The change in the level of responsibility in the rehabilitation process of persons suffering from drug addiction


Cite item

Abstract

The study is devoted to the study of changes in the level of responsibility in the process of rehabilitation of people suffering from drug addiction. As research methods used: bibliographic review of foreign and domestic psychological literature, testing, quantitative and qualitative analysis of empirical data. The study was conducted in three stages, which were based on the allocation of the system of organizational and methodological tools and research principles.At the first stage, it was found that drug addicts who are beginning rehabilitation have low rates of responsibility. This is especially true in such areas of life as: the scope of failures in activities, the sphere of family relations, the sphere of interpersonal relations, health, which is primarily due to a lack of understanding of the meaning of responsibility and its role in human life and their own. Drug addicts can not cope with the negative emotions that arise at a time when the activity or situation is quite complex.At the second stage, the author monitored the course of the rehabilitation process and participated in its psychological support. Individual consultations, psychological trainings and group psychotherapy were included in a single process of rehabilitation of drug addicts, which we observed and analyzed for six months.At the third stage, respondents were examined after rehabilitation and found that they have acquired the ability to self-reliance and responsible performance of tasks and assignments.Comparison of the results of the study of responsibility before and after rehabilitation shows that in the process of rehabilitation there are changes in the responsibility of drug addicts. It is revealed that after rehabilitation the respondents significantly changed (increased) indicators of responsibility, which has a positive impact on the formation of attitudes to health in the context of dependent behavior.

Full Text

Введение Проблема наркотизации молодежи настолько распространена в современной России, что возникает высокая необходимость в разработке эффективной систе- мы реабилитации зависимых лиц. Лица, которые начинают лечебные и реабили- тационные мероприятия по решению данной проблемы, ограничивают себя в употреблении, распространении наркотических и психотропных веществ, тем самым снижают потребность в употреблении наркотиков, однако для продолже- ния процесса выздоровления и достижения стойкости результата этого недоста- точно. По нашему мнению, у наркозависимых лиц необходимо развить ответ- ственность. Именно это качество позволяет сменить «детскую» позицию, кото- рую занимает наркозависимый человек по отношению к жизни, на зрелую. Обзор литературы Исследованием проблем формирования здорового образа жизни, совладаю- щего поведения, различных аспектов реабилитации и психокоррекции наркоза- висимого поведения занимались такие ученые, как Е.А. Брюн, И.В. Духанина, В.Г. Москвичёв [1], Н.М. Волобуева [3], Т.А. Сережко [3, 5, 9], Я.В. Иваненко [5], Ю.Б. Шевцова [11], Н.Д. Волков [20], Н.Н. Сатонина [8], Г.В. Старшенбаум [10], J. Bell [12], Dawson & Archer [14], L. Gunzerath [15] и др. Фундаментальных отечественных исследований по психологии ответствен- ности немного. К ним можно отнести монографии К. Муздыбаева [6], С.В. Бы- кова [2], В.П. Преядина [7], Л.И. Дементий [4]. Проблеме ответственности по- священо большое число теоретических и эмпирических исследований в зарубежной психологии. К ней обращались Дж. Роттер [18], П. Брикман [13], Л. Робинс [17], А. Лехнер [16] и др. В частности, при рассмотрении вопроса об ответственности, рассматривае- мого в рамках различных теорий злоупотребления наркотиками, П. Брикман и его коллеги (1982) классифицировали различные теории по четырем ячейкам матрицы «два на два», как показано на рисунке. Четыре ячейки определяются в соответствии с высоким или низким распределением ответственности за про- блему по одной оси и высоким или низким распределением ответственности за решение по другой оси [13]. Таким образом, в «моральной модели» высок уровень самоопределения по обеим осям, в то время как в «медицинской модели», как правило, низкий уровень ответственности индивида за решение (а также обычно за проблему) (Strang, 1992). Компенсационная модель и модель просве- щения предполагают передачу ответственности за решение кому-либо, кроме стороны, виновной в проблеме (Brickman et al., 1982). Лечение наркотической зависимости - это не только лечение заболеваний мозга; речь также идет о реабилитации людей, которые имеют ослабленные социальные связи и личностные дисфункции. В процессе реабилитации особое внимание необходимо обратить на развитие у участников программы ответственности. Именно это качество будет способствовать повышению зрелости личности и осознанности поведения в дальнейшем после реабилитации. В то же время в современной психологической литературе вопрос о роли ответственности в аспекте аддиктивного поведения не нашел своего целостного отражения. Высокий уровень ответственности за свои решения Низкий уровень ответственно- сти за свои проблемы Компенсационная модель Медицинская модель Моральная модель Просветительская модель Высокий уровень ответственно- сти за свои проблемы Низкий уровень ответственности за свои решения Атрибуция ответственности в четырех моделях помощи и совладания. Источник: по материалам Brickman et al. (1982) Материалы и методы исследования Исследование проводилось на базе Благотворительного фонда по формированию здорового образа жизни «Во имя Архангела Гавриила». В процессе исследования мы использовали следующие методы: теоретиче- ский анализ научной литературы по проблеме исследования, эксперимент (кон- статирующее, формирующее, контрольное исследование), методы психодиагностики. В целях статистической обработки данных был использован непарамет- рический критерий оценки значимости Манна - Уитни. Для изучения ответственности и мотивации достижения людей, страдающих зависимостью, мы использовали такие методики, как «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд), «Ответственность как системное качество личности» (П. Прядеин) [7]. Исследование проводилось в три этапа, в основу выделения которых была положена система организационно-методических средств и принципов исследования. На первом этапе исследования мы провели диагностику ответственности людей, страдающих наркозависимостью. В исследовании приняли участие 60 человек в возрасте 17-25 лет. Полученные данные были обработаны, представлены в виде таблиц и проанализированы. В результате проведенного исследования были выявлены исходные особенности ответственности наркозависимых. На втором этапе исследования мы наблюдали за реабилитационным процессом и участвовали в проведении групповой терапии и психологических тренингов, а также индивидуальных консультаций с участниками программы. Данная работа велась на протяжении 4 месяцев с каждым испытуемым. Групповая терапия проводилась в виде шеринга (обмен впечатлениями между участниками), в котором участники могли делиться своим состоянием, актуальными потребностями или решать насущные конфликты в групповом взаимодействии. Шеринг - это особый вид разговора в терапевтических группах. На шеринге, организованном после психодраматического действия или упражнения, принято делиться чувствами и переживаниями, возникшими во время этого действия. На шеринге, проходящем в конце группы, принято делиться тем, что было важно сегодня на группе. Во время шеринга важно придерживаться нескольких классических правил: говорить о себе, а не о других; не давать советов, оценок и интерпретаций другим участникам группы. И несмотря на все правила самое сложное в шеринге - это научиться делиться своими чувствами так, чтобы при этом никак не задевать чувства других. Этому сложно учиться, но этот навык часто оказывается полезным и в обычной жизни. Данный вид занятий проводился два раза в неделю длительность 1,5-2 часа (в зависимости от количества участников в группе). В процессе шеринга участ- ник получает обратную связь о своей работе и устанавливает контакт с группой. Кроме того, участники могут проявлять свои эмоции в ответ на тяжелые пере- живания других, получать в отношении себя подобные отклики, что позволяет им быть в контакте с происходящим и не оставлять незавершенных гештальтов. Главной целью шеринга является целенаправленная, индивидуальная работа с каждым участником по определению зоны ближайшего развития и работа в ней. Тренер должен определить направление беседы, которая даст участникам осо- знание себя, поэтому необходимо выбирать такие методы, которые помогут из- бежать сопротивления и психологических защит. В процессе шеринга возможно применение различных психотерапевтических методов, которые позволят участникам получить новый опыт. Во время шеринга происходит устранение препятствий в развитии участников в виде чувств, переживаний, установок, а также психотерапевтическая работа с проблемой. Таким образом, в процессе шеринга участники тренируются осознавать себя на основе восприятия других и прислушивания к своим переживаниям. Приобретение навыка открыто делиться переживаниями, откликами на переживания других позволяет быть в контакте с собой и реальностью, а также брать ответственность за свои слова и действия в групповом процессе, участвовать в психотерапевтических экспериментах и получать новый опыт (достижения). Психологические тренинги были направлены на самопознание, групповое взаимодействие и работу с эмоциями. Они проводились один раз в неделю про- должительность 1,5-2 часа. По нашему мнению, только понимание себя и своих особенностей поможет найти ресурсы для достижения позитивных результатов деятельности. Понимание себя и своих особенностей, принятие недостатков, желание работать над собой дают возможность добиваться больших результа- тов. Такое осознание повышает уверенность в себе и дает возможность адекват- но оценивать свои возможности. Ориентация на групповое взаимодействие в тренингах позволяет участникам оценить себя и свое поведение в группе, научиться выстраивать конструктивные отношения в окружающими, оценить свой вклад во взаимоотношения и менять свое поведение в зависимости от же- лаемого результата. Обратная связь от других участников позволяет осознать свои особенности поведения и действий, которые мешают выстраиванию кон- структивного межличностного взаимодействия. В тренингах взаимодействия при обсуждениях акцент делался на принятии и осознании личной ответствен- ности и личного вклада в процесс взаимодействия. Результаты такого рода тре- нингов также закреплялись в реабилитационном процессе через участие нарко- зависимых в совместной трудотерапии (каждому участнику дается свое задание, за которое он несет ответственность), выполнении групповых ролей (старший дома, повар и т. д.) и различных видах групповой деятельности. Работа с эмоци- ями в процессе развития ответственности необходима для того, чтобы участники программы могли осознавать, регулировать свои эмоциональные состояния и справляться с ними в процессе реализации какой-либо деятельности. Индивидуальная работа с каждым участником программы проходила раз в неделю. На индивидуальных сессиях решались тревожащие участников программы вопросы. Акцент в работе делался на ресурсную составляющую личности, на достижение результатов и принятие ответственности за свои действия и выбор. На третьем этапе исследования мы выявили изменения, произошедшие в ответственности в процессе реабилитации людей, страдающих наркозависимо- стью (через 6 мес.). Результаты исследования Для изучения особенностей ответственности зависимых лиц мы исполь- зовали такие методики, как методика «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд), методика «Ответственность как системное качество личности» (П. Прядеин). Полученные результаты пред- ставлены в табл. 1 и 2. Общие результаты по методикам исследования пред- ставлены в виде средних значений. В нашей работе в качестве среднего зна- чения выбрана медиана, так как она позволяет выявить типичное значение признака исследуемой выборки. Показатели принятия ответственности в различных сферах Таблица 1 жизнедеятельности наркозависимыми до и после реабилитации Измеряемые параметры Значения (Ме) Значимость различий (Uэмп при р=0,01) До реабилитации После реабилитации Общая интернальность 3 5 290 Интернальность в области достижений 4 7 119,5 Интернальность в области неудач 3 6 171 Интернальность в семейных отношениях 3 5 1162,5 Интернальность в области производ- ственных отношений 5 5 1640 Интернальность в области межличност- ных отношений 3 7,5 151,5 Интернальность в отношении здоровья и болезни 3 4 1040 Для выборки испытуемых до начала реабилитации низкие значения были получены по следующим шкалам: «Шкала общей интернальности» (Ме=3), «Шкала интернальности в области неудач» (Ме=3), «Шкала интернальности в семейных отношениях» (Ме=3), «Шкала интернальности в области меж- личностных отношений» (Ме=3), «Шкала интернальности в отношении к здоровью и болезни» (Ме=3) (см. табл. 1). Полученные данные свидетель- ствуют о следующем: У зависимых людей, начинающих процесс реабилитации, в целом низ- кий уровень субъективного контроля. Они не видят связи между своими дей- ствиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. В связи с этим у них наблюдается повышенная тревожность и обеспокоенность про- исходящим. Они склонны к конформности, нетерпимости к другим и повы- шенной агрессивности. Ответственность за происходящие с ними отрицательные события и си- туации зависимые люди склонны перекладывать на других людей и внешние обстоятельства. Зависимые люди считают не себя, а своих партнеров причиной значи- мых негативных ситуаций, возникающих в их семьях. Зависимые люди склонны перекладывать ответственность за конфликты и неурядицы в межличностных отношениях на других людей или ситуацию. Зависимые люди склонны считать, что болезнь и здоровье являются ре- зультатом случая, и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что зависимые люди, начи- нающие процесс реабилитации, не склонны брать на себя ответственность за большинство ситуаций, происходящих в их жизни. Мы сделали второй замер по методикам, определяющим особенности от- ветственности у лиц, прошедших курс реабилитации (через 6 мес.). У рези- дентов после прохождения реабилитации не обнаружено низких значений ни по одной из шкал методики «Уровень субъективного контроля». Это гово- рит о том, что у обследуемых сформировано умение нести ответственность за свои действия в различных сферах жизнедеятельности. Высокие значения были получены по параметру «Интернальность в области межличностных отношений» (Ме=7,5). То есть респонденты стали способны контролировать процесс межличностного общения и вносить в него коррективы. Они берут ответственность как за благоприятные, так и за неблагоприятные отношения с другими, понимая свою роль в этих процессах и возможность изменить си- туацию при необходимости. Таким образом, можно говорить о том, что после прохождения реабилитации резиденты стали брать на себя ответственность. Для выявления значимых различий в ответственности людей, страдающих наркозависимостью, в процессе реабилитации мы применили непараметриче- ский критерий оценки значимости Манна - Уитни. Значимые различия в принятии интернального локуса контроля зависи- мыми людьми были обнаружены в таких сферах, как интернальность в до- стижениях (Ме=119,5), интернальность в неудачах (Ме=171), интернальность в семейных отношениях (Ме=1162,5), интернальность в межличностных от- ношениях (Ме=151,5), интернальность в отношении здоровья (Ме=1040). По- лученные данные говорят о том, что в отношении этих сфер у испытуемых произошли значительные изменения в ответственности в процессе реабилитации. Зависимые люди, прошедшие реабилитацию, стали принимать ответ- ственность за свои достижения и неудачи, за сложности в семейных и меж- личностных отношениях, за собственное здоровье. Это позволяет им коррек- тировать свое поведение в процессе достижения целей в зависимости от по- лученного результата. Они стали лучше понимать роль своих поступков в собственной жизни. В результате обследования респондентов по методике «Ответственность как системное качество личности» (П. Прядеин) до начала реабилитации можно сделать вывод, что для выборки характерны низкие значения по таким шкалам, как «Динамическая эргичность» (Ме=11), «Когнитивная осмыслен- ность» (Ме=12), «Результативность предметная» (Ме=12), «Эмоциональность стеническая» (Ме=12), «Регуляторная интернальность» (Ме=12). Высокие значения были получены по таким шкалам, как «Динамическая аэргичность» (Ме=29), «Эмоциональность астеническая» (Ме=27), «Регуляторная экстер- нальность» (Ме=28). Данные, полученные при обследовании особенностей ответственности зависимых лиц, начинающих курс реабилитации, позволяют сделать вывод о том, что респонденты не склонны брать на себя ответственность за свою жизнь. Особенно это касается таких сфер жизни, как сфера неудач в деятель- ности, сфера семейных отношений, сфера межличностных отношений, сфера здоровья. Это связано прежде всего с тем, что они не понимают смысла от- ветственности и ее роли в жизни человека и своей собственной, не могут справиться с негативными эмоциями, возникающими в тот момент, когда дея- тельность или ситуация являются достаточно сложными (см. табл. 2). Таблица 2 Показатели ответственности наркозависимых лиц до и после прохождения реабилитации Измеряемые параметры Значения (Ме) Значимость различий (Uэмп при р=0,01) До реабилитации После реабилитации Динамическая эргичность 11 25 59,5 Динамическая аэргичность 29 23 979,5 Мотивация социоцентрическая 16 24 318,5 Мотивация эгоцентрическая 17 18 529,5 Когнитивная осмысленность 12 18,5 464 Когнитивная осведомленность 21 21 1595,5 Результативность предметная 12 25,5 179,5 Результативность субъектная 19 20 1691 Эмоциональность стеническая 12 20 463 Эмоциональность астеническая 27 21 980,5 Регуляторная интернальность 12 25 254 Регуляторная экстернальность 28 23 731 Трудность ответственности 16 17 1408 У большинства испытуемых после прохождения реабилитации (6 мес.) низ- кие значения по параметрам ответственности отсутствуют. Высокие баллы были получены по таким параметрам, как «Динамическая эргичность» (Ме=25), «Ре- зультативность предметная» (Ме=25,5), «Регуляторная интернальность» (Ме=25). Таким образом, после прохождения реабилитации резиденты приобре- ли способность к самостоятельности и ответственному выполнению заданий и поручений. Значимые различия были выявлены в большинстве показателей ответствен- ности наркозависимых людей, прошедших реабилитацию, по сравнению с пока- зателями до ее прохождения. Значимые различия были обнаружены по таким показателям, как динамическая эргичность (Ме=59,5), динамическая аэргич- ность (Ме=979,5), мотивация социоцентрическая (Ме=318,5), когнитивная осмысленность (Ме=464), результативность предметная (Ме=179,5), эмоцио- нальность стеническая (Ме=463), эмоциональность астеническая (Ме=980,5), регуляторная интернальность (Ме=254), регуляторная экстернальность (Ме=731). Полученные данные говорят о том, что в процессе реабилитации про- изошли изменения в структуре ответственности наркозависимых людей, про- шедших реабилитационный процесс, а именно: повысилась активность и желание ответственно выполнять различные ви- ды деятельности; снизился уровень поведенческой пассивности и безынициативности; повысилась социально направленная мотивация к выполнению ответ- ственных поручений, чувство долга и преобладание социальных интересов над личными; повысилось понимание сущности ответственности и ее роли в жизни чело- века; повысилась добросовестность и самоотверженность в выполнении коллек- тивных дел; повысилось проявление положительных эмоций при выполнении ответ- ственных дел; снизилось проявление негативных эмоций при выполнении ответственных поручений; повысилась самостоятельность, самокритичность и независимость при вы- полнении ответственных поручений; снизилась зависимость от других людей и обстоятельств при выполнении деятельности. Таким образом, как мы видим из результатов исследования, в процессе реа- билитации произошли значительные изменения в структуре ответственности наркозависимых людей. Обсуждение и заключение Проблема наркозависимости в нашей стране является очень распространен- ной. Наркозависимый человек в объекте аддикции ищет свой универсальный, односторонний способ выживания и ухода от проблем. Адаптационные способ- ности аддикта нарушены как на психофизиологическом, так и на личностном уровне. Одним из признаков этих нарушений является постоянное ощущение психологического дискомфорта, если объекта зависимости нет рядом. Зависи- мые люди имеют низкую переносимость фрустраций. Чтобы реабилитация зави- симых была максимально эффективной, важно одновременно: устранить физическую зависимость. В условиях стационара очистить организм от продуктов распада ПАВ можно за 5-7 дней. После процедуры детоксикации очищается сознание, улучшается общее самочувствие. В ходе лечения доктора обязательно лечат сопутствующие болезни; убрать психологическую зависимость. Добиться поставленной цели позво- ляют методы терапевтических сообществ, популярная 12-шаговая программа. В доброжелательной обстановке проводятся индивидуальные консультации, поз- воляющие человеку разобраться в самом себе. Также применяются групповые тренинги и терапия. Особое внимание стоит уделить развитию мотивации до- стижения и ответственности; позаботиться о социальной адаптации. Важно научить зависимого контактировать с окружающими людьми, помочь ему наладить отношения с друзьями и родственниками. При сопоставлении данных об уровне ответственности нами были выявлены значимые различия в показателях до и после реабилитации. Это говорит о том, что в процессе реабилитации произошли значительные изменения в структуре ответственности наркозависимых людей, на которую можно опираться при про- ведении работы, направленной на профилактику аддикции. Таким образом, наша гипотеза, состоящая в том, что в процессе реабилита- ции людей, страдающих зависимостью, уровень ответственности повышается, подтвердилась. Можно сделать вывод о том, что ответственность как волевое личностное качество оказывает влияние на формирование отношения к здоро- вью в контексте зависимого поведения, дает человеку готовность к преодолению трудностей, достижению результатов и прогнозированию следствий своей ак- тивности, что положительно сказывается на эффективности реабилитации наркозависимых лиц.
×

About the authors

Tatiana A. Serezhko

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

Email: serezhko@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Humanities, Social and Legal Disciplines Department 116, Sadovaya str., Belgorod, Russia, 308023

Natalia M. Volobueva

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law

Email: nataliavolobueva@yandex.ru
Cand. Psych. Sci., Associate Professor of Humanities, Social and Legal Disciplines Department, psychologist of the rehabilitation center of the Foundation for the formation of a healthy lifestyle "In the name of the Archangel Gabriel" 116, Sadovaya str., Belgorod, Russia, 308023

References

  1. Брюн Е.А., Духанина И.В., Москвичёв В.Г. Реабилитационно-профилактические технологии наркологической помощи // Здравоохранение Российской Федерации. - 2007. - № 4. - С. 16-19.
  2. Быков С.В. Проблемы психологии ответственности личности: Монография / Под ред. д-ра психол. наук, проф. Г.В. Акопова. - Тольятти: ВУиТ, 2004. - 213 с.
  3. Волобуева Н.М., Сережко Т.А. Жизнестойкость и религиозность как ресурсы современного человека в трудных жизненных ситуациях // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология. - 2015. - № 24 (221), вып. 28. - С. 151-158.
  4. Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания: Монография. - Омск: ОмГУ, 2001. - 192 с.
  5. Иваненко Я.В., Сережко Т.А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций молодежи // Управление городом: теория и практика. - Март 2018. - № 1 (28). - С. 95-100.
  6. Муздыбаев К. Психология ответственности. - М.: Либроком, 2010. - 248 с.
  7. Преядин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие.- Екатеринбург, 2001. - 209 с.
  8. Сатонина Н.Н. Социально-психологические аспекты различных видов ответственности в профессиональном поведении // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. - 2005. - № 1. - С. 47-54.
  9. Сережко Т.А. Философия воспитания здорового образа жизни в образовательном пространстве // Педагогическое образование в системе высшей школы: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогическое образование в системе высшей школы» и Междунар метод. конф. «Особенности методических подходов в образовательном процессе высшей школы». 1 апреля 2015 г. - Белгород: Изд-во БУКЭП, 2015. - С. 139-147.
  10. Старшенбаум Г.В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. - М., 2006. - 280 с.
  11. Шевцова Ю.Б. О подходах к профилактике распространения наркомании // Наркология. - 2010. - № 5. - С. 50-58.
  12. Bell J., Reed К.D., Ashcroft R., Witton J., Strang J. Addiction Neuroethics // The ethics of addiction neuroscience research and treatment 2012, Pages 57-74.
  13. Brickman P., Rabinowitz V.C., Karuza J.Jr., Coates D., Cohn E., & Kidder L. (1982). Models of helping and coping. American Psychologist, 37, 368-384.
  14. Dawson & Archer. Addiction 1993; 88: 1509-1518.
  15. Gunzerath L., Hewitt B.G., Li T.K., Warren K.R. Alcohol research: past, present, and future. Ann N Y Acad Sci 2011; 1216: 1-23.
  16. Leshner A.I. (1997) Addiction is a brain disease, and it matters. Science, 278: 45-47.
  17. Robins L.N., Helzer J.E., Hesselbrock M., & Wish E. (2010). Vietnam Veterans Three Years after Vietnam: How Our Study Changed Our View of Heroin. The American Journal on Addiction, 19(3), 203-211.
  18. Rotter J.B. Social Learning and Clinical Psychology. Englewood Cliffs, New York, 1954. - 466 p.
  19. Schukit. Ch. 98. In: Davis et al. (eds). Neuropsychopharmacology: The Fith Generation of Progress. 2002.
  20. Volkow N.D., Li T.K. (2005) Drugs and alcohol: treating and preventing abuse, addiction and their medical consequences. Pharmacology & Therapeutics, 108: 3-17.

Copyright (c) 2019 Serezhko T.A., Volobueva N.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies