The modern condition of problems of management of teaching and support staff of the university in the conditions of transformation of educational institutions


Cite item

Full Text

Abstract

The article identifies problems of management teaching and support staff of the University in the conditions of transformation of educational institutions of higher education; is determined by the specificity of transformations in institutions of higher education; clarifies the concept of "educational support staff" of the University. Based on the analysis of scientific literature has defined one of the directions of perfection of management of educational support staff of universities, which is a consistent orientation on the quality assurance of educational and research activities. The authors highlighted the ways of implementing modern personnel policy in the University; the necessity of development of strategy of development of scientific and educational potential of all the structural subdivisions of educational organizations.

Full Text

Высшее образование как институт гражданского общества, представля- ющий систему отношений между самостоятельными социальными субъекта- ми как деятельности, так и потребностей, ориентируется на множественность интересов потребителей. Требуется гибкая и вариативная система высшего образования, предоставляющая гражданам широкий спектр образовательных услуг, что приводит к трансформации образовательного пространства и воз- никновению противоречий единства, многообразия и целостности образова- тельного процесса в университете. При рациональном использовании челове- ческих ресурсов в условиях трансформации образовательного учреждения руководство университета сталкивается с новой ситуацией, требующей мыс- лить и действовать в категориях эффективности. Вместе с тем специфика трансформаций в образовательных учреждениях высшего образования в по- следнее десятилетие имеет революционный, а не эволюционный характер: особую значимость приобретает вопрос обеспечения продуктивности науч- ной деятельности в высшей школе, что нашло отражение в «Концепции дол- госрочного социально-экономического развития России до 2020 года». Как известно, научные достижения современного образовательного учреждения во многом зависят от потенциала ее кадрового состава, а приоритетным направлением развития университета является инновационная деятельность, в рамках которой наиболее востребованы инновации в организации научно- исследовательской и образовательной деятельности. При этом не только от профессорско-преподавательского состава, но и от всех структурных подраз- делений университета, от каждого сотрудника требуется посильное и кон- структивное участие в модернизации основных направлений деятельности университета. Должностные обязанности учебно-вспомогательного персонала заключаются в технологической поддержке образовательного процесса [6] и инструментальном сопровождении научно-исследовательских задач. Каж- дая кадровая единица данного персонала имеет свою специальность и опре- деленный нормативными документами перечень обязанностей. Рассмотрим подробно содержание профессиональной деятельности данных специалистов на основе таких принципов исследования систем управления, как принцип системности, принцип научности и принцип объективности для обеспечения корректности, соответствия реальности и учета современных законов и закономерностей систем управления. Так, основным производственным процессом в университете является образовательный процесс, соответственно к основному персоналу относится профессорско-преподавательский состав университета. Учебно-вспомогательный персонал составляет категорию ра- ботников с трудовыми функциями по обеспечению учебной деятельности преподавателей [5], заключающимися в предоставлении необходимых ин- струментов учебной деятельности, информационной помощи студентам. Со- гласно нормативным документам вспомогательный, или технический, персо- нал - это работники, трудовая деятельность которых не влияет на основную работу структуры и не касается принятия решений при административном управлении организацией [3]. В нашем исследовании под учебно- вспомогательным персоналом будем понимать всех специалистов, являющих- ся сотрудниками института, факультета, кафедры, лаборатории и т. д. универ- ситета, которые задействованы не только в организации учебного процесса, но и в техническом и инструментальном сопровождении образовательной и научно-исследовательской деятельности структурных подразделений университета. Их деятельность связана с регулярным проведением материально- технических мероприятий, направленных на улучшение условий организации образовательного и научно-исследовательского процессов в университете. В некоторых случаях учебно-вспомогательному персоналу отводится кон- сультативная функция в этих процессах. Так, к учебно-вспомогательному персоналу университета относятся все работники, косвенно участвующие в образовательном и научно-исследовательском процессах: специалисты по учебно-методической работе в отделах и на кафедрах, сопровождающие учебный процесс, заведующие лабораториями, учебные мастера и лаборанты, инженеры и программисты отделов программно-технического сопровожде- ния, систем связи и учета и др. Процесс управления учебно-вспомогательным персоналом университета до- статочно сложный, так как деятельность таких специалистов многозадачна: сре- ди них - организаторы, аналитики, консультанты, методисты, информаторы, технологи [1]. В своей деятельности учебно-вспомогательный персонал сталки- вается с необходимостью выбора верного решения из множества альтернатив. Помощь руководителям структурных подразделений университета в организации управления учебно-вспомогательным персоналом на научных ос- новах является одним из ключевых направлений кадрового развития персонала. В публикациях И.В. Абанкиной, Н.К. Алимовой, В.Н. Белова, А.В. Бело- копытова, А.И. Владимирова, Л.Н. Глебовой, В.И. Звонникова, В.Ш. Кагано- ва, К.А. Кирсанова, А.А. Коваленко, А.И. Коваленко, Э.М. Короткова, М.Д. Кузнецовой, В.А. Леднева, В.Г. Лобова, М.А. Лукашенко, Н.А. Ново- крещеновой, Е.И. Осиповой, В.Н. Пугача, С.Д. Резника, Ю.Б. Рубиной, В.А. Самойлова, Н.А. Селезнѐвой, Т.А. Семкиной, В.С. Сенашенко, И.Я. Скаткина, Э.Ю. Соболевой, С.А. Степанова, В.Г. Халина, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой рассматриваются вопросы управления пер- соналом университетов как одной из ключевых гарантий качества образова- ния. В научной литературе исследованы проблемы образовательного и кадро- вого потенциала образовательной организации высшего образования (В.А. Гвинашева, Г.Б. Фомин), причинно-следственной связи между образо- ванием и экономическим ростом (Э. Денисон, Т. Шульц). Проблемы управле- ния человеческими ресурсами современной организации стали предметом исследования таких отечественных ученых, как О.С. Виханский, Л.С. Бабынина, Г.П. Гагаринская, Т.И. Заславская, О.Ю. Калмыкова, А.Я. Кибанов, С.А. Карташов, Л.В. Карташова, М.Н. Кулапов, И.Н. Махму- дова, А.И. Наумов, Ю.Г. Одегов, В.С. Половинко, Г.Г. Руденко, Т.О. Солома- нидина, О.В.Тарабан, В.В. Травин, А.А. Федченко и др. Организация целостности образовательного процесса обусловлена со- держанием и смыслом профессиональной деятельности как профессорско- преподавательского, так и учебно-вспомогательного персонала университета. Значение деятельности данных специалистов в обеспечении качества образо- вания возросло в условиях информатизации, технологизации этой сферы [2]. Поэтому необходимо уточнение аксиологических оснований профессиональ- ной деятельности учебно-вспомогательного персонала университета. Для повышения конкурентоспособности университета требуется не толь- ко повышение качества образования, ориентация на инновационную деятель- ность, но и сокращение расходов на вспомогательные процессы [7]. Мини- стерством образования и науки Российской Федерации рекомендуется в каче- стве вектора стратегического развития высшего образования для государ- ственных университетов оптимизация численности административно- хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, что становится воз- можным при условии повышения производительности труда и выстраивания кадровой стратегии развития данного персонала в университете. Проблемам управления учебно-вспомогательным персоналом универси- тета в России посвящено не так много статей и исследований. В большинстве статей рассматриваются: системы стимулирования таких работников (Е.Э. Бокова, В.О. Грицун, Е.А. Жиперина, О.А. Затепякин, Т.Г. Озерникова, Ю.А. Широкова); создание учебно-научных департаментов для интеграции кадрового потенциала кафедр - например, финансовый университет (О.С. Осипова, Н.В. Сахарова); нормирование труда учебно- вспомогательного персонала университета (М.Е. Смирнова); стратегии управления профессорско-преподавательским составом университета (Н.Ю. Воеводкин, Я.Ю. Мукосеева). Анализ научных публикаций по методологической составляющей исследо- ваний в области управления персоналом [1] требует изучения стратегических документов ведущих университетов. Стратегии развития таких университетов до 2020 года предусматривают повышение эффективности и компетенций пер- сонала (на начальном этапе везде была проведена реформа системы управления человеческими ресурсами). Так, приоритетным направлением развития универ- ситетов явилась модернизация информационной научно-образовательной среды и инфраструктуры, что способствовало созданию условий для проведения пол- номасштабных научных исследований и подготовки специалистов в интересах развития экономики и повышения конкурентоспособности России. Реализация современной кадровой политики в университетах [8] предпо- лагает определение основных требований к персоналу: развитие кадров и их оценку (аттестацию); создание системы управления мотивацией труда; нормирование оплаты труда; материальное и моральное стимулирование; разви- тие социальных отношений в коллективе; переход от традиционных форм к внедрению целостной системы кадрового менеджмента и образовательного менеджмента. Поэтому согласно задачам развития первым шагом на пути ре- ализации данной стратегии в университетах становится проведение оценки научно-педагогических работников, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, а также внедрение системы ежегодно- го мониторинга их деятельности. При оценке деятельности руководителей главных направлений развития научно-образовательной деятельности уни- верситетов целесообразно привлекать ведущих представителей профильных предприятий. Отдельной целью изменения системы управления человеческим капита- лом до 2020 года в университетах должны стать усовершенствование кадро- вой политики и развитие центра управления персоналом (HR-служба) для обеспечения университета высококвалифицированными кадрами и макси- мально полная реализация трудового потенциала сотрудников [9]. Так, целе- вая модель системы управления персоналом ведущих университетов описы- вает стратегию развития научно-педагогических работников и не отражает вопросы, касающиеся философии управления учебно-вспомогательным пер- соналом университета. Однако усиление кадрового потенциала в таких уни- верситетах планируется через создание междисциплинарных межуниверси- тетских научно-образовательных центров, что хотя и подразумевает наличие значительного штата учебно-вспомогательного персонала, но не соответству- ет миссии университетов, где кадровая стратегия развития данной категории работников не отражена. Вместе с тем постоянные изменения как внешней, так и внутренней сре- ды университета требуют от учебно-вспомогательного персонала универси- тета способностей отвечать на вызовы времени и эффективно, с максималь- ной производительностью осуществлять свою деятельность. Однако меро- приятий, способствующих повышению производительности труда данной категории сотрудников, в университете не запланировано. Философия уни- верситета, включившего в себя разные трудовые коллективы многих универ- ситетов (от классического до технического), направлена на создание единой команды [10], но действительно не создает условий для его объединения и не учитывает точки соприкосновения как для разных категорий работников, так и для разных коллективов из университетов с различными традициями. Та- ким образом, основными проблемами управления учебно-вспомогательным персоналом современных университетов являются: отсутствие нормативноправовой базы для создания такой стратегии; «размытость» и нерегламенти- рованность содержания профессиональной деятельности; непривлекатель- ность работы в университете; низкая оплата труда; отсутствие системы сти- мулирования таких специалистов и системы их карьерного роста. В условиях трансформации университетов деятельность учебно- вспомогательного персонала университета полифункциональна, что требует создания системы развития таких специалистов в университете на основе ти- повых профессиональных задач [11]: 1) работа с людьми (для учебно- вспомогательного персонала это осуществление эффективной коммуникации с руководителем структурного подразделения, с преподавателями, со студен- тами, с коллегами из других структурных подразделений, а также с внешни- ми партнерами университета); 2) работа с предметами (для учебно- вспомогательного персонала это работа с общеуниверситетскими программ- ными продуктами - электронный документооборот, автоматизированное ра- бочее место и т.д. и специальными программными продуктами, техническими установками, приборами, инструментами, расходными материалами, харак- терными для конкретного структурного подразделения университета); 3) ра- бота с информацией (для учебно-вспомогательного персонала это аналитиче- ская деятельность по сбору, обработке, сохранению информации, предостав- ление ее в удобном виде руководителю и преподавателям для эффективного функционирования структурного подразделения университета). Соответственно, для раскрытия научного и образовательного потенциала всех структурных подразделений университета и сопровождения инновацион- ной деятельности необходимо грамотное построение работы сотрудников из числа учебно-вспомогательного персонала, который является неотъемлемой и необходимой частью кадрового потенциала образовательного учреждения выс- шего образования [4]. Существующие в университете механизмы оптимизации деятельности таких сотрудников должны быть усовершенствованы: имеется по- требность в разработке системы нормирования и мотивации профессиональной деятельности для всех должностей из числа учебно-вспомогательного персона- ла, а также определения средств повышения квалификации.
×

About the authors

Natalia V. Solovova

Samara National Research University

Doc. Ped. Sci., Professor, Head of of Human Resources Management Department 34, Moscow highway, Samara, 443086

Albina M. Sanko

Samara National Research University

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Theory and Methodology of Professional Education Department 34, Moscow highway, Samara, 443086

References

  1. Соловова Н.В. Профессиональная деятельность методиста вуза // Вестник Сам-ГУ. - 2010. - № 3 (77). - С. 202-206.
  2. Санько А.М. Социально-технологическая мобильность специалиста как педагогическая проблема // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - № 5 (71). - С. 118-123.
  3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2011 № 20237).
  4. Габтрахманова Ю.Т., Махмудова И.Н. Особенности структуры персонала образовательного учреждения // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 3(13). - С. 161-163.
  5. Дрезинский К.С. Сравнительный анализ методик расчета численности учебно- вспомогательного персонала кафедр вуза (на примере Петербургского государственного университета путей сообщения) // Общетехнические и социальные проблемы. - 2006. - № 1. - С. 14-20.
  6. Смирнова М.Е. Специфика нормирования труда учебно-вспомогательного персонала в условиях совершенствования системы образования // Управленческие науки в современном мире. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 589-593.
  7. Осипова О.С., Сахарова Н.В. Развитие учебно-вспомогательного персонала университетов как условие формирования инициативной среды для талантливых сотрудников современного вуза // Управление талантами и трансформация корпоративной культуры: матер. Междунар. конф. «HR-тренд 2015: управление талантами и трансформация корпоративной культуры» (13-14 ноября 2015 г., г. Томск) / под ред. О.Б. Алексеева, Э.В. Галажинского, А.О. Зоткина. - Томск: Изд. дом ТГУ, 2016. - С. 118-120.
  8. Воеводкин Н.Ю., Незнакина К.В. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. - 191 с.
  9. Озерникова Т.Г., Жиперина Е.А. Значение оценки персонала в системе высшего образования // Управление человеческими ресурсами в условиях модернизации экономики: Матер. интернет-конференции четвертого Байкальского кадрового форума. Байкальский государственный университет экономики и права. - 2012. - С. 206-211.
  10. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Система управления человеческими ресурсами университета: актуальные задачи и направления совершенствования // Кадровик. - 2010. - № 6-2. - С. 27-33.
  11. Практикум по теории управления: учеб. пособие / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Solovova N.V., Sanko A.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies