Significance of the modular approach for independent work of students when studying grammar of a foreign language at non-language university


Cite item

Full Text

Abstract

In recent decades, through the introduction of a degree structure in higher education, Russia is highly integrated into the world socio-economic, information, educational and cultural space.Increased interaction with foreign partners implies that young professionals have sufficiently high level of knowledge of foreign languages. Increasing attention is therefore being paid to the development of graduates of the foreign language communicative competence in technical universities. An important condition for the successful study of a foreign language is a competent organization of independent work of students. The purpose of this study is to determine the effectiveness of a modular approach in the organization of independent work of students during the process of their study of a foreign language, in particular, grammar, at a technical university. The authors of this article consider the modular approach as a technology in which the content is divided into several units or modules, each of which is studied separately. The study is based on qualitative and quantitative methods, as well as an experiment in teaching. Educating process of students was conducted with the help of manuals of English grammar, published at the Department of Linguistics, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language of SamSTU and the Department of Theory and Practice of Translation of OSU. The experiment showed that the use of the modular approach applied to the study of English grammar in the framework of independent work of students was more effective than traditional methods. Moreover, the students noted that this teaching technology had clearly showed them the existing knowledge gaps and increased their motivation for their further study of grammar. The teachers in their turn appreciated the opportunity to adapt the content of classes depending on the individual level of each student, providing more flexible approach in the process of learning the English language.

Full Text

Введение В последнее время в Российской Федерации продолжается процесс инте- грации вузов в международное образовательное пространство. Активизация научного, производственного и социально-культурного взаимодействия с иностранными партнерами ежедневно призывает молодых специалистов эф- фективно справляться с новыми задачами и требует корректировки системы высшего профессионального образования. Современная многоуровневая си- стема образования является компетентностно-ориентированной [1], что наилучшим образом позволяет узнать, как использовать современные техно- логии в процессе обучения, а затем и в профессиональной деятельности [2]. Эффективное сотрудничество с зарубежными коллегами невозможно без до- статочного владения выпускниками вузов (в первую очередь, технических) иностранными языками (ИЯ) [3]. Поэтому одной из первоочередных задач российских университетов является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции [4]. Как показывают исследования последних лет, модульный подход являет- ся одной из наиболее передовых педагогических технологий, позволяющей добиться максимальных результатов при изучении различных аспектов ИЯ. Однако необходимо отметить, что наибольшее внимание уделяется примене- нию модульного подхода на аудиторных занятиях ИЯ [5, 6]. При этом ис- пользование рассматриваемой педагогической технологии для организации самостоятельной работы студентов до настоящего времени оставалось за рамками интересов ученых и педагогов. Тем не менее, значительное количество часов, отводимое на самостоятельную работу по ИЯ на всех технических специальностях, требует их целесообразного и грамотного использования. В связи с этим данное исследование имеет своей целью рассмотрение способов применения модульного подхода в организации самостоятельной работы учащихся при изучении ИЯ. Достижение поставленной цели подра- зумевает решение ряда частных задач, а именно: выявление основополагаю- щих характеристик модульного подхода, анализ особенностей применения модульного подхода к обучению грамматике ИЯ в неязыковом вузе, а также оценка эффективности использования рассматриваемого подхода для само- стоятельной работы студентов. Обзор литературы На раннем этапе своего развития модульный подход представлял собой альтернативу традиционным формам обучения [7]. Первые упоминания блочно-модульной технологии датируются концом 60-х гг. XIX века. Харак- терной особенностью данной педагогической технологии является четкое выделение и выполнение отдельных приемов, операций и этапов, что приво- дило к успешному завершению задания в целом [8]. Далее модульное обучение было успешно интегрировано в систему выс- шего образования. Его основополагающие принципы подробно разрабатыва- лись литовской исследовательницей П.А. Юцявичене [9]. В дальнейшем идеи П.А. Юцявичене были разработаны В.М. Гареевым, М.В. Клариным, И.А. Зимней и другими последователями [10-12]. Термин «модуль», заим- ствованный из информатики, прочно закрепился в терминологическом аппа- рате педагогики и имеет множество синонимов (модульная, блочно- модульная и модульно-рейтинговая технология, модульный метод и подход). Однако в любом случае имеется в виду педагогическая технология, подразу- мевающая разделение содержания учебной дисциплины на отдельные блоки (модули) и их выполнение по порядку или выборочно. Что касается опреде- ления понятия «модуль», то здесь обнаруживается большое разнообразие как в зарубежной, так и в отечественной педагогической литературе, однако можно выделить три основные тенденции [13]: модуль рассматривается как составная часть основной образовательной программы, состоящая из пакета учебных дисциплин [13]; делается акцент на междисциплинарный характер модуля: модуль включает в себя темы или подразделы из различных учебных дисциплин, но в рамках одной основной образовательной программы [13]. Именно такого определения придерживаются В.В. Карпов и М.Н. Катханов, утверждающие, что модуль - это «организационно-методическая междисциплинарная струк- тура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование ин- формации с позиции логики познавательной деятельности будущего специа- листа» [14, с. 37]; модуль рассматривается как «организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины» [13]. Такое понимание модуль- ной технологии нашло свое выражение в работах основоположника данной тео- рии П.А. Юцявичене. Исследовательница определяет модуль как «блок инфор- мации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материа- ла, программу действий, детерминированную определенной целью, и методиче- ское руководство для достижения поставленных дидактических целей» [9, с. 46]. Сходные определения были даны Г. Оуэнсом и Дж. Расселом. В них подчерки- вается главная характеристика модуля как отдельной, комплексной, но гибкой единицы, при освоении которой учащиеся должны вазимодействовать не только с преподавателем, но и между собой [16-17]. Далее необходимо дать авторское определение модуля и модульного подхода, релевантное для нашего исследования, и описать соотношение по- нятий «модуль» и «модульный подход» применительно к изучению ИЯ. Материалы и методы Исходя из вышеуказанного, мы вслед за В.И. Иовлевой понимаем под модулем законченную единицу конкретной учебной дисциплины, способ- ствующую формированию у обучающихся одной или нескольких универ- сальных и профессиональных компетенций, предусмотренных основной об- разовательной программой [18]. Каждый модуль обязательно сопровождается многоступенчатым контро- лем полученных знаний и умений обучающихся. Модуль как единица содер- жания учебной дисциплины обладает относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебного плана или учебной программы и определя- ет логику организации процесса ее освоения. Модуль является одновременно банком информации и методическим руководством по ее усвоению. Содер- жание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостно- сти, компактности, автономности, наглядности [18]. В данном исследовании мы определяем модульный подход как педагоги- ческую технологию обучения ИЯ с помощью автономных, логически завер- шенных единиц (модулей), на которые разделяется содержание учебной дис- циплины, и которые представляют собой отдельные модули [19]. Использование модульного похода в учебном процессе способствует ре- шению следующих задач: интеграции российских вузов в общеевропейское образовательное про- странство; повышению качества образовательного процесса; повышению самостоятельности учащихся при планировании учебного процесса и освоении учебной программы; приобретению и закреплению у студентов навыков самостоятельного принятия решений в процессе освоения образовательной программы. Ключевые характеристики модульного подхода могут быть классифици- рованы по вектору их направленности: на преподавателя; на студента. К первой группе относятся характеристики модульного подхода, дающие педагогу возможность наиболее грамотно и эффективно организовать про- цесс обучения. К таковым относятся: возможность адаптировать степень сложности любого модуля под уро- вень знаний определенного студента [4]; наличие четкого, но одновременно гибкого разделения содержания предмета на отдельные модули, продолжительность изучения каждого из ко- торых может быть определена индивидуально [4]; контроль усвоения модуля с помощью фонда оценочных средств, раз- работанного отдельно для каждого модуля. Ко второй группе принадлежат ключевые характеристики модульного подхода, ориентированные на студентов и позволяющие им наиболее эффек- тивно закрепить пройденный материал: осознанное восприятие учащимися связи между модулями учебной дисциплины, а также дальнейших перспектив обучения; возможность дополнительного и углубленного изучения предмета; стимулирование самостоятельной работы студентов и ее четкая, но вместе с тем гибкая организация [4, 20]. Как отмечают исследователи, «per- manent education, whether through studying under someone’s supervision, inspired self-education or self-study on one’s own initiative, is becoming not only a necessi- ty, but also a need» [21, p. 394]. Именно эта характеристика модульного под- хода к изучению ИЯ является основополагающей для данной работы. Настоящее исследование выполнялось с помощью теоретических и прак- тических методов. Среди теоретических методов были использованы изуче- ние федеральных стандартов высшего образования, нормативных докумен- тов, а также научно-теоретических работ отечественных и зарубежных иссле- дователей, рассмотренных в обзоре литературы; метод сравнения и система- тизации, а также педагогическое наблюдение. Практическая часть исследова- ния выполнялась с помощью педагогического наблюдения и тестирования, фронтальной беседы и индивидуального интервью, а также педагогического анкетирования и эксперимента. Результаты исследования Как неоднократно отмечалось выше, важнейшая характеристика модуль- ного подхода к изучению ИЯ заключается в том, что учащиеся способны освоить модуль в большей степени самостоятельно при ненавязчивом кон- троле педагога или более сильных студентов. Задача преподавателя состоит в таком случае в проведении входного контроля уровня знаний студентов, пер- вичном объяснении материала, текущем консультировании и выходном кон- троле усвоения обучающимися пройденного материала. Именно возможность осваивать тематику предмета с помощью отдельных модулей самостоятельно и в индивидуальном режиме способствует изучению грамматики ИЯ в техни- ческом вузе, учитывая небольшое количество аудиторных часов, отведенных для занятий иностранным языком (в среднем 2 академических часа в неделю) на протяжении 4-5 семестров. Коллективом кафедры лингвистики, межкультурной коммуникации и русского как иностранного Самарского государственного технического уни- верситета был поставлен эксперимент по использованию модульного подхода в обучении грамматике ИЯ. В эксперименте приняли участие 10 преподава- телей кафедры и 80 учащихся 1 курса факультета архитектуры очной формы обучения. В течение двух семестров часть аудиторного времени отводилась на изучение грамматики английского языка с помощью учебного пособия «English Grammar in Modules», часть I (составители Н.Р. Белозерова, Ю.В. Лопухова, Л.В. Федотова). Учебное пособие состоит из 16 модулей (Глагол TO BE, оборот THERE BE, THE PRESENT CONTINUOUS TENSE, THE PRESENT SIMPLE TENSE, PRESENT SIMPLE & PRESENT CONTINUOUS, THE PRESENT PERFECT TENSE, THE PRESENT PERFECT CONTINUOUS TENSE, THE PAST SIMPLE TENSE. THE PAST CONTINUOUS TENSE, THE PAST PERFECT TENSE, THE PAST PERFECT CONTINUOUS TENSE, THE FUTURE SIMPLE TENSE, THE FUTURE CONTINUOUS TENSE, THE FUTURE PERFECT TENSE, THE FU- TURE PERFECT CONTINUOUS TENSE, THE PASSIVE VOICE). Каждый из перечисленных модулей состоит из 8-9 учебных блоков (УБ). УБ 1 содержит интегрирующую цель модуля, которая должна обеспечи- вать достижение комплексной цели всей модульной программы по изучению грамматики ИЯ. УБ 2 содержит теоретическую информацию об изучаемом грамматиче- ском явлении (информационный блок). УБ 3 содержит упражнения для входного контроля знаний и умений сту- дентов. При необходимости здесь можно провести соответствующую коррек- цию знаний. УБ 4, 5 содержат упражнения для повторения и закрепления пройденного материала. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (это мягкий контроль - самоконтроль, свер- ка с образцом). Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявле- ние пробелов в усвоении материала для их оперативного устранения. УБ 6 содержит переводные упражнения с русского языка на английский. УБ 7 содержит переводные упражнения с английского языка на русский. УБ 8 - резюме. В этом учебном блоке реализуется возможность повторе- ния, обобщения, а также систематизации основного содержания. (Обобщение мо- жет быть сделано не только словесно, но и в форме сравнительных характеристик, графиков, диаграмм). УБ 9 - подведение итогов. Здесь осуществляется выходной контроль. Вы- ходной контроль выявляет у студентов уровень сформированности умений и навыков. Рекомендуется проводить анализ полученных результатов. Оценка вы- ставляется только за тренинговые упражнения, исходя из процентного соотноше- ния количества ошибок к количеству ответов: 100 % - 90 % - «Отлично»; 91 % - 80 % - «Хорошо»; 81 % - 60 % - «Удовлетворительно»; Менее 60 % - «Неудовлетворительно». В начале работы с каждым модулем преподаватель информировал студентов об объеме и структуре модуля, а также порядке работы над модулем. Ключевым мо- ментом в ходе эксперимента является то, что перед началом работы с модульным пособием было проведено контрольное входное тестирование. В конце учебного года учащиеся выполнили контрольное выходное тестирование. Результаты пред- ставлены в таблице. Результаты тестирования Оценка Вид тестирования Контрольное входное тестирование(%) Контрольное выходное тестирование(%) «Отлично» 27 31 «Хорошо» 54 60 «Удовлетворительно» 19 9 «Неудовлетворительно 0 0 Приведенные выше статистические данные наглядно демонстрируют эф- фективность применения модульного подхода к организации самостоятель- ной работы при изучении грамматики английского языка. Обсуждение и заключение В данной работе была затронута проблема успешной интеграции россий- ских вузов в мировое образовательное пространство. Одним из способов ре- шения указанной проблемы является всестороннее развитие у учащихся не- лингвистических вузов иноязычной коммуникативной компетенции. Крайне важным аспектом изучения иностранного языка в техническом университете является получение всеобъемлющих грамматических знаний изучаемого язы- ка. Однако, учитывая количество часов, отводимых по данной учебной дис- циплине на аудиторные занятия, основной акцент при изучении грамматики делается на самостоятельную работу студентов, которая может быть наибо- лее эффективно организована с помощью модульного подхода. В работе бы- ли обобщены основные отечественные и зарубежные концепции данной пе- дагогической технологии, дано ее авторское определение и рассмотрены ос- новополагающие характеристики. В практической части исследования с по- мощью качественных и количественных, теоретических и практических ме- тодов были описаны результаты внедрения модульного подхода на занятиях иностранным языком. В заключение хотелось бы отметить, что применение модульной технологии для изучения грамматики иностранного языка пред- полагает активное использование других интерактивных методик.
×

About the authors

Yuliya S. Elagina

Orenburg State Universty

Email: dymok_july@mail.ru
13, Pobedy av., Orenburg, Russia, 460018

Kseniya S. Oparina

Samara State Technical University

Email: ks.oparina@mail.ru
244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, Russia, 443100

References

  1. Pavlova A.V. Computer-aided Technologies in the Competency-based University Education // Актуальные проблемы современного профессионального образования, материалы I Международной научно-практической конференции (на иностранных языках). редакционная коллегия: Т.А. Знаменская, О.В. Томберг, В.В. Пузырев. 2014. С. 128-132.
  2. Prauzner T. Analysis of the Results of the Pedagogical Research and Eeg in the Aspect of Effective Modern Teaching Aids in the Technical Education, Pp. 481-498. https://www.researchgate.net/publication/277887350 (дата обращения 18.09.2018).
  3. Швайкина Н.С. Формирование корпоративной компетенции инженеров-менеджеров в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2009. 180 с.
  4. Багатеева А.О. Реализация модульной технологии обучения иностранному языку студентов технического вуза (на примере программы «английский язык для студентов автомобильного отделения») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 4(04). С. 16-17.
  5. Данилина Е.А. Этапы обучения иностранному языку при компетентностно-модульной организации учебного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 71-72.
  6. Ямшанова В.А. Переход на модульное обучение иностранным языкам как реализация идей Болонской декларации // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-информационный альманах. 2006. № 5. С. 6-22.
  7. Башмакова И.С. Модульное обучение в технических вузах // Вестник ИрГТУ. 2014. № 6(89). С. 249-253.
  8. Ерофеева В.А. Значение блочно-модульной системы обучения английскому языку в вузе. URL: http://naukarus.com/znachenie-blochno-modulnoy-sistemy- obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-vuze# (дата обращения 19.09.2018).
  9. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 55-60.
  10. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестник Высшей школы. 1987. № 8. С. 14-17.
  11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 75 с.
  12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования
  13. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 3-12.
  14. Лопухова Ю.В., Юрина М.В. Содержание учебного материала как важный аспект изучения иностранного языка при использовании модульного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 326-330.
  15. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 70 с.
  16. Лапп Е.А. Модульный подход в проектировании учебного плана бакалавриата по направлению «специальное (дефектологическое) образование»: теоретические основания и проблемы реализации // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1,2. С. 145-150.
  17. Owens G. The Modele in "Universities Quarterly" // Universities Quarterly, Higher education and society. Vol. 25. № 1. Pp. 94-98.
  18. Russell J.D. Modular Instruction. Minneapolis, Minn., Burgest Publishing Co., 1974. 3 p.
  19. Иовлева В.И. Модульно-компетентностная технология обучения для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы языкознания. 2016. Т. 1. С. 247-250.
  20. Опарина К.С. Применение модульного подхода к изучению грамматики английского при обучении техническому переводу // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 152-155.
  21. Кандалова Г.А. Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов при модульном подходе в обучении грамматике // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4(13). С. 51-55.
  22. Gil A. The Role of the Internet in Self-Study // Vol. 4 (2015): SOCIETY. INTERGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference May 22nd-23rd, 2015, Volume IV. Pp. 393-404.
  23. Белозерова Н.Р., Лопухова Ю.В., Федотова Л.В. English Grammar in Modules. Часть 1 (учебное пособие по основам практической грамматики английского языка). Самара: СГАСУ. 2008. 225 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Elagina Y.S., Oparina K.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies