Formation of military-professional competencies with the use of problem-situational tasks


Cite item

Abstract

The article covers application of active educational methods at Military Training Faculty of a civil university, it being element of stepping-up of educational activity through simulation of real situations aimed to form professional military competence: ability to identify typical failures that occur in operation of diesel power plants; ability to eliminate failures. Active involvement of students into educational activities boosts quality of training at Military Department, for this reason problem situational tasks for technical military course «Construction, operating principle, operation and application of diesel power plants» have been developed to search for solutions in a specific practical situation that arise in diesel power station operation. While analyzing received task, students used real military equipment in practical trainings aimed at active development of professional military competence. Problem situational tasks contribute to deeper study of technical military subjects, development of abilities to solve problems, creative thinking, independent work and reflexive skills of students.In work an experiment was set up to verify hypothesis based on assumption that level of preparation of students at Military Department can be improved through development and implementation of technical military discipline based on integrated use of modern methods and means of education. Results were compared on the basis of Pearson’s statistical criterion  2 . Experiment results prompted conclusion on effectiveness of developed technical military discipline as in similar and even slightly worse initial conditions, students of experimental group trained in accordance with developed academic discipline with application of active methods and teaching aids, at course end show higher results compared to control group students, who were trained with traditional methods.Thus, study of disciplines of technical military education at Military Department of Aerospace Force of Military Training Faculty in a civil university with application of problem situational tasks is aimed at development of professional military competences and personal traits and achievement of main goal of training at Military Training Faculty - readiness of graduates for professional activity in accordance with competence requirements for relevant military occupational specialty.

Full Text

Введение Современный этап развития России характеризуется реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации и модернизацией системы высше- го образования. В условиях модернизации системы образования, и в частно- сти высшей военной школы Российской Федерации, особую актуальность приобретают задачи подготовки кадровых офицеров и повышения качества подготовки офицеров запаса в гражданских вузах [1, 2, 3]. Одним из вариан- тов подготовки резерва для Вооруженных Сил Российской Федерации высту- пает подготовка студентов по военно-учетным специальностям офицеров за- паса на базе факультета военного обучения вуза. Значимым преимуществом такого типа подготовки является то, что будущих солдат запаса готовят из числа студентов вуза, обучающихся по специальности, близкой к военно- учетной специальности. Целью и результатом обучения является формирование готовности вы- пускников военных кафедр (факультета военного обучения) к профессио- нальной деятельности, т. е. целостного комплекса свойств личности на основе профессиональных знаний, умений и навыков, которые в нужный момент и в разных условиях преобразуются обучающимися в соответствии с задача- ми учебной (или далее профессиональной) деятельности в уверенные дей- ствия, приводящие к профессиональной самореализации, личностному само- совершенствованию и саморазвитию [4, 5, 6, 7]. Таким образом, выпускники военных кафедр - офицеры запаса должны обладать сформированными воен- но-профессиональные компетенциями [8, 9, 10]. Обзор литературы В науке созданы предпосылки для подготовки студентов по военно- учетным специальностям офицеров запаса в гражданском вузе. Подготовка студентов в образовательных учреждениях высшего образования стала пред- метом исследований В.А. Адольфа, Ю.С. Васильева, А.Г. Бусыгина, А.Л. Бу- сыгиной, В.А. Жукова, В.Н. Козлова, Н.Э. Касаткиной, В.В. Краевского, Ю.А. Кустова, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова, В.В. Серикова, С.Д. Смирнова, О.Г. Смоляниновой, А.И. Сурыгина, Е.В. Ткаченко, А.П. Тряпицыной, Т.К. Клименко, А.В. Хуторского, Д.В. Чернилевского, А.И. Чучалина и др. Научные труды, отражающие различные аспекты военно-профессиональной подготовки, рассмотрены А.Н. Абрамовым, И.А. Алехиным, А.В. Барабан- щиковым, П. П. Дерюгиным, В.Я. Добрицким, В.С. Добровольским, К.А. Ду- баренко, Г.А. Кабаковичем, В.В. Мелетичевым, В.А. Родионовым, И.В. Сы- ромятниковым, Ю.Г. Спицыным, А.А. Тарасовым и др. В военно- педагогических исследованиях рассматривается подготовка военных специа- листов в военных и гражданских вузах, но в педагогической теории и практи- ке недостаточно проработаны вопросы подготовки студентов по военно- учетным специальностям офицеров запаса в вузе с учетом современных обра- зовательных методов и средств обучения, направленных на формирование военно-профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпуск- ник военной кафедры. Материалы и методы В процессе работы над научной статьей использовались следующие ме- тоды исследования: изучение, анализ и обобщение научной литературы в об- ласти исследования, нормативных документов по вопросам исследования; обоснование теоретической и методологической базы исследования; монито- ринг; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; методы математической и статистической обработки результа- тов исследования. Результаты исследования В соответствии с квалификационными требованиями к военно- профессиональной подготовке граждан, проходящих обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре (факультете военного обучения) при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», видами военно-профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник факультета военного обучения при освоении программы военной подготовки, являются служебная (повседневная и боевая), эксплуатационная и военно-педагогическая (воспитательная) [11, 12]. В статье рассмотрена учебная дисциплина «Устройство, принцип дей- ствия, работа и эксплуатация дизельной электрической станции (ДЭС)» военно-учетной специальности «Эксплуатация и ремонт средств энергоснаб- жения зенитного ракетного вооружения Военно-воздушных сил». Выпускник военной кафедры Военно-воздушных сил факультета военного обучения должен обладать следующими военно-профессиональными компетенциями, которые являются дополнениями к компетенциям, перечисленным в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по соответствующим направлениям и специальностям, по экс- плуатационной деятельности: способностью организовать безопасную работу при эксплуатации во- оружения и техники подразделения, контролировать их выполнение; способностью эксплуатировать вооружение и технику в подразделении; способностью определять способы и методы восстановления работо- способного состояния вооружения и техники подразделения, выполнять их войсковой ремонт и обслуживание; способностью осуществлять подготовку к боевому применению и вести боевую работу на средствах энергоснабжения подразделения в различных условиях обстановки; способностью проводить техническое обслуживание и войсковой ре- монт средств энергоснабжения подразделения. Разработанная военно-техническая дисциплина «Устройство, принцип действия, работа и эксплуатация дизельной электрической станции» обеспе- чивает реализацию квалификационных требований к уровню военно- профессиональной подготовки выпускников через формирование знаний, умений и навыков, а также мотивации к проявлению умений качественно осуществлять профессиональную деятельность. Анализ квалификационных требований по указанной военно-учетной специальности позволил выделить планируемые результаты освоения учебной дисциплины, обеспечивающие формирование военно-профессиональных компетенций и достижение цели изучения курса: - знание технических данных, состава оборудования, назначения и прин- ципа работы его элементов, структурной схемы, вариантов управления, элек- трических функциональных схем, методов поиска неисправностей дизельной электрической станции; - умение и навыки решения типичных задач учебно-профессиональной области: технически грамотно осуществлять управление, настройку, поиск и устранение неисправностей, контроль функционирования, подготовку к ра- боте, проверку технического состояния и оценивать готовность дизельной электростанции к боевому применению; - умение ориентироваться в профессиональной области, работать с элек- трическими функциональными схемами, инструкциями по эксплуатации и техническими описаниями средств энергоснабжения, подбирать, интерпре- тировать и оценивать необходимую информацию. Сегодня наиболее актуальны подходы к подготовке студентов, связанные с развитием критического мышления и творческих способностей, а также по- требности к постоянному самообразованию, самоанализу, самопознанию, самоконтролю, самооценке для формирования у них знаний и умений в соответствии с требованиями к результатам подготовки студентов по военно-учетным специ- альностям офицеров запаса в вузе [13, 14]. В разработанной учебной дисциплине в процессе обучения наряду с традиционными методами были применены ак- тивные методы обучения как элемент активизации учебной деятельности уча- щихся с использованием имитации реальных ситуаций, направленных на фор- мирование военно-профессиональных компетенций: способность определять характерные неисправности, возникающие в процессе работы дизельной элек- трической станции; способность устранять неисправности. Для студентов были разработаны проблемно-ситуативные задания (кейс- задания) на основе активных методов обучения, которые побуждают учащих- ся к самостоятельной деятельности, самостоятельной постановке целей и определению путей их достижения, активизируют учебную и познаватель- ную деятельность, развивают мышление, формируют практические умения и навыки [2, 15, 16, 17]. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполне- ние студентами тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают знаниями, умениями и навыками в процессе активной познава- тельной и практической деятельности [18]. Учебный процесс приобретает практико-ориентированный характер. Повышению качества подготовки студентов на военной кафедре способ- ствует активное вовлечение их в учебную деятельность, поэтому были разра- ботаны проблемно-ситуативные задания для поиска решения конкретной практической ситуации, возникающей в процессе эксплуатации ДЭС. Напри- мер, возникновение неисправностей «Разнос», «Низкое давление масла», «Низкий уровень охлаждающей жидкости», «Перегрев масла», «Неисправ- ность сети», «Неисправность возбуждения» и др. Каждая группа студентов, состоящая из четырех человек, должна проанализировать конкретную ситуа- цию, перечислить возможные причины возникновения неисправности, соста- вить алгоритм поиска (блок-схему) и выработать решение (способы, методы) устранения указанной неисправности. Преподаватель, организовывая работу в группах, поясняет алгоритм работы с проблемно-ситуативным заданием, отвечает на возникающие вопросы студентов, комментирует и оценивает ра- боту студентов при анализе и получении решения задания. Стоит отметить, что при анализе полученного задания студенты использовали реальную воен- ную технику в процессе проведения практических занятий, направленных на активное формирование военно-профессиональных компетенций. Таким об- разом, проблемно-ситуативные задания способствуют более углубленному изучению студентами дисциплин военно-технической подготовки, развитию способностей решать задачи, творческого мышления, самостоятельной дея- тельности и рефлексивных навыков. В работе эксперимент был поставлен с целью верификации гипотезы, ос- нованной на предположении, согласно которому уровень подготовки студен- тов на военной кафедре может быть повышен за счет разработки и реализа- ции военно-технической дисциплины с использованием проблемно- ситуативных заданий. Сравнение результатов производилось на основании статистического критерия Пирсона  2 . Для сравнения групп использовалась порядковая шкала (шкала рангов) с L градациями и считалось, что xi  и yi  - натуральные числа, принимающие одно из L значений. Для простоты можно считать, что множество значений (баллов) есть множество чисел от единицы до L. Тогда характеристикой группы будет количество ее членов, набравших заданный балл. То есть для второй группы вектор баллов есть n  n1 , n2 ,...,nL , где nk - количество членов второй группы, получивших k-тый балл, k  1,2,..., L . Для первой группы вектор баллов есть m  m1 , m2 ,...,mL , где mk - количество членов первой группы, получивших k-тый балл, n1  n2  ...  nL  N , m1  m2  ... mL  M [19]. k  1,2,..., L . Очевидно, что Выделим три уровня усвоения учебного материала ( L  3 ): низкий (получена оценка за экзамен «удовлетворительно»), средний (получена оценка «хорошо») и высокий (получена оценка «отлично») (табл. 1). Уровни усвоения учебного материала Таблица 1 Уровень усвоения Оценка Низкий 3 Средний 4 Высокий 5 Для определения контрольной и экспериментальной групп, а также для того, чтобы показать эквивалентность контрольной и экспериментальной групп до проведения эксперимента, используем данные, полученные в ре- зультате сдачи экзамена по военно-технической подготовке в предыдущем семестре обучения (табл. 2). Таблица 2 Уровни усвоения учебного материала студентами контрольной и экспериментальной групп до проведения эксперимента Уровень усвоения Первая группа Вторая группа Низкий (3) 3 5 Средний (4) 3 3 Высокий (5) 10 9 Рассчитаем среднее арифметическое x выборки x  (выборочное среднее), используя табл. 2: 1 i i1, N 1 N x  x1  x2  x3  ...xn1  xn   N N  xi . (1) i1 Получаем для первой группы xýêñïåð.  4,24. xêîíòð .  4,44; для второй группы Используем критерий однородности  2 , эмпирическое значение  2 ÝÌÏ которого вычисляется по следующей формуле:   ni L 2 mi     2 ÝÌÏ  N  M   N M  i 1 ni  mi . (2) Подставляя значения из табл. 2 в формулу (2), получаем:  5 2  3   3 2  3  2  9  10     2  17 16  17  16    17  16    17   16   0,5. ÝÌÏ .  5  3   3  3  9  10    Сравниваем полученные значения с критическим значением  2 0.05 , взятым из таблицы [5]. В нашем эксперименте L= 3 (выделены три уровня знаний - «низкий», «средний» и «высокий»). Следовательно, L - 1 = 2. Из таблицы получаем для L - 1 = 2:  2 0.05  5,99 . Так как  2 ÝÌÏ .  0,5 ≺ 5,99 , то характеристики сравниваемых групп по результатам экзамена по военно-технической подготовке в предыдущем семестре обучения совпадают с уровнем значимости 0,05 по статистическому критерию однородности  2 . Это позволяет сделать вывод об одинаковом уровне базовой подготовки студентов двух групп. Исходя из этих расчетов для чистоты эксперимента в качестве контрольной и экспериментальной групп были выделены группы студентов с разных институтов, а в экспериментальную группу включены студенты, обладающие более низким средним значением x по сравнению с контрольной группой. Кроме того, во всех группах, принимавших участие в эксперименте, занятия проводил один и тот же преподаватель. Состав групп: - контрольная (первая группа в табл. 2), обучающаяся по традиционной методике, - 16 студентов; - экспериментальная (вторая группа в табл. 2), обучающаяся по разрабо- танной учебной дисциплине с использованием активных методов и средств обучения, - 17 студентов. Таким образом, по данным двух вышеупомянутых оценок можно сделать вывод, что экспериментальная группа до проведения эксперимента как ми- нимум была подготовлена не лучше, чем контрольная. Проведем сравнение результатов уровня усвоения учебного материала в контрольной и экспериментальной группах по результатам итогового те- стирования по военно-технической дисциплине, в которое были включены вопросы, связанные с поиском и методикой устранения характерных неис- правностей дизельной электрической станции. Составим табл. 3 и 4. Таблица 3 Уровни усвоения учебного материала студентами контрольной и экспериментальной групп Уровень усвоения Контрольная группа, чел. Экспериментальная группа, чел. Низкий (3) 9 3 Средний (4) 3 3 Высокий (5) 4 11 Результаты измерений уровня усвоения учебного материала контрольной и экспериментальной групп Таблица 4 Уровень усвоения Частота, % Контрольная группа Экспериментальная группа Низкий (3) 56,25 17,65 Средний (4) 18,75 17,65 Высокий (5) 25,00 64,70 Используем методику определения достоверности различий для экспери- ментальных данных, измеренных в порядковой шкале, осуществив переход от табл. 3 к табл. 4. Рассчитаем среднее арифметическое x по формуле (1). Подставляя данные из табл. 3, получаем для контрольной группы xêîíòð ..  3,687; для экспериментальной группы xýêñïåð.  4,471. Для данных, измеренных в порядковой шкале, используем критерий однородности  2 , эмпирическое значение  2 ÝÌÏ которого вычисляется по формуле (2). Подставляя значения из табл. 3 в (2), получаем:  3 2  9   3 2  3  2  11  4     2  17 16  17  16    17  16     17   16   6,263. ÝÌÏ .  3  9   3  3  11  4    Сравниваем полученные значения с критическим значением  2 0.05 , взятым из таблицы [5]. В нашем эксперименте L= 3 (выделены три уровня знаний - «низкий», «средний» и «высокий»). Следовательно, L - 1 = 2 и из таблицы получаем:  2 0.05  5,99 . Так как  2 ÝÌÏ .  6,263 ≻ 5,99 , то достоверность различий характеристик двух групп по статистическому критерию однородности  2 с уровнем значимости 0,05 составляет 95 %. Следовательно, применение экспериментальной методики обучения приводит к статистически значимым (на уровне 95 % по критерию  2 ) отличиям результатов контрольной и экс- периментальной групп. Обсуждение и заключение По результатам эксперимента сделан вывод об эффективности разрабо- танной военно-технической дисциплины, так как при сопоставимых и даже несколько худших начальных условиях студенты экспериментальной группы по окончании изучения дисциплины показывают более высокие результаты, чем студенты контрольной группы (на уровне 95 % по критерию  2 различия). Так как изменяемым фактором была только методика обучения, можно сделать вывод, что эффект изменений обусловлен применением эксперимен- тальной методики обучения. Полученные результаты, проверенные с помо- щью методов статистической проверки гипотез, свидетельствуют о целесооб- разности внедрения военно-технической дисциплины «Устройство, принцип действия, работа и эксплуатация дизельной электрической станции» на осно- ве комплексного использования современных методов и средств обучения. Таким образом, изучение военно-технической дисциплины с использовани- ем проблемно-ситуативных заданий направлено на формирование военно- профессиональных компетенций и личностных качеств и достижение главной цели обучения на военной кафедре факультета военного обучения - готовности выпускников к профессиональной деятельности в соответствии с квалификаци- онными требованиями по соответствующей военно-учетной специальности.
×

About the authors

Elena G. Porshneva

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University

Email: a_porshneva@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor at the Aerospace Force Military Subfaculty of the Military Training Department. 29, Polytechnicheskaya Str., St. Petersburg, Russia, 195251

References

  1. Григоренко Н.Н., Зарипов А.А. Кластерный подход к формированию военно- профессиональных компетенций // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 4 (33-1). - С. 203-209.
  2. Кондрашов С.А., Степанов А.В. Использование кейс-технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов вуза ФСИН РФ // Инновационная наука. - 2016. - № 12-3. - С. 65-68.
  3. Фисенко Н.А., Фисенко А.Н., Юров А.А. Педагогические условия, способствующие эффективности организации процесса подготовки национальных военных кадров иностранных государств в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации при изучении общевоенных дисциплин // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - Т. 2. - № 11. - С. 135-137.
  4. Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 7-1 (47). - С. 60-67.
  5. Поршнева Е.Г. Состояние и тенденции развития системы военной подготовки в гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. - 2014.- № 2 (30). - С. 18.
  6. Козлов О.А. Содержание готовности курсантов войск национальной гвардии к профессиональной деятельности // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2016. - № 3 (7). - С. 96-103.
  7. Димухаметов Р.С., Сергеев С.И. Военно-профессиональная компетентность и компетенции, формируемые у курсантов в процессе обучения в военных авиационных вузах // Здравоохранение, образование и безопасность. - 2017. - № 1 (9). - С. 110-115.
  8. Стародубцев М.П., Бабич И.И. Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 172-175.
  9. Антонов Г.М., Афанасьев А.К., Михелькевич В.Н. Педагогическая система формирования у студентов - будущих офицеров резерва Вооруженных Сил РФ военно-профессиональных компетенций // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 234-238.
  10. Антонов Г.М., Афанасьев А.К., Попов Д.В. Концепция и реализация компетентностно-модульной технологии при подготовке офицеров запаса в гражданских высших учебных заведениях // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - Т. 7. - № 11 (11). - С. 28-33.
  11. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке граждан, проходящих обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре (факультете военного обучения) при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». - СПб, 2017. - 22 с.
  12. Романов А.М., Горовенко В.О. Формирование военно-профессиональных компетенций у курсантов военного вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2016. - Т. 10-1. - С. 123-126.
  13. Акопова М.А. Теория и методология реализации личностно-ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Акопова Мария Алексеевна. - Санкт- Петербург, 2004. - 42 с.
  14. Смирнова И.Э. Модели обучения // Высшее образование в России. - 2006. - №3. - С. 96-99.
  15. Сафонов И.А. Активные формы обучения курсантов в процессе формирования проектно-технологической культуры // Гуманитарные науки. - 2017. - № 3 (39).- С. 138-144.
  16. Пономарёва О.Н., Евдокимова О.В., Цаплюк А.И. Совершенствование подготовки военных специалистов: метод «кейс-стади» в преподавании гуманитарных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 234.
  17. Пономарёва О.Н., Евдокимова О.В., Бестужев Л.В. Кейс-задания в высшей военной школе и их использование в качестве компонентов фонда оценочных средств // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 94.
  18. Малахова В.А. Кейс-метод в преподавании естественно-научных дисциплин в военном вузе // Военный научно-практический вестник. - 2016. - № 1 (4). - С. 110-113.
  19. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

Copyright (c) 2018 Porshneva E.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies