МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрывается методологический потенциал промышленного производства в аспекте профессиональной подготовки будущих специалистов. В качестве структурных составляющих потенциала выступают три методологических основания: технология производства как интеграционная составляющая производственного процесса; интеграция науки, образования и производства; приоритет профессиональных и производственных ценностей и целей в профессиональном развитии личности будущего специалиста. На единстве данных методологических оснований предлагается строить учебно-производственный процесс как согласованное взаимодействие учебно-воспитательного процесса в вузе и производственного процесса на промышленном предприятии. Принципиальное отличие учебно-производственного процесса от традиционного заключается в том, что знания, умения, навыки, компетенции формируются в контексте развития сложной и динамичной системы профессиональной деятельности и мышления специалиста. В условиях рыночной экономики и конкуренции на рынке товаров и услуг методологической основой подготовки должно стать обучение будущих специалистов работе в изменяющихся ситуациях практической деятельности. Таким образом, центр тяжести смещается с формирования у студентов знаний, умений, навыков, компетенций на овладение ими искусством их применения в соответствии с потребностями производства.

Об авторах

Евгений Александрович Корчагин

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

доктор педагогических наук, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии. 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1, корпус 2, оф. 2-204

Раис Семигуллович Сафин

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Email: safin@kgasu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения, педагогики и социологии. 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1, корпус 2, оф. 2-204

Список литературы

  1. Сафин Р.С., Корчагин Е.А. Образовательный кластер: взаимодействие вуза и предприятий: Монография. - Казань: КГАСУ, 2012. - 165 с.
  2. Корчагин Е.А., Сафин Р.С., Айтуганов И.М. Практическая подготовка: взаимодействие вуза и предприятия // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 163-166.
  3. Корчагин Е.А., Сафин Р.С., Айтуганов И.М., Самолдина Л.Н. Вуз и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 138-143.
  4. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Вуз и предприятие: точки взаимодействия // Нижегородское образование. - 2011. - № 3. - С. 117-122.
  5. Корчагин Е.А., Сафин Р.С., Сучков В.Н. Научно-методические аспекты взаимодействия образования и производства // Известия Казанского архитектурно-строительного университета. - 2011. - № 2(16). - С. 351-358.
  6. Мухаметзянова Г.В., Корчагин Е.А., Сафин Р.С., Айтуганов И.М., Матухин Е.Л., Самолдина Л.Н. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 3. - С. 5-10.
  7. Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Айтуганов И.М., Дьячков Ю.А., Матухин Е.Л., Сучкова Т.В. Научные основы взаимосвязи профессионального образования и производства: Монография / Под общ. ред. Г.В. Мухаметзяновой. - Казань: КГАСУ, 2009.
  8. Махмутов М.И., Халиуллин И.А. Производство и проблема интеграции в профессиональном образовании учащихся / Проблемы интеграции процесса обучения в СПТУ: Сб. науч. тр. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 83-93.
  9. Москвина Н.Б. Профессиональная деятельность преподавателя вуза: проблема разрушения смыслов // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 36-42.
  10. Батышев С.Я. Производственная педагогика. - М.: Машиностроение, 1976.
  11. Давыдова Н.С., Клочков Ю.П. Бережливое производство на предприятиях машиностроения: теория и практика внедрения. - М.: Издательство Академии естествознания, 2012. - 111 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Корчагин Е.А., Сафин Р.С., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.