THE PROBLEMS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE STUDENTS WITH INTELLECTUAL ACTIVITY ISORDER
- Authors: Chereneva E.A.1, Zaglyda I.G.2, Ptakhina J.A.3, Klimkovitch N.G.2, Kochukova T.A.2
-
Affiliations:
- Krasnoyarsk state university V.P. Astаfiev
- Education of the psychological and pedagogical support school of general education № 104
- Kuzbass Regional Instutution of Professional Education Development
- Issue: Vol 12, No 2 (2015)
- Pages: 198-202
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52173
- ID: 52173
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Проблема социально-профессиональной адаптации выпускников с нарушением интеллектуальной деятельности является актуальной не только для самих детей и их родителей, но и для всего общества в целом, что связано с тем, что они входят в группу риска по критерию попадания в криминогенную среду и принятия асоциального поведения. Составной частью социально-профессиональной адаптации является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация определяется как процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, возможностями и потребностями рынка труда, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств. Цель профессиональной ориентации заключается в оказании помощи в выборе оптимальной профессии, которая дала бы наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение [6, 10]. Центральное место в работе по профессиональной ориентации отводится школе. Поэтому важной задачей образовательной организации, в которой обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, является помощь учащимся в выборе своего пути. В связи с этим профессионально-адаптационная среда школы должна по возможности компенсировать ограничения ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него отраслях. Рассмотрим, как данный процесс организован в МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104» г. Кемерово. В школе обучаются дети, имеющие нарушение интеллектуальной деятельности различной степени тяжести. Работа по социально-профессиональной адаптации учащихся осуществляется в системе, включающей такие компоненты, как: профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессио-нального самоопределения; профессиональная диагностика - изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии; профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению; профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства. Профориентационная работа в школе решает следующие задачи [2]: - оказание помощи в изучении мира профессий, производства; - развитие у учащихся способностей, позволяющих успешно социализироваться, профессионально самоопределиться с учетом возможностей и индивидуальных особенностей; - изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии. В ходе профориентационной работы в школе проводятся следующие мероприятия: - классные часы по профориентации, на которых учащихся знакомят с видами профессиональной деятельности, рабочими местами и требованиями к профессиям, пригодными для освоения детьми с нарушением интеллектуальной деятельности; - трудовые декады, которые способствуют подготовке учащихся по школьной программе трудового обучения, развивают интерес к предмету, чувство ответственности, помогают определиться в будущей профессии; - эстетические беседы, способствующие развитию художественного вкуса и творческих способностей, восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметов быта; - экскурсии, в процессе которых учащихся знакомят с профессиями штукатура, отделочника, маляра и требованиями, предъявляемыми к этим профессиям; - конкурсы профессионального мастерства, где учащиеся демонстрируют свои умения и навыки, приобретенные в процессе учебной деятельности, получают их оценку и поощряются за проделанную работу, что дает мощный стимул к дальнейшей работе и достижению еще больших результатов. В процессе профориентационной работы педагоги одновременно ведут работу по профессиональной адаптации детей, составляющими которой являются следующие умения: осознавать требования к полученной профессии, устанавливать межличностные отношения в коллективе, принимать и соблюдать правила поведения в коллективе, доводить начатое дело до завершения [6]. Кроме вышесказанного, в ходе работы по данному направлению особое внимание уделяется посещению центра занятости населения, где с подростками проводится следующая работа: информирование о состоянии и перспективах рынка труда, о требованиях, предъявляемых получаемой профессией к человеку; формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире профессионального труда. С целью изучении эффективности работы по социально-профессиональной адаптации нами было проведено исследование в 2013-2014 учебном году, по результатам которого установлено, что среди мальчиков - учащихся 9-х классов (в исследовании приняли участие 15 человек) проявляют интерес к штукатурно-малярному делу 60 %, не проявляют интереса 16 %, процесс обучения не вызывает затруднений у 33 %, испытывают затруднения 53 %, испытывают большие сложности 6 % учащихся. На вопрос о продолжении обучения после окончания школы по профилю «штукатурно-малярное дело» 70 % ответили положительно, 30 % выбрали профессию слесаря-сантехника. В ходе исследования нами были определены факторы, влияющие на процессы профориентационной и профадаптационной работы: - состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; - степень развития навыков и умений, получаемых на уроках трудового обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося; - уровень поддержки со стороны педагогов; - знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка; - информированность учащихся о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям. Следует отметить, что в процессе исследования нами был выявлен ряд противоречий: - между сложившейся системой профессиональной подготовки детей с нарушением интеллектуальной деятельности и современными экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; - между возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, которые ограничивают доступность овладения профессиями; - между ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ограниченными возможностями здоровья, и еще меньшим их количеством, по которым можно проводить профессиональную трудовую подготовку учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Таким образом, целенаправленная работа по профессиональной ориентации детей с нарушением интеллектуальной деятельности является одним из приоритетных направлений трудового обучения. Однако без тесного взаимодействия различных организаций и ведомств по социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности результаты будут минимальными.About the authors
Elena A. Chereneva
Krasnoyarsk state university V.P. Astаfiev
Email: elen_korn@bk.ru
Inessa G. Zaglyda
Education of the psychological and pedagogical support school of general education № 104
Email: chili104@mail.ru
Julya A. Ptakhina
Kuzbass Regional Instutution of Professional Education Development
Email: yuliya.kemerovo@mail.ru
Natalya G. Klimkovitch
Education of the psychological and pedagogical support school of general education № 104
Email: chili104@mail.ru
Tatyana A. Kochukova
Education of the psychological and pedagogical support school of general education № 104
Email: chili104@mail.ru
References
- Агавелян О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомо-гательных школ // Дефектология. - 1974. - № 1. - С. 62 -67.
- Белявский Б.В. Организация профессионального образования лиц с ограниченными воз-можностями здоровья // Детская и подростковая реабилитация. - 2006. - № 1.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 486 с.
- Семья Г.В., Владимирова Н.В., Зайцева Н.Г. Социально-профессиональная адаптация выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей). - М.: Столичная финансово-гуманитарная академия, 2006. - 103 с.
- Хакимова Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения лично-сти. - Кемерово: КемГУ, 2010. - 128 с.
- Черенёва Е.А. Механизмы ригидного поведения детей с нарушениями интеллектуально-го развития [Электронный ресурс] // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 1 (19). - С. 144-162. - Режим доступа: http:// sibsedu.kspu.ru
- Черенёва Е.А. Неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности у детей с нарушенным интеллектом [Электронный ресурс] // Сибирский вестник специального образования. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://sibsedu.kspu.ru
- Черенёва Е.А. Саморегуляция учебной и внеучебной деятельности у учащихся 5-6-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида: Дисс. … канд. пед. наук. - Крас-ноярск, 2003.
- http:// psihotesti.ru [Электронный ресурс].
- Beime Smith M., Patton Y.R., Yttenbash R. Mental Retardation. - New-York: Macmillan Col-lege Publishing Company, 1994. - Р. 153.
- Bronfenbrenner V. Toward an experimental ecology of human development // American Psy-chologist. - 1977. - № 32. - Р. 513.
