Means of preparation of students of humanitarian universities


Cite item

Abstract

The article presents the theoretical foundations and practical aspects of the use of modern means for the organization of the process of training students of humanitarian universities for professional activities, taking into account the formation of creative, extraordinary personality of the graduate. Taken into account the multidimensional concept of "means" and presents the specifics of the use of teaching AIDS in the work of humanitarian universities on the example of educational activities of the University of culture. Attention is paid to the classification characteristics and typology of modern teaching AIDS. The article provides a review of publications on the use of modern tools in the training of students, taking into account the requirements of standards and employers. The importance of choosing the most rational way in high-quality professional training of students is noted, the role of the teacher in this process as the main designer and organizer of the educational process in the University, in the hands of which modern methodological mechanisms in the form of various means of teaching students are concentrated. The article presents the results of a study conducted in the classroom discipline "Leisure Teacher" with students of the direction of training 51.03.03 "Socio-cultural activities". The system of lessons was based on systemic, subjective, environmental, projective, multimodal approaches. Structural components of professional training of the future specialist of social and cultural activity in the form of cognitive, communicative, motivational, empirical components are revealed. Depending on the presented components, the results of research work are shown and the results of students' self-analysis of the importance of the experience of self-realization in creative activities in the classroom on the discipline of "Leisure Teacher" using modern means of training (technologies, forms and methods) are given. The main means of preparing students for professional activities were socio-cultural technologies.

Full Text

Введение Модернизация охватывает все сферы жизнедеятельности человека, среди которых особое место занимает образование. Гуманитарное образование, осуществляющее подготовку специалистов социально-культурной сферы, психологов, педагогов, социологов, предполагает развитие творческого по- тенциала студентов и как результат формирование креативной личности, спо- собной в своей профессиональной деятельности быстро принимать неорди- нарные решения в проблемных ситуациях. Для получения такого результата важным становится процесс организации учебной деятельности с учётом со- временных средств обучения. Одним из таких средств для гуманитарного об- разования являются социально-культурные технологии, разнообразие кото- рых позволяет придать процессу подготовки студентов исследовательский, проблемный и практический характер. Исследуемой нами проблеме посвящены работы Е.В. Великановой, Р.Я. Гладилиной, Л.Ф. Голубевой, Е.И. Григорьевой, В.С. Григорьевой, М.И. Долженковой, Н.Н. Ивановой. А.В. Каримова, Л.А. Каримовой, Д. Кирша, Т.Л. Кремневой, Т.В. Курчашовой, В.И. Лаврущина, В.А. Монастырского, А.В. Павленко, К.А. Строкова, И.В. Чувиновой, Л.А. Шевченко. Современное образовательное пространство включает различные виды деятельности, направленные на формирование профессионала в конкретной сфере. Учебный процесс предполагает не только познавательную деятель- ность, но и осуществление научной и творческой работы, связанной с внед- рением различных технологий, форм и методов обучения как средств форми- рования профессиональных характеристик у студентов гуманитарных вузов. Особое значение приобретают в этом процессе квалификационные требова- ния, потребности работодателей и характеристики выпускника в рамках ком- петентностного подхода, реализуемого ФГОС ВО. Подготовка выпускника, соответствующего требованиям работодателей, может быть реализована на основе создания профессиональных ситуаций и погружения в них обучаю- щихся во время занятий или при прохождении ими практики. Обзор литературы В новой социальной ситуации гуманитарное образование опирается на ин- теллектуальные возможности преподавателей вуза, которые и определяют про- цесс организации учебной деятельности. Значимым ставится освоение и приме- нение преподавателем современных образовательных технологий, форм и мето- дов в учебном процессе, что может рассматриваться как критерий его професси- онализма. Разнообразие имеющихся технологий, форм и методов обучения, рас- сматриваемых как средства профессиональной подготовки студентов гумани- тарных вузов, позволяет создать необходимые для этого условия. Гуманитарное образование, связанное с формированием личностных ха- рактеристик общекультурной зрелости наших выпускников, в современной системе высшей школы играет важную роль. Ведь именно в гуманитарных вузах особое значение имеет творческая и культурная составляющая в про- фессиональной подготовке студентов, именно здесь реализуются в полной мере субъект-субъектные отношения, позволяющие раскрыть возможности и преподавателя, и студента. To есть отношение являетcя главным cтруктурно- образующим элементом гуманитарного знания, именно оно определяет при- роду cамой гуманитарноcти. Гуманитарное образование создает образова- тельное пространство, в котором студент учится понимать и выражать себя, понимать других людей и коммуницировать с ними, понимать значение раз- вития социума и на основе этого выстраивать свою индивидуальную профес- сиональную творческую деятельность. Ю.В. Cенько пишет: «чтобы знания о другом, будь то человек или безглаcная вещь, cтало гуманитарным, оно должно обреcти личноcтный cмысл» [14]. Наши выпускники влияют на умственное, морально-нравственное и идейно-политическое воспитание всех людей в социуме. В вузах культуры, занимающихся подготовкой специалистов для социально-культурной сферы, делают акцент на культурно-просветительскую, рекреационную, информаци- онно-познавательную, коммуникативную и другие виды деятельности людей. В.И. Cлободчиков и Е.И. Иcаев подчеркивают, что в области гуманитарного знания объект познания оцениваетcя c позиций нравcтвенных, культурных, религиозных, эcтетических и т.п. [15; 16]. B гуманитарных вузах чрезвычайно важен баланс ориентации образова- ния на социум (систему социальных функций и отношений), культуру (cиcте- му образцов, воcпроизводящихся при cмене поколений людей) и индиви- да (совокупноcть и разнообразие личноcтных запроcов к образованию). А.Б. Орлов выявляет оcобенность гуманитарного образования, которая, c его точки зрения, cвязана с ориентацией этого образования на «внутреннего» челове- ка, на cубъективную реальность конкретной «эмпирической» личноcти [11]. Важно подчеркнуть, что реализация гуманитарного образования связана с определением его содержания, которое как говорит В.П. Зинченко, как «жи- вое знание», рождаетcя «здеcь и теперь» [6]. В настоящее время гуманитарные науки еще только находятся в процессе разработки технологий и методов своего практического воздействия на культу- ру, поэтому вузам принадлежит главная роль в определении пути реализации гуманитарного образования и создания содержания гуманитарного знания. Ре- шение этих задач связано с методическими аспектами организации учебно- воспитательного процесса в вузе. Основой его являются применяемые средства обучения в профессиональной подготовке студентов. Здесь средство как при- ём, способ действия для достижения чего-либо. Необходимо сказать, что едино- го понимания средств обучения в педагогике в настоящее время - нет. Некоторые авторы используют это понятие как инструмент по достиже- нию целей обучения, другие рассматривают материальные средства как путь развития интеллектуального потенциала обучающегося, позволяющего ему осуществлять обобщения и выводы, третьи разделяют учебную деятельность на процесс учения и процесс обучения и в зависимости от этого классифици- руют средства обучения. Средства обучения - это предметы, созданные человеком, а также объек- ты природы, которые применяются в учебно-воспитательном процессе в ка- честве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей. Средства обучения являются важным компонентом учебно- воспитательного процесса и оказывают значительное влияние на другие его компоненты - цели, содержание, формы, методы. Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В. Краевским. Необходимо сказать, что существует несколько походов к классификации средств обучения. Наиболее традиционная типология средств обучения включает следующие типы: печатные, электронные образовательные ресур- сы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные, учебные приборы, тренажёры и спортивное оборудование, учебная техника. Другой подход к классификации средств обучения у П.И. Пидкасистого, который разделяет средства обучения на материальные и идеальные [12]. В широком смысле под средствами понимаются объекты, компоненты деятельности и условий, обладающие дидактическими свойствами. Это слова, предметы, действия, факторы, воздействующие на органы чувств (зрение, слух, осязание) обучающихся и обеспечивающие усвоение ими учебного ма- териала. В руках преподавателя это «инструменты», с помощью которых он решает стоящие перед ним задачи [20]. Часто профессионализм и мастерство преподавателя позволяют ему про- ектировать учебную деятельность с использованием разнообразных имею- щихся у него средств обучения. Современные средства, такие как интерак- тивные доски, электронные учебники, образовательные веб-квесты и веб- сайты, повышают эффективность познавательной деятельности, акцентируют внимание обучающихся на важных моментах, создают наиболее благоприят- ные условия для запоминания переданных преподавателем знаний. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации ин- формационной и управленческой функции. В этом случае значение термина «средство обучения» приобретает более широкое значение, и тогда под средством можно понимать педагогическую технологию, которая позволяет продемонстри- ровать студенту специфику его будущей профессиональной деятельности. Основным звеном в системе образования В.В. Краевский считает содер- жание. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, кото- рый требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязь средств обучения. Содержание образования формирует- ся на трех уровнях. Первый и ближайший к педагогу уровень - урок. Второй уровень - учебный предмет. Третий уровень - весь процесс обучения. На каждом уровне содержание образования имеет свои особенности, присущие только данному уровню. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изменяются и средства обучения. Каждый уровень формиро- вания содержания образования неизбежно должен предполагать свои специ- фические средства обучения [9; 10]. В гуманитарных вузах особое место занимают социально-культурные технологии, которые выступают важным культурно-образовательным ресур- сом, обеспечивающим качество подготовки в формировании профессионала социально-культурной сферы. Необходимо подчеркнуть, что реализация социально-культурных техно- логий как средства подготовки студентов предполагает повышение креатив- ности учебного процесса, социальной мобильности студентов, формирование у обучающихся коммуникативной культуры, готовности к проектированию социально-педагогических ситуаций, мотивации к самореализации в профес- сиональной деятельности и социальном творчестве. Формированию активной жизненной позиции способствуют социально-культурные технологии. Социально-культурные технологии можно классифицировать на следую- щие группы [18; 19]: информационно-познавательные и просветительные; самодеятельного творчества; рекреативные; коммуникационные; социально-культурного менеджмента; театральные; этнокультурные. Система подготовки студентов с использованием социально-культурных технологий предусматривает развитие профессиональных качеств выпускни- ков в процессе профессионального образования с опорой на системный, субъектный, средовой, проективный, мультимодальный подходы, совокуп- ность которых предполагает: системную интеграцию технологий в образовательный процесс на всех этапах подготовки студентов к социально-культурной деятельности (в виде спецкурсов, практикумов, мастер-классов, проектов) и в различные формы обу- чения (от комплексных занятий до семинаров и производственной практики); обеспечение реализации студентами субъектной позиции в процессе про- фессионального образования, динамики их самореализации в профессионально ориентированном художественном творчестве от созерцания объектов искусства до инициативно-созидательной художественно-творческой деятельности за счет повышения вариативности образовательного процесса, его дифференциации, формирования мобильных пространств социального творчества с учетом инди- видуальных возможностей и интересов будущих специалистов; реализацию профессионального образования как открытой динамичной социально-культурной сферы, расширяющей у студентов опыт сотрудниче- ства с различными социальными институтами, опыт позитивной коммуника- ции, спектр осваиваемых социальных ролей, ориентирующей их на социаль- ное партнерство, диалоговые методы, межведомственное взаимодействие в профессиональной деятельности; мультимодальность содержания занятий на основе интеграции разных типов социально-культурных технологий, классифицируемых как по разным признакам, средствам художественного творчества, так и по целе- результирующему компоненту профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы (мотивирующие, информационно-проективные, коммуникативные, самоактуализирующие); проектирование индивидуальной траектории профессиональной само- реализации будущих специалистов, обучение их моделированию социально- культурных ситуаций в соответствии с современными функциями специали- ста социально-культурной сферы, потребностями социума, актуальными про- блемами и спецификой социокультурного развития макро- и микро- социаль- но-культурного пространства. Профессиональная подготовка студентов вуза культуры на основе соци- ально-культурных технологий предполагает включение студентов в профес- сионально-ориентированную, художественно-творческую деятельность, способствующую развитию у них духовно-нравственного опыта сопричастности с различными видами искусства во взаимосвязи когнитивного, коммуника- тивного, мотивационного, эмпирического компонентов личности, потребно- сти в реализации личного опыта в социально-культурной деятельности. Материалы и методы Исследование основывалось на обобщении многолетнего опыта работы в Самарском государственном институте культуры. В учебном процессе исполь- зовались аудитории, оборудованные разнообразными техническими и информа- ционными средствами обучения, которые позволили внедрять социально- культурные технологии и погружать студентов в профессиональные ситуации. Исследование было организовано в процессе преподавания дисциплины «Педагогика досуга» со студентами очной формы обучения 3 и 4 курсов направления подготовки Социально-культурная деятельность. Занятия про- водились в последовательности от собственно учебной деятельности (в фор- ме лекций) через учебно-профессиональную (научно-исследовательскую ра- боту студентов, производственную практику и др.) к непосредственно про- фессиональной деятельности. В работе использовался комплекс научных методов исследования, среди которых особое место занимает теоретический анализ научных публикаций по теме исследования; наблюдение за студентами в аудитории на практиче- ских занятиях и во время прохождения ими практики; метод проектной дея- тельности при разработке системы лекционных и практических занятий. Результаты исследования В результате теоретического анализа проблемы использования современ- ных средств обучения в процессе подготовки студентов в гуманитарных ву- зах была подчеркнута специфика учебно-воспитательного процесса в вузе культуры, где особое место занимает творческая, созидательная часть про- фессиональной подготовки. Выявленные типы и классификации средств обу- чения показали, что имеющиеся разновидности средств обучения обеспечи- вают эффективность реализации учебной деятельности. Для практической апробации разработано и апробировано вариативное содержание процесса подготовки студентов на основе социально-культурных технологий как средства профессионального становления обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Разработаны теоретический и практический курсы по дисциплине «Педа- гогика досуга», в которых особое место отводится использованию социально- культурных технологий. Теоретическая часть курса направлена на ознакомление студентов с ос- новными видами социально-культурных технологий и их значением в реше- нии задач организации досуговой деятельности для разных слоев населения. Особое внимание уделено подходам к выбору технологий с учетом возраст- ных особенностей населения и применению их в процессе разработки и реа- лизации мероприятий, праздников, программ и проектов с учётом коррекци- онных, воспитательных, эстетических задач. Практический курс содействует выявлению и развитию индивидуальных творческих возможностей студентов, их творческой самореализации в даль- нейшей социально-культурной сфере. Студентам выдаются задания на разра- ботку мероприятий, праздников, программ и проектов, в которых они долж- ны использовать различные современные формы, методы и средства. Выпол- нение таких практических заданий на разных этапах обучения обеспечивает позитивную динамику становления соответствующих компонентов профес- сиональной подготовленности будущего специалиста: когнитивного компо- нента профессиональной компетентности будущих специалистов социально- культурной сферы, что выражается в возрастании у студентов интереса к профессии, готовности к проектированию ситуаций профессиональной дея- тельности; усилении креативного компонента профессиональной культуры; расширении знаний о предметной стороне профессиональной деятельности и междисциплинарных связях; формировании навыков самоанализа и самооб- разования; коммуникативного компонента профессиональной компетентно- сти будущих специалистов социально-культурной сферы, что выражается в повышении коммуникативной культуры, формировании представлений о нормах и правилах позитивного общения, навыков преодоления конфликт- ных ситуаций; формировании потребности в гармонизации взаимоотношений с людьми разных возрастных групп; готовности к диалогу; развитии навыков межкультурной коммуникации; мотивационного компонента профессио- нальной компетентности будущих специалистов социально-культурной сфе- ры, что выражается в повышении стремления студентов к профессиональной деятельности, саморазвитию, готовности к социальному самоопределению, потребности в самореализации в профессиональной социально значимой дея- тельности, изменении рейтинга ценностей и интересов в пользу социального и профессионального роста, образования, реализации духовно-нравственных идеалов, гражданской позиции в социальной практике; эмпирического компо- нента профессиональной компетентности будущих специалистов социально- культурной сферы, что выражается в расширении опыта самореализации в профессиональной деятельности и опыта ролевого взаимодействия, практи- ческого решения и эмоционального переживания социально-культурных ситуаций, проектирования профессиональной деятельности и прогнозирования ее результатов; а также в расширении опыта применения социально- культурных технологий в социально-культурной сфере для различных слоев населения. Обсуждение и заключение В статье освещены теоретические аспекты, определяющие методологиче- скую основу поставленной проблемы; уточнены основные понятия и пред- ставлены их типологии и классификации; выявлена специфичность гумани- тарных вузов в подготовке будущих профессионалов и особенность органи- зации учебно-воспитательного процесса в вузах культуры; подчеркнуто зна- чение использования разнообразных современных средств обучения и отме- чена значимость социально-культурных технологий для студентов - будущих специалистов социально-культурной сферы. Разработана система занятий (теоретический и практический курс) по дис- циплине «Педагогика досуга», способствующих профессиональной подготовке студентов направления 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Представлено мнение автора по поводу процесса организации учебной деятельности в гуманитарных вузах на основе социально-культурных техно- логий, выступающих средством создания профессиональной среды, сред- ством вовлечения студентов в творческое созидательное пространство, спо- собствующее формированию профессиональных качеств выпускников. Установлено, что в результате реализации социально-культурных техноло- гий существенно расширяется профессиональный опыт студентов, имеющий принципиально важное значение для социально-культурной деятельности. По итогам самоанализа студенты-участники занятий отметили высокую значимость полученного опыта самореализации в творческой деятельности: 87 % - для развития творческого отношения к профессиональной деятельно- сти; 82 % - для формирования навыков профессиональной работы с людьми разного возраста; 58 % - для обеспечения позитивного общения как в про- фессиональной сфере, так и с друзьями; 55 % - для развития навыков саморе- гуляции, самоанализа, самооценки, саморазвития; 45 % - для расширения представлений о содержании профессиональной социально-культурной дея- тельности и ее проектирования. Подавляющее большинство респондентов (96 %) отметили значимость практических занятий для их личностного разви- тия, самореализации как в профессиональной деятельности, так и в освоении различных социальных ролей, в целом для социальной успешности. Положительные результаты реализации разработанного содержания кур- са «Педагогика досуга» подтверждены результатами прохождения производственной практики студентами в социально-культурных учреждениях. Важ- ными являются следующие показатели: руководители практикой от баз прак- тик отметили применение студентами социально-культурных технологий как одного из видов технологий, которые наилучшим образом содействуют успешному освоению профессиональных навыков работы с населением.
×

About the authors

Vera A. Кurina

Samara State Institute of Culture

Email: kurina@smrgaki.ru
Dr. Ped. Sci., Professor, Director of Cultural Studies and Social Techniques Faculty 167, Frunze Str, Samara, Russia, 443010

Elleonora A. Kurulenko

Samara State Institute of Culture

Dr. Cult. Sci., Professor, Rector of Samara State Institute of Culture 167, Frunze Str, Samara, Russia, 443010

Sergej A. Golubkov

Samara University

Email: golubkovsa@ssau.ru
Dr. Philol. Sci., Professor of Russian and Foreign Literature and Public Relations Department 64/163, Potapova Str., Samara, Russia, 443011

References

  1. Агафонов А.В. Компьютерные средства обучения (КСО) в познавательной деятельности студентов [Электронный ресурс] // Научный вестник МГТУ ГА. Серия: История, философия, социология. 2017. № 101. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye-sredstva-obucheniya-kso-v- poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov.
  2. Ариарский М.А. Педагогическая культурология : в 2 т. Т. 1: Методология и методика постижения культуры. Санкт-Петербург: Концерт, 2012. 399 с.; Т. 2 : Социально-культурная деятельность и технологии её организации. Санкт- Петербург: Концерт, 2012. 447 с.
  3. Арсенькина Л.С., Буренина В.И. Использование технических средств обучения как фактор эффективности освоения образовательного процесса // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 5-10.
  4. Борисова С.П. Подготовка студентов-будущих экономистов к профессиональной деятельности средствами электронного обучения: дисс.. канд. пед. наук : 13.00.08 / Борисова Светлана Павловна; [Место защиты: Сам. гос. ун-т]. Самара, 2012. 192 с.
  5. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как условие качественной профессио- нальной подготовки студентов вузов [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2012. № 2. С. 113-116. Режим доступа: http://www.griban.ru/blog/44-kompjuternye-tehnologii-kak-uslovie-kachestvennoj-professionalnoj-podgotovki-studentov-vuzov.html.
  6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Часть 1. Живое знание. Самара, 1998. 216 с.
  7. Иконникова С.Н. История культурологии: учебник для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 416 с.
  8. Каравайкина П.Е. Средства обучения, используемые в преподавании экономических дисциплин // Студент и наука (Гуманитарный цикл) - 2018; Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. С. 517-519.
  9. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
  10. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. 394 с.
  11. Орлов А.Б. Трансличностное начало индивидуальности // Психология индивидуальности: новые модели и концепции: коллективная монография под ред. Е.Б.
  12. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ; НОУ ВПО Московский психолого- социальный институт, 2009. C. 332-355. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  13. Сагатовский В.Н. Ценностные основания гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск, 1992. С. 12.
  14. Cенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: учеб. пособие. Рос. акад. образования, МПСУ. М.: МПСУ, 2015. 252 с.
  15. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
  16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  17. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: монография. Волгоград; Перемена, 2000. 295 с.
  18. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с.
  19. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Электронный ресурс]. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2010. - Режим доступа: view/grigoreva-ei-sovremennye- tehnologii-socialno-kulturnoy-deyatelnosti_bf09db6b36e.html.
  20. Средства обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/97816/55/Voiitina_-_Shpargalka _po_ obshchim_ osnovam_pedagogiki.html.
  21. Старикова С.В. Арт-технологии как средство подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в системе профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Users/%D0%AF/Downloads/art- tehnologii-kak-sredstvo-podgotovki-studentov-k-sotsialno-pedagogicheskoy- deyatelnosti-v-sisteme-professionalnogo -obrazovaniya.pdf.
  22. Степанчук О.А. Гуманитарные знания в системе современного образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 24-27.
  23. Чупрова Л.В. Разработка и использование современных дидактических средств обучения для активизации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / Л.В. Чупрова, О.А. Мишурина, Э.Р. Муллина, О.В. Ершова // Современные проблемы науки и образования. Раздел: Педагогические науки. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16695 (дата обращения: 22.09.2018).
  24. Щербакова И.А. Субъект-субъектное взаимодействие как средство повышения эффективности профессиональной подготовки студентов колледжа // Современные наукоемкие технологии. № 8. Ч. I. 2016. С. 168-173.

Copyright (c) 2018 Кurina V.A., Kurulenko E.A., Golubkov S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies