THE PROBLEMS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE STUDENTS WITH INTELLECTUAL ACTIVITY ISORDER


Cite item

Full Text

Abstract

The article describes and analyzes the problems of social and professional adaptation of the students with mental disorder presented on the base of the psychological and pedagogical support school of general education № 104, the city of Kemerovo. Children with intellectual activity disorder of various level study at the school. The main results of the practical analyzes of the problem, the factors influencing the results of profession oriented and profession adjustment work and the contradictions are revealed. It’s pointed out that the purposeful work on the profession orientation of the children with intellectual activity disorder is one of the priority course of the labour education. But we have supposed that the results are to be minute without close cooperation between various organizations and departments for the social and professional adaptation of the students with intellectual activity disorder.

Full Text

Проблема социально-профессиональной адаптации выпускников с нарушением интеллектуальной деятельности является актуальной не только для самих детей и их родителей, но и для всего общества в целом, что связано с тем, что они входят в группу риска по критерию попадания в криминогенную среду и принятия асоциального поведения. Составной частью социально-профессиональной адаптации является профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация определяется как процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, возможностями и потребностями рынка труда, а также задачами формирования конкретных профессиональных качеств. Цель профессиональной ориентации заключается в оказании помощи в выборе оптимальной профессии, которая дала бы наибольшее творческое, моральное и материальное удовлетворение [6, 10]. Центральное место в работе по профессиональной ориентации отводится школе. Поэтому важной задачей образовательной организации, в которой обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, является помощь учащимся в выборе своего пути. В связи с этим профессионально-адаптационная среда школы должна по возможности компенсировать ограничения ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него отраслях. Рассмотрим, как данный процесс организован в МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 104» г. Кемерово. В школе обучаются дети, имеющие нарушение интеллектуальной деятельности различной степени тяжести. Работа по социально-профессиональной адаптации учащихся осуществляется в системе, включающей такие компоненты, как: профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессио-нального самоопределения; профессиональная диагностика - изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии; профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению; профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии; профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства. Профориентационная работа в школе решает следующие задачи [2]: - оказание помощи в изучении мира профессий, производства; - развитие у учащихся способностей, позволяющих успешно социализироваться, профессионально самоопределиться с учетом возможностей и индивидуальных особенностей; - изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии. В ходе профориентационной работы в школе проводятся следующие мероприятия: - классные часы по профориентации, на которых учащихся знакомят с видами профессиональной деятельности, рабочими местами и требованиями к профессиям, пригодными для освоения детьми с нарушением интеллектуальной деятельности; - трудовые декады, которые способствуют подготовке учащихся по школьной программе трудового обучения, развивают интерес к предмету, чувство ответственности, помогают определиться в будущей профессии; - эстетические беседы, способствующие развитию художественного вкуса и творческих способностей, восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметов быта; - экскурсии, в процессе которых учащихся знакомят с профессиями штукатура, отделочника, маляра и требованиями, предъявляемыми к этим профессиям; - конкурсы профессионального мастерства, где учащиеся демонстрируют свои умения и навыки, приобретенные в процессе учебной деятельности, получают их оценку и поощряются за проделанную работу, что дает мощный стимул к дальнейшей работе и достижению еще больших результатов. В процессе профориентационной работы педагоги одновременно ведут работу по профессиональной адаптации детей, составляющими которой являются следующие умения: осознавать требования к полученной профессии, устанавливать межличностные отношения в коллективе, принимать и соблюдать правила поведения в коллективе, доводить начатое дело до завершения [6]. Кроме вышесказанного, в ходе работы по данному направлению особое внимание уделяется посещению центра занятости населения, где с подростками проводится следующая работа: информирование о состоянии и перспективах рынка труда, о требованиях, предъявляемых получаемой профессией к человеку; формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире профессионального труда. С целью изучении эффективности работы по социально-профессиональной адаптации нами было проведено исследование в 2013-2014 учебном году, по результатам которого установлено, что среди мальчиков - учащихся 9-х классов (в исследовании приняли участие 15 человек) проявляют интерес к штукатурно-малярному делу 60 %, не проявляют интереса 16 %, процесс обучения не вызывает затруднений у 33 %, испытывают затруднения 53 %, испытывают большие сложности 6 % учащихся. На вопрос о продолжении обучения после окончания школы по профилю «штукатурно-малярное дело» 70 % ответили положительно, 30 % выбрали профессию слесаря-сантехника. В ходе исследования нами были определены факторы, влияющие на процессы профориентационной и профадаптационной работы: - состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; - степень развития навыков и умений, получаемых на уроках трудового обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося; - уровень поддержки со стороны педагогов; - знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка; - информированность учащихся о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям. Следует отметить, что в процессе исследования нами был выявлен ряд противоречий: - между сложившейся системой профессиональной подготовки детей с нарушением интеллектуальной деятельности и современными экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство; - между возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, которые ограничивают доступность овладения профессиями; - между ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ограниченными возможностями здоровья, и еще меньшим их количеством, по которым можно проводить профессиональную трудовую подготовку учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности. Таким образом, целенаправленная работа по профессиональной ориентации детей с нарушением интеллектуальной деятельности является одним из приоритетных направлений трудового обучения. Однако без тесного взаимодействия различных организаций и ведомств по социально-профессиональной адаптации учащихся с нарушением интеллектуальной деятельности результаты будут минимальными.
×

About the authors

Elena A. Chereneva

Krasnoyarsk state university V.P. Astаfiev

Email: elen_korn@bk.ru

Inessa G. Zaglyda

Education of the psychological and pedagogical support school of general education № 104

Email: chili104@mail.ru

Julya A. Ptakhina

Kuzbass Regional Instutution of Professional Education Development

Email: yuliya.kemerovo@mail.ru

Natalya G. Klimkovitch

Education of the psychological and pedagogical support school of general education № 104

Email: chili104@mail.ru

Tatyana A. Kochukova

Education of the psychological and pedagogical support school of general education № 104

Email: chili104@mail.ru

References

  1. Агавелян О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомо-гательных школ // Дефектология. - 1974. - № 1. - С. 62 -67.
  2. Белявский Б.В. Организация профессионального образования лиц с ограниченными воз-можностями здоровья // Детская и подростковая реабилитация. - 2006. - № 1.
  3. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 486 с.
  4. Семья Г.В., Владимирова Н.В., Зайцева Н.Г. Социально-профессиональная адаптация выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве (методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей). - М.: Столичная финансово-гуманитарная академия, 2006. - 103 с.
  5. Хакимова Н.Р. Психологические условия профессионального самоопределения лично-сти. - Кемерово: КемГУ, 2010. - 128 с.
  6. Черенёва Е.А. Механизмы ригидного поведения детей с нарушениями интеллектуально-го развития [Электронный ресурс] // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 1 (19). - С. 144-162. - Режим доступа: http:// sibsedu.kspu.ru
  7. Черенёва Е.А. Неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности у детей с нарушенным интеллектом [Электронный ресурс] // Сибирский вестник специального образования. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://sibsedu.kspu.ru
  8. Черенёва Е.А. Саморегуляция учебной и внеучебной деятельности у учащихся 5-6-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида: Дисс. … канд. пед. наук. - Крас-ноярск, 2003.
  9. http:// psihotesti.ru [Электронный ресурс].
  10. Beime Smith M., Patton Y.R., Yttenbash R. Mental Retardation. - New-York: Macmillan Col-lege Publishing Company, 1994. - Р. 153.
  11. Bronfenbrenner V. Toward an experimental ecology of human development // American Psy-chologist. - 1977. - № 32. - Р. 513.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Chereneva E.A., Zaglyda I.G., Ptakhina J.A., Klimkovitch N.G., Kochukova T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies