Organization of creative activities of students: aims, methodology, outcomes



Cite item

Full Text

Abstract

Creative activities of both students of Master’s and Bachelor’s degree programs refers increasingly to scientific creativeness although it is stated that training on Bachelor’s degree program is based on competence and practical-oriented approach carried out towards preparing professional workers required at the labor market rather than researchers. The government’s fostering actions promoting student creative contests are focused on identifying and supporting young talents primarily through all- Russian student Olympiads, which have recently been the most popular statesponsored form of competitions. Nevertheless, within the frames of the Russian educational system students’ creative contests are useful and productive not only to identify and support a limited amount of young talents but to improve the quality of training for much greater number of students. Therefore, the aim of this research is to substantiate that the forms of student creative contests would be more responsive to professional specifics of Bachelor training and perform an increasing range of functions: generating of enthusiasm for learning, developing competition skills and abilities to evaluate the competence level. Moreover, the governmental educational policies should be built upon previously established organizational forms of such contests. It is distinguished that the “Olympic movement” has definite drawbacks, which was evidently proved by the results of the Olympiad conducted for bachelor students of “Advertising and Public Relations” training area. Some all-Russian creative contests for students of media communications, design and adjacent specialties were briefly reviewed. The analysis of almost ten years of the author’s experience of creative activities organization of the students of “Advertising and Public Relations” training area studying at Belgorod University of Cooperation, Economics and Law allows to examine motivation, the forms of student association work, the outcomes of the student participation in various creative contests and to address such issues as the possibility of using contests’ outcomes as an assessment measure for a competence level. The author states the fairness of such evaluation approach. Additionally, the main and the supporting effects of the association’s activities are discovered and the basic methodological approaches to this form of student creativeness promotion are defined. The student creative association, which goal is to participate in all-Russian contests of professional skills is able to face a wide range of educational challenges. Furthermore, the logic of the practically-oriented approach suggests that the initiative in organization of creative contests should belong not to universities but to non-for-profit professional associations.

Full Text

Введение Целью системы высшего образования является обеспечение подготовки высоко- квалифицированных кадров. И вся деятельность высших учебных заведений, ис- пользуемые ими формы организации учебной и внеучебной работы студентов долж- ны быть направлены на ее достижение. Обучающиеся в процессе получения образо- вания готовятся к решению профессиональных задач. Эти аксиомы не всегда лежат в основе определения целей, функций, возможностей, содержания и методики орга- низации тех или иных форм активности студентов, в том числе - в сфере творческо- го развития, что и является научно-педагогической проблемой. Четкое видение воз- можностей организации студенческого творчества в рамках достижения основной цели высшего образования позволит определить направленность, основное содержа- ние этой деятельности, выбрать эффективные формы ее организации, а значит - по- высить эффективность результатов образования. В разрезе рассматриваемой проблематики одной из серьезных проблем в высшем образовании является высокая дифференциация первокурсников по мотивации поступления на конкретное направление подготовки. Обусловлен ли этот выбор желанием абитуриента или его родителей, преобладает стремление полу- чить профессию или же диплом о высшем образовании посредством обучения на бюджетном месте - ответы на эти вопросы непосредственно влияют на образова- тельные результаты. Кроме того, если проходной балл в вуз невысок, то учебные группы очень разнородны по уровню базовых знаний, способностей; в итоге из мо- тивирующих факторов выпадает еще и фактор соревновательности: для того чтобы стать первым среди сокурсников, не нужно выкладываться в полную силу. В учебе как в спорте: на способных студентов такая ситуация оказывает детренирующее воз- действие. А если преподаватель еще и вынужден ориентироваться на более слабых студентов, то развитым и способным становится неинтересно учиться. Конкуренция, соревновательность в студенческой среде является одним из факторов повышения эффективности обучения. Для многих направлений подго- товки бакалавров вариантом решения проблемы сохранения и развития у способных студентов желания учиться является выведение конкуренции в студенческой среде на иной уровень - межвузовский, участие студентов в различного рода конкурсах, как творческих, так и иных, близких к профессиональной направленности. Цель исследования - обосновать, что формы студенческих творческих соревно- ваний должны в большей степени учитывать профессиональную специфику подго- товки бакалавров и выполнять более широкий круг функций: стимулирования инте- реса к обучению, развития умения конкурировать, оценки сформированности компе- тенций, а в государственной образовательной политике необходимо опираться на уже сложившиеся формы организации с участием профессиональных сообществ. Для достижения цели необходимо решить ряд исследовательских задач: выявить доминирующие в научно-образовательной среде подходы к со- держанию и задачам творческой деятельности студентов; рассмотреть и проанализировать наиболее популярные формы всерос- сийских студенческих соревнований; дать описание и провести анализ результатов деятельности студенче- ского творческого объединения, выявить выполняемые им функции. Обзор литературы Хотя различные аспекты творческой деятельности студентов не обойде- ны вниманием научного сообщества, проблематику использования студенче- ского творчества для достижения указанной выше цели нельзя считать доста- точно исследованной. А.Д. Бородай, один из организаторов ежегодного Международного сту- денческого фестиваля рекламы, рассматривает творческие конкурсы в кон- тексте взаимодействия с работодателями и отмечает большую роль профес- сиональных ассоциаций в их проведении [1, с. 99]. Ряд авторов анализируют собственный опыт руководства творческой конкурсной деятельностью студентов в сфере дизайна [2; 3], журналистики [4], инженерно-технических направлений подготовки [5], формулируя и ме- тодические подходы к ее организации. В основном исследователи, отмечая важность творческих соревнований студентов, имеют в виду творчество в научной сфере [6; 7]. Вероятно, такой подход не случаен, так как вузы заинтересованы в том, чтобы бакалавры про- должили обучение уже в качестве магистров [8, с. 121], а те, кто покидает альма-матер, интересуют их меньше. Но, на наш взгляд, характер деятельно- сти многих направлений подготовки бакалавров слабо связан с научно- исследовательской работой, а бакалавр - это все же профессионал, чьи ком- петенции должны отвечать запросам рынка. В качестве организационной формы творческой деятельности чаще опре- деляют научные кружки [9] или олимпиады [10, с. 131; 11; 12; 13, с. 116]. Ряд авторов подчеркивает уникальность системы студенческих исследо- вательских конкурсов и олимпиад в России, отмечает, что «систему студен- ческих профессиональных состязаний как элемент государственной политики поддержки молодых талантов нужно всемерно поддерживать, совершенство- вать и укреплять» [14, с. 28]. Однако ученые Волгоградского государственно- го технического университета указывают на проблемы «олимпийского дви- жения»; их статья интересна для нашего исследования тем, что авторы в кон- тексте развития олимпиадного движения указывают на проблему снижения количества выпускников общеобразовательных школ вследствие демографи- ческого спада и конкуренцию вузов за абитуриентов, ослабляющую «регио- нальную систему профессионального образования» [8, с. 122]. В результате неизбежно усиливается дисбаланс между регионами РФ в возможности полу- чить качественное образование [15, p. 99]. Очень часто в исследованиях творческих соревнований рефреном звучит «выявление талантов» [16, с. 75; 8, с. 122-123], что вполне понятно, так как в сфере организации творческой деятельности вузы ориентируются на утвер- жденную в 2012 г. президентом России «Концепцию общенациональной си- стемы выявления и развития молодых талантов». В документе декларировано в том числе «развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, включая… создание системы интел- лектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессио- нального мастерства) для обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с участием научных ор- ганизаций и бизнес-сообщества» [17], к чему мы и обратимся по итогам нашего исследования. Материалы и методы Анализ научной литературы по проблематике организации творческой дея- тельности студентов позволил выявить наиболее распространенные подходы к содержанию понятия «творческая деятельность студентов» и преимуществен- но культивируемые формы ее организации. Анализ нормативных документов и оценка результатов проведения всероссийских олимпиад по направлению под- готовки «Реклама и связи с общественностью» позволили сделать вывод о сте- пени эффективности данной формы творческой активности. При подготовке статьи в качестве эмпирических материалов использова- ны результаты девятилетнего опыта работы студенческого объединения «Дом Творческой рекламы» АНО ВО «Белгородский университет кооперации, эко- номики и права». Описание практики работы творческого студенческого объединения и ретроспективный анализ достижений дали возможность выявить его пре- имущества в стимулировании интереса к дисциплинам профессионального цикла и формировании профессиональных компетенций. 3. Результаты исследования Анализ научной литературы позволил выявить две основные проблемы (даже можно сказать - концептуальные ошибки) в подходах к организации творческой деятельности студентов. Первая - доминирование отношения к студенческой творческой деятель- ности как научной, а не профессиональной (хотя они отчасти могут пересе- каться); вторая - постановка в качестве основной цели «выявление талантов». В «Регламенте организации и проведения Всероссийской олимпиады студен- тов образовательных организаций высшего образования» цель так и опреде- лена: выявление и дальнейшая государственная поддержка талантливой молодежи, хотя в задачи входит и «повышение качества высшего образования» [18]. Но реализации указанных в «Регламенте» задач мешает уже то, что олимпиада по существу не может стать всероссийской хотя бы потому, что заключительный этап проводится в очной форме. Для направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» этот этап проводится в Красноярске, в СибГУ им. М.Ф. Решетнева. Из размещенной на сайте уни- верситета (хотя и неполной) информации о результатах проведенных олимпиад видно, что в 2016 г. практически все призеры (вероятнее всего, что и участники) - студенты вузов, расположенных за Уральским хребтом, ис- ключением стали студенты из Архангельска [23]; в 2018 г. в числе призеров вошли только четыре команды из европейской части России (Ижевска, Сама- ры, Санкт-Петербурга и Москвы) и двадцать команд - из городов азиатской части России, в том числе шесть команд из Красноярска, которым просто не пришлось ехать в другой город [24]. Задания этой олимпиады не в полной мере соответствуют направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», больше тяготея к направ- лению «Торговое дело» [25]. Еще с конца XX века, когда появилась специальность «Реклама», начали проводиться конкурсы профессиональной направленности для студентов, вы- бравших эту специальность. С 1999 года Московский гуманитарный универ- ситет при поддержке Ассоциации коммуникационных агентств России про- водит Международный студенческий фестиваль рекламы; в 2019 г. он был уже двадцать первым. С 2010 г. функционирует организуемый НИУ ВШЭ и АНО «Лаборатория социальной рекламы» Московский международный фестиваль социальной рекламы и коммуникаций LIME. С 2011 г. Свердловским областным филь- мофондом при поддержке правительства Свердловской области и Министер- ства культуры Свердловской области проводится Открытый фестиваль- конкурс социальной рекламы «Выбери жизнь», который даже имеет призовой фонд в объеме 200 тысяч рублей. С 2012 г. Ассоциация «Международная ака- демия коммуникологии» и Ассоциация коммуникационных агентств России проводят конкурс творческих студенческих работ по социальной рекламе в номинациях «Видеоролик» и «Плакат», который приурочен к ежегодным всероссийским конференциям заведующих кафедр маркетинга, рекламы, свя- зей с общественностью и смежных дисциплин, проводимым в РАНХиГС. Есть и другие конкурсы и фестивали, которые интересны студентам. В то же время некоторые уже прекратили существование: с 2006 по 2012 гг. существовал всероссийский конкурс «Новое пространство России» (г. Санкт-Петербург), с 2011 по 2016 гг. проводился студенческий фестиваль креативной рекламы «Кре- кер» (г. Новосибирск, организатор - Институт рекламы и связи с общественно- стью Новосибирского государственного педагогического университета), с 2010 по 2018 гг. - Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд», ко- торый можно отнести к одним из наиболее «раскрученных» проектов: в сборе творческих работ (видеороликов и плакатов) принимали участие структурные подразделения по делам молодежи региональных органов власти, а награждение призеров проходило в Государственной думе. Количество и состав номинаций от конкурса к конкурсу варьируются (среди названных наиболее полно они представлены на Международном сту- денческом фестивале рекламы «Созвездие Юлы»), но в целом их перечень, а также требования к работам в большей степени отвечают не только ряду компетенций ФГОС, но и задачам, обозначенным в регламенте Всероссий- ской студенческой олимпиады. Очного участия в этих конкурсах не требует- ся, и эти соревнования были и пока остаются стимулом творческой активно- сти студентов направлений подготовки «Реклама и связи с общественно- стью», «Дизайн», «Медиакоммуникации» и ряда других. Но эту активность нужно организовывать и развивать. В целях развития творческого потенциала студентов (в то время - специальности «Реклама» высшего профессионального образования) в ноябре 2010 г. в Белгородском университете кооперации, экономики и права организовано студенческое объединение «Дом Творческой рекламы». По своему характеру объединение можно отнести к неформализованному, нефинансируемому практико- ориентированному клубу творческого развития студентов [19], только не в научно-технической, а в иной сфере. Основное направление его работы - подготовка рекламных видеороликов для участия в молодежных и студенческих конкурсах. Разработка и произ- водство рекламного видео требуют высокой вовлеченности, значительного времени на реализацию проекта, нередко - командной работы, что одновре- менно решает несколько педагогических задач, в том числе - задачу форми- рования универсальных компетенций, связанных с разработкой проектов и умением работать в команде (УК-2 и УК-3). Руководитель (преподаватель) выступает в роли консультанта и организато- ра. Продукт творческой деятельности на 90 % - это ролики социальной видеоре- кламы, поэтому можно говорить и о решении воспитательных задач (формиро- вание социальной ответственности). Но, конечно, основным образовательным результатом является формирование профессиональных компетенций. За прошедшие девять лет можно выделить несколько этапов в развитии творческого объединения. Первый этап характеризовался тем, что участниками объединения были студенты старших курсов, которые уже имели профессиональные знания и начинали изучать дисциплины, связанные с видеопроизводством. Подго- товка работ проводилась как в процессе аудиторных занятий, так и во внеучебное время, когда были свободны аудитории с необходимым оборудованием и программным обеспечением. Работы готовились и направлялись на конкурсы всех уровней - от городских до всероссийских (в том числе имею- щих статус международных). Одним из результатов работы творческого объединения стало повышение интереса к дисциплинам профессионального цикла и формирование умения разработки и реализации учебных проектов в рамках двух дисциплин - «Раз- работка и технологии производства рекламной продукции» и «Практикум по производству видеорекламы». В качестве основного стимула использова- лось получение экзаменационной оценки по дисциплинам. Высокая оценка жюри того или иного конкурса (призовое место) рассматривалась как объек- тивная, независимая оценка и как эквивалент высокой оценки преподавателя («хорошо» или «отлично» в зависимости от уровня конкурса и занятого ме- ста). На этом этапе нередко проявлялся эффект, отмеченный Иванной Шуби- ной и Атиком Кулакли [20, p. 99], когда те, для кого четверка была пределом мечтаний, создавали достаточно креативные видеоролики. Достижения появились достаточно быстро: если до организации «Дома Творческой рекламы», в 2008-2009 и 2009-2010 учебных годах, студенты- рекламисты занимали по три-четыре призовых места на конкурсах по ви- деорекламе (без учета городских конкурсов), то в 2010-2011 и 2011-2012 гг. количество призеров увеличилось более чем вдвое, до восьми, причем рас- пределение «областные - всероссийские» стало равным. Выросло и общее количество конкурсантов за счет тех студентов, которые не были участника- ми «Дома Творческой рекламы». Примечательно, что призовые места полу- чали и получают работы, которые являются для студентов первыми или вто- рыми в учебной деятельности. На втором этапе объединение приобрело кросс-уровневый характер: к ра- боте подключились студенты старшего курса специальности «Реклама» сред- него профессионального образования, основные формы работы не измени- лись. В 2012-2013 и 2013-2014 учебных годах общее количество призеров упало до трех (и вплоть до 2015-2016 учебного года сохранялось на уровне двух-трех), хотя количество участников конкурсов и создаваемых работ про- должало расти. Сокращение произошло за счет количества дипломантов на областном белгородском фестивале рекламы и дизайна. Поскольку без внимания и наград жюри белгородского конкурса остались ролики- победители и призеры ряда всероссийских конкурсов (III Всероссийского студенческого конкурса на лучший ролик социальной рекламы, XVII Между- народного студенческого фестиваля рекламы, Всероссийского студенческого молодежного фестиваля рекламных и PR-проектов «Крекер») и одновремен- но можно было наблюдать, какие ролики становятся победителями в Белго- роде, то в 2016 г. Белгородский фестиваль рекламы и дизайна был исключен из перечня конкурсов, рекомендованных к участию. С 2016-2017 учебного года начался новый этап деятельности «Дома Творческой рекламы»: во-первых, к участию стали активно привлекаться студенты младших курсов, которым пришлось осваивать азы видеопроизвод- ства исключительно в рамках работы творческого объединения и самостоя- тельно, во-вторых, усилия были сосредоточены на всероссийских конкурсах. Кросс-курсовой и кросс-уровневый характер творческого объединения обу- словил сложности использования групповой формы занятий, так как у каж- дой группы свое учебное расписание. Поэтому центр тяжести был перенесен на индивидуальные занятия, как от преподавателя, так и от студентов потре- бовалось существенно большее взаимодействие во внеучебное время. Но вы- росла и результативность: количество призеров всероссийских конкурсов увеличилось с двух (2015-2016 учебный год) до четырех (2016-2017 учебный год), при этом половину дипломов заработали новички. В отличие от старше- курсников у них доминирует другой стимул к участию: победа на всероссий- ском творческом студенческом конкурсе. После паузы 2017-2018 учебного года, в 2018-2019 учебном году студенты - участники «Дома Творческой ре- кламы» завоевали два первых места на всероссийских конкурсах. Измерение эффектов в гуманитарной и социальной сфере обычно пред- ставляет большую проблему, чем в точных науках. Поэтому все количествен- ные результаты описанного опыта работы творческого объединения оценить сложно. Но по крайней мере к ним можно отнести долю студентов, побежда- ющих во всероссийских творческих конкурсах по видеорекламе, от количе- ства обучающихся в БУКЭП по профильным направлениям. За рассмотрен- ный девятилетний период эта доля возросла примерно в два раза: вначале наблюдался рост количества победителей и призеров конкурсов в абсолют- ных цифрах, затем он прекратился, но относительный рост продолжился (проявляется тенденция снижения количества обучающихся). Если в первые два года работы творческого объединения было от 4 до 7 % призеров всерос- сийских конкурсов (от количества обучающихся), то в настоящее время пока- затель увеличился до 10 %. Отметим, что участие студентов в творческих конкурсах профессиональ- ной направленности способствует самореализации, повышает их самооценку, а процесс подготовки творческих работ (который нередко носит командный характер) является одним из средств формирования компетенций, предусмот- ренных ФГОС, что отмечается практическими всеми исследователями про- блематики творческих конкурсов. В работе студенческого объединения удалось избежать личностно- психологических проблем, отмеченных В.А. Штерензон [5, с. 70]. Что же ка- сается посещения занятий, то в данном случае наблюдается противополож- ный эффект: участие в подготовке творческих работ на конкурсы хотя и тре- бует времени, но повышает интерес к дисциплинам профессионального цик- ла, а сами конкурсы эффективно помогают студентам проводить «сравнение личного позиционирования себя и своих способностей в социуме с внешней оценкой, носящей соревновательный характер» и выступают «движущей си- лой, побуждающей студента к оптимизации своей деятельности в вузе» [21, с. 125]. То есть посещаемость аудиторных занятий участниками творческого объединения не падает, что сдерживает общую тенденцию снижения посеща- емости, так как эти студенты выступают в роли лидеров, показывают поло- жительный пример другим. У тех, кто участвует в конкурсах, «существенно возрастает интерес… к учебной дисциплине, позитивным становится воспри- ятие предметного содержания, что, безусловно, приводит к повышению каче- ства учебной деятельности и к устойчивой положительной динамике резуль- татов освоения образовательной программы» [22, с. 255]. Также творческие конкурсы выполняют оценочную функцию. Их итоги подводит жюри, в которое входят компетентные в соответствующей сфере лю- ди. Хотя оцениваемые аспекты созданного произведения могут частично отли- чаться от принятых в обучении, но в то же время нельзя отрицать их большей приближенности к оценкам, применяемым в профессиональной деятельности. К тому же наличие нескольких оценивающих повышает объективность оценки. Поэтому, как было отмечено выше, она выступает в роли эквивалента оценки по учебной дисциплине. Призовое место на всероссийском конкурсе выступает в роли верхней планки в оценочной шкале аттестации по творческим дисципли- нам. В отсутствие такой планки преподаватель фактически руководствуется принципами таблицы оценок ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System), согласно которой студенты по результатам успеваемости делятся на пять групп. При отсутствии конкурентной среды, как было сказано выше, луч- шим студентам гарантирована высокая оценка, реально не соответствующая сформировавшимся у них знаниям и умениям. Соответственно автоматически снижаются критерии оценок для других групп студентов. На наш взгляд, в ситуациях, когда в студенческих группах наблюдается от- сутствие конкурентной среды, обусловленное высокой степенью стратификации студентов по уровню базовых знаний, способностей и мотивации к обучению, этот эффект работы творческого объединения наиболее ценен. Не «выявление и поддержка молодых талантов», а поддержание интереса к учебе части студен- тов и использование их в качестве референтной группы для большинства долж- но являться основной задачей, которая, в свою очередь, направлена на достиже- ние цели повышения качества подготовки профессионалов. И, наконец, призовые места и победы на конкурсах всероссийского уров- ня имеют большее значение для студентов и вуза в целом, поскольку они яв- ляются информационным поводом для местных и региональных средств мас- совой информации. Это способствует продвижению как будущего бакалавра на рынке, так и вуза на рынке образовательных услуг, демонстрируя качество подготовки специалистов. Обсуждение и заключение В настоящее время понятие «творческая деятельность студентов», когда речь идет не о воспитательном процессе, а о процессе профессионального обучения, чаще рассматривается в контексте научной деятельности. Вузы за- интересованы именно в такой трактовке и в развитии этой стороны активно- сти студентов, которая предполагает, что выпускник-бакалавр продолжит обучение в магистратуре. Это не в полной мере отвечает практико- ориентированному подходу к обучению бакалавров. Государственная образо- вательная политика по отношению к творческой активности студентов боль- ше направлена на «выявление и поддержку талантливой молодежи», а в каче- стве одной из основных форм такого выявления выдвинуты всероссийские студенческие олимпиады по направлениям подготовки. На примере Всерос- сийской студенческой олимпиады по рекламе и связям с общественностью эффективность такого мероприятия подвергнута сомнению: форма участия, содержание далеко не в полной мере направлены на развитие творческих профессиональных умений студентов или выявление талантов. Государству стоило бы обратить внимание на существующие, доказавшие свою жизнеспособность творческие конкурсы, участие в организации которых принимают профессиональные сообщества. В первую очередь не на «выявле- ние и поддержку» десятков, пусть сотен «молодых талантов» должны быть направлены усилия государства, а на стимулирование участия в организации и проведении студенческих конкурсов работодателей и их профессиональных объединений, на формирование конкурентной среды в процессе получения профессионального образования. Такой подход принесет больше пользы и высшему образованию, и развитию страны в целом. Организация в вузе творческого студенческого объединения, целью которого является подготовка проектов на всероссийские конкурсы профессиональной направленности, дает возможность не только развить и реализовать творческие способности, но и создать условия для такого развития в конкурентной среде, стимулирует интерес к дисциплинам профессионального цикла, способствует формированию более объективной шкалы оценки важных компонентов профессиональных компетенций, повышает эффективность обучения бакалавров в целом.
×

About the authors

Dmitry A. Trischenko

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

Email: trishchenkoda@yandex.ru
Cand. Philos. Sci., Associate Professor of the of Commerce and Advertising Department. 116a, Sadovaya str., Belgorod, 308023, Russian Federation

References

  1. Бородай А.Д. Взаимодействие вузов с работодателями в подготовке кадров для рекламной индустрии // Высшее образование в России. - 2012. - № 6. - С. 95-100.
  2. Дымова С.С. Конкурсы как критерий эффективности работы высшего учебного заведения // Бизнес и дизайн ревю. - 2017. - Т. 1. № 2 (6) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://obe.ru/journal/vypusk-2017-g-2-6-iyun/dymova-s-skonkursy-kak-kriterij-effektivnosti-raboty-vysshego-uchebnogo-zavedeniya/ (дата обращения: 14.12.2019).
  3. Стаценко Е.Р. Проектные студии в вузе как средство формирования творческих компетенций у студентов-бакалавров в процессе инновационного обучения // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - С. 352-354.
  4. Лукашевич Е.В., Семилет Т.А., Фотиева И.В., Кулинкина Т.Ю. Творческий конкурс как проективный опыт формирования профессиональных компетенций студентов- журналистов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4 (71). - С. 173-174.
  5. Штерензон В.А. Профессиональные конкурсы и олимпиады как инновационная форма САПР-компетентностной подготовки бакалавров // Преподаватель XXI век. - 2017. - № 4-1. - С. 65-78.
  6. Москвина А.В., Кочемасова Л.А. Конкурс научно-исследовательских и творческих работ как форма самореализации студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого- педагогические науки. - 2019. - № 2 (42). - С. 119-133. doi: 10.17673/vsgtu- pps.2019.2.9.
  7. Szczepinska T., Iwasaki W., Abeel T. The spirit of competition: to win or not to win. PLoS Computational Biology, 2013. No. 9 (12). doi: 10.1371/journal.pcbi.1003413.
  8. Гоник И.Л., Юрова О.В., Текин А.В., Фетисов А.В., Чесноков О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 119-124.
  9. Устюжанинова Е.В. Мотивация студентов к обучению в вузе как к творческой деятельности: постановка проблемы, SWOT-анализ // ГосРег: Государственное регулирование общественных отношений. - 2016. - № 1 (15) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gosreg.amchs.ru/pdffiles/15number/articles15/ Ustyuzhaninova_15.pdf
  10. Николаева Н.А., Ога Р.К. Творческие соревнования студентов как способ развития интересов личности // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 3. - С. 129-133.
  11. Попов А.И. Олимпиадное движение студентов в условиях модернизации профессионального образования // Экопотенциал. - 2016. - № 4 (16). - С. 179-187.
  12. Попов А.И., Пучков Н.П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 6. - С. 65-71.
  13. Холод Н.И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (166). - С. 115-118.
  14. Кошкин В.И., Гордеев А.И., Белоцерковский А.В., Каплунов И.А., Мальцева А.А., Пустовалова Е.Л. О повышении эффективности всероссийских студенческих олимпиад // Высшее образование в России. - 2014. - № 11. - С. 25-30.
  15. Guzakova O.L. The influence of external environment factors on the activity of higher educational establishments in the Russian Federation. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2014. No. 2 (32). 89-102 рр.
  16. Александрова И.Б., Пятко Л.А. Формирование профессиональной компетентности через актуализацию творческого потенциала личности студента // Перспективы науки. - 2017. - № 5 (92). - С. 74-78.
  17. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ (дата обращения: 14.12.2019).
  18. Регламент ВСО // Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/62531/ (дата обращения: 14.12.2019).
  19. Мальцева А.А., Барсукова Н.Е., Клюшникова Е.В. О системе практико-ориентированного научно-технического творчества // Высшее образование в России. - 2017. - № 7 (214). - С. 79-88.
  20. Shubina I., Kulakli A. Pervasive Learning and Technology Usage for Creativity Development in Education. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 2019. Vol. 14. No. 1. 95-109 рр. http:/doi.org/10.3991/ijet.v14i01.9067 (accessed 14.12.2019)
  21. Попов А.И., Пучков Н.П. Балльно-рейтинговая система в условиях реализации компетентностного подхода в обучении // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2016. - № 2 (60). - С. 122-130 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2016/02/13.pdf (дата обращения: 14.12.2019).
  22. Петрухина О.А., Феттер И.В. Особенности педагогического взаимодействия в конкурсной деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2016. - № 1 (17). - С. 252-258 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/28_17_2016.pdf
  23. Результаты участников Всероссийской олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (25-28 апреля 2016 г., Красноярск) в номинации тестирования (закрытые и открытые вопросы) и решения формализованных кейс-заданий (индивидуальное первенство) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gf.sibsau.ru/images/olimp-pr-2016/vso-sibsau-2016-itog.pdf]
  24. Победители командного конкурса Всероссийской студенческой Олимпиады по рекламе и связям с общественностью (финал) и Всероссийского фестиваля «Неделя PR и рекламы на Енисее 2018» («Ярпиар») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gf.sibsau.ru/pr-olimp/7-novosti-fakulteta/795-news-480
  25. Коммуникационный кейс № 1 для команд фестиваля 2019 года. Культурный маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gf.sibsau.ru/ index.php/pr-olimp

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Trischenko D.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies