовательного процесса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 117. - С. 128-140.
  21. Минигареева Д.А. Педагогические условия как средство формирования креативности у будущих специалистов социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 259.
  22. Мухина В. Феноменология научного творчества: самосозидание и самостояние как качества личности, определяющие развитие творческой активности // Развитие личности. - 2016. - № 4. - С. 114-141.
  23. Неясова И.А., Соколова Ю.Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 4 (32). - С. 45-51.
  24. Петухова И.А. Психология творчества: культурно-деятельностный подход // Вестник РГГУ. Сер. Психология. Педагогика. Образование. - 2017. - № 4 (10). - С. 24-39.
  25. Попова Н.В. Творческое взаимодействие педагогов и учащихся в образовательной среде детско-юношеской спортивной школы // Форум молодых ученых. - 2016. - № 2. - С. 81-84.
  26. Родина Е.Н., Лапаева Е.В. Интерактивное обучение как необходимое условие становления инновационного потенциала личности // Учебный эксперимент в образовании. - 2018. - № 3 (87). - С. 8-13.
  27. Семенов И.Н. Обзор направлений российской психологии творчества и одаренности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т. 6. - № 6A. - С. 3-22.
  28. Сергеева М.Г., Соколова Н.Л., Углов В.В., Герасименко Т.Н. Стимулирование творчества студентов в рамках учебной проектной деятельности // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2 (127). - С. 54-61.
  29. Стаценко Е.Р. Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема // Самарский научный вестник. - 2016. - № 3 (16). - С. 194-198.
  30. Тайгуншоева Ф. Творческая деятельность учащихся как проблема психолого-педагогической науки // Вестник Таджикского национального университета. - 2017. - № 3-3. - С. 290-296.
  31. Трусов В.П. Творчество личности и креативность индивидуальности: два аспекта творческой активности // Развитие человека в современном мире: Мат-лы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - 2016. - С. 282-291.
  32. Черкасова И.В. Творчество как основа развития мышления в процессе эвристической организации учебно-познавательной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 1 (29). - С. 85-93.
  33. Чернышева М.В. Формы проведения занятий, способствующие развитию готовности обучающихся к педагогическому взаимодействию // Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. - Челябинск, 2013. - Т. 13. - С. 226-234.
  34. Чулюкин К.С., Баянова Л.Ф. Проблема креативности детей в современной зарубежной психологии развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - № 10 (82). - С. 14-21.
  35. Храпова С.И. Как может развиваться творческое мышление и творческая деятельность учащихся во внешкольной деятельности // Влияние науки на инновационное развитие: Сб. статей Международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.А. Сукиасян. - 2016. - С. 160-162.

Copyright (c) 2018 Cheremisina M.I., Pulina V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies