THE EXPERIENCE OF IMPLEMENTING THE FEDERAL ACT ON THE ESTABLISHMENT AND MONITORING OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN COLLEGE


Cite item

Full Text

Abstract

Considers the problem of implementation of the requirements of Federal act to improve the quality of training of a competent specialist middle management in the engineering industry. As one of the ways to solve this problem is to use the monitoring of development of professional competences, allowing to control the process of formation of professional competences of students of the College. One of the main tasks of the organization of system of monitoring of professional competence in College is providing feedback that allows you to control the quality of the process. The authors examine the nature of pedagogical monitoring of formation of professional competence of students as a means of quality management of educational process on the example of his research in Togliatti engineering College.

Full Text

Внедрение стандартов третьего поколения ставит перед образовательным учреждением цель - не только способствовать освоению обучающимися знаний, умений и навыков по специальности, но и формировать общие и профессиональные компетенции будущего специалиста для обеспечения его конкурентоспособности на рынке труда. Педагогическому коллективу современного колледжа необходимо определить методы, обеспечивающие достижение поставленных целей образовательного процесса. Одним из таких методов является метод отслеживания качества формирования профессиональных компетенций обучающегося, т. е. педагогический мониторинг. В результате изучения психолого-педагогической литературы [2-6], анализа данных, получаемых в процессе диагностических процедур мониторинга, руководители образовательного учреждения обеспечиваются качественной и своевременной информацией для принятия стратегических решений по корректированию целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров образовательного процесса, появляется реальная возможность выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) [1]. Эффективность педагогического мониторинга и технология его реализации определяются степенью использования новых информационных технологий и уровнем информационной культуры участников образовательного процесса. Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация. При формальном подходе к оценке уровня сформированности компетенций существует вероятность, что основные положения ФГОС-3 не будут реализованы. Рассмотрим сущность педагогического мониторинга формирования профессиональных компетенций студентов как средства управления качеством образовательного процесса на примере его исследования в Тольяттинском машиностроительном колледже (ГБОУ СПО ТМК). В ходе проведенного методическим объединением машиностроительного колледжа опроса преподавателей было выявлено несовершенство механизмов мониторинга формирования профессиональных компетенций выпускников технических специальностей колледжа. Анкетирование преподавателей показало довольно слабую информированность о возможностях педагогического мониторинга профессиональных компетенций. 12 % преподавателей затрудняются в выборе инструментов оценки профессиональных компетенций обучающихся; 46 % применяют традиционные методы оценки знаний, умений и навыков; 10 % не имеют о мониторинге необходимой информации; 32 % систематически проводят диагностику обученности студентов и ведут собственный своеобразный мониторинг обученности, разобщенный с действиями других преподавателей и не позволяющий оценивать качество формируемых профессиональных компетенций. В результате длительных наблюдений за образовательным процессом, устных бесед с преподавателями и студентами, изучения результатов диагностики обученности студентов со второго по четвертый курс, анализа входного, текущего и итогового контроля студентов, анализа результативности традиционных и нетрадиционных методов диагностики была определена потребность в создании целостной системы педагогического мониторинга в колледже. Для проведения эксперимента по внедрению мониторинга сформированности профессиональных компетенций колледжа была создана творческая группа под руководством автора. Согласно анализу ФГОС по специальности 151901 «Технология машиностроения» была разработана конкретизация результатов обучения по основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) по каждой дисциплине профессионального цикла. На основе проведенного анализа было разработано 11 рабочих программ общепрофессиональных дисциплин, нацеленных на формирование компетенций согласно стандарту. Технология формирования профессиональных компетенций представлена на рисунке. Технология формирования профессиональных компетенций Творческой группой разработаны рабочие программы и фонды оценочных средств по профессиональным модулям согласно ФГОС-3. Творческая разработка контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин» одобрена Центром профессионального образования Самарской области и рекомендована в качестве образцовой по специальности 151901 «Технология машиностроения для средних профессиональных учреждений области». Таким образом, первая задача была решена. Преподаватели колледжа приступили к реализации ОПОП. В процессе обучения студентов колледжа по новой образовательной программе проводился мониторинг обученности студентов по ОПОП. Для проведения мониторинга творческой группой под руководством авторов была разработана программа мониторинга и положение о мониторинге в ГБОУ СПО ТМК. Диагностические методики разрабатывались с учетом направленности диагностируемой дидактической единицы на соответствующую компетенцию, что позволяло выявить уровень ее сформированности. Согласно программе проводилось отслеживание уровня сформированности компетенций, составлялись диагностические карты, выявлялись наиболее часто встречающиеся ошибки, планировалась коррекционная работа: например, заложить в программу будущего года больше часов на изучение тем, вызвавших затруднение у студентов, организовать консультации со студентами, выделить время на следующих уроках для повторения данных тем. На уроках по общепрофессиональным дисциплинам систематически применялись компетентностно-ориентированные задания для формирования компетенций студентов согласно ФГОС. На основании полученных результатов мониторинга вносились изменения в рабочие программы профессионального цикла. Таким образом, проведение уровневого мониторинга сформированности профессиональных компетенций обучающихся позволяет видеть динамику формирования компетенций обучающихся на протяжении всего курса обучения по ОПОП и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Поскольку в учреждениях среднего профессионального образования ФГОС-3 внедряется четвертый год, в этом году по специальности 151901 «Технология машиностроения» состоится первый выпуск студентов, обучающихся по новому образовательному стандарту. В феврале этого года был проведен комплексный экзамен по ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин». Практическим заданием для студентов была разработка технологического процесса изготовления детали «Валик». Контрольный этап мониторинга показал довольно высокий (более 80 %) уровень сформированности профессиональных компетенций как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Все студенты получили заключение об освоении ПМ 01 «Освоен». Результаты в экспериментальной группе в среднем на 14 % выше, чем в контрольной, из чего можно сделать вывод об эффек-тивности разработанной технологии формирования профессиональных компетенций, в частности применения методики компетентностно-ориентированных заданий в экспериментальной группе. Однако рассматриваемый этап выявил и «болевые точки» в образовательном процессе. Довольно низкие результаты были получены по ряду показателей - это явилось сигналом того, что необходимы изменения в ряде рабочих программ. В результате проведения предыдущего этапа было установлено, что определенный процент обследуемых обучающихся показали низкий уровень сформированности информационной компетенции. При анализе причин создавшейся проблемы на методической комиссии было выдвинуто предложение внести коррективы в учебный план. Например, увеличить объем практических занятий по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация», ввести экзамен вместо дифференцированного зачета по ПМ 03. Преподавателям было предложено изменить рабочую программу, сделав основной акцент на информационные технологии. Например, использовать на практических занятиях программу «Компас» для проведения практических занятий по общепрофессиональным дисциплинам. Преподавателям спецдис-циплин на заседании методической комиссии было указано на необходимость применения компьютерных технологий в образовательной деятельности. Таким образом, логически завершен цикл мониторинга и перед преподавателями колледжа встают новые задачи по совершенствованию процесса формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Это прежде всего повышение качества формируемой компетенции, тесная работа с социальным партнером по выявлению потребностей работодателя в компетенциях будущего специалиста, распро-странение опыта проведенного эксперимента на все специальности колледжа и за его пределы и другое. Итак, при применении предложенного алгоритма формирования и мониторинга компетенций результат формирования профессиональных компетенций обучающихся может достигнуть соответствия положениям ФГОС-3 среднего профессионального образования.
×

About the authors

Irina V. Neprokina

Togliatti State University

Email: ivneprokina@rambler.ru

Natalia N. Ershova

Togliatti College of Mechanical Engineering

Email: ershova.1969@bk.ru

References

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 «Технология машиностроения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_ 162602.html (дата обращения 20.12.2013).
  2. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методи-ческое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
  3. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: Монография / В.Я. Ни-китин [и др.]. - СПб.: ИПК СПО, 2012. - 184 с.
  4. Непрокина И.В., Юрковец О.П., Кифа Л.Л. Технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров (на примере подготовки бакалавров различных направ-лений) // PalmariumAcademicPublishingGmbH&Co. KG. - 2012. - 168 с.
  5. Коган Е.Я., Голуб Г.Б., Фишман И.С. Ключевые компетентности как результат общего образования: подходы к оценке // Активная школа: теория, практика, перспективы. - М.: Американские советы по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, 2005. - С. 108-111, 125-128.
  6. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Фишман И.С. Оценка уровня сформированности ключевых про-фессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры // Вопросы образования. - 2008. - № 2. - С. 161-185.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Neprokina I.V., Ershova N.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies